Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 6 марта 1976 года по 10 ноября 1982 года.
Границы периода обусловлены окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьёзными проблемами Л. И. Брежнева со здоровьем и его смертью. Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Космонавтика и ракетная техника
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
Мобильный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности, установленной на автомобильном шасси. В комплексе использовалась специально для него разработанная твердотопливная ракета 15Ж45 (РСД-10). Головной организацией по разработке комплекса, начавшейся в 1973 году стал Московский институт теплотехники. Испытания ракеты 15Ж45 начались 21 сентября 1974 года, на вооружение ракетный комплекс был принят 11 марта 1976 года. Позднее, 23 апреля 1981 года на вооружение был принят усовершенствованный комплекс «Пионер-УТТХ».
Комплекс широко использовался Ракетными войсками стратегического назначения вплоть до его снятия с вооружения в связи с подписанием 8 декабря 1987 года Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М
Тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета, фактически поставленная на боевое дежурство ещё ранее, также известная как РС-20А, официально на вооружение была принята с лёгкой моноблочной головной частью 20 ноября 1978 года, а с разделяющейся головной частью — 29 ноября 1979 года.[1]
Вскоре была разработан радикально усовершенствованный вариант этого ракетного комплекса с ракетой Р-36М УТТХ (РС-20Б).
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М УТТХ
Тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета, являвшаяся глубокой модернизацией ракеты Р-36 (РС-20А), в том числе в части новых пусковых установок и командных пунктов, разрабатывалась с 16 августа 1976 года. Ракету, также известную как РС-20Б, начали испытывать с 31 октября 1977 года. Первые три полка, вооружённые этим ракетным комплексом были поставлены на боевое дежурство 18 сентября 1979 года. Полностью же ракетный комплекс был принят на вооружение 18 сентября 1980 года. Позднее на его основе была разработана следующая модификация этой ракеты.[2]
Авиация
Истребитель Су-27
Тяжёлый истребитель четвёртого поколения разрабатывался в рамках общей с МиГ-29 программы с конца 1960-х годов, а конкретно его прототипы — с 1971 года. Первая серия прототипов, называвшихся Т-10, уже летала в 1977—1979 гг., когда было принято решение о радикальной модернизации ещё недоделанного самолёта. Формально самолёт даже не поменял обозначение, однако 17-й прототип Т-10-17, совершивший первый полёт 20 апреля 1981 года, на самом деле был фактически другим самолётом, в результате чего прижилось обозначение Т-10С, где «С» расшифровывалось как «серийный». Первые серийные самолёты начали производить в 1981 году, а в войска они поступили уже в 1982 году, хотя официальное принятие на вооружение состоялось гораздо позже в 1990 году.
На 2014 год различные модификации истребителя продолжают производиться и стоят на вооружении ВВС десятков стран мира, включая и российские.
Крупнейшие корабли и суда
Крупнотоннажные танкеры проекта 1151 типа «Крым»
В это время в дополнение к двум, построенным ранее, на судостроительном заводе «Залив» в г. Керчь Крымской области были построены ещё четыре крупнотоннажных танкера этой серии водоизмещением 182 тыс. тонн, которые являются и на 2014 год крупнейшими судами, когда-либо построенными в нашей стране[3][4][5]:
- «Кавказ» — введён в строй в январе 1977 года.
- «Кузбасс» — введён в строй в феврале 1978 года.
- «Кривбасс» — введён в строй в апреле 1979 года.
- «Советская нефть» — введён в строй в сентябре 1980 года.
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
Второй в серии советских авианесущих крейсеров, начатой введённым в строй ранее крейсером «Киев», предназначенных для базирования вертолётов и самолётов вертикального взлёта и посадки. Заложен 28 декабря 1972 года, спущен на воду 30 сентября 1975 года, введён в строй 27 сентября 1978 года. После вывода из состава флота в 1994 г. продан на металл в Южную Корею, оттуда перепродан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.
Ещё два корабля этой серии были построены позднее.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)
Головная в серии крупнейших, когда либо построенных подводных лодок — атомный подводный крейсер ТК-208 был заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 30 июня 1976 года, спущен на воду 27 сентября 1979 года и введён в строй 29 декабря 1981 года, а позднее 7 октября 2000 года получил собственное имя «Дмитрий Донской» (до него имя Великого Князя Московского носило ещё несколько боевых кораблей, последним из которых был героически погибший в бою в 1905 г. броненосный крейсер). Первоначально нёс 20 самых больших в истории баллистических ракет для подводных лодок ракетного комплекса Д-19, чего было достаточно, для того чтобы не оставить ни одного райцентра в отдельно взятой среднего размера стране. С 1992 г. классифицируется как тяжёлый атомный подводный крейсер стратегического назначения. В 1989…2002 гг. модернизирован по проекту 941УМ, в результате чего был первым оснащён ракетами «Булава» для проведения их испытаний.[6]
Позднее строились серийные крейсера этого проекта.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)
Первый в серии тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144, являющихся самыми мощными неавианесущими надводными кораблями в мире с послевоенного времени по настоящее время (2013 г.). В англоязычной литературе вследствие несопоставимости с другими современными им крейсерами по размеру и силе вооружения эти корабли классифицируются как линейные крейсера (battlecruisers) по аналогии с соответствующим классом боевых кораблей, популярным в 1910-х гг. Заложен 26 марта 1973 года, спущен на воду 27 декабря 1977 года, введён в строй 30 декабря 1980 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Ушаков».
Ещё три корабля этого типа были построены позднее.
Атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика»
Второй (после ледокола «Арктика») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морского пути. Строился на Балтийском заводе в Ленинграде, введён в строй 28 декабря 1977 года.
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»
Подводные стратегические ракетоносцы этого проекта отличались от предыдущих модификаций этого проекта 667Б «Мурена» и 667БД «Мурена-М» применением более совершенного ракетного комплекса, оснащённого разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением, 16 ракет которого можно было запустить в одном залпе. Также были выполнены многочисленные улучшения других бортовых систем. Все 14 атомных подводных крейсеров этого проекта были построены в это время на заводе «Севмаш» в Северодвинске:
- К-424 — Заложен 30 января 1974 года, спущен на воду 31 декабря 1975 года, введён в строй 30 декабря 1976 года.
- К-441 — Заложен 7 мая 1974 года, спущен на воду 25 мая 1976 года, введён в строй 30 декабря 1976 года.
- К-449 — Заложен 19 ноября 1975 года, спущен на воду 29 июля 1976 года, введён в строй 30 декабря 1976 года.
- К-506 (с 15 сентября 1998 года «Зеленоград») — Заложен 29 декабря 1975 года, спущен на воду 26 марта 1979 года, введён в строй 30 ноября 1979 года.
- К-455 — Заложен 16 октября 1976 года, спущен на воду 16 февраля 1977 года, введён в строй 30 августа 1977 года.
- К-490 — Заложен 6 ноября 1976 года, спущен на воду 21 марта 1977 года, введён в строй 30 октября 1977 года.
- К-487 — Заложен 9 декабря 1976 года, спущен на воду 4 июня 1977 года, введён в строй 27 декабря 1977 года.
- К-496 (с 1 января 1999 года «Борисоглебск») — Заложен 23 мая 1978 года, спущен на воду 13 сентября 1978 года, введён в строй 30 августа 1979 года.
- К-129 (с 22 марта 1996 года КС-129, позднее БС-136 и «Оренбург») — Заложен 9 апреля 1979 года, спущен на воду 15 апреля 1981 года, введён в строй 5 ноября 1981 года.
- К-211 (с 15 сентября 1998 года «Петропавловск-Камчатский») — Заложен 19 апреля 1979 года, спущен на воду 13 декабря 1979 года, введён в строй 28 августа 1980 года.
- К-433 (с 15 сентября 1998 года «Святой Георгий Победоносец») — Заложен 24 августа 1979 года, спущен на воду 20 июня 1980 года, введён в строй 15 декабря 1980 года.
- К-223 (с 18 июля 1998 года «Подольск») — Заложен 19 ноября 1979 года, спущен на воду 30 апреля 1980 года, введён в строй 25 декабря 1980 года.
