Адмиралтейские верфи
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (официальное сокращённое название АО «Адмиралтейские верфи») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 5 ноября 1704 года как «Адмиралтейский дом», позднее в его состав вошло ещё несколько крупных и важных предприятий Санкт-Петербурга. Является одним из старейших и, вероятно, самым заслуженным по количеству построенных кораблей, в том числе знаменитых, отечественным предприятием.
История наименований предприятия:
- 5 ноября 1704 года — предприятие заложено как Адмиралтейский дом в только начавшем строиться Санкт-Петербурге.
- Не позднее 12 января 1705 года — предприятие начало производственную деятельность как Санкт-Петербургское адмиралтейство.
- 1712 год — на современной территории предприятия был организован Галерный двор — судостроительное предприятие по производству малых парусно-гребных судов.
- 1721 год — Галерный двор получил новое название Галерная верфь.
- 1724 год — организована Верфь на Галерном островке («Галерный островок») в устье Фонтанки.
- 1740 год — часть судоремонтных мощностей Галерной верфи перенесена во вновь построенную Галерную гавань (Галерный порт) на Васильевском острове, там же в ограниченных объёмах велись и судостроительные работы.
- 1789 год — мастер Адмиралтейства Франц (Френсис) Морган построил на Матисовом острове частную литейно-инструментальную мастерскую (впоследствии Завод Берда).
- 1792 год — на базе мастерской Морганом создано товарищество с Карлом (Чарльзом) Бердом, преобразовавшее мастерскую в Завод Моргана.
- 1796 год — в связи со смертью старшего компаньона, завод Моргана фактически целиком перешёл к его зятю с 1794 года Берду и было по факту переименовано в Завод Берда и существенно расширено.
- 1800 год — в связи с упразднением галерного флота прекратили деятельность верфи в Галерной гавани и на Галерном островке, на месте Галерной верфи создано Новое Адмиралтейство, а Санкт-Петербургское адмиралтейство переименовано в Главное Адмиралтейство.
- 1830 год — начата работа верфи «Новая Голландия» а базе расположенных на соответствующем острове адмиралтейских складов леса.
- 1830 год — прекращена производственная деятельность верфи «Новая Голландия».
- 1844 год — прекращена производственная деятельность в Главном Адмиралтействе, оборудование передано в Новое Адмиралтейство.
- 1858 год — в состав Нового Адмиралтейства введена верфь на Галерном островке, где предполагалось строить металлические суда силами частных подрядчиков.
- 1881 год — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). Одновременно общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.
- 1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну.
- 1 января 1908 года — верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены в Адмиралтейский судостроительный завод, часть территории Нового Адмиратейства пр этом отошла Санкт-Петербургскому порту.
- 1911—1918 гг. — Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода.
- 1918—1921 гг. — предприятие самостоятельно и не очень успешно перебивается случайными заказами как Адмиралтейский судостроительный завод.
- 28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
- 1922 год — Франко-Русский завод переименован в «Судостроительный и механический завод Карла Либкнехта».
- 7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
- 13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
- 1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
- 13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
- 1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
- 21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
- 1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
- 1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
- 30 марта 1992 года — объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
- 2001 год — предприятие преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Адмиралтейские верфи».
- 11 ноября 2008 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Адмиралтейские верфи».
- 4 декабря 2015 года — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Адмиралтейские верфи»[3].
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
Исторически завод связан с предприятием Балтийский завод, напротив которого за рекой находится его современная территория, вследствие чего их дважды объединяли, но отсутствие прямого проезда всегда препятствовало эффективному слиянию этих предприятий.
В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве прежде всего неатомных подводных лодок, а также среднего размера танкерах и специальных судах. Выпускаются также маломерные суда — алюминиевые лодки под брендом «Мастер».
История предприятия
Русское Царство
5 ноября 1704 года — предприятие основано (заложено) в Санкт-Петербурге как Адмиралтейский дом.[4]
12 января 1705 года — первое свидетельство о том, что ещё недостроенное предприятие приступило к судостроительной деятельности[5] как Санкт-Петербургское адмиралтейство.
15 ноября 1705 года — в целом завершено строительство системы земляных укреплений адмиралтейства, которые были вооружены 108 пушками. «При С.-Петербурге на Адмиралтейском дворе милостию Божией всё хранимо и кроме двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные и шпиц, и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены» (из доклада И. Я. Яковлева).[6]
29 апреля 1706 года — спущен на воду сошел первый для предприятия 18-пушечный[7] прам[1] «Arcanne», построенный под руководством мастера Выбе Геренса.[8]
май 1706 года — введены в строй яхты «Екатерина» и «Любовь».[9]
1709—1712 годы — на предприятии построен первый отечественный линейный[2] корабль с нормальной осадкой, он же первый крупный корабль, построенный в Санкт-Петербурге — 54-пушечный корабль «Полтава». Ввиду невозможности мелководности устья Невы корабль был переведён через него на камелях (понтонах) и специальных лодках с заострённы носом без парусного и артиллерийского вооружения и дооснащён уже в Кроншлоте (с 1723 года Кронштадт).
1710(?) год — завершена первая перестройка комплекса зданий адмиралтейства, изначально построенного в виде времянок, что ознаменовало фактическое завершение строительства предприятия, в том числе был возведён шпиль с корабликом — символом Санкт-Петербурга.
1711—1714 годы — на предприятии построены три 60-пушечных линейных корабля типа «Святая Екатерина».
1712 год — на берегу реки Мойки создан Галерный двор, предназначенный для строительства малых парусно гребных судов — скампавей, полугалер и галер, чем ознаменовалось начало судостроения на современных производственных площадках предприятия. В том же году на Скампавейном дворе началось (и, по-видимому, тогда же и завершилось) строительство 50 скампавей. Поскольку скампавеи, галеры и полугалеры не имели между собой чётких различий, то к 1720 году все суда подобного рода стали называть только галерами.
1712—1717 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 68-пушечный линейный корабль «Ревель».
1712—1715 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе при непосредственном участии Императора Петра I построены два 64-пушечных линейных корабля типа «Ингерманланд», ставшие в дальнейшем прототипами крупнейшей серии отечественных линкоров. Сам «Ингерманланд» стал первым отечественным линейным кораблём, полностью отвечавшим мировому уровню кораблестроения для глубокосидящих судов, поскольку имел заметно более высокую скорость. Он стал флагманом Балтийского флота в Северной войне и, позднее, одним из первых музейных кораблей.
1713 год — на Скампавейном дворе началось (и, по-видимому, тогда же и завершилось) строительство ещё 64 скампавей.
1713—1714 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 32-пушечный фрегат «Святой Илья».
1714—1717 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 70-пушечный линейный корабль «Святой Александр».
1714—1718 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 90-пушечный линейный корабль «Лесное» — первый отечественный корабль по 1 ранга по принятой тогда в ведущих флотах мира классификации.
1715—1718 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 70-пушечный линейный корабль «Нептунус».
1715—1719 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 90-пушечный линейный корабль «Гангут».
конец 1715 года — Санкт-Петербургское адмиралтейство вышло на полную производственную мощность, производя одновременно строительство десяти 60…90-пушечных линейных кораблей.
1716—1720 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построены 90-пушечный линейный корабль «Фридрихштадт» и два 66-пушечных линейных корабля типа «Исаак-Виктория».
1716—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построены заложенные почти одновременно первые для отечественного Балтийского флота четыре 80-пушечных линейных корабля, два из которых были однотипными (типа «Норд-Адлер»), а два — строились по индивидуальным проектам.
1718—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина».
1718—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 66-пушечный линейный корабль «Нарва».
1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 64(66)-пушечный линейный корабль «Дербент».
1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 66-пушечный линейный корабль «Пантелеймон-Виктория», на котором впервые в отечественном кораблестроении была применена система диагональных связей для обеспечения продольной прочности.
1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья».
Февраль 1720 — март 1721 годов — на предприятии (по-видимому, на Галерном дворе) построена модель «потаённого судна» (первой построенной отечественной подводной лодки) Ефима Никонова. Именно эта «модель» и стала самой первой отечественной подводной лодкой, дважды успешно погрузившись в Неве у Галерного двора (ныне часть предприятия Адмиралтейские верфи) с изобретателем на борту летом 1721 года. Ныне обычно называется просто «Потаённое судно», поскольку построенная позднее более крупная подводная лодка не была доведена до рабочего состояния.
1721 год — Галерный двор стал называться Галерная верфь.
24 сентября 1721 года — в Санкт-Петербургском адмиралтействе заложен достроенный позднее 54-пушечный линейный корабль «Санкт-Михаил».
Российская Империя
1721—1724 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 64(66)-пушечный линейный корабль «Дербент»
1721—1724 годы — на предприятии построены три 32-пушечных фрегата типа «Крейсер».
