Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.),[1] введённые в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.
Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Космонавтика и ракетная техника
Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1
После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего были потрачены значительное время и средства сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в мире немецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1.
Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.
Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2
Обладающая более чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалась почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т. д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты должны были быть заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.
Крупнейшие корабли и суда
В это время отечественный военно-морской флот пополнился первыми с царских времён океанскими кораблями, которыми стали лёгкие крейсера новых проектов.
Крейсера проекта 68-бис
Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:
- «Свердлов» — заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, введён в строй 15 мая 1952 года.
- «Дзержинский» — заложен на Заводе № 444 в Николаеве 21 декабря 1948 года, спущен на воду 31 августа 1950 года, введён в строй 18 августа 1952 года, в 1957—1958 г. переоборудован в ракетный крейсер по проекту 70-Э.
- «Орджоникидзе» — заложен на Заводе № 194 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 19 октября 1949 года, спущен на воду 17 сентября 1950 года, введён в строй 18 августа 1952 года.
- «Жданов» — заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 11 февраля 1950 г., спущен на воду 27 декабря 1950 года, введён в строй 25 января 1953. В 1965—1971 гг. переоборудован в крейсер управления по проекту 68У.
- «Александр Невский» — заложен на Заводе № 194 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 30 мая 1950 года, спущен на воду 7 июня 1951 года, введён в строй 31 декабря 1952 года.
Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.
Крейсера (лёгкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)
Разработка проекта новых лёгких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времён.
Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по изменённому проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:
- «Чапаев» — заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 8 октября 1939 г., спущен на воду 28 апреля 1941 г., введён в строй 16 мая 1950 г.
- «Валерий Чкалов» (после 1958 г. «Комсомолец») — заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 31 августа 1939 г., спущен на воду 25 октября 1947 г., введён в строй 19 ноября 1950 г.
- «Железняков» — заложен на Заводе № 194 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 31 октября 1939 г., спущен на воду 25 июня 1941 г., введён в строй 19 апреля 1950 г.
- «Фрунзе» — заложен на Заводе № 198 в Николаеве 29 августа 1939 г., спущен на воду 30 декабря 1940 г., введён в строй 19 декабря 1950 г.
- «Куйбышев» — заложен на Заводе № 200 в Николаеве 31 августа 1939 г., спущен на воду 31 января 1940 г., введён в строй 20 апреля 1950 г.
Боеприпасы и средства поражения
РДС-1 — советская ядерная бомба
Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 т. и мощностью 22 килотонны (то есть 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.
Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при её создании, очевидно, пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]
Позднее в этот же период были созданы несколько более совершенных конструкций, а уже летом 1953 года испытана первая в мире реально транспортабельная и первая советская термоядерная бомба.
Железные дороги
1946
Линия Комсомольск — Советская Гавань Дальневосточной ж.д.
Примыкающая к Тихому океану часть будущей Байкало-Амурской магистрали длиной по разным данным 442; 464 и 475 километров строилась однопутной по облегчённым нормам с 15 октября 1943 года, рабочее движение открыто в июле 1945 года[2], введена в строй в к концу лета 1946 года[3] (по другим сведениям — в 1947 году). Линия соединила Комсомольск-на-Амуре с портами в районе Советской Гавани, где в дальнейшем была организована паромная переправа на Сахалин. В рамках проекта была устроена паромная переправа через Амур и построено три морских причала в бухте Ванино. Дорога строилась в основном в военное время в горных условиях, что, по свидетельствам современников, удорожало её до 10 раз по сравнению со стройками на равнинах в европейской части страны[4].
Мост через Амур на линии был построен гораздо позднее в 1975 году. В дальнейшем значение и портов Советской Гавани, и самой дороги резко возросло с 2000-х гг. с ростом экспорта через порты Советской Гавани, в связи с чем для увеличения пропускной способности на этой дороге был построен новый Кузнецовский тоннель и на начало 2014 года её дальнейшая реконструкция продолжается.
1947
Линия Ижевск — Кильмезь
Линия длиной 148 км была введена в строй в 1947 году.
Линия Сосьва — Алапаевск
Линия длиной 158 км была введена в строй в 1947 году.
1948
Электрификация линии Златоуст — Бердяуш — Кропачево Южно-Уральской железной дороги
Линия, являющаяся продолжением ранее электрифицированного участка Челябинск — Златоуст, была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в два этапа в 1947—1948 годах. В 1947 году был электрифицирован 51 км от Златоуста до Бердяуша, а в 1948 году — оставшиеся 108 км от Бердяуша до Кропачево.
1949
Линия Иркутск — Слюдянка Восточно-Сибирской ж.д.
Двухпутная электрифицированная дорога длиной 122 км, ставшая частью основного хода Транссибирской магистрали, была введена в строй в 1949 году. Линия, проходящая большей частью в условиях гористой местности, строилась как наиболее опасному участку Кругобайкальсой железной дороги, проходящему вдоль западного берегу озера Байкал. Этот участок не только характеризовался периодическими камнепадами, но и был уязвим к возможным бомбовым ударам. Непосредственным же поводом к началу строительства, по-видимому, послужили планы создания Иркутской ГЭС, водохранилище которой впоследствии затопило часть железнодорожных путей вдоль Ангары от Иркутска до Байкала.
1950
Магистраль Печора — Воркута Печорской ж.д.
Линия длиной 460 км, построенная в условиях Крайнего Севера, обеспечивала доступ к месторождениям северо-востока европейской части страны. Регулярное движение на линии открыто в 1950 году. Линия была продолжением введённой в строй во время войны магистрали Верхняя Синега — Котлас Узловой — Печора.
1951
Линия Известковая — Чегдомын Дальневосточной ж.д.
Линия длиной 374 км, которую принято считать частью проекта достроенной гораздо позднее Байкало-Амурской магистрали (БАМ), была открыта в 1951 году для связи с шахтами Чегдомына и дальнейшего строительства БАМа.[5]
Электрификация линии Карпинск (Богословск) — Серов (Надеждинск) — Гороблагодатская Свердловской железной дороги
Линия общей длиной 240 км была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в 1950—1951 годах. В 1950 году была ввведена в строй электрификация участка Карпинск (Богословск) — Серов (Надеждинск) длиной 45,3 км, а в 1951 году — участок Серов (Надеждинск) — Гороблагодатская (г. Кушва) длиной 195 км, где линия примыкает к бывшей Горнозаводской железной дороге.
Электрификация линии Инская — Чулымская Томской железной дороги
Линия, являющийся частью Транссибирской магистрали, включая часть грузового обхода Новосибирска общей длиной 142,2 км, была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в 1951 году. Уже в следующем году проект был завершён электрификацией короткой ветки Инская (ныне в черте Новосибирска) — Новосибирск длиной 34 км.
1952
Линия Чарджоу — Ургенч Ашхабадской железной дороги
Линия длиной 400 км, являвшаяся первой очередью линии Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги, строилась с 25 августа 1947 года и была введена в строй в 1952 году (по другим данным в марте 1954 года)[6].
Линия Новокузнецк — Барнаул
Линия длиной 204 км, пересекающая по горной местности хребет Салаирский кряж была введена в строй в 1952 году.
Электрификация линии Долгинцево (Кривой Рог) — Запорожье Сталинской железной дороги
Проект, связывавший воедино электрифицированной линией с постоянным напряжением 3 кВ места добычи железной и марганцевой руды с металлургическими заводами Запорожья вводился в строй поэтапно в это время:
- Участок Долгинцево — Никополь длиной 98 км был введён в строй в 1948 году.
- Участок Никополь — Марганец длиной 20 км был введён в строй в 1949 году.
- Участок Марганец — Канцеровка длиной 37,3 км был введён в строй в 1950 году.
- Участок Канцеровка — Запорожье длиной 47 км был введён в строй в 1952 году.
