Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
POLIGON (обсуждение | вклад) (ёфикация, опечатки, викификатор) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Пётр I Великий.jpg|thumb|240px|Пётр I Великий]] | [[Файл:Пётр I Великий.jpg|thumb|240px|Пётр I Великий]] | ||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким | Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введённые в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года. | ||
Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I. | Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России. | Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России. | ||
Во многих отношениях Петергоф | Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду). | ||
[[Файл:Марли.JPG|thumb|left|150px|Дворец Марли]] | [[Файл:Марли.JPG|thumb|left|150px|Дворец Марли]] | ||
Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая [[#Петергофская дорога|Петергофская дорога]], вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее | Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая [[#Петергофская дорога|Петергофская дорога]], вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике. | ||
[[Файл:План гидросооружений Петергофа.jpg|thumb|150px|План гидротехнических сооружений Петергофа]] | [[Файл:План гидросооружений Петергофа.jpg|thumb|150px|План гидротехнических сооружений Петергофа]] | ||
[[Файл:Monplaisir palace in the Lower Park of Peterhof 01.jpg|thumb|left|150px|Дворец Монплезир]] | [[Файл:Monplaisir palace in the Lower Park of Peterhof 01.jpg|thumb|left|150px|Дворец Монплезир]] | ||
План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, | План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко. | ||
[[Файл:Petergof canal.JPG|thumb|150px|left|Морской канал Петергофа]] | [[Файл:Petergof canal.JPG|thumb|150px|left|Морской канал Петергофа]] | ||
Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 | Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений. | ||
Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра. | Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра. | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)#Достройка петровского Петербурга|художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне]], когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.BE.D0.B9_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.BE.D1.84.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.86|перестроен и существенно расширен]] знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века. | Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)#Достройка петровского Петербурга|художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне]], когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.BE.D0.B9_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B3.D0.BE.D1.84.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D0.B5.D1.86|перестроен и существенно расширен]] знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века. | ||
Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со | Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [http://www.welcome-petersburg.com/ru/история-петергофа/петергоф-при-петре-i] | ||
[[Файл:Вид Санкт-Петербурга. Зимний Дворец Петра I. Алексей Зубов.jpg|thumb|150px|Зимний дом Петра I, 1710-е гг.]] | [[Файл:Вид Санкт-Петербурга. Зимний Дворец Петра I. Алексей Зубов.jpg|thumb|150px|Зимний дом Петра I, 1710-е гг.]] | ||
=== Зимний дворец Петра I=== | === Зимний дворец Петра I === | ||
Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к | Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой [[rwp:Домик Петра I (Санкт-Петербург)|деревянный домик (первое здание в городе)]] и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой [[#Петергоф|Петергофа]] и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (за возможным исключением построенного несколько ранее [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге|дворца первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова]]). | ||
[[Файл:Зимний дворец Петра I - фрагмент Махаева.jpg|thumb|150px|left|Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.]] | [[Файл:Зимний дворец Петра I - фрагмент Махаева.jpg|thumb|150px|left|Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.]] | ||
После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в | После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725—1727 гг., а отделка отдельных залов для нового императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762)#Зимний дворец в Санкт-Петербурге|новый грандиозный Зимний дворец]]. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).[http://ru.wikipedia.org/wiki/Зимний_дворец_Петра_I] | ||
== Крупнейшие корабли и суда == | == Крупнейшие корабли и суда == | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
=== 64-пушечный линейный корабль «Дербент» === | === 64-пушечный линейный корабль «Дербент» === | ||
Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль | Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г. | ||
=== 54-пушечные линейные корабли === | === 54-пушечные линейные корабли === | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
* «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г. | * «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г. | ||
[[Файл:Кронштадтская гавань 1722 г. - рисунок И. Браунштейна.jpg|150px|thumb|left|Кронштадтские гавани, | [[Файл:Кронштадтская гавань 1722 г. - рисунок И. Браунштейна.jpg|150px|thumb|left|Кронштадтские гавани, 1722 г.]] | ||
== Крупнейшие морские порты == | == Крупнейшие морские порты == | ||
Строка 57: | Строка 58: | ||
