Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 176: Строка 176:
[[Файл:Тихвинская система 1.JPG|thumb|150px|right|Канал Тихвинской водной системы, 2011]]
[[Файл:Тихвинская система 1.JPG|thumb|150px|right|Канал Тихвинской водной системы, 2011]]


Система многократно совершенствовалась и позднее.
Система многократно совершенствовалась и [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D1.8B|позднее]].


=== Тихвинская водная система ===
=== Тихвинская водная система ===

Версия от 03:13, 2 марта 2015

Александр I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введённые в строй с 13 (25) марта 1801 г. по 8 (20) ноября 1815 г.

Границы периода обусловлены приходом к власти и окончанием эпохи наполеоновских войн с подписанием Парижского мира 1815 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Казанский собор в Санкт-Петербурге, 2012 год

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Проект строительства собора разрабатывался ещё во время правления Павла I, однако само строительство началось 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии уже нового императора Александра I. Закончен и освящён собор был 15 (27) сентября 1811 года, хотя отделка уже действующего храма продолжалась до 1829 года. Стоимость проекта составила 4,7 млн рублей.

Храм считается лучшим творением архитектора Андрея Воронихина (происходившего из крепостных крестьян). Характерной особенностью Казанского собора является его полукруглая колоннада, двумя крыльями окаймляющая предсоборную площадь, открытую на Невский проспект. Строительство колоннады позволило сделать парадным северный фасад собора, выходящий на Невский (дело в том, что проспект проходит с запада на восток, а главный парадный ход у православных храмов принято располагать на западе, а алтарь — на востоке). Рассматривался также вариант строительства аналогичной колоннады у противоположного южного фасада собора, но этот проект не был воплощён.

Казанский собор стал храмом-памятником победы в Великой Отечественной войне 1812 г., незадолго до которой он был освящён. В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для публичного осмотра 107 трофейных французских знамён и 93 символических ключа от взятых русской армией крепостей и городов. Часть убранства собора создана из трофейного французского серебра. В соборе хранится почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери, почитаемой защитницей России от иноземных завоевателей. В 1813 г. в соборе был похоронен полководец и национальный герой Михаил Илларионович Кутузов, обеспечивший стратегическую военную победу в войне 1812 г. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины изгнания Наполеона из России на площади перед Казанским собором были установлены знаменитые памятники главнокомандующим 1812 года М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову.[1]

Вид на старое здание Оружейной палаты, акварель И. Вейса, 1852

Здание Оружейной палаты Московского кремля

Очень большое по тем временам музейное здание Оружейной палаты было построено в это время на территории Московского кремля. Новый музей предназначался для хранения и демонстрации царских регалий, подарков иностранных послов и прочего содержимого императорской сокровищницы, на основе которой ещё при Петре I начали постепенно сделать музей. Основные строительные работы было проведены в 1806—1809 гг., однако отделка музея была завершена только в 1812 году уже после начала войны, из-за чего экспонаты были эвакуированы, а сам музей, так и не открывшись, пострадал во время оккупации. Ремонт здания был завершён в 1814 году, а сама Оружейная палата Московского кремля была открыта для посещения уже в 1816 году.

Позднее в 1851 году для Оружейной палаты было построено более совершенное и безопасное новое здание, входящее в комплекс Большого кремлёвского дворца. Старое же здание тогда было перепрофилировано в казармы, а в 1959 году оно было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов (ныне Государственного кремлёвского дворца).

Крупнейшие корабли и суда

Линейные корабли балтийского флота наголову разбивают превосходящую турецкую эскадру в Афонском сражении 19 июня 1807 года

Несмотря на кажущуюся сухопутность войны 1812 года, в эпоху Наполеоновских войн российский флот без дела не сидел, сражаясь в войнах не только с Францией, но и с Турцией (1806—1812), а также сдерживая англичан во время действия Тильзитского мира.

120-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Храбрый»

Флагманский линейный корабль. Заложен 18 июля 1805 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 1 июля 1808 года.

110-пушечные линейные корабли Черноморского флота

  • «Ратный» — Заложен 9 марта 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 18 ноября 1802 года.
  • «Полтава» — Заложен 20 октября 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 20 июня 1808 года.
  • «Двенадцать апостолов» — Заложен 12 ноября 1808 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 31 мая 1811 года.
  • «Париж» — Заложен 18 сентября 1812 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 22 ноября 1814 года.