1721—1725 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 66-пушечный линейный корабль «Нарва».
1721—1727 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья».
1721—1729 годы — строится серия из четырёх 54-пушечных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил», головной корабль которой был заложен несколько ранее 24 сентября 1724 года.
1723—1727 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» — один из крупнейших и сильнейших в мире в то время кораблей.
1724—1728 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Россия».
1724—1736 годы — на предприятии построены пять 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II», включая головной корабль проекта. Ещё 14 аналогичных кораблей были построены в 1734—1768 годах в Архангельском адмиралтействе.
1729—1732 годы — на предприятии построен 46-пушечный фрегат «Вахмейстер».
1731—1733 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Митау».
1731—1749 годы — предприятием строятся десять 66-пушечных кораблей типа «Слава России» — наиболее массового в то время в Российском Императорском флоте типа линейного корабля. Выпускавшиеся также в Архангельском адмиралтействе линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов, причём Санкт-Петербургское адмиралтейство позднее после 13-летнего перерыва построило ещё одну серию таких кораблей.
1732—1737 годы — на предприятии построен 110-пушечный корабль «Императрица Анна», один из крупнейших в мире в то время.
1741—1770 годы — на предприятии построены девять из десяти 80-пушечных линейных кораблей типа «Святой Павел», включая головной корабль проекта. Ещё один аналогичный корабль был построен в 1753—1755 годах на Кронштадтской верфи (в только что открытом Петровском доке), вероятно не без участия Санкт-Петербургского адмиралтейства.
1745—1748 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Захарий и Елисавет».
1756—1758 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский».
1762—1779 годы — предприятием строятся вторая для него серия из восьми 66-пушечных кораблей типа «Слава России», ставших к этому времени из основной ударной силы флота относительно лёгкими линейными кораблями. Выпускавшиеся также Архангельским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов. Следует отметить, что последний корабль серии — «Спиридон», спущенный на воду 24 июня 1779 года простоял практически готовым на стапеле перед спуском около двух лет, поэтому основные строительные работы по серии были завершены ещё в 1777 году.
1763—1764 годы — на предприятии построен 34-пушечный фрегат «Надежда Благополучия».
1769—1772 годы — одновременно строятся два 74-пушечных линейных корабля типа «Исидор».
1770—1785 годы — на предприятии строится серия из четырёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Царь Константин», ещё один корабль этого проекта по несколько противоречивым данным литературы был построен в это время в Архангельском адмиралтействе.
9 октября 1770 года — на предприятии заложен 66-пушечный корабль «Давид Солунский», однако впоследствии из-за выявленной ветхости стапеля он был разобран и перезаложен в 1773 году.
1772—1773 годы — адмиралтейством построен 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»
1773—1779 годы — на предприятии перезаложен ранее разобранный на стапеле и достроен 66-пушечный корабль «Давид Солунский».
1782—1798(1790) годы — на предприятии строится серия из девяти 100-пушечных линейных кораблей типа «Чесма», предпоследний корабль которой — «Евсевий» — был спущен на воду в 1790 году, а последний, строившийся в 1790—1798 годах, не был достроен, поскольку его пришлось разобрать на стапеле из-за ветхости.
13 мая 1783 года — на территории складов предприятия случился крупный пожар, в результате чего Императрицей Екатериной II было принято решение о переносе предприятия в Кронштадт. Однако последующая проработка вопроса и смета в огромные по тем временам 9 млн рублей привели к тому, что дело ограничилось реконструкцией адмиралтейства.
1788—1795 годы — адмиралтейством построен 74-пушечный линейный корабль «Елисавета».
1789 год — мастер Адмиралтейства Франц (Френсис) Морган построил на Матисовом острове частную литейно-инструментальную мастерскую (впоследствии Завод Берда, ныне часть Адмиралтейских верфей).
1792 год — на базе мастерской Морганом создано товарищество с Карлом (Чарльзом) Бердом, преобразовавшее мастерскую в Завод Моргана.
июнь 1794 года — Берд женился на дочери и единственной наследнице Ф. Моргана Софии, что в дальнейшем оказало существенное влияние на судьбу их завода.
1795—1798 годы — адмиралтейством был заложен, строился, но затем был разобран на стапеле 74-пушечный линейный корабль без названия, поскольку в то время имена присваивались кораблям, как правило, не при закладке, а при вступлении в строй.
