Крупные российские проекты (Ярослав I, 1015-1054)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ярослав I Владимирович Мудрый
Святополк I Владимирович Окаянный
Мстислав Владимирович Храбрый
Брячислав Изяславич Полоцкий

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 16 июля 1015 года по 20 февраля 1054 года.

Границы рассматриваемого периода обусловлены смертью Великого Князя киевского Владимира I Святославича Крестителя (Святого) и смертью Великого Князя Ярослава I Мудрого. Почти всё это время Русью правил Ярослав, однако в первую половину его правления его конкурентами и соправителями были другие сыновья Владимира I.

Изначально после Владимира Красное Солнышко в Киеве стал править Святополк I Владимирович, который в действительности мог быть Святополком Ярополковичем – сыном Ярополка I, старшего брата Владимира (свергнутого им). Святополк незадолго до смерти Владимира был посажен им в темницу за интриги, но после смерти Владимира его выпустили и он занял киевский престол, немедленно начав войну против своих братьев (в реальности, возможно, двоюродных братьев). Вскоре людьми Святополка были убиты князья Борис Ростовский и Глеб Муромский (Борис, предположительно, предполагался Владимиром I в качестве своего наследника). Затем против Святополка Окаянного выступил князь Ярослав Владимирович Новгородский (Мудрый), который с помощью наёмного варяжского войска одержал победу в битве под Любечем и занял Киев. Таким образом окончилось первое княжение Святополка I (1015—1016) и началось первое княжение Ярослава I Мудрого (1016–1018). В 1018 г. русские дела вмешался польский князь Болеслав I Храбрый (впоследствии первый польский король), чьим зятем был Святополк. Болеслав разгромил Ярослава в битве на Буге и вновь посадил Святополка на киевский престол. Однако второе княжение Святополка I оказалось также недолгим (1018-1019). Поляки были вскоре вынуждены уйти из Киева из-за восстания возмущённых польским засильем горожан, а в 1019 году пришёл Ярослав со свежим новгородским войском и в результате битвы при Альте 24 июля 1019 года окончательно изгнал Святополка, который вскоре умер.

Ярослав стал с этого времени и до своей смерти князем Киевским, однако усобица сыновей Владимира не закончилась. В 1020 г. против Ярослава выступил его племянник – князь Брячислав Изяславич Полоцкий, захвативший и ограбивший Новгород. Уже в 1022 г. Ярослав уладил этот вопрос, примирившись с племянником – возможно, даже взяв его в формальные младшие соправители (известно, что в Киеве после этого появился Брячиславль двор). В 1023 г. князь Мстислав Владимирович Храбрый Тмутатаранский также захотел расширить свою власть, в связи с чем выступил из Тмутараканского княжества и захватил Чернигов и всё левобережье Днепра, а затем победил войско Ярослава в битве под Лиственом в 1024 г. Спустя короткое время Ярослав вновь пошёл на переговоры. В 1026 г. по предложению Мстислава братья разделили русскую землю — Ярослав стал править Правобережьем Днепра и Новгородом, а Мстислав — Левобережьем (включая Чернигов и Тмутаракань на Чёрном море). При этом Мстислав признавал Ярослава старшим братом, однако до самой смерти Мстислава на охоте в середине 1036 г. Ярослав предпочитал находиться больше в Новгороде, чем в Киеве. С 1036 года, в связи с отсутствием наследников у Мстислава, Ярослав Мудрый стал правителем обеих берегов Днепра. В 1044 году умер также Брячислав Полоцкий, сын которого, – Всеслав Брячиславич, – был ещё очень мал, в связи с чем Полоцк в это время, по-видимому, практически полностью подчинялся Киеву. Таким образом, в конце жизни Ярослав I, согласно летописи, утвердился в качестве «самовластца» (единоличного правителя) на Руси.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы Нации

Город Ярослава (справа) и более ранний город Владимира в Киеве (слева). Макет Древнего Киева (вид с севера).
План Киева в XI – начале XII веков

Город Ярослава в Киеве

При Ярославе I Мудром укреплённая часть Киева расширена в 7 раз, с 12 до 72 гектар. Вокруг Киевского Детинца – Города Владимира – был построен окольный Город Ярослава» площадью 60 га. Это было крупнейшее расширение Киева в эпоху Древней Руси. В рамках этого проекта, реализация которого датируется в основном периодом после 1036-1037 гг. и до примерно 1050 года, были построены следующие крупные проекты:

  • Ярославов Вал – новые дерево-земляные стены Киева общей длиной 3,5 километра высотой до 16 м, окружённые рвом глубиной до 12 м.
  • Каменные Золотые ворота Киева с надвратным храмом Благовещения Пресвятой Богородицы – главный парадный въезд в Киев. Также через Вал Ярослава вели крупные Львовские и Лядские (Печерские) ворота.
  • Каменный Софийский собор в Киеве – главный кафедральный храм Русской Церкви (Киевской митрополии), сменивший более ранний деревянный собор.
  • Георгиевский и Ирининский храмы с монастырями при них – парный комплекс каменных церковных построек, располагавшихся друг напротив друга на главной городской магистрали – Софийской (Софиевской) улице, которая вела от Софийских ворот Города Владимира (Киевского детинца) до главных Золотых ворот Киева. Храмы были освящены в честь святых Георгия и Ирины, которые были небесными покровителями Ярослава I Мудрого (в крещении Георгия) и его супруги Ингигерды (в крещении Ирины).
  • Княжеско-митрополичья резиденция у Софийского собора, окружённая каменной стеной (остатки которой найдены археологами). Помимо самого собора внутри располагались, предположительно, деревянные палаты, а также помещения «Дворцовой школы» при Софийском соборе, где обучались сыновья киевских князей и дети княжеской дружины. В самом соборе, как наиболее пожаробезопасном месте, располагалась Библиотека Ярослава Мудрого.

К юго-западу от стены вокруг Софийского собора располагалась ещё одна каменная церковь, сведения о которой в летописях не сохранились (построена, вероятно, она была в это же время, так как в плане очень похожа на Софийский собор, но меньшего размера).

Рядом с Ирининским монастырём сохранились остатки каменного дворца, возможно, принадлежавшего великой княгине Ирине-Ингигерде.[1] В этот же период в Киеве был построен Брячиславль двор (скорее всего, деревянный), принадлежавший князю Брячиславу Изяславичу Полоцкому (который, после примирения со своим дядей Ярославом I в 1022 году, предположительно, играл роль младшего соправителя Руси и наведывалася в связи с этим в Киев).

Строительство Города Ярослава имело огромное идеологическое значение. «Сакральная география» Киева yачала повторять «сакральную географию» Константинополя (Царьграда), столицы православной Ромейской империи (Византии), где тоже были свои Золотые ворота, Софийский собор, Георгиевский и Ирининский храмы, послужившие образцами для киевских.[2] Таким образом, уже с середины XI века столица Руси стала претендовать на роль «третьего Рима».[2] Современные историки связывают с этим зарождение государственной идеологии (впоследствии известной как Святая Русь): Киев, подобно Константинополю-Царьграду, стал играть сакральную роль «Нового Иерусалима»; новая роль Руси была отражена в анписанном в период до 1050 года «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона.

