Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 28 июня (9 июля) 1762 года по 4 (15) августа 1772 года.
Границы периоды обусловлены восшествием Екатерины II на престол и присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы нации
Николо-Богоявленский (Никольский) морской собор в Санкт-Петербурге
Изначально строившийся в качестве приходской (полковой) церкви для служащих адмиралтейства храм, рассчитанный на 5000 человек, строился с 1753 по 1762 годы, в том числе его отдельно стоящая колокольня — в 1755—1758 гг. Причинами больших размеров и стоимости здания послужили очень большое количество прихожан (только мужчин среди них насчитывалось 3374 человека), стремление оградить храм от последствий наводнений, в связи, с чем ему сделали достаточно высокое основание, и, главное, то, что строительство велось «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». А на символах престижа при Елизавете Петровне экономить было не принято. Нижний храм собора и его правый предел были освящены ранее в 1760 году ещё при Императрице Елизавете, а верхний храм и левый предел нижнего храма были освящены 20 июля 1762 года.
Фактически здание получилось настолько большим и величественным, что присутствовавшая на его окончательном освящении Императрица Екатерина II там же «изустно повелела» считать его Морским собором. С того времени собор не претерпевал сколь-либо серьёзных изменений вплоть до наших дней.[1]
Крупнейшие корабли и суда
80-пушечный линейные корабли
Крупные линейные корабли для командиров отдельных отрядов:
- «Святослав» — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 мая 1769 года. С 22 декабря 1769 по 2 апреля 1770 года переоборудован в Портсмуте в двухдечный 72-пушечный корабль. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Чесма» («Иоанн Креститель») — заложен 13 июня 1766 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 9 октября 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
66-пушечные линейные корабли
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 24 таких корабля:
- «Северный Орёл» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1763 года.
- «Не тронь меня» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Евстафий Плакида» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Иануариий» — заложен 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 20 августа 1763 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Тверь» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1765 года.
- «Саратов» — заложен 20 августа 1762 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1765 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Три святителя: Пётр, Алексей, Иона» — заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (также известен в литературе как «Три Иерарха»)— заложен 13 ноября 1763 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 июня 1766 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Европа» — заложен 1 ноября 1767 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг. и в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Всеволод» — заложен 1 ноября 1767 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 7 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Ростислав» — заложен 28 августа 1768 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1769 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Святой Георгий Победоносец» — заложен 29 ноября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 29 апреля 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Победа» — заложен 7 мая 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь победы русского флота на Средиземном море в Чесменском сражении 26 июня 1770 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Граф Орлов» — заложен 7 мая 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь главнокомандующего русскими силами на Средиземном море (в Архипелаге) А. Г. Орлова (Чесменского). Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
- «Память Евстафия» — заложен 29 сентября 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 мая 1770 года. Назван в честь погибшего в бою флагмана 1-й Архипелагской эскадры линейного корабля «Евстафий Плакида». Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Виктор» — заложен 25 ноября 1769 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море и участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
- «Вячеслав» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года.
- «Дмитрий Донской» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Святые Жёны Мироносицы» («Мироносиц») — заложен 28 мая 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Святой Князь Владимир» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1771 года.
- «Александр Невский» — заложен 21 сентября 1770 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 1 мая 1772 года. Нёс службу в Средиземном море.
- «Борис и Глеб» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 6 мая 1772 года.
- «Преслава» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 6 мая 1772 года.
- