Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 28 июня (9 июля) 1762 года по 4 (15) августа 1772 года.
Границы периода обусловлены восшествием Екатерины II на престол и присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы нации
Николо-Богоявленский (Никольский) морской собор в Санкт-Петербурге
Изначально строившийся в качестве приходской (полковой) церкви для служащих адмиралтейства храм, рассчитанный на 5000 человек, строился с 1753 по 1762 годы, в том числе его отдельно стоящая колокольня — в 1755—1758 гг. Причинами больших размеров и стоимости здания послужили очень большое количество прихожан (только мужчин среди них насчитывалось 3374 человека), стремление оградить храм от последствий наводнений, в связи с чем ему сделали достаточно высокое основание, и, главное, то, что строительство велось «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». А на символах престижа при Елизавете Петровне экономить было не принято. Нижний храм собора и его правый придел были освящены ранее в 1760 году ещё при Императрице Елизавете, а верхний храм и левый придел нижнего храма были освящены 20 июля 1762 года.
Фактически здание получилось настолько большим и величественным, что присутствовавшая на его окончательном освящении Императрица Екатерина II там же «изустно повелела» считать его Морским собором. С того времени собор не претерпевал сколь-либо серьёзных изменений вплоть до наших дней.[3]
Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Москве — коренная реконструкция
Основной объём ранее существовавшего каменного храма в московском Замоскворечье в 1762—1769 годах подвергся полной перестройке. На средства купца К. М. Матвеева был выстроен грандиозных размеров, богато отделанный храм в стиле барокко, на долгие десятилетия ставший главной архитектурной доминантой всего Замоскворечья.
Храм прекрасно сохранился до нашего времени как внутри, так и снаружи. В начале XXI века он прошёл реконструкцию, завершившуюся в 2016 году, подробнее см. его официальный сайт.
Крупнейшие корабли и суда
80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»
В это время было в дополнение, к восьми, введённым в строй ранее, в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены последние два корабля этого проекта:
- «Святослав» — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 мая 1769 года. С 22 декабря 1769 по 2 апреля 1770 года переоборудован в Портсмуте в двухдечный 72-пушечный корабль. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Чесма» («Иоанн Креститель») — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 9 октября 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»
Двухдечные линейные корабли этого типа строились самой крупной в отечественном флоте серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к 32-м, введённым в строй ранее было построено ещё 24 таких корабля:
- «Северный Орёл» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года.
- «Не тронь меня» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Евстафий Плакида» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Ианнуарий» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Тверь» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года.
- «Саратов» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Три святителя: Пётр, Алексей, Иона» — заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (также известен в литературе как «Три Иерарха»)— заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Европа» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. и в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Всеволод» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 7 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Ростислав» — заложен 28 августа 1768 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1769 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Святой Георгий Победоносец» — заложен 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 апреля 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Победа» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Граф Орлов» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь главнокомандующего русскими силами на Средиземном море (в Архипелаге) А. Г. Орлова (Чесменского). Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Память Евстафия» — заложен 29 сентября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь погибшего в бою флагмана 1-й Архипелагской эскадры линейного корабля «Евстафий Плакида». Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Виктор» — заложен 25 ноября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Вячеслав» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года.
- «Дмитрий Донской» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Святые Жёны Мироносицы» («Мироносиц») — заложен 28 мая 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Святой Князь Владимир» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года.
- «Александр Невский» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 1 мая 1772 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Борис и Глеб» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
- «Преслава» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
- «Дерись» — заложен 4 октября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 мая 1772 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
Позднее были построены последние два корабля серии.
54-пушечный линейный корабль «Азия» типа «Пётр Второй»
В это время был построен последний — 19-й — в серии 54-пушечных кораблей типа «Пётр Второй» — лёгких линейных кораблей, использовавшихся в мелководных районах и для усиления фрегатов в разведывательных и манёвренных силах. В это время был построен последний из таких кораблей — «Азия», который был заложен 27 февраля 1764 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
Металлургия
Баташевские заводы
По указу Императрицы Елизаветы Петровны с целью сохранения лесов из 200-вёрстной окрестности Москвы были выведены все активно потреблявшие лес заводы, в частности и металлургические предприятия братьев Баташевых, которые начали строить новые железоделательные заводы в окрестностях Выксы с 1757 года. Эти предприятия, известные под общим названием Баташевские заводы (ныне Выксунский металлургический завод) активно развивались, причём особенно активно начиная с 1762 года. Так, за 1762—1764 годы троекратно возросли объёмы производства на Унженском и Гусевском заводах, а Верхне-Выксунский завод, разрешение на строительство которого было получено в 1765 году, уже в 1766 году произвёл 5 тыс. тонн чугуна, что для того времени являлось очень большим количеством, а к 1770 году на Баташевских заводах организовали производство орудий и снарядов, обеспечив основной объём их поставок для российской армии в ходе непрекращавшихся крупных войн того периода.[4]
Здравоохранение и социальная защита
Императорский воспитательный дом в Москве — первая очередь
Благотворительное учреждение, также известное в то время как «дом призренных младенцев» (от церковнославянского слова призира́ть — проявлять милость), то есть дом младенцев, к которым проявили милость. Необходимость в учреждении появилась после реформ XVIII века, несколько увеличивших свободу женщин, что, однако, привело к появлению большого количества младенцев, брошенных не способными их содержать матерями-одиночками. Учреждение создавалось на основе благотворительных пожертвований как Екатерины II, так и многих московских горожан.
С 1764 строилось и в 1767 году вступила в строй первая очередь грандиозного здания Воспитательного дома — крупнейшего (не считая крепостных стен) дореволюционного здания Москвы. В это время было построено западное крыло здания, выполненное в виде квадрата с внутренним двором и из-за этого обычно называемое по аналогии с видом построения пехоты того времени западным каре.
Остальные части Дома достраивались позднее.
Гидротехнические сооружения
Гранитная набережная у Зимнего дворца
В 1762 году по решениям 1761 года был построен первый участок гранитных набережных Санкт-Петербурга у недавно перестроенного Зимнего дворца. Хотя старые деревянные набережные из-за очень большой глубины реки в этом месте тоже были совсем не дёшевы, сложная конструкция гранитной набережной с несколькими рядами длинных свай, забутовкой и сложной кладкой из специальной формы гранитных блоков по тому времени явно тянула на крупный проект, даже не смотря на относительно небольшую длину набережной.
Практически сразу после строительства этот участок набережной был включён в состав куда более грандиозного проекта гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани.
Фортификационные сооружения
Крепость святого Дмитрия Ростовского
Крупнейшую на юге страны земляную крепость, к нынешнему времени превратившуюся в город Ростов-на-Дону, начали строить 23 сентября 1761 года. 22 декабря 1760 года Сенат решил перевести в неё гарнизон из упразднённой крепости святой Анны, ранее оборонявшей это направление,[5] а в 1763 году земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены. Крепость была вооружена 238 пушками, а количество её жителей уже в 1768 году достигло 5000.[6] Для того времени крепость была ультрасовременной — для её укреплений, возможно, впервые в мире был применён так называемый тенальный фронт, получивший распространение гораздо позднее, когда 17 лет спустя свои получившие широкую известность сочинения опубликовал служивший одно время военным представителем в России французский инженер-фортификатор Монталамбер.[7]
В 1811 году образовавшееся вокруг поселение стало уездным городом, называвшимся в то время Ростов, а в 1835 году крепость была упразднена с переводом гарнизона в отвоёванную у Турции крепость Анапа. До настоящего времени укрепления крепости практически не сохранились.
Перестройка бастионов Шлиссельбурга в камне
В ходе реконструкции 1755—1765 гг. построенные при Петре I дерево-земляные бастионы крепости Шлиссельбург (бывший Орешек), построенные при Петре I и постоянно страдавшие от размытия Невой, были перестроены в камне, также был добавлен ещё один бастион.[8]
Крепость, с тех пор более серьёзно не укреплявшаяся, но долгое время поддерживаемая в боеспособном состоянии, в том числе и при реконструкции системы обороны Санкт-Петербурга в 1790-х гг., долгое время впоследствии служила тюремным комплексом и заметно пострадала во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда она в течение 500 дней использовалась по прямому назначению, служа одним из передовых пунктов обороны Ленинграда. Тем не менее значительная часть зданий и сооружений крепости, ныне являющейся музеем, сохранилась и постепенно реставрируется. Каменные бастионы сохранились, однако их брустверы были срыты. Существуют планы реставрации бастионов.
Вторая Омская крепость — первая очередь
В 1769—1771 годах крепость (ныне город и областной центр) Омск была перенесена на противоположный берег реки Омь. При этом вместо небольших укреплений петровских времён была построена крупная дерево-земляная крепость. Крепость строилась со 2 мая 1768 года, а уже в 1771 году посетивший её академик Паллас нашёл её в целом построенной, отметив, что «Сия, новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость, укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам».[9]
Тем не менее планировавшаяся с самого начала замена временных деревянных зданий и сооружений крепости на каменные была завершена намного позднее.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Архитектурное восстановление центра Твери
Очередной катастрофический пожар уничтожил практически весь центр города Тверь 12 мая 1763 года. В связи с этим было принято решение не восстанавливать город в прежнем виде, а под руководством архитектурной Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы произвести его полную реконструкцию с радикальным изменением плана улиц и площадей, а также значительным количеством каменных зданий, возводимых по единому плану с увязанными между собой проектами. Проект восстановления города был утверждён уже осенью, а восстановительные работы начались в октябре 1763 года.
В связи с большим размахом каменного строительства в ходе выполнения проекта его крупность не вызывает сомнений.
Проект имел далеко идущие последствия, поскольку в последующие четверть века перерос в переустройство центральных частей едва ли не всех древних городов Центральной России.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав».
- ↑ Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|