Остатки укреплений Города Ярослава были снесены в середине XIX века в связи с перепланировкой Киева. Сохранились фрагменты Золотых ворот (реконструированных в 1980-е годы) и сильно перестроенный в XVII веке Софийский собор.

Восстановленные Золотые ворота в Киеве, 2008

Золотые ворота Киева

Главные парадные ворота Древнего Киева были построены около 1037 года (или несколько позднее) как часть новых укреплений Киева в рамках грандиозного проекта расширения столицы – Города Ярослава.

Золотые ворота были вдохновлены одноимёнными главными воротами Константинополя (Царьграда) и были, по тогдашним меркам, огромным каменным сооружением. Строительным материалом был кирпич-плинфа, по бокам ворота подпирались земляным Валом Ярослава, по которому шла деревянная стена. Перед воротами был устроен мощный ров шириной около 15 и глубиной 8-12 метров.

Наверху ворот располагался каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, богато украшенный фресками и мозаиками.

Ворота сильно пострадали при разорении Киева монголами в 1240 году и, по-видимому, с тех пор постепенно разрушались, пока в 1982 году не были восстановлены в весьма приблизительно соответствующем первоначальному виде ( котором, на самом деле, известно немногое). Тем не менее, ворота содержат части первоначального сооружения времён Ярослава Мудрого. В XXI веке ради пущей древности на Украине официально была принята датировка строительства в 1019—1026 гг.

Восстановление деревянного Софийского собора в Киеве

Достоверно известно, что 14 августа 1018 года возвратившегося в Киев при помощи поляков Святополка I Окаянного торжественно встретили в деревянном кафедральном Софийском соборе. Изначально храм был построен при Владимире I, однако в 1017 году он сгорел в результате катастрофического пожара Киева. Очевидно, примерно за год Софийский собор был быстрыми темпами восстановлен.[3]

Позднее вместо деревянного храма был построен сохранившийся доныне каменный собор.

Макет первоначального вида каменного Софийского собора в Киеве
Софийский собор в Киеве, 2013

Софийский собор в Киеве

Главный кафедральный собор Русской Церкви (Киевской митрополии) и крупнейший храм Древней Руси (Русской Земли) был построен в Киеве при Ярославе I Мудром взамен более раннего деревянного собора, построенного при Владимире I и восстановленного после пожара 1017 года. Собор сохранил своё посвящение Софии Премудрости Божией (возведение храма этого имени в Киеве было вдохновлено знаменитым цареградским собором Святой Софии).

Даты и сроки строительства Софии Киевской являются предметом ожесточённых споров между историками, часть из которых считает, что строительство каменного храма началось уже в конце правления Владимира I и было завершено в первые годы правления Ярослава I, а то и даже Святополка I Окаяанного. По мнению наиболее авторитетных источников,[4] однако, собор был вовзведён не ранее 1037 года, поскольку осенью 1036 года подступившие к городу печенеги «ступишася на месте идеже стоит ныне святая София, митрополья русская, бе бо тогда поле вне града», а завершили не позднее 1047 года. Это соответствует и дальнейшим летописным сведениям «Повести временных лет», говорящей о закладке собора одновременно с Золотыми воротами под 1037 годом.

Наиболее вероятным является освящение собора в 1046 году, когда праздник святой Софии выпадал на воскресенье. Росписи собора были завершены ранее 1049—1050 гг. поскольку в это время митрополит Иларион писал о нём уже так: «великий Дом Божий на святость и освящение граду твоему раскрашен всякой красотой, золотом и серебром и камнем дорогим… церковь возвёл необычную во всех окружных странах, другой такой нет во всём полуночьи земном», то есть севернее Альп и Карпат.[3][5]

Собор в целом хорошо сохранился до нашего времени, однако на рубеже XVII и XVIII веков он был расширен и частично перестроен в стиле украинского барокко. В 2000-х гг. активизировались сторонники более ранних дат строительства, ищущих доказательства в древних граффити на фресках собора, однако при этом сами фрески, как уже практически доказано путём анализа их содержания[6], не могли появиться ранее середины XI века.

Храм начал играть роль кафедрального собора уже при Ярославе I, заменив в этой роли Успенскую Десятинную церковь Владимира I. В соборе хоронили киевских митрополитов, а также было осуществлено пять княжеских захоронений: Ярослава I Мудрого (1054), его сына Всеволода I Ярославича (1093), и внуков Ростислава Всеволодовича (1093) и Владимира I Всеволодовича Мономаха (1125), а также правнука Вячеслава I Владимировича (1154).

В большом каменном соборе, где книги и прочие ценности были относительно защищены от пожаров, находилась Библиотека Ярослава Мудрого. При библиотеке и соборе действовала «Дворцовая школа» для детей киевской знати (одна из двух первых крупных школ на Руси).

Софийский собор послужил образцом для построенных в тот же период в Киеве соборов Георгиевского и Ирининского монастырей (имевших схожие планировки, но меньшие размеры), а также для Софийского собора в Новгороде и построенного несколько позднее Софийского собора в Полоцке.

«Богоматерь Стена Нерушимая» (Богоматерь Оранта Киевская) – сохранившаяся до наших дней мозаика Софийского собора в Киеве
Пётр и Павел – икона Софийского собора в Новгороде XI века (возможно, древнейшая сохранная русская икона)

Производство церковного убранства и богослужебных предметов на Руси

Ко времени Ярослава Мудрого относится окончательное становление русских церковных искусств и ремёсел, начавшееся ещё при Владимире I после Крещения Руси, но имевшее поначалу небольшие масштабы. Успенская Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром, была возведена приглашёнными «мастерами от грек» и укомплектована предметами, вывезенными из Корсуни (Херсонеса, взятого Владимиром в том же 988 году, перед Крещением Руси). От Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году, сохранились фрагменты фресок, мозаик и напольных орнаментов. Однако неизвестно, были ли эти мозаики созданы уже при Владимире, либо относятся к более позднему времени. Уверенно говорить о том, что на Руси сложилось полномасштабное собственное производство богослужебных предметов и полный круг церковных искусств – росписи, мозаики, иконопись, производство книг, ювелирные изделия – можно начиная с эпохи Ярослава I.

