Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.
Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы нации
Большой Кремлёвский дворец Московского Кремля
В 1839 году одновременно с началом строительства Храма Христа Спасителя в Московском Кремле началось строительство нового дворца, который должен был соответствовать частично возрождавшимся столичным функциям города, поскольку существовавшие в то время в Кремле дворцы явно не дотягивали уровнем до столичных. При этом в состав дворца частично вошли уже существовавшие каменные постройки, в том числе, сохранившиеся части Великокняжеского дворца 1499...1508 гг, Теремной дворец и древнейшее (не считая подклета Благовещенского собора) сохранившееся здание Москвы - церковь Рождества Богородицы на Сенях, построенная для вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии в 1393...1394 гг. Строительство дворца было в целом завершено в 1849 году, хотя отдельные части, в частности, корпус, в который переехала Оружейная палата из старого здания времён Александра I, были завершены в 1851 году.
Впоследствии дворец существенно не перестраивался, за исключением двух залов переделанных для заседаний Верховного совета при Сталине и восстановленных в первоначальном виде в 1990-х. Также при советской власти снесли располагавшийся во внутреннем дворе дворца еще более древний Собор Спаса на Бору, который построил еще в 1330 году князь Иван Калита.
В настоящее время дворец используется по прямому назначению в качестве официальной парадной резиденции Президента России.
Реконструкция Гатчинского дворцово-паркового комплекса
В это время Большой Гатчинский дворец, последний раз до того серьёзно реконструировавшийся при Павле I, снова подвергся заметной реконструкции, основные этапы которой пришлись на 1844…1850 гг. Входе реконструкции были практически полностью перестроены оба каре и надстроены башни центрального корпуса дворца, а также проведён серьезный ремонт и, отчасти, перестройка его интерьеров. Также были срыты выстроены заново по старому проекту бастионы вокруг плаца дворца.[1][2]
Позднее дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны 1941...1945 гг и открылся как музей только в 1985 году, причём реставрация дворцово-паркового комплекса продолжается и поныне.
Крупнейшие корабли и суда
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Парусно-винтовой 84-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Орёл»
Заложен 14 июня 1851 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1854 г. Изначально заложенный как парусный, с июля 1852 г. достраивался как парусно-винтовой. Первый отечественный парусно-винтовой корабль специальной постройки.
Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли, реально несшие более 130 пушек, близкие по конструкции к спущенному на воду в 1841 г. линейному кораблю «Двенадцать Апостолов»:
- «Париж» — заложен 18 июня 1847 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г.
- «Великий Князь Константин» — заложен 7 мая 1850 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 29 сентября 1852 г.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.
- «Андрей» — заложен 15 ноября 1840 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 августа 1844 г.
- «Прохор» — заложен 15 января 1848 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 17 апреля 1851 г.
Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.
- «Нарва» (при закладке «Святослав») — заложен 1 сентября 1844 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1846 г.
- «Иезекииль» — заложен 1 сентября 1846 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1847 г.
- «Красный»[2] — заложен 28 апреля 1845 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 августа 1847 г.
- «Память Азова» — заложен 23 августа 1847 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1848 г.
- «Сысой Великий» — заложен 8 мая 1848 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 10 мая 1849 г.
- «Бородино» — заложен 20 августа 1849 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 11 мая 1850 г.
- «Вилагош» — заложен 11 июня 1850 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1851 г. Реально нес 60 пушек.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.
- «Ягудиил» — заложен 21 сентября 1839 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 17 сентября 1843 г. Реально нес 96 пушек.
- «Ростислав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 1 ноября 1844 г. Реально нес 96 пушек.
- «Святослав» — заложен 16 мая 1843 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 7 ноября 1845 г. Реально нес 94 пушки.
- «Храбрый» — заложен 15 июня 1841 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 25 июня 1847 г.[3]
- «Чесма» — заложен 26 июля 1842 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1849 г. Реально нес 72 пушки.
- «Императрица Мария» — заложен 23 апреля 1849 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 9 мая 1853 г. Реально нес 90 пушек.
Железные дороги
Варшаво-Венская железная дорога
Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[4] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[5]
Санкт-Петербурго-Московская железная дорога
Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[6]
Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)
Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [7]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.
Крупнейшие мосты
Веребьинский мост
Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]
Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.
Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге
Первый постоянный мост через Большую Неву и первый в мире по-настоящему крупный разводной мост, первый из знаменитых невских разводных мостов Петербурга. Построен в 1843-1850 гг. по проекту инженера Станислава Кербедза, оформлен по проекту художника Карла Брюллова. Мост длиной 300 м имел 8 пролетов, на нем впервые в России была произведена поворотная система разводного пролета. На быке моста в 1854 г. была построена часовня по проекту архитектора А. Штакеншнейдера.
В 1855 был назван Николаевским мостом в честь императора Николая I, в 1918 г. был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в 2007 г. возвращено оригинальное название - Благовещенский мост (от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади на левом берегу Невы вблизи моста).
Мост дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х. При первой реконструкции разводным был сделан центральный пролет, составленный из двух старых пролетов (общее число уменьшено до 7), оригинальные мостовые фонари были вывезены на Марсово поле в Петербурге, а оригинальные чугунные арки моста были использованы при строительстве Нововолжского моста в Твери. [9]
Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве
Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.
В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .
Машиностроение
Механическая мастерская Московского ремесленного учебного заведения
После посещения Московского ремесленного учебного заведения Императором Николаем I, после которого им из собственных средств (бюджета Дворцового ведомства) была выделена крупная сумма на устройство механической мастерской, которая содержала бы новейшие образцы станочного оборудования тех лет. В результате, открытая в 1848 году мастерская, преобразованная позднее в Опытный завод, по свидетельствам современников стала самым технически оснащенным машиностроительным предприятием страны, что, по-видимому, потребовало весьма крупных расходов. Соответственно и сам МРУЗ с этого момента стал крупным проектом.
О серьёзности созданного завода говорит то, что он был только вторым, после завода Берда, предприятием в стране, способным выпускать паровые машины. Кроме того, мастерские в то время выпускали все виды приводов, а также сложные станки для различных отраслей промышленности, гидравлические прессы, вагонные оси и колёса, сельхозтехнику и т.д. Также показателен тот факт, что во время Крымской войны мастерские учебного заведения сумели наладить производство артиллерийских орудий с лафетами и передками, за что МРУЗ удостоился Благодарности от Императора.
Доки Севастопольского военного порта
Крупнейший судоремонтный объект, состоящий из трёх корабельных и двух фрегатных доков длиной 80 и 70 метров каждый соответственно, а также примыкавшего к ним бассейна, соединённого с гаванью тремя шлюзами строился в рамках развития военно-морской базы и города Севастополь. Сами доки были построены из местного камня с облицовкой гранитом, при этом значительную часть стоимости работ составило устройство свайного фундамента в слабых грунтах под стенами и дном всех доков. Строительство объекта началось в 1836 году, первое докование проведено в 1851 году, а полностью объект введён в строй в 1853 году.[10]
Впоследствии доки были взорваны англо-французскими войсками после захвата южной части Севастополя.
Наука и образование
Московское ремесленное учебное заведение
Основанное в 1830 году в специально перестроенном после пожара 1812 года здании бывшего Слободского дворца Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ) - ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана - в первые годы своего существования являлся, по сути, профтехучилищем для отстающих выпускников Московского воспитательного дома, частью которого оно являлось в то время. Позднее, после изменения Устава в 1844 году заведение стало фактически готовить инженеров по планам, соответствующим Санкт-Петербургскому практическому технологическому институту, однако официально дипломы соответствующего уровня стали выдавать с 1860 года, не обделив ими, впрочем, и выпускников более ранних лет.
Однако наиболее поворотной точкой в истории учебного заведения стало его посещение Императором Николаем I, после которого им из собственных средств (бюджета Дворцового ведомства) была выделена крупная сумма на устройство механической мастерской, которая содержала бы новейшие образцы станочного оборудования тех лет. В результате, открытая в 1848 году мастерская, преобразованная позднее в Опытный завод, по свидетельствам современников стала самым технически оснащенным машиностроительным предприятием страны, что, по-видимому, потребовало весьма крупных расходов. Соответственно и сам МРУЗ с этого момента стал крупным проектом. В дальнейшем наличие в составе вуза хорошо оборудованного предприятия и заложенные традиции практической работы воспитанников создало предпосылки к созданию в нём так называемой русской системы подготовки инженеров, за которую вуз, реорганизованный к тому времени в Императорское московское техническое училище, дважды удостаивался золотых медалей на Всемирных выставках в конце XIX века и которая на данный момент является практически общепринятой во всём мире. Например, на главном здании ведущего технического вуза США - Массачусетского технологического институте в Бостоне с конца XIX века висит табличка, гласящая, что курс обучения в нём соответствует таковому в Императорском московском техническом училище).
Гидротехнические сооружения
Белозёрский канал
Канал длиной 63 версты (67 км), шириной по дну 8 саженей (17 м) и глубиной 1 сажень (2,1 м) с тремя шлюзами строился с 1843 года. Водный путь был проложен вдоль берега входившего в Мариинскую водную систему Белого озера с целью обезопасить следовавшие по системе маломерные речные суда от достаточно частых на озере штормов. Канал был введён в строй в августе 1846 года.[11]
Канал используется вплоть до настоящего времени в основном лодками.
Онежский канал
В это время в 1845-1852 гг введённый в строй в 1820 году восточный участок входящего в Мариинскую водную систему канала был продлён до Свири. Это позволило полностью исключить необходимость плавания по опасному из-за штормов и поздно освобождающемуся ото льда Онежскому озеру.