- К-44 (с 10 февраля 1998 года «Рязань») — Заложен 31 января 1980 года, спущен на воду 19 января 1982 года, введён в строй 17 сентября 1982 года.
- К-180 — Заложен 27 апреля 1980 года, спущен на воду 8 ноября 1980 года, введён в строй 25 августа 1981 года.
Позднее строились более совершенные субмарины этого семейства — подводные крейсера проекта 667БДРМ «Дельфин».
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»
Несмотря на то, что в это время в Северодвинске уже строилась заметно более совершенная модификация этих подводных крейсеров, на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре еще около двух лет продолжалось строительство подводных лодок позапрошлой серии, строившихся с начала 1970-х. Это, по-видимому, было связано с необходимостью скорейшего достижения ядерного паритета в условиях, когда именно подводные лодки этого типа стали первыми способными нести дежурство у своих берегов не подвергаясь чрезмерному риску со стороны сил противолодочной обороны потенциальных противников. Всего в этот период было введено в строй пять кораблей этого типа:
- К-497 — Заложен 21 февраля 1975 года, спущен на воду 29 апреля 1976 года, введён в строй 31 октября 1976 года.
- К-500 — Заложен 25 июля 1975 года, спущен на воду 14 июля 1976 года, введён в строй 19 декабря 1976 года.
- К-512 — Заложен 21 января 1976 года, спущен на воду 26 сентября 1976 года, введён в строй 18 августа 1977 года, в 1988 году получил имя «70 лет ВЛКСМ».
- К-523 — Заложен 01 июля 1976 года, спущен на воду 03 мая 1977 года, введён в строй 30 октября 1977 года.
- К-530 — Заложен 05 ноября 1976 года, спущен на воду 23 июля 1977 года, введён в строй 28 декабря 1977 года.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира»
Единственные в мире серийные атомные подводные лодки, использовавшие высокоэффективные атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, что сделало их самыми быстрыми серийными подводными лодками всех времён в мире. Не считая головного корабля проекта 705, введённого в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок, строившихся по улучшенному проекту 705К, были введены в строй в этот период:
- К-123 — Заложен 22 декабря 1967 года, спущен на воду 4 апреля 1976 года, введён в строй 12 декабря 1977 года.
- К-316 — Заложен 26 апреля 1969 года, спущен на воду 25 июля 1974 года, введён в строй 30 сентября 1978 года.
- К-432 — Заложен 12 ноября 1967 года, спущен на воду 3 ноября 1977 года, введён в строй 31 декабря 1978 года.
- К-373 — Заложен 26 июня 1972 года, спущен на воду 19 апреля 1978 года, введён в строй 29 декабря 1979 года.
- К-493 — Заложен 21 января 1972 года, спущен на воду 21 сентября 1980 года, введён в строй 30 сентября 1981 года.
- К-463 — Заложен 26 июня 1975 года, спущен на воду 30 марта 1981 года, введён в строй 30 декабря 1981 года.
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-525 («Архангельск») проекта 949 «Гранит»
На смену атомным подводным лодкам с крылатыми ракетами второго поколения проекта 670М «Чайка» в этот период начали строить аналогичные субмарины третьего поколения, отличавшиеся существенно возросшими размерами и мощью вооружения. Первым из них стал атомный подводный крейсер К-525 (с 6 апреля 1993 года получивший собственное имя «Архангельск»), который был заложен 25 июля 1975 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 3 мая 1980 года и введён в строй 30 декабря 1980 года.
Позднее была построена ещё одна подводная лодка этого проекта.
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 670М «Чайка»
В это время дополнительно к двум субмаринам, введённым в эксплуатацию ранее, на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) были построены ещё четыре подводных крейсера этого проекта:
- К-479 (с 3 июня 1992 года Б-479) — заложен 1 октября 1975 года, спущен на воду 6 мая 1977 года, введён в строй 30 (по другим данным 29) сентября 1977 года.
- К-503 (с 3 июня 1992 года Б-503) — заложен 7 февраля 1977 года, спущен на воду 22 сентября 1978 года, введён в строй 31 декабря 1978 года.
- К-508 (с 3 июня 1992 года Б-508) — заложен 10 декабря 1977 года, спущен на воду 3 октября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года (по другим данным 15 марта 1980 года).
- К-209 (с 3 июня 1992 года Б-209) — заложен 20 декабря 1979 года, спущен на воду 16 сентября 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года.
В дальнейшем линию развития отечественных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами продолжали уже субмарины следующего — третьего — поколения подводные крейсера проекта 949 «Гранит».
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»
Атомные подводные лодки — охотники этого проекта представляли собой переходный этап от второго к третьему поколению атомных подводных лодок. В субмаринах этого типа оборудование и вооружение, разработанное для подводных лодок третьего поколения было размещено в корпусе отработанных в производстве подводных крейсеров проекта 671РТ «Сёмга», относившихся ко второму поколению. В результате получились достаточно дешёвые и мощные корабли, которые строились весьма крупной для атомных подводных лодок серией. В этот период были введены в строй первые 14 подводных крейсеров этого типа:
- К-524 («60 лет шефства ВЛКСМ», «Западная Лица»)— Заложен 07 мая 1976 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 31 июля 1977 года, введён в строй 28 декабря 1977 года. С 11 октября 1982 года — «60 лет шефства ВЛКСМ», с 1998 года — «Западная Лица».
- К-247 — Заложен 15 июля 1976 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 13 августа 1978 года, введён в строй 30 декабря 1978 года.
- К-507 — Заложен 02 ноября 1977 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 01 октября 1978 года, введён в строй 30 ноября 1979 года.
- К-492 — Заложен 23 февраля 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 28 июня 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
- К-412 — Заложен 29 октября 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
- К-254 — Заложен 24 сентября 1977 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1983 году.
- К-502 («Волгоград») — Заложен 23 июля 1979 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 17 августа 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1992 году. С 21 марта 1999 года — «Волгоград».
- К-527 — Заложен 28 сентября 1978 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 24 июля 1981 года, введён в строй 30 декабря 1981 года.
- К-251 — Заложен 29 июля 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 03 мая 1980 года, введён в строй 30 сентября 1980 года.
- К-255 — Заложен 07 ноября 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 20 июля 1980 года, введён в строй 28 декабря 1980 года.
- К-324 — Заложен 23 февраля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 07 сентября 1980 года, введён в строй 30 декабря 1980 года.
- К-305 — Заложен 27 июля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 17 мая 1981 года, введён в строй 30 сентября 1981 года.
- К-355 — Заложен 31 декабря 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 08 августа 1981 года, введён в строй 29 декабря 1981 года.
- К-360 — Заложен 09 мая 1981 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 27 апреля 1982 года, введён в строй 29 сентября 1982 года.
Строительство субмарин этого проекта активно продолжалось и позднее.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
Атомные подводные лодки этого типа, вооружённые торпедами и противолодочными ракетами предназначались прежде всего для борьбы с подводными лодками, а также вражескими надводными кораблями. В этот период в дополнение к трём субмаринам, введённым в строй ранее, было построено ещё четыре подводных крейсера этого проекта:
- К-513 — Заложен 22 июля 1975 года, спущен на воду 21 августа 1976 года, введён в строй 27 декабря 1976 года.
- К-517 — Заложен 23 марта 1977 года, спущен на воду 24 августа 1978 года, введён в строй 31 декабря 1978 года.
- К-467 — Заложен 06 сентября 1975 года, спущен на воду 12 августа 1976 года, введён в строй 29 декабря 1976 года.
- К-488 — Заложен 15 декабря 1976 года, спущен на воду 08 октября 1977 года, введён в строй 29 сентября (октября?) 1978 года.
Ещё один корабль этого проекта (К-505) не достраивался и был разобран на стапеле. В дальнейшем строились более совершенные подводные крейсера проекта 671РТМ.
Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч»
Эсминцы проекта 956 «Сарыч» стали венцом развития советских эскадренных миноносцев, превзойдя по своим размерам и артиллерийской мощи типичные крейсера предыдущих эпох — на каждом эсминце были размещены по две спаренные автоматические артиллерийские установки АК-130, каждая из которых, с учётом высокого темпа стрельбы, превосходила по массе выпущенных за единицу времени снарядов, например, всю артиллерию английского лёгкого крейсера времён Второй мировой войны типа «Дидо». Эти корабли, предназначенные для поддержки десанта ракетно-артиллерийскими ударами, а также выполнения задач противовоздушной обороны, также должны были действовать в парах с большими противолодочными кораблями проекта 1155, взаимодополняя друг друга таким образом, что вместе они должны были заметно превосходить по боевой эффективности пару американских эсминцев того времени. В этот период на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде были построены первые два корабля этого проекта:
- «Современный» — заложен 3 марта 1976 года, спущен на воду 18 ноября 1978 года, введён в строй 25 декабря 1980 года.
- «Отчаянный» — заложен 4 марта 1977 года, спущен на воду 29 марта 1980 года, введён в строй 30 сентября 1982 года.
Позднее было введено в строй ещё девятнадцать кораблей этого проекта, считая его экспортные модификации.
Большие противолодочные корабли проекта 1155
Предназначенные для боевых действий в дальней океанской зоне, большие противолодочные корабли проекта 1155 несли практически самое мощное противолодочное вооружение, какое только можно было создать на тот момент. В этот период были введены в строй первые два корабля этого проекта[7]:
- «Удалой» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 23 июля 1977 года, спущен на воду 5 февраля 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года.
- «Вице-адмирал Кулаков» — заложен на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде 4 ноября 1977 года, спущен на воду 16 мая 1980 года, введён в строй 29 декабря 1981 года.
Позднее были введены в строй ещё десять кораблей этого проекта.
Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
В этот период серию из четырех ранее построенных больших противолодочных кораблей с газотурбинной двигательной установкой дополнили последние три корабля, построенные по этому проекту:
- «Петропавловск» — заложен 14 сентября 1973 года, спущен на воду 22 ноября 1974 года, введён в строй 29 декабря 1976 года.
- «Ташкент» — заложен 22 ноября 1974 года, спущен на воду 5 ноября 1975 года, введён в строй 31 декабря 1977 года.
- «Таллин» — заложен 5 ноября 1975 года, спущен на воду 5 ноября 1976 года, введён в строй 31 декабря 1979 года.
Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
Ранее уже было построено 8 кораблей этого проекта. В этот период были введены в строй последние два корабля серии:
- «Василий Чапаев» — заложен 22 ноября 1973 года, спущен на воду 28 ноября 1974 года, введён в строй 30 ноября 1976 года.
- «Адмирал Юмашев» — заложен 17 апреля 1975 года, спущен на воду 30 сентября 1977 года, введён в строй 30 декабря 1977 года.
Дизель-электрическая спасательная подводная лодка БС-257 проекта 940 «Ленок»
Вторая и последняя подводная лодка проекта 940 (первая — БС-486 — была введена в строй ранее), предназначенная для ведения подводных спасательных работ была оснащена двумя спасательными подводными аппаратами и другим необходимым водолазным оборудованием, из-за чего субмарины этого проекта стали, по-видимому, крупнейшими неатомными подводными лодками отечественного флота. Заложена 23 февраля 1978 года на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущена на воду 27 мая 1979 года, введена в строй 1 сентября 1979 года.
Подводные лодки проекта 877
Дизель-электрические подводные лодки проекта 877 «Палтус», также известного как «Варшавянка» из-за предполагавшегося вооружения ими флотов стран Варшавского договора, стали значительным достижением отечественных корабелов в области достижения бесшумности. В это время было введено в строй первых два корабля очень крупной впоследствии серии:
- Б-248 — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 16 марта 1980 года (фактически строительство началось в 1979 году), спущен на воду 12 сентября 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года.
- Б-260 (с 19 марта 2006 года «Чита») — заложен на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре 22 февраля 1981 года, спущен на воду 23 августа 1981 года, введён в строй 30 декабря 1981 года.
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Подводные лодки проекта 641Б «Сом»
В этот период серию из четырёх введённых в строй ранее подводных лодок этого проекта дополнили ещё 13 кораблей, построенных на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде)[8]:
- Б-515 — заложен 30 марта 1975 года, спущен на воду 29 апреля 1976 года, введён в строй 29 (по другим данным 30) декабря 1976 года.
- Б-519 — заложен 4 декабря 1975 года, спущен на воду 11 сентября 1976 года, введён в строй 31 декабря 1976 года.
- Б-290 — заложен 5 августа 1976 года, спущен на воду 29 апреля 1977 года, введён в строй 25 сентября 1977 года.
- Б-303 — заложен 5 декабря 1976 года, спущен на воду 6 сентября 1977 года, введён в строй 30 декабря 1977 года.
- Б-146 (с 16 апреля 1991 года «Комсомолец Казахстана») — заложен 5 сентября 1977 года, спущен на воду 8 мая 1978 года, введён в строй 30 сентября 1978 года.
- Б-546 — заложен 8 февраля 1978 года, спущен на воду 27 сентября 1978 года, введён в строй 29 декабря 1978 года.
- Б-30 — заложен 17 октября 1978 года, спущен на воду 12 мая 1979 года, введён в строй 28 сентября (по другим данным в октябре) 1979 года.
- Б-215 — заложен 27 января 1979 года, спущен на воду 9 октября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
- Б-396 (с 23 мая 1985 года «Новосибирский комсомолец») — заложен 31 августа 1979 года, спущен на воду 17 мая 1980 года, введён в строй в сентябре 1980 года.
- Б-307 — заложен 7 марта 1980 года, спущен на воду 30 сентября 1980 года, введён в строй 30 декабря 1980 года.
- Б-319 (с 16 декабря 1988 года «Комсомолец Чувашии») — заложен 25 февраля 1980 года, спущен на воду 20 мая 1981 года, введён в строй 30 декабря (по другим данным в сентябре) 1981 года.
- Б-225 — заложен 8 января 1981 года, спущен на воду 28 августа 1981 года, введён в строй 25 декабря 1981 года.
- Б-312 — заложен 10 сентября 1981 года, спущен на воду 22 мая 1982 года, введён в строй 20 сентября (по другим данным в июле) 1982 года.
Ещё одна подводная лодка этого проекта была достроена позднее.
Железные дороги
1976
Станция Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги
Крупнейшая в Европе сортировочная станция с несколькими сортировочными парками и многоуровневыми железнодорожными развязками строилась в рамках проекта реконструкции Большого Московского кольца для переноса на него транзитного движения с 1970 года и была завершена в 4 мая 1976 года с запуском в эксплуатацию сортировочного комплекса в целом.[9]
1977
Первая очередь линии Тобольск — Сургут Свердловской железной дороги
Первая часть участка Тобольск — Юганская Обь длиной 180 км, являвшаяся, по сути, первой очередью линии Тобольск — Сургут, была введена в строй в 1977 году. Полностью линия Тобольск — Сургут была достроена год спустя.
Объект являлся первой частью более крупного проекта строительства линии Тобольск — Сургут — Нижневартовск, а впоследствии фактически вошёл в состав железной дороги Тюмень — Коротчаево.
1978
Вторая очередь линии Тобольск — Сургут Свердловской железной дороги
Вторая и заключительная часть линии общей длиной 309 км была введена в строй в 1978 году, хотя первый поезд в Сургут пришёл ещё 5 августа 1975 года.[10] Годом ранее была введена в строй первая очередь этой линии — первые 180 ка участка Тобольск — Юганская Обь. При строительстве вторая очередь линии реально состояла из трёх участков: оставшейся части участка Тобольск — Юганская Обь (261 км), участка Юганская Обь — Обь (15 км) и участка Обь — Сургут (33 км). Также на линии был построен крупный мост через Обь в Сургуте.
Уже в следующем году линия была продолжена вдоль северного берега Оби до Нижневартовска, поскольку изначально строилась как часть более крупного проекта строительства линии Тобольск — Сургут — Нижневартовск. Продолжение же её в том же направлении на не построенный ещё в то время Ноябрьск последовало позднее, в результате чего эта линия впоследствии фактически вошла в состав железнодорожной магистрали Тюмень — Коротчаево.