В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен [[Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1721-1725)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82_.C2.AB.D0.A6.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C.C2.BB_.D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8|форт «Цитадель»]], защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной. [http://www.citywalls.ru/house20317.html] | В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен [[Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1721-1725)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82_.C2.AB.D0.A6.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C.C2.BB_.D0.9A.D1.80.D0.BE.D0.BD.D1.88.D1.82.D0.B0.D0.B4.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8|форт «Цитадель»]], защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной. [http://www.citywalls.ru/house20317.html] | ||
По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только | По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.9B.D0.B0.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.28.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.B0_I.29|Ладожскому каналу]]. | ||
[[Файл:Galley harbour SPb.jpg|thumb|150px|Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, | [[Файл:Galley harbour SPb.jpg|thumb|150px|Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.]] | ||
===Гребной порт Санкт-Петербурга=== | === Гребной порт Санкт-Петербурга === | ||
В | В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 х 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 х 200 м), [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B0|полностью достроенного уже при Петре II]] к концу 1720-х гг. | ||
Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань. | Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань. | ||
Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в | Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками. Они стали началом «фортеции» Галерной гавани — полностью же [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)#.D0.A3.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8|сооружение её деревянно-земляных укреплений и рва]] было завершено уже при Анне Иоанновне в 1736 г. При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8|произведена реконструкция сооружений гавани]], включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Галерная_гавань][http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019] | ||
===Астраханский военный порт=== | === Астраханский военный порт === | ||
Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в | Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского Адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутук (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства). | ||
В том же | В том же 1722 г. году на базе существующей Астраханской верфи, ранее подчинённой [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#.D0.9A.D0.B0.D0.B7.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE|Казанскому Адмиралтейству]], началось строительство Астраханского Адмиралтейства. [http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C][http://astrakhan.ru/history/read/31/][http://astrakhan.ru/history/read/35/] | ||
==Металлургическая промышленность== | == Металлургическая промышленность == | ||
[[Файл:Перспективный план Екатеринбургского завода 1729 года.jpg|thumb|150px|left|Екатеринбургский завод, | [[Файл:Перспективный план Екатеринбургского завода 1729 года.jpg|thumb|150px|left|Екатеринбургский завод, 1729 г. На переднем плане — плотина.]] | ||
[[Файл:План Егошихинского медеплавильного завода 1735 года.jpg|thumb|150px|Егошихинский завод, план В. де Геннина, | [[Файл:План Егошихинского медеплавильного завода 1735 года.jpg|thumb|150px|Егошихинский завод, план В. де Геннина, 1735 г.]] | ||
[[Файл:План Пыскорского медеплавильного завода, составленный в 1747 г.jpg|thumb|150px|Пыскорский завод, план В. де Геннина, | [[Файл:План Пыскорского медеплавильного завода, составленный в 1747 г.jpg|thumb|150px|Пыскорский завод, план В. де Геннина, 1747 г.]] | ||
По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#.D0.94.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_.D0.A3.D1.80.D0.B0.D0.BB.D0.B5|заводы Никиты Демидова]], государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В | === Государственные Сибирские (Уральские) заводы === | ||
В 1720-е гг. на Урале создаётся ряд новых государственных заводов и происходит модернизация [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_.D0.A3.D1.80.D0.B0.D0.BB.D0.B5|старых заводов, созданных ещё в начале 1700-х гг.]] В связи с завершением Северной войны к этому времени внутренняя потребность в металле для пушек снизилась, и появилась возможность начать экспорт чугуна за рубеж. В течение десятилетия Россия стала не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим экспортёром чугуна в мире. Эти позиции страна удерживала до конца XVIII в. | |||
По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#.D0.94.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.BD.D0.B0_.D0.A3.D1.80.D0.B0.D0.BB.D0.B5|заводы Никиты Демидова]], государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В 1720 г. на Урал для основания новых заводов посылается Василий Татищев, в то время также осуществлявший руководство работами по «землемерию» всего государства (первая инструментальная картографическая съёмка России). На Уктусском заводе в районе нынешнего Екатеринбурга Татищев создал Сибирское высшее горное начальство, ведавшее всеми государственными Сибирскими (Уральскими) заводами. Татищев выбрал на западном склоне Урала на реке Ягошихе место для медного завода, а на восточном склоне на реке Исеть — место для чугунолитейного завода, который должен был стать одним из крупнейших в стране. | |||
Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов: | Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов: | ||
*Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая | * Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая 1723 г., заработал в январе 1724 г.) — впоследствии завод превратился в город Пермь; | ||
*Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта | * Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта 1723 г., заработал 24 ноября 1723 г.) — ставший основой [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1721-1725)#.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3|города Екатеринбурга]] (днём основания города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты завода). Крупнейший металлургический завод России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности демидовский [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.9D.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.B5.D1.82.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4|Нижнетагильский завод]], также имевший 4 домны). | ||
Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь выросший вокруг завода город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. | |||
В те же годы де Геннин осуществил модернизацию старых казённых заводов (Уктусского, Алапаевского и Каменского), основал Полевский и Лялинский, [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|Верх-Исетский и Верхне-Уктусский заводы]], возобновил старинный Пыскорский завод в Соликамске (первый казённый медеплавильный завод, построенный ещё в 1634 г.). В последующие годы он также построил Синячихинский завод (1726) и Сысертский завод (1733). Де Геннин открыл на Урале первые горнозаводские школы, поставил самые современные вододействующие машины и построил заводские плотины (бывшие, как правило, самыми сложными и трудозатратными сооружениями на заводах). Всего де Геннин, руководивший Уральской промышленностью вплоть до 1734 г. (с перерывами на поездки в Петербург) основал на Урале 9 новых заводов на которых работали около 25 000 работников.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Татищев,_Василий_Никитич][http://ru.wikipedia.org/wiki/Геннин,_Георг_Вильгельм_де][http://www.biografija.ru/biography/gennin-vilim-georg-vilgelm-ivanovich.htm][http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Перми][http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Екатеринбурга][http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбургский_завод][http://sinyachiha.org/biography_gennin.html] | |||
== Машиностроение == | |||
[[Файл:Сестрорецкий Оружейный завод. Внутренний двор.jpg|thumb|150px|left|Сестрорецкий Оружейный завод на рубеже XIX—XX вв.]] | |||
[[Файл:Сестрорецк Оружейный завод Кузница до 1850 года худ.Н.Куртейль.jpg|thumb|150px|Кузница Сестрорецкого завода. Худ. Н.Куртейль, первая половина XIX в.]] | |||
=== Сестрорецкий завод === | |||
Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#.D0.A1.D1.82.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8_.D0.B2_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B5|новой строящейся столицы России — Санкт-Петербурга]], и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#.D0.9C.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D1.80.D0.B0.D1.81.D1.88.D0.B8.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.D0.9E.D0.BB.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D0.B2|Олонецких заводов]] в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале. | |||
===Сестрорецкий завод=== | |||
Сестрорецкий оружейный завод был построен в | |||
К открытию завода 27 января | К открытию завода 27 января 1724 г. было построено 20 цехов (оружейные, пушечные, якорные, станочные и другие мастерские), плотина и 28 вододействующих колёс, которые, приводили в движение заводские машины. Также был построен крупный пороховой завод, производивший 3500 пудов пороха в год. Сестрорецкий завод сразу же стал крупнейшим и самым передовым оружейным заводом России, сравнимым по величине лишь с [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#.D0.93.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.A2.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4|Тульским заводом]]. Рядом с Сестрорецком в последние годы правления Петра I была построена усадьба Дальние Дубки с трёхэтажным каменным дворцом.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Сестрорецкий_инструментальный_завод][http://petro-barocco.ru/archives/3891] | ||
=== Астраханское Адмиралтейство=== | === Астраханское Адмиралтейство === | ||
См. [[#.D0.90.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.85.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82|Астраханский военный порт]]. | См. [[#.D0.90.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.85.D0.B0.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82|Астраханский военный порт]]. | ||
Строка 107: | Строка 110: | ||
=== Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости === | === Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости === | ||
В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», | В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».[http://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадтская_крепость][http://ru.wikipedia.org/wiki/Форты_Санкт-Петербурга][http://www.privetstrana.ru/kreposti-rossii/kronshtadtskaya.html] | ||
[[Файл:Стела, показывающая размеры вала на момент создания.jpg|thumb|150px|Вал Царицынской линии в | [[Файл:Стела, показывающая размеры вала на момент создания.jpg|thumb|150px|Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль]] | ||
