Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(ёфикация, опечатки, викификатор)
Строка 141: Строка 141:
[[Файл:Soviet Union stamp 1983 CPA 5445.jpg|thumb|150px|right|Советская почтовая марка, посвящённая газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983]]
[[Файл:Soviet Union stamp 1983 CPA 5445.jpg|thumb|150px|right|Советская почтовая марка, посвящённая газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983]]


== Газопроводы ==
== Трубопроводы ==


=== Уренгой — Помары — Ужгород ===
=== Уренгой — Помары — Ужгород ===

Версия от 04:39, 17 октября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 10 февраля 1984 года по 10 марта 1985 года.

Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью К. У. Черненко.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Авиация

Стратегический бомбардировщикТу-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Самый тяжёлый среди боевых самолётов в мире, а также обладатель массы других рекордов, прозванный среди русских лётчиков и любителей авиации «Белым лебедем». Разрабатывался с 1969 года и был поставлен на вооружение в 1987 году, однако, как часто случалось в отечественной практике, формальной постановке на вооружение предшествовало несколько лет, когда самолёт уже серийно выпускался и фактически поставлялся в войска, поэтому, по-видимому, правильнее будет считать основной датой завершения проекта 10 октября 1984 года, когда совершил полет первый серийный Ту-160.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Крупнейшие корабли и суда

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-12 («Симбирск»)

Третий из серии крупнейших в истории подводных кораблей (ранее был построены два корабля проекта). Заложен 19 апреля 1980 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 17 декабря 1983 года, введён в строй 26 декабря 1984 года. В 2001 году получил наименование «Симбирск».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986

В дальнейшем было введено в строй еще три корабля этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)

Второй в серии тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144 (ранее был введён в строй головной крейсер проекта). Заложен 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введён в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».

Ещё два крейсера этого типа были построены позднее.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 («Верхотурье») проекта 667БДРМ «Дельфин»

Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» — значительно улучшенной и доведённой фактически до параметров третьего поколения версии ракетных подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар». Заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС», спущен на воду 7 марта 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года, 9 февраля 1999 года переименован в «Верхотурье».

Ещё шесть подводных крейсеров этого проекта было построено позднее.

Атомная подводная лодка К-239, 1984

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-239 («Карп») проекта 945 «Барракуда»

Первая из отечественных подводных лодок-охотников третьего поколения К-239 обладала с корпусом из титанового сплава. Корабль был заложен 20 июля 1979 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущен на воду 29 июля 1983 года, введён в строй 29 сентября 1984 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-239, а с 6 апреля 1993 года получил наименование «Карп».

Ещё одна подводная лодка этого проекта была построена позднее, а параллельно началось строительство её более дешёвых стальных аналогов проекта 971 «Щука-Б».

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», 1994

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-284 («Акула») проекта 971 «Щука-Б»

Головная подводная лодка нового проекта третьего поколения, представлявшего собой бюджетный — в стальном корпусе — вариант проекта атомной многоцелевой подводной лодки 945 «Барракуда». Заложен на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 ноября 1983 года, спущен на воду 16 июня (по другим данным 27 июля) 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года. Получил наименование «Акула» 13 апреля 1993 года.

Позднее было построено ещё 14 подводных лодок этого проекта.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

В этот период в дополнение к восемнадцати, построенным ранее, были введены в строй последние два подводных крейсера-охотника проекта 671РТМ «Щука»:

  • К-264 — Заложен 29 июля 1983 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 08 июня 1984 года, введён в строй 26 октября 1984 года.
  • К-299 — Заложен 20 декабря 1983 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 29 июня 1984 года, введён в строй 22 декабря 1984 года.

В дальнейшем подводные лодки этого типа достраивались и строились по улучшенному проекту 671РТМК, отличавшемуся возможностью применения крылатых ракет.

Эскадренный миноносец «Осмотрительный», 1989

Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 956 «Сарыч»

Эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» также известного как тип «Современный». Ранее было построено три эсминца этого типа. Заложен 27 октября 1978 года, спущен на воду 24 апреля 1982 года, введён в строй 30 сентября 1984 года.

