Николай I

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай I

Николай I Незабве́нный (Николай Павлович Романов, 1796—1855) — Император Всероссийский, правил с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.

Самый младший ребенок в семье Павла I, Николай не готовился занять трон, и фактически оказался Императором только в силу того, что занять его на тот момент было больше некому, поскольку Константин Павлович также наотрез отказался становиться правителем страны, имея на то более веские основания в виде неравного брака.

Николай I, не получая дипломов, фактически имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.

Биография

Цитаты

Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен.

— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический».

Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить...

— предсметное завещание будущему Александру отменить крепостное право.

Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника. 1854 г.

Мифы о Николае I

Николай I, как и подавляющее большинство российских правителей, ещё при жизни стал объектом обширного мифотворчества, однако в его случае развитие мифов продолжалось и после его смерти. Здесь приводятся разборы части наиболее известных из них.

Декабристы боролись за свободу, а кровавый тиран их казнил

На самом деле декабристы хотели упразднить армию и флот, а еще они были сторониками англосаксов. Нам дают картину, что благородные дворяне были возмущены бесправием русских крестьян, но вообще в мире нигде не было справедливости: в Англии дети на фабриках работали, большая детская смертность, и в Аглии тогда и сейчас конституции нету; в Америке рабство, плюс белое рабство, о нем никто не говорит, и условия у белых рабов были хуже, чем у черных. Пестель хотел вообще истребить всю царскую фамилию, в том числе и детей, рожденные за границей, чтобы на престол не осталось претедентов. Сначала планировалось казнить 20 человек, но Николай I своим указом сократил людей, которые должны быть казнены до 5.

Николай I был такой солдафон, что всем музыкальным инструментам предпочитал барабан

Миф основан на подлинной цитате Николая, где он прямо так и заявил, что всем музыкальным инструментам предпочитает барабан, однако фраза это датируется 1802 годом, когда будущему Императору было 6 (шесть!) лет. На самом деле во взрослой жизни Николай I не только обладал тонким слухом и был ценителем хорошей музыки, но и сам регулярно играл на кларнете в семейном ансамбле.

Ценил Николай I и хорошую поэзию. Достаточно упомянуть, что после трагической гибели Пушкина Император распорядился заплатить огромные долги поэта и позаботился о финансовом благополучии вдовы и детей Александра Сергеевича. [1]

Николай Павлович в молодости

Николай I был сторонником крепостного права и бесправия крестьян

Доподлинно известно, что Николай I был последовательным сторонником уничтожения крепостного права. Именно при нём была проведена реформа государственных крестьян со вводом самоуправления на селе. Кроме того при Николае I была полностью прекращена практика раздачи крестьян с землями в награду, а также серьёзно урезаны права помещиков по отношению к крестьянам и увеличены права крепостных. В частности, было запрещено продавать крестьян без земли, было запрещено также отправлять крестьян на каторгу, поскольку серьёзные преступления были выведены из компетенции помещика. Разрабатывались, но, к сожалению, не были в то время проведены в жизнь и реформы по полной отмене крепостного права, однако общая доля крепостных крестьян в российском обществе за время его правления была существенно сокращена.

Николай I вообще был недалёкой личностью, чуждой любого прогресса

Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году Царскосельская железная дорога стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.

Память о Николае I

В честь Николая I, помимо прочего, были названы:

  • Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
  • Эскадренный броненосец «Император Николай I», введённый в строй в 1891 году.
  • Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
  • Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».

Крупные проекты эпохи Николая I