=== Царицынская сторожевая линия === | === Царицынская сторожевая линия === | ||
Крупнейшее, по некоторым оценкам[http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Tsaritsyn_guard_line._Monument..JPG?uselang=ru], в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия | Крупнейшее, по некоторым оценкам[http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Tsaritsyn_guard_line._Monument..JPG?uselang=ru], в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722[http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/Tsaritsyn_guard_line._Monument..JPG?uselang=ru], 1723[http://ru.wikipedia.org/wiki/Российские_укреплённые_линии], 1725[http://a-pesni.org/kazaki/sibir/a-nastraze.htm] и 1732[http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Царицынская_линия] гг. | ||
Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг. | Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг. | ||
Строка 120: | Строка 123: | ||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
[[Файл:KronstadtMenshikovpalace.jpg|thumb|250px|Итальянский дворец в Кронштадте, | [[Файл:KronstadtMenshikovpalace.jpg|thumb|250px|Итальянский дворец в Кронштадте, 1727 г.]] | ||
=== Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте=== | |||
Построенный в Кронштадте в | === Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте === | ||
Построенный в Кронштадте в 1720—1724 гг. дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова был крупнее других его дворцов ([[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге|в Санкт Петербурге]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк|в Ораниенбауме]]) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи. | |||
После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по | После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. — Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращённый в сад) и Итальянский пруд — часть Купеческой гавани Кронштадта. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Итальянский_дворец] | ||
=== Петергофские дворцы=== | === Петергофские дворцы === | ||
См. раздел [[#Петергоф|Символы Нации]]. | См. раздел [[#Петергоф|Символы Нации]]. | ||
Строка 132: | Строка 136: | ||
См. раздел [[#Зимний дворец Петра I|Символы Нации]]. | См. раздел [[#Зимний дворец Петра I|Символы Нации]]. | ||
== Гидротехническое строительство== | == Гидротехническое строительство == | ||
[[Файл:Вышний Волочёк. Канал..jpg|thumb|150px|left|Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, | [[Файл:Вышний Волочёк. Канал..jpg|thumb|150px|left|Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, 2012 г.]] | ||
[[Файл:Вышневолоцкая_водная_система.jpg|thumb|150px|Карта Вышневолоцкой водной системы]] | [[Файл:Вышневолоцкая_водная_система.jpg|thumb|150px|Карта Вышневолоцкой водной системы]] | ||
=== Вышневолоцкая водная система === | === Вышневолоцкая водная система === | ||
Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2, | Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введён в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчёты привели к недостаточной пропускной способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной. | ||
В | В 1719 г. Петр I отдаёт канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722…1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довёл канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему. | ||
=== Комплекс гидросооружений Петергофа === | === Комплекс гидросооружений Петергофа === | ||
Строка 147: | Строка 152: | ||
[[Файл:План застройки Кронштадта 1723 года.jpg|thumb|150px|left|План застройки Кронштадта 1723 года]] | [[Файл:План застройки Кронштадта 1723 года.jpg|thumb|150px|left|План застройки Кронштадта 1723 года]] | ||
===Город Кронштадт=== | |||
=== Город Кронштадт === | |||
7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#Первые форты Кронштадта|первые кронштадтские форты]] были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Кронштадт|сооружены гавани]]. | 7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#Первые форты Кронштадта|первые кронштадтские форты]] были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Кронштадт|сооружены гавани]]. | ||
Хотя строительство окружающих город земляных укреплений [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Кронштадтская крепость|продолжалось вплоть до 1740-х гг.]], благодаря [[#Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости|уже отстроенным фортам и батареям]] к | Хотя строительство окружающих город земляных укреплений [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Кронштадтская крепость|продолжалось вплоть до 1740-х гг.]], благодаря [[#Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости|уже отстроенным фортам и батареям]] к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся [[#Кронштадт (расширение и укрепление)|главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота)]]. | ||
Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал [[#Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте|Меншиковский (Итальянский) дворец]] | Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал [[#Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте|Меншиковский (Итальянский) дворец]] — самое большое дворцовое здание петровской эпохи.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадт] | ||
===Город Сестрорецк=== | === Город Сестрорецк === | ||
См. [[#Сестрорецкий завод|Сестрорецкий завод]]. | См. [[#Сестрорецкий завод|Сестрорецкий завод]]. | ||
[[Файл:План Екатеринбурга 1729 год.jpg|thumb|left|150px|План Екатеринбургской крепости, | [[Файл:План Екатеринбурга 1729 год.jpg|thumb|left|150px|План Екатеринбургской крепости, 1729 г. В центре — плотина и завод.]] | ||
[[Файл:План Екатеринбурга. 1726 г..jpg|thumb|150px|План Екатеринбурга, | [[Файл:План Екатеринбурга. 1726 г..jpg|thumb|150px|План Екатеринбурга, 1726 г.]] | ||
[[Файл:Проспектъ города Екатеринбурга XVIIIв.jpg|thumb|150px|Екатеринбург в | [[Файл:Проспектъ города Екатеринбурга XVIIIв.jpg|thumb|150px|Екатеринбург в 1734 г.]] | ||
===Город Екатеринбург=== | === Город Екатеринбург === | ||
Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября | Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты [[#Государственные Сибирские (Уральские) заводы|Екатеринбургского завода]]. Место для завода, предназначенного стать крупнейшим государственным предприятием на Урале, выбрал в 1721 г. Василий Татищев. Активное строительство началось 12 марта 1723 г., а полностью завод заработал 24 ноября 1723 г. Екатеринбургский завод стал крупнейшим заводом России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.9D.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.B5.D1.82.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4|Нижнетагильский завод]], так же имевший 4 домны). | ||
Изначально Екатеринбургский завод строился под названием | Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. Крепость Екатеринбург существовала до начала XIX в., а затем была снесена как утратившая оборонное значение. Город, строившийся по регулярному плану де Геннина, был первым крупным городом с регулярной планировкой на Урале и в Сибири. | ||
Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких | Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких заводов — помимо собственно Екатеринбургского завода, рядом находился основанный ещё в начале 1700-х гг. Уктусский завод, а в 1726 г. близ города заработали [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|Верхне-Исетский и Верхне-Уктусский заводы]]. Плотина Екатеринбургского завода, существующая и поныне, образовала крупный Городской пруд, а плотина Верхне-Исетского завода — ещё более крупный Верхне-Исетский пруд. Вскоре после основания города в нем были созданы первые на Урале горнозаводские школы. 18 октября 1725 г. в Екатеринбургской крепости открылся Екатеринбургский монетный двор, более полутора веков производивший до 80 % всех медных денег России. В 1732 г. в городе была основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после Москвы и Санкт-Петербурга).[http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Екатеринбурга][http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбургская_крепость] | ||
[[Файл:Финский_залив_от_Кронштадта_до_Санкт-Петербурга_с_лежащими_по_берегам_забавными_домами.jpg|150px|thumb|left|Финский залив в | [[Файл:Финский_залив_от_Кронштадта_до_Санкт-Петербурга_с_лежащими_по_берегам_забавными_домами.jpg|150px|thumb|left|Финский залив в XVIII в. Петергофская дорога на южному берегу.]] | ||
[[Файл:Петергофская дорога в середине XIX века.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург]] | [[Файл:Петергофская дорога в середине XIX века.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург]] | ||
[[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]] | [[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]] | ||
=== Петергофская дорога === | === Петергофская дорога === | ||
После победы под Полтавой ( | После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала, наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него. | ||
В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в | В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Именно здесь Пётр I и первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков построили свои загородные дворцы, а вскоре к строительству подключились и другие дворяне, недавно переехавшие в Петербург из Москвы и иных городов. Практически вся территория вокруг дороги была разделена на участки, на которых строились «забавные дома» царя и дворян. | ||
В результате, уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля: | В результате, уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля: | ||
* | * Екатерингоф — резиденция жены Петра [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|императрицы Екатерины]] близ границы Петербурга; | ||
* | * Стрельна — первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенёс свою главную резиденцию в Петергоф);<ref>При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.</ref> | ||
*[[#Петергоф|Петергоф]] | * [[#Петергоф|Петергоф]] — знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом; | ||
*[[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк|Ораниенбаум]] | * [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк|Ораниенбаум]] — загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).<ref>Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.</ref> | ||
Позднее, в конце | Позднее, в конце XVIII—XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышленными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII—XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остаётся таковой, по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Петергофская_дорога] | ||
<center> | <center> | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Строка 196: | Строка 202: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
<br> | <br /> | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория: Крупные российские проекты |**1721]] | [[Категория:Крупные российские проекты |**1721]] | ||
[[Категория: История России]] | [[Категория:История России]] |
Версия от 23:42, 18 сентября 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.
Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1772-1783, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Петергоф
Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.
Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).
Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике.
План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко.
Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.
Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.
Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.
Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (за возможным исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова).
После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725—1727 гг., а отделка отдельных залов для нового императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).[2]
Крупнейшие корабли и суда
В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора «Пётр Первый и Второй».
64-пушечный линейный корабль «Дербент»
Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.
54-пушечные линейные корабли
- «Санкт-Михаил» — заложен 24 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1723 г.
- «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г.
Крупнейшие морские порты
Кронштадт (расширение и укрепление)
В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен форт «Цитадель», защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной. [3]
По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее Ладожскому каналу.
Гребной порт Санкт-Петербурга
В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 х 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 х 200 м), полностью достроенного уже при Петре II к концу 1720-х гг.
Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.
Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками. Они стали началом «фортеции» Галерной гавани — полностью же сооружение её деревянно-земляных укреплений и рва было завершено уже при Анне Иоанновне в 1736 г. При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[4][5][6]
Астраханский военный порт
Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского Адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутук (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).
В том же 1722 г. году на базе существующей Астраханской верфи, ранее подчинённой Казанскому Адмиралтейству, началось строительство Астраханского Адмиралтейства. [7][8][9]
Металлургическая промышленность
Государственные Сибирские (Уральские) заводы
В 1720-е гг. на Урале создаётся ряд новых государственных заводов и происходит модернизация старых заводов, созданных ещё в начале 1700-х гг. В связи с завершением Северной войны к этому времени внутренняя потребность в металле для пушек снизилась, и появилась возможность начать экспорт чугуна за рубеж. В течение десятилетия Россия стала не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим экспортёром чугуна в мире. Эти позиции страна удерживала до конца XVIII в.
По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были заводы Никиты Демидова, государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В 1720 г. на Урал для основания новых заводов посылается Василий Татищев, в то время также осуществлявший руководство работами по «землемерию» всего государства (первая инструментальная картографическая съёмка России). На Уктусском заводе в районе нынешнего Екатеринбурга Татищев создал Сибирское высшее горное начальство, ведавшее всеми государственными Сибирскими (Уральскими) заводами. Татищев выбрал на западном склоне Урала на реке Ягошихе место для медного завода, а на восточном склоне на реке Исеть — место для чугунолитейного завода, который должен был стать одним из крупнейших в стране.
Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов:
- Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая 1723 г., заработал в январе 1724 г.) — впоследствии завод превратился в город Пермь;
- Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта 1723 г., заработал 24 ноября 1723 г.) — ставший основой города Екатеринбурга (днём основания города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты завода). Крупнейший металлургический завод России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности демидовский Нижнетагильский завод, также имевший 4 домны).
Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь выросший вокруг завода город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале.
В те же годы де Геннин осуществил модернизацию старых казённых заводов (Уктусского, Алапаевского и Каменского), основал Полевский и Лялинский, Верх-Исетский и Верхне-Уктусский заводы, возобновил старинный Пыскорский завод в Соликамске (первый казённый медеплавильный завод, построенный ещё в 1634 г.). В последующие годы он также построил Синячихинский завод (1726) и Сысертский завод (1733). Де Геннин открыл на Урале первые горнозаводские школы, поставил самые современные вододействующие машины и построил заводские плотины (бывшие, как правило, самыми сложными и трудозатратными сооружениями на заводах). Всего де Геннин, руководивший Уральской промышленностью вплоть до 1734 г. (с перерывами на поездки в Петербург) основал на Урале 9 новых заводов на которых работали около 25 000 работников.[10][11][12][13][14][15][16]
Машиностроение
Сестрорецкий завод
Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи новой строящейся столицы России — Санкт-Петербурга, и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых Олонецких заводов в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале.
