Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 марта 1976 года по 10 ноября 1982 года.
Границы периода обусловлены окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьезными проблемами Л.И. Брежнева со здоровьем и его смертью.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»
Второй в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Заложен 28 декабря 1972 года, спущен на воду 30 сентября 1975 года, веден в строй 27 сентября 1978 года.
После вывода из состава флота в 1994 г. продан на металл в Южную Корею, оттуда перепродан Китаю, где на 2013 г. служит туристическим объектом.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-208 («Дмитрий Донской»)
Головная в серии крупнейших когда либо построеных подводных лодок — атомный подводный крейсер ТК-208 введен в строй 29 декабря 1981 года, а 7 октября 2002 г. получил собственное имя «Дмитрий Донской» (до него имя Великого Князя Московского носило еще несколько боевых кораблей, последним из которых был герически погибший в бою в 1905 г. броненосный крейсер). Первоначально нес 20 самых больших в истории баллистических ракет для подводных лодок ракетного комплекса Д-19, чего было достаточно, для того чтобы не оставить ни одного райцентра в отдельно взятой среднего размера стране. С 1992 г. классифицируется как тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения. В 1989…2002 гг модернизирован по проекту 941УМ, в результате чего был первым оснащен ракетами «Булава» для проведения их испытаний.
Позднее строились серийные крейсера этого проекта.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»)
Первый в серии тяжелых атомных крейсеров проекта 1144, являющихся самыми мощными неавианесущими надводными кораблями в мире с послевоенного времени по настоящее время (2013 г.). В англоязычной литературе вследствие несопоставимости с другими современными им крейсерами по размеру и силе вооружения эти корабли классифицируются как линейные крейсера (battlecruisers) по аналогии с соответствующим классом боевых кораблей, популярным в 1910-х гг. Заложен 26 марта 1973 года, спущен на воду 27 декабря 1977 года, веден в строй 30 декабря 1980 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Ушаков».
Еще три корабля этого типа были построены позднее.
Атомный ледокол «Сибирь» типа «Арктика»
Второй (после ледокола «Арктика») в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морсого пути. Строился на Балтийском заводе в Ленинграде, введен в строй 28 декабря 1977 года.
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»
Подводные стратегические ракетоносцы этого проекта отличались от предыдущих модификаций этого проекта 667Б «Мурена» и 667БД «Мурена-М» применением более совершенного ракетного комплекса, оснащенного разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением, 16 ракет которого можно было запустить в одном залпе. Также были выполнены многочисленные улучшения других бортовых систем. Все 14 атомных подводных крейсеров этого проекта были построены в это время (имена собственные получены гораздо позднее):
- К-424 — Заложен 30 января 1974 года, спущен на воду 31 декабря 1975 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-441 — Заложен 7 мая 1974 года, спущен на воду 25 мая 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-449 — Заложен 19 ноября 1975 года, спущен на воду 29 июля 1976 года, введен в строй 30 декабря 1976 года.
- К-506 («Зеленоград») — Заложен 29 декабря 1975 года, спущен на воду 26 марта 1979 года, введен в строй 30 ноября 1979 года.
- К-455 — Заложен 16 октября 1976 года, спущен на воду 16 февраля 1977 года, введен в строй 30 августа 1977 года.
- К-490 — Заложен 6 ноября 1976 года, спущен на воду 21 марта 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
- К-487 — Заложен 9 декабря 1976 года, спущен на воду 4 июня 1977 года, введен в строй 27 декабря 1977 года.
- К-496 («Борисоглебск») — Заложен 23 мая 1978 года, спущен на воду 13 сентября 1978 года, введен в строй 30 августа 1979 года.
- К-129 (КС-129 «Оренбург») — Заложен 9 апреля 1979 года, спущен на воду 15 апреля 1981 года, введен в строй 5 ноября 1981 года.
