Николай I
Николай I Инжене́р (Незабве́нный) (Николай Павлович Романов, 1796—1855) — Император Всероссийский, правил с 19 ноября (1 декабря) 1825 года по 18 февраля (2 марта) 1855 года
Самый младший ребенок в семье Павла I, Николай не готовился занять трон, и фактически оказался Императором только в силу того, что занять его на тот момент было больше некому, поскольку Константин Павлович также наотрез отказался становиться правителем страны, имея на то более веские основания в виде неравного брака.
Николай I, не получая дипломов, фактически имел высшее техническое образование и до воцарения занимался устройством российских крепостей.
Биография
Будущий император Николай I, третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня) 1796 года в Царском Селе (ныне г. Пушкин).
В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.
Воспитанием Николая занималась баронесса Шарлотта Карловна фон Ливен, с 1801 года надзор за воспитанием Николая поручили генералу Ламздорфу. Среди других учителей были экономист Шторх, историк Аделунг, юрист Балугьянский, которым не удалось заинтересовать Николая своими предметами. Хорошо ему давались инженерное дело и фортификация. Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.
Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.
Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, великий князь жил счастливой семейной жизнью, не принимая участия в государственных делах. До вступления своего на престол он командовал гвардейской дивизией и исполнял (с 1817 года) обязанности генерал-инспектора по инженерной части. Уже в этом звании он проявил большую заботу о военно-учебных заведениях: по его почину в инженерных войсках были заведены ротные и батальонные школы, а в 1819 году учреждено Главное инженерное училище (ныне Николаевская инженерная академия); его же инициативе обязана своим возникновением «Школа гвардейских подпрапорщиков» (ныне Николаевское кавалерийское училище).
Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади и прекратил беспорядки. Так же пресек он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные все той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.
Кумиром Николая I был Петр I. Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.
При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 и 1828 годов). В 1837 году открыто движение на первой в России Царскосельской железной дороге. Были подавлены Польское восстание 1830—1831 годов, революция в Венгрии 1848—1849 годов.
В царствование Николая I возведены Нарвские ворота, Троицкий (Измайловский)собор, здания Сената и Синода, Александрийская колонна, Михайловский театр, здание Дворянского собрания, Новый Эрмитаж, реконструирован Аничков мост, Благовещенский мост через Неву (мост Лейтенанта Шмидта), настлана торцовая мостовая на Невском проспекте.
Важной стороной внешней политики Николая I явился возврат к принципам Священного союза. Император добивался благоприятного для России режима в черноморских проливах, в 1829 году был заключен мир в Андрианополе, по которому Россия получила восточный берег Черного моря. В период царствования Николая I Россия участвовала в Кавказской войне 1817—1864 годов, русско-персидской войне 1826—1828 годов, русско-турецкой войне 1828—1829 годов, Крымской войне 1853—1856 годов.
Николай I скончался 2 марта (18 февраля) 1855 года, по официальной версии — от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.
Итоги правления
Успехи и достижения
- Успешные войны с Персией (1826—1828) и Турцией (1828—1829), присоединены Армения и Западный Кавказ.
- Подавлено Восстание декабристов (1825) и предотвращён приход революционеров к власти.
- Создан единый Свод законов Российской Империи (1832).
- Дальнейшее развитие народного образования. Основан Императорский университет Святого Владимира в Киеве (1833) и Технологический институт (СПбГТИ) в Санкт-Петербурге (1828).
- Положено начало массовой индустриализации России — с 1819 по 1859 годы объём выпуска хлопчатобумажной продукции России увеличился почти в 30 раз; объём машиностроительной продукции с 1830 по 1860 годы вырос в 33 раза.
- Борьба с коррупцией и взяточничеством — введены регулярные ревизии на всех уровнях, суды над чиновниками стали обычным явлением.
- Проведение денежной реформы (1839—1843), что позволило установить в России стабильную финансовую систему.
- Построены первые шоссе и железные дороги, в том числе железная дорога Петербург — Царское село (1837), Москва — Иркутск, Москва — Варшава и Николаевская железная дорога (1851), соединившая Петербург с Москвой[1].