Электрификация линии Инская — Чулымская с ветвью на Новосибирск Томской железной дороги
В это время был завершён проект электрификации части Транссибирской магистрали, включающий введённую в строй годом ранее линию Инская — Чулымская длиной 142,2 км, которая была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ. В 1952 году, по-видимому, в рамках одного проекта, линия была дополнена электрификацией короткой линии Инская (станция на грузовом обходе Новосибирска, ныне в черте города) — Новосибирск длиной 34 км. Проект является первой частью проекта электрификации Транссибирской магистрали, вскоре продолженного в западном направлении.
Автомобильные дороги
Автодорога Киев — Харьков — Ростов-на-Дону (маршрут № 13)
Дорога с твёрдым покрытием длиной 950 км была построена в 1946—1952 годах[2].
Позднее, после развала СССР, украинская часть дороги получила обозначение М-03. В 2010-х, в ходе попыток подавления Восстания Донбасса дорога многократно оказывалась в эпицентре боевых действий, в частности, во время обороны Славянска, боёв на юге ЛНР и при боях под Дебальцево.
Автодорога Москва — Харьков — Симферополь — коренная реконструкция
Дорога длиной 1399 км, также известная в то время как маршрут номер 4, была полностью реконструирована ударными темпами в 1946—1950 годах[3][7] При этом в состав магистрали вошли начальный участок бывшего Московско-Варшавского шоссе (от Москвы до Подольска), бывшее Подольско-Харьковское шоссе и другие ранее существовавшие дороги разного класса.
Черноморское шоссе (Новороссийск — Батуми) — восстановление
Построенное ещё до революций шоссе длиной 750 км, выделенное, возможно несколько позднее, как маршрут № 19, было восстановлено после тяжёлых боёв под Новороссийском и, по всей видимости, приведено в соответствие с требованиями автомобильного движения в 1946—1950 годах[4].
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
После войны в активно развивавшемся и ранее Московском метрополитене началось строительство его очередной, четвёртой, очереди. До конца этого периода с небольшим промежутком были введены в строй два общей длиной 13,36 км с десятью новыми станциями глубокого заложения:
- Парк Культуры им. Горького — Курская Кольцевой линии — первый участок новой линии с шестью станциями принял пассажиров 1 января 1950 года;
- Курская — Белорусская Кольцевой линии — участок с четырьмя новыми станциями был открыт 30 января 1952 года.
Шикарно оформленные станции этого периода неизменно привлекают внимание посещающих город туристов. Интересно, что в строительстве Московского метрополитена в это время косвенно принял участие давно почивший академик М. В. Ломоносов. Произошло это потому, что выполнявший в это время мозаики для московского метро художник П. Д. Корин затребовал и получил для их изготовления последние запасы смальты (специального цветного стекла), которое было изготовлено ещё в XVIII веке под руководством известного учёного. Требования Корина при этом объяснялись просто: к тому моменту за прошедшие двести лет технология изготовления качественной смальты, впервые со времён падения Византии возрождённая Ломоносовым, была снова частично утрачена и, в результате, современные аналоги имели значительно худшее качество в плане удобства откалывания нужных для мозаики кусков.
Полностью объекты четвёртой очереди и, в частности, Кольцевая линия были достроены позднее.
Крупнейшие порты
Нефтяная гавань Махачкалы
В это время построенный ещё при Александре II порт Махачкалы на Каспийском море был существенно расширен за счёт ввода в строй в 1952 году новой искусственной гавани, получившей название Нефтяная.[8]
Гидроэнергетика
Верхнесвирская ГЭС
Строившаяся с 1938 года гидроэлектростанция мощностью 160 МВт на реке Свирь в Ленинградской области к началу войны не была достроена и впоследствии оказалась на временно оккупированной территории. Строительство было возобновлено в 1947 году, все четыре гидроагрегата станции были введены в строй в 1951…1952 гг. и в 1952 году станция была принята в промышленную эксплуатацию.[9]
Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина — восстановление
Крупнейшая на тот момент гидроэлектростанция страны мощностью 560 МВт построенная в 1939 году, во время Великой Отечественной войны вначале была частично разрушена отступавшей Красной Армией, затем восстановлена немцами, а вскоре снова разрушена ими. Несмотря на то, что глобальных разрушений плотины благодаря героизму разведчиков удалось избежать, её оборудование было практически полностью уничтожено.