1796 год — в связи со смертью Ф. Моргана Ч. Берд становится фактически единоличным владельцем их завода, соответственно ставшего Заводом Берда. По некоторым данным в этом же году завод был существенно расширен — основное производство переместилось в четыре каменных корпуса, была устроена верфь.[10]
1799—1800 годы — на предприятии одновременно строятся 130-пушечный корабль «Благодать», 74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны» и 72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»[5] заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.
1800—1802 годы — на предприятии[6] по индивидуальным проектам построены заложенные в один день 100-пушечный линейный корабль «Гавриил», 80-пушечный линейный корабль «Рафаил» и 80-пушечный линейный корабль «Уриил».
1800—1803 годы — в Новом адмиралтействе построен 74-пушечный линейный корабль «Селафаил» — головной в серии из 23-х кораблей этого типа, все серийные линкоры которой строились уже Архангельским адмиралтейством.
1800—1805 годы — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Малый» — первый в серии из шести учебных фрегатов этого типа, строившихся в Главном и Охтенском адмиралтействах Санкт-Петербурга вплоть до середины 1830-х годов.
1802—1805 годы — в Главном адмиралтействе[7] построены 66-пушечный линейный корабль «Скорый», на счёт ранга которого, указанного в источниках, впрочем, имеются сомнения, так как он был заметно крупнее прочих 66-пушечников, а также заложенный в тот же день и спущенный месяцем раньше 74-пушечный линейный корабль «Твёрдый», который до 1803 года строившийся как 90-пушечный.
1805—1808 годы — в Главном адмиралтействе построен 120-пушечный линейный корабль «Храбрый».
1806—1807 годы — в Главном адмиралтействе построен 44-пушечный фрегат «Амфитрида» — головной в серии из семи фрегатов, строившихся также в Архангельском адмиралтействе и Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге.
1806—1823 годы — здание Главного Адмиралтейства, не гармонировавшее с величественным Зимним дворцом почти полностью перестроено, лишившись своих укреплений и приняв практически современный вид.
?—1808 годы — в Новом адмиралтействе построен 88-пушечный линейный корабль «Смелый», а также неизвестно точно в каком адмиралтействе построен 48-пушечный фрегат «Венера», уже в 1810 году переделанный в двухдечный 56-пушечный фрегат. Оба корабля были спущены на воду 15 июля 1808 года.
1808—1809 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Свеаборг».
15 января 1809—1811 годы — строятся заложенные одновременно первые два 74-пушечных линейных корабля типа «Трёх Святителей», один из которых строился в Главном, а другой — в Новом адмиралтействах, а также заложенные в тот же день два 74-пушечных линейных кораблей типа «Память Евстафия». Судя по местам работы судостроителей, эти корабли строились аналогично: один в Главном и один — в Новом адмиралтействах.
1810 год — Завод Берда получает престижный статус «поставщика Его Императорского Величества».
1811 год — в Главном адмиралтействе построены ещё два 44-пушечных фрегата типа «Амфитрида».
1811—1814 годы — строится вторая серия из четырёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Трёх Святителей», один из которых был построен в Главном адмиралтействе, а три — в Новом адмиралтействе. Позднее был построен ещё один корабль этого типа.
1814—1819 годы — в Главном адмиралтействе построены два 110-пушечных линейных корабля типа «Лейпциг».
1815 год — на заводе Берда построен первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф») «Елизавета».
3 ноября 1815 года — пароходы, выпущенные заводом Берда, начали регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
1816—1817 годы — в Главном адмиралтействе построен последний в серии 74-пушечный линейный корабль «Фершампенуаз» типа «Трёх Святителей».
9 июня 1817 года — заводчик Берд получил привилегию на исключительное право на использование паровых судов в России на 10 лет.
1820—1822 годы — на предприятии[8] по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Эмгейтен».
1822—1825 годы — в Главном адмиралтействе по индивидуальному проекту построен84-пушечный линейный корабль «Гангут», впоследствии переделанный в парусно-винтовой и прослуживший 46 лет.
1824—1825 год — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Россия» типа «Малый».
1826—1829 годы — в Главном адмиралтействе построены три 110-пушечных линейных корабля типа «Император Александр I».
1826—1844 годы — в Новом адмиралтействе построена серия из восьми 84-пушечных линейных кораблей типа «Императрица Александра», реально несших до 96 орудий.
1827—1828 годы — в Главном адмиралтействе строится 74-пушечный линейный корабль «Арсис» типа «Иезекиль».
1827—1833 годы — в Главном адмиралтействе построены семь, а в Новом адмиралтействе — три 44-пушечных фрегатов типа «Спешный», реально несших от 52 до 63 орудий, выпускавшихся большой серией также в Архангельском адмиралтействе и Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге.