110-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ростислав»

Заложен 26 декабря 1811 года в Кронштадте, спущен на воду 31 августа 1813 года.

100-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Гавриил»

Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 октября 1802 года.

88-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Смелый»

Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 15 июля 1808 года.

80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Рафаил»

Реально нёс 82 пушки. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 августа 1802 года.

76-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Уриил»

Реально нёс 80 пушек. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 августа 1802 года.

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 23 таких корабля:

  • «Селафаил» — Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1803 года.
  • «Сильный» — Заложен 29 августа 1801 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 мая 1804 года.
  • «Твёрдый» — Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе как 90-пушечный, но в 1803 году принято решение об его переделке в 74-пушечный. Спущен на воду 18 июля 1805 года.
  • «Орёл» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
  • «Северная звезда» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
  • «Борей» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1807 года.
  • «Не тронь меня» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
  • «Три иерарха» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
  • «Святослав» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 августа 1809 года.
  • «Память Евстафия» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
  • «Три Святителя» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
  • «Принц Густав» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
  • «Норд-Адлер» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
  • «Чесма» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
  • «Мироносец» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
  • «Юпитер» — Заложен 28 января 1811 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1812 года.
  • «Нептунус» — Заложен 2 декабря 1811 года в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июня 1813 года.
  • «Берлин» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Гамбург» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Дрезден» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Любек» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
  • «Пётр» — Заложен 22 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
  • «Финланд» — Заложен 5 декабря 1812 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.

74-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Чёрном море в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:

  • «Правый» — Заложен 14 июля 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 10 июля 1804 года. Реально нёс 76 пушек. Первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
  • «Анапа» — Заложен 5 февраля 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 30 сентября 1807 года.
  • «Мария» — Заложен 28 февраля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 12 ноября 1808 года.
  • «Дмитрий Донской» — Заложен 28 июля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 6 ноября 1809 года.
  • «Азия» — Заложен 20 ноября 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 августа 1810 года.
  • «Лесное» — Заложен 9 ноября 1809 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 июля 1811 года.
  • «Максим Исповедник» — Заложен 4 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 9 июня 1812 года.
  • «Бриен» — Заложен 23 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 1 ноября 1813 года.
  • «Кульм» — Заложен 24 ноября 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 4 ноября 1813 года.

66-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Всего на Балтийском и белом морях в этот период было введено в строй з лёгких линейных корабля этого типа:

  • «Мощный» — Заложен 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 июня 1805 года.
  • «Всеволод» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1809 года.
  • «Саратов» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1809 года.

64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Победоносец»

Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.

Линейный корабль Балтийского флота «Скорый»

Достоверных сведений о ранге (количестве пушек) на борту корабля обнаружить не удалось. В Сети встречается предположение, что корабль был 66-ти пушечным, однако его размеры и, особенно, осадка характерные скорее для 74-пушечных линейных кораблей позволяют серьёзной сомневаться в такой классификации. Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 августа 1805 года.

Морские порты

Одесса (первая очередь)

Строительство города и порта Одесса (не месте небольшого селения Хаджибей и свежепостроенной Хаджибейской крепости Днестровской оборонительной линии) началось в 1794 году, а своё современное название город и порт получили в 1795 году. Рассчитанное на пять лет строительство первой очереди порта, однако, было серьёзно задержано сменой власти в Санкт-Петербурге — как и многие начинания Екатерины II, мегапроект в Одессе при новом Императоре Павле I на некоторое время остался без финансирования, которое, однако, было возобновлено в 1800 году. Окончанием строительства первой очереди порта, по-видимому, можно считать окончание строительства набережной в Купеческой гавани в 1804 году, поскольку, несмотря на незавершённость молов, которые достраивались ещё долгие десятилетия, это таки сделало побережье портом, при том, что объем работ был выполнен очень большой.

Окончание строительства первой очереди порта, который развивался и позднее, привело также к последующему быстрому росту города Одессы.

Файл:Крестовая гора Лермонтов 1837.jpg
Дарьяльская дорога на картине М. Ю. Лермонтова, 1837

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Дарьяльская дорога

В связи добровольным присоединением Грузии к России с 1799-1801 гг. российские военные инженеры стали строить на месте древней тропы нормальную дорогу от Владикавказа до Тифлиса (ныне Тбилиси). Дорога, снабжённая многочисленными укреплениями от нападений горцев, была открыта для проезда колёсного транспорта в 1814 году.[2]

В крупности проекта сомневаться не приходится в силу того, что на многих участках дорога была проведена фактически по отвесным скалам.