Восстановление ГЭС началось в 1944 году с её разминирования. Новые гидроагрегаты повышенной мощности для неё были изготовлены в США в 1946 году и вводились в эксплуатацию с марта 1947 года по май 1950 года. После окончания восстановления мощность ГЭС составила 650 МВт. Позднее была построена вторая очередь этой ГЭС.
Нива ГЭС-3
Нижняя ступень каскада ГЭС на реке Нива в Мурманской области строилась позднее других и стала единственной среди них крупной гидроэлектростанцией мощностью 155,5 МВт. Особенностью станции является то, что её машинный зал расположен в недрах скалы на глубине 74 метра. ГЭС строилась с 1937 года, её первый агрегат был запущен 21 декабря 1949 года, фактически строительство было завершено в 1950 году, а полностью ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию 6 июля 1951 года.[10]
Рыбинская ГЭС — фактический ввод в строй
В это время на Рыбинской ГЭС в 1947 году достигнут проектный уровень воды в водохранилище и в дополнение к трём гидроагрегатам, построенным ранее, в 1948…1950 гг были введены в строй оставшиеся три гидроагрегата, в результате чего электростанция практически вошла в строй. Однако, в постоянную эксплуатацию ГЭС была введена уже позднее.[11]
Фактически строительство гидроэлектростанции также являлось проектом по улучшению Мариинской водной системы, в состав которой вошло не наполненное ещё полностью в это время Рыбинское водохранилище, образованное этой гидроэлектростанцией.
Светогорская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 100 МВт на реке Вуокса в Ленинградской области, также известная, в то время как ГЭС-11 и Энсо ГЭС. Станция изначально строилась с 1930-х финскими инженерами на основе перестройки ранее существовавшей на этом месте небольшой Энсо ГЭС, при этом она до 1940 года находилась на территории Финляндии. После присоединения Карельского перешейка к СССР работы продолжились по скорректированному проекту. Во время финской оккупации во время войны достройка также продолжалась. Первый гидроагрегат ГЭС был запущен 19 июня 1945 года, а последний из четырёх гидроагрегатов был запущен в ноябре 1947 года. В 1949 году станция была переименована в Светогорскую ГЭС и 5 августа 1949 года объединена с построенной финнами ранее Лесогорской ГЭС в Каскад № 1 Ленэнерго.[12]
Позднее в 2009—2012 гг. электростанция была модернизирована с увеличением мощности до 122 МВт.
Усть-Каменногорская ГЭС — первый гидроагрегат
На строившейся с 1939 года с перерывом на войну гидроэлектростанции на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области в декабре 1952 года был введён в строй первый гидроагрегат установленной мощностью 82,8 МВт. Строительство электростанции продолжалось и позднее.
Фархадская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью в то время, по-видимому, 120 МВт (с 1959 года — 126 МВт) строилась с 1942 года на реке Сырдарья в Узбекской ССР на территории специально выменянной в связи с этим строительством у Таджикской ССР. Запущена станция была 18 февраля 1948 года, а полностью строительство было завершено в 1949 году.
Храм ГЭС-1 им. С. Орджоникидзе
Гидроэлектростанция на юге Грузинской ССР мощностью 112,8 МВт дала первый ток в 1947 году и была полностью введена в строй в 1949 году. Известна в русскоязычной литературе также под грузинским названием Храми ГЭС-1.[13]
Цимлянская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Дон мощностью 204 МВт являлась, по сути, частью проекта и одной из ступеней Волго-Донского судоходного канала. Электростанция строилась с 1949 года и была введена в эксплуатацию в июле 1952 года.
Также водохранилище электростанции используется для орошения засушливых земель Приазовья.
Тепловая энергетика
ГРЭС-8 Ленэнерго — частичная реконструкция
Серьёзно пострадавшую во время войны[14] крупную по тем временам торфяную Дубровскую ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровскую ТЭЦ-8) стали восстанавливать с июня 1944 года. Первые котёл и турбина были запущены в 1946 году, и, судя по всему, в это же время она достигла размеров крупного проекта, но полностью реконструкция станции, в три с лишним раза превзошедшей, в итоге, довоенную мощность, была завершена позднее.[15][16]
Кузнецкая ТЭЦ
Электростанция, находившаяся до 1954 года в составе Кузнецкого алюминиевого завода, была введена в строй в 1944 году — в рамках первой очереди на ней работал один котлоагрегат и один турбогенератор мощностью 24 МВт. Однако размера крупного проекта угольная ТЭЦ достигла именно в это время, поскольку до 1952 (по другим данным 1954 года были введены в строй ещё три очереди оборудования с 16 котлоагрегатами и 11 турбогенераторами общей мощностью 241 МВт.[17][18]
Кураховская ГРЭС
Строившаяся с 1939 года на Донбассе угольная электростанция была частично введена в строй 6 июля 1941 года (на мощности 50 МВт из, по меньшей мере, 100 установленных), но вскоре её оборудование было эвакуировано, а затем она попала в зону вражеской оккупации. В 1943 году окрестности станции были освобождены и тогда же было принято решение о её восстановлении и достройке. Всего с 1947 по 1952 годы на электростанции были введены в строй 8 турбоагрегатов общей мощностью 400 МВт.[19][20]
Позднее, в 1969—1975 годах электростанция была радикально реконструирована.
Новосибирская ТЭЦ-3
Строившаяся с 1939 и введённая в строй в сентябре 1942 года ТЭЦ достигла размеров крупного проекта именно в этот период, когда в 1948 году её мощность достигла 100 МВт. К 1953 году мощность теплоэлектроцентрали составила 181,5 МВт. ТЭЦ расширялась и позднее.[21]
Фрунзенская ТЭЦ (ТЭЦ-12 Мосэнерго)
Изначально первый 25-мегаваттный энергоблок ТЭЦ, расположенной неподалёку от Киевского вокзала г. Москвы, был введён в строй за несколько дней до начала Великой Отечественной войны 14 июня 1941 года. Однако с началом войны работа станции была прекращена, а в её помещениях были организованы мастерские. Из доступных источников известно, что ТЭЦ достигла мощности 110 МВт после реконструкции в первые послевоенные годы, а ещё через пять лет её мощность была увеличена вдвое до 220 МВт. При этом по крайней мере первый этап её послевоенного развития относится к этому периоду.
ТЭЦ-12 модернизировалась и позднее.
Южно-Кузбасская ГРЭС — первые очереди
Планировавшуюся ещё с 1939 года ГРЭС стали строить с 1949 года и в 1951—1952 годах в её составе были введены в строй три турбогенератора по 50 МВт каждый общей мощностью 150 МВт, а в течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора мощностью 50 МВт каждый и один турбогенератор мощностью 100 МВт.[22]
Строительство электростанции интенсивно продолжалось и позднее.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
Сталинский план преобразования природы
В 1948 г. была инициирована не имеющая аналогов в мире по масштабу программа по улучшению условий сельского хозяйства в южных степных регионах. Её начало связано с постановлением «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части Советского Союза». Впоследствии эта программа получила известность как «Сталинский план преобразования природы».
Ещё в начале XX века в России часто происходили мощнейшие пылевые бури. Так, например, в 1928 году ветер поднял в воздух более 15 млн тонн чернозёма на Украине. Последствия пылевых бурь для плодородных почв и для жителей окрестностей были ужасающими. Решение проблемы в конце XIX-начале XX века предложил создатель почвоведения Василий Докучаев — часть степного ландшафта подлежала облесению, то есть высаживанию лесополос. К 1930-м гг. метод Докучаева был доведен до совершенства в НИИ с/х чернозёмной зоны его имени — оказалось достаточным покрывать лесом до 10-15 % территории степных участков.
С 1948 г. СССР начал создавать защитные лесонасаждения — в местах зарождения пылевых бурь высаживали полоски леса в виде огромной сетки. Согласно плану планировалось высадить более 4 млн га леса, создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км для защиты от ветров-суховеев и значительные площади местных лесополос для закрепления почв и борьбы с оврагами. Для восстановления урожайности почв вводилась травопольная система земледелия, в рамках которой часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.
