Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 232: | Строка 232: | ||
=== Курско-Киевская железная дорога === | === Курско-Киевская железная дорога === | ||
Дорога, [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.B8_.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.B8_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|почти достроенная еще в 1868 году]] задержалась в окресnностях Киева, по-видимому, в связи с необходимостью преодоления крупной реки Днепр. В августе 1869 года был открыт короткий участок Борвары - Днепр длиной 18 верст (19 км), который продлил дорогу вплотную к реке, а 14 февраля 1870 года был введен в строй последний участок Днепр - Киев длиной 5,6 верст (6 км) с [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.94.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D1.81.D1.82_.D0.BD.D0.B0_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B5_.28.D0.9C.D0.BE.D1.81.D1.82_.D0.A1.D1.82.D1.80.D1.83.D0.B2.D0.B5.2C_.D0.B3._.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.29|крупным мостом через Днепр]]. В том же году дорога была продолжена на запад линией [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Киево-Балтской ж.д.]]. | Дорога, [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.B8_.D0.B2.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D0.B8_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|почти достроенная еще в 1868 году]] задержалась в окресnностях Киева, по-видимому, в связи с необходимостью преодоления крупной реки Днепр. В августе 1869 года был открыт короткий участок Борвары - Днепр длиной 18 верст (19 км), который продлил дорогу вплотную к реке, а 14 февраля 1870 года был введен в строй последний участок Днепр - Киев длиной 5,6 верст (6 км) с [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.94.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D1.81.D1.82_.D0.BD.D0.B0_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B5_.28.D0.9C.D0.BE.D1.81.D1.82_.D0.A1.D1.82.D1.80.D1.83.D0.B2.D0.B5.2C_.D0.B3._.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.29|крупным мостом через Днепр]]. Общая стоимость проекта составила 30201615 рублей серебром.[https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0] В том же году дорога была продолжена на запад линией [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Киево-Балтской ж.д.]]. | ||
В 1894 году дорога [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.92.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.B6_.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.92.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|была продлена до Воронежа]] и переименована в Киево-Воронежскую ж.д. | В 1894 году дорога [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D1.83.D1.80.D1.81.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.92.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.B6_.D0.9A.D0.B8.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.92.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B6..D0.B4.|была продлена до Воронежа]] и переименована в Киево-Воронежскую ж.д. |
Версия от 02:54, 18 сентября 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1861 г. по 18 (30) октября 1870 г.
Границы периода обусловлены подписанием 19 февраля (3 марта) 1861 года Императором Манифеста об отмене крепостного права и рассылкой 19 (31) октября 1870 г. Циркулярной депеши Горчакова[1], в которой Россия отказалась от навязанных ей после Крымской войны ограничений на Черном море.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Броненосный фрегат «Князь Пожарский»
Броненосный фрегат, являвшийся по сути, прообразом океанских броненосных крейсеров и до 1866 года носивший название просто «Пожарский», был заложен 18 ноября 1864 года на Галерном острове Санкт-Петербурге, спущен на воду 31 августа 1867 года, введен в строй российского военно-морского флота в 1869 году. В 1875 году прошел модернизацию.
Броненосные фрегаты типа «Севастополь»
Заложенные в 1861 году крупные фрегаты водоизмещением более 6000 тонн уже в процессе строительства в 1862 году было решено переделать в броненосные, для чего было решено уменьшить число пушек, увеличив их калибр, и за счёт сэкономленной массы бронировать эти деревянные корабли. Всего для российского военно-морского флота было построено два корабля, в окончательном варианте достаточно сильно отличавшиеся друг от друга:
- «Севастополь» - заложен 16 марта 1861 года в Северном доке Кронштадта, спущен на воду 12 августа 1864 года, введён в строй в 1865 году.
- «Петропавловск» — заложен 9 сентября 1861 года в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге (фактически работы начаты 12 января 1861 года), спущен на воду 15 августа 1865 года, введён в строй в 1867 году. Во время Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг. находился в Средиземном море, но в активных боевых действиях не участвовал, просто давя на нервы турецкому командованию своим присутствием.
Парусно-винтовые 135-пушечные линейные корабли
Заложенные в Спасском адмиралтействе в Николаеве как парусные линейные корабли эти линкоры из-за требований Парижского мирного договора в невооруженном виде были переведены на Балтику, где были дооснащены вооружением и паровыми машинами.