- К-211 («Петропавловск-Камчатский») — Заложен 19 апреля 1979 года, спущен на воду 13 декабря 1979 года, введен в строй 28 августа 1980 года.
- К-433 («Святой Георгий Победоносец») — Заложен 24 августа 1979 года, спущен на воду 20 июня 1980 года, введен в строй 15 декабря 1980 года.
- К-223 («Подольск») — Заложен 19 ноября 1979 года, спущен на воду 30 апреля 1980 года, введен в строй 25 декабря 1980 года.
- К-44 («Рязань») — Заложен 31 января 1980 года, спущен на воду 19 января 1982 года, введен в строй 17 сентября 1982 года.
- К-180 — Заложен 27 апреля 1980 года, спущен на воду 8 ноября 1980 года, введен в строй 25 августа 1981 года.
Позднее строились более совершенные субмарины этого семейства — подводные крейсера проекта 667БДРМ «Дельфин».
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»
Несмотря на то, что в это время в Северодвинске уже строилась заметно более совершенная модификация этих подводных крейсеров, в Комсомольске-на-Амуре еще около двух лет продолжалось строительство подводных лодок позапрошлой серии, строившихся с начала 1970-х. Это, по-видимому, было связано с необходимостью скорейшего достижения ядерного паритета в условиях, когда именно подводные лодки этого типа стали первыми способными нести дежурство у своих берегов не подвергаясь черезмерному риску со стороны сил противолодочной обороны потенциальных противников. Всего в этот период было введено в строй пять кораблей этого типа:
- К-497 — Заложен 21 февраля 1975 года, спущен на воду 29 апреля 1976 года, введен в строй 31 октября 1976 года.
- К-500 — Заложен 25 июля 1975 года, спущен на воду 14 июля 1976 года, введен в строй 19 декабря 1976 года.
- К-512 — Заложен 21 января 1976 года, спущен на воду 26 сентября 1976 года, введен в строй 18 августа 1977 года, в 1988 году получил имя «70 лет ВЛКСМ».
- К-523 — Заложен 01 июля 1976 года, спущен на воду 03 мая 1977 года, введен в строй 30 октября 1977 года.
- К-530 — Заложен 05 ноября 1976 года, спущен на воду 23 июля 1977 года, введен в строй 28 декабря 1977 года.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 705К «Лира»
Единственные в мире серийные атомные подводные лодки, использовавшие высокоэффективные атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, что сделало их самыми быстрыми серийными подводными лодками вмех времён в мире. Не считая головного корабля проекта 705, введенного в строй ранее, все шесть серийных подводных лодок, строившихся по улучшенному проекту 705К, были введены в строй в этот период:
- К-123 — Заложен 22 декабря 1967 года, спущен на воду 4 апреля 1976 года, введен в строй 12 декабря 1977 года.
- К-316 — Заложен 26 апреля 1969 года, спущен на воду 25 июля 1974 года, введен в строй 30 сентября 1978 года.
- К-432 — Заложен 12 ноября 1967 года, спущен на воду 3 ноября 1977 года, введен в строй 31 декабря 1978 года.
- К-373 — Заложен 26 июня 1972 года, спущен на воду 19 апреля 1978 года, введен в строй 29 декабря 1979 года.
- К-493 — Заложен 21 января 1972 года, спущен на воду 21 сентября 1980 года, введен в строй 30 сентября 1981 года.
- К-463 — Заложен 26 июня 1975 года, спущен на воду 30 марта 1981 года, введен в строй 30 декабря 1981 года.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»
Атомные подводные лодки — охотники этого проекта представляли собой переходный этап от второго к третьему поколению атомных подводных лодок. В субмаринах этого типа оборудование и вооружение, разработанное для подводных лодок третьего поколения было размещено в корпусе отработанных в производстве подводных крейсеров проекта 671РТ «Сёмга», относившихся ко второму поколению. В результате получились достаточно дешёвые и мощные корабли, которые строились весьма крупной для атомных подводных лодок серией. В этот период были введены в строй подводных крейсера этого типа:
- К-524 («60 лет шефства ВЛКСМ», «Западная Лица»)— Заложен 07 мая 1976 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 31 июля 1977 года, введён в строй 28 декабря 1977 года. С 11 октября 1982 года — «60 лет шефства ВЛКСМ», с 1998 года — «Западная Лица».
- К-247 — Заложен 15 июля 1976 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 13 августа 1978 года, введён в строй 30 декабря 1978 года.
- К-507 — Заложен 02 ноября 1977 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 01 октября 1978 года, введён в строй 30 ноября 1979 года.
- К-492 — Заложен 23 февраля 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 28 июня 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
- К-412 — Заложен 29 октября 1978 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года.
- К-254 — Заложен 24 сентября 1977 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 06 сентября 1979 года, введён в строй 30 декабря 1979 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1983 году.
- К-502 («Волгоград») — Заложен 23 июля 1979 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 17 августа 1980 года, введён в строй 31 декабря 1980 года. Модернизирован по проекту 671РТМК в 1992 году. С 21 марта 1999 года — «Волгоград».
- К-527 — Заложен 28 сентября 1978 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 24 июля 1981 года, введён в строй 30 декабря 1981 года.
- К-251 — Заложен 29 июля 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 03 мая 1980 года, введён в строй 30 сентября 1980 года.
- К-255 — Заложен 07 ноября 1979 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 20 июля 1980 года, введён в строй 28 декабря 1980 года.
- К-324 — Заложен 23 февраля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 07 сентября 1980 года, введён в строй 30 декабря 1980 года.
- К-305 — Заложен 27 июля 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 17 мая 1981 года, введён в строй 30 сентября 1981 года.
- К-355 — Заложен 31 декабря 1980 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 08 августа 1981 года, введён в строй 29 декабря 1981 года.
- К-360 — Заложен 09 мая 1981 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 27 апреля 1982 года, введён в строй 29 сентября 1982 года.
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
Атомные подводные лодки этого типа, вооружённые торпкедами и противолодочными ракетами предназначались прежде всего для борьбы с подводными лодкамси, а также вражескими надводными кораблями. В этот период в дополнение к трём субмаринам, введённым в строй ранее, было построено ещё четыре подводных крейсера этого проекта:
- К-513 – Заложен 22 июля 1975 года, спущен на воду 21 августа 1976 года, введён в строй 27 декабря 1976 года.
- К-517 – Заложен 23 марта 1977 года, спущен на воду 24 августа 1978 года, введён в строй 31 декабря 1978 года.
- К-467 – Заложен 06 сентября 1975 года, спущен на воду 12 августа 1976 года, введён в строй 29 декабря 1976 года.
- К-488 – Заложен 15 декабря 1976 года, спущен на воду 08 октября 1977 года, введён в строй 29 сентября (октября?) 1978 года.
Еще один корабль этого проекта (К-505) не достраивался и был разорбран на стапеле. В дальнейшем строились более совершенные подводные крейсера проекта 671РТМ.
Эскадренные миноносцы проекта 956
- «Современный»
- «Отчаянный»
Большие противолодочные корабли проекта 1155
- «Удалой»
- «Вице-адмирал Кулаков»
Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
В этот период серию из четырех ранее построенных больших противолодочных кораблей с газотубинной установкой дополнили последние три корабля, построенные по этому проекту:
- «Петропавловск» — заложен 14 сентября 1973 года, спущен на воду 22 ноября 1974 года, введен в строй 29 декабря 1976 года.
- «Ташкент» — заложен 22 ноября 1974 года, спущен на воду 5 ноября 1975 года, введен в строй 31 декабря 1977 года.
- «Таллин» — заложен 5 ноября 1975 года, спущен на воду 5 ноября 1976 года, введен в строй 31 декабря 1979 года.
Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
Ранее уже было построено 8 кораблей этого проекта. В этот период были введены в строй последние два корабля серии:
- «Василий Чапаев» — заложен 22 ноября 1973 года, спущен на воду 28 ноября 1974 года, введен в строй 30 ноября 1976 года.
- «Адмирал Юмашев» — заложен 17 апреля 1975 года, спущен на воду 30 сентября 1977 года, введен в строй 30 декабря 1977 года.
Подводные лодки проекта 877
В это время было введено в строй первых два корабля очень крупной серии:
- Б-248
- Б-260
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Крупнейшие мосты
Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (достройка)
Совмещенный мост длиной 1435 метров, был открыт для движения поездов ранее в 1975 году. Полностью достроен мост был путём установки пролётных строений под двухполосную автодорогу в 1981 году, после чего по нему открылся проезд автотранспорта.
Димитровский мост через Обь в Новосибирске
Шестиполосный автомобильный мост через Обь строился с 1971 года. Открыт для движения мост был 4 ноября 1978 года. Длина самого моста составила 701 м при ширине 30 м, общая длина моста с подходами - около 5 км.
Стоимость проекта вместе с подходами и развязками составила 53 млн рублей, из них сам мост обошёлся в 20 млн рублей.[1]
Атомная энергетика
Чернобыльская АЭС
Печально знаменитая в будущем из-за крупной аварии АЭС на севере Киевской области была введена в строй в 1977 году с подписанием Акта приёмки первого энергоблока. Всего в этот период были построены три энергоблока станции:
- 1-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 800 МВт строился с 1 марта 1970 года, введён в строй 14 декабря 1977 года.
- 2-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 февраля 1973 года, введён в строй 28 мая 1979 года.
- 3-й энергоблок типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 марта 1976 года, введён в строй 8 июня 1982 года.
Позднее на электростанции был построен ещё один энергоблок.
Ровенская АЭС
На атомной электростанции, расположенной на северо-западе Украины, в этот период были введены в строй первые два энергоблока:
- 1-й энергоблок с реактором ВВЭР-440 мощностью 420 МВт - строился с 1 августа 1973 года до 21 сентября 1981 года.
- 2-й энергоблок с реактором ВВЭР-440 мощностью 415 МВт - строился с 1 октября 1973 года до 30 июля 1982 года.
Электростанция развивалась и позднее.
Билибинская АЭС, Чукотский автономный округ (завершение строительства)
В это время было завершено строительство введённой в строй ранее Билибинской АЭС. Был введен в строй её последний, 4-й энергоблок с реактором типа ЭГП-6 мощностью 12 МВт, который строился с 1 января 1970 года по 1 января 1977 года[2].
3-й энергоблок Белоярской АЭС имени И. В. Курчатова
Третий энергоблок развивавшейся и ранее Белоярской АЭС, с уникальным атомным реактором - первым в мире промышленным реактором на быстрых нейтронах и единственном в мире на 2014 год энергетическим реактором на быстрых нейтронах БН-600 мощностью 600 МВт - строился с 1 января 1969 года до 1 ноября 1981 года.[3]
На 2014 г. на электростанции строится ещё один, ещё более мощный энергоблок на быстрых нейтронах, который должен стать прорывным в области ядерной безопасности.
Тепловая энергетика
Вторая очередь Запорожской ГРЭС, г. Энергодар Запорожской области
Вторая очередь Запорожской ГРЭС была введена в строй в 1977 году через пять лет после первой очереди. В составе второй очереди ГРЭС были построены три энергоблока мощностью по 800 МВт каждый, рассчитанные на работу на газомазутном топливе. В результате, общая мощность электростанции достигла 3600 МВт, что сделало её одной из крупнейших тепловых электростанций Советского Союза.[4]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Всесоюзная перепись населения 1979 года
Очередная всесоюзная перепись населения проходила по состоянию на 17 января 1979 года, а обработка полученных данных шла до 1981 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 262,4 млн человек.[5]
Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|