Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 марта 1976 года по 10 ноября 1982 года.

Границы периода обусловлены окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьезными проблемами Л.И. Брежнева со здоровьем и его смертью.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Второй в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Заложен 28 декабря 1972 года, спущен на воду 30 сентября 1975 года, веден в строй 27 сентября 1978 года.

После вывода из состава флота в 1994 г. продан на металл в Южную Корею, оттуда перепродан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.

Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)

Головная в серии крупнейших когда либо построеных подводных лодок — атомный подводный крейсер ТК-208 введен в строй 29 декабря 1981 года, а 7 октября 2002 г. получил собственное имя «Дмитрий Донской» (до него имя Великого Князя Московского носило еще несколько боевых кораблей, последним из которых был герически погибший в бою в 1905 г. броненосный крейсер). Первоначально нес 20 самых больших в истории баллистических ракет для подводных лодок ракетного комплекса Д-19, чего было достаточно, для того чтобы не оставить ни одного райцентра в отдельно взятой среднего размера стране. С 1992 г. классифицируется как тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения. В 1989…2002 гг модернизирован по проекту 941УМ, в результате чего был первым оснащен ракетами «Булава» для проведения их испытаний.

Позднее строились серийные крейсера этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)

Первый в серии тяжелых атомных крейсеров проекта 1144, являющихся самыми мощными неавианесущими надводными кораблями в мире с послевоенного времени по настоящее время (2013 г.). В англоязычной литературе вследствие несопоставимости с другими современными им крейсерами по размеру и силе вооружения эти корабли классифицируются как линейные крейсера (battlecruisers) по аналогии с соответствующим классом боевых кораблей, популярным в 1910-х гг. Заложен 26 марта 1973 года, спущен на воду 27 декабря 1977 года, веден в строй 30 декабря 1980 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Ушаков».

Атомный ледокол «Сибирь» у дрейфующей полярной станции Северный Полюс-27, 1987

Еще три корабля этого типа были построены позднее.

Атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика»

Второй (после ледокола «Арктика») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути. Строился на Балтийском заводе в Ленинграде, введен в строй 28 декабря 1977 года.

Ледоколы этого проекта строились и позднее.

Подводные крейсера проекта 667БДР «Кальмар»
Пуск ракет «Кальмара» глазами американского художника, 1987

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»

Подводные стратегические ракетоносцы этого проекта отличались от предыдущих модификаций этого проекта 667Б «Мурена» и 667БД «Мурена-М» применением более совершенного ракетного комплекса, оснащенного разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением, 16 ракет которого можно было запустить в одном залпе. Также были выполнены многочисленные улучшения других бортовых систем. Все 14 атомных подводных крейсеров этого проекта были построены в это время (имена собственные получены гораздо позднее):

  • К-424 — Заложен 30 января 1974 года, спущен на воду 31 декабря 1975 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-441 — Заложен 7 мая 1974 года, спущен на воду 25 мая 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-449 — Заложен 19 ноября 1975 года, спущен на воду 29 июля 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
  • К-506 («Зеленоград») — Заложен 29 декабря 1975 года, спущен на воду 26 марта 1979 года, введен в строй 30 ноября 1979 года.
  • К-455 — Заложен 16 октября 1976 года, спущен на воду 16 февраля 1977 года, введен в строй 30 августа 1977 года.
  • К-490 — Заложен 6 ноября 1976 года, спущен на воду 21 марта 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
  • К-487 — Заложен 9 декабря 1976 года, спущен на воду 4 июня 1977 года, введен в строй 27 декабря 1977 года.
  • К-496 («Борисоглебск») — Заложен 23 мая 1978 года, спущен на воду 13 сентября 1978 года, введен в строй 30 августа 1979 года.
  • К-129 (КС-129 «Оренбург») — Заложен 9 апреля 1979 года, спущен на воду 15 апреля 1981 года, введен в строй 5 ноября 1981 года.
  • К-211 («Петропавловск-Камчатский») — Заложен 19 апреля 1979 года, спущен на воду 13 декабря 1979 года, введен в строй 28 августа 1980 года.
  • К-433 («Святой Георгий Победоносец») — Заложен 24 августа 1979 года, спущен на воду 20 июня 1980 года, введен в строй 15 декабря 1980 года.
  • К-223 («Подольск») — Заложен 19 ноября 1979 года, спущен на воду 30 апреля 1980 года, введен в строй 25 декабря 1980 года.
  • К-44 («Рязань») — Заложен 31 января 1980 года, спущен на воду 19 января 1982 года, введен в строй 17 сентября 1982 года.
  • К-180 — Заложен 27 апреля 1980 года, спущен на воду 8 ноября 1980 года, введен в строй 25 августа 1981 года.

