Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 10 февраля 1984 года по 10 марта 1985 года.

Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью Константина Устиновича Черненко.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Космонавтика и ракетная техника

Двигатель РД-170 в музее, 2016

Ракетный двигатель РД-170 — начало серийного производства

В это время в середине 1984 года[2] проект создания самого мощного в истории Человечества и на конец 2010-х жидкостного реактивного двигателя был частично завершён началом серийного производства лётных экземпляров. Четырёхкамерный кислородно-керосиновый ракетный двигатель закрытой схемы, предназначенный для использования в немного отличающихся модификациях в составе первых ступеней ракет «Зенит» и «Энергия» разрабатывался с 1976 года в рамках программы «Энергия-Буран». Его создание было связано с большими трудностями из-за близких к предельным для того момента времени параметрам мощности турбонасосного агрегата и давления в камере сгорания. В результате, параметры двигетеля получились настолько хороши, что на его основе впоследствии были сделаны экспортный двигатель РД-180 для ракеты Атлас-5 (США) и двигатель РД-191 для ракет семейства «Ангара».

Полностью проект был завершён позднее, с проведением лётных испытаний двигателя.

Международный проект «Венера — Галлей» — запуск космических аппаратов

В декабре 1984 года были запущены два идентичных космических аппарата Вега-1 и Вега-2 (сокращение от «Венера» и «Галлей»), содержавших, помимо прочего, посадочные и аэростатные зонды для исследования планеты Венера, после пролёта которой они должны были пролететь мимо ядра кометы Галлея, что и было с успехом выполнено, но уже позднее.

Проект выполнялся с участием в научной программе учёных из-за рубежа, в том числе и западных стран, что на то время было вновинку. При этом очевидно, что к моменту запуска космических аппаратов основная часть затрат по проекту была уже проведена.

РЛС «Дарьял» у г. Куткашен (с 1991 - Габала)

Радиолокационная станция «Дарьял» в Куткашене

Радиолокационная станция (РЛС) одного из самых дорогих в истории проектов согласно иностранным источникам[3] строилась со второй половины 1970-х годов и вошла в строй 19 февраля 1985 года. Радиолокатор, позднее известный как Габалинская РЛС, предназначался для использования в составе Системы предупреждения о ракетном нападении и состоял из двух частей — излучающей и приёмной, которые были частично совместимы с РЛС раннего предупреждения более ранних типов и потому могли заменять их по частям. Станция стала второй РЛС этого типа и, как случилось, последней из полностью вступивших в строй. Ещё шесть строившихся радиолокационных станций этого типа введены в строй не были в основном из-за процессов, связанных с развалом СССР.

Состоявшая из двух очень крупных и множества более мелких зданий и огромного количества аппаратуры стационарная РЛС отличалась большой потребляемой и излучаемой мощностью, циклопическими размерами (размер антенны передающей части 40х40, а приёмной 100х100 метров[4]) и высокой стоимостью, которая позднее оценивалась в 20 млрд рублей в ценах 2005 года (то есть порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 года). Станция, оказавшаяся после 1991 года на территории Азербайджана проработала под управлением российских вооружённых сил до 2012 года, после чего всё оборудование с неё было вывезено, поскольку станция устарела, а увеличенная цена аренды не настолько устроила Россию, чтобы проводить её дорогостоящую модернизацию.

Стартовый и технический комплексы ракеты «Зенит» на Байконуре — пусковой минимум

В это время, по всей видимости, был частично введён в строй обеспечивавший запуски ракет уже с апреля 1985 года уникальный по уровню автоматизации комплекс наземного оборудования ракеты среднего класса «Зенит-2» на космодроме Байконур. Комплекс, предназначенный для того, чтобы в случае чего буквально наводнить ближний космос отечественными военными спутниками, был способен запускать одну за другой целую серию ракет с грузоподъёмностью почти вдвое превышающей таковую у «Союза» тех времён с промежутком всего в несколько часов. Для сравнения: значительная часть стартовых комплексов и в XXI веке, например у индийской ракеты GLSV, рассчитаны на запуск не более двух ракет в год. Полностью комплекс, включая второй стартовый стол, по всей видимости, был достроен позднее.

Авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Самый тяжёлый среди боевых самолётов в мире, а также обладатель массы других рекордов, прозванный среди русских лётчиков и любителей авиации «Белым лебедем». Разрабатывался с 1969 года и был поставлен на вооружение в 1987 году, однако, как часто случалось в отечественной практике, формальной постановке на вооружение предшествовало несколько лет, когда самолёт уже серийно выпускался и фактически поставлялся в войска, поэтому, по-видимому, правильнее будет считать основной датой начало их серийного производства в 1984 году.

Гораздо позднее была создана глубоко модернизированная версия этого самолёта.

Вертолёт Ми-26

Военно-транспортный вертолёт Ми-26 и тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26Т

В это время началось серийное производство самого крупного в мире серийного вертолета в военном варианте Ми-26, принятом на вооружение в 1985 году, с 1984 года и в гражданском варианте Ми-26Т, выпускавшемся с 12 января 1985 года, что ознаменовало фактическое завершение проекта, разрабатывавшегося ещё с 1972 года, изначально в гражданском варианте.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Крупнейшие корабли и суда

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-12 («Симбирск»)

Третий из серии крупнейших в истории подводных кораблей (ранее был построены два корабля проекта). Заложен 19 апреля 1980 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 17 декабря 1983 года, введён в строй 26 декабря 1984 года. В 2001 году получил наименование «Симбирск».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986

В дальнейшем было введено в строй еще три корабля этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)

Второй в серии тяжёлых атомных крейсеров проекта 1144 (ранее был введён в строй головной крейсер проекта). Заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введён в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».

Ещё два крейсера этого типа были построены позднее.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 («Имени XXVI съезда КПСС», «Верхотурье») проекта 667БДРМ «Дельфин»

Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» — значительно улучшенной и доведённой фактически до параметров третьего поколения версии ракетных подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар». Заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС», спущен на воду 7 марта 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года, 9 февраля 1999 года переименован в «Верхотурье».

Ещё шесть подводных крейсеров этого проекта было построено позднее.

Атомная подводная лодка К-239, 1984

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-239 («Карп») проекта 945 «Барракуда»

Первая из отечественных подводных лодок-охотников третьего поколения К-239 обладала с корпусом из титанового сплава. Корабль был заложен 20 июля 1979 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), спущен на воду 29 июля 1983 года, введён в строй 29 сентября 1984 года. С 3 июня 1992 года переименован в Б-239, а с 6 апреля 1993 года получил наименование «Карп».

Ещё одна подводная лодка этого проекта была построена позднее, а параллельно началось строительство её более дешёвых стальных аналогов проекта 971 «Щука-Б».

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», 1994

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-284 («Акула») проекта 971 «Щука-Б»

Головная подводная лодка нового проекта третьего поколения, представлявшего собой бюджетный — в стальном корпусе — вариант проекта атомной многоцелевой подводной лодки 945 «Барракуда». Заложен на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 ноября 1983 года, спущен на воду 16 июня (по другим данным 27 июля) 1984 года, введён в строй 30 декабря 1984 года. Получил наименование «Акула» 13 апреля 1993 года.

Позднее было построено ещё 14 подводных лодок этого проекта.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

В этот период в дополнение к восемнадцати, построенным ранее, были введены в строй последние два подводных крейсера-охотника проекта 671РТМ «Щука»:

В дальнейшем подводные лодки этого типа достраивались и строились по улучшенному проекту 671РТМК, отличавшемуся возможностью применения крылатых ракет.

Эскадренный миноносец «Осмотрительный», 1989

Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 956 «Сарыч»

Эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» также известного как тип «Современный». Ранее было построено три эсминца этого типа. Заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 27 октября 1978 года, спущен на воду 24 апреля 1982 года, введён в строй 30 сентября 1984 года.