К открытию завода 27 января 1724 г. было построено 20 цехов (оружейные, пушечные, якорные, станочные и другие мастерские), плотина и 28 вододействующих колёс, которые, приводили в движение заводские машины. Также был построен крупный пороховой завод, производивший 3500 пудов пороха в год. Сестрорецкий завод сразу же стал крупнейшим и самым передовым оружейным заводом России, сравнимым по величине лишь с Тульским заводом. Рядом с Сестрорецком в последние годы правления Петра I была построена усадьба Дальние Дубки с трёхэтажным каменным дворцом.[17][18]
Астраханское Адмиралтейство
См. Астраханский военный порт.
Фортификационные сооружения
Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости
В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».[19][20][21]
Царицынская сторожевая линия
Крупнейшее, по некоторым оценкам[22], в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722[23], 1723[24], 1725[25] и 1732[26] гг.
Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.
Екатеринбургская крепость
См. Екатеринбург.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте
Построенный в Кронштадте в 1720—1724 гг. дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи.
После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. — Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращённый в сад) и Итальянский пруд — часть Купеческой гавани Кронштадта. [27]
Петергофские дворцы
См. раздел Символы Нации.
Зимний дворец
См. раздел Символы Нации.
Гидротехническое строительство
Вышневолоцкая водная система
Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введён в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчёты привели к недостаточной пропускной способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.
В 1719 г. Петр I отдаёт канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нем порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722…1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довёл канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее в 1740-х Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что, в результате, и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и, к тому же, односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему.
Комплекс гидросооружений Петергофа
См. Петергоф.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Город Кронштадт
7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.
Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).
Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец — самое большое дворцовое здание петровской эпохи.[28]
Город Сестрорецк
См. Сестрорецкий завод.
Город Екатеринбург
Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты Екатеринбургского завода. Место для завода, предназначенного стать крупнейшим государственным предприятием на Урале, выбрал в 1721 г. Василий Татищев. Активное строительство началось 12 марта 1723 г., а полностью завод заработал 24 ноября 1723 г. Екатеринбургский завод стал крупнейшим заводом России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности Нижнетагильский завод, так же имевший 4 домны).
Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. Крепость Екатеринбург существовала до начала XIX в., а затем была снесена как утратившая оборонное значение. Город, строившийся по регулярному плану де Геннина, был первым крупным городом с регулярной планировкой на Урале и в Сибири.
Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких заводов — помимо собственно Екатеринбургского завода, рядом находился основанный ещё в начале 1700-х гг. Уктусский завод, а в 1726 г. близ города заработали Верхне-Исетский и Верхне-Уктусский заводы. Плотина Екатеринбургского завода, существующая и поныне, образовала крупный Городской пруд, а плотина Верхне-Исетского завода — ещё более крупный Верхне-Исетский пруд. Вскоре после основания города в нем были созданы первые на Урале горнозаводские школы. 18 октября 1725 г. в Екатеринбургской крепости открылся Екатеринбургский монетный двор, более полутора веков производивший до 80 % всех медных денег России. В 1732 г. в городе была основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после Москвы и Санкт-Петербурга).[29][30]
Петергофская дорога
После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала, наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.
В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Именно здесь Пётр I и первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков построили свои загородные дворцы, а вскоре к строительству подключились и другие дворяне, недавно переехавшие в Петербург из Москвы и иных городов. Практически вся территория вокруг дороги была разделена на участки, на которых строились «забавные дома» царя и дворян.
В результате, уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:
- Екатерингоф — резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга;
- Стрельна — первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенёс свою главную резиденцию в Петергоф);[2]
- Петергоф — знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом;
- Ораниенбаум — загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).[3]
Позднее, в конце XVIII—XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышленными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII—XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остаётся таковой, по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [31]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
- ↑ Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|