Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.

Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Большой Кремлёвский дворец Московского Кремля, 2013
Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон, 2012

Большой Кремлёвский дворец Московского Кремля

В 1839 году одновременно с началом строительства Храма Христа Спасителя в Московском Кремле началось строительство нового дворца, который должен был соответствовать частично возрождавшимся столичным функциям города, поскольку существовавшие в то время в Кремле дворцы явно не дотягивали уровнем до столичных. При этом в состав дворца частично вошли уже существовавшие каменные постройки, в том числе Теремной дворец и древнейшее (не считая подклета Благовещенского собора) сохранившееся здание Москвы - церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенная для вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии в 1393...1394 гг. Строительство дворца было завершено в 1849 году.

Впоследствии дворец существенно не перестраивался, за исключением двух залов переделанных для заседаний Верховного совета при Сталине и восстановленных в первоначальном виде в 1990-х. Также при советской власти снесли располагавшийся во внутреннем дворе дворца еще более древний Собор Спаса на Бору, который построил еще в 1330 году князь Иван Калита.

В настоящее время дворец используется по прямому назначению в качестве официальной парадной резиденции Президента России.

Большой Гатчинский дворец во второй половине XIX века

Реконструкция Гатчинского дворцово-паркового комплекса

В это время Большой Гатчинский дворец, последний раз до того серьёзно реконструировавшийся при Павле I, снова подвергся заметной реконструкции, основные этапы которой пришлись на 1844…1850 гг. Входе реконструкции были практически полностью перестроены оба каре и надстроены башни центрального корпуса дворца, а также проведён серьезный ремонт и, отчасти, перестройка его интерьеров. Также были срыты выстроены заново по старому проекту бастионы вокруг плаца дворца.[1][2]

Позднее дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны 1941...1945 гг и открылся как музей только в 1985 году, причём реставрация дворцово-паркового комплекса продолжается и поныне.

Крупнейшие корабли и суда

Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И. К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусно-винтовой 84-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Орёл»

Заложен 14 июня 1851 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1854 г. Изначально заложенный как парусный, с июля 1852 г. достраивался как парусно-винтовой. Первый отечественный парусно-винтовой корабль специальной постройки.

Линейный корабль «Париж» (картина И. К. Айвазовского, 1854 г.)

Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли, реально несшие более 130 пушек, близкие по конструкции к спущенному на воду в 1841 г. линейному кораблю «Двенадцать Апостолов»:

  • «Париж» — заложен 18 июня 1847 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г.
  • «Великий Князь Константин» — заложен 7 мая 1850 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 29 сентября 1852 г.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.

  • «Андрей» — заложен 15 ноября 1840 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 августа 1844 г.
  • «Прохор» — заложен 15 января 1848 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 17 апреля 1851 г.
Файл:Кронштадт. Военная гавань зимой.jpg
Линейные корабли (справа) и фрегаты в Кронштадте зимой (Л.Премацци, 1851 г.)

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Нарва» (при закладке «Святослав») — заложен 1 сентября 1844 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1846 г.
  • «Иезекииль» — заложен 1 сентября 1846 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1847 г.
  • «Красный»[2] — заложен 28 апреля 1845 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1847 г.
  • «Память Азова» — заложен 23 августа 1847 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1848 г.
  • «Сысой Великий» — заложен 8 мая 1848 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1849 г.
  • «Бородино» — заложен 20 августа 1849 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 11 мая 1850 г.
  • «Вилагош» — заложен 11 июня 1850 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1851 г. Реально нес 60 пушек.
Линейный корабль «Императрица Мария» (рисунок А. В. Ганзена)

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Ягудиил» — заложен 21 сентября 1839 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 17 сентября 1843 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Ростислав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 1 ноября 1844 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Святослав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 7 ноября 1845 г. Реально нес 94 пушки.
  • «Храбрый» — заложен 15 июня 1841 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 25 июня 1847 г.[3]
  • «Чесма» — заложен 26 июля 1842 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г. Реально нес 72 пушки.
  • «Императрица Мария» — заложен 23 апреля 1849 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 9 мая 1853 г. Реально нес 90 пушек.

Железные дороги

Варшаво-Венская железная дорога

Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[4] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[5]

Санкт-Петербурго-Московская железная дорога

Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[6]

Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)

Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [7]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.

Крупнейшие мосты

Веребьинский мост в 1860-х

Веребьинский мост

Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]

Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.

Благовещенский мост, начало XX в.

Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге

Первый постоянный мост через Большую Неву и первый в мире по-настоящему крупный разводной мост, первый из знаменитых невских разводных мостов Петербурга. Построен в 1843-1850 гг. по проекту инженера Станислава Кербедза, оформлен по проекту художника Карла Брюллова. Мост длиной 300 м имел 8 пролетов, на нем впервые в России была произведена поворотная система разводного пролета. На быке моста в 1854 г. была построена часовня по проекту архитектора А. Штакеншнейдера.

Благовещенский мост, 2008 г.