БПК «Адмирал Спиридонов», 1986

Корабли этого проекта строились и позднее.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Спиридонов»

Океанский боевой корабль, оснащённый мощным противолодочным вооружением. Четыре корабля этого проекта было построено ранее. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 11 апреля 1982 года, спущен на воду в феврале 1983 года, введён в строй 30 декабря 1984 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» проекта 11351 «Нерей»

В это время на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Н. Е. Бутомы в дополнение к введённому в строй ранее головному кораблю, был введён в строй первый серийный корабль проекта 11351. Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» был заложен 20 января 1983 года, спущен на воду 02 марта 1984 года и введён в строй 29 декабря 1984 года.

Строительство кораблей этого проекта продолжалось и позднее.

Большой разведывательный корабль «Прибалтика» проекта 1826 «Рубидий»

В это время в дополнение к двум ранее построенным кораблям этого проекта на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был завершён корабль «Прибалтика», введённый в эксплуатацию 28 июля 1984 года.[5]

Ещё один корабль этого проекта был введён в строй позднее.

Подводные лодки проекта 877

Подводная лодка Б-402 «Вологда», 2007

В крупной серии отечественных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус», также известного как «Варшавянка», пять кораблей, которой были построены ранее, в это время было введено в строй ещё три корабля:

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Железные дороги

Электрификация линии Аргыз — Шемордан Горьковской железной дороги

В 1984 году вероятнее всего в это время была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Аргыз — Шемордан Горьковской железной дороги длиной 196 км.[6]

Электрификация линии Белогорск — Шимановская Забайкальской железной дороги

В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Белогорск — Шимановская Забайкальской железной дороги длиной 142 км.[7] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.

Электрификация линии Карымская — Шилка Забайкальской железной дороги

В 1984 году была завершена электрификация переменным напряжением 25 кВ линии Карымская — Шилка Забайкальской железной дороги длиной 151 км.[8] Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.

Электрификация линии Вагай — Ишим Свердловской железной дороги

Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 143 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень — Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[9]

Электрификация линии Ишим — Называевская Западно-Сибирской железной дороги

Электрификация постоянным напряжением 3 кВ участка длиной 136 км была введена в строй в 1984 году. Проект, по-видимому, являлся частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень — Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[10]

Завершение электрификации линии Тюмень — Омск

В этот период завершилась электрификация постоянным напряжением 3 кВ электрификация одной из основных магистралей Западной Сибири, прилегающая к Омску часть которой была электрифицирована ранее в 1956 году. Проект являлся частью проекта электрификации Транссибирской магистрали. В этот период электрификация линии включала следующие этапы:

Автомобильные дороги

Транскавказская автомагистраль — первый пусковой комплекс

Дорога, напрямую соединявшая Северную и Южную Осетию через Главный Кавказский хребет, обсуждалась ещё в XIX веке, а первое постановление о начале её строительства вышло ещё в 1930 году. Однако активное строительство магистрали началось в сентябре 1976 года. Дорога была введена в эксплуатацию в объёме первого пускового комплекса 27 ноября 1984 года, а официально её строительство было завершено только позднее в 1986 году.[11] Одновременно с первой очередью дороги был введён в строй и расположенный на ней Рокский тоннель — самый длинный на тот момент в СССР из автодорожных тоннелей.

Считается, что на сроки ввода в строй отрицательное влияние оказал фактический саботаж стройки со стороны некоторых организаций Грузинской ССР, уже в то время сильно поражённых националистическими настроениями.

Линии метрополитена

Станция Площадь Ленина Волгоградского метротрама

Волгоградский скоростной трамвай

Скоростной трамвай, также известный как метротрам был открыт в Волгограде 5 ноября 1984 года в виде одной линии с 19 станциями. При этом, несмотря на то, что основная часть станций была переделана из обычных трамвайных проект однозначно относится к крупными, поскольку две станции — «Комсомольская» и «Площадь Ленина» были построены подземными мелкого заложения по стандартам метрополитена, что позволяет легко переделать их в будущем в станции метро, а ещё одна станция — «Пионерская» была построена на эстакаде высотой до 15 метров.

В целом линия интересна тем, что её туннели на одном из подземных участков меняются местами без непосредственного пересечения.[12]

Позднее, в 2011 году была введена в строй вторая очередь Волгоградского скоростного трамвая.

Станция Октябрьская Минского метро, 2011

Минский метрополитен

Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями.

Минский метрополитен достраивался и позднее.

Узбекистанская линия Ташкентского метрополитена

В составе недавно открытого Ташкентского метрополитена 8 декабря 1984 года появилась вторая — Узбекистанская или синяя — линия. Первоначально линия была открыта в составе пяти станций на участке Гафура Гуляма — Ташкент.

Ташкентский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция Исторический музей Харьковского метро

Салтовская линия Харьковского метрополитена

В это время в развивавшемся и ранее Харьковском метрополитене была открыта вторая — Салтовская, она же синяя, — линия. В состав линии, открытой 11 августа 1984 года вошёл участок Исторический музей — Барабашова (ныне Академика Барабашова) с пятью новыми станциями.

Харьковский метрополитен развивался и позднее.

Участок Республиканский стадион — Дзержинская Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена

Первый с брежневских времён участок Республиканский стадион (ныне Олимпийская) — Дзержинская (ныне Лыбедская) Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метрополитена с двумя новыми станциями был открыт 30 декабря 1984 года.

Киевский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция Орехово Московского метро, 2010

Участок Каширская — Орехово Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Участок Московского метрополитена, развивавшегося как ранее, так и позднее этого периода, Каширская — Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года.

С момента открытия этого участка Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворецкая) линия длительное время разделялась на две ветки, начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская — Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию.

Крупнейшие тоннели

Байкальский тоннель

Однопутный железнодорожный тоннель длиной основного ствола 6685,6 м (со вспомогательными выработками 7642,5 м) на участке Лена — Нижнеангарск Байкало-Амурской магистрали строился с 1974 года и 29 октября 1984 года был принят во временную эксплуатацию на тепловозной тяге. Позднее, 31 декабря 1985 года в рамках проекта электрификации всего участка Лена — Нижнеангарск тоннель был окончательно принят в постоянную эксплуатацию на электровозной тяге.

Тоннель строился в зоне высокой сейсмической активности на границе Иркутской области и Бурятской АССР в практически необжитых местах, поэтому для его строительства пришлось строить специальные посёлки Даван, Гоуджекит и Гранитный. Также тоннель отличало то, что из-за сурового местного климата он стал первым в стране, оснащённым воротами, открывающимися только при проходе поездов.

Позднее, в 2014 году стартовало строительство второй нитки тоннеля.

Рокский тоннель

Крупнейший в СССР на тот момент автодорожный тоннель длиной 3730 м с технической штольней длиной 3805 метров был введён в строй 27 ноября 1984 года вместе с первым пусковым комплексом Транскавказской автомагистрали. Тоннель располагается на высоте более 2 км под Рокским перевалом Главного Кавказского хребта.

В 2010 году началась коренная реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскама.

Советская почтовая марка, посвящённая газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983

Трубопроводы

Газопровод Уренгой — Помары — Ужгород

Экспортный газопровод общей длиной 4451 км строился в 1981…1983 гг., введён в строй в апреле 1984 года[13]. Газопровод являлся советской частью грандиозной газотранспортной системы, впервые связавшей Сибирь с Западной Европой. Строительство газопровода всячески сдерживалось со стороны США, однако свои экономические интересы страны Западной Европы в тот раз сумели отстоять.

В отличие от современных российских проектов, ввиду отсутствия в СССР необходимого производства, которое было создано только в 2000-х, газопровод возводился с широким использованием импортных западноевропейских труб и компрессоров, поскольку своё производство только создавалось, а США наложили эмбарго на поставки соответствующего оборудования.

Конденсатопровод Уренгой — Сургут

Конденсатопровод длиной 820 км, предназначенный для транспортировки деэтанизированного газового конденсата с месторождений под Новым Уренгоем на строившийся параллельно Завод по стабилизации конденсата в Сургуте, строился с 1983 года и был введён в строй в конце 1984 года. Проект являлся частью более крупного проекта освоения валанжинских залежей Уренгойского месторождения.[14]

Позднее была построена вторая нитка конденсатопровода.

Гидроэнергетика

Верхнетериберская ГЭС — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция с одним гидроагрегатом мощностью 130 МВт строилась на реке Териберка с 1976 года. Запущен гидроагрегат был 6 января 1985 года, полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[15]

Колымская ГЭС — первая очередь

В этот период на строившейся с 1970 года в Магаданской области на одноимённой реке гидроэлектростанции в дополнение к двум, введённым в строй ранее, в октябре 1984 года был подключён к сети гидроагрегат № 3, на чём и завершилось строительство первой очереди ГЭС.

Однако строительство объектов второй очереди электростанции продолжалось и позднее.

Саяно-Шушенская ГЭС — гидроагрегаты № 7 и № 8

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции страны, основная часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, в этот период ознаменовалось вводом в строй двух гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый: гидроагрегат № 7 был подключён к сети 15 сентября 1984 года, а гидроагрегат № 8 — 11 октября 1984 года.

Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.

Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства

В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, по-видимому, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1984 году в строй в строй было введено четыре гидроагрегата, а в 1985-м — ещё два. Точные даты ввода в строй найти не удалось, но с высокой вероятностью часть агрегатов 1984 года была по советской традиции введена в строй в декабре 1984 года. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[16]

Полностью гидроэлектростанция была достроена позднее.

Атомная энергетика

Игналинская АЭС, Литовская ССР

В этот период был введён в строй первый энергоблок Игналинской АЭС, отличавшейся тем, что она была единственной АЭС, на которой использовались самые мощные энергоблоки советского периода с реакторами типа РБМК-1500 мощностью 1300 МВт (а на недостроенных блоках — 1500 МВт). Первый энергоблок АЭС строился с 1 мая 1977 года по 1 мая 1984 года.

Позднее на АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок, а первый энергоблок был выведен из эксплуатации по политическим причинам 31 декабря 2004 года.

3-й энергоблок Курской АЭС

Первый энергоблок второй очереди Курской АЭС с реактором РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 апреля 1978 года по 30 марта 1984 года.

Позднее на электростанции был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

4-й энергоблок Чернобыльской АЭС им. В. И. Ленина

В дополнение к трём построенным ранее энергоблокам Чернобыльской АЭС в это время был достроен ещё один — печально знаменитый из-за своей катастрофической аварии в 1986 году 4-й энергоблок. Энергоблок, оснащённый атомным реактором типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1979 года и был введён в строй 26 марта 1984 года.

Позднее в результате аварии 26 апреля 1986 года, последовавшей из-за небрежного отношения к организации безопасности атомной энергетики, энергоблок полностью разрушился, заразив радиацией огромную территорию, что потребовало выполнения крупного проекта по ликвидации последствий аварии. Строительство 5 и 6 энергоблоков ЧАЭС было прекращено. Первые три энергоблока электростанции были выведены из эксплуатации соответственно в 1996, 1991 и 2000 годах.

Кольская АЭС, 2008

4-й энергоблок Кольской АЭС

Четвёртый энергоблок Кольской АЭС, как и её построенные ранее энергоблоки, был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1976 года до 6 декабря 1984 года.[17]

2-й энергоблок АЭС Пакш, Венгрия

Второй энергоблок АЭС Пакш был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 августа 1974 года до 14 ноября 1984 года.[18]

Впоследствии на АЭС Пакш были введены в строй ещё два энергоблока.

3-й энергоблок АЭС Богунице, Чехословакия

Первый энергоблок второй очереди дополнил два ранее построенных на АЭС Богунице, расположенной в Словакии. Энергоблок с реактором типа ВВЭР-440 мощностью 483 МВт строился с 1 декабря 1976 года до 14 февраля 1985 года.

Вскоре на этой АЭС был введён в строй ещё один аналогичный энергоблок.

Тепловая энергетика

4-я очередь Сургутской ГРЭС (Сургутская ГРЭС-2) — первый энергоблок

В это время был введён в строй энергоблок № 1 мощностью 800 МВт четвёртой очереди Сургутской ГРЭС, позднее, с 1987 года, выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2. Вскоре на станции были построены ещё пять аналогичных блоков.[19]

Экибастузская ГРЭС-1 — завершение строительства

Последний угольный энергоблок № 8 мощностью 500 МВт Экибастузской ГРЭС-1, был ведён в строй в конце 1984 года, в результате чего установленная мощность этой электростанции достигла 4 000 МВт.

Металлургия

Молдавский металлургический завод

Металлургический завод, строившийся с августа 1981 года, поучил первую сталь в октябре 1984 года и был введён в строй в январе 1985 года[20] в городе Рыбница Молдавской ССР (ныне город фактически является частью частично признанной Приднестровской Молдавской Республики, также его счиает своейтерриторией Молдавия).[21]

Оскольский электрометаллургический комбинат имени Л. И. Брежнева — продолжение строительства

В это время продолжалось активное введение в строй мощностей Оскольского электрометаллургического комбината. Установка металлизации достигла проектной мощности 6 июня 1984 года на месяц раньше срока. Металлур­гический техникум начал работу 1 сентября 1984 года. Первая сталь на первой печи ЭСПЦ-2 получена 4 октября 1984 года. Первая промышленная плавка в дуговой сталеплавильной печи ДСП № 1 также была проведена в 1984 году. Первая плавка на эле­ктропечи № 2 была выполнена 12 декабря 1984 года.[22][23]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Пакистанский металлургический завод (پاکستان اسٹيل ملز, Pakistan Steel Mills), г. Карачи, Пакистан

Крупный металлургический комбинат по выпуску стали производительностью был построен при технической поддержке СССР. Завод строился действовавшей в 1970 годах в Пакистане Программе национализации. Закладка комплекса произошла 30 декабря 1973 года в присутствии премьер-министра Пакистана Зульфикара Али Бхутто. Первая доменная печь завода была введена в строй 14 августа 1981 года, а полностью проект с громадной стоимостью в 24,7 млн пакистанских рупий был введён в строй в присутствии Президента Генерала Зия-уль-Хака 15 января 1985 года.[24]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Ачинский нефтеперерабатывающий завод — завершение основного строительства

Завод, предназначенный для переработки 6 млн тонн томской нефти в год, и фактически частично введённый в строй ранее, по всей видимости именно в этот период был в целом введён в строй. Именно в 1984 году были приняты в постоянную эксплуатацию основные части комплексной установки переработки нефти ЛК-6у, на основе которой был построен завод: установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 (секция 100), установка ЛЧ-35-11/1000 (секция 200), установка Л-24-9-2РТ (секция 300/2) и установка ГФУ (секция 400). После этого в советское время на заводе были введены в строй лишь относительно небольшие Битумная установка ВТ в 1985 году и оборудование для производства серы и регенерации МЭА в 1986 году.[25][26]

Существенной реконструкции завод подвергся уже значительно позднее.

Мажейкяйский НПЗ, 2006

Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод — вторая очередь

По-видимому, именно в этот период в 1984 году на Мажейкяйском нефтеперерабатывающем заводе были введены в строй вторая комплексная установка переработки нефти ЛК-6у и комбинированная битумная установка с вакуумной перегонкой мазута.[27]

Завод продолжал понемногу развиваться и позднее — в 1989 году на заводе была введена в строй установка для производства водорода, а в 1991 году — комплекс глубокой переработки мазута КТ-1.[28] После развала СССР завод остался на территории Литвы и в дальнейшем дважды носил название «Мажейкяй нафта» с 2006 года в составе польской компании «Орлен Летува».

Тобольский нефтехимический комбинат

Площадка под строительство завода, который должен быть стать основной частью предполагавшегося строительства крупнейшего комплекса по переработке западно-сибирских углеводородов в Тюменской области, была выбрана в 1974 году. Ядро оборудования завода — центральная газофракционирующая установка проектной производственной мощностью в 3,0 млн тонн сырья[2] была введена в строй в декабре 1984 года.[29][30]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Фактическая производственная мощность до реконструкции 2000-х годов составляла чуть более 2 млн тонн сырья в год из-за несоответствия фактического состава сырья ожидавшемуся при проектировании.[1]