1979
Линия Сургут — Нижневартовск Свердловской железной дороги
Линия длиной 216 км, являвшаяся, по-сути, третьей и последней очередью линии Тобольск — Сургут — Нижневартовск, была введена в строй в 1979 году, хотя первый поезд прибыл в Нижневартовск ещё 14 ноября 1976 года.[11]
Линия, проходящая вдоль среднего течения реки Обь по её северному берегу стала первым введённым в строй участком перспективной Северо-Сибирской магистрали, которая должна пройти севернее обеих ветвей Транссиба, но южнее перспективной Трансполярной магистрали.
Линия Тобольск — Сургут — Нижневартовск Свердловской железной дороги
Железнодорожная линия, являвшаяся продолжением построенной несколькими годами ранее линии Тюмень — Тобольск, создавалась с целью соединения с железнодорожной сетью страны Самотлорского нефтяного месторождения и построенного специально для его освоения города Нижневартовск. Дорога была введена в строй поэтапно в 1977—1979 годах:
- Первая очередь линии Тобольск — Сургут введена в строй в 1977 году.
- Вторая очередь линии Тобольск — Сургут с крупным мостом через Обь в Сургуте введена в строй в 1978 году.
- Участок Сургут — Нижневартовск введён в строй в 1979 году.
Позднее различные участки линии, менявшей в Сургуте своё направление, стали относить к двум разным магистралям: участок Тобольск — Сургут к магистральной линии Тюмень — Коротчаево, ставшей на десятилетия единственным подходом к изолированной части перспективной Трансполярной магистрали в районе газовых месторождений Нового Уренгоя, а участок Сургут — Нижевартовск — к планируемой Северосибирской магистрали.
Линия Бамовская (Горелый) — Беркакит Байкало-Амурской ж.д.
Ветка, служившая одним из важнейших транспортных путей при строительстве Байкало-Амурской магистрали, также известная как «Малый БАМ», окончательно строилась при этом на японский кредит как часть проекта освоения Южно-Якутского угольного бассейна, поскольку отдавать кредит предполагалось именно углём.
В июле 1974 г. между Правительствами СССР и Японии было заключено «Генеральное соглашение о поставках из СССР в Японию южноякутских углей и о поставках из Японии в СССР оборудования, машин, материалов и других товаров для разработки Южно-Якутского бассейна». Для реализации соглашения ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление от 29 апреля 1975 г. № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса».
При этом изначально строительство ветки стартовало ещё до войны, но её рельсы и мосты впоследствии были сняты и использованы во время войны для строительства Волжской рокады. Окончательно линия длиной 397 км была введена в строй в 1979 году. С этого момента уголь начал поставляться в Японию.
Позднее линия была продолжена строящейся Амуро-Якутской магистралью на север в центральную Якутию.
1980
1981
Участок Лена — Нижнеангарск Байкало-Амурской железной дороги
Участок Байкало-Амурской магистрали длиной порядка 360 км был введён в строй в 1981 году.[12] Участок, проходящий через Байкальский хребет и отроги гор на берегу Байкала содержал большое количество тоннелей. Однако самый крупный из них — Байкальский тоннель — был введён в строй позднее, а для его объезда в это время был открыт специальный обход.
Позднее, примерно через пять лет, линия была электрифицирована.
Линии метрополитена
Ереванский метрополитен
Восьмой метрополитен СССР строился с 1972 года изначально как метротрам, но уже в процессе строительства был переделан в полноценный метрополитен и открыт 7 марта 1981 года. Первоначально в состав Ереванского метрополитена вошёл участок с четырьмя станциями от станции «Дружба» (арм. «Барекамутюн») до станции «Давид Сасунский» (арм. «Сасунци Давид») без ныне существующих станций «Площадь Республики» и «Воевода Андраник». При этом одна из них — станция «Площадь Республики» была введена в строй уже вскоре в декабре 1981 года. А вскоре, 11 июля 1983 года, линию продолжил относительно недорогой наземный участок Давид Сасунский — Горцаранаин.
Ереванский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Ташкентский метрополитен
Седьмой в СССР и первый в Средней Азии метрополитен в столице Узбекской ССР строился с 1968…1970 гг. и был введён в строй в 1977 году. Всего в этот период было построено два участка метро:
- Первый пусковой участок Сабира Рахимова (ныне Олмазор) — Октябрьской Революции (ныне Амир Темур хиёбони) Чиланзарской линии — участок с девятью станциями длиной 12,2 км был открыт 6 ноября 1977 года.
- Участок Октябрьской Революции (ныне Амир Темур хиёбони) — Максима Горького (ныне Буюк Ипак йули) Чиланзарской линии — участок с тремя станциями был открыт 18 августа 1980 года.
Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Участок Московский проспект — Пролетарская Свердловско-Заводской линии Харьковского метрополитена
В это время 11 августа 1978 года на единственной в то время Свердловско-Заводской (ныне Холодногорско-Заводской) линии недавно открытого Харьковского метрополитена был открыт новый крупный участок Московский проспект — Пролетарская с пятью новыми станциями.
Харьковский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Участок 28 Апреля — Низами Гянджеви Бакинского метрополитена
В этот период 31 декабря 1976 года в развивавшемся как ранее, так и позднее Бакинском метрополитене был введён в строй новый участок длиной 2,1 км 28 Апреля (ныне 28 мая) — Низами Гянджеви (ныне Низами) с одной новой станцией. По традиционной к тому времени и сохранившейся впоследствии на десятилетия схеме новый участок, формально относящийся к ранее уже частично построенной второй (зелёной) линии фактически стал очередным — уже третьим ответвлением основной (первой) линии Бакинского метро с организацией маршрутного движения поездов.
Сабурталинская линия Тбилисского метрополитена
В развивавшемся и ранее Тбилисском метрополитене в этот период 15 сентября 1979 года была введена в строй новая Сабурталинская линия в составе пяти подземных станций от станции «Вагзлис моедани» (ныне «Садгурис моедани-2») до станции «Делиси».
Тбилисский метрополитен продолжал развиваться и позднее.
Строительство Киевского метрополитена
В этот период в развивавшемся как ранее, так и позднее Киевском метрополитене были введены в строй следующие крупные проекты:
- Куренёвско-Красноармейская линия — вторая (синяя) линия Киевского метрополитена. Была изначально открыта с тремя новыми станциями 17 декабря 1976 года.
- Участок Красная площадь (ныне Контрактовая площадь) — Проспект Корнейчука (ныне Оболонь) Куренёвско-Красноармейской линии — участок с тремя новыми станциями был открыт 19 декабря 1980 года.
- Участок Площадь Октябрьской Революции (ныне Майдан Незалежности) — Республиканский стадион (ныне Олимпийская) Куренёвско-Красноармейской линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 19 декабря 1981 года.
- Участок Проспект Корнейчука (ныне Оболонь) — Героев Днепра Куренёвско-Красноармейской линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 6 ноября 1982 года.
Также в это время 5 декабря 1979 года на Святошинско-Броварской линии была открыта наземная станция «Пионерская» (ныне «Лесная»).
Строительство Ленинградского метрополитена
В развивавшемся как ранее, так и позднее Ленинградском метрополитене в этот период были введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок Автово — Проспект Ветеранов Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) — участок длиной 3,62 км с двумя новыми станциями был формально открыт 29 сентября 1977 года, однако фактически регулярное движение началось 5 октября 1977 года и в тот же день была закрыта временная наземная станция «Дачное», на которой раньше заканчивалась эта линия метро.
- Участок Академическая — Комсомольская (ныне Девяткино) Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) — участок длиной 4,32 км с двумя новыми станциями одна из которых глубокого заложения, а другая — наземная, был открыт 28 декабря 1978 года.
- Участок Василеостровская — Приморская Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) — участок с одной новой станцией глубокого заложения протяжённостью 2,36 км был открыт 28 сентября 1979 года.
- Участок Ломоносовская — Обухово Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) — участок с двумя новыми станциями протяжённостью 4,3 км был открыт 10 июля 1981 года. Несколько позже 28 декабря 1984 года на продолжении этого участка открыли наземную станцию «Рыбацкое».