Позднее строились более совершенные субмарины этого семейства — подводные крейсера проекта 667БДРМ «Дельфин».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»

Несмотря на то, что в это время в Северодвинске уже строилась заметно более совершенная модификация этих подводных крейсеров, в Комсомольске-на-Амуре еще около двух лет продолжалось строительство подводных лодок позапрошлой серии, строившихся с начала 1970-х. Это, по-видимому, было связано с необходимостью скорейшего достижения ядерного паритета в условиях, когда именно подводные лодки этого типа стали первыми способными нести дежурство у своих берегов не подвергаясь черезмерному риску со стороны сил противолодочной обороны потенциальных противников. Всего в этот период было введено в строй пять кораблей этого типа:

  • К-497 — Заложен 21 февраля 1975 года, спущен на воду 29 апреля 1976 года, введен в строй 31 октября 1976 года.
  • К-500 — Заложен 25 июля 1975 года, спущен на воду 14 июля 1976 года, введен в строй 19 декабря 1976 года.
  • К-512 — Заложен 21 января 1976 года, спущен на воду 26 сентября 1976 года, введен в строй 18 августа 1977 года, в 1988 году получил имя «70 лет ВЛКСМ».
  • К-523 — Заложен 01 июля 1976 года, спущен на воду 03 мая 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
  • К-530 — Заложен 05 ноября 1976 года, спущен на воду 23 июля 1977 года, введен в строй 28 декабря 1977 года.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира»

Единственные в мире серийные атомные подводные лодки, использовавшие высокоэффективные атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, что сделало их самыми быстрыми серийными подводными лодками вмех времён в мире. Не считая [корабля проекта 705], введенного в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок, строившихся по улучшенному проекту 705К, были введены в строй в этот период:

  • К-123 — Заложен 22 декабря 1967 года, спущен на воду 4 апреля 1976 года, введен в строй 12 декабря 1977 года.
  • К-316 — Заложен 26 апреля 1969 года, спущен на воду 25 июля 1974 года, введен в строй 30 сентября 1978 года.
  • К-432 — Заложен 12 ноября 1967 года, спущен на воду 3 ноября 1977 года, введен в строй 31 декабря 1978 года.
  • К-373 — Заложен 26 июня 1972 года, спущен на воду 19 апреля 1978 года, введен в строй 29 декабря 1979 года.
  • К-493 — Заложен 21 января 1972 года, спущен на воду 21 сентября 1980 года, введен в строй 30 сентября 1981 года.
  • К-463 — Заложен 26 июня 1975 года, спущен на воду 30 марта 1981 года, введен в строй 30 декабря 1981 года.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

Атомные подводные лодки — охотники этого проекта представляли собой переходный этап от второго к третьему поколению атомных подводных лодок. В субмаринах этого типа оборудование и вооружение, разработанное для подводных лодок третьего поколения было размещено в корпусе отработанных в производстве подводных крейсеров проекта 671РТ «Сёмга», относившихся ко второму поколению. В результате получились достаточно дешёвые и мощные корабли, которые строились весьма крупной для атомных подводных лодок серией. В этот период были введены в строй подводных крейсера этого типа:

Подводный крейсер проекта 671РТМ «Щука» и американский патрульный самолёт у восточного побережья США, 1983
  • К-524 («60 лет шефства ВЛКСМ», «Западная Лица»)— Заложен 07 мая 1976 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 31 июля 1977 года, введён в строй 28 декабря 1977 года. С 11 октября 1982 года — «60 лет шефства ВЛКСМ», с 1998 года — «Западная Лица».
  • К-247 — Заложен 15 июля 1976 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 13 августа 1978 года, введён в строй 30 декабря 1978 года.
  • К-507 — Заложен 02 ноября 1977 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 01 октября 1978 года, введён в строй 30 ноября 1979 года.
  • К-492 — Заложен 23 февраля 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 28 июня 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
  • К-412 — Заложен 29 октября 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
  • К-254 — Заложен 24 сентября 1977 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1983 году.
  • К-502 («Волгоград») — Заложен 23 июля 1979 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 17 августа 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1992 году. С 21 марта 1999 года — «Волгоград».
  • К-527 — Заложен 28 сентября 1978 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 24 июля 1981 года, введён в строй 30 декабря 1981 года.
  • К-251 — Заложен 29 июля 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 03 мая 1980 года, введён в строй 30 сентября 1980 года.
  • К-255 — Заложен 07 ноября 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 20 июля 1980 года, введён в строй 28 декабря 1980 года.
  • К-324 — Заложен 23 февраля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 07 сентября 1980 года, введён в строй 30 декабря 1980 года.
  • К-305 — Заложен 27 июля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 17 мая 1981 года, введён в строй 30 сентября 1981 года.
  • К-355 — Заложен 31 декабря 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 08 августа 1981 года, введён в строй 29 декабря 1981 года.
  • К-360 — Заложен 09 мая 1981 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 27 апреля 1982 года, введён в строй 29 сентября 1982 года.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»

Атомные подводные лодки этого типа, вооружённые торпкедами и противолодочными ракетами предназначались прежде всего для борьбы с подводными лодкамси, а также вражескими надводными кораблями. В этот период в дополнение к трём субмаринам, введённым в строй ранее, было построено ещё четыре подводных крейсера этого проекта:

  • К-513 – Заложен 22 июля 1975 года, спущен на воду 21 августа 1976 года, введён в строй 27 декабря 1976 года.
  • К-517 – Заложен 23 марта 1977 года, спущен на воду 24 августа 1978 года, введён в строй 31 декабря 1978 года.
  • К-467 – Заложен 06 сентября 1975 года, спущен на воду 12 августа 1976 года, введён в строй 29 декабря 1976 года.
  • К-488 – Заложен 15 декабря 1976 года, спущен на воду 08 октября 1977 года, введён в строй 29 сентября (октября?) 1978 года.

Еще один корабль этого проекта (К-505) не достраивался и был разорбран на стапеле. В дальнейшем строились более совершенные подводные крейсера проекта 671РТМ.

Эскадренные миноносцы проекта 956

  • «Современный»
  • «Отчаянный»

Большие противолодочные корабли проекта 1155

  • «Удалой»
  • «Вице-адмирал Кулаков»
Большой противолодочный корабль «Петропавловск» пр.1134-Б

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б

В этот период серию из четырех ранее построенных больших противолодочных кораблей с газотубинной установкой дополнили последние три корабля, построенные по этому проекту:

  • «Петропавловск» — заложен 14 сентября 1973 года, спущен на воду 22 ноября 1974 года, введен в строй 29 декабря 1976 года.
  • «Ташкент» — заложен 22 ноября 1974 года, спущен на воду 5 ноября 1975 года, введен в строй 31 декабря 1977 года.
  • «Таллин» — заложен 5 ноября 1975 года, спущен на воду 5 ноября 1976 года, введен в строй 31 декабря 1979 года.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

Ранее уже было построено 8 кораблей этого проекта. В этот период были введены в строй последние два корабля серии:

  • «Василий Чапаев» — заложен 22 ноября 1973 года, спущен на воду 28 ноября 1974 года, введен в строй 30 ноября 1976 года.
  • «Адмирал Юмашев» — заложен 17 апреля 1975 года, спущен на воду 30 сентября 1977 года, введен в строй 30 декабря 1977 года.

Подводные лодки проекта 877

В это время было введено в строй первых два корабля очень крупной серии:

  • Б-248
  • Б-260

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре в 1983 году

Крупнейшие мосты

Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (достройка)

Совмещенный мост длиной 1435 метров, был открыт для движения поездов ранее в 1975 году. Полностью достроен мост был путём установки пролётных строений под двухполосную автодорогу в 1981 году, после чего по нему открылся проезд автотранспорта.

Димитровский мост через Обь в Новосибирске

Шестиполосный автомобильный мост через Обь строился с 1971 года. Открыт для движения мост был 4 ноября 1978 года. Длина самого моста составила 701 м при ширине 30 м, общая длина моста с подходами - около 5 км.

Стоимость проекта вместе с подходами и развязками составила 53 млн рублей, из них сам мост обошёлся в 20 млн рублей.[1]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.