Уже к 1952 г. план был в целом реализован и к середине 1950-х годах проблема бурь сошла на нет. Также по плану было создано около 4000 водохранилищ общим объёмом 1200 км3 — они дали широкие возможности по орошению почв, позволили зарегулировать сток рек и развить рыбное хозяйство, а также использовались для получения электроэнергии. Согласно некоторым оценкам, данные мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. [23]
Металлургия
Развитие Ашинского металлургического завода
В это время построенный ещё при Николае II Ашинский металлургический завод начал активно развиваться. В 1948 году на заводе был запущен литейный цех, а в 1952 году — листопрокатный цех № 1, который первоначально был оборудован двумя методическими нагревательными печами, рабочей клетью «2850» и вспомогательным оборудованием участка листоотделки. В цеху стал производиться лист рядовой углеродистой стали толщиной 10-30 мм, а производительность стана составила 260 тыс. тонн в год.[24][25]
Завод продолжал активно развиваться и позднее.
Сталинградский завод качественных сталей «Красный Октябрь» — завершение восстановления и развитие производства
В это время в 1948 году завершилось частично выполненное ранее восстановление разрушенного в ходе Сталинградской битвы завода «Красный Октябрь», а в 1949 году на заводе начинает действовать новый для него цех электрометаллургии, построенный на месте бывшего производства по штамповке снарядов, а с 1951 года вводится техпроцесс полунепрерывной разливки стали.[26]
Следующая коренная модернизация завода началась уже в конце 1960-х годов.
Машиностроение
Завод № 402 (ныне Производственное объединение «Севмаш»), г. Молотовск (ныне Северодвинск) Архангельской области — завершение строительства первой очереди
Крупный судостроительный завод, фактически введённый в строй ещё до войны был официально сдан в объёме первой очереди только в начале 1950-х[27], по-видимому, в это время.
Позднее завод был значительно расширен.
Завод № 831 (ныне Судостроительный завод «Море»), пгт. Приморский г. Феодосия Крымской области
Основная статья: Судостроительный завод «Море»
Завод, изначально предназначенный для производства торпед, строившийся в окрестностях города Феодосия вместе с рабочим посёлком (изначально Южная Точка, с 1952 года — Приморский) и 7-километровой железнодорожной ветвью ещё до войны, однако вступить в строй тогда он не успел. Оборудование был эвакуировано, а практически всё построенное за время боёв было разрушено с оценочным ущербом 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года. Строительство завода возобновилось в 1944 году, в 1945 году им была выпущена первая продукция — слесарные тиски, а в 1947 году строившееся предприятие было перепрофилировано на производство торпедных катеров из лёгких сплавов и с 1951 года наладило их крупносерийное производство. Тогда же, в начале 1950-х, оно, по-видимому, и было достроено, включая посёлок,железную дорогу и очень дорогую, хоть и небольшую, искусственную гавань со слипом.
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод — первые очереди
Завод производственной мощностью проектировался с 1946 года. Первая очередь завода была в основном построена в мае 1951 года. К октябрю все установки первой очереди, кроме термокрекинга № 1 были освоены и вышли на полную мощность, а к концу года были запущены установки термического крекинга № 2; 3 и 4.[28]
Полностью завод был достроен уже позднее.
Сызранский нефтеперерабатывающий завод
Окончательное решение о строительстве Сызранского нефтеперерабатывающего завода производительностью 1 млн тонн нефти в год было принято в 1939 году, хотя полностью технический проект завода был утверждён 3 марта 1940 года, а строительство началось наоборот в 1938 году. Планировавшийся на 4-й квартал того же года ввод завода в строй впоследствии неоднократно переносился. К началу войны строительство находилось начальной стадии. В результате, завод вступил в строй в конце июля 1942 года, когда на его территории было установлено оборудование эвакуированных Херсонского и, отчасти, Одесского и Туапсинского[5] крекинг-заводов. Фактическая производительность завода с единственной установкой термокрекинга ТК-1 в это время составляла чуть менее 400 тыс. тонн сырья[6] в год и едва ли тогда проект достиг размеров крупного, даже когда в конце 1946 года была введена в строй обессоливающая установка «Петрико», значительно улучшившая условия работы основного оборудования.
В 1949 году началась реконструкция оборудования завода. В 1951 году начали строить и в декабре 1952 года ввели в строй вторую установку термического крекинга ТК-2. Одновременно с нею была введена в строй установка электрообессоливания ЭЛОУ-3, в результате чего завод, по-видимому, таки достиг размера крупного проекта.
Химическая промышленность
Комбинат «Маяк», закрытый г. Озёрск Челябинской обл.
Первый в стране комбинат по наработке и производству оружейного плутония в не упоминавшемся в открытой печати г. Озёрске (он же в открытой переписке Челябинск-40 и Челябинск-65). Основное сооружение комбината — первый в Европе атомный реактор с охлаждением «А-1» строился с августа 1946 года и был запущен 18 июня 1948 года[29].
Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа
Стадион имени С. М. Кирова
Крупнейший на тот момент в СССР и Европе стадион строился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) с 1932 года с перерывом на Великую Отечественную войну. Введён в строй 30 июля 1950 года. Вместимость многофункционального стадиона изначально составляла 100 тыс. зрителей, а с временными деревянными трибунами в 1959 году достигала 110 тыс. зрителей. С технической точки зрения стадион представлял собой большей частью крупный амфитеатр без особых архитектурных изысков с бетонными трибунами на поверхности кольцевого земляного вала, под которым были устроены технологические выезды на его арену. Также в рамках проекта была облагорожена и вся прилегающая территория западной части Крестовского острова, что, наряду с огромными размерами стадиона и затянутостью строительства, неизбежно сказавшейся на стоимости, и позволяет отнести проект к крупным.
К Олимпиаде 1980 года стадион был реконструирован с уменьшением количества зрителей до 72 тыс., с установкой сидений и искусственного освещения.
Стадион, признанный одно время объектом культурного наследия, тем не менее был снесён в 2006 году в связи с полным моральным устареванием — приспособить его к новым требованиям безопасности без коренной перестройки, по всей видимости, не представлялось возможным. После этого на том же месте началось строительство нового стадиона.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Жилой дом на Котельнической набережной, г. Москва
Сталинская жилая высотка, строившаяся с перерывом на войну в 1938…1940 и 1948…1952 гг. стала самым высоким в то время зданием в Европе, превзойдя на 15 метров достроенный ещё в 1890-м году Ульмский собор в Германии. Здание имеет в центральной части 32 этажа, 6 из которых — технические и достигает высоты 176 м.
Также здание являлось самым высоким отдельно стоящим сооружением в России, превзойдя Шуховскую башню, и, до 1964 года, самым высоким жилым зданием в мире. Большая часть его рекордов, из тех, которые не относились именно к жилым зданиям, была побита уже в 1953 году с вводом в строй Главного здания МГУ.
Административно-жилое здание на площади Красных ворот
Уникальный небоскрёб — одна из семи сталинских высоток Москвы — строился с 1947 по 1952 годы. Здание не имеет аналогов мире по технологии возведения — из-за ограничения по срокам строительства метрополитена одновременно со зданием, небоскрёб пришлось строить в наклонном положении(!) на замороженном грунте в расчёте на то, что впоследствии оно выровняется при осадке. В целом план удался — хотя здание стоит всё же не идеально ровно, но в пределах допустимых отклонений. Высота здания со шпилем составляет 138 метров.
Здание Главного командования Сухопутных войск (3-й дом Министерства обороны) на Фрунзенской набережной, г. Москва
Украшенное не хуже сталинских высоток огромное административное здание на Фрунзенской набережной начали строить ещё в 1940 году, однако основные работы развернулись уже после войны, в результате чего оно было завершено только в 1951 году.
Позднее, в 2010-х здание было расширено для размещения в нём Национального центра управления обороной.
