Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 14 октября 1964 года по 9 апреля 1971 года.

Границы периода обусловлены приходом к от власти и окончанием XXIV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план IX пятилетки.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).


Крупнейшие корабли и суда

Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988 г.

Противолодочные (вертолётоносные) крейсера проекта 1123 типа «Москва»

К началу 1960-х выяснилось, что для охраны соединений кораблей советского флота и борьбы с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами необходимо постоянно держать в воздухе противолодочные вертолеты, причем размещение их по одному-двум на крупных кораблях никак не может обеспечить базировние нужного количества вертолетов. В связи с этим были созданы корабли проекта 1123, передняя часть которых соответствовала обычному противолодочному кораблю с управляемым зенитным и противолодочным ракетным оружием, а всю заднюю часть занимала обширная полетная палуба, предназначенная для базирования 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Эти корабли стали первыми авианесущими кораблями спецпостройки в нашей стране и находились в составе советского и российского флота вплоть до середины 1990-х гг.

Всего было построено два корабля серии, оба они вошли в строй в это время:

  • «Москва» — заложен в 1962 г., спущен на воду 14 января 1965 года, введен в строй 25 декабря 1967 года.
  • «Ленинград» — заложен 15 января 1965 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, введен в строй 22 апреля 1969 года.

Третий корабль серии разобран до закладке на стапеле в связи с переходом к строительству более совершенных тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев».

Подводный крейсер К-222 (бывший К-162), 1983

Ракетный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»

Построенная в единственном экземпляре самая быстрая и по сей день подводная лодка в мировой истории развила на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч), что примерно соответствует скорости торпед того времени. При проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль разрабатывался долго и являся, в некотором роде, демонстратором технологий. Основное вооружение опдводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом. Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. В целом из-за огромного количества технических новшеств корабль получился эпически дорогим, за что получил неофициальное прозвище «Золотая рыбка».

Корабль был заложен 28 декабря 1963 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 21 декабря 1968 года, введен в строй 31 декабря 1969 года. В 1978 году тактический номер корабля был изменён на К-222.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А «Навага»

Подводный крейсер проекта 667А на почтовой мареке
Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 667А или 667АУ, 1977

Первые отечественные подводные ракетоносцы второго поколения пришли на смену атомным подводным лодкам проекта 658. Новые субмарины несли уже не три, а 16 ракет жидкостных средней дальности Р-27. В это время было построено 20 подводных крейсеров этого типа:

  • К-137 («Ленинец») — Заложен 4 ноября 1964 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 11 сентября 1966 года, введён в строй 6 ноября 1967 года. Почётное наименование «Ленинец» присвоено 11 апреля 1970 года и упразднено 3 июня 1992 года. В 1983…1985 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».[1]
  • К-140 — Заложен 19 сентября 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 августа 1967 года, введён в строй 30 декабря 1967 года. С 1972 по 1979 год прошел модернизацию по проекту 667АМ под ракетный комплекс Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31.
  • К-26 — Заложен 30 декабря 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 декабря 1967 года, введён в строй 3 сентября 1968 года.
  • К-32 — Заложен 25 февраля 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1968 года, введён в строй 26 октября 1968 года.
  • К-216 — Заложен 6 июня 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 6 августа 1968 года, введён в строй 27 декабря 1968 года.
  • К-207 — Заложен 4 ноября 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 20 сентября 1968 года, введён в строй 30 декабря 1968 года.
  • К-210 — Заложен 16 декабря 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 29 декабря 1968 года, введён в строй 6 августа 1969 года.
  • К-249 — Заложен 18 марта 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 30 марта 1969 года, введён в строй 27 сентября 1969 года.
  • К-253 — Заложен 26 июня 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 5 июня 1969 года, введён в строй 28 ноября 1969 года. В 1984…1988 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-395 — Заложен 8 сентября 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 28 июля 1969 года, введён в строй 5 декабря 1969 года. В 1988…1991 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-399 — Заложен 23 февраля 1968 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 23 июня 1969 года, введён в строй 24 декабря 1969 года.
  • К-408 — Заложен 20 января 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 10 сентября 1969 года, введён в строй 25 декабря 1969 года.
  • К-411 («Оренбург») — Заложен 25 мая 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 января 1970 года, введён в строй 31 августа 1970 года. Позднее был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок, имя собственное получил 8 сентября 1998 года.[2]
  • К-418 — Заложен 29 июня 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 14 марта 1970 года, введён в строй 22 сентября 1970 года.
  • К-420 — Заложен 12 октября 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1970 года, введён в строй 29 октября 1970 года. В 1980…1985 гг переоборудована в носитель сверхзвуковых стратегических крылатых ракет «Метеорит-М».
  • К-423 — Заложен 13 января 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 7 апреля 1970 года, введён в строй 13 ноября 1970 года. В 1983…1986 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-434 — Заложен 23 февраля 1969 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 мая 1970 года, введён в строй 30 ноября 1970 года.
  • К-426 — Заложен 17 апреля 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 28 августа 1970 года, введён в строй 22 декабря 1970 года.
  • К-236 — Заложен 6 ноября 1969 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 4 августа 1970 года, введён в строй 27 декабря 1970 года.
  • К-415 — Заложен 4 июля 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 26 сентября 1970 года, введён в строй 30 декабря 1970 года.

Подводные крейсера этого проекта строились и позднее.

Большие подводные лодки (атомные многоцелевые) проекта 671 «Ёрш»

  • К-38 - заложен 12.04.1963, спущен на воду 28.07.1966, введен в строй 05.11.1967 г.
  • К-69 - заложен 31.01.1964, спущен на воду 22.12.1967, введен в строй 06.11.1968 г.
  • К-147 - заложен 16.09.1964, спущен на воду 17.06.1968, введен в строй 25.12.1968 г.
  • К-53 - заложен 16.12.1964, спущен на воду 15.03.1969, введен в строй 30.09.1969 г.
  • К-306 - заложен 20.03.1968, спущен на воду 04.06.1969, введен в строй 04.12.1969 г.
  • К-323 «50 лет СССР» - заложен 05.07.1968, спущен на воду 14.03.1970, введен в строй 29.10.1970 г.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

Корабли проекта 1134-А проектировались на основе ракетных крейсеров проекта 1134 с достаточно существенными доработками - отчасти изменены были даже обводы и размеры корпуса, а также возросло водоизмещение. Основные же изменения коснулись состава вооружения, противолодочная и противовоздушная составляющая которых были значительно усилены, за счет учтановки на кораблях вновь разработанных комплексов вооружения. Противокорабельное вооружение при этом осталось прежним, поэтому эти корабли до конца своей службы классифицировались как большие рпотиволодочные из-за явного перекоса вооружения в сторону соответствующих свойств. В это время были введены в строй головной и первый серийный корабли проекта:

  • «Кронштадт» - заложен 30 ноября 1966 года, спущен на воду 10 февраля 1968 года, введен в строй 29 декабря 1969 года.
  • «Адмирал Исаков» - заложен 15 января 1968 года, спущен на воду 22 ноября 1968 года, введен в строй 28 декабря 1970 года.

Остальные 8 кораблей этого проекта вводились в строй позднее.

Ракетный крейсер «Веце-адмирал Дрозд» пр. 1134

Большие противолодочные корабли (ракетные крейсера) проекта 1134

Корабли, которые по замыслу создателей проекта должны были соединить в себе противолодочную и противовоздушную мощь противолодочных кораблей предыдущих серий с мощным противокорабельным ракетным комлексом крейсеров проекта 58. Изначально, по-видимому из-за нелюбви Н.С. Хрущева к крейсерам, классифицировались как большие противолодочные корабли, позднее с 1977 г. были переклассифицированы в ракетные крейсера. Являлись первыми отечественными кораблями на которых постоянно базировался противолодочный вертолёт. Все 4 корабля серии были построены в этот период:

  • «Адмирал Зозуля» — заложен 26 июля 1964 года, спущен на воду 17 октября 1965 года, введен в строй 5 октября 1967 года.
  • «Владивосток» — заложен 24 декабря 1964 года, спущен на воду 1 августа 1966 года, введен в строй 1 августа 1968 года.
  • «Вице-адмирал Дрозд» — заложен 26 октября 1965 года, спущен на воду 18 ноября 1966 года, введен в строй 27 декабря 1968 года.
  • «Севастополь» — заложен 8 июня 1966 года, спущен на воду 28 апреля 1967 года, введен в строй 25 сентября 1969 года.

От дальнейшего строительства изначально планировавшейся серии из 10-ти крейсеров отказались в пользу усовершенствованного больших противолодочных кораблей проекта 1134-А.

Крейсер «Варяг» пр. 58

Ракетные крейсера проекта 58

Ракетные крейсера, переклассифицированные из эсминцев, головным в серии которых был введенный в строй ранее «Грозный». В это время были построены все три серийных крейсера этого проекта:

  • «Адмирал Фокин» — заложен 5 октября 1960 года, спущен на воду 5 ноября 1961 года, введен в строй 28 ноября 1964 года.
  • «Адмирал Головко» — заложен 20 апреля 1961 года, спущен на воду 18 июня 1962 года, введен в строй 30 декабря 1964 года.
  • «Варяг» — заложен 13 октября 1961 года, спущен на воду 7 апреля1963 года, введен в строй 20 июля1965 года.

Крупнейшие мосты

Саратовский мост

Автодорожный мост общей длиной 2825,8 м был завершён в 1965 году и на момент открытия являлся самым длинным мостом в Европе.

Тепловая энергетика

Конаковская ГРЭС, 2007

Конаковская ГРЭС имени 50-летия СССР

Крупная тепловая электростанция на газе с восемью энергоблоками общей мощностью 2,5 ГВт была построена на берегу Иваньковского водохранилища в г. Конаково Калининской (ныне Тверской) области. Первый энергоблок введен в строй в 1965 году, полностью станция достроена в 1969 году.

Особенностью внешнего вида станции является использование двух её труб в качестве опор линий электропередач.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.