Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 28 июня (9 июля) 1762 года по 4 (15) августа 1772 года.

Границы периода обусловлены восшествием Екатерины II на престол и присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Императорские регалии при Николае II, 1899

Императорские регалии

При подготовке к коронации Екатерины II выяснилось, что часть императорских регалий, использовавшихся при Императрице Елизавете — в частности, держава — переплавлены, а оставшиеся не в полной мере отвечают статусу великой державы. В связи с этим был изготовлен полностью новый комплект императорских регалий из короны, скипетра и державы, а также коронационного платья специально для Екатерины II.

Комплект, выполненный выдающимися мастерами своего времени, получился, возможно, лучшим в мире, и использовался впоследствии вплоть до революций 1917 года, получив только дополнительные украшения в виде гигантского алмаза «Орлов» на скипетре и онромного же сапфира с некоторым количеством алмазов на державе ещё в XVIII веке.

Проект безусловно относится к крупным, так как только одна Большая императорская корона во время создания оценивалась в текущих ценах в 2 млн рублей, что соответствует нескольким десяткам млрд рублей в ценах 2012 года.[3]

Ныне сами регалии хранятся в Алмазном фонде, а коронационное платье - в Оружейной палате Московского кремля.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

Николо-Богоявленский (Никольский) морской собор в Санкт-Петербурге

Изначально строившийся в качестве приходской (полковой) церкви для служащих адмиралтейства храм, рассчитанный на 5000 человек, строился с 1753 по 1762 годы, в том числе его отдельно стоящая колокольня — в 1755—1758 гг. Причинами больших размеров и стоимости здания послужили очень большое количество прихожан (только мужчин среди них насчитывалось 3374 человека), стремление оградить храм от последствий наводнений, в связи с чем ему сделали достаточно высокое основание, и, главное, то, что строительство велось «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». А на символах престижа при Елизавете Петровне экономить было не принято. Нижний храм собора и его правый придел были освящены ранее в 1760 году ещё при Императрице Елизавете, а верхний храм и левый придел нижнего храма были освящены 20 июля 1762 года.

Фактически здание получилось настолько большим и величественным, что присутствовавшая на его окончательном освящении Императрица Екатерина II там же «изустно повелела» считать его Морским собором. С того времени собор не претерпевал сколь-либо серьёзных изменений вплоть до наших дней.[4]

Храм Священномученика Климента, Папы Римского, 2009

Храм Священномученика Климента, Папы Римского в Москве — коренная реконструкция

Основной объём ранее существовавшего каменного храма в московском Замоскворечье в 1762—1769 годах подвергся полной перестройке. На средства купца К. М. Матвеева был выстроен грандиозных размеров, богато отделанный храм в стиле барокко, на долгие десятилетия ставший главной архитектурной доминантой всего Замоскворечья.

Храм прекрасно сохранился до нашего времени как внутри, так и снаружи. В начале XXI века он прошёл реконструкцию, завершившуюся в 2016 году, подробнее см. его официальный сайт.

Зимний каменный дом (Зимний дворец) в Санкт-Петербурге — завершение работ

В это время введённый в строй несколькими месяцами ранее сохранившийся до наших дней Зимний дворец (в документах того времени «Зимний каменный дом») был окончательно достроен. В частности, в 1762 году на участке непосредственно у дворца была завершена первая в городе гранитная набережная Невы, а в 1764 году были завершены и остальные работы.

Крупнейшие корабли и суда

80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

80-пушечный линкор «Святослав»[2], а также фрегаты «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»[3] в 1770 г., 1778

В это время было в дополнение, к восьми, введённым в строй ранее, в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены последние два корабля этого проекта:

  • «Святослав» — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 мая 1769 года. С 22 декабря 1769 по 2 апреля 1770 года переоборудован в Портсмуте в двухдечный 72-пушечный корабль. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Чесма» («Иоанн Креститель») — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 9 октября 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
Линейный корабль «Евстафий Плакида» в бою (Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г., картина И. Айвазовского)

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Двухдечные линейные корабли этого типа строились самой крупной в отечественном флоте серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к 32-м, введённым в строй ранее было построено ещё 24 таких корабля:

  • «Северный Орёл» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 20 мая 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Евстафий Плакида» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Ианнуарий» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Тверь» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года.
  • «Саратов» — заложен 20 августа 1762 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 30 апреля 1765 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Пётр, Алексей, Иона» — заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (также известен в литературе как «Три Иерарха»)— заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Европа» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. и в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеволод» — заложен 1 ноября 1767 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 7 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Ростислав» — заложен 28 августа 1768 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1769 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 апреля 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Победа» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Граф Орлов» — заложен 7 мая 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь главнокомандующего русскими силами на Средиземном море (в Архипелаге) А. Г. Орлова (Чесменского). Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 29 сентября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь погибшего в бою флагмана 1-й Архипелагской эскадры линейного корабля «Евстафий Плакида». Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Виктор» — заложен 25 ноября 1769 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Вячеслав» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года.
  • «Дмитрий Донской» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святые Жёны Мироносицы» («Мироносиц») — заложен 28 мая 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святой Князь Владимир» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года.
  • «Александр Невский» — заложен 21 сентября 1770 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 1 мая 1772 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Борис и Глеб» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Преслава» — заложен 1 ноября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Дерись» — заложен 4 октября 1771 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 мая 1772 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.

Позднее были построены последние два корабля серии.

54-пушечный линейный корабль «Азия» типа «Пётр Второй»

В это время был построен последний — 19-й — в серии 54-пушечных кораблей типа «Пётр Второй» — лёгких линейных кораблей, использовавшихся в мелководных районах и для усиления фрегатов в разведывательных и манёвренных силах. В это время был построен последний из таких кораблей — «Азия», который был заложен 27 февраля 1764 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

Металлургия

Баташевские заводы

По указу Императрицы Елизаветы Петровны с целью сохранения лесов из 200-вёрстной окрестности Москвы были выведены все активно потреблявшие лес заводы, в частности и металлургические предприятия братьев Баташевых, которые начали строить новые железоделательные заводы в окрестностях Выксы с 1757 года. Эти предприятия, известные под общим названием Баташевские заводы (ныне Выксунский металлургический завод) активно развивались, причём особенно активно начиная с 1762 года. Так, за 1762—1764 годы троекратно возросли объёмы производства на Унженском и Гусевском заводах, а Верхне-Выксунский завод, разрешение на строительство которого было получено в 1765 году, уже в 1766 году произвёл 5 тыс. тонн чугуна, что для того времени являлось очень большим количеством, а к 1770 году на Баташевских заводах организовали производство орудий и снарядов, обеспечив основной объём их поставок для российской армии в ходе непрекращавшихся крупных войн того периода.[5]

Здравоохранение и социальная защита

Спальня Императорского воспитательного дома, 1900-е

Императорский воспитательный дом в Москве — первая очередь

Благотворительное учреждение, также известное в то время как «дом призренных младенцев» (от церковнославянского слова призира́ть — проявлять милость), то есть дом младенцев, к которым проявили милость. Необходимость в учреждении появилась после реформ XVIII века, несколько увеличивших свободу женщин, что, однако, привело к появлению большого количества младенцев, брошенных не способными их содержать матерями-одиночками. Учреждение создавалось на основе благотворительных пожертвований как Екатерины II, так и многих московских горожан.

С 1764 строилось и в 1767 году вступила в строй первая очередь грандиозного здания Воспитательного дома — крупнейшего (не считая крепостных стен) дореволюционного здания Москвы. В это время было построено западное крыло здания, выполненное в виде квадрата с внутренним двором и из-за этого обычно называемое по аналогии с видом построения пехоты того времени западным каре.

Остальные части Дома достраивались позднее.

Гидротехнические сооружения

Гранитная набережная у Зимнего дворца на рисунке М. Махаева, 1762

Гранитная набережная Невы у Зимнего каменного дома (Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге

В 1762 году был достроен первый участок гранитных набережных Санкт-Петербурга у достраиваемого Зимнего каменного дома (Зимнего дворца), частью проекта которого она, по сути, являлась. Расширение набережной при строительстве Зимнего дворца начали было в 1756 году, однако из-за крайней стеснённости условий строительства прибрежной части дворца работы пришлось прервать, а в 1761 году было принято решение о возобновлении устройства каменной набережной по доработанному проекту. Хотя старые деревянные набережные из-за очень большой глубины реки в этом месте тоже были совсем не дёшевы, сложная конструкция гранитной набережной с несколькими рядами длинных свай, забутовкой и сложной кладкой из специальной формы гранитных блоков по тому времени явно тянула на крупный проект, даже не смотря на относительно небольшую длину набережной.[6]

Практически сразу после строительства этот участок набережной был включён в состав куда более грандиозного проекта гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани. В рамках этого проекта набережная 1762 года в 1772-1773 годах была полностью перестроена снова с отступлением в сторону реки, поскольку стала местами оседать. По выводам специальной комиссии это произошло из-за чрезмерно быстрого её строительства, в результате чего фундаменты просто не успели стабилизироваться, что, скорее всего, связано со срочной достройкой дворца по непосредственному указанию Императора Петра III в бытность его недолгого правления, а поправить что-либо не представлялось возможным также из-за обнаружившихся конструктивных недостатков.

Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — первые очереди

В 1763 году началось активное строительство[7] гранитной набережной от Литейного дома (ныне у Литейного проспекта) до Галерной гавани, куда вошёл с реконструкцией и построенный накануне первый участок гранитной набережной у Зимнего дворца.

Помимо набережной длиной около 4 км, в рамках проекта требовалось построить 5 каменных мостов через реку Фонтанка и каналы. Строительство велось практически на дне очень глубокой в этом месте реки, поскольку новые набережные строились с отступом 4 метра в сторону реки от старых деревянных набережных. Тысячи свай и тысячи тонн камня, а также фасонных блоков из гранита не оставляют сомнений в исключительной сложности и дороговизне проекта, как минимум, соответствующей стоимости крупнейших крепостей того времени, а то и превышающей их.

В это время, по-видимому в 1768 году, практически полностью были завершены работы, включая строительство мостов на трёх из четырёх «дистанций» (отрезков строительства) набережной: от старого Зимнего дворца до не сохранившегося ныне Красного канала; от Красного канала до Фонтанной реки (Фонтанки); и от Фонтанки до Литейного дома.

Позднее продолжалось строительство последней дистанции — от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также уже была намечена реконструкция ранее построенного участка у Зимнего дворца.

Крепость святого Димитрия Ростовского, чертёж 1768 года

Фортификационные сооружения

Крепость святого Дмитрия Ростовского

Крупнейшую на юге страны земляную крепость, к нынешнему времени превратившуюся в город Ростов-на-Дону, начали строить 23 сентября 1761 года. 22 декабря 1760 года Сенат решил перевести в неё гарнизон из упразднённой крепости святой Анны, ранее оборонявшей это направление,[8] а в 1763 году земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены. Крепость была вооружена 238 пушками, а количество её жителей уже в 1768 году достигло 5000.[9] Для того времени крепость была ультрасовременной — для её укреплений, возможно, впервые в мире был применён так называемый тенальный фронт, получивший распространение гораздо позднее, когда 17 лет спустя свои получившие широкую известность сочинения опубликовал служивший одно время военным представителем в России французский инженер-фортификатор Монталамбер.[10]

Государев бастион (со срытым бруствером) перед Государевой башней крепости Шлиссельбург

В 1811 году образовавшееся вокруг поселение стало уездным городом, называвшимся в то время Ростов, а в 1835 году крепость была упразднена с переводом гарнизона в отвоёванную у Турции крепость Анапа. До настоящего времени укрепления крепости практически не сохранились.

Перестройка бастионов Шлиссельбурга в камне

В ходе реконструкции 1755—1765 гг. построенные при Петре I дерево-земляные бастионы крепости Шлиссельбург (бывший Орешек), построенные при Петре I и постоянно страдавшие от размытия Невой, были перестроены в камне, также был добавлен ещё один бастион.[11]

Крепость, с тех пор более серьёзно не укреплявшаяся, но долгое время поддерживаемая в боеспособном состоянии, в том числе и при реконструкции системы обороны Санкт-Петербурга в 1790-х гг., долгое время впоследствии служила тюремным комплексом и заметно пострадала во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда она в течение 500 дней использовалась по прямому назначению, служа одним из передовых пунктов обороны Ленинграда. Тем не менее значительная часть зданий и сооружений крепости, ныне являющейся музеем, сохранилась и постепенно реставрируется. Каменные бастионы сохранились, однако их брустверы были срыты. Существуют планы реставрации бастионов.

Вторая Омская крепость в конце XVIII века

Вторая Омская крепость — первая очередь

В 1769—1771 годах крепость (ныне город и областной центр) Омск была перенесена на противоположный берег реки Омь. При этом вместо небольших укреплений петровских времён была построена крупная дерево-земляная крепость. Крепость строилась со 2 мая 1768 года, а уже в 1771 году посетивший её академик Паллас нашёл её в целом построенной, отметив, что «Сия, новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость, укреплена весьма прекрасным образом, по новым воинской архитектуры правилам».[12]

Тем не менее планировавшаяся с самого начала замена временных деревянных зданий и сооружений крепости на каменные была завершена намного позднее.

Дерптская крепость

В это время в 1763 году началась и, по всей видимости, в течение нескольких лет (поминается 1767 год) в основном закончилась реконструкция крепости Дерпт (бывший город Юрьев, ныне Тарту, Эстония). По всей видимости, более крепость, срытая ещё во время Северной войны, понадобилась в почти полностью обновлённом виде в связи с утверждением в 1763 году нового расписания русских крепостей, отражавшего перенос границы на запад, в результате которого, например, одновременно была упразднена крепость Копорье. Следует также отметить, что в 1763—1765 годах генерал-фельдцейхмейстером (начальником артиллерии) был выдающийся уроженец этих мест Александр Вильбоа (Вильбуа) с чьим именем связывают и строительство крепости.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

«Типовая» застройка 1760-х (слева) на набережной Степана Разина в Твери, 2008

Архитектурное восстановление центра Твери

Очередной катастрофический пожар уничтожил практически весь центр города Тверь 12 мая 1763 года. В связи с этим было принято решение не восстанавливать город в прежнем виде, а под руководством архитектурной Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы произвести его полную реконструкцию с радикальным изменением плана улиц и площадей, а также значительным количеством каменных зданий, возводимых по единому плану с увязанными между собой проектами. Проект восстановления города был утверждён уже осенью, а восстановительные работы начались в октябре 1763 года.

В связи с большим размахом каменного строительства в ходе выполнения проекта его крупность не вызывает сомнений.

Проект имел далеко идущие последствия, поскольку в последующие четверть века перерос в переустройство центральных частей едва ли не всех древних городов Центральной России.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав».
  3. Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».