В настоящее время канал находится в рабочем состоянии и используется, в том числе для эпизодических круизов[12].
Коренная реконструкция Днепровско-Бугского водного пути
Коренная реконструкция построенной ещё в польские времена системы совсем на тот момент узких и неглубоких каналов началась в 1837 году. В 1846 году работы были резко активизированы, а в 1848 году обновлённый водный путь с гарантированной глубиной 70 см и шириной 14 м вступил в строй.[13]
Фортификационные сооружения
Реконструкция крепости Кронштадт
В этот период продолжалось активное укрепление Кронштадтской морской крепости под непосредственным руководством и при участии, в том числе в проектировании, лично Императора Николая I. Помимо прочего, были введены в строй крупные оборонительные сооружения, строительство каждого которых само по себе являлось крупным проектом:
- Форт «Император Александр I»
Отдельно следует отметить, что с началом в 1854 году Крымской войны началось незапланированное крупное экстренное усиление Кронштадстской крепости.
Форт «Император Александр I»
Наиболее известный сейчас, благодаря своим грандиозным размерам и суровому виду, морской форт крепости Кронштадт строился с 1838 года. Для сооружения основания форта в дно Финского залива было забито 5335 12-метровых свай, пространство между которыми заполнили бетоном. НА этом фундаменте был построен трехуровневый казематированный форт размером 60х90 метров, построенный из специального кирпича с гранитной облицовкой и способный вмещать до 1000 человек гарнизона. Передан заказчику объект был был 27 июля 1845 года.
Ныне объект также известен как «Чумной форт», потому, что после исключения его из числа оборонительных сооружений в 1896 году, в стенах форта расположили лабораторию по производству противочумной вакцины и исследованию чумы, которая после 1917 года была переведена в Саратов. На данный момент в форт проводятся экскурсии и обсуждаются планы его реконструкции под развлекательный комплекс.
Коренная реконструкция морской крепости Севастополь (продолжение работ)
Частично завершенная ещё ранее глобальная реконструкция крепости продолжалась вплоть до начала Крымской войны. При этом полностью завершены были только приморские укрепления, а сухопутный фронт крепости строили в 1840-х из-за недостатка кадров, занятых также в реконструкции самого города, очень медленно. Активное строительство сухопутных укреплений началось только в 1850-м году, когда работы на береговых батареях были уже почти завершены.
В результате, к началу Крымской войны сухопутная оборона города была далека от завершения и в дальнейшем продолжала активно совершенствоваться как до, так и во время осады, которая завершилась временным захватом противником южной части крепости. В дальнейшем крепость продолжила развиваться только после частичного отказа России от соблюдения условий Парижского мира в 1870 году. [14]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Амурская экспедиция
|
Под общепринятым названием Амурской экспедиции 1849-1855 гг известен проведённый в 1849 - первой половине 1855 гг проект, в рамках которого были проведены исследования нижнего Приамурья и основаны новые русские поселения. Первоначально экспедиция проводилась фактически без официального одобрения по инициативе губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва (впоследствии Муравьёва-Амурского) и руководившего деятельностью на месте событий морского офицера Г.И. Невельского. Первоначальная цель предусматривала исследование судоходности дельты Амура и подтверждение островного статуса Сахалина. Однако впоследствии, с учётом безучастности китайских властей к действиям Невельского, основавшего в устье Амура Николаевск-на-Амуре, а, главное, благодаря решительному настрою лично Николая I, дело кончилось фактическим присоединением к России всего левобережья Амура, которое было документально оформлено уже при Александре II.
Реконструкция города Севастополь
При назначении в 1872 году командующим Черноморским флотом М.П. Лазарева последний проявил очень большую активность в развитии главной военно-морской базы на чёрном море. Активное строительство в городе, начавшись в 1830-х продолжалось все 18 лет его работы вплоть до 1850 года. За это время Севастополь из почти полевой крепости на дальней окраине Империи преобразился в город с многочисленными гарнизонными и общественными зданиями в любимом адмиралом стиле классицизма - в частности, было построено большое количество казарм, госпитали, библиотека и другие общественные здания, отдельные здания Севастопольского адмиралтейства и т.д.
Также в это время фактически в рамках того же проекта были реализованы крупные проекты по строительству доков севастопольского порта и реконструкции Севастопольской крепости.[15]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное — это калька с латиницы, где нет буквы «ы», так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у города Красный. Правда, кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».
- ↑ Резолюция Императора на проекте указа о разжаловании самовольно занявшего устье Амура капитана первого ранга Г.И. Невельского в матросы. Капитан был награждён за свой, по словам Николая I, «молодецкий, благородный и патриотический» поступок орденом Святого Владимира 4-й степени.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|