Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 28 июня (9 июля) 1762 года по 4 (15) августа 1772 года.

Границы периоды обусловлены восшествием Екатерины II на престол и присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1015-1019, 1019-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1177, 1177-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1281, 1281-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

Николо-Богоявленский (Никольский) морской собор в Санкт-Петербурге

Изначально строившийся в качестве приходской (полковой) церкви для служащих адмиралтейства храм, рассчитанный на 5000 человек, строился с 1753 по 1762 годы, в том числе его отдельно стоящая колокольня — в 1755—1758 гг. Причинами больших размеров и стоимости здания послужили очень большое количество прихожан (только мужчин среди них насчитывалось 3374 человека), стремление оградить храм от последствий наводнений, в связи, с чем ему сделали достаточно высокое основание, и, главное, то, что строительство велось «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». А на символах престижа при Елизавете Петровне экономить было не принято. Нижний храм собора и его правый предел были освящены ранее в 1760 году ещё при Императрице Елизавете, а верхний храм и левый предел нижнего храма были освящены 20 июля 1762 года.

Фактически здание получилось настолько большим и величественным, что присутствовавшая на его окончательном освящении Императрица Екатерина II там же «изустно повелела» считать его Морским собором. С того времени собор не претерпевал сколь-либо серьёзных изменений вплоть до наших дней.[1]

Крупнейшие корабли и суда

80-пушечный линейные корабли

Крупные линейные корабли для командиров отдельных отрядов:

  • «Святослав» — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 мая 1769 года. С 22 декабря 1769 по 2 апреля 1770 года переоборудован в Портсмуте в двухдечный 72-пушечный корабль. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Чесма» («Иоанн Креститель») — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 9 октября 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
Линейный корабль «Евстафий Плакида» в бою (Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года, картина И. К. Айвазовского)

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 24 таких корабля:

  • «Северный Орёл» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1763 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Евстафий Плакида» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Иануариий» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Тверь» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1765 года.
  • «Саратов» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1765 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Пётр, Алексей, Иона» — заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (также известен в литературе как «Три Иерарха»)— заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Европа» — заложен 1 ноября 1767 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг. и в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеволод» — заложен 1 ноября 1767 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Ростислав» — заложен 28 августа 1768 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1769 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 апреля 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Победа» — заложен 7 мая 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Граф Орлов» — заложен 7 мая 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь главнокомандующего русскими силами на Средиземном море (в Архипелаге) А. Г. Орлова (Чесменского). Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 29 сентября 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь погибшего в бою флагмана 1-й Архипелагской эскадры линейного корабля «Евстафий Плакида». Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Виктор» — заложен 25 ноября 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Вячеслав» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года.
  • «Дмитрий Донской» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святые Жёны Мироносицы» («Мироносиц») — заложен 28 мая 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Святой Князь Владимир» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года.
  • «Александр Невский» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 1 мая 1772 года. Нёс службу в Средиземном море.
  • «Борис и Глеб» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Преслава» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 6 мая 1772 года.
  • «Дерись» — заложен 4 октября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1772 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.

54-пушечные линейные корабли

Лёгкие линейные корабли, использовавшиеся в мелководных районах и для усиления фрегатов в разведывательных и манёвренных силах. В это время было построено таких кораблей:

  • «Азия» — заложен 27 февраля 1764 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.

Здравоохранение и социальная защита

Спальня Императорского воспитательного дома, 1900-е

Императорский воспитательный дом в Москве — первая очередь

Благотворительное учреждение, также известное в то время как «дом призренных младенцев» (от церковнославянского слова призира́ть — проявлять милость), то есть дом младенцев, к которым проявили милость. Необходимость в учреждении появилась после реформ XVIII века, несколько увеличивших свободу женщин, что, однако, привело к появлению большого количества младенцев, брошенных не способными их содержать матерями-одиночками. Учреждение создавалось на основе благотворительных пожертвований как Екатерины II, так и многих московских граждан.

С 1764 строилось и в 1767 году вступила в строй первая очередь грандиозного здания Воспитательного дома — крупнейшего (не считая крепостных стен) дореволюционного здания Москвы. В это время было построено западное крыло здания, выполненное в виде квадрата с внутренним двором и из-за этого обычно называемое по аналогии с видом построения пехоты того времени западным каре.

Остальные части Дома достраивались позднее.

Крепость святого Димитрия Ростовского, чертёж 1768 года

Фортификационные сооружения

Крепость святого Дмитрия Ростовского

Крупнейшую на юге страны земляную крепость, к нынешнему времени превратившуюся в город Ростов-на-Дону, начали строить 23 сентября 1761 года. Уже 20 декабря 1760 года в неё был переведён гарнизон из упразднённой крепости святой Анны, ранее оборонявшей это направление, а в 1763 году земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены. Крепость была вооружена 238 пушками, а количество её жителей уже в 1768 году достигло 5000.[2]

Государев бастион (со срытым бруствером) перед Государевой башней крепости Шлиссельбург

В 1811 году образовавшееся вокруг поселение стало уездным городом, называвшимся в то время Ростов, а в 1835 году крепость была упразднена с переводом гарнизона в отвоёванную у Турции крепость Анапа. До настоящего времени укрепления крепости практически не сохранились.

Перестройка бастионов Шлиссельбурга в камне

В ходе реконструкции 1755—1765 гг. построенные при Петре I дерево-земляные бастионы крепости Шлиссельбург (бывший Орешек), построенные при Петре I и постоянно страдавшие от размытия Невой, были перестроены в камне, также был добавлен ещё один бастион.[3]

Крепость, с тех пор более серьёзно не укреплявшаяся, долгое время впоследствии служила тюремным комплексом и заметно пострадала во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда она в течение 500 дней использовалась по прямому назначению, служа одним из передовых пунктов обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Тем не менее, значительная часть зданий и сооружений крепости, ныне являющейся музеем, сохранилась и постепенно реставрируется. Каменные бастионы сохранились, однако их брустверы были срыты. Существуют планы реставрации бастионов.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.