  • Русские мозаики и фрески. В 1039 году Десятинная церковь была заново освещена новым митрополитом Киевским, греком Феомемптом, что свидетельствует, по одной версии, что Византия до этого времени якобы не признавала Русскую Церковь (и потому пришлось заново переосвящать её главный храм), а по другой, куда более вероятной версии, Десятинная церковь была попросту отремонтирована/реконструирована, и после обновления храма его заново освятили, поскольку работы были очень серьёзные. Вероятно, именно тогда церковь и была расписана и получила мозаики, фрагменты которых дошли до наших дней. Кроме Десятинной церкви, мозаики и фрески были выполнены для построенного при Ярославе I Софийского собора в Киеве. Площадь мозаик и росписей собора была очень велика, и многие из них хорошо сохранились до нашего времени (например, мозаичное изображение Богоматери Оранты, известное также как «Богоматерь Стена Нерушимая»). В числе софийских фресок был в том числе и коллективный портрет Ярослава Мудрого, его жены Ингегерды, дочерей и сыновей, который был по большей части утрачен в XVII-XVIII веках, но схематично известен по рисунку 1651 года.[7] Также, вероятно, в середине XI века были расписаны прочие каменные храмы города Ярослава в Киеве.
  • Русская иконопись. Помимо первых достоверных настенных изображений, к эпохе Ярослава Мудрого, предположительно, относится и древнейшая известная русская икона – «Пётр и Павел» из Софийского собора в Новгороде. Эта икона была написана в середине XI века, она имеет очень большие размеры – 236 × 147 см, то есть, скорее всего, была написана уже на Руси, а не привезена из Византии. Если данная гипотеза верна, то это первое сохранившееся до нашего времени произведение русской иконописи.
  • Первые русские рукописные книги и книжные миниатюры. Древнейшей русской книгой называют найденный археологами в 2000 году Новгородский кодекс, датируемый по одной из записей в нём 999 годом. Однако в действительности эта находка представляет собой полиптих, состоящий из липовых дощечек, а не бумажную книгу. Старейшей полноценной сохранной русской рукописной книгой, написанной на пергаменте, является Остромирово Евангелие, написанное для новгородского посадника Остромира в 1056–1057 годах, через 2-3 года после смерти Ярослава Мудрого. Нет сомнения, что подобного рода книги, богато украшенные заставками и миниатюрами, массово производились в Киеве и Новгороде уже при жизни Ярослава, который создал при киевском Софийском соборе скрипторий и обширное собрание книг (однако Библиотека Ярослава Мудрого погибла во время монгольского нашествия в 1240 году, и книг собственно ярославовых времён до нас не дошло).
  • Массовое производство церковных ювелирных изделий. Богослужебные сосуды, подсвечники, оклады книг и икон на Руси могли начать массово производиться уже при Владимире I. О наличии достаточных для этого технологий свидетельствует начавшаяся при Владимире I чеканка монет из золота и серебра (которая была продолжена при Ярославе I. Однако при Владимире на основной территории Руси (не считая Тмутаракани) был только один каменный храм и, вероятно, несколько десятков полноценных деревянных храмов. Их можно было сравнительно легко укомплектовать импортными греческими изделиями (а также богатой добычей, вывезенной из Корсуни в 988 году).[4] При Ярославе Мудром в Киеве уже было как минимум 5 или 6 каменных храмов (см. Город Ярослава), тогда же появились и первые каменные соборы в Новгороде и Чернигове. Одновременно должно было многократно вырасти число деревянных церквей по всей Русской Земле. Резко увеличившийся спрос, а также ухудшение отношений с Византией и война с ней в первой половине – середине 1040-х годов, вероятно, привели к росту собственного ювелирного производства для церковных нужд.

С учётом масштабов церковного строительства при Ярославе I, над росписями, мозаиками, иконами книгами и прочим церковным убранством (включая шитые золотом одежды для богослужения), должны были работать сотни, а то и тысячи человек, если считать в масштабах всей Руси. Масштабный рост в этой сфере, как и вообще в сфере искусств и ремёсел на Руси подтверждается в том числе и бурным ростом населения Киева и других крупных городов в эпоху Ярослава. Большие артели зодчих и художников работали до 1036 года также в Новгороде и Чернигове, однако после после окончательного переезда Ярослава в Киев большинство талантливых мастеров было свезено в столицу для строительства и украшения храмов Города Ярослава.

Георгиевский (Юрьев) монастырь в Новгороде

См. Первые крупные монастыри на Руси.

Георгиевская и Ирининская церкви в Киеве, к юго-востоку от Софийского собора (фрагмент макета Древнего Киева)

Георгиевский и Ирининский монастыри в Киеве

Георгиевский и Ирининский монастыри с каменными храмами Святого Георгия Победоносца и Святой Ирины были построены друг напротив друга на главной городской магистрали Киева – Софийской (Софиевской) улице, которая вела от Софийских ворот Города Владимира (Киевского детинца) до главных Золотых ворот Киева. Храмы были освящены в честь святых небесных покровителей Ярослава I Мудрого (в крещении Георгия) и его супруги Ингигерды (шведской принцессы, в крещении Ирины). Архитектура и пропорции храмов, по-видимому, имели параллели друг с другом.

День освящения Георгиевской церкви — 26 ноября — был объявлен общерусским праздником: Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Праздник получил в народе название Юрьев день. Поскольку он праздновался поздней осенью, после завершения сбора урожая и всего годового цикла сельскохозяйственных работ, Юрьев день стал обычным временем, когда крестьяне, при желании, могли перейти от одного боярина (впоследствии помещика) к другому, полностью рассчитавшись по долгам и выполненным работам.

К юго-западу от Софийского собора, рядом с Георгиевским монастырём, располагалась ещё одна каменная церковь, сведения о которой в летописях не сохранились (построена, вероятно, она была в это же время). Рядом с Ирининским монастырём сохранились остатки каменного дворца, возможно, принадлежавшего великой княгине Ирине. [8]

Ирининский монастырь был первым женским монастырём на Руси. Считается, что Ирина-Ингигерда лично принимала участие в управлении им. По одной из версий, она умела в 1050 году, а по другой, пережила своего мужа Ярослава I, постриглась в монахини под именем Анна и умерла лишь в 1056 году, заложив, таким образом, традицию предсмертного пострижения русских князей и княгинь, которой впоследствии следовали многие представители дома Рюриковичей.

Оба монастыря были, по-видимому, разрушены во время монгольского нашествия. На месте Георгиевского храма в 1674 году была построена деревянная церковь, а в 1744–1752 годах – каменная, которая была снесена советскими властями в 1934 году. Руины Ирининской церкви были разобраны в 1840 году во время прокладки Владимирской улицы, в 1855 году на этом месте была установлена часовня, впоследствии также разобранная.

Софийский собор в Новгороде, 2009

Софийский собор в Новгороде

Главный кафедральный собор Новгорода был заложен в 1046 году вместо находившегося ранее рядом и сгоревшего деревянного собора 989 года постройки. На торжественной закладке помимо новгородского князя Владимира Ярославича лично присутствовал его отец, Великий Князь Ярослав I Владимирович с супругой Ингегердой. Строительство храма было завершено, по данным разных летописей, в 1050 или 1052 годах (к моменту освящения собора новгородским епископом Лукой Жидятой). С тех пор София Новгородская стала главным символом Великого Новгорода.

Строительство собора было частью более масштабного проекта перестройки центральной части города – возведения комплекса стен и зданий Новгородского детинца. Интересно, что Новгород с его Софийским собором и Георгиевским (Юрьевским) монастырём, как и Киев в этот же период, стремился отчасти воспроизвести реалии Константинополя-Царьграда, где главным храмом также был Софийский собор, а одним из главных монастырей – Георгиевский.

Храм Святой Софии в Новгороде в целом хорошо сохранился до наших дней, включая и отдельные фрагменты его первой росписи, окончательно завершённой к 1109 году. Это старейший сохранный храм древнерусской постройки на территории современной России (по состоянию на 2022 год).

Спасо-Преображенский собор в Чернигове по состоянию на 2013 год (башни со шпилями были построены в XVIII веке)

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Первый в Чернигове каменный храм, кафедральный собор Черниговской епархии, был построен из кирпича-плинфы на месте более раннего деревянного храма. Храм был заложен в 1030 году черниговским князем Мстиславом Владимировичем Храбрым, однако после его смерти, когда стены возвели на высоту 4 метров, строительство было приостановлено. Чернигов вернулся под управление Ярослава Мудрого, и тот перевёл местную артель зодчих на работу в Киеве (в частности, на строительство Софийского собора. По одной из версий, именно черниговские мастера, изначально набранные Мстиславом Храбрым среди греков в Тмутаракани, сыграли ключевую роль в грандиозном киевском строительстве этого периода.