Позднее, к 1863 году, дорога была коренным образом реконструирована и переименована в Военно-Грузинскую дорогу.

Ростокинский акведук, 2005

Крупнейшие мосты

Ростокинский акведук

Самый длинный каменный мост России тех времён длиной 365 метров строился в рамках проекта Мытищинского водопровода для снабжения Москвы питьевой водой с 1779 по 1804 год.

Машиностроение

Тульский оружейный завод в 1870-е гг.

Модернизация Тульского оружейного завода

В эти годы на заводе было прекращено производство эксклюзивного оружия, зато было налажено и, по сравнению с предшествующими образцами, существенно расширено производство единого ружья образца 1808 года, на которое в те годы перевооружалась армия. В результате, если в 1806 году завод изготавливал 43…45 тыс. ружей в год, то задание на 1810 год составляло 99 тыс. ружей, а за годы войны 1812…1814 гг. на заводе и работавших на субподряде мастерских было изготовлено и отремонтировано более 500 тысяч ружей, что было абсолютно немыслимо для полукустарного производства более ранних времён.[3]

Ижевский оружейный завод (первый пусковой комплекс)

Строительство Ижевского оружейного завода на базе переданного ему Ижевского железоделательного завода началось в 1807 году, хотя первое распоряжение о строительстве оружейного завода на Каме дал ещё Павел I в 1800 году. Выпуск огнестрельного оружия на предприятии начался уже в 1807 году, а в годы войны завод, судя по всему, достиг размеров крупного проекта, поставив во время войны в действующую армию более 6 тысяч ружей, а также много холодного оружия.

Полностью же предприятие было достроено позднее в 1820-х.

Файл:Казарма первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка.jpeg
Казарма первого батальона лейб-гвардии Преображенского полка, 1834

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Казармы лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге

Пехотные полки уже тогда были весьма крупными формированиями — общая численность одного полка с обслуживающим персоналом составляла порядка 2400 человек. Комплекс каменных зданий военного городка старейшего и престижнейшего лейб-гвардии Преображенского полка был в целом построен в 1801…1805 гг. В рамках проекта были возведены современнейшие по тем временам казармы для рядовых и офицеров, а также штабные и вспомогательные здания.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге

Военный городок лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге

Хотя полки тяжёлой кавалерии были гораздо более малочисленны, чем пехотные, обслуживающая их инфраструктура была гораздо более сложной. Помимо собственно казарм, штаба и хозяйственных построек элитной кавалерийской части требовались не только обширные конюшни, но и конногвардейский манеж — весьма сложное для техники того времени здание с огромным пролётом без колонн внутри. С другой стороны, здания, находящиеся в самом центре столицы, требовали соответствующей отделки. В 1810-х всё необходимое для полка было построено в камне, украшено лепниной, скульптурой и т. п. и в значительной степени сохранилось до наших дней.

Военный городок лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге

Аналогично лейб-гвардии Конному полку, обслуживающая их инфраструктура была гораздо более сложной. Помимо собственно казарм, штаба и хозяйственных построек элитной кавалерийской части требовались и жилые помещения, и обширные конюшни, и конногвардейский манеж — весьма сложное для техники того времени здание с огромным пролётом без колонн внутри. Причём эти здания, находящиеся в самом центре столицы, требовали соответствующей отделки. В 1800-1803 гг. всё необходимое для полка было построено в камне, украшено лепниной, скульптурой и т. п. и в значительной степени сохранилось до наших дней.[4]

Военный городок лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге

Гвардейский пехотный полк начал получать просторные по-столичному отделанные каменные казармы и другие постройки ещё при Императоре Павле I с 1798 года, однако основная их часть была возведена в 1805—1806 гг., а полностью проект был завершён, по-видимому в 1807 году.[5]

Гораздо позднее полку были переданы построенные рядом в это время в 1809—1812 гг. конюшни и манеж лейб-гвардии Конно-пионерского[2] дивизиона, которые в настоящее время включаются в состав казарм полка, но непосредственного отношения к проекту этого времени не имеют.

Реконструкция Макарьевской ярмарки

В это время была полностью реконструирована центральная в стране Макарьевская ярмарка (крупнооптовый торговый центр), ставшая крупнейшей ещё в середине XVII века. Только от аренды лавок на ярмарке казна получила только за один 1810 год 120 тыс. рублей (то есть порядка миллиарда рублей в ценах 2012 года). Планировавшееся ещё с 1751 года строительство каменного гостиного двора было завершено в 1809 году. Всего было за счёт казны построено одно каменное и 24 деревянных здания на 1400 лавок и за счёт купечества ещё 12 деревянных зданий на ещё 1800 лавок.[6]

Уже вскоре, после серьёзного пожара, случившегося на ярмарке после окончания торгов сезона 1816 года, ярмарка, ранее испытывавшая неудобство из-за недостатка места и подмыва берега Волгой была полностью перестроена на новом месте в Нижнем Новгороде.

Канал Мариинской водной системы, 1909

Гидротехнические сооружения

Мариинская водная система

Первая система каналов, проходящих по ныне действующей трассе Волго-Балтийского речного пути. Отличалась от действовавшей Вышеволоцкой системы возможностью пропуска судов в обе стороны и значительно большим удобством. Изыскания на трассе проводились ещё при Петре I при его личном участии, однако фактически строительство началось в 1799 году. В 1808 году по системе прошло первое судно с осадкой менее 1 метра, а полностью она была введена в строй 21 июля 1810 года[7].

В состав системы в это время, помимо прочих сооружений, входили следующие каналы[8]:

  • Общий с Тихвинской системой канал Императрицы Екатерины II (Сясьский канал) длиной 10 вёрст (11 км), строившийся с перерывами с 1724 по 1802 годы стоимостью 421 тыс. рублей.
  • Канал Императора Александра I (Свирский канал) длиной копаной части 38 вёрст (41 км) строился в 1802-1810 годах и обошёлся в 2,36 млн рублей.
  • Мариинский канал основной канал системы на водоразделе бассейнов Волги и Невы. Строился с 1799 года, пропустил первое мелкосидящее судно в 1808 году, введён в строй вместе со всей системой 21 июля 1810 года. Стоимость канала составила грандиозную по тем временам сумму 2,771 млн рублей.
Канал Тихвинской водной системы, 2011

Система многократно совершенствовалась и позднее.

Тихвинская водная система

Третья после Вышневолоцкой и Мариинской система каналов, соединявших бассейны Волги и Невы. Строилась с 1802 по 1811 год. Система была самой короткой из всех трёх и, в отличие от Вышневолоцкой обеспечивала движение судов в обе стороны, однако уступала по удобству Мариинской. Была действующей вплоть до начала XX века.

Коммунальное хозяйство

Ростокинский акведук Мытищинского водопровода, 1890

Мытищинский водопровод

Самотёчный водопровод для снабжения Москвы питьевой водой строился с 1779 по 1804 год, поскольку из-за недостатка средств во время русско-турецкой войны проект был заморожен с 1787 года на 11 лет. В рамках проекта была построена кирпичная галерея длиной около 20 километров, включая крупный Ростокинский акведук, а также водоразборные фонтаны и часовни над источниками. Стоимость проекта составила 1 миллион 648 тысяч рублей.

Фортификационные сооружения

Крепость Бобруйск, 1811 год

Крепость Бобруйск

Главная, по-видимому, предвоенная стройка Империи должна была на ряду с аналогичной Динабургской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Дерево-земляная с отдельными каменными элементами, но большая по тем временам крепость строилась ударными темпами с использованием остатков укреплений XVI века с 4 июня 1810 года и фактически вошла в строй уже к концу 1811 года, так что к началу войны в ней уже размещался гарнизон в несколько тысяч человек при более чем трёх сотнях орудий. Для строительства крепости пришлось снести едва ли не весь тогдашний Бобруйск, но в 1812 году крепость сыграла важнейшую роль, сначала как пункт сосредоточения сил и снабжения русской 2-й Западной армии Багратиона, а затем сковывая целый польский корпус во время похода Наполеона на Москву.

Сразу после изгнания Наполеона крепость стали усиливать и достраивать, в результате чего в списках 1816 года она уже значилась как первоклассная, но основные работы развернулись в ней позднее.

