Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введённые в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.
Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Космонавтика и ракетная техника
Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1
После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего были потрачены значительное время и средства сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в мире немецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1.
Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.
Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2
Обладающая более чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалась почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т. д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты должны были быть заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.
Крупнейшие корабли и суда
В это время отечественный военно-морской флот пополнился первыми с царских времён океанскими кораблями, которыми стали лёгкие крейсера новых проектов.
Крейсера (лёгкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)
Разработка проекта новых лёгких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времён.
Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по изменённому проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:
- «Чапаев» — заложен 8 октября 1939 г., спущен на воду 28 апреля 1941 г., введён в строй 16 мая 1950 г.
- «Валерий Чкалов» (после 1958 г. «Комсомолец») — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 25 октября 1947 г., введён в строй 19 ноября 1950 г.
- «Железняков» — заложен 31 октября 1939 г., спущен на воду 25 июня 1941 г., введён в строй 19 апреля 1950 г.
- «Фрунзе» — заложен 29 августа 1939 г., спущен на воду 30 декабря 1940 г., введён в строй 19 декабря 1950 г.
- «Куйбышев» — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 31 января 1940 г., введён в строй 20 апреля 1950 г.
Крейсера проекта 68-бис
Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:
- «Свердлов» — заложен 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, введён в строй 15 мая 1952 года.
- «Дзержинский» — заложен 21 декабря 1948 года, спущен на воду 31 августа 1950 года, введён в строй 18 августа 1952 года, в 1957—1958 г. переоборудован в ракетный крейсер по проекту 70-Э.
- «Орджоникидзе» — заложен 19 октября 1949 года, спущен на воду 17 сентября 1950 года, введён в строй 18 августа 1952 года.
- «Жданов» — заложен 11 февраля 1950 г., спущен на воду 27 декабря 1950 года, введён в строй 25 января 1953. В 1965—1971 гг. переоборудован в крейсер управления по проекту 68У.
- «Александр Невский» — заложен 30 мая 1950 года, спущен на воду 7 июня 1951 года, введён в строй 31 декабря 1952 года.
Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.
Боеприпасы и средства поражения
РДС-1 — советская ядерная бомба
Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 т. и мощностью 22 килотонны (то есть 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.
Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при её создании, очевидно, пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]
Позднее в этот же период были созданы несколько более совершенных конструкций, а уже летом 1953 года испытана первая в мире реально транспортабельная и первая советская термоядерная бомба.
Железные дороги
Линия Иркутск — Слюдянка Восточно-Сибирской ж.д.
Двухпутная электрифицированная дорога длиной 122 км, ставшая частью основного хода Транссибирской магистрали, была введена в строй в 1949 году. Линия, проходящая большей частью в условиях гористой местности, строилась как наиболее опасному участку Кругобайкальсой железной дороги, проходящему вдоль западного берегу озера Байкал. Этот участок не только характеризовался периодическими камнепадами, но и был уязвим к возможным бомбовым ударам. Непосредственным же поводом к началу строительства, по-видимому, послужили планы создания Иркутской ГЭС, водохранилище которой впоследствии затопило часть железнодорожных путей вдоль Ангары от Иркутска до Байкала.
Магистраль Печора — Воркута Печорской ж.д.
Линия длиной 460 км, построенная в условиях Крайнего Севера, обеспечивала доступ к месторождениям северо-востока европейской части страны. Регулярное движение на линии открыто в 1950 году. Линия была продолжением введённой в строй во время войны магистрали Верхняя Синега — Котлас Узловой — Печора.
Линия Известковая — Чегдомын Дальневосточной ж.д.
Линия длиной 374 км, которую принято считать частью проекта достроенной гораздо позднее Байкало-Амурской магистрали (БАМ), была открыта в 1951 году для связи с шахтами Чегдомына и дальнейшего строительства БАМа.[2]
Линия Чарджоу — Ургенч Ашхабадской железной дороги
Линия длиной 400 км, являвшаяся первой очередью линии Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги, строилась с 25 августа 1947 года и была введена в строй в 1952 году (по другим данным в марте 1954 года)[3].
Линия Новокузнецк — Барнаул
Линия длиной 204 км, пересекающая по горной местности хребет Кузнецкий Алатау была введена в строй в 1952 году.
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
После войны в активно развивавшемся и ранее Московском метрополитене началось строительство его очередной, четвёртой, очереди. До конца этого периода с небольшим промежутком были введены в строй два общей длиной 13,36 км с десятью новыми станциями глубокого заложения:
- Парк Культуры им. Горького — Курская Кольцевой линии — первый участок новой линии с шестью станциями принял пассажиров 1 января 1950 года;
- Курская — Белорусская Кольцевой линии — участок с четырьмя новыми станциями был открыт 30 января 1952 года.
Шикарно оформленные станции этого периода неизменно привлекают внимание посещающих город туристов. Интересно, что в строительстве Московского метрополитена в это время косвенно принял участие давно почивший академик М. Ю. Ломоносов. Произошло это потому, что выполнявший в это время мозаики для московского метро художник П. Д. Корин затребовал и получил для их изготовления последние запасы смальты (специального цветного стекла), которое было изготовлено ещё в XVIII веке под руководством известного учёного. Требования Корина при этом объяснялись просто: к тому моменту за прошедшие двести лет технология изготовления качественной смальты, впервые со времён падения Византии возрождённая Ломоносовым, была снова частично утрачена и, в результате, современные аналоги имели значительно худшее качество в плане удобства откалывания нужных для мозаики кусков.
Полностью объекты четвёртой очереди и, в частности, Кольцевая линия были достроены позднее.
Крупнейшие порты
Нефтяная гавань Махачкалы
В это время построенный ещё при Александре II порт Махачкалы на Каспийском море был существенно расширен за счёт ввода в строй в 1952 году новой искусственной гавани, получившей название Нефтяная.[4]
Гидроэнергетика
Цимлянская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Дон мощностью 204 МВт являлась, по сути, частью проекта и одной из ступеней Волго-Донского судоходного канала. Электростанция строилась с 1949 года и была введена в эксплуатацию в июле 1952 года.
Также водохранилище электростанции используется для орошения засушливых земель Приазовья.
Нива ГЭС-3
Нижняя ступень каскада ГЭС на реке Нива в Мурманской области строилась позднее других и стала единственной среди них крупной гидроэлектростанцией мощностью 155,5 МВт. Особенностью станции является то, что её машинный зал расположен в недрах скалы на глубине 74 метра. ГЭС строилась с 1937 года, её первый агрегат был запущен 21 декабря 1949 года, фактически строительство было завершено в 1950 году, а полностью ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию 6 июля 1951 года.[5]
Верхнесвирская ГЭС
Строившаяся с 1938 года гидроэлектростанция мощностью 160 МВт на реке Свирь в Ленинградской области к началу войны не была достроена и впоследствии оказалась на временно оккупированной территории. Строительство было возобновлено в 1947 году, все четыре гидроагрегата станции были введены в строй в 1951…1952 гг. и в 1952 году станция была принята в промышленную эксплуатацию.[6]
Рыбинская ГЭС — фактический ввод в строй
В это время на Рыбинской ГЭС в 1947 году достигнут проектный уровень воды в водохранилище и в дополнение к трём гидроагрегатам, построенным ранее, в 1948…1950 гг были введены в строй оставшиеся три гидроагрегата, в результате чего электростанция практически вошла в строй. Однако, в постоянную эксплуатацию ГЭС была введена уже позднее.[7]
Фактически строительство гидроэлектростанции также являлось проектом по улучшению Мариинской водной системы, в состав которой вошло не наполненное ещё полностью в это время Рыбинское водохранилище, образованное этой гидроэлектростанцией.
Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина — восстановление
Крупнейшая на тот момент гидроэлектростанция страны мощностью 560 МВт построенная в 1939 году, во время Великой Отечественной войны вначале была частично разрушена отступавшей Красной Армией, затем восстановлена немцами, а вскоре снова разрушена ими. Несмотря на то, что глобальных разрушений плотины благодаря героизму разведчиков удалось избежать, её оборудование было практически полностью уничтожено.
Восстановление ГЭС началось в 1944 году с её разминирования. Новые гидроагрегаты повышенной мощности для неё были изготовлены в США в 1946 году и вводились в эксплуатацию с марта 1947 года по май 1950 года. После окончания восстановления мощность ГЭС составила 650 МВт. Позднее была построена вторая очередь этой ГЭС.
Фархадская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью в то время, по-видимому, 120 МВт (с 1959 года — 126 МВт) строилась с 1942 года на реке Сырдарья в Узбекской ССР на территории специально выменянной в связи с этим строительством у Таджикской ССР. Запущена станция была 18 февраля 1948 года, а полностью строительство было завершено в 1949 году.