В итоге храм был достроен около середины XI века – возможно, в начале 1050 когда князем здесь стал Святослав Ярославич, сын Ярослава Мудрого и прародитель последующих черниговских князей. В XII веке рядом с кафедральным Спасским собором существовал каменный дворец черниговских епископов (возможно, его возвели уже при Мстиславе Храбром или Святославе Ярославиче).[9]

Стены и своды собора сохранились до наших дней почти в полном виде, однако храм был серьёзно перестроен после разрушительного пожара 1756 года, уничтожившего внутреннюю отделку и деревянные хоры, которые не были восстановлены. Вместо крещальни в юго-западном углу храма была построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На башнях были установлены шпили, которых в древнем храме не было и которые вообще были не свойственны каменной архитектуре древней Руси. Перед порталами собора были пристроены тамбуры.

Фортификационные сооружения

Укрепления Города Ярослава в Киеве

При Ярославе I укреплённая территория Киева была расширена в 7 раз – к старому Городу Владимира площадью 12 га был пристроен новый окольный Город Ярослава обшей площадью 60 га. Он был окружён рвом с водой глубиной 12 метров и высоким земляным Валом Ярослава общей длиной 3,5 км, шириной у основания — 30 метров, общей высотой с деревянным частоколом (или деревянной стеной поверх) — до 16 метров. Проезд между Городом Ярослава и Городом Владимира осуществлялся через построенные ещё при Владимире I Софийские ворота.

Через Ярославов Вал вело трое ворот – Львовские, от которых шла дорога на запад, в княжескую резиденцию Белгород-Киевский, Лядские, дорога от которых шла на юго-восток вдоль Днепра, к пещерам, в районе которых был вскоре после смерти Ярослава I основан Киево-Печерский монастырь, и главные ворота Киева – Золотые ворота, дорога от которых вела на юг. [10]

Дубовый Новгородский детинец

Первый мощный дубовый кремль — по-древнерусски, детинец – был построен в Великом Новгороде) в период правления в Новгородской земле князя Владимира Ярославича «Молодого», сына Ярослава I Мудрого (1034–1052) на месте старых укреплений города (перенесённого столетием ранее на современное место). Впервые упомянуты укрепления Детинца в 1044 году.

Строительство велось в рамках грандиозного проекта перестройки всего комплекса Новгородского детинца. Стены детинца в это время имели всего двое ворот и, как считается, были существенно расширены относительно предыдущих укреплений.

Позднее, во времена Владимира II Мономаха, укрепления детинца были дополнительно расширены.

Современное состояние проёма построенных в это время ворот Старого Изборска

Детинец и окольный город Изборска

Город Изборск, ставший одним из княжеских центров Руси ещё в 862 году, совсем не упоминается в летописях за X-XII века, однако по данным археологии известно, что в XI – первой половине XII веков здесь существовал город общей площадью 1 га, в мысовой части которого располагался деревянный детинец (городская цитадель) со стеной и воротами из дубовых брёвен. Вокруг детинца располагался населённый воинами и ремесленниками окольный город, защищённый глубоким рвом и валом с деревянными стенами. Причём с южной, наиболее угрожаемой напольной стороны (противоположной от речного мыса) стена была каменной, что для Руси того времени было большой редкостью.[11]

Точное время перестройки Изборска определить затруднительно, по разным версиям она могла произойти начиная от середины X века (когда на севере Руси собственно начали появляться древнерусские княжеские города вместо старых племенных центров) до первой половины XI века. Известно, что перестройке предшествовал большой пожар и возможное разорение города.

Наиболее вероятной выглядит версия постройки в первые годы правления Ярослава I Мудрого (между 1015 и 1030 годом), до основания на северо-западе от Изборска города Юрьева в земле эстов. Предположительно, в X веке после строительства Пскова значение Изборска упало, и именно Псков стал главным княжеским городом в районе Чудского озера и земель эстов. Известно, что при Владимире I Великом эсты платили дань Руси, однако с его смертью и началом междоусобицы Владимировичей, вероятно, эстонские подданные отпали от Руси. Этому могли способствовать известные по скандинавским сагам нападения норвежского короля Свейна Хаконссона на Гардарику (Ладогу) в 1015 году, затронувшие соседние с Ладогой земли. Из-за междоусобной войны русские князья не могли тогда ни защитить своих данников от иноземцев, ни помешать восстаниям зависимых племён. Вероятно, тогда и был разрушен старый град Изборск.

Однако после установления твёрдой власти Ярослава в Киеве началось укрепление северо-западной границы и попытки возвращения утерянных ранее даннических земель. Тогда, вероятно, и был построен Изборский детинец и окольный город, ставший базой для дальнейшего продвижения в Эстонию, увенчавшегося основание города Юрьева (Дерпта, ныне Тарту) в 1030 году.

Позднее, на рубеже XII – XIII веков, с началом Северных крестовых походов и обострения угрозы с Запада, Изборск был полностью перестроен в камне.

Герб города Дерпта Лифляндской губернии во времена Российской Империи

Город-крепость Юрьев-Чудской (Тарту)

Город Гюргев (позднее известный как Юрьев, по-немецки Дерпт, а ныне, по-эстонски, как Тарту) был основан к западу от Чудского озера на реке Омовже, в землях чуди (эстов) во время крупного военного похода Ярослава Мудрого в 1030 году. Поход, по-видимому, был вызван тем, что псковская чудь (эсты) перестали платить дань Руси после смерти Владимира I, в период междоусобицы Владимировичей (войны Святополка I с Ярославом и прочими сыновьями Владимира). Предположительно, ранее, в рамках укрепления границы с чудью был заново отстроен Изборск, ставший базой для дальнейших походов на чудь.

Название города связано с тем, Ярослав Мудрый был крещён под именем Георгий (Гюргий, Юрий). Известно, что в городе вскоре после основания была построена деревянная церковь Святого Георгия, а несколько позднее, по-видимому, появилась церковь Святого Николая.

Почти 200 лет, вплоть до взятия рыцарями Ордена меченосцев в 1224 году город был главным центром русской власти на севере Прибалтики. Строительство Юрьева позволило взять под контроль всё побережье Чудского озера и выход из него в Финский залив по реке Нарва, а также до трети территории нынешней Эстонии. Жившие к западу эсты платили Руси дань, хотя периодически воевали с Русью и неоднократно сжигали Юрьев.

Город-крепость Ярославль-Червенский (Яро́слав)

Город в Прикарпатье на реке Сан (правый приток Вислы), ныне известный как Яро́слав и находящийся на территории Польши, был основан как русская приграничная крепость Ярославом I Мудрым после очередной войны с Польшей за Червенские города. Эти приграничные города (названные так по городу Червену, одному из древнейших поселений в регионе) были расположены в районе водораздела бассейнов Вислы, Южного Буга и Днестра, к северу от Карпатских гор. Вероятно, Червенские города входили в состав Руси или были от неё зависимы ещё при князе Игоре I, затем в период до 972 года перешли к Чехии, затем в 970-е годы к Польше, затем были возвращены в 981 году князем Влладимиром I, затем в 1018 или 1019 году были отданы Святополком I польскому князю Болеславу Храброму в качестве платы за помощь в возвращении Святополку киевского престола. Спустя 12 лет, после того как Ярослав I вернул себе Киев и укрепился на нём, а также примирился со своим братом, тмутараканскими черниговским и князем Мстиславом Храбрым, объединённое киевское и черниговское войска совершили поход на Польшу и вернули Червенские города.

Город впервые упоминается в летописи под 1152 годом, однако считается, что основал его именно Ярослав I Мудрый. Основание галицким князем Ярославом Осмосыслом маловероятно, так как последний вступил на престол только в 1153 году. К Польше город перешёл в 1340 году, в самом начале войны за галицко-волынское наследство, когда король Казимир III начал захват Галиции.

Неизвестно, как в древнерусский период его истории город отличали по названию от Ярославля на Волге. Наиболее вероятные варианты – Ярославль-Червенский, Ярославль-на-Сане, Ярославль-Галицкий (после основания Галицкого княжества в 1141 году).

Каменистая река Рось — основа Поросской оборонительной линии

Поросская оборонительная линия

Линия сторожевых городов-крепостей на Правобережье Днепра, соединённых валами и рвами, общей протяжённостью около 90 километров, по течению реки Рось и её притока Раставицы.

В 1032 году, согласно Повести временных лет, «Ярославъ поча ставити городы по Рси», то есть ставить города вдоль реки Рось. Земли по Роси были ранее населены славянами в IX веке, однако с приходом печенегов в X веке были по большей части заброшены. Ослабление печенегов, которых после 1015 года начали теснить пришедшие из Средней Азии половцы, позволило вновь заселить Поросье. Для строительства и наполнения людьми городов Ярослав использовал в том числе ляхов (поляков), взятых в плен во время войны с Польшей за возвращение Червенских городов (1030–1031).

Новая укреплённая линия дополнила построенную при Владимире I систему оборонительных линий вокруг Киева, продвинув границу на юг от Стугнинской линии и на долгое время став южным рубежом Руси (за исключением тех периодов, когда владычество русских князей простиралось также и на степные земли).

Предположительно, строительство Ярославовых городов-крепостей было в основном завершено в 1036 году, [12] когда Ярослав Мудрый одержал финальную победу над осадившими Киев печенегами, ушедшими в итоге на Дунай, после чего более чем на 20 лет кочевники перестали беспокоить русские земли набегами. На Правобережье мир сохранялся ещё дольше, около 30 лет. Вероятно, Русь в это время стала контролировать обширную территорию правобережных степей вплоть до Чёрного моря. Повторное заселение и освоение плодородного лесостепного Поросья стало важным проектом также в области сельского хозяйства и развития коневодства на Руси.

Города Поросской оборонительной линии на карте современной Киевской области

В состав Поросской оборонительной линии входили следующие города (от устья до истоков Роси). Часть из них существовала ранее 1032, часть была основана сильно позднее, но ряд ключевых городов был построен именно при Ярославе Мудром:

  • Родень (Родня) у впадения Роси в Днепр – город был впервые упомянут в летописях ещё во времена Ярополка I, а возможно, существовал и ранее. Разрушен во время Батыева нашествия и более не восстанавливался.
  • Дверен (возможно, ныне село Деренковец Черкасской области) – город, известный по летописному «Списку русских городов дальних и ближних» XIV века, вероятно, находившийся между Роднем и Корсунью.
  • Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский) – город, по легенде, был основан греческими переселенцами из Корсуни (Херсонеса) в Крыму, и произошло это либо при Владимире I (вскоре после взятия им Херсонеса и Крещения Руси в 988 году), либо около 1032 года. Впервые упомянут в летописи под 1169 годом.
  • Богуславль (ныне Богуслав) – возможно, город, построен уже при Ярославе I. Впервые упомянут в летописи под 1195 годом.
  • Торческ (Торческий град) – ключевая, наряду с Юрьевом, крепость на Поросской линии. Вероятно, был построен не позднее 1080-х годов, когда при великом князе Всеволоде I на границе Руси были поселены союзные Киеву кочевники-торки, ставшие впоследствии основой объединения чёрных клобуков, охранявших русские границы от половцев (что-то вроде древнерусского аналога казачества). Возможно, торкам был дарован ранее уже существовавший при Ярославе I город. Впервые Торческ упомянут в летописи под 1093 годом. Разрушен во время Батыева нашествия и более не восстанавливался.
  • Гюргев (Юрьев, ныне город Белая Церковь) – город, названный по крестильному имени Ярослава и достоверно основанный именно в его княжение. Был, судя по всему, центром всей оборонительной линии. Здесь находилась также Юрьевская и всего Поросья епархия (XI—XII века) – одна из самых древних епархий Русской Церкви.
  • Володарев (ныне посёлок городского типа Володарка) – город впервые упомянут в летописях под 1150 годом. Возможно, как-то связан с правнуком Ярослава Мудрого князем Володарём Ростиславичем и был, таким образом, основан в конце XI века.
  • Бакожин (ныне село Буки Киевской области) – город недалеко от впадения реки Раставица в реку Рось (возможно, в древности именно Раставица считалась истоком/верхней частью Роси).
  • Неятин (ныне село Ягнятин Житомирской области) – город на реке Раставица, впервые упомянут в летописи в 1071 году.
  • Ростовец (предположительно, ныне село Раставица Житомирской области) – город на реке Раставица, впервые упомянут в летописи в 1176 году, ещё одно место расселения торков и берендеев. По другой версии, летописный Ростовец находился в районе села Малая Ростовка Винницкой области.

Большинство крепостей Поросской линии были уничтожены во время монгольского (Батыева) нашествия в 1240 году, но некоторые потом возродились в виде сёл или городов и существуют до наших дней.

Город-крепость Юрьев-Русский (Белая Церковь)

Город Гюргев (позднее Юрьев или Юрьев-Русский, для различения от других Юрьев; ныне город Белая Церковь) был основан в 1032 году как главный город-крепость в составе Поросской оборонительной линии. Впервые упоминается в летописях под 1072 годом, однако в его основании именно при Ярославе I Мудром не приходится сомневаться, поскольку крестильным именем Ярослава I было Гюрги (Юрий).

Уже при Ярославе I, либо чуть позднее, ближе к концу XI века, город стал центром Юрьевской епархии (известной по византийским источникам как «Святой Георгий на Роси»). Епархий на Руси было тогда крайне мало, и это говорит о больших размерах и особой значимости города.

Город Юрьев простоял до монгольского нашествия в 1240 году, затем упоминается источниками уже в 1360-х годах, после присоединения Киевщины к Великому княжеству Литовскому, под новым названием – Белая Церковь.

Укрепления Города Мстислава в Чернигове

См. Город Мстислава в Чернигове и расширение Черниговского детинца.

