Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 20 (31) декабря 1753 года.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы Нации
Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)
Заложенный ещё в 1717 г. для Екатерины I, изначально совсем не большой дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой, и первая перестройка имела место в 1741—1751 гг. В это время обширный косогор перед дворцом был превращён в абсолютно ровную площадку, несмотря на оказавшийся скальным грунт, а также построены флигеля, циркумференции, галереи и висячие сады, расположенные на их крышах.
По-видимому, как раз из-за висячих садов, гидроизоляцию галерей под которыми не удалось сделать достаточно надёжной, практически полностью завершённый к 1751 году дворец уже с 1752 года снова подвергся глобальной реконструкции.
Летний дворец в Санкт-Петербурге
Новый летний дворец с каменными подвалами и деревянной верхней частью в Санкт-Петербурге начали строить ещё по указанию регента при Иоанне VI Анны Леопольдовны 24 июня 1741 года. Однако завершён этот крупный дворец архитектора Растрелли был только в 1744 году, уже при правлении Елизаветы Петровны. Также был реконструирован парк с аттракционами вокруг дворца, в 1748—1749 гг. для улучшения водоснабжения дворцовых фонтанов построены новые, украшенные с дворцовым великолепием водонапорная башня и акведук через Фонтанку.
Дворец был снесён в 1796 году по приказу Павла I, при котором на его месте выстроили Михайловский замок.
Крупнейшие корабли и суда
100-пушечный линейный корабль «Захарий и Елисавет»
Тяжёлые трёхдечные 100- и более -пушечные линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе в это время имелись только в ведущих флотах мира. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей атомному авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе был построен линейный корабль «Захарий и Елисавет», который был заложен 25 мая 1745 года и спущен на воду 1 октября 1748 года.
80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время были введены в строй первые два корабля этого типа, построенные в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
- «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 года, спущен на воду 17 апреля 1743 года.
- «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 года, спущен на воду 8 сентября 1751 года. участвовал в торжественном открытии Канала Петра Великого в Кронштадте. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
Ещё восемь однотипных кораблей были построены позднее.
66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»
Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, строившихся рекордной для России серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к девяти, введённым в строй ранее было построено ещё 13 таких кораблей:
- «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
- «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
- «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 5 мая 1743 г.
- «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1743 г.
- «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 5 мая 1745 г.
- «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
- «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 26 августа 1747 г.
- «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
- «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
- «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 июля 1749 г.
- «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 21 августа 1749 г.
- «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
- «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
Позднее были построены ещё 36 кораблей этого типа.
54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»
В это время в дополнение к двенадцати, введённым в строй ранее в Архангельском адмиралтействе было построено четыре лёгких линкора этого типа:
- «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г., спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»).
- «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г., спущен на воду 15 мая 1749 г.
- «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г., спущен на воду 28 апреля 1751 г.
- «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г., спущен на воду 30 апреля 1752 г.
Ещё три корабля этого проекта были построены позднее.
Гужевые (автомобильные) дороги
Столичный тракт
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Создавался как сухопутный дублёр Вышневолоцкой водной системы. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 вёрст (821 км) и, несмотря на то, что не имела твёрдого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. На участке от Новгорода до Санкт-Петербурга, где ранее никакой дороги не было вообще, дорога была построена в первую очередь уже к 1718 г.[1]
Строился Столичный тракт по фашинной технологии — на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделённых слоями грунта, на которые поперёк укладывался слой брёвен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надёжной, по сравнению с обычной грунтовкой.[2]
Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить её таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако заброшенные участки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва, а сам тракт был радикально переделан при строительстве Московского шоссе в начале XIX века.
Благодаря созданию дороги, путь от Петербурга до Москвы составлял от 4 суток на санях зимою до 2-3 недель летом. Вдоль дороги были расположены ямы — селения, жители которых содержали сменных лошадей и предоставляли их проезжающим (смена лошадей в пути существенно ускоряла путешествие).
Только на завершение строительства и на починку ранее построенных участков с 1740 по 1764 годы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1 млн руб. Грандиозная трудоёмкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.[3]
Позднее, в начале XIX века по трассе дороги было построено Московское шоссе — первая крупная дорога с твёрдым покрытием в Центральной России.
Машиностроение
Петровский док
См. раздел Гидротехнические сооружения.
Фортификационные сооружения
Кронштадтская крепость
Центральная (главная) крепость, окружающая Кронштадт — главную морскую базу русского флота — была заложена Петром I при основании города в 1723 г. В целом крепость была для того времени крупной, хотя среди фортификационных сооружений преобладали земляные конструкции. К 1747 г. строительство земляных и каменных укреплений крепости было завершено. Город-порт, гавани которого ещё до этого были надёжно защищены морскими фортами и береговыми батареями, стал совершенно неприступным.[4]
В дальнейшем крепость была реконструирована в конце 1800-х гг..
Крепость Оренбург
Трижды закладывавшаяся крупная крепость, построенная по просьбе добровольно присоединившихся к России казахов Младшего Жуза, была основана и в основном завершена на месте небольшой Бердской крепости[1] в 1743 году. Крепость была в основном земляной, только обложенной снаружи вала плитняком, но очень крупной — её рвы и валы протянулись на 5 вёрст 192 сажени (5739,4 м). На месте первых двух попыток строительства крепости также были построены крепости меньшего размера — Орская (ныне г. Орск) и Красногорская крепости. Строительство же различных гарнизонных зданий внутри крепости продолжалось и позднее.[5]
В настоящее время город Оренбург является центром Оренбургской области, от Оренбургской же крепости осталось несколько зданий, а также фрагменты валов и ворот.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Екатерининский дворец в Царском Селе
См. раздел Символы Нации.
Гидротехнические сооружения
Петровский док
Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[6][7]
Наука и образование
Великая северная экспедиция (окончание работ)
Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
Общие результаты Великой северной экспедиции:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
- открыт северный путь в Японию;
- произведена первая инструментальная съёмка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
- открыты Алеутские и Командорские острова;
- открыто северо-западное побережье Северной Америки;
- начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).[2]
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [8] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [9]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Ссылки
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|