Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 11 июня 978 г. по 15 июля 1015 года.
Несмотря на то, что о тех далёких временах информации осталось совсем немного, благодаря летописным и археологическим данным можно однозначно выделить крупные проекты, приведённые в этой статье. Границы рассматриваемого периода соответствуют восхождению Владимира Великого на Великое Княжение Киевское и его смерти.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы Нации
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) в Киеве
Храм, выполнявший роль киевского кафедрального собора, был отделан мрамором, фресками и мозаикой с участием греческих и болгарских мастеров. Изготовление мозаики было достаточно трудоёмким, кроме того храму были переданы многочисленные драгоценные сосуды, иконы и кресты, принесённые из Корсуня (Херсонеса). На поддержание этого храма и всей митрополии Великий Князь Владимир выделил десятую часть своих доходов (точнее, доходы с десятой части своих городов). От этой десятины и пошло неофициальное название храма.
Десятинная церковь является первым достоверно известным каменным храмом Древнерусского государства. Строилась с 989 года по 996 год, в 994 году была освящена, в 1007 году сюда перенесены мощи святой равноапостольной княгини Ольги.[1]
Собор разрушен монгольскими войсками в ходе штурма Киева в 1240 г., однако сохранилась часть фундаментов и элементов отделки.
Софийский собор в Киеве
Первый деревянный Софийский кафедральный собор, возможно как и новгородский аналог и более поздний каменный храм тринадцатиглавый, был построен, судя по похвалам летописцев, ещё при Владимире Великом, скорее всего вскоре после Крещения Руси.
Собор простоял до 1017 года, когда сгорел в результате несчастного случая, и был восстановлен к 1018 году.
Софийский собор в Новгороде
Деревянный тринадцатиглавый Софийский собор в Новгороде был построен в 989 году.
Позднее его заменил сохранившийся доныне каменный собор.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) в Ростове
В Ростове — в то время дальней национальной окраине страны, где жила уже перемешавшаяся со славянами, но не слившаяся с ними меря — по преданию в 991 году был построен первый Собор Успения Пресвятой Богородицы, однако сопротивление язычников христианству здесь, по-видимому из-за национальных особенностей[2], приняло более серьёзный характер — христиане оставались в городе меньшинством и первые два ростовских епископа были просто-напросто изгнаны язычниками. Окончательно крестить Ростов удалось лишь святому Леонтию, которому тоже поначалу пришлось переселяться за городскую стену. Собор был построен «от древес дубовых» и, как известно из летописи XII века, был «чудный и зело преудивленный».
Собор простоял до 1160 года, когда здание погибло во время пожара. Вскоре на его месте был построен новый каменный собор.
Великокняжеская резиденция в Киеве
По археологическим данным,[2] примерно в 990-х годах к юго-востоку, юго-западу и северо-востоку от Десятинной церкви, фактически одновременно с нею, были построены редкие и очень дорогие для того времени каменные здания гражданского назначения, обычно описываемые специалистами как дворцы великокняжеской резиденции.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Белгород (Киевский)
Укреплённая великокняжеская резиденция (замок размером с крупный по тем временам город)[3], расположенная к западу от Киева на берегу реки Ирпень. Как поселение не вполне достоверно упоминается с 980 г., однако отчасти городские укрепления и, по-видимому, сам дворцовый комплекс были построены в 991 г. При этом Великий Князь, по летописным свидетельствам, переселил в город множество народа. Археологические исследования подтверждают летописную датировку создания укреплений. В дальнейшем город был достаточно важной крепостью (выдержал осаду печенегами в 997 г.), столицей удельного княжества и успешно развивался в качестве одного из крупных городов до разрушения монголами в 1240 г., после чего восстановился как небольшое поселение. Ныне — село Белогородка Киево-Святошинского района.
Фортификационные сооружения
Посульская оборонительная линия
Линия укреплений вдоль восточного притока Днепра — реки Сула, защищавшая Русь от набегов печенегов. Была построена и заселена при Великом Князе Владимире.
Обрывистые берега реки Сулы делались ещё более труднопреодолимыми, а в наиболее удобных местах были построены укреплённые поселения (впоследствии вошедшие в состав Переяславского княжества). Летописные данные об этом объекте подтверждаются многочисленными археологическими находками и датировками.
Строительство первой очереди линии велось примерно с 980-х годов и было достоверно завершено в 1008 году, хотя летописи указывают завершение и в 988 году.[3]
Крепость Ладога — восстановление в дереве
В первые годы XI века разрушенная в 997 году крепость, ныне известная как Старая Ладога была отстроена в дереве, и, видимо, расширена.
Деревянная крепость в Ладоге прослужила с обновлениями до 1114 года, когда её перестроили в камне.
Ярославль
Город — в то время укреплённое поселение, был основан Ярославом Мудрым в бытность его до 1010 года ростовским князем на месте или рядом с языческим поселением Медвежий Угол. В дальнейшем на месте города того времени у слияния Волги и Коростоли, ограниченном с третьей стороны Медведицким оврагом с речкой Медведицей, располагался Ярославский кремль, также известный как Рубленый город. Его не следует путать с построенным гораздо позднее Спасо-Преображенским монастырём, ныне иногда ошибочно называемым Ярославским кремлём.
Позднее Рубленый город Ярославля неоднократно перестраивался.
Кидекша — легендарное основание
Город, впервые попавший в летописи только полтора века спустя, тем не менее, по легендарным рассказам из тех же летописей, служил местом встречи сыновей Великого Князя Владимира — Бориса и Глеба при их поездках из вотчин на Северо-Востоке Руси в Киев. Учитывая, что оба святых князя погибли вскоре после смерти своего отца, очевидно, что если эта легенда правдива, то город (ныне село) Кидекша должен был быть построен не позднее этого периода.
Город-крепость Васильев
Город-крепость Васильев или Василёв (ныне г. Васильков), предназначенная для защиты Киева от набегов кочевников с юга, был построен вместе с редким по тем временам деревянным православным храмом в 988 году. Название крепости, построенной на месте ранее существовавшего поселения, было, как считается, дано по христианскому имени Великого Князя — Василий. Датировка крепости подтверждается обнаруженной археологами характерной для того времени конструкцией подземной части крепостных валов.
Укрепления Белгорода (Киевского)
См. Белгород (Киевский).
Наука и образование
Обучение книжное
До Крещения Руси грамотность в стране была малораспространённой, что, видимо, объяснялось не столько сложностью использования давно известной соседним народам письменности, сколько языческими суевериями, фактически превращавшими любое написанное слово в колдовской предмет, тут же вызывавший подозрения на написавшего его в чём-то нехорошем, например, в пренебрежении обычаями предков. А за такое дело могли и жизни лишить.
Поэтому массовое развитие обучению чтению и письму началось после Крещения Руси с помощью болгарских учителей, говоривших на весьма близком на то время языке[4]. Методы внедрения мудрости в массы, как свидетельствует Повесть временных лет, ничем не отличались от практиковавшихся Петром I Великим: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых». То есть речь идёт фактически о начале школьного образования в стране.
Результат такой политики не заставил себя ждать — вскоре грамотность настолько распространилась, что по утверждению многих авторов, ссылающихся на новгородские берестяные грамоты XI—XII века, в отношении грамотности Россия превосходила в тот период Западную Европу.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Крещение Руси
К тому моменту, когда Владимир стал княжить в Киеве, стало очевидно, что, несмотря на военные успехи его отца, население страны раздроблено и не имеет в себе внутреннего стержня — фактически религиозно-нравственные устои того времени сводились к стихийным обычаям и множеству суеверий, иногда принимавших совершенно извращённые формы. Предпринятая, было, Владимиром попытка установить в Киеве сильный языческий культ к успеху не привела. В результате, он отправил в соседние страны (Византию, Хорезм и т. д.) посольства из бояр с целью исследования их вер. Кроме того, ко двору самого Великого Князя вызывались соответствующие представители от различных религий.
Окончательное решение о крещении Руси в ещё единое на тот момент с Западной Европой Православие было принято на совете бояр в 987 г., а само крещение началось в 988 г., когда крестился сам Владимир, женившийся в то же время на византийской царевне Анне. Вскоре после этого главный идол Киева был сброшен в Днепр, причём специальная команда следила за тем, чтобы его не прибило обратно к берегу до самых Днепровских порогов, расположенных уже глубоко в землях, контролируемых враждебными в то время печенегами. Само же крещение в большинстве случаев проходило без особых проблем — так, в Киеве Великому князю оказалось достаточно объявить «кто меня любит приходи на Днепр креститься». Сложности возникли только в Новгороде, где вследствие соседства с финно-угорскими племенами был особенно развит языческий культ, включавший, в том числе человеческие жертвоприношения. Фактически в Новгороде имело место восстание волхвов, то есть относительно многочисленных в этом городе языческих жрецов, которые не хотели лишаться источника доходов.
Крещение Руси положило начало масштабному росту грамотности в стране, а также росту многих ремёсел. На Русь из Византии приехало не только множество священников, но и немало иконописцев и мастеров фресковой живописи, переплётчиков и переписчиков книг, архитекторов и мастеров по церковной утвари — в те времена это были представители сложнейших и передовых областей искусства и техники. В русских городах началось строительство деревянных, а также первых каменных храмов, включая Десятинную церковь в Киеве. Уже в XI веке всё это привело к изменению облика русских городов, расцвету искусств и ремёсел и широчайшему распространению грамотности среди городского населения.
Спустя 1000 лет, в 1988 г. празднование 1000-летия Крещения Руси стало первым большим религиозным событием, разрешённым к проведению властями СССР. В настоящее время бытует мнение, что оно ознаменовало собой начало Второго Крещения Руси, которое имеет место в наше время — в период 1988—2013 гг. в среднем открывалось по 1000 храмов в год, что является беспрецедентным в истории Христианства.[4].
Первая чеканка русской монеты
При Великом Князе Владимире на Руси впервые началась чеканка собственной государственной монеты. Произошло это вскоре после Крещения Руси и имело поначалу не столько экономическое, сколько символическое значение (до этого времени экономика Руси обслуживалась византийской и арабской монетой).
Владимир Святославич начал чеканить как золотые монеты (златники или золотники), так и серебряные (серебряники). Дошедшее до нас на этих монетах изображение Владимира, хоть и довольно условное, является исторически первым известным прижизненным изображением какого-либо российского правителя.[5] [6][7][8]
Чеканка монеты на Руси началась ранее, чем в большинстве других европейских государств того времени. Подобный прогресс был обусловлен налаживающимися культурными и технологическими связями с Византией (монеты чеканились по образцу византийских солидов: с портретом князя на аверсе и ликом Христа на реверсе), а также богатством, которое Русь приобрела в IX—XI вв. благодаря контролю над речными торговыми путями «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» (в конце I тысячелетия н. э. по этим путям в Европу шла значительная доля используемого в европейской экономике серебра). Значительное количество найденных в XIX—XX вв. кладов с древнерусскими монетами X—XI вв. доказывает, что на Руси уже более 1000 лет назад существовала собственная развитая монетная система.
Ко времени княжения Владимира также относится первое зафиксированное на Руси использование наградных денег (и вообще первое известное награждение знаком отличия) — летом 1000 г. воевода Александр Попович (возможно, один из исторических прототипов былинного богатыря Алёши Поповича) был награждён за победу над степняками золотой гривной (золотой обруч, использовавшийся и как украшение, и как расчётное средство).[9][10]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ В отличие от славян, язычество которых сводилось большей частью к сложной системе примет и суеверий, финно-угорские племена имели куда более тоталитарный его вариант и, в частности, регулярно практиковали человеческие жертвоприношения и тому подобные недобрые ритуалы, рецидивы которых у некоторых поволжских народностей отмечались вплоть до времён Российской Империи.
- ↑ В то время просто Белгород, позднее Белгород-Киевский.
- ↑ Собственно, поэтому нынешний церковнославянский язык почти идентичен древнеболгарскому.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|