Сельское хозяйство

Повторное заселение и освоение Поросья

Земли по реке Рось к югу от Киева находятся уже не в зоне смешанных лесов, а в лесостепи. Это был весьма плодородный район, в далёкой древности (возможно уже в V веке) заселённый славянами. По состоянию на IX век, когда было основано Древнерусское государство, здесь находилась граница между племенами полян (живших «в поле») и племенами уличей (по одной версии название связано с тем, что они жили у изгиба/«угла» Днепра, по другой – с почитанием среди уличей волка как тотемного животного). После 882 года князь Олег Вещий покорил Киев, устроив там столицу Русской Земли, одновременно он начал долгую и, по все видимости, довольно тяжёлую войну с соседними уличами, которая продолжалась и при князе Игоре I.

В ходе этой войны уличи были вынуждены переселиться со среднего Днепра на Днестр (предположительно, именно в днестровских землях располагалась их последняя столица Пересечень, взятая киевским воеводой Свенельдом в 922 и 940 годах). Но вытеснены уличи были не столько русами-киевлянами, сколько пришедшими к границам Руси в начале X века кочевникми-печенегами (первые по летописям войны Киева с печенегами произошли в 915 и 920 годах, и вероятно, были скорее провальными, хотя Киева печенегам взять не удалось). В этот период практически на целое столетие земли Роси оказались по большей части покинуты славянским населением. В первой половине X века самым южным от Киева городом-крепостью на Днепре был Витичев (упомянутый в трактате византийского императора Константина VII Багрянородного). Вероятно, только при князе Свтотославе I Храбром или его старшем Сыне Ярополке I в устье Роси был основан либо восстановлен древний славянский город Родень/Родня, служивший передовой крепостью в борьбе с печенегами (и одновременно местом торговли и заключения военных союзов с ними).

После 1015 года печенегов начали теснить пришедшие из Средней Азии половцы, окончательно изгнавшие печенежские орды на Дунай к границам Византии в середине XI века. Ослабление печенегов позволило славянам вновь заселить Поросье. В 1032 году, согласно Повести временных лет, князь «Ярославъ поча ставити городы по Рси», то есть начал строить Поросскую оборонительную линию по реке Рось. Для строительства городов и заселения Поросья привлекались в том числе и западные славяне – ляхи (поляки), взятые в плен во время войны с Польшей за возвращение Червенских городов (1030–1031).

После разгрома Ярославом I печенегов под Киевом в 1036 году на Правобережье Днепра более чем на 30 лет установился мир, во время которого условия для повторного заселения территории и развития здесь сельского хозяйства были крайне благоприятны. Киевские князья тогда контролировали не только Поросье, но и, в какой-то мере, все правобережные степи по Днепру вплоть до Чёрного моря. Мир и процветание сохранялись вплоть до прихода половцев под Киев в 1068 году. Из степей русским пришлось уйти, однако в лесостепной зоне на реке Рось славяне снова смогли прочно закрепиться. Ко второй половине XI века Поросье стало одним из самых населённых регионов Руси (настолько, что в основанном при Ярославе I городе Юрьеве-Русском была учреждена отдельная церковная епархия).

Всего в Поросье было построено около десятка пограничных русских городов, что свидетельствует о весьма интенсивном сельском хозяйстве в данном регионе. По всей видимости, огромную роль здесь играло не только земледелие, но и скотоводство. Именно в Поросье в 1080-е годы поселились племени торков (ветвь тюрок-огузов), потерпевших поражение в войнах с половцами и Русью и ставших в итоге данниками и союзниками киевских князей (в честь торков был назван основанный до 1093 года город Торческ). Как обычно бывает в таких приграничных со степью регионах, ещё до оседания торков (и тем более после) здесь должны были существовать развитое коневодство и обширная торговля лошадьми с поставлявшими их на Русь степняками.

Наука и образование

Церковная школа на Руси

Первые крупные школы на Руси

Книжное обучение славянской грамотности на Руси началось ешё при Владимире I, вскоре после начала Крещения Руси. Самые первые русские школы, однако, были, по всей видимости, ещё очень малы, хотя уже при Владимире I, скорее всего, были созданы во всех первых епархиях Русской (Киевской) митрополии (в Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-Волынском, Полоцке и Ростове/Суздале). Эти школы выполняли прежде всего задачу подготовки священников для Русской Церкви (хотя, по-видимому, уже тогда грамотность на Руси шагнула за пределы священнического сословия).

Ярослав I Мудрый уделял развитию образования огромное внимание. Именно при нём в Новгороде была основана первая по-настоящему крупная школа на Руси — с 300 учениками, отобранными из детей княжеских дружинников.[13] Это произошло около 1028 года, то есть в период, когда Ярослав в основном находился на севере в Новгороде из-за напряжённых отношений с его братом, черниговским князем Мстиславом I Храбрым.

После окончательного возвращения Ярослава I на жительство в Киеве в 1036 году там также была создана достаточно крупная школа по образцу новгородской – Дворцовая школа при Софийском соборе (вероятно, на основе школы, существовавшей ещё при Владимире I).[14] Эта школа действовала при Киевской митрополичьей кафедре. Там обучали не только чтению, письму, счёту и церковному пению, но и иностранным языкам (по всей видимости, именно там обучались дети самого Ярослава I Мудрого, а также его приёмные дети и воспитанники, в том числе сыновья английского короля Эдмундаа Железнобокого – Эдвин и Эдуард, датский королевич Магнус Добрый, наследники венгерского престола). Обучению в Дворцовой школе способствовало то, что в Софийском соборе находилась знаменитая Библиотека Ярослава Мудрого.

Вероятно, школы были созданы и при основанных Ярославом I новгородских и киевских монастырях.

Результаты масштабных инвестиций в образование начали проявляться уже при жизни Ярослава Мудрого. Образованность населения (прежде всего знати) заметно выросла. В 1034 году был избран первый русский епископ из славян – Лука Жидята, а не позднее 1051 года – первый русский митрополит из славян – Иларион Киевский. Они положили начало русской литературе: Лукой Жидятой был написан первый известный русский литературный текст – «Поучение к братии», а митрополитом Иларионом – первый крупный русский литературный памятник — «Слово о законе и благодати» (между 1037 и 1050). В конце 1030-х годов при Киевской кафедре началось русское летописание. Появление большого количества грамотных людей позволило начать масштабную переписку книг и составить библиотеку Ярослава Мудрого.

Широкое распространение грамотности в русских городах в этот период подтверждается находками берестяных грамот – старейшие найденные новгородские берестяные грамоты относятся к периоду 1025—1050 гг.

Библиотека Ярослава Мудрого

Библиотека Ярослава Мудрого (современный рисунок)

Первая крупная библиотека на Руси была создана Ярославом мудрым после 1036 года при киевском кафедральном соборе Софии Премудрости Божией. Летопись сообщают: Ярослав «собра писце многы и перекладаша от грек на словенское писмо и исписаша книгы многы».[15]. Впервые Софийская библиотека упоминается в «Повести временных лет» под 1037 годом: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». По-видимому, крупная артель переводчиков и переписчиков работала под непосредственным наблюдением князя. Библиотека была предназначена не только для княжеского семейства, но и для клира митрополичьей кафедры, монахов киевских монастырей и учеников киевской Дворцовой школы.

Судя по сохранившимся трудам киевских митрополитов Илариона Русина и Климента Смолятича, им были известны не только сочинения греческих «отцов Церкви» первого тысячелетия н.э., но и работы древнегреческих философов, таких как Аристотель.[16] Таким образом, уровень доступных научно-исторических знаний на Руси в XI-XII веках был сопоставим с уровнем знаний в тогдашней Западной Европе.

Наряду с библиотекой Ярослава Мудрого, можно говорить о создании в этот период при киевской митрополичьей кафедре первого научно-исследовательского центра на Руси. Именно здесь было положено начало русской исторической науке, именнно здесь в период после 1037 года началось русское летописание.

До наших дней Софийская библиотека Ярослава Мудрого не сохранилась. Вероятно, она заметно пострадала при взятиях Киева во время междоусобиц русских князей в 1169 и 1203 годах, и окончательно была уничтожена во время монгольского нашествия в 1240 году. Тем не менее, её наследием является вся традиция древнерусской книжности и летописания.

Создание библиотеки, скриптория и школы при ней по тем временам, безусловно, было крупным и важным проектом. Грамотных людей на Руси по состоянию на 1030-е годы было ещё очень мало, их работа была весьма дорогой и сложной, переписка книг занимала очень много времени. Писчей бумаги в Европе ещё не было, и пергаментные книги (со страницами из особым образом выделанной кожи) стоили дорого, порою целое состояние (особенно если были богато украшены). Привлечение иностранных учителей и писцов также стоило больших денег. При этом успешные результаты просвещения и развития книжности очевидны уже в конце правления Ярослава I и ещё более сильно проявились в последующий период, так что этот проект Ярослава оказался весьма успешным.

Ярослав Мудрый обучает детей. Худ. Б. Чориков

Первые крупные монастыри на Руси

Начало русского монашества относится ко времени Владимира I, поскольку многие пришедшие крестить Русь греки, несомненно, были монахами. Однако эти монахи составили в итоге клир первых русских епархий и первых храмов, тогда как сведения об отдельных монастырях в эпоху Владимира обрывочны и зачастую имеют легендарный характер. По-настоящему русское монашество начало складываться только во времена Ярослава I и его сыновей, когда на Руси всё чаще начали появляться монахи русского происхождения, а монастыри стали не небольшими заведениями при епархиальных рамах, а самостоятельными организациями (то есть, русское монашество достигло стадии «крупного проекта»). Как отмечают летописи, Ярослав I целенаправленно покровительствовал монахам и основывал новые обители, по-видимому, считая развитие монашества важным условием для распространения дальнейшего распространения христианства и просвещения на Руси.

Древнейший из сохранившихся до наших дней русский монастырь был основан, как считается, около 1030 года, в тот период, когда Ярослав I Мудрый в основном находился в Новгороде в связи с напряжёнными отношениями с князем черниговским Мстиславом Храбрым. Монастырь был посвящён Георгию Победоносцу – святому покровителю Ярослава I (в крещении Георгия, или Гюрги по-древнерусски). Впоследствии за монастырём закрепилось название Юрьев (Юрьевский) по старорусскому произношению имени Георгий (Юрий).

В эпоху Ярослава I монастырь, стоявший на южном выезде из Новгорода (в сторону Киева) был деревянным. Возможно, при нём какое-то время (на период реконструкции Новгородского детинца и Софийского собора) располагалась первая крупная школа на Руси, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде после 1028 года.

Впервые монастырь упоминается в источниках в 1119 году, когда в нём началось каменное строительство (каменный Георгиевский собор был завершён к 1130 г.). Однако к тому времени монастырь уже явно существовал длительное время, и традиция, приписывающая его основание Ярославу Мудрому, видимо, вполне достоверная (других князей-Юриев в Новгороде в XI веке не было).

Первыми бесспорно крупными русскими монастырями, для которых Ярославом I были построены первые каменные монастырские храмы на Руси, были основанные после 1037 года Георгиевские и Ирининский монастыри в Киеве.

Предполагается, что ранее новгородского Юрьева монастыря могли существовали и другие русские монастыри, в том числе, если верить поздним местным преданиям, Спасский Межигорский монастырь близ Вышгорода.[17] Согласно поздней Супрасльской летописи XVI века, монастырь при Успенской Десятинной церкви (первом русском каменном храме, построенном Владимиром I). Также немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что во время киевского пожара 1017 года сгорел «Софийский монастырь» («monasterium Sofhiae»), но слово monasterium в тогдашнем языке могло означать не только монастырь, но и кафедральную церковь. Скандинавские саги приписывают основание монастыря святого Иоанна Крестителя в Полоцке исландскому путешественнику и миссионеру Торвальду Кодранссону, в конце X века (между 986 и 1002 годами). Другими кандидатами на звание древнейшего русского монастыря являются Георгиевский и Ирининский монастыри в Киеве (после 1037), монастырь Бориса и Глеба в Торжке, основанный в 1038 году святым Ефремом Новоторжским, а также основанный после 1054 года Киево-Печерский монастырь под Киевом.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Худ. А. Кившенко, 1880
Древнейший сохранившийся список Русской Правды, XIII век

Русская Правда

В это время, согласно летописным данным, было закончено создание и проведено внедрение первого письменного законодательства в стране — «Русской Правды». Достаточно длинный документ был «дарован» народу Ярославом Мудрым после его первого утверждения в Киеве в 1016 году. Возможно, ещё перед этим письменное законодательство было даровано Новгороду (так называемая Древнейшая правда из 18 статей).

В 1020-е — 1030-е гг. Правда была дополнена законами о «поконе вирном» и «уроке мостникам» — первый регулировал содержание княжеских сборщиков налогов населением, а второй регулировал оплату труда мостников — строителей мостовых, или, по некоторым версиям, строителей мостов (что весьма много говорит о значимости этих сооружений для тогдашних русских городов). Затем в период совместного правления сыновей Ярослава Мудрого число статей в Правде было увеличено с 18 до 41 (так называемая Правда Ярославичей).

Учитывая то, насколько редки в то время были просто грамотные люди, не говоря уже о квалифицированных юристах, а также помня о баснословной цене на пергамент и расходы на донесение, по-видимому, не всегда бесконфликтное, соответствующей информации до всех областей страны, можно не сомневаться, что проект однозначно стал крупным.

Восстановление Киева после катастрофического пожара 1017 года

Первый по летописям катастрофический пожар Киева произошёл в 1017 году, спустя менее чем год после первого вступления Ярослава I на киевский престол. Причиной пожара, по всей видимости, было исключительно жаркое и засушливое лето. [18] Согласно «Повести временных лет», в городе «погорели церкви», а согласно другим летописным данным было уничтожено до 700 церквей. Пожар также был отмечен немецким хронистом Титмаром Мерзебургским, который писал, что в Киеве в это время было 400 церквей и 8 рынков,[19] и что среди сгоревших в пожаре был и деревянный Софийский собор постройки Владимира I. Вероятно, 400-700 храмов в крещёном за 30 лет до этого Киеве являются всё же некоторым преувеличением, однако если считать не только единичные в ту эпоху каменные храмы и немногочисленные деревянные церкви, а ещё и часовни и поклонные кресты, – либо, скажем, ещё и приделы церквей и главы многоглавых храмов, – то при таком подходе цифра в сотни церквей вполне может оказаться близка к реальности (Киев в то время и вправду был очень крупным по европейским меркам городом).