Здание Министерства иностранных дел СССР, г. Москва
Здание строилось с 1948 по 1953 год, однако было практически завершено уже в 1951 году, что и отмечено в декоре его фасада. Изначально здание не имело шпиля, однако он был добавлен по личному распоряжению Сталина. Высота здания составляет 172 метра, общая площадь 65 тыс. кв. м. Также здание характеризуется довольно таки богатой внутренней отделкой.
Гидротехническое строительство
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина
Канал через высокую гряду, разделяющую Дон и Волгу в районе Сталинграда (ныне Волгограда) строился с февраля 1948 года. Из-за очень пересечённой по меркам строительства каналов местности проект получился очень дорогим — на строительстве, несмотря на применение механизации, были задействованы сотни тысяч рабочих. Движение судов по каналу началось 1 июня 1952 года, а несколько позже — 27 июля 1952 года — каналу было присвоено имя В. И. Ленина.
Частью проекта являлось также строительство крупной Цимлянской ГЭС.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Восстановление разрушенных городов после Великой Отечественной войны
В ходе войны в СССР было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов, в том числе 1710 городов. Многие города были уничтожены практически полностью — от Минска, например, осталось не более 70 целых построек. [30] При отступлении, как правило, немцы взрывали всю наиболее ценную инфраструктуру — мосты, вокзалы, лечебные учреждения и т. д. Уцелевшим горожанам приходилось жить в подвалах и землянках, среди руин и минных полей.
Однако восстановление началось практически сразу и шло очень быстрыми темпами. Уже в 1943 году стал возрождаться из руин Сталинград, на 90 % разрушенный в ходе Сталинградской битвы. 1 ноября 1945 года вышло постановление Совнаркома СССР № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР…» — предполагалось восстановить в первую очередь 15 наиболее пострадавших крупных городов. В Украинской ССР, Белорусской ССР и Молдавской ССР основные усилия были брошены на восстановление столиц этих республик. Таким образом, общий список советских городов, первоочередных к восстановлению, выглядел так:
- Киев — столица УССР;
- Минск — столица БССР;
- Кишинёв — столица МССР;
- Сталинград, ныне Волгоград (РСФСР);
- Смоленск (РСФСР);
- Вязьма (РСФСР);
- Ростов-на-Дону (РСФСР);
- Новороссийск (РСФСР);
- Псков (РСФСР);
- Севастополь (РСФСР);
- Воронеж (РСФСР);
- Новгород, ныне Великий Новгород (РСФСР);
- Великие Луки (РСФСР);
- Калинин, ныне Тверь (РСФСР);
- Брянск (РСФСР);
- Орёл (РСФСР);
- Курск (РСФСР);
- Краснодар (РСФСР);
- Мурманск (РСФСР).
Восстановление каждого из этих городов было очень крупным проектом. Вновь запускались заводы и транспорт, активно строились новые здания вокзалов, почты и телефонной связи, медицинских и учебных учреждений — при этом важнейшие здания старались сделать максимально красивыми и триумфальными.
Центральные улицы крупнейших разрушенных городов были практически полностью застроены заново в стиле сталинского неоклассицизма (ампира). Именно этот стиль и именно послевоенная застройка до сих пор определяют облик центра Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Мурманска. В этих городах были сформированы прекрасные новые архитектурные ансамбли, ставшие вершиной развития советской архитектуры.
Постепенно возрождались из руин и важнейшие архитектурные памятники. Реставрация старинных дворцов и храмов стала исключительно важным поворотом в отношении к историческому наследию в СССР, где до этого культурные памятники намеренно уничтожались. Некоторые крупнейшие объекты, разрушенные в войну, продолжают восстанавливаться до сих пор — наиболее известны в этом отношении дворцово-парковые ансамбли в пригородах Петербурга-Ленинграда: Петергоф (Петродворец), Царское село (Пушкин), Павловск, Стрельна и Гатчина.
Преобразование природы лесостепной и степной зоны
См. раздел Сельское хозяйство.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ)
- ↑ См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ.
- ↑ См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ.
- ↑ Туапсинский крекинг-завод был эвакуирован большей частью в Красноводск.
- ↑ Первоначально завод перерабатывал мазут, затем нефть.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|