- Централизация власти и укрепление самодержавия. Стабильность государства.
- Резкое увеличение городского населения (более чем в 2 раза — с 4,5 % в 1825 году до 9,2 % в 1858 году) и рост городов.
- Успешно подавлено Польское восстание (1830).
- Облегчение положения крестьянства, заложена основа для будущей отмены крепостного права — запрещена продажа крестьян поодиночке и без земли; запрещена покупка крестьян безземельными дворянами; крестьяне получили право выкупаться на волю с землей при продаже имения помещика за долги, а также право приобретать недвижимую собственность.
- Основание при Императорской канцелярии Третьего отделения — тайной полиции для слежения за состоянием умов в государстве.
Ошибки и неудачи
- Русские войска сыграли решающую роль в подавлении Венгерского восстания 1848 года.
- Поражение в Крымской войне (1855—1856). Потеря крепости Карс, устья Дуная и части Южной Бессарабии. России запрещалось иметь флот в Чёрном море и войска на Аландских островах.
Мифы о Николае I
Николай I, как и подавляющее большинство российских правителей, ещё при жизни стал объектом обширного мифотворчества, однако в его случае развитие мифов продолжалось и после его смерти. Здесь приводятся разборы части наиболее известных из них.
Миф: Декабристы боролись за свободу, а кровавый тиран их казнил
На самом деле декабристы хотели упразднить армию и флот, а еще они были сторониками англосаксов. Нам дают картину, что благородные дворяне были возмущены бесправием русских крестьян, но вообще в мире нигде не было справедливости: в Англии дети на фабриках работали, большая детская смертность, и в Англии и тогда и сейчас конституции нету; в Америке рабство, плюс белое рабство, а о нем никто не говорит, и условия у белых рабов были хуже, чем у черных. Пестель хотел вообще истребить всю царскую фамилию, в том числе и детей, рожденных за границей, чтобы на престол не осталось претендентов. Сначала планировалось казнить 20 человек, но Николай I своим указом сократил людей, которые должны были быть казнены до 5.
Миф: Николай I был такой солдафон, что всем музыкальным инструментам предпочитал барабан
Миф основан на подлинной цитате Николая, где он прямо так и заявил, что всем музыкальным инструментам предпочитает барабан, однако фраза это датируется 1802 годом, когда будущему Императору было 6 (шесть!) лет. На самом деле во взрослой жизни Николай I не только обладал тонким слухом и был ценителем хорошей музыки, но и сам регулярно играл на кларнете в семейном ансамбле.
Ценил Николай I и хорошую поэзию. Достаточно упомянуть, что после трагической гибели Пушкина Император распорядился заплатить огромные долги поэта и позаботился о финансовом благополучии вдовы и детей Александра Сергеевича. [1]
Миф: Николай I был сторонником крепостного права и бесправия крестьян
Доподлинно известно, что Николай I был последовательным сторонником уничтожения крепостного права. Именно при нём была проведена реформа государственных крестьян со вводом самоуправления на селе. Кроме того при Николае I была полностью прекращена практика раздачи крестьян с землями в награду, а также серьёзно урезаны права помещиков по отношению к крестьянам и увеличены права крепостных. В частности, было запрещено продавать крестьян без земли, было запрещено также отправлять крестьян на каторгу, поскольку серьёзные преступления были выведены из компетенции помещика. Разрабатывались, но, к сожалению, не были в то время проведены в жизнь и реформы по полной отмене крепостного права, однако общая доля крепостных крестьян в российском обществе за время его правления была существенно сокращена.
Миф: Николай I вообще был недалёкой личностью, чуждой любого прогресса
Полностью не соответствующий реальности миф. На самом деле Николай I активно внедрял в стране новшества — в частности, открытая в 1837 году Царскосельская железная дорога стала всего лишь 6-й железной дорогой общего пользования в мире, при том, что первая такая дорога была открыта незадолго до этого в 1830 году. При Николае же была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой — на тот момент самая длинная в мире, причём именно к заслугам Императора следует отнести, что она была построена практически по прямой линии, что в те времена ещё было совсем не традицией. Также в присутствии Николая I в обстановке глубочайшей секретности были произведены испытания первой в мире ракетной подводной лодки с первыми же в мире успешными запусками ракет из-под воды по учебной цели. Сам Император имел высшее техническое образование и подобно Петру I не гнушался лично участвовать в проектировании и строительстве, сосредоточив своё внимание на крепостях, которые впоследствии буквально спасли страну от гораздо более печальных последствий во время Крымской войны. А мудро выбранный им стандарт отечественной железнодорожной колеи в 1524 (ныне 1520) мм реально позволил спасти страну в 1941 году, когда в том числе и из-за острой нехватки паровозов русской колеи сорвалось немецкое наступление на Москву.
Цитаты
"Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен." |
— резолюция на предложении Особого комитета о разжаловании капитана Невельского за самовольное занятие устья Амура. Николай I наградил капитана орденом св. Владимира, охарактеризовав его поступок как «молодецкий и патриотический».
"Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет её закончить…" |
— предсмертное завещание будущему Александру II отменить крепостное право.
"Россия – держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее." |
"Я люблю свою страну и, мне кажется, понимаю ее; поверьте, когда невзгоды нашего времени слишком уж донимают меня, я стараюсь забыть о существовании остальной Европы и ищу убежища в глубинах России." |
"Я смотрю на человеческую жизнь, как на службу, так как каждый должен служить." |
Память о Николае I
В честь Императора Николая I в Российской Империи было установлено около полутора десятков памятников, в основном это различные колонны и обелиски, в память посещения им того или иного места. Почти все скульптурные памятники Императору, кроме конного памятника в Санкт-Петербурге, были уничтожены после прихода к власти большевиков.
В настоящее время существуют следующие памятники Николаю I:
- Великий Новгород. Изображение Николая I на памятнике «Тысячелетие России». Открыт в 1862 году.
- Санкт-Петербург. Конный монумент на Исаакиевской площади. Открыт 26 июня 1859 года. Памятник сохранился в первоначальном виде.
- Санкт-Петербург. Бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте. Изначально был открыт 15 августа 1890 года, но вскоре после 1917 года памятник был уничтожен. Вновь открыт 12 июля 2001 года перед фасадом здания бывшего психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя, основанного в 1840 году по его указу (Санкт-Петербургский окружной военный клинический госпиталь).
- Санкт-Петербург. Гипсовый бюст на высоком гранитном постаменте. Открыт 19 мая 2003 года на парадной лестнице Витебского вокзала.
- Москва. Памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала — бронзовый бюст императора в окружении известных деятелей железнодорожной отрасли его царствования. Открыт 1 августа 2013 года.
- Бронзовый бюст императору Николаю I был торжественно открыт 2 июля 2015 г. на территории Николо-Берлюковского мужского монастыря в селе Авдотьино (Московская область).
- Свято-Николаевский Кафедральный Собор города Старобельска. В 1859 году было определено место под строительство храма — между Малой Дворянской и Соборной, Классической и Николаевской улицами. Храм был построен в стиле барокко, и торжественно освящен в 1862 году. Храм считается памятником архитектуры XIX века и охраняется государством.
В честь Николая I, помимо прочего, были названы:
- Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, к проектированию и строительству которой Николай I имел самое непосредственное отношение, в 1855 году переименована в «Николаевскую железную дорогу». С 1923 года снова переименована в «Октябрьскую железную дорогу».
- Эскадренный броненосец «Император Николай I», введённый в строй в 1891 году.
- Недостроенный линейный корабль «Император Николай I» (в 1914—1915 годах неформально «Иоанн Грозный», с 1917 года «Демократия»).
- Гидрокрейсер (гидроавианосец) «Император Николай I», построенный на базе мобилизованного парохода в 1916 году, с 1917 года «Авиатор».
Видео про Николая I
|
|
Крупные проекты эпохи Николая I
- Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)
- Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)
- Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)
Ссылки
- Николай I — статья в Циклопедии
- ↑ Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов. Было построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения.