Крупные российские проекты (Владимир Ульянов (Ленин), 1917-1924)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1917–1924 годах.
Границы периода обусловлены Октябрьской революцией и приходом большевиков к власти во главе с В.И. Лениным 25 октября (7 ноября) 1917 года (начало) и смертью Вождя 21 января 1924 года (окончание периода). Следует отметить, что большую часть периода (1917–1922) в стране шла гражданская война, во время которой на местах существовали правительства, альтернативные советскому, в частности, правительства под руководством лидеров Белого движения.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Железные дороги
Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д.
Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа:
- Линия Люберцы — Арзамас – введена в строй в 1912 году;
- Линия Арзамас — Шихраны – введена в строй в 1918–1919 годах.
Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах 2012 года).
Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д.
Второй и последний участок магистрали Люберцы — Шихраны, радикально спрямляющий Московско-Казанскую железную дорогу, проходил от Арзамаса до станции Шихраны (ныне Канаш). Строился с 1913 года, после завершения линии Люберцы — Арзамас и был полностью введён в строй, по данным разных источников, в 1918–1919 годах.[1] Длина участка составляла 259 км (243 версты). Даже не учитывая магистральный характер линии и принимая стоимость дороги с военными упрощениями в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 12,15 млн золотых рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 года).
Линия Унеча — Орша
Линия вводилась в действие в два этапа:
- Участок Унеча — Коммунары длиной 77 км (72 вёрсты) – введена в строй в 1919 года;
- Участок Коммунары — Орша длиной 174 км (163 вёрсты) – введена в строй в 1923 года.
Даже принимая стоимость дороги в минимальные 50 тысяч рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 11,75 млн золотых рублей (порядка 14,5 млрд рублей в ценах 2012 годах).
Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д.
Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в 1917 году и сильно пострадавшего в Гражданскую войну проекта проводилось с 1919/1920 году и было в основном завершено в 1923 году. Не построенным остался только постоянный мост через р. Урал в Орске, который был введён в строй позднее, в 1929 году, в связи с окончанием строительства линии Золотая Сопка — Орск. В 1920–1923 годах введены в строй ещё 67 км (63 версты) дороги (участок Сара-Орск) в дополнение к 261 км уже построенным ранее на участке Оренбург-Сара. Таким образом, общая длина дороги составила 328 км (307,5 вёрст). Поэтому при фактически минимально возможной для железной дороги нормальной колеи стоимости в 50 тыс. рублей за версту в ценах 1913 г. вновь построенный участок можно грубо оценить в 3,15 млн золотых рублей (3,8 млрд рублей в ценах 2012 года). Соответственно стоимость всей дороги Оренбург-Орск, с учётом ранее построенного участка, составила 15,4 млн золотых рублей в текущих ценах (19 млрд рублей в ценах 2012 года).
Позднее на линии были проложены вторые пути.
Гидротехнические сооружения
Реконструкция Северо-Двинского канала (Канала герцога Александра Вюртембергского)
В связи с блокадой морских перевозок с началом Первой мировой войны было решено ускорить ранее запланированную реконструкцию Канала герцога Александра Вюртембергского, соединявшего Северную Двину и порт в Архангельске с основными реками центра страны, с уменьшением сроков работ за счёт увеличения их стоимости. Широкомасштабное строительство развернулось в 1916 году и к концу 1917 год работы были выполнены уже на 85 %. Далее реконструкция канала медленно продолжалась и была в целом завершена только в 1921 году, в результате чего допустимая грузоподъёмность проходящих по каналу судов возросла до 1000 тонн, при этом сам канал был переименован в Северо-Двинский.
Канал, также известный как Северо-Двинская водная система, а ранее — как Система Вюртембергского, позднее неоднократно подвергался незначительным реконструкциям, особенно во время Великой Отечественной войны, и продолжает использоваться до настоящего времени.
Мероприятия по перевооружению армии и флота
Создание новой регулярной армии (Красная Армия)
В первые месяцы после Октябрьской революции вооруженные силы советского государства состояли из Красной Гвардии и революционных солдат и матросов. В начале 1918 года в условиях Гражданской войны и внешней интервенции этих сил оказалось недостаточно для сохранения советского государства и возникла нужда в регулярной армии. 15(28) января 1918 Совнарком принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) – декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) на добровольных началах[2].
Первый массовый набор в новую армию начался 23 февраля 1918 года, на следующий день после перехода войск Германии в наступление и озвученного в связи с этим обращением В.И. Ленина «Социалистическое отечество в опасности!». В феврале 1918 года красноармейские отряды оказали решительное сопротивление германским войскам под Псковом и Нарвой. В честь этих событий 23 февраля ежегодно стал отмечаться всенародный праздник – День Красной (Советской) армии и Военно-Морского флота (позднее День защитника Отечества)[3].
В годы Гражданской войны 1918–1920 годах формирование и организация РККА и РККФ велось в исключительно трудных условиях: подорванная экономика, нехватка вооружения и обмундирования, дезорганизация ж/д транспорта и, соответственно, нерегулярное снабжение армии. Другой проблемой был набор в армию – значительная часть офицеров перешла на сторону контрреволюции, а крестьянство, разоренное Первой мировой войной, не склонно было идти добровольно в армию. В период добровольного комплектования армии (январь-май 1918) в Красную армию удалось набрать лишь 196 тысяч человек[4].
В условиях продолжавшейся Гражданской войны ВЦИК РСФСР принимает декрет «О принудительном наборе в РККА» от 29 мая 1918 года[5]. По декрету было предписано в недельный срок разработать план осуществления принудительного набора для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей – в то время не только наиболее угрожаемых областей, но и главных центров рабочего движения[6]. К концу 1919 численность Красной Армии достигла 3 млн, к осени 1920 – 5,5 млн человек, было подготовлено 40 тысяч офицеров[7].
За годы Гражданской Войны были сформированы основы военного руководства (Всероглавштаб, Реввоенсовет Республики, Полевой Штаб и т.д.) и подготовки офицеров (Всевобуч и институт военных комиссаров) в советской армии. Чрезвычайные меры по налаживанию военной промышленности и беспримерный героизм рабочего класса позволили перейти к организованному снабжению Красной Армии оружием, боеприпасами и обмундированием советского производства. И наконец сформированы основы советского военного искусства: революционная творческая активность; непримиримость к шаблону; умение определять направление главного удара; разумное сочетание наступательных и оборонительных действий; преследование противника вплоть до полного его уничтожения и др.[8]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Всероссийская Сельско-Хозяйственная и Поземельная перепись 1917 года
Перепись, выполнявшаяся при Временном правительстве с мая по октябрь 1917 года фактически в значительной степени дублировала проведённую всего годом ранее Всероссийскую Сельскохозяйственную перепись 1916 года. Причины проведения переписи, по-видимому, надо искать, с одной стороны, в идеологии февральской революции, стремившейся начать жизнь как бы с нуля, что в дальнейшем не раз повторялось, а с другой стороны — в экономических проблемах Временного правительства, которое стремительно теряло управление страной. В силу возраставшего хаоса в обществе, длительных сроков проведения и массовых отказов от участия в переписи её результаты получились не очень качественными, однако они были получены в достаточно большом объёме. Обработка же результатов переписи и их публикация проводились уже при советской власти до 1923 года.
Перенос столицы из Петрограда в Москву (1918)
Москва на протяжении многих веков была столицей России[2], пока в начале XVIII века (1710–1712) она не была перенесена в Санкт-Петербург (с 1914 года Петроград). После победы Октябрьской революции руководство новой страной осталось на старом месте, ибо в Петрограде располагались все центральные министерства и ведомства и сходились все нити управления Россией[9].
Необходимость переноса столицы в Москву возникла из-за обстановки на фронтах Гражданской войны – город был практически на самой внешней границе новой Советской России, возле которой были сосредоточены существенные силы немецких войск[10]. Переезд был осуществлен в обстановке полной секретности в ночь с 10 на 11 марта 1918 года – сначала переехали Совнарком и ЦК РКП(б). В июле того же года созванный в Москве Пятый Всероссийский съезд Советов принял первую советскую конституцию – все последующие съезды проходили также в Москве. В годы Гражданской войны Москва стала центром, откуда большевики во главе с В.И. Лениным руководили борьбой против белогвардейцев и интервентов[11].
Всероссийская перепись населения и сельскохозяйственная перепись 1920 года
Переписи, выполнявшиеся по факту в виде единого мероприятия, по состоянию на 28 августа 1920 года в сентябре-октябре того же года не являлись всеобщими, так как не охватывали регионы, в которых ещё не была прочно установлена советская власть (Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа, Средняя Азия). Сельскохозяйственная перепись по форме была аналогична переписям 1916 и 1917 годов, преследуя, очевидно цель выявить изменения в связи с ещё одной революцией.
Выборы во Всероссийское учредительное собрание
Подготовленные Временным правительством выборы во Всероссийское учредительное собрание, которое должно было установить новые формы управления государством, долгое время откладывались в связи с желанием провести Всероссийское учредительное собрание на фоне победы в Первой мировой войне, которая, как было понятно всем разбирающимся в вопросе, была уже не за горами. Однако развал страны, всё более усиливавшийся со времени Февральской революции потребовал ускорения проведения выборов, которые в конце концов были назначены на 12 (25) ноября 1917 года и проведены, таким образом, уже после захвата власти большевиками, которые, однако, не получили на этих выборах большинства. Несмотря на то, что выборы в реальности растянулись на несколько месяцев и были проведены не повсеместно, они, как показывает опыт проведения последующих мероприятий такого рода, при отсутствии отлаженной системы выборов и учитывая не только государственные, но и партийные расходы, однозначно тянули по стоимости на крупный проект.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Одним из названий России в допетровский период было Московское царство, которое употреблялось как название одной из частей страны (бывшее Московское княжество, ныне Подмосковье), так и для обозначения страны в целом.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|