Светогорская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 100 МВт на реке Вуокса в Ленинградской области, также известная, в то время как ГЭС-11 и Энсо ГЭС. Станция изначально строилась с 1930-х финскими инженерами на основе перестройки ранее существовавшей на этом месте небольшой Энсо ГЭС, при этом она до 1940 года находилась на территории Финляндии. После присоединения Карельского перешейка к СССР работы продолжились по скорректированному проекту. Во время финской оккупации во время войны достройка также продолжалась. Первый гидроагрегат ГЭС был запущен 19 июня 1945 года, а последний из четырёх гидроагрегатов был запущен в ноябре 1947 года. В 1949 году станция была переименована в Светогорскую ГЭС и 5 августа 1949 года объединена с построенной финнами ранее Лесогорской ГЭС в Каскад № 1 Ленэнерго.[8]
Позднее в 2009—2012 гг. электростанция была модернизирована с увеличением мощности до 122 МВт.
Храм ГЭС-1 им. С. Орджоникидзе
Гидроэлектростанция на юге Грузинской ССР мощностью 112,8 МВт дала первый ток в 1947 году и была полностью введена в строй в 1949 году. Известна в русскоязычной литературе также под грузинским названием Храми ГЭС-1.[9]
Усть-Каменногорская ГЭС — первый гидроагрегат
На строившейся с 1939 года с перерывом на войну гидроэлектростанции на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области в декабре 1952 года был введён в строй первый гидроагрегат установленной мощностью 82,8 МВт. Строительство электростанции продолжалось и позднее.
Тепловая энергетика
Кузнецкая ТЭЦ
Электростанция, находившаяся до 1954 года в составе Кузнецкого алюминиевого завода, была введена в строй в 1944 году — в рамках первой очереди на ней работал один котлоагрегат и один турбогенератор мощностью 24 МВт. Однако размера крупного проекта угольная ТЭЦ достигла именно в это время, поскольку до 1952 (по другим данным 1954 года были введены в строй ещё три очереди оборудования с 16 котлоагрегатами и 11 турбогенераторами общей мощностью 241 МВт.[10][11]
Восстановление ГРЭС-8 Ленэнерго (начало работ)
Серьёзно пострадавшую во время войны[12] очень крупную торфяную Дубровскую ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровскую ТЭЦ-8) стали восстанавливать с июня 1944 года. Первые котёл и турбина были запущены в 1946 году, но полностью реконструкция станции, превзошедшей, в итоге, довоенную мощность, была завершена позднее.[13][14]
Новосибирская ТЭЦ-3
Строившаяся с 1939 и введённая в строй в сентябре 1942 года ТЭЦ достигла размеров крупного проекта именно в этот период, когда в 19448 году её мощность достигла 100 МВт. К 1953 году мощность теплоэлектроцентрали составила 181,5 МВт. ТЭЦ расширялась и позднее.[15]
Фрунзенская ТЭЦ (ТЭЦ-12 Мосэнерго)
Изначально первый 25-мегаваттный энергоблок ТЭЦ, расположенной неподалёку от Киевского вокзала г. Москвы, был введён в строй за несколько дней до начала Великой Отечественной войны 14 июня 1941 года. Однако с началом войны работа станции была прекращена, а в её помещениях были организованы мастерские. Из доступных источников известно, что ТЭЦ достигла мощности 110 МВт после реконструкции в первые послевоенные годы, а ещё через пять лет её мощность была увеличена вдвое до 220 МВт. При этом по крайней мере первый этап её послевоенного развития относится к этому периоду.
ТЭЦ-12 модернизировалась и позднее.
Южно-Кузбасская ГРЭС — первые очереди
Планировавшуюся ещё с 1939 года ГРЭС стали строить с 1949 года и в 1951-1952 годах в её составе были введены в строй три турбогенератора по 50 МВт каждый общей мощностью 150 МВт, а в течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора мощностью 50 МВт каждый и один турбогенератор мощностью 100 МВт.[16]
Строительство электростанции интенсивно продолжалось и позднее.
Металлургия
Развитие Ашинского металлургического завода
В это время построенный ещё при Николае II Ашинский металлургический завод начал активно развиваться. В 1948 году на заводе был запущен литейный цех, а в 1952 году — листопрокатный цех № 1, который первоначально был оборудован двумя методическими нагревательными печами, рабочей клетью «2850» и вспомогательныме оборудованием участка листоотделки. В цеху стал производиться лист рядовой углеродистой стали толщиной 10-30 мм, а производительность стана составила 260 тыс. тонн в год.[17][18]
Завод продолжал активно развиваться и позднее.
Машиностроение
Завод № 402 (ныне Производственное объединение «Севмаш»), г. Молотовск (ныне Северодвинск) Архангельской области — завершение строительства первой очереди
Крупный судостроительный завод, фактически введённый в строй ещё до войны был официально сдан в объёме первой очереди только в начале 1950-х[19], по-видимому, в это время.
Позднее завод был значительно расширен.
Химическая промышленность
Комбинат «Маяк», закрытый г. Озёрск Челябинской обл.
Первый в стране комбинат по наработке и производству оружейного плутония в не упоминавшемся в открытой печати г. Озёрске (он же в открытой переписке Челябинск-40 и Челябинск-65). Основное сооружение комбината — первый в Европе атомный реактор с охлаждением «А-1» строился с августа 1946 года и был запущен 18 июня 1948 года[20].
Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа
Стадион имени С. М. Кирова
Крупнейший на тот момент в СССР и Европе стадион строился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) с 1932 года с перерывом на Великую Отечественную войну. Введён в строй 30 июля 1950 года. Вместимость многофункционального стадиона изначально составляла 100 тыс. зрителей, а с временными деревянными трибунами в 1959 году достигала 110 тыс. зрителей. Технической точки зрения стадион представлял собой крупный амфитеатр без особых архитектурных изысков с бетонными трибунами на поверхности кольцевого земляного вала, под которым были устроены технологические выезды на его арену. Также в рамках проекта была облагорожена и вся прилегающая территория западной части Крестовского острова, что, наряду с огромными размерами стадиона и затянутостью строительства, неизбежно сказавшейся на стоимости, и позволяет отнести проект к крупным.
К Олимпиаде 1980 года стадион был реконструирован с уменьшением количества зрителей до 72 тыс., с установкой сидений и искусственного освещения.
Стадион, признанный одно время объектом культурного наследия, тем не менее был снесён в 2006 году в связи с полным моральным устареванием — приспособить его к новым требованиям безопасности без коренной перестройки, по всей видимости, не представлялось возможным. После этого на том же мести началось строительство нового стадиона.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Жилой дом на Котельнической набережной, г. Москва
Сталинская жилая высотка, строившаяся с перерывом на войну в 1938…1940 и 1948…1952 гг. стала самым высоким в то время зданием в Европе, превзойдя на 15 метров достроенный ещё в 1890-м году Ульмский собор в Германии. Здание имеет в центральной части 32 этажа, 6 из которых — технические и достигает высоты 176 м.
Также здание являлось самым высоким отдельно стоящим сооружением в России, превзойдя Шуховскую башню, и, до 1964 года, самым высоким жилым зданием в мире. Большая часть его рекордов, из тех, которые не относились именно к жилым зданиям, была побита уже в 1953 году с вводом в строй Главного здания МГУ.
Административно-жилое здание на площади Красных ворот
Уникальный небоскрёб — одна из семи сталинских высоток Москвы — строился с 1947 по 1952 годы. Здание не имеет аналогов мире по технологии возведения — из-за ограничения по срокам строительства метрополитена одновременно со зданием, небоскрёб пришлось строить в наклонном положении(!) на замороженном грунте в расчёте на то, что впоследствии оно выровняется при осадке. В целом план удался — хотя здание стоит всё же не идеально ровно, но в пределах допустимых отклонений. Высота здания со шпилем составляет 138 метров.
Здание Министерства иностранных дел СССР, г. Москва
Здание строилось с 1948 по 1953 год, однако было практически завершено уже в 1951 году, что и отмечено в декоре его фасада. Изначально здание не имело шпиля, однако он был добавлен по личному распоряжению Сталина. Высота здания составляет 172 метра, общая площадь 65 тыс. кв. м. Также здание характеризуется довольно таки богатой внутренней отделкой.
Гидротехническое строительство
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина
Канал через высокую гряду, разделяющую Дон и Волгу в районе Сталинграда (ныне Волгограда) строился с февраля 1948 года. Из-за очень пересечённой по меркам строительства каналов местности проект получился очень дорогим — на строительстве, несмотря на применение механизации, были задействованы сотни тысяч рабочих. Движение судов по каналу началось 1 июня 1952 года, а несколько позже — 27 июля 1952 года — каналу было присвоено имя В. И. Ленина.
Частью проекта являлось также строительство крупной Цимлянской ГЭС.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|