- «Цесаревич» — 135 пушек, заложен 3 августа 1853 г., спущен на воду 29 октября 1857 г., введен в строй в 1861 г.
- «Синоп» (до 30 марта 1856 г. «Босфор») — 135 пушек, заложен 29 октября 1852 г., спущен на воду 26 сентября 1858 г., введен в строй в 1861 г.
Парусно-винтовой 111-пушечный линейный корабль «Император Николай I»
Заложен как парусный линейный корабль 25 июня 1855 г. в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 мая 1860 г. Паровая машина мощностью 600 л.с. установлена в 1861 г. На пробу машин выходил в октябре 1861 г.
Стоимость корабля, видимо, без вооружения и механизмов, к моменту спуска на воду составляла 799987 рублей 75 копеек. (Для сравнения: заказанная в 1859 году паровая машина фрегата «Дмитрий Донской» мощностью 800 л.с. стоила 417 тыс. рублей).[2]
Моские порты
Реконструкция порта Либава
В связи с планами постройки железной дороги к наименее замерзающему российскому порту а Балтике в Либаве 26 августа 1858 года был утвержден проект его реконструкции. Работы начались в 1861 году, приэтом планы строительства железной дороги менялись и откладывались, но, тем не менее, к 1868 году работы по реконструкции, заключавшиеся в углублении гавани и фарватера, а также строительстве новых молов и двух маяков были завершены.[3] Стоимость проекта по некоторым сведениям[4] составляла 5 млн рублей.
Железная дорога в порт пришла в 1871г., а в 1890-х порт пережил куда более глобальную реконструкцию.
Железные дороги
В этот период в России начинается массовое строительство железных дорог и именно в строительство их опорной сети в то время в основном вкладывалось государство.
1861
Участок Ковно — Вержболово Санкт-Петербурго-Варшавской ж.д.
Линия — ответвление к границе Пруссии строившейся магистрали Санкт-Петербург — Варшава длиной 82 версты (87 км) был введен в строй в апреле 1861 г.
Ветка отличалась наличием двух первых в России железнодорожных тоннелей — Понарского (Вильнюсского, Виленского) у станции Панеряй длиной 427 м и крупного Ковенского тоннеля у станции Ковно длиной 1278 м, который сам по себе являлся крупным проектом.[5]
Первая очередь Московско-Нижегородской железной дороги (участок Москва-Владимир)
Проект строительства Московско-Нижегородской железной дороги был одобрен еще в 1847 году, однако реально из-за недостатка средств строительство первого участка Москва - Владимир длиной 175 вёрст (187 км) началось в мае 1858 г., введен в строй участок был в июне 1861 года. Позднее, в 1878 гооду на участке был проложен второй путь.
Риго-Динабургская железная дорога
Дорога длиной 204 версты (217,5 км), связавшая порт в Риге со строившейся Санкт-Петербурго-Варшавской железной дорогой в районе крепости Динабург (с 1893 г. Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия) введена в строй в сентябре 1861 г. Позднее, в 1866 году было построена продолжавшая её Динабурго-Витебская железная дорога.
Участок Лович — Кутно Варшавско-Бромбергской ж.д.
Линия, являвшаяся продолжением построенного еще в 1845 г. 20-верстного ответвления Секрневичи — Лович от основной магистрали Варшава — Вена и первой очередью Варшавско-Бромбергской железной дороги была введена в строй в ноябре 1861 г. Длина вновь построенного участка составила 42 версты (45 км). В следующем году линия была продлена до Александрова на прусской границе.
1862
Линия Гельсингфорс - Тавастгуст Железных дорог Великого Княжества Финляндского
Первая линия Железных дорог Великого Княжества Финляндского длиной в 101 версту (108 км). Введена в строй в марте 1862 года. Следующей в 1870 году была построена линия, соединяющая эту железную дорогу с Санкт-Петербургом.
Волго-Донская железная дорога
В связи с ростом перевозок угля из донецкого бассейна в центральную Россию по Дону и Волге, а также невозможностью в то время построить Волго-Донской канал практически по линии его будущей трассы была построена железная дорога Волжская — Донская от Царицына (ныне Волгограда) до основанного вместе с дорогой города Калач длиной 75 верст (80 км), связавшая по кратчайшему пути Волгу и Дон. Дорога введена в строй в марте (по другим сведениям 5 мая) 1862 г.
Первая очередь Московско-Рязанской ж.д. (участок Москва — Коломна)
Пусковой часток Московско-Рязанской ж.д. Москва — Коломна длиной 107 верст (114 км) был введен в строй 5 июля 1862 года.[6]
Московско-Нижегородская железная дорога
В это время в дополнение к ранее построенному участку Москва - Владимир был введен в строй второй и завершающий участок Московско-Нижегородской железной дороги Владимир - Нижний Новгород. Строительство eчастка началось весной 1859 г., введен в строй 1 августа 1862 г. После этого еще два года продолжались небольшие работы по достройке магистрали, а в 1868 г. к дороге была пристроена Шуйско-Ивановская ж.д. Позднее в 1892 г. на участке был проложен второй путь.
Московско-Троицкая железная дорога
Частная железная дорога от Москвы до Сергиева Посада длиной 66 верст (70 км) была торжественно открыта 18 августа 1862 года. По оценкам современников, дорога являлась образцовой во всех отношениях - как по организации работ и качеству постройки, так и по финансовым показателям. Вскоре была продлена на северо восток, образовав Московско-Ярославскую железную дорогу.
Варшавско-Бромбергская железная дорога
Магистраль, связывавшая центральную Польшу с пруссией, начальный участок линии Лович — Кутно был завершен ранее, была полностью введена в строй в ноябре 1862 г. Длина вновь построенного участка Кутно — Александров составила 88 верст (94 км).
Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога (завершение строительства)
Крупнейшую в России того времени железнодорожную магистраль, основная часть которой была введена в строй ранее, наконец полностью завершили в декабре 1862 года. Последние участки магистрали строились в следующем порядке[7]:
- Ковно — Вержболово длиной 82 версты (87 км) — ответвление к границе с Пруссией, введено в строй в апреле 1861 г.
- Двинск — Ландварово длиной 178 верт (190 км) и Ландварово — Ковно длиной 80 верст (86 км) — введены в строй в марте 1862 г.
- Ландварово — Варшава длиной в 371 версту (396 км) — введен в строй в декабре 1862 г.
1863
Грушевская железная дорога
Железная дорога, иногда называемая также Грушевско-Донской была призвана связать бурно развивавшиеся в это время месторождения антрацита в станице Грушевсой области Войска Донского с причалами на реке Дон. Линия Шахтная (ныне г. Шахты Ростовкой области) - Аксай через столицу области г. Новочеркасск длиной 63 версты (67 км) строилась по Указу Императора Александра II, подписанному 16 мая 1860 года. Строительство началось 2 апреля 1861 года. Торжественно открыта дорога была 29 декабря 1863 года по старому стилю, а правильное движение на ней было организовано с 1 января 1864 года.[8]
1864
Московско-Рязанская железная дорога
Дорога открылась 27 августа 1864 года со вводом в строй заключительного участка Коломна — Рязань длиной 78 верст (83 км) - участок от Москвы до Коломны был введен в строй ранее. Поезда в это время шли по временному мосту через Оку, который был заменен постоянным в 20 февраля 1865 года, а второй путь на дороге построен 25 июля 1870 года. Вскоре в качестве продолжения этой дороги была построена Рязано-Козловская ж.д..
1865
Одесская железная дорога
Островная железная дорога, связывающая одесский порт с прилегающими местностями состояла из основной линии Одесса — Балта и коротких ответвлений Раздельная — Кучурган м Балта — Пристань. Дорога общей протяженностью 220,5 верст (237 км), которую иногда называли также Одесско-Балтской, открылась одновременно на всем протяжении 3 декабря 1865 года.[9]. Позднее были построены линии этой дороги в Голту (Ольвиополь) и в Кишенёв, а сама линия была продлена на север с вводом в строй в 1870 году Киево-Балтской ж.д.
1866
Лодзинская фабричная железная дорога
Дорога Колюшки — Лодзь длиной 26 верст (27,5 км) в западной Польше соединила один из самых промышленно развитых городов Империи с общегосударственной сетью железных дорог. Была открыта в мае 1866 года. Стоимость проекта составила 2,26 млн рублей.[10] В дальнейшем дорога стала одной из самых доходных в стране.
Рязанско-Козловская железная дорога
Дорога до Козлова (ныне Мичуринска), являвшаяся продолжением Московско-Рязанской ж.д. строилась на частные деньги. Концессия (разрешение) на строительство была дана 12 марта 1865 года, а уже 4 сентября 1866 года дорога длиной 198 верст (211 км) была введена в строй.
Позднее, в конце 1867 года к линии была присоединена Ряжско-Моршанская ж.д., а в 1869 году линия была продлена сразу в двух направлениях: Козлов — Воронеж и Козлов — Тамбов. В результате, уже вскоре перевозки, прежде всего, хлебных грузов потребовали увеличения ее пропускной способности, поэтому несколько позже 1 июня 1870 года на дороге был проведен второй путь.
Динабурго-Витебская железная дорога
Изначально частная железная дорога, являвшаяся продолжением Риго-Динабургской ж.д., строилась с 1863 года.[11] Движение на дороге открывалось в два этапа: участок Динабург (ныне Даугавпилс, Латвия) — Полоцк длиной в 151 версту (161 км) был открыт 24 мая 1866 года, а второй и заключительный участок Полоцк — Витебск длиной 95 верст (101 км) — 5 октября 1866 года.
Позднее, в 1868 году было построено продолжение этой железной дороги до Орла.
Первая и вторая очереди Варшавско-Тереспольской ж.д.
Магистральная железнодорожная линия в cторону Москвы начиналась в заречном предместье Варшавы - Праге. Первые участки Варшавско-Тереспольской ж.д. были введен в строй в 1866 году: Варшава (Прага) — Седлец длиной 83 версты (89 км) — 28 сентября 1866 года и Седлец — Луков длиной 26 вёрст (28 км) — 19 ноября 1866 года.[12]
Участок Москва — Серпухов Московско-Курской (Южной) ж.д.
Первый участок строившейся за государственный счет Московско-Курской железной дороги, которую в то время иногда называли Южной железной дорогой, был введен в строй в ноябре 1866 года. Длина участка Москва — Серпухов составила 93 версты (99 км).
1867
Линия Балта — Голта (Ольвиополь) Одесской ж.д.
Линия длиной 110 верст (118 км), отходившая почти под прямым углом от конца основной линии Одесской ж.д. в Балте была открыта в сентябре 1867 года. По некоторым сведениям изначально ее конечная станция расоплагалась в Ольвиополе, но с 1869 года раполагалась уже перед мостом через Буг в селе Голта (ныне оба населенных пункта входят в город Первомайск Николаевской области, Украина).
Вскоре железная дорога была продлена на восток.
Участок Луков — Тересполь Варшавско-Тереспольской ж.д.
В 1867 г. была завершена основная часть Варшавско-Тереспольской ж.д., когда дорога дошла до заречного пригорода Бреста — Тересполя (точнее, станции Лобачев) (позднее, в 1870-м, был введен в строй только короткий участок Любачев — Брест с мостом через Буг). Линия вводилась в строй постепеннно: участок Луков — Межиречье (Мендзиржец) длиной 26 вёрст (28 км) был введен в строй 20 мая 1867 года (по другим сведениям в июне того же года), участок Межиречье (Мендзиржец) — Бела длиной 23 версты (25 км) введен в строй 30 июня 1867 года, а участок Бела — Лобачев (Тересполь) длиной 33 версты (35 км) — 6 сентября 1867 года. По другим сведениям последние два участка вводились в строй вместе в сентябре 1866 года.
Участок Серпухов — Тула Московско-Курской (Южной) ж.д.
Второй участок строившейся за государственный счет Московско-Курской железной дороги, которую в то время иногда называли Южной железной дорогой, был введен в строй в сентябре 1867 года. Длина участка Серпухов — Тула составила 89 верст (95 км).
Ряжско-Моршанская железная дорога
Линия длиной 119 верст (127 км), соединившая Моршанск с Рязано-Козловской ж.д., была введена в строй в декабре 1867 года. Вскоре дорога была продлена на запад от Ряжска линией Скопинской ж.д.
1868
Елецко-Грязская железная дорога
С этой дороги весьма активное в этом плане Елецкое земство начало строительство железных дорог вокруг родного города славящегося в то время, помимо процего, кружевным промыслом, в котором было занято порядка 30 тыс. работниц. Дорога длиной 106 верст (113 км) связала Елец со станцией Грязи строившейся Козловско-Воронежской ж.д., которая вскоре стала крупным железнодорожным узлом. Первый поезд по железной дороге прибыл в Елец 30 августа 1868 года.
Еще до завершения строительства этой дороги Елецкое земство получило разрешение на ее продление до Орла, которое и было построено вскоре, аа еще раньше другие земства построили другое продолжение этой линии до Борисоглебска.
Линия Голта — Елизаветград — Знаменка Одесской ж.д.
Линия, строившаяся за казенный счёт в качестве продолжения линии Балта — Голта Одесской ж.д. была введена в строй в августе 1868 года. Состояла из двух участков: Голта — Елизаветград длиной 138 вёрст (147 км) и Знаменка — Елизаветград длиной 44 версты (47 км).
Участок Знаменка — Елизаветград вскоре был соединен в Знаменке с частной Харьково-Кременчугской ж.д., являвшейся продолжением этой линии и соединившей островную Одесскую ж.д. с общегосударственной сетью железных дорог.
Шуйско-Ивановская железная дорога (первая очередь)
Железнодорожная линия от станции Новки Московско-Нижегородской ж.д. до Иваново-Вознесенска (ныне Иваново) общей длиной 84 версты (90 км) была открыта в сентябре 1868 года. Всккоре было построено продолжение линии до Кинешмы.
Участок Тула — Курск Московско-Курской (Южной) ж.д.
Третий и последний пусковой участок строившейся за государственный счет Московско-Курской железной дороги, которую в то время иногда называли Южной железной дорогой, был введен в строй в сентябре 1868 г. Длина участка Тула — Курск составила 322 версты (343 км).
Московско-Курская (Южная) железная дорога
Построенная за государственный счет магистраль Москва - Курск общей длиной 509 верст (543 км) в то время иногда называлась Южной железной дорогой. Линия, завершенная в сентябре 1868 года, вводилась в строй по частям тремя крупными участками:
- Москва - Серпухов - введен в строй в 1866 году.
- Серпухов - Тула - введен в строй в 1867 году.
- Тула - Курск - введен в строй в 1868 году.
Вскоре магистраль была продлена до Ростова (ныне Ростова-на-Дону).
Орловско-Витебская железная дорога
Железная дорога, являвшаяся продолжением Динабурго-Витебской ж.д. была введена в строй в конце 1868 года в два этапа: участок Витебск - Рославль длиной 240 верст (256 км) был введен в строй в октябре 1868 года, а участок Рославль - Орел общей длиной 250 верст (266 км) - в ноябре 1868 года.
Позднее было построено продолжение этой линии до станции Грязи.
Митавская железная дорога
Линия Торенсберг - Митава длиной 38 верст (40 км) соединила столицу Курляндии - Митаву с Ригой, куда к тому моменту железная дорога уже пришла. Станция Торенсберг находилась на левом берегу Западной Двины напротив Риги, моста же изначально построено не было. Линия введена в строй 21 ноября 1868 года.[13]
Первая и вторая очереди Курско-Киевской ж.д.
Основнуя часть железной дороги ввели в составе двухпусковых участков в конце 1869 года[14]:
- участок Курск - Ворожба длиной 166 верст (177 км) - введен в строй 14 ноября 1869 года.
- участок Ворожба - Бровары длиной 250 верст (266 км) - введен в строй 17 декабря 1870 года.
При этом конечный пункт второго участка - станция Бровары - оказался ввчего в 20 км от Киева, скоторым его разделял весьма широкий в этом месте Днепр. Полностью строительство дороги было завершено позднее.
1869
Козловско-Воронежская железная дорога
Магистральная железнодорожная линия, продолжавшая Рязанско-Козловкую ж.д. в сторону Ростова-на-Дону (в то время просто Ростова). Длина линии составляла 168 верст (179 км), ввод в строй состоялся в августе 1869 года.
Еще до официального воода линии в строй, в 1868 году, к линии была присоединена Елецко-Грязская ж.д.
Участок Крюков — Знаменка Харьково-Кременчугской ж.д.
Первый пусковой участок Харьково-Кременчугской железной дороги, являвшейся, по сути, продолжением участка Голта — Елизаветград — Знаменка Одесской ж.д., был открыт в октябре 1869 года. Общая длина участка, соединившего Знаменку с берегом Днепра, составила 90 вёрст (96 км).
Тамбово-Козловкая железная дорога
Железнодорожная линия, продолжавшая Рязанско-Козловкую ж.д. в сторону Саратова. Длина линии составляла 67 верст (71 км), ввод в строй состоялся 22 декабря 1869 года.
Вскоре линия была продлена до Саратова Тамбово-Саратовской ж.д.
Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Крупная магистраль, целиком введенная в строй в 1869 году, являлась, по сути, продолжением Московско-Курской ж.д. и также иногда именовалась Южной. Состояла из нескольких участков:
- Курск — Харьков общей длиной 228 вёрст (243 км) — введён в строй в 6 июля 1869 года.
- Ростов (ныне Ростов-на-Дону) — Горловка (Никитовка) длиной 227 вёрст (242 км) — введён в строй в декабре 1869 года.
- Харьков — Лозовая длиной 138 вёрст (148 км) — введён в строй в декабре 1869 года.
- Лозовая — Горловка (Никитовка) длиной 169 вёрст (180 км) — введён в строй в декабре 1869 года.
Грязе-Борисоглебская железная дорога
Железная дорога в направлении Царицына (ныне Волгограда) длиной 196 верст (209,5 км) была введена в строй в декабре 1869 года. Фактически линия являлась продолжением Елецко-Грязской ж.д. на юго-восток.
Продолжение линии до Царицына было построено позднее.
1870
Курско-Киевская железная дорога
Дорога, почти достроенная еще в 1868 году задержалась в окресnностях Киева, по-видимому, в связи с необходимостью преодоления крупной реки Днепр. В августе 1869 года был открыт короткий участок Борвары - Днепр длиной 18 верст (19 км), который продлил дорогу вплотную к реке, а 14 февраля 1870 года был введен в строй последний участок Днепр - Киев длиной 5,6 верст (6 км) с крупным мостом через Днепр. Общая стоимость проекта составила 30201615 рублей серебром.[15] В том же году дорога была продолжена на запад линией Киево-Балтской ж.д..
В 1894 году дорога была продлена до Воронежа и переименована в Киево-Воронежскую ж.д.
Варшавско-Тереспольская железная дорога
Железная дорога от Варшавы до Бреста первоначально была построена между их заречными пригородами - Прагой в Варшаве и Тересполем в Брест-Литовске, однако 17 февраля 1870 г. был введен в строй мост через Буг и железная дорога дошла до самого Бреста, а уже в следующем 1871 году дорога соединилась с линией Москва-Брест, образовав железнодорожную магистраль Москва-Варшава.[16] Сама линия железной дороги вводилась поэтапно:
- Участки Варшава (Прага) — Седлец и Седлец — Луков — введены в строй в 1866 году.
- Участки Луков — Межиречье (Мендзиржец), Межиречье (Мендзиржец) — Бела и Бела — Лобачев (Тересполь) — введены в строй в 1867 году.
- Участок Лобачев - Брест длиной 7 верст (8 км) с мостом через Буг — введен встрой 17 февраля 1870 года.
Московско-Ярославская железная дорога
Магистраль, строившаяся со 2 июля 1868 года как продолжение Московско-Троицкой ж.д. была введена в строй 18 февраля (2 марта) 1870 года. Длина вновь построенного участка от Сергиево до Ярославля составляла 196 верст (209 км).
Орловско-Грязская железная дорога
Железная дорога, вклоючавшая в себя в качестве участка ранее построенную Елецко-Грязскую ж.д. фактически являлась продолжением Орловско-Витебской ж.д. Вновь построенная часть дороги вводилась в строй в два этапа: основной участок Орёл - Казаки длиной 165 верст (176 км) был введен в строй в феврале 1870 года, а оставшаяся часть Казаки - Елец длиной 18 верст (19 км) - в июне 1870 года.
Рыбинско-Бологовская железная дорога
Железная дорога длиной 279 вёрст (298 км), дававшая почти кратчайший доступ волжским товарам в Санкт-Петербург была открыта 4 июня 1870 года.
Киево-Балтская железная дорога
Железная дорога, строившаяся в 1868…1870 гг. состояла сразу из двух линий: Балта (Бирзула) - Жмеринка, продолжавшей линию Одесса-Балта Одесской ж.д. в стоорону Австро-Венгерской границы и линии Киев-Жмеринка, соединявшей с первой линией Курско-Киевскую ж.д. Линия Киев — Жмеринка, кроме того, имела ответвление к Бердичеву. Также строилось продолжение линии Балта (Бирзула) - Жмеринка до Волочиска на границе с Австро-Венгрией, но эта линия была введена в строй уже в 1871 году, после продажи железной дороги соседним железным дорогам по частям. Дорога вводилась в строй несколькими участками:
- Участок Казатин - Киев длиной 152 версты (163 км) введен в строй в мае 1870 года.
- Участок Жмеринка - Бердичев длиной 126 вёрст (135 км) введен в строй в мае 1870 года.
- Участок Балта (Бирзула) - Жмеринка длиной 107 вёрст (114,5 км) введен в строй в августе 1870 года.
Железная дорога соединила Одесскую ж.д. с основной частью железных дорог страны и есть основания полагать, что тем самым подготовила почву для Циркулярной депеши Горчакова, отвергавшей ограничения на Черноморский флот, отправлением которой и закончился этот период истории.
Участок Тамбов — Умёт Тамбово-Саратовской ж.д.
Первый пусковой участок Тамбово-Саратовской ж.д. длиной 107 верст (114 км) был введен в строй 9 августа 1870 года.[17]
Участок Кременчуг — Полтава Харьково-Кременчугской ж.д.
Островной на тот момент участок строившейся Харьково-Кременчугской ж.д. длиной 111 вёрст (118 км) введен в строй в августе 1870 г.
Линия Рихимяки — Санкт-Петербург железных дорог Великого Княжества Финляндского
Основная магистраль Финских железных дорог длиной 347 верст (370 км), соединившая ранее построенную линию Гельсингфорс (ныне Хельсинки) — Тавастгуст с Санкт-Петербургом строилась с 1867 года и была открыта для пригородного сообщения в феврале 1870 года, а полностью введена в строй 11 сентября 1870 года.[18]
Московско-Смоленская железная дорога
Железная дорога, являвшаяся начальным участком Московско-Брестской ж.д., идущей практически по прямой к Варшаве, была открыта 19 сентября 1870 года. Длина линии составила 392 версты (418 км). Железная дорога являлась участком важнейшей в стратегическом отношении железнодорожной магистрали Москва-Варшава.[19]
Вторые пути на участке Москва — Кубинка были проложены в 1877…1879 годах, а на участке Кубинка — Смоленск — в 1891…1892 годах.[20]
Крупнейшие мосты
Александровский мост в Варшаве
Первый постоянный мост в городе, изначально строился для связи Варшаво-Венской и Санкт-Петербурго-Варшавской железных дорог с помощью двухпутной конной железной дороги, проходившей посередине моста, имевшего по краям по полосе для гужевого транспорта. Мост строился с 1859 года, торжественно открыт и освящен 22 ноября 1864 года. Стоимость проекта составила 2,7 млн рублей.
Мост был частично взорван при отступлении русских войск в 1915 г., восстановлен в 1916 г., в Польше носил название моста Карбедза, в честь русского генерала спроектировавшего мост. Окончательно был взорван немецкими войсками в 1944 году, после чего на его опорах был построен Шлёнско-Домбровский мост, в составе которого возведенные в 1860-х опоры служат и поныне.
Днепровский мост на Курско-Киевской железной дороге (Мост Струве, г. Киев)
Также известен как Дарницкий мост и Мост Струве. Самый длинный в Европе на тот момент мост строился выдающимся отечественным инженером Арманом Струве с марта 1868 года и был открыт в феврале 1870 года в составе Курско-Киевской железной дороги.[21]
Стоимость проекта составила 3,2 млн рублей[22] (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Позднее мост был практически полностью разрушен во время Великой Отечественной войны и более не восстанавливался - рядом построили новый Дарницкий мост.
Крупнейшие тоннели
Ковенский тоннель
Один из двух первых в России железнодорожных тоннелей. Двухпутный тоннель с кирпичной обделкой длиной 1278 м был построен в 1861 г. на ветке Ковно (ныне Каунас, Литва) - Вержболово Санкт-Петербурго-Варшавской ж.д.
Строительство тоннеля такой длины и сечения является достаточно большим даже по современным меркам, что позволяет однозначно отнести проект к крупным.
Проект примечателен тем, что в процессе его постройки инженером путей сообщения Г.Ф. Перротом впервые в мире была разработана методика расчета горного давления и профили обделок тоннелей для различных знечений этого параметра, которые с небольшими изменениями используются по сей день.[23] По состоянию на начало 2014 г. тоннель известен как как Каунасский, является однопутным, электрифицированным.
Гидротехническое строительство
Новоладожский канал
В связи с тем, что построенный еще Петром I между Невой и Волховом Ладожский канал, несмотря на проведенную в начале XIX века реконструкцию и продление, не мог обеспечить возрастающие потребности страны, было решено построить новый канал параллельно предыдущему ближе к Ладожскому озеру. Как и предыдущий канал был предназначен для безопасного плавания речных судов в обхол Ладожского озера, на котором часто слуались шторма. Строился с мая 1861 г. по сентябрь 1866 г. и используется по настоящее время. Стоимость проекта 4,6 млн рублей[24].
Фортификационные сооружения
Оборонительная казарма цитадели Новогеоргиевской крепости
Самое длинное и поныне здание в Европе (2250 м, что на 15 м длиннее стен московского Кремля). Построено на территории цитадели возведённой в 1830-х гг. крепости, по разным данным к 1862…1864 гг. в качестве одновременно места для размещения гарнизона и последней линии обороны. По-видимому является крупным проектом не только в силу больших геометрических размеров, сколько из-за толстых стен из специального кирпича повышенной прочности, аналогичного использованному в Брестской крепости, где, как известно, свою роль последнего рубежа аналогичная казарму успешно сыграла в 1941 г.
Позднее крепость неоднократно модернизировалась.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Крестьянская реформа
Стартоввшая для разных категорий крестьян в 1861-1864 гг. рефформа, известная также как отмена крепостного права, покончила с крепостным правом и стала одной из важнейших в истории страны. Однако ее половинчатость во многих смыслах дорого обошлоась государству, хотя по-другому в тот момент, видимо, и быть не могло, потому как в этом вопросе, в отличие от судебного, Царь-реформатор не имел возможности слишком уж сильно ущемить дворянство, которое имело возможность тут же ответить очередной табакеркой по голове. Практика это вскоре доказала, когда Александр II был убит в результате кровавого террористического акта как раз в тот момент, когда направлялся подписывать конституцию, что наводит на определенные размышления о роли самих правоохранительных органов в этом убийстве.
Судебная реформа
Одна из важнейших, радикальнейших и наиболее затратных реформа Александра II вводила с 1864 года в России совершенно новую систему судопроизводства. упраздняя ранее существовавшую сложную, но несостязательную систему практически полностью. Вместо этого были введены мировые суды для наиболее легких преступлений и гражданских тяжб, суды присяжных для более тяжких случаев и военные суды для государственных преступлений типа терроризма. Также, по крайней мереформально, перед законом стали равны все.
Крейсерские эскадры в США
В условиях в очередной раз обострившихся отношений с Британской Империей по случаю восстания в Польше, российское правительство решило убить одним махом двух зайцев. Дело в том, что, совсем как в Сирии, северные штаты с законным правительством США отнюдь не пользовались симпатией тогдашнего мирового гегемона — Англия поддерживала в гражданской войне южан и дело могло вскоре вылиться в прямую помощь флотом с блокадой северных штатов. Демонстрировать «готовность России поддержать демократические Соединенные Штаты Севера в их борьбе с рабовладельческими южными штатами» Россия решила путем посылки двух крейсерских эскадр отечественного флота в Атлантическом и Тихом океанах. [25]
Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Попова состояла из корветов «Богатырь», «Рында» и «Новик», а также клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Атлантическая эскадра под командованием контр-адмирала Лисовского состояла из фрегатов «Александр Невский», «Ослябя» и «Пересвет», корветов «Варяг» и «Витязь», а также клипера «Алмаз». Корабли тайно покинули родные берега и вскоре появление целой эскадры русских крейсеров в Нью-Йорке в непосредственной близости от важнейших атлантических коммуникаций возымело в мировой политике эффект разорвавшейся бомбы.
Британские политики, находящиеся под впечатлением недавних успешных действий одного-единственного крейсера южан «Алабама» (который они сами же южанам и продали), в результате, дали задний ход, и войны не случилось. Стоимость отправки столь многочисленной эскадры в дальнее плавание безусловно позволяет отнести проект к крупным.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|