Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.
Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Большой Кремлёвский дворец Московского Кремля
В 1839 году одновременно с началом строительства Храма Христа Спасителя в Московском Кремле началось строительство нового дворца, который должен был соответствовать частично возрождавшимся столичным функциям города, поскольку существовавшие в то время в Кремле дворцы явно не дотягивали уровнем до столичных. При этом в состав дворца частично вошли уже существовавшие каменные постройки, в том числе Теремной дворец и древнейшее (не считая подклета Благовещенского собора) сохранившееся здание Москвы - церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенная для вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии в 1393...1394 гг. Строительство дворца было завершено в 1849 году. После чего дворец существенно не перестраивался, за исключением двух залов переделанных для заседаний Верховного совета при Сталине и восстановленных в первоначальном виде в 1990-х. Также при советской власти снесли располагавшийся во внутреннем дворе дворца еще более древний Собор Спаса на Бору, который построил еще в 1330 году князь Иван Калита.
В настоящее время дворец используется по прямому назначению в качестве официальной парадной резиденции Президента России.
Реконструкция Гатчинского дворцово-паркового комплекса
В это время Большой Гатчинский дворец, последний раз до того серьёзно реконструировавшийся при Павле I, снова подвергся заметной реконструкции, основные этапы которой пришлись на 1844…1850 гг. Входе реконструкции были практически полностью перестроены оба каре и надстроены башни центрального корпуса дворца, а также проведён серьезный ремонт и, отчасти, перестройка его интерьеров. Также были срыты выстроены заново по старому проекту бастионы вокруг плаца дворца.[1][2]
Позднее дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны 1941...1945 гг и открылся как музей только в 1985 году, причём реставрация дворцово-паркового комплекса продолжается и поныне.
Крупнейшие корабли и суда
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Парусно-винтовой 84-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Орёл»
Заложен 14 июня 1851 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1854 г. Изначально заложенный как парусный, с июля 1852 г. достраивался как парусно-винтовой. Первый отечественный парусно-винтовой корабль специальной постройки.
Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли, реально несшие более 130 пушек, близкие по конструкции к спущенному на воду в 1841 г. линейному кораблю «Двенадцать Апостолов»:
- «Париж» — заложен 18 июня 1847 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г.
- «Великий Князь Константин» — заложен 7 мая 1850 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 29 сентября 1852 г.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.
- «Андрей» — заложен 15 ноября 1840 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 августа 1844 г.
- «Прохор» — заложен 15 января 1848 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 17 апреля 1851 г.
Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.
- «Нарва» (при закладке «Святослав») — заложен 1 сентября 1844 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1846 г.
- «Иезекииль» — заложен 1 сентября 1846 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1847 г.
- «Красный»[2] — заложен 28 апреля 1845 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1847 г.
- «Память Азова» — заложен 23 августа 1847 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1848 г.
- «Сысой Великий» — заложен 8 мая 1848 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1849 г.
- «Бородино» — заложен 20 августа 1849 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 11 мая 1850 г.
- «Вилагош» — заложен 11 июня 1850 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1851 г. Реально нес 60 пушек.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.
- «Ягудиил» — заложен 21 сентября 1839 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 17 сентября 1843 г. Реально нес 96 пушек.
- «Ростислав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 1 ноября 1844 г. Реально нес 96 пушек.
- «Святослав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 7 ноября 1845 г. Реально нес 94 пушки.
- «Храбрый» — заложен 15 июня 1841 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 25 июня 1847 г.[3]
- «Чесма» — заложен 26 июля 1842 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г. Реально нес 72 пушки.
- «Императрица Мария» — заложен 23 апреля 1849 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 9 мая 1853 г. Реально нес 90 пушек.
Железные дороги
Варшаво-Венская железная дорога
Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[4] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[5]
Санкт-Петербурго-Московская железная дорога
Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[6]
Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)
Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [7]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.
Крупнейшие мосты
Веребьинский мост
Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]
Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.
Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге
Первый постоянный мост через Большую Неву и первый в мире по-настоящему крупный разводной мост, первый из знаменитых невских разводных мостов Петербурга. Построен в 1843-1850 гг. по проекту инженера Станислава Кербедза, оформлен по проекту художника Карла Брюллова. Мост длиной 300 м имел 8 пролетов, на нем впервые в России была произведена поворотная система разводного пролета. На быке моста в 1854 г. была построена часовня по проекту архитектора А. Штакеншнейдера.
В 1855 был назван Николаевским мостом в честь императора Николая I, в 1918 г. был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в 2007 г. возвращено оригинальное название - Благовещенский мост (от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади на левом берегу Невы вблизи моста).
Мост дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х. При первой реконструкции разводным был сделан центральный пролет, составленный из двух старых пролетов (общее число уменьшено до 7), оригинальные мостовые фонари были вывезены на Марсово поле в Петербурге, а оригинальные чугунные арки моста были использованы при строительстве Нововолжского моста в Твери. [9]
Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве
Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.
В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .
Фортификационные сооружения
Реконструкция крепости Кронштадт
Крепость Севастополь (коренная реконструкция)
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное — это калька с латиницы, где нет буквы «ы», так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у города Красный. Правда, кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|