В том же 1017 году произошла осада Киева печенегами, известная по сагам о варягах, которые помогали Ярославу I защищать Киев (а именно, по «Саге об Эймунде»). По-видимому, восстановление Киева совпало со строительством временных укреплений против печенегов: вокруг города был вырыт ров, а на стенах размещены кроны деревьев для защиты от стрел. Возможно, пожар случился уже после или во время осады, и печенеги, приведённые продолжавшим претендовать на киевский престол Святополком I, были как-то связаны с пожаром. В 1018-1019 годах Киев дополнительно пострадал в результате захвата польскими войсками Болеслава I Храброго, ненадолго таки сумевшего усадить своего зятя Святополка I на русский трон.

В рамках ликвидации последствий пожара примерно за год был восстановлен деревянный Софийский собор. Дальнейшее полноценное восстановление города, после окончательного возвращения Ярослава на престол в 1019 году, вероятно, несколько затянулось, так как в 1020-е годы Ярослав значительное время проводил в Новгороде, сначала из-за конфликта с напавшим на Новгород полоцким князем Изяславом Брячиславичем, а затем из-за конфликта с Мстиславом Владимировичем Тмутараканским и Черниговским, нападения которого на Киев опасался Ярослав.

Возможно, к моменту начала строительства окольного города Ярослава в Киеве (после 1036 года, когда умер Мстислав и Ярослав окончательно поселился в своей южной столице) значительная часть Киева оставалась ещё незастроенной после пожара. Это могло упростить реализацию грандиозных строительных проектов Ярослава, таких как новые дерево-земляные стены Киева (Ярославов Вал) и каменный Софийский собор. Строительство целого ряда каменных зданий и храмов при Ярославе I, вероятно, было мотивировано в том числе соображениями обеспечения пожарной безопасности столицы. И обеспечить её, по-видимому, таки удалось: следующие крупные пожары в Киеве зафиксированы летописями только спустя столетие (в 1105 и в 1124 годах).

Вид Черниговского детинца по состоянию на XVI-XVII века (современная реконструкция)

Город Мстислава в Чернигове и расширение Черниговского детинца

После того, как в 1024 году князь Мстислав Владимирович Храбрый Тмутараканский, брат Ярослава I Мудрого, захватил Чернигов, он начал там масштабное строительство новых укреплений и княжеской резиденции. В 1026 году Ярослав и Мстислав примирились, Мстислав стал формальным младшим соправителем при Ярославе I, и с этого времени не только Чернигов (третий по значению город Руси после Киева и Новгорода), но и всё Правобережье Днепра были признаны владениями Мстислава. Строительство продолжалось вплоть до смерти Мстислава Владимировича в 1036 году, а некоторые проекты достраивались и впоследствии.

В ходе реконструкции Чернигова были выполнены следующие крупные стройки:

  • Расширение детинца Чернигова. Вместо полной перепланировки Черниговского детинца Мстислав предпочёл просто расширить его территорию, сравняв с землёй старые укрепления с напольной стороны города и построив новую линию валов и рвов.[20] В расширенном детинце были размещены княжеский двор, усадьбы знати и новый Преображенский собор. Он был окружён земляным валом с деревянной стеной и рвом, имел три въезда: Водные, Киевские и Погорелые ворота. Общая площадь Черниговского детинца достигла при Мстиславе 10-11 га, что было немногим менее, чем площадь Киевского детинца (Города Владимира в Киеве, 12 га).
  • Княжеский двор в Чернигове (предположительно, с новым или реконструированным каменным дворцом). Ранее, в X веке, в Чернигове уже правили князья-наместники из дома Рюриковичей – родственники Игоря I Рюриковича и Святослава I Игоревича, – однако при Святославе род первой черниговской династии пресёкся, и потому Мстиславу пришлось заново восстанавливать княжеский дворец в Черниговском детинце. Предположительное, именно при Черниговском княжеском дворе во времена Мстислава Храброго начал своё творчество первый известный русский певец и сказитель Боян Вещий.
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове – первый в городе каменный храм, вероятно, с самого начала бывший кафедральным собором Черниговской епархии (построен на месте более раннего деревянного храма). Строительство собора, начатое в 1030 году, было приостановлено после смерти князя Мстислава Храброго в 1036 году (мастеров перевели на строительство Города Ярослава в Киеве), так что в итоге храм был достроен ближе к середине XI века. В XII веке рядом с кафедральным Спасским собором существовал также каменный дворец черниговских епископов, однако точная дата его постройки неизвестна (возможно, его возвели уже при Мстиславе Храбром).[21]
  • Окольный город Чернигова (Город Мстислава). Обширный Черниговский посад, ранее (в X веке) неукреплённый или слабо укреплённый, примыкал к детинцу с севера и запада. Одновременно с реконструкцией соседней с посадом стены детинца вокруг были возведены валы с деревянными стенами – таким образом посад превратился в окольный город. Позднее, в XII веке детиниц был расширен до 16 га, а окольный город до 40 га.

Единственный сын Мстислава Владимировича, князь Евстафий Тмутараканский, умер раньше отца (возможно, в результате ранения в ходе одного из русских походов на Кавказ). В результате, в 1036 году Ярослав Мудрый объединил Киев и Чернигов в своих руках, а незадолго до своей смерти в 1054 году передал Черниговскую землю в управление своему сыну Святославу (будущему Святославу II Киевскому), потомки которого (Святославичи) в будущем стали правящей династией Черниговского и других княжеств, выделившихся из Черниговской земли.

Укрепления древнего Чернигова несколько раз реконструировались и просуществовали вплоть до монгольского нашествия в 1239 году. После нашествия они были восстановлены лишь частично, масштабное обновление произошло только при литовском князе Витовте в конце XIV века.

Освоение Поросья и укрепление границы по реке Рось

См. Поросская оборонительная линия и Повторное заселение и освоение Поросья.

Окольный город Киева

См. Город Ярослава в Киеве.

Новгородский детинец

Cтарший сын Ярослава Мудрого, князь Владимир Ярославич Новгородский (Владимир Молодой) провёл в 1030-е – 1050-е годы коренную реконструкцию центра Новгорода в рамках которой были выполнены по меньшей мере два крупных проекта:

Укрепления окружавшего Детинец окольного города, который в Новгороде называли Острогом, по-видимому, были незначительны и представляли собой обычный деревянный частокол (возможно, со рвом). Из-за того, границы новгородского посада постоянно менялись и росли, а также из-за того, что внешняя угроза Новгороду была незначительна (изредка он страдал лишь от княжеских междоусобиц), до конца XIV века постоянных валов и стен вокруг посада не сложилось.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Если продолжать, то «Четвёртым Римом» в конце XII века стал Владимир-на-Клязьме, в котором была воспроизведена «сакральная география» Киева, а Москва стала в XV веке лишь «пятым Римом»; впрочем, «второй Рим» – Константинополь – пал лишь в 1453 году, когда Киев и Владимир давно уже утратили столичный статус, и с этой точки зрения претензии Москвы на роль «третьего Рима» оправданы.
  3. Вероятно, автор знал, о чём говорил, так как в Киеве несколько раньше побывали французские послы, просватавшие дочь Ярослава Мудрого Анну за французского короля Генриха I.
  4. Повесть временных лет, 988 год: «Владимир же взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь святого Иоанна Предтечи в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, когда крали землю из насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он с собой и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные».