Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 13 (25) марта 1801 г. по 8 (20) ноября 1815 г.
Границы периода обусловлены приходом к власти и окончанием эпохи наполеоновских войн с подписанием Парижского мира 1815 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Проект строительства собора разрабатывался еще во время правления Павла I, однако само строительство началось 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии уже нового императора Александра I. Закончен и освящен собор был 15 (27) сентября 1811 года, хотя отделка уже действующего храма продолжалась до 1829 года. Стоимость проекта составила 4,7 млн рублей.
Храм считается лучшим творением архитектора Андрея Воронихина (происходившего из крепостных крестьян). Характерной особенностью Казанского собора является его полукруглая колоннада, двумя крыльями окаймляющая предсоборную площадь, открытую на Невский проспект. Строительство колоннады позволило сделать парадным северный фасад собора, выходящий на Невский (дело в том, что проспект проходит с запада на восток, а главный парадный ход у православных храмов принято располагать на западе, а алтарь - на востоке). Рассматривался также вариант строительства аналогичной колоннады у противоположного южного фасада собора, но этот проект не был воплощён.
Казанский собор стал храмом-памятником победы в Великой Отечественной войне 1812 г., незадолго до которой он был освящен. В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для публичного осмотра 107 трофейных французских знамен и 93 символических ключа от взятых русской армией крепостей и городов. Часть убранства собора создана из трофейного французского серебра. В соборе хранится почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери, почитаемой защитницей России от иноземных завоевателей. В 1813 г. в соборе был похоронен полководец и национальный герой Михаил Илларионович Кутузов, обеспечивший стратегическую военную победу в войне 1812 г. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины изгнания Наполеона из России на площади перед Казанским собором были установлены знаменитые памятники главнокомандующим 1812 года М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.[1]
Здание Оружейной палаты Московского кремля
Очень большое по тем временам музейное здание Оружейной палаты бышо построено в это время на территории Московского кремля. Новый музей предназначался для хранения и демонстрации царских регалий, подарков иностранных послов и прочего содержимого императорской сокровищницы, на основе которой ещё при Петре I начали постепенно сделать музей. Основные строительные работы было проведены в 1806-1809 гг, однако отделка музея была завершена только в 1812 году уже после начала войны, из-за чего экспонаты были эвакуированы, а сам музей так и не открывшись, пострадал во время оккупации. Ремонт здания был завершен в 1814 году, а окрыта для посещения Оружейная палата Московского кремля была в 1816 году.
Позднее в середине XIX века для Оружейной палаты в Московском кремле было построено более совершенное и безопасное новое здание. Старое же здание тогда было перепрофилировано в казармы, а в 1959 году оно было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов (ныне Государственного кремлёвского дворца).
Крупнейшие корабли и суда
Несмотря на кажущуюся сухопутность войны 1812 года, в эпоху Наполеоновских войн российский флот без дела не сидел, сражаясь в войнах не только с Францией, но и с Турцией (1806-1812), а также сдерживая англичан во время действия Тильзитского мира.
120-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Храбрый»
Флагманский линейный корабль. Заложен 18 июля 1805 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 1 июля 1808 года.
110-пушечные линейные корабли Черноморского флота
- «Ратный» — Заложен 9 марта 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 18 ноября 1802 года.
- «Полтава» — Заложен 20 октября 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 20 июня 1808 года.
- «Двенадцать апостолов» — Заложен 12 ноября 1808 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 31 мая 1811 года.
- «Париж» — Заложен 18 сентября 1812 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 22 ноября 1814 года.
110-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ростислав»
Заложен 26 декабря 1811 года в Кронштадте, спущен на воду 31 августа 1813 года.
100-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Гавриил»
Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 октября 1802 года.
88-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Смелый»
Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 15 июля 1808 года.
80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Рафаил»
Реально нёс 82 пушки. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 августа 1802 года.
76-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Уриил»
Реально нёс 80 пушек. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 августа 1802 года.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 23 таких корабля:
- «Селафаил» — Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1803 года.
- «Сильный» — Заложен 29 августа 1801 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 мая 1804 года.
- «Твёрдый» — Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе как 90-пушечный, но в 1803 году принято решение об его переделке в 74-пушечный. Спущен на воду 18 июля 1805 года.
- «Орёл» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Северная звезда» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Борей» — Заложен 23 декабря 1805 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1807 года.
- «Не тронь меня» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Три иерарха» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Святослав» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 14 августа 1809 года.
- «Память Евстафия» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Три Святителя» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Принц Густав» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Норд-Адлер» — Заложен 20 ноября 1809 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Чесма» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
- «Мироносец» — Заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
- «Юпитер» — Заложен 28 января 1811 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1812 года.
- «Нептунус» — Заложен 2 декабря 1811 года в в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 6 июня 1813 года.
- «Берлин» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Гамбург» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Дрезден» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Любек» — Заложен 10 марта 1810 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Пётр» — Заложен 22 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
- «Финланд» — Заложен 5 декабря 1812 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 августа 1814 года.
74-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Чёрном море в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:
- «Правый» — Заложен 14 июля 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 10 июля 1804 года. Реально нёс 76 пушек. Первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скрепленным медными болтами корпусом.
- «Анапа» — Заложен 5 февраля 1806 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 30 сентября 1807 года.
- «Мария» — Заложен 28 февраля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 12 ноября 1808 года.
- «Дмитрий Донской» — Заложен 28 июля 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 6 ноября 1809 года.
- «Азия» — Заложен 20 ноября 1807 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 августа 1810 года.
- «Лесное» — Заложен 9 ноября 1809 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 5 июля 1811 года.
- «Максим Исповедник» — Заложен 4 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 9 июня 1812 года.
- «Бриен» — Заложен 23 февраля 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 1 ноября 1813 года.
- «Кульм» — Заложен 24 ноября 1810 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 4 ноября 1813 года.
66-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Всего на Балтийском и белом морях в этот период было введено в строй з лёгких линейных корабля этого типа:
- «Мощный» — Заложен 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 июня 1805 года.
- «Всеволод» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1809 года.
- «Саратов» — Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1809 года.
64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Победоносец»
Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 9 мая 1809 года.
Линейный корабль Балтийского флота «Скорый»
Достоверных сведений о ранге (количестве пушек) на борту корабля обнаружить не удалось. В Сети встречается предположение, что корабль был 66-ти пушечным, однако его размеры и, особенно, осадка характерные скорее для 74-пушечных линейных кораблей позволяют серьезной сомневаться в такой классификации. Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 августа 1805 года.
Морские порты
Одесса (первая очередь)
Строительство города и порта Одесса (не месте небольшого селения Хаджибей и свежепостроенной Хаджибейской крепости Днестровской оборонительной линии) началось в 1794 году, а своё современное название город и порт получили в 1795 году. Рассчитанное на пять лет строительство первой очереди порта, однако, было серьёзно задержано сменой власти в Санкт-Петербурге - как и многие начинания Екатерины II, мегапроект в Одессе при новом Императоре Павле I на некоторое время остался без финансирования, которое, однако, было возобновлено в 1800 году. Окончанием строительства первой очереди порта, по-видимому, можно считать окончание строительства набережной в Купеческой гавани в 1804 году, поскольку, несмотря на незавершённость молов, которые достраивались ещё долгие десятилетия, это таки сделало побережье портом, при том, что объем работ был выполнен очень большой.
Окончание строительства первой очереди порта, который развивался и позднее, привело также к последующему быстрому росту города Одессы.
Крупнейшие мосты
Ростокинский акведук
Самый длинный каменный мост России тех времён длиной 365 метров строился в рамках проекта Мытищинского водопровода для снабжения Москвы питьевой водой с 1779 по 1804 год.
Машиностроение
Модернизация Тульского оружейного завода
В эти годы на заводе было прекращено производство эксклюзивного оружия, зато было налажено и, по сравнеию с преджшествующими образцами, существенно расширено производство единого ружья образца 1808 года, на которое в те годы перевооружалась армия. В результате, если в 1806 году завод изготавливал 43...45 тыс. ружей в год, то задание на 1810 год составляло 99 тыс. ружей, а за годы войны 1812…1814 гг на заводе и работавших на субподряде мастерских было изготовлено и отремонтировано более 500 тысяч ружей, что было абсолютно немыслимо для полукустарного производства более ранних времён.[2]
Ижевский оружейный завод (первый пусковой комплекс)
Строительство Ижевского оружейного завода на базе переданного ему Ижевского железоделательного завода началось в 1807 году, хотя первое распоряжение о строительстве оружейного завода на Каме дал еще Павел I в 1800 году. Выпуск огнестрельного оружия на предприятии начался уже в 1807 году, а в годы войны завод, судя по всему, достиг размеров крупного проекта, поставив во время войны в действующую армию более 6 тысяч ружей, а также много холодного оружия.
Полностью же предприятие было достроено позднее в 1820-х.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Казармы лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге
Пехотные полки уже тогда были весьма крупными формированиями - общая численность одного полка с обслуживающим персоналом составляла порядка 2400 человек. Комплекс каменных зданий военного городка старейшего и престижнейшего лейб-гвардии Преображенского полка был в целом построен в 1801…1805 гг. В рамках проекта были возведены современнейшие по темвременам казармы для рядовых и офицеров, а также штабные и вспомогательные здания.
Военный городок лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге
Хотя полки тяжёлой кавалерии были гораздо более малочисленны, чем пехотные, обслуживающая их инфраструктура была гораздо более сложной. Помимо собственно казарм, штаба и хозяйственных построек элитной кавалерийской части требовались не только обширные конюшни, но и конногвардейский манеж - весьма сложное для техники того времени здание с огромным пролётом без колонн внутри. С другой стороны, здания, находяциеся в самом центре столицы, требовали соответствующей отделки. В 1810-х всё необходимое для полка было построено в камне, украшено лепниной, скульптурой и т.п. и в значительной степени сохранилось до наших дней.
Гидротехнические сооружения
Мариинская водная система
Первая система каналов, проходящих по ныне действующей трассе Волго-Балтийского речного пути. Отличалась от действовавшей Вышеволоцкой системы возможностью пропуска судов в обе стороны и значительно лучшим удобство им.Изыскания на трассе проводились еще при Петре I при его личном участии, однако фактически строительство началось в 1799 году и было завершено по разным данным в 1808[3]…1810[4] гг.
Система многократно совершенствовалась и позднее.
Тихвинская водная система
Третья после Вышневолоцкой и Мариинской система каналов, соединявших бассейны Волги и Невы. Строилась с 1802 по 1811 год. Система была самой короткой из всех трёх и, в отличие от Вышневолоцкой ообеспечивала движение судов в обе стороны, однако уступала по удобству Мариинской. Была действующей вплоть до начала XX века.
Коммунальное хозяйство
Мытищинский водопровод
Самотёчный водопровод для снабжения Москвы питьевой водой строился с 1779 по 1804 год, поскольку из-за недостатка средств во время русско-турецкой войны проект был заморожен с 1787 года на 11 лет. В рамках проекта была построена кирпичная галерея длиной около 20 километров, включая крупный Ростокинский акведук, а также водоразборные фонтаны и часовни над источниками. Стоимость проекта составила 1 миллион 648 тысяч рублей.
Фортификационные сооружения
Крепость Бобруйск
Главная, по-видимому, предвоенная стройка Империи должна была на ряду с аналогичной Динабургской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Дерево-земляная с отдельными каменными элементами, но большая по тем временам крепость строилась ударными темпами с использованием остатков укреплений XVI века с 4 июня 1810 года и фактически вошла в строй уже к концу 1811 года, так что к началу войны в ней уже размещался гарнизон в несколько тысяч человек при более чем трёх сотнях орудий. Для строительства крепости пришлось снести едва ли не весь тогдашний Бобруйск, но в 1812 году крепость сыграла важнейшую роль, сначала как пункт сосредоточения сил и снабжения русской 2-й Западной армии Багратиона, а затем сковывая целый польский корпус во время похода Наполеона на Москву.
Сразу после изгнания Наполеона крепость стали усиливать и достраивать, в результате чего в списках 1816 года она уже значилась как первоклассная, но основные работы развернулись в ней позднее.
Крепость Динабург (первый пусковой комплекс)
Одна из важнейших предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Активное строительство крепости началось в 1810 году еще до завершения ее проекта, однако к началу войны крепость только внешне выглядела грозной, реально не будучи готовой еще к отражению полноценной осады. Тем не менее в начале войны она сыграла заметную роль — французские войска, действующие на Санкт-Петербургском направлении отвлеклись на несколько дней на безуспешные попытки её штурма, что позволило русским войскам организованно отступить на новые рубежи и основательно там укрепиться.
В дальнейшем недостроенная крепость была оставлена и частично разрушена. Однако, уже вскоре после изгнания Наполеона из Росссии начались её восстановление и достройка.
Реконструкция крепости Кронштадт
После подписания в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном Санкт-Петербург и Кронштадт оказались под угрозой со стороны английского и шведского флотов. Вскоре началась и война со Швецией. Вследствие этого в 1807-1810 гг, до охлаждения отношений с Наполеоном, последовавшего в 1810 г., в Кронштадтской крепости проводились обширные работы по повышению ее обороноспособности. В частности были возведены обширные свайные преграды в акватории севернее и южнее крепости, новые батареи, в том числе две на северном фарватере, три флеши с гласисами и палисадами перед западными фронтами центральной крепости, восстановлено первое на острове Котлин укрепление Александр-Шанец, возведён новый форт «Рисбанк» (1812 г., перестроен позднее по личному проекту Николая I и переименован в «Павел I»), на вооружение крепости передано множество орудий и боеприпасов и т.д. Только в начале 1808 г. на производство срочных работ в крепости было выделено 150 тыс. рублей, при том что на строительстве в это время ежедневно бесплатно работало 2650 человек, привлеченных из различных армейских подразделений.[5][6][7]
Позднее в 1824 г. крепость серьезно пострадала от катастрофического наводнения, после чего была реконструирована.
Экстренная реконструкция морской крепости Севастополь
Незадолго до того уже реконструированную морскую крепость в Севастополе или, как тогда его всё ещё называли по привычке Павловских времён, Ахтиаре, в этот период ещё более серьёзно усилили. Назначенный в 1802 году командующим Черноморским флотом адмирал маркиз де Траверсе ввиду угрожающего ухудшения отношений с Турцией, позднее вылившихся в очередную Русско-Турецкую войну 1806-1812 гг, принял решение немедленно, не дожидаясь одобрения Санкт-Петербурга и выделения финансирования начать работы по усилению крепости. Позднее строительство новых укреплений активно продолжалось почти до самого окончания войны с Турцией в мае 1812 года. В этот период были построены[8]:
- Батареи в Казачьей, Камышовой и Стрелецкой бухтах (построены в 1806-1807);
- Реконструкция существующих фортов (1805-1808);
- Шесть новых батарей (фортов), особенно мощными из которых были восьмая и десятая на входе в бухту (1806-1810);
- Северное укрепление (1807-1811).
Развитие крепости продолжалось и позднее.
Мероприятия по перевооружению армии и флота
Переход на единый калибр огнестрельного оружия
Ружье образца 1808 года калибром 17,78 мм стало первым единым для всей армии, под этот же калибр были разработаны и другие виды огнестрельного оружия, например, пистолет образца 1809 года. До этого картина, когда в армии одновременно находились ружья 28 различных систем и калибров была обычной. Помимо пехотного ружья на вооружении находились егерский штуцер образца 1805 года, кавалерийский карабин, мушкетон и пистолет. Несмотря на то, что полностью перевооружить армию на единый калибр в это время не удалось, унификация способствовала упрощению переоснащения оруженых заводов и улучшению вооружения армии.
Аракчеевская реформа артиллерии
Фактически начатая еще при Павле I реформа, возглавляемая с 1803 года инспектором артиллерии А.А. Аракчеевым привела к унификации пушек армейской артиллерии с 1805 года, исчезновению с серийных образцов лишних украшений и модернизации вспомогательных агрегатов артиллерийских батарей, которые в результате обрели повышенную подвижность. Также на пушках были внедрены прицелы образца 1802 года. Кроме того до 1807 года были проведены организационные изменения в отечественной артиллерии - артиллерийские роты стали фактически самостоятельными подразделениями.[9]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|