БПК «Адмирал Спиридонов», 1986

Корабли этого проекта строились и позднее.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Спиридонов»

Океанский боевой корабль, оснащённый мощным противолодочным вооружением. Четыре корабля этого проекта было построено ранее. Заложен 11 апреля 1982 года, спущен на воду в феврале 1983 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

Подводные лодки проекта 877

Подводная лодка Б-402 «Вологда», 2007

В крупной серии отечественных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус», также известного как «Варшавянка», пять кораблей, которой были построены ранее, в это время было введено в строй ещё три корабля:

  • Б-401 («Новосибирск») — заложен 6 октября 1982 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), спущен на воду 5 марта 1984 года, введён в строй 30 сентября 1984 года. С 18 июля 1998 года корабль получил собственное имя «Новосибирск» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
  • Б-402 («Вологда») — заложен 24 августа 1983 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), спущен на воду 23 сентября 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года. С 3 марта 1997 года корабль получил собственное имя «Вологда» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
  • Б-405 — заложен 20 апреля 1984 года на Судостроительном заводе № 199 имени Ленинского Комсомола (ныне ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 21 сентября 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Автомобильные дороги

Транскавказская автомагистраль — первый пусковой комплекс

Дорога, напрямую соединявшая Северную и Южную Осетию через Главный Кавказский хребет, обсуждалась ещё в XIX веке, а первое постановление о начале её строительства вышло ещё в 1930 году. Однако активное строительство магистрали началось в сентябре 1976 года. Дорога была введена в эксплуатацию в объёме первого пускового комплекса 27 ноября 1984 года, а официально её строительство было завершено только позднее в 1986 году.[1] Одновременно с первой очередью дороги был введён в строй и расположенный на ней Рокский тоннель — самый длинный на тот момент в СССР из автодорожных тоннелей.

Считается, что на сроки ввода в строй отрицательное влияние оказал фактический саботаж стройки со стороны некоторых организаций Грузинской ССР, уже в то время сильно поражённых националистическими настроениями.

Линии метрополитена

Станция Площадь Ленина Волгоградского метротрама

Волгоградский скоростной трамвай

Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров.

В целом линия интересна тем, что её туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.[2]

Позднее, в 2011 году была введена в строй вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая.

Станция Октябрьская Минского метро, 2011

Минский метрополитен

Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями.

Минский метрополитен достраивался и позднее.

Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена

В составе недавно открытого Ташкентского метрополитена 8 декабря 1984 года появилась вторая — Узбекистанская или синяя — линия. Первоначально линия была открыта в составе пяти станций на участке Гафура Гуляма — Ташкент.

Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Файл:Istorishesky muzei 1.jpg
Станция Исторический музей Харьковского метро

Салтовская линия Харьковского метрополитена

В это время в развивавшемся и ранее Харьковском метрополитене была открыта вторая — Салтовская, она же синяя, — линия. В состав линии, открытой 11 августа 1984 года вошёл участок Исторический музей — Барабашова (ныне Академика Барабашова) с пятью новыми станциями.

Харьковский метрополитен развивался и позднее.

Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена

Первый с брежневских времён участок Республиканский стадион (ныне Олимпийская) — Дзержинская (ныне Лыбедская) Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с двумя новыми станциями был открыт 30 декабря 1984 года.

Киевский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция Орехово Московского метро, 2010

Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Участок Московского метрополитена, развивавшегося как ранее, так и позднее этого периода, Каширская — Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года.

С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию.

Крупнейшие тоннели

Байкальский тоннель

Однопутный железнодорожный тоннель длиной основного ствола 6685,6 м (со вспомогательными выработками 7642,5 м) на участке Лена — НижнеангарскБайкало-Амурской магистрали строился с 1974 года и 29 октября 1984 года был принят во временную эксплуатацию на тепловозной тяге. Позднее, 31 декабря 1985 года в рамках проекта электрификации всего участка Лена — Нижнеангарск тоннель был окончательно принят в постоянную эксплуатацию на электровозной тяге.

Тоннель строился в зоне высокой сейсмической активности на границе Иркутской области и Бурятской АССР в практически необжитых местах, поэтому для его строительства пришлось строить специальные посёлки Даван, Гоуджекит и Гранитный. Также тоннель отличало то, что из-за сурового местного климата он стал первым в стране, оснащённым воротами, открывающимися только при проходе поездов.

Рокский тоннель

Крупнейший в СССР на тот момент автодорожный тоннель длиной 3730 м с технической штольней длиной 3805 метров был введён в строй 27 ноября 1984 года вместе с первым пусковым комплексом Транскавказской автомагистрали. Тоннель располагается на высоте более 2 км под Рокским перевалом Главного Кавказского хребта.

В 2010 году началась коренная реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскама.

Советская почтовая марка, посвящённая газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983

Трубопроводы

Уренгой — Помары — Ужгород

Экспортный газопровод общей длиной 4451 км строился в 1981…1983 гг., введён в строй в апреле 1984 года[3]. Газопровод являлся советской частью грандиозной газотранспортной системы, впервые связавшей Сибирь с Западной Европой. Строительство газопровода всячески сдерживалось со стороны США, однако свои экономические интересы страны Западной Европы в тот раз сумели отстоять.

В отличие от современных российских проектов, ввиду отсутствия в СССР необходимого производства, которое было создано только в 2000-х, газопровод возводился с широким использованием импортных западноевропейских труб и компрессоров, поскольку своё производство только создавалось, а США наложили эмбарго на поставки соответствующего оборудования.

Гидроэнергетика

Саяно-Шушенская ГЭС — гидроагрегаты № 7 и № 8

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции страны, основная часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, в этот период ознаменовалось вводом в строй двух гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый: гидроагрегат № 7 был подключён к сети 15 сентября 1984 года, а гидроагрегат № 8 — 11 октября 1984 года.

Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.

Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства

В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, по-видимому, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1984 году в строй в строй было введено четыре гидроагрегата, а в 1985-м — ещё два. Точные даты ввода в строй найти не удалось, но с высокой вероятностью часть агрегатов 1984 года была по советской традиции введена в строй в декабре 1984 года. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[4]

Полностью гидроэлектростанция была достроена позднее.

Колымская ГЭС — первая очередь

В этот период на строившейся с 1970 года в Магаданской области на одноимённой реке гидроэлектростанции в дополнение к двум, введённым в строй ранее, в октябре 1984 года был подключён к сети гидроагрегат № 3, на чём и завершилось строительство первой очереди ГЭС.

Однако строительство объектов второй очереди электростанции продолжалось и позднее.

Верхнетериберская ГЭС — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция с одним гидроагрегатом мощностью 130 МВт строилась на реке Териберка с 1976 года. Запущен гидроагрегат был 6 января 1985 года, полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[5]

Атомная энергетика

Игналинская АЭС, Литовская ССР

в этот период был введён в строй первый энергоблок Игналинской АЭС, отличавшейся тем, что она была единственной АЭС, на которой использовались самые мощные энергоблоки советского периода с реакторами типа РБМК-1500 мощностью 1300 МВт (а на недостроенных блоках — 1500 МВт). Первый энергоблок АЭС строился с 1 мая 1977 года по 1 мая 1984 года.

Позднее на АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок, а первый энергоблок был выведен из эксплуатации по политическим причинам 31 декабря 2004 года.

3-й энергоблок Курской АЭС

Первый энергоблок второй очереди Курской АЭС с реактором РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 апреля 1978 года по 30 марта 1984 года.

Позднее на электростанции был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

4-й энергоблок Чернобыльской АЭС

В дополнение к трём построенным ранее энергоблокам Чернобыльской АЭС в это время был достроен ещё один — печально знаменитый из-за своей катастрофической аварии в 1986 году 4-й энергоблок. Энергоблок, оснащённый атомным реактором типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1979 года и был введён в строй 26 марта 1984 года.

Позднее в результате аварии 26 апреля 1986 года, последовавшей из-за небрежного отношения к организации безопасности атомной энергетики, энергоблок полностью разрушился, заразив радиацией огромную территорию. Строительство 5 и 6 энергоблоков ЧАЭС было прекращено. Первые три энергоблока электростанции были выведены из эксплуатации соответственно в 1996, 1991 и 2000 годах.

Кольская АЭС, 2008

4-й энергоблок Кольской АЭС

Четвёртый энергоблок Кольской АЭС, как и её построенные ранее энергоблоки, был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1976 года до 6 декабря 1984 года.[6]

2-й энергоблок АЭС Пакш, Венгрия

Второй энергоблок АЭС Пакш был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1974 года до 14 ноября 1984 года.[7]

Впоследствии на АЭС Пакш были введены в строй ещё два энергоблока.

3-й энергоблок АЭС Богунице, Чехословакия

Первый энергоблок второй очереди дополнил два ранее построенных на АЭС Богунице, расположенной в Словакии. Энергоблок с реактором типа ВВЭР-440 мощностью 483 МВт строился с 1 декабря 1976 года до 14 февраля 1985 года.

Вскоре на этой АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.