- Участок Петроградская — Удельная Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) — участок с тремя новыми станциями протяжённостью 7,19 км был открыт 4 ноября 1982 года.
Строительство Московского метрополитена
В Московском метрополитене, который активно развивался как до, так и после этого периода, в это время были введены в строй следующие крупные проекты:
- Участок ВДНХ — Медведково Калужско-Рижской линии — участок с четырьмя новыми станциями был введён в строй 29 сентября 1978 года.
- Станция «Горьковская» — новая станция глубокого заложения была открыта 20 июня 1979 года на действующем участке Горьковско-Замоскворецкой линии между станциями «Маяковская» и «Площадь Свердлова» рядом со станцией «Пушкинская» Ждановско-Краснопресненской (ныне Таганско-Краснопресненской) линии. Строительство станции с переходом в крайне стеснённых условиях центра Москвы на действующем участке метрополитена практически однозначно являлось крупным проектом.
- Калининская линия — новая радиальная линия на востоке Москвы была открыта 30 декабря 1979 года на участке Марксистская — Новогиреево в объёме шести новых станций.
Также в это время 6 ноября 1980 года была открыта построенная ещё в 1962 году станция «Шаболовская» Калужско-Рижской линии, для которой встретились существенные трудности со строительством наклонного хода эскалатора из-за сложных геологических условий.
Крупнейшие мосты
Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (достройка)
Совмещенный мост длиной 1435 метров, был открыт для движения поездов ранее в 1975 году. Полностью достроен мост был путём установки пролётных строений под двухполосную автодорогу в 1981 году, после чего по нему открылся проезд автотранспорта.
Димитровский мост через Обь в Новосибирске
Шестиполосный автомобильный мост через Обь строился с 1971 года. Открыт для движения мост был 4 ноября 1978 года. Длина самого моста составила 701 м при ширине 30 м, общая длина моста с подходами — около 5 км.
Стоимость проекта вместе с подходами и развязками составила 53 млн рублей, из них сам мост обошёлся в 20 млн рублей.[13]
Железнодорожный мост через Обь в Сургуте
Безымянный мост длиной более 2 км под Сургутом был открыт вместе с железнодорожной линией Тобольск — Сургут в 1978 году.
Аэропорты и аэродромы
Реконструкция аэродрома международного аэропорта Шереметьево, Московская область
В этот период в середине 1976 года с вводом в строй магистральной рулёжной дорожки была завершена масштабная реконструкция аэродрома международного аэропорта Шереметьево, в рамках которой ранее была введена в строй вторая взлётно-посадочная полоса аэропорта.
Ещё до окончания работ по реконструкции аэродрома в октябре 1974 года стало известно о том, что в Москве будут проведены летние Олимпийские игры 1980 года, в результате чего уже вскоре в аэропорту началось строительство нового аэровокзального комплекса Шереметьево-2.[14]
Аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 международного аэропорта Шереметьево, Московская область
Новый грандиозный аэровокзальный комплекс производительностью 2100 пассажиров в час или 6 млн пассажиров в год был построен в незадолго до этого реконструированном московском международном аэропорту Шереметьево в рамках подготовки к Олимпиаде-80. Комплекс, включавший, помимо собственно пассажирского аэровокзала с телетрапами, включал привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и несколько производственных зданий, был сдан 1 января 1980 года и официально открыт 6 мая 1980 года.[15]
Аэропорт Шереметьево развивался и позднее.
Реконструкция аэропорта Петропавловск-Качатский (Елизово), Камчатская область
В этот период на совместно используемом военными и гражданской авиацией аэродроме аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) были проведены крупные работы по обеспечению приёма в аэропорту более тяжёлых, чем ранее эксплуатировавшийся Ту-104, дальнемагистральных самолётов Ил-62. Для этого в аэропорту была построена новая крупная железобетонная полоса, новая рулёжная дорожка, а также новый перрон с инженерными сетями и другими необходимыми сооружениями. Кроме этого, были проведены мероприятия по подготовке к приёму крупных самолётов производственно-технической базы и авиационного персонала. Сама взлётно-посадочная полоса была введена в строй, видимо, с началом полётов Ил-62 в июне 1978 года[16] и выводом в то же время из эксплуатации старой взлётно-посадочной полосы[17], а полностью завершена реконструкция аэропорта была уже в начале 1980-х гг.
Позднее аэропорт подвергся новой крупной реконструкции.
Трубопроводы
Аммиакопровод Тольятти — Одесса
Самый крупный в Евразии аммиакопровод строился в рамках грандиозного проекта создания инфраструктуры по производству и отгрузке аммиака на экспорт через Одесскую область. Первый аммиак с объединения «Стирол» в Горловке поступил по аммиакопроводу в Одессу в 1979 году. Общая длина аммиакопровода составила 2417 км при пропускной способности до 2,5 млн тонн аммиака в год.
Гидроэнергетика
Саяно-Шушенская ГЭС — гидроагрегаты № 1…6
Крупнейшая гидроэлектростанция СССР мощностью 6400 МВт, расположенная в верховьях Енисея, строилась с 1963 года и имела по проекту 10 гидроагрегатов мощностью по 640 МВт каждый. С целью соблюдения директивных сроков строительства первый гидроагрегат был поставлен под нагрузку (со специальным колесом для пониженного напора) 18 декабря 1978 года, однако из-за неготовности необходимых частей плотины 23 мая 1979 года он был временно затоплен во время половодья, но его работоспособность удалось достаточно быстро восстановить, так как его заранее частично демонтировали. Повторно гидроагрегат № 1 ввели в строй 20 сентября 1979 года.
Гидроагрегат № 2, также оборудованный специальным рабочим колесом, был подключён к сети 5 ноября 1979 года, а гидроагрегат № 3, оборудованный уже штатным рабочим колесом — 21 декабря 1979 года. Гидроагрегат № 4 был введён в строй 29 октября 1980 года, гидроагрегат № 5 — 21 декабря 1980 года, гидроагрегат № 6 — 6 ноября 1981 года.
Оставшиеся четыре гидроагрегата были введены в строй позднее.
Усть-Илимская ГЭС
Строительство крупной гидроэлектростанции на реке Ангара, часть гидрогенераторов которой была введена в строй ранее, завершилось в это время — в конце 1979 года был введён в строй последний — шестнадцатый — гидроагрегат и установленная мощность электростанции достигла проектного значения в 3840 МВт, а официально строительство было завершено в декабре 1980 года.
Зейская ГЭС — фактический ввод в строй
Крупная гидроэлектростанция мощностью 1330 МВт на реке Зея в Амурской области, первый гидроагрегат которой был введён в строй ранее, строилась с 1964 года и была фактически введена в строй 24 июня 1980 года, когда её гидроагрегаты были выведены на проектную мощность, хотя формально строительство было завершено только в 2002 году.[18] Гидроэлектростанция имеет большое противопаводковое значение в регионе, для которого характерны сильные наводнения.[19]
Нижнекамская ГЭС — гидроагрегаты № 1…10
На строившейся с 1963 года неподалёку от города Набережные Челны Татарской АССР гидроэлектростанции на реке Кама в этот период в 1979…1982 гг. были введены в строй первые десять из шестнадцати гидроагрегатов. Установленная мощность ГЭС при этом достигла 780 МВт, однако фактическая была заметно ниже из-за нерасчётного уровня воды в водохранилище.
Остальные гидроагрегаты электростанции были введены в строй позднее.
Чиркейская ГЭС, Дагестанская АССР
В этот период на строившейся на реке Сулак высоконапорной ГЭС в дополнение к трём, построенным ранее, 30 июня 1976 года был запущен в эксплуатацию последний, четвёртый гидроагрегат. Полностью электростанция общей мощностью 1000 МВт была введена в строй 9 февраля 1981 года.[20][21]
Позднее ниже по течению Сулака для Чиркейской ГЭС была построена станция контррегулятор — Миатлинская ГЭС.
Чебоксарская ГЭС — первые гидроагрегаты
В этот период на строившейся с 1968 года электростанции на реке Волга были введены в строй первые несколько гидроагрегатов. Станция дала первый ток 3 января 1981 года, всего же в 1981 году были введены в строй два гидроагрегата, а в 1982 году — четыре. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[22]
Активное строительство станции продолжилось и позднее.
Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина — вторая очередь
В период 1969…1980 гг. на легендарной Днепровской ГЭС в Запорожье было построена вторая очередь станции с дополнительными гидроагрегатами общей мощностью 828 МВт, в результате чего общая мощность ГЭС возросла до 1569 МВт.
Колымская ГЭС — гидроагрегаты № 1 и № 2
В это время на строившейся с 1970 года в Магаданской области на одноимённой реке гидроэлектростанции были введены в строй первые два гидроагрегата мощностью по 180 МВт каждый, работавшие, однако при пониженном напоре и, соответственно выдававшие меньшую мощность. Первый гидроагрегат был ненадолго введён в строй 24 февраля 1981 года к открытию XXVI съезда КПСС, однако фактически первые два гидроагрегата были введены в эксплуатацию в 27 июня и 22 октября 1982 года соответственно.
Электростанция продолжала достраиваться и позднее.
Нурекская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 2700 МВт строившаяся с 1961 года на реке Вахш в Таджикской ССР была полностью введена в строй в это время, после того как в 1979 году она достигла проектной мощности, хотя часть её гидроагрегатов была введена в строй ранее. Позднее ГЭС носила имя Л. И. Брежнева. На 2014 год ГЭС остаётся крупнейшей в Средней Азии, а её 300-метровая плотина является самой высокой в мире.[23][24]
Каскад Серебрянских ГЭС
Каскад из двух гидроэлектростанций, на реке Воронья в Мурманской области, общей мощностью на тот момент 357 МВт строился с 1960-х гг. и был окончательно введён в строй 17 февраля 1977 года. Изначально в состав каскада вошли два достаточно крупных гидроузла:
- Серебрянская ГЭС-I мощностью 201 МВт.
- Серебрянская ГЭС-II мощностью 156 МВт.
Позднее в его состав включили также построенный неподалёку в 1990-м году Каскад Териберских ГЭС.
Серебрянская ГЭС-I
Гидроэлектростанция мощностью 201 МВт на реке Воронья в Мурманской области строилась с лета 1967 года и фактически была введена в строй ранее ещё в 1970-м году, однако полностью она была принята в постоянную эксплуатацию в составе Каскада Серебрянских ГЭС 17 февраля 1977 года.[25][26]
Серебрянская ГЭС-II
Строившаяся с февраля 1967 года на реке Воронья в Мурманской области гидроэлектростанция мощностью 156 МВт фактически введённая в строй ранее в 1972…1973 году формально принята в постоянную промышленную эксплуатацию в составе Каскада Серебрянских ГЭС 17 февраля 1977 года.[27][28]
Курпсайская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Нарын в Киргизской ССР мощностью 800 МВт была фактически введена в строй в это время — в 1981 году был запущен первый из четырёх энергоблоков, а полностью объект был запущен, по-видимому, к первым числам ноября 1982 года — 65-й годовщине Октябрьской Революции.
Кегумская ГЭС — вторая очередь
В 1976…1979 гг. на относительно небольшой Кегумской ГЭС, расположенной на Западной Двине в Латвийской ССР, построенной в 1940 году была построена вторая очередь с тремя гидрогенераторами общей мощностью 192 МВт.
Днестровская ГЭС-1 — первые гидроагрегаты
В этот период с 1981 года начался ввод в строй гидроагрегатов крупной Днестровской ГЭС-1, строившейся на реке Днестр в Черновицкой области Украинской ССР с 1973 года. Мощность каждого гидроагрегата составляла 117 МВт. Полностью строительство станции было завершено позднее.
Шамбская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Воротан в Армянской ССР мощностью 171 МВт была введена в строй по разным источникам в 1971 или 1978 годах, что, по-видимому, отражает даты ввода в строй её первого гидроагрегата и окончательную приёмку в промышленную эксплуатацию.[29][30]
Ингурская ГЭС — фактический ввод в строй
По крайней мере, первые гидроагрегаты строившейся с 1961 года на реке Ингури в Закавказье гидроэлектростанции были введены в строй в 1977 году, вследствие чего в большинстве источников именно 1977 указывается как год её ввода в строй. Однако, хотя включение в сеть гидроагрегатов ГЭС, хотя и вполне возможно, но существуют факты, показывающие, что, например, строительство плотины ещё велось в 1982 году.[31] В целом ГЭС, по-видимому, была окончательно принята в постоянную эксплуатацию в уже позднее в 1987 году.
Капчагайская ГЭС
В 1980 году гидроэлектростанция на реке Или в Алматинской области Казахской ССР, фактически введённая в строй ранее, была официально полностью достроена. При этом она продолжала работать при пониженном напоре, который решено было сохранить по экологическим соображениям, вследствие чего её установленная мощность 434 МВт так никогда и не была достигнута, а позднее, в 1994 году, и формально понижена до 364 МВт.
Токтогульская ГЭС — фактический ввод в строй
В этот период в июне 1980 года достигла проектной мощности 1200 МВт частично введённая в строй ранее гидроэлектростанция на реке Нарын в Киргизской ССР. Ранее в этот же период в марте 1978 года все гидроагрегаты ГЭС были подключены по постоянной схеме, а по некоторым сведениям ранее в январе и феврале 1978 года были введены в строй и последние два гидроагрегата станции — третий и четвёртый. Однако полностью строительство было станции завершено позднее.[32]
Ходжикентская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 165 МВт на реке Чирчик в Узбекской ССР строилась с 1971 года. Гидроагрегаты станции вводились в строй с 1976 года, полностью достроена в 1977 году.
Газалкентская ГЭС
Гидроагрегаты электростанции на реке Чирчик в Узбекской ССР мощностью 120 МВт вводились в строй с 1981 года, полностью достроена ГЭС была, по-видимому, в 1982 году.
Атомная энергетика
5-й энергоблок Нововоронежской АЭС
Первый энергоблок с новейшим по тем временам реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт был построен на традиционно служащей для размещения головных энергоблоков Нововоронежской АЭС. Строительство реактора велось с 1 марта 1974 года по 20 февраля 1981 года.
Позднее для замены выводимых из эксплуатации по мере истечения ресурса реакторов Нововоронежской АЭС неподалёку от неё начали строить Нововоронежскую АЭС-2, с которой началось возрождение строительства АЭС в России после кризиса 1990-х.
Курская АЭС
Первая очередь Курской АЭС была построена в это время вместе с городом Курчатов в Курской области. Всего были построены два энергоблока, оснащённые реакторами РБМК-1000 мощностью 1000 МВт каждый:
- 1-й энергоблок — строился с 1 июня 1972 года до 12 октября 1977 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 января 1973 года до 17 августа 1979 года.
Электростанция развивалась и позднее.
Чернобыльская АЭС
Печально знаменитая в будущем из-за крупной аварии АЭС на севере Киевской области была введена в строй в 1977 году с подписанием Акта приёмки первого энергоблока. Всего в этот период были построены три энергоблока станции:
- 1-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 800 МВт строился с 1 марта 1970 года, введён в строй 14 декабря 1977 года.
- 2-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 февраля 1973 года, введён в строй 28 мая 1979 года.
- 3-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 марта 1976 года, введён в строй 8 июня 1982 года.
Позднее на электростанции был построен ещё один энергоблок.
Вторая очередь Ленинградской АЭС
В это время на Ленинградской АЭС были построены два дополнительных энергоблока с реакторами типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт каждый:
- 3-й энергоблок — строился с 1 декабря 1973 года до 26 июня 1980 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 февраля 1975 года до 29 августа 1981 года.
Позднее для замены планируемых к выводу из эксплуатации в связи с выработкой ресурса реакторов Ленинградской АЭС было начато строительство Ленинградской АЭС-2.
Ровенская АЭС
На атомной электростанции, расположенной на северо-западе Украины, в этот период были введены в строй первые два энергоблока:
- 1-й энергоблок с реактором ВВЭР-440 мощностью 420 МВт — строился с 1 августа 1973 года до 21 сентября 1981 года.
- 2-й энергоблок с реактором ВВЭР-440 мощностью 415 МВт — строился с 1 октября 1973 года до 30 июля 1982 года.
Электростанция развивалась и позднее.
АЭС Богунице, Чехословакия
В это время была введена в строй первая очередь расположенной в Словакии АЭС, которая была построена неподалёку от устаревшей опытной АЭС А-1 Богунице[2]. Всего было построено два энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:
- 1-й энергоблок — строился с 24 апреля 1972 года до 1 апреля 1980 года.
- 2-й энергоблок — строился с 24 апреля 1972 года до 1 января 1981 года.
Позднее на станции были введены в строй ещё два аналогичных энергоблока. Первые два энергоблока были закрыты по настоянию Евросоюза в 2006 и 2008 гг. соответственно.
АЭС Ловииса, Финляндия
Атомная электростанция на юге Финляндии, оба энергоблока которой, оснащённые реакторами ВВЭР-440 мощностью по 440 МВт[3], были введены в строй в это время[33]:
- 1-й энергоблок — строился с 1 мая 1971 года до 9 мая 1977 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 августа 1972 года до 5 января 1981 года.
Армянская АЭС
Атомная электростанция в сейсмостойком исполнении, расположенная на юго-западе Армянской ССР, была введена в строй в этот период с двумя энергоблоками типа ВВЭР-440 мощностью 408 МВт каждый:
- 1-й энергоблок — строился с 1 июля 1969 года до 6 октября 1977 года.
- 2-й энергоблок — строился с 1 июля 1975 года до 3 мая 1980 года.
Вторая очередь АЭС Грайфсвальд, Германская Демократическая Республика
В это время в дополнение к двум ранее построенным энергоблокам АЭС Грайфсвальд были введены в строй ещё два энергоблока, оснащённые реакторами типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:
- 3-й энергоблок — строился с 1 апреля 1972 года до 1 мая 1978 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 апреля 1972 года до 1 ноября 1979 года.
Электростанция развивалась и позднее. Оба энергоблока второй очереди АЭС Грайфсвальд проработали вплоть до политического закрытия «из-за различий в стандартах безопасности» всех восточногерманских АЭС после объединения Германии, когда и были выведены из эксплуатации 28 февраля и 22 июля 1990 года соответственно.
Вторая очередь АЭС Козлодуй, Болгария
В это время в дополнение к первым двум энергоблокам на АЭС Козлодуй были введены в строй ещё два энергоблока, оснащённые реакторами типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:
- 3-й энергоблок — строился с 1 октября 1973 года до 20 января 1981 года.
- 4-й энергоблок — строился с 1 октября 1973 года до 20 июня 1982 года.
Электростанция развивалась и позднее, а оба энергоблока второй очереди были выведены из эксплуатации 31 декабря 2006 года.
Билибинская АЭС, Чукотский автономный округ (завершение строительства)
В это время было завершено строительство введённой в строй ранее Билибинской АЭС. Был введён в строй её последний, 4-й энергоблок с реактором типа ЭГП-6 мощностью 12 МВт, который строился с 1 января 1970 года по 1 января 1977 года[34].
3-й энергоблок Белоярской АЭС имени И. В. Курчатова
Третий энергоблок развивавшейся и ранее Белоярской АЭС, с уникальным атомным реактором — первым в мире промышленным реактором на быстрых нейтронах и единственном в мире на 2014 год энергетическим реактором на быстрых нейтронах БН-600 мощностью 600 МВт — строился с 1 января 1969 года до 1 ноября 1981 года.[35]
На 2014 г. на электростанции строится ещё один, ещё более мощный энергоблок на быстрых нейтронах.
Тепловая энергетика
Костромская ГРЭС — третья очередь
В это время на Костромской ГРЭС в г. Волгореченск Костромской области в дополнение к двум введённым в строй ранее очередям была построена последняя на тот период третья очередь, состоявшая из одного уникального энергоблока мощностью 1200 МВт. Строительство энергоблока было завершено в декабре 1980 года, после чего общая электрическая мощность станции достигла 3,6 ГВт.[36]
Дымовая труба третьей очереди станции имеет высоту 320 м, занимая по этому показателю 23-е место в мире.[37]
Вторая очередь Запорожской ГРЭС, г. Энергодар Запорожской области
Вторая очередь Запорожской ГРЭС была введена в строй в 1977 году через пять лет после первой очереди. В составе второй очереди ГРЭС были построены три энергоблока мощностью по 800 МВт каждый, рассчитанные на работу на газомазутном топливе. В результате, общая мощность электростанции достигла 3600 МВт, что сделало её одной из крупнейших тепловых электростанций Советского Союза.[38]
Вторая очередь Рязанской ГРЭС
Вторая очередь Рязанской ГРЭС строилась с 1974 года. Были введены в строй два крупных мазутных энергоблока мощностью по 800 МВт каждый[39]:
- 5-й энергоблок — введён в строй 22 декабря 1980 года;
- 6-й энергоблок — введён в строй 31 декабря 1981 года.
После завершения строительства второй очереди станции её общая мощность достигла 2800 МВт.
Вторая очередь Углегорской ГРЭС, Донецкая область
В этот период в дополнение к ранее построенной первой очереди на Углегорской ГРЭС была введена в строй вторая очередь из трёх угольных энергоблоков (№5, №6 и №7) мощностью по 800 МВт каждый, что увеличило общую мощность станции до проектных 3600 МВт.[40]
Череповецкая ГРЭС, Вологодская область
Крупная тепловая электростанция с тремя угольными энергоблоками мощностью по 210 МВт каждый была поэтапно введена в строй с 22 декабря 1976 года по 1978 год. Общая мощность станции составила 630 МВт.[41]
Позднее, в 2014 году на электростанции был дополнительно построен новый парогазовый энергоблок №4.
Нефтяные и газовые месторождения
Уренгойское газовое месторождение
Сверхгигантское газовое месторождение было открыто на севере Западной Сибири в 1966 году, промышленная добыча на месторождении началась в 1978 году. В рамках проекта также был построен посёлок Новый Уренгой, в 1980 году получивший статус города.
Химическая промышленность
Инфраструктура по производству и отгрузке аммиака на экспорт через Одесскую область
В это время с привлечением иностранных партнёров был в основном реализован крупнейший проект по созданию нескольких современных на то время крупных заводов по производству аммиака, предназначенного в основном для отгрузки на экспорт через специально построенный магистральный трубопровод. В частности, в рамках проекта были реализованы следующие крупные проекты:
- Крупнейший в Евразии аммиакопровод Тольятти — Одесса длиной 2417 км и производительностью до 2,5 млн тонн аммиака в год.
- Одесский припортовый завод — завод предназначенный для приёма и отгрузки морем аммиака из аммиакопровода Тольятти — Одесса, а также производства 900 тыс. тонн аммиака в год.
- Первая очередь Тольяттинского азотного завода в г. Тольятти Куйбышевской (ныне Самарской) области производственной мощностью 900 тыс. тонн аммиака в год.
- Реконструкция производственного объединения «Стирол» в г. Горловка Донецкой области.
Одесский припортовый завод
Крупный завод по производству аммиака, а также его перегрузке из аммиакопровода Тольятти — Одесса строился с 1975 года по приказу № 155 Минхимпрома СССР за 1974 год в рамках грандиозного проекта создания инфраструктуры по производству и отгрузке аммиака на экспорт через Одесскую область. Начал работу в 1978 году, когда был введён в строй первый агрегат аммиака производительностью 450 тыс. тонн в год и началась его отгрузка морем. В 1979 году был введён в строй второй аналогичный агрегат аммиака и перегружен первый аммиак из аммиакопровода Тольятти — Одесса, дотянутого в то время до завода «Стирол» в г. Горловка Донецкой области.[42]
Позднее была введена в строй вторая очередь завода, обеспечивающая производство карбамида.
Тольяттинский азотный завод — первая очередь
В этот период на строившемся с 1974 года с использованием импортного оборудования крупнейшем в мире заводе по производству аммиака были введены в строй, как минимум, первые два агрегата аммиака общей производственной мощностью 900 тыс. тонн в год.[43] Завод, ныне известный как «Тольяттиазот» и ТОАЗ строился в рамках грандиозного проекта создания инфраструктуры по производству и отгрузке аммиака на экспорт через Одесскую область.
Полностью завод был достроен позднее, после чего стал крупнейшим в мире.
Реконструкция производственного объединения «Стирол», г. Горловка Донецкой области
Отстроенное после войны предприятие в конце 1970-х — начале 1980-х гг подверглось коренной реконструкции в рамках грандиозного проекта создания инфраструктуры по производству и отгрузке аммиака на экспорт через Одесскую область. Были введены в строй мощные агрегаты по производству аммиака, серной кислоты и карбамида. В результате, выпуск аммиака вырос в три раза, а минеральных удобрений — вдвое. Первый аммиак на экспорт был отгружен по аммиакопроводу Тольятти — Одесса в 1979 году.[44]
Машиностроительная промышленность
Комплекс цехов химической аппаратуры Петрозаводского машиностроительного производственного объединения
В 1976 году на построенном ранее заводе «Тяжбуммаш», специализировавшемся в области выпуска тяжёлого оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, завершилось начатое строительство комплекса цехов химической аппаратуры — уникального сварочного производства, предназначенного для изготовления гигантских ректификационных колонн и тому подобных конструкций для химической и нефтехимической промышленности. Например, уже в 1978 году на Тобольский нефтеперерабатывающий завод предприятием было отгружено водным транспортом пять полностью собранных ректификационных колонн длинной 100 метров и массой 600 тонн каждая. По-видимому в связи с этим в октябре 1976 года научно-производственное объединение «Целлюлозмаш» было переименовано в Петрозаводское машиностроительное производственное объединение, получившее впоследствии сокращённое название «Петрозаводскмаш», сохранившееся и поныне.
С 1990-х гг. предприятие также выпускает оборудование для атомных электростанций.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Гостиничный комплекс «Измайлово»
Грандиозный гостиничный комплекс на востоке Москвы строился в рамках подготовки к Олимпиаде-80 с 1974 по 1980 год. Включает пять собственно гостиничных корпусов, фабрику-заготовочную для ресторанов, киноконцертный зал на 1000 мест с системой синхронного перевода, а также технические здания и сооружения, включающие двухуровневый тоннель, соединяющий основные здания «Измайлово». Общая площадь комплекса вместимостью 10000 мест, включающего пять многоэтажных корпусов, концертный зал и другую инфраструктуру составила 330,5 тыс. м².[45]
Олимпийская деревня в Москве
Олимпийская деревня изначально была построена в 1978…1979 гг. в рамках подготовки к Олимпиаде-80 как образцовый городской микрорайон и включала даже школу и детские сады, которые понадобились только после окончания Олимпиады. На территории деревни было построено 18 шестнадцатиэтажных жилых корпусов, а всего — с учётом инфраструктурных объектов — 40 различных строений.[46]
Ныне её также часто называют Старой олимпийской деревней.
Дом Советов РСФСР, г. Москва
Крупное здание с высотной башней и обширным стилобатом строилось на берегу Москвы-реки для органов управления РСФСР с 1965 по 1979 год. Полностью отделанный снаружи мрамором и гранитом комплекс имеет общую площадь 172,7 тыс. м².
В 1991 и 1993 гг. здание, известное одно время как «Белый дом», оказывалось в центре событий, связанных с попытками вооружённого захвата власти в Москве, при этом в 1993 году оно заметно пострадало, прежде всего изнутри.
Позднее здание было реконструировано и в настоящий момент называется Дом Правительства Российской Федерации и является основным местом размещения Правительства России.
Гидротехнические сооружения
Канал Днепр — Донбасс
Канал, предназначенный для дополнительного водоснабжения Харьковской области и Донбасса путём переброски воды из Днепродзержинского водохранилища на Днепре в Северский Донец строился с 1969 года и был введён в строй в объёме первой очереди в апреле 1982 года. Строившаяся позднее вторая очередь была брошена в состоянии 80 % готовности после развала СССР. Построенная часть канала, подача воды в который обеспечивается насосными станциями, составляет 193 км. Также в рамках проекта в 1978—1979 гг. из труб диаметром 900 мм был построен водовод до Харькова длиной 142 км, позднее, в 1982—1983 гг. заменённый ещё более крупным.
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Олимпийский телерадиокомплекс
В рамках подготовки к Олимпиаде-80 для обеспечения высокого качества трансляций в московском Телевизионном техническом центре «Останкино» было построено ещё дополнительное крупное здание — Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК), введённый в строй в 1978 году. Несмотря на то, что общая площадь комплекса составляла 82 тыс. м², что несколько меньше характерного минимального размера обычных зданий относящихся к крупным проектам, проект однозначно является крупным из-за огромного количества сверхсовременного по тем временам оборудования, установленного в здании.
После окончания Олимпиады объект был переименован в Аппаратно-студийный комплекс № 3 (АСК-3) и уже с октября 1980 года обеспечивал трансляцию цветного телевизионного сигнала первого и второго каналов телевидения для пяти часовых зон, на которые поделили страну для организации телевещания.[47]
Единая система спутниковой связи
Система защищённой связи с глобальным покрытием была создана в интересах Министерства Обороны на базе спутников связи второго поколения «Молния-3» на высокоэллиптических орбитах и «Грань» («Радуга») на геостационарной орбите. Разработка системы велась с 1972 года, а её отдельных компонентов — с 1965 года. Принята на вооружение в 1979 году и была дополнена вторым приёмопередающим центром в 1980-м году.
Позднее в 1986…1999 годах постепенно была введена в строй система второго этапа с улучшенными характеристиками её отдельных элементов.
Наука и образование
Кольская сверхглубокая скважина СГ-3 (первый и второй этапы бурения)
Строившаяся с 1967 года и бурившаяся с 1970 года глубочайшая впоследствии скважина на планете достигла в апреле 1975 года глубины 7263 метра с помощью серийной буровой установки «Уралмаш-4Э», рассчитанной на глубину до 5000 м. После этого в мае 1975 — октябре 1976 года была произведена полная замена буровой установки на специально изготовленную автоматизированную буровую установку «Уралмаш-15000», позволявшую бурить скважину до проектной глубины 15 км. Второй этап бурения длился до марта 1981 года[48]. К его окончанию скважина достигла глубины 10636 метров, став самой глубокой в мире ещё 6 июня 1979 года, когда была достигнута отметка 9584 метра.[49] [50] [51]
Позднее бурение скважины было продолжено, однако, судя по стоимости аналогичных проектов даже в значительно менее суровых условиях и при несколько меньшей глубине бурения, стоимость скважины уже к окончанию второго этапа работ однозначно достигла размера крупного проекта.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Игры XXII Олимпиады в Москве
Летние Олимпийские игры, впервые проходили на территории России и Восточной Европы с 19 июля по 3 августа 1980 года. Основная часть Олимпиады-80 проводилась в Москве, однако отдельные соревнования проходили и в других городах Советского Союза — парусные регаты проходили в Таллинне, часть игр футбольного турнира — в Ленинграде, Киеве и Минске, а соревнования по пулевой стрельбе — в подмосковных Мытищах.
В рамках подготовки к Олимпиаде было построено несколько крупных объектов, в том числе:
- Олимпийский телерадиокомплекс.
- Олимпийская деревня
- Гостиничный комплекс «Измайлово»
- Аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 международного аэропорта Шереметьево
Всесоюзная перепись населения 1979 года
Очередная всесоюзная перепись населения проходила по состоянию на 17 января 1979 года, а обработка полученных данных шла до 1981 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 262,4 млн человек.[52]
Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Опытная АЭС А-1 Богунице с реактором на тяжёлой воде была построена к 1972 году в основном силами Чехословакии при относительно небольшой помощи СССР, однако в дальнейшем переданное Чехословакии в рамках СЭВ направление АЭС с тяжёловодными реакторами оказалось тупиковым с технико-экономической точки зрения и не получило развития.
- ↑ Позднее дважды реконструированными с увеличением мощности
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|