Крепость Динабург — первый пусковой комплекс

Одна из важнейших предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Активное строительство крепости началось в 1810 году ещё до завершения её проекта, однако к началу войны крепость только внешне выглядела грозной, реально, не будучи готовой ещё к отражению полноценной осады. Тем не менее, в начале войны она сыграла заметную роль — французские войска, действующие на Санкт-Петербургском направлении отвлеклись на несколько дней на безуспешные попытки её штурма, что позволило русским войскам организованно отступить на новые рубежи и основательно там укрепиться.[9]

В дальнейшем недостроенная крепость была оставлена и частично разрушена. Однако, уже вскоре после изгнания Наполеона из России начались её восстановление и достройка.

Остатки форта «Павел I» («Рисбанк»)

Реконструкция крепости Кронштадт

После подписания в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном Санкт-Петербург и Кронштадт оказались под угрозой со стороны английского и шведского флотов. Вскоре началась и война со Швецией. Вследствие этого в 1807—1810 гг., до охлаждения отношений с Наполеоном, последовавшего в 1810 г., в Кронштадтской крепости проводились обширные работы по повышению её обороноспособности. В частности были возведены обширные свайные преграды в акватории севернее и южнее крепости, новые батареи, в том числе две на северном фарватере, три флеши с гласисами и палисадами перед западными фронтами центральной крепости, восстановлено первое на острове Котлин укрепление Александр-Шанец, возведён новый форт «Рисбанк» (1812 г., позднее полностью перестроен и переименован в «Император Павел I»), на вооружение крепости передано множество орудий и боеприпасов и т. д. Только в начале 1808 г. на производство срочных работ в крепости было выделено 150 тыс. рублей, при том, что на строительстве в это время ежедневно бесплатно работало 2650 человек, привлечённых из различных армейских подразделений.[10][11][12]

Позднее в 1824 г. крепость серьёзно пострадала от катастрофического наводнения, после чего была реконструирована.

Экстренная реконструкция морской крепости Севастополь

Незадолго до того уже реконструированную морскую крепость в Севастополе или, как тогда его всё ещё называли по привычке Павловских времён, Ахтиаре, в этот период ещё более серьёзно усилили. Назначенный в 1802 году командующим Черноморским флотом адмирал маркиз де Траверсе ввиду угрожающего ухудшения отношений с Турцией, позднее вылившихся в очередную Русско-Турецкую войну 1806—1812 гг., принял решение немедленно, не дожидаясь одобрения Санкт-Петербурга и выделения финансирования начать работы по усилению крепости. Позднее строительство новых укреплений активно продолжалось почти до самого окончания войны с Турцией в мае 1812 года. В этот период были построены[13]:

  • Батареи в Казачьей, Камышовой и Стрелецкой бухтах (построены в 1806—1807);
  • Реконструкция существующих фортов (1805—1808);
  • Шесть новых батарей (фортов), особенно мощными, из которых были восьмая и десятая на входе в бухту (1806—1810);
  • Северное укрепление (1807—1811).

Развитие крепости продолжалось и позднее.

Русская пехота с ружьями обр. 1808 г. и артиллерия обр. 1805 г. в Бородинском сражении (с панорамы Ф.Рубо, 1912)

Мероприятия по перевооружению армии и флота

Переход на единый калибр огнестрельного оружия

Ружье образца 1808 года калибром 17,78 мм стало первым единым для всей армии, под этот же калибр были разработаны и другие виды огнестрельного оружия, например, пистолет образца 1809 года. До этого картина, когда в армии одновременно находились ружья 28 различных систем и калибров, была обычной. Помимо пехотного ружья на вооружении находились егерский штуцер образца 1805 года, кавалерийский карабин, мушкетон и пистолет. Несмотря на то, что полностью перевооружить армию на единый калибр в это время не удалось, унификация способствовала упрощению переоснащения оружейных заводов и улучшению вооружения армии.

1-пудовый короткий крепостной единорог образца 1805 года

Аракчеевская реформа артиллерии

Фактически начатая ещё при Павле I реформа, возглавляемая с 1803 года инспектором артиллерии А. А. Аракчеевым привела к унификации пушек армейской артиллерии с 1805 года, исчезновению с серийных образцов лишних украшений и модернизации вспомогательных агрегатов артиллерийских батарей, которые в результате обрели повышенную подвижность. Также на пушках были внедрены прицелы образца 1802 года. Кроме того до 1807 года были проведены организационные изменения в отечественной артиллерии — артиллерийские роты стали фактически самостоятельными подразделениями.[14]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. То есть дивизион конных военных инженеров — войск, предназначенных для ведения сапёрных и строительных работ, например, возведения или уничтожения мостов, непосредственно в районе боевых действий.