1829—1830 годы — в Новом адмиралтействе строится 74-пушечный линейный корабль «Смоленск» типа «Иезекиль».
1834 год — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Постоянство» типа «Малый».
1838—1841 годы — в Главном адмиралтействе построены ещё два 44-пушечных фрегата типа «Спешный».
1845—1847 годы — в Новом адмиралтействе по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Красной», который отличался от прочих 84-пушечников относительно скромными габаритами и в части менее авторитетных источников относится к 74-пушечным кораблям.
1848—1851 годы — в Новом адмиралтействе по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Прохор», впоследствии использовавшийся для испытаний ракетного оружия.
1851—1854 годы — в Новом адмиралтействе построен 84-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Орёл» — первый отечественный парусно-винтовой линейный корабль специальной постройки, изначально заложенный как парусный типа «Прохор», но с июля 1852 года строившийся уже как парусно-винтовой. С началом Крымской войны был срочно введён в строй как парусный и получил машину уже при постановке в док в 1855—1856 годах.
1851—1855 годы — в Новом адмиралтействе построен 84-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Ретвизан», позднее достраивавшийся в Кронштадте и введённый в строй в 1858 году.
1855—1860 годы — в Новом адмиралтействе построен 110-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Император Николай I», позднее достраивавшийся в Кронштадте и введённый в строй в 1861 году.
1863—1864 годы — на верфи Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построена двухбашенная броненосная лодка (монитор) «Смерч», четвёртой в Европе получившая башни практически современного типа, вращавшиеся на подшипниках, а не поднимавшиеся при повороте и опускавшиеся перед выстрелом, как практиковалось в более ранних проектах.
1863—1865 годы — на верфях Нового адмиралтейства и Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены по две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган»: в Новом адмиралтействе — «Ураган» и «Тифон», а на Галерном островке — «Единорог» и «Стрелец». В этот же период на верфи Галерного островка английским заводчиком Ч. Митчелом, которому по контракту были предоставлены стапель и всё необходимое, был построен первый крупный броненосный корабль российского производства - броненосная батарея «Не тронь меня».
1865—1869 годы — на Галерном островке по английскому проекту, но, в отличие от предыдущих русских мониторов, уже полностью из отечественных материалов были построены обе броненосные лодки (мониторы) типа «Руслака» — «Русалка» и «Чародейка». Монитор «Русалка» впоследствии печально прославился, пропав без вести с концами[9] в мирное время во время относительно короткого перехода, после чего мода на такого рода названия в российском флоте практически полностью прекратилась.
1869—1877 годы — на верфи на Галерном острове построен монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[10].
22 мая 1881 года — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов[11] и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). В том же году общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.
1883—1891 годы — в Новом Адмиралтействе построен эскадренный броненосец «Император Александр II».
1883—1886 годы — на Франко-русском заводе на Галерном островке построены два парусно-винтовых корвета типа «Витязь» («Рында»), позднее переклассифицированных в крейсера 1 ранга. Уже во время постройки оба корабля решено было оснастить броневой палубой. Впоследствии крейсер «Витязь» стал одним из самых прославленных в мире гидрографических судов.
1886—1891 годы — в Франко-русском заводе на Галерном островке по несколько улучшенному проекту построен эскадренный броненосец «Император Николай I» типа «Император Александр II».
1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну.
1895—1899 годы — в Новом Адмиралтействе построены броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» типа «Адмирал Ушаков»[11]. Ещё один аналогичный корабль в это же время построил Балтийский завод. Корабли участвовали в Русско-японской войне (1904-1905).
1900—1901 годы — на верфи Галерного островка заложен и строился бронепалубный крейсер 1-го ранга «Витязь» типа «Богатырь». Находившийся в ранней стадии строительства крейсер был уничтожен вместе со стапелем 1 июня 1901 года в результате пожара. По итогам происшествия были значительно усилены требования по противопожарной безопасности на предприятиях отрасли.
1902—1904 годы — в Новом Адмиралтействе построен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Олег» типа «Богатырь». Крейсер участвовал в Русско-Японской, Первой мировой и Гражданской войнах.
1900—1904 годы — в Новом Адмиралтействе и на верфи на Галерном островке одновременно построили по одному эскадренному броненосцу типа «Бородино»: «Бородино» и «Орёл» соответственно.
1905—1912 годы — на верфи Галерного островка построен линейный корабль (эскадренный броненосец) «Андрей Первозванный» одноимённого типа.
1905—1911 годы — в Новом Адмиралтействе построены броненосные крейсера «Паллада» и «Баян» (Баян-2) типа «Адмирал Макаров».
1 января 1908 года — верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены в Адмиралтейский судостроительный завод.[12]
1909—1914 годы — на заводе практически одновременно построены линейные корабли «Полтава» и «Гангут» типа «Севастополь» — два из четырёх первых отечественных линкоров-дредноутов. Корабли участвовали в Первой мировой войне (1914—1917), во время Гражданской войны «Полтава» был из-за падения дисциплины практически уничтожен пожаром, а «Гангут», получивший название «Октябрьская Революция» впоследствии участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах и был награждён орденом Красного Знамени.
1910 год — Морское ведомство получило полный контроль над Франко-Русским заводом, консолидировав более 50 % его акций. Была начата подготовка к полному слиянию Франко-Русского и Адмиралтейского заводов, но завершена она не была из-за последствий революций 1917 года.
1911 год — Адмиралтейский завод объединён с Балтийским заводом под единой дирекцией как Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода. При этом фактически полностью слиты во едино были только проектные подразделения, образовавшие базировавшееся на Балтийском заводе «Объединенное проекционное бюро», а производственные подразделения работали хоть и под единым управлением, но фактически как два отдельных предприятия.[13]
1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Бородино» и «Наварин»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.
Советская Россия
28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
1923 год — недостроенные линейные крейсера (быстроходные линейные корабли — сверхдредноуты) «Бородино» и «Наварин» типа «Измаил» проданы на металл в Германию.
13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А. Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
1932 год — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены две подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
1932—1933 годы — на заводе им. А. Марти построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V-бис, четыре из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке, пятая — на Судомеханический завод (№ 368) в Хабаровске, шестая и седьмая — на Судостроительный завод имени 61 коммунара (№ 200) в Николаеве. Только одна из этих подводных лодок — «Линь» (Щ-305) — была спущена на воду на самом заводе им. А. Марти.
1933—1934 годы — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены три подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис2, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
1934—1936 годы — на заводе им. А. Марти построены десять подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X, шесть из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
декабрь 1936—1943 годы — на заводах Судомех (позднее завод № 194) и заводе им. А. Марти (позднее Завод № 194) построены соответственно три и шесть подводных лодок типа «К» («Крейсерская») серии XIV — самых мощных подводных лодок отечественного флота того времени, две из которых — «К-21» и «К-52» — впоследствии стали краснознамёнными, а одна — «К-22» — гвардейской. Краснознамённая подводная лодка «К-21» сохранилась до наших дней в качестве корабля-музея в городе Североморске.
1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
1938—1941 годы — на заводе № 194 построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X-бис, четыре из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
1940 — 25 июля 1941 годы — на заводе № 194 29 июня 1940 года были перезаложены, строились и были спущены на воду 31 мая 1941 года предположительно доставленные по частям в 1940 с завода № 112 две подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии X-бис — Щ-411 и Щ-412. Постройка подводных лодок была прервана 25 июля 1941 года. Достраивались они уже позднее.
24 апреля 1942 года — законсервированная строящаяся на заводе № 194 подводная лодка Щ-411 была потоплена на Неве артиллерийским огнём противника, но уже вскоре была поднята спасательной службой флота.
1944—1945 годы — на заводе № 194 достроены обе ранее законсервированные на плаву подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии X-бис — Щ-411 и Щ-412.
1950—1953 годы — на заводе № 196 построена малая подводная лодка с единым двигателем М-254 проекта 615. Торпедный и центральный отсеки подводной лодки позднее были установлены в качестве учебного пособия в ВВМУПП им. Ленинского комсомола.
1951—1955 годы — на заводе № 196 построены восемь торпедных дизель-электрических подводных лодок проекта 611.
1953—1958 годы — на заводе № 196 построены 23 малых подводных лодки с единым двигателем проекта А615. Две из них — М-261 и М-296 — впоследствии были установлены в качестве памятников в Краснодаре и Одессе соответственно.
1954—1957 годы — на заводе № 194 построены шесть малых подводных лодки с единым двигателем проекта А615, ещё одна подводная лодка этого проекта — М-361 — достраивалась и позднее по улучшенному проекту 637, но в 1960 году была снята со строительства и передана в ВВМУПП им. Ленинского комсомола и установлена на суше в г. Пушкин (часть Санкт-Петербурга) в качестве лаборатории-тренажёра.
21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
1963(?)—1966 годы — на предприятии построены семь крупнейших в то время в советском флоте танкеров дейдвейтом 50600 тонн на паровых турбинах проекта 1552 типа «София». Параллельно в более крупных объёмах производство аналогичных танкеров шло на Балтийском заводе.[14]
1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
1983—1990 годы — на заводе построены шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Индии.
1991 год — началось строительство серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана. Первый корабль серии — «Tareg» — был введён в строй в последний день существования СССР и в тот же день был заложен второй — «Noor».
Современная Россия
1991—1996 годы — завершение строительства серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана, введены в строй подводные лодки «Noor» и «Yunes».
30 марта 1992 года — Ленинградское адмиралтейское объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
1995—1997 годы — построена подводная лодка S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.
1996—1998 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (улучшенной версии проекта 877ЭКМ «Палтус») для военно-морского флота Китая.
1997—2010 годы — на заводе построена спущенная на воду в 2004 году большая неатомная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» — головная подводная лодка проекта 677 «Лада». Вследствие неких выявившихся конструктивных недостатков принципиально новая подводная лодка была принята только в опытную эксплуатацию в 2010 году, что позднее задержало строительство и серийных подводных лодок этого проекта.
1998—2000 годы — построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.
1992-2011 — построены и переданы ВМФ России два глубоководных обитаемых аппарата пр.16810 "Русь" пр.16811 "Консул" (Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург.) В 2011 г. в Атлантическом океане "Консул" достиг глубины 6270 м. (источник. http://militaryrussia.ru/blog/topic-576.html)
2002—2006 годы — на заводе построены пять подводные лодок проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.
2005—2011 годы — на заводе начато строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», однако в связи с проблемами, выявившимися при приёмке головной подводной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» их достройка была приостановлена для доработки проекта.
2006—2010 годы — на заводе построены две подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.
2013—н.в. — на заводе по скорректированному проекту возобновлено строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».
2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Черноморского флота.
2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама.
2015—н.в. — для ВМФ России строится вспомогательный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 водоизмещение 6000 тонн.
Ожидаемые события
- Строительство двух универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550 — контракт заключён 4 мая 2016 года.[15]
- Строительство двух подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» по заказу Алжира.
- Начало строительства серии из шести подводных лодок новой модификации проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота.
- Серийное производство неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».
Знаменитые корабли, суда и достопримечательности построенные на предприятии и при его активном участии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 54-пушечный корабль «Полтава» (построен в 1709—1712 годах) — первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербурге. Его строительством на отдельных этапах руководил лично Царь Пётр I. Корабль активно участвовал в Северной войне (1700—1721). Прошёл тимберовку (капитальны ремонт с заменой обшивки) на предприятии в 1718—1719 гг. После 1723 года в море не выходил и был разобран за ветхостью после 1732 года. В Центральном военно-морском музее сохранились элементы его резного декора.
- 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд»
- 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
- 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
- 130-пушечный корабль «Благодать» (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы.
- Стимбот (пароход) «Елизавета» (построен в 1815 году на заводе Берда) — первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф»).
- Пароходофрегат «Богатырь» (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушками.
- Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» (построен в 1869—1877 годах) — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута». Прослужил в последствии с переделками более 80 лет. Во время Руссо-Японской войны находился в процессе переоборудования в учебный корабль, в качестве которого и прослужил до Первой мировой войны, когда принял в ней участие в качестве плавбазы подводных лодок. Принимал участие в Ледовом походе 1918 года. Разобран на металл в 1959 году.
- Парусно-винтовой корвет (бронепалубный крейсер 1 ранга) «Витязь» (построен в 1883—1886 годах на Франко-русском заводе) — боевой корабль, ставший благодаря активной океанографической деятельности во время походов на Дальний Восток, первый из которых проводился под командованием тогда ещё капитана 1 ранга С. О. Макарова, одним из самых прославленных океанографических судов в мире. Он единственный из отечественных кораблей приведён в списке 10 самых прославленных экспедиционных судов на фасаде Океанографического музея в Монако. Во время второго своего похода на Дальний Восток крейсер попал на камни во время картографических работ у восточных берегов Корейского полуострова.
- Крейсер 1 ранга (бронепалубный крейсер, лёгкий крейсер) «Аврора» типа «Диана» (построен в 1896—1903 годах в Новом адмиралтействе) — широко прославившийся как символ Октябрьской революции 1917 года крейсер участвовал в Русско-Японской войне 1904—1905 годов, где в составе 2 Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении. Также принимал участие в Первой мировой войне, Ледовом походе, Гражданской войне и Великой Отечественной войне. В последней были сильно повреждён, но выведен из состава флота был только в 1948 году, а с 1957 года стал кораблём-музеем. Является единственным в мире сохранившимся кораблём этого класса той эпохи.
- Краснознамённый линейный корабль «Октябрьская Революция» (до 1925 года «Гангут») (построен в 1911—1914 годах) — один из четырёх первых отечественных линкоров-дредноутов типа «Севастороль». В Первую мировую войну из-за выявленных недостатков бронирования к боевым действиям привлекался ограниченно, но в Финскую и Великую Отечественную войну, имея на борту большое количество орудий крупного калибра сумел оказать значительную помощь армии, особенно при обороне Ленинграда. Перед Второй Мировой войной был модернизирован в основном в плане усиления зенитного вооружения и средств управления. С 1954 года — учебный, списан на металл в 1956 году. Якоря и зенитные орудия корабля установлены на якорной площади Кронштадта.
- Гвардейская краснознамённая подводная лодка М-172 (М-88) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196) — с 21 июня 1939 года в составе Северного флота. Участвовала в Финской войне и Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 3 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявление при этом доблести и мужества. Достоверно потопила 1 февраля 1943 года германский сторожевой корабль «V-6115» («Ostwind»). Гвардейская с 25 июля 1943 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 20 боевых походов, в последнем из которых в октябре 1943 года пропала без вести.
- Гвардейская подводная лодка М-174 (М-91) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 196) — с 16 июня 1939 года в составе Северного флота. Участвовала в Финской войне и Великой Отечественной войне. Достоверно потопила 21 декабря 1941 германский транспорт «Emshörn» (4301 брт). Гвардейская с 3 апреля 1942 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 17 боевых походов, в последнем из которых в октябре 1943 года пропала без вести.
- Краснознамённая подводная лодка К-21 (построена в 1937—1940 годах на Заводе № 196) — подводная лодка, перешедшая с началом Великой Отечественной войны на Северный флот, знаменитая, помимо подтверждённых потопления транспорта, боевого корабля и нескольких рыболовецких судов, также неудачной атакой на германский линкор «Тирпиц». В 1949 году переименована в Б-4, в 1956 году переформирована сначала в передвижную зарядную станцию ПЗС-51, а затем — в учебно-тренировочную станцию УТС-5. В 1981 году поставлена в плавучий док для музеефикации и с 1983 года превращена музейный корабль в городе Североморске.
- Гвардейская подводная лодка К-22 (построена в 1938—1940 годах на Заводе № 196) — подводная лодка, перешедшая с началом Великой Отечественной войны на Северный флот, потопила артиллерией и минами по разным данным шесть или семь транспортов противника, в том числе уничтожила севший на мель транспорт «Мимона», перевозивший зимнее обмундирование, что сорвало сроки немецкого наступления в Заполярье. Пришла на помощь потерявшей ход и дрейфующей под парусом во вражеских водах подводной лодке Щ-421. Гвардейская с 3 апреля 1942 года. Погибла в боевом походе в феврале 1943 года по неизвестной причине.
- Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 «Варшавянка» (построена в 2011—2014 годах) — подводная лодка прославилась в 2015 году, когда на переходе к постоянному месту базирования на Чёрном море впервые в истории отечественного флота провела боевые стрельбы крылатыми ракетами из-под воды по реальным наземным целям в рамках боевых действий России против террористических группировок в Сирии из акватории Средиземного моря.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Плоскодонная плавучая артиллерийская батарея практически в форме ящика.
- ↑ По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
- ↑ Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.
- ↑ Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».
- ↑ Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.
- ↑ Не удалось обнаружить в каких именно адмиралтействах.
- ↑ На счёт «Твёрдого» нет полной уверенности, что он был построен именно в Главном адмиралтействе.
- ↑ Не удалось обнаружить в каком именно адмиралтействе.
- ↑ Сведения о достоверном обнаружении затонувшего корабля появились в открытой печати лишь в 2003 году через 110(!) лет после его гибели.
- ↑ Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
- ↑ Чехарда со сроками строительства кораблей этого типа привела, в результате, к тому, что серию обозначают и как тип «Адмирал Ушаков» по фактически первому кораблю, и как тип «Адмирал Сенявин» — по тому, который должен был быть первым в серии.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|