В 1855 был назван Николаевским мостом в честь императора Николая I, в 1918 г. был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в 2007 г. возвращено оригинальное название - Благовещенский мост (от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади на левом берегу Невы вблизи моста).

Мост дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х. При первой реконструкции разводным был сделан центральный пролет, составленный из двух старых пролетов (общее число уменьшено до 7), оригинальные мостовые фонари были вывезены на Марсово поле в Петербурге, а оригинальные чугунные арки моста были использованы при строительстве Нововолжского моста в Твери. [9]

Николаевкий цепной мост через Днепр в Киеве

Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве

Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.

В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .

Машиностроение

Оборудование мастерских Московского ремесленного учебного заведения

Механическая мастерская Московского ремесленного учебного заведения

После посещения Московского ремесленного учебного заведения Императором Николаем I, после которого им из собственных средств (бюджета Дворцового ведомства) была выделена крупная сумма на устройство механической мастерской, которая содержала бы новейшие образцы станочного оборудования тех лет. В результате, открытая в 1848 году мастерская, преобразованная позднее в Опытный завод, по свидетельствам современников стала самым технически оснащенным машиностроительным предприятием страны, что, по-видимому, потребовало весьма крупных расходов. Соответственно и сам МРУЗ с этого момента стал крупным проектом.

О серьёзности созданного завода говорит то, что он был только вторым, после завода Берда, предприятием в стране, способным выпускать паровые машины. Кроме того, мастерские в то время выпускали все виды приводов, а также сложные станки для различных отраслей промышленности, гидравлические прессы, вагонные оси и колёса, сельхозтехнику и т.д. Также показателен тот факт, что во время Крымской войны мастерские учебного заведения сумели наладить производство артиллерийских орудий с лафетами и передками, за что МРУЗ удостоился Благодарности от Императора.

Наука и образование

Московское ремесленное учебное заведение

Файл:ИМТУ (МРУЗ).jpg
Главное здание ИМТУ (ранее МРУЗ, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Основанное в 1830 году в специально перестроенном после пожара 1812 года здании бывшего Слободского дворца Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ) - ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана - в первые годы своего существования являлся, по сути, профтехучилищем для отстающих выпускников Московского воспитательного дома, частью которого оно являлось в то время. Позднее, после изменения Устава в 1844 году заведение стало фактически готовить инженеров по планам, соответствующим Санкт-Петербургскому практическому технологическому институту, однако официально дипломы соответствующего уровня стали выдавать с 1860 года, не обделив ими, впрочем, и выпускников более ранних лет.

Однако наиболее поворотной точкой в истории учебного заведения стало его посещение Императором Николаем I, после которого им из собственных средств (бюджета Дворцового ведомства) была выделена крупная сумма на устройство механической мастерской, которая содержала бы новейшие образцы станочного оборудования тех лет. В результате, открытая в 1848 году мастерская, преобразованная позднее в Опытный завод, по свидетельствам современников стала самым технически оснащенным машиностроительным предприятием страны, что, по-видимому, потребовало весьма крупных расходов. Соответственно и сам МРУЗ с этого момента стал крупным проектом. В дальнейшем наличие в составе вуза хорошо оборудованного предприятия и заложенные традиции практической работы воспитанников создало предпосылки к созданию в нём так называемой русской системы подготовки инженеров, за которую вуз, реорганизованный к тому времени в Императорское московское техническое училище, дважды удостаивался золотых медалей на Всемирных выставках в конце XIX века и которая на данный момент является практически общепринятой во всём мире. Например, на главном здании ведущего технического вуза США - Массачусетского технологического институте в Бостоне с конца XIX века висит табличка, гласящая, что курс обучения в нём соответствует таковому в Императорском московском техническом училище).

Фортификационные сооружения

Реконструкция крепости Кронштадт

В этот период продолжалось активное укрепление Кронштадтской морской крепости под непосредственным руководством и при участии, в том числе в проектировании, лично Императора Николая I.

Отдельно следует отметить, что с началом в 1854 году Крымской войны началось незапланированное крупное экстренное усиление Кронштадстской крепости.

Форт «Император Александр I»

Форт «Император Александр I»

Наиболее известный, благодаря своим грандиозным размерам и суровому виду морской форт крепости Кронштадт строился с 1838 года. Для сооружения основания форта в дно Финского залива было забито 5335 12-метровых свай, пространство между которыми заполнили бетоном. НА этом фундаменте был построен трехуровневый казематированный форт размером 60х90 метров, построенный из специального кирпича с гранитной облицовкой и способный вмещать до 1000 человек гарнизона. Передан заказчику объект был был 27 июля 1845 года.

Ныне объект также известен как «Чумной форт», потому, что после исключения его из числа оборонительных сооружений в 1896 году, в стенах форта расположили лабораторию по производству противочумной вакцины и исследованию чумы, которая после 1917 года была переведена в Саратов. На данный момент в форт проводятся экскурсии и обсуждаются планы его реконструкции под развлекательный комплекс.

Крепость Севастополь (коренная реконструкция)

[10]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное — это калька с латиницы, где нет буквы «ы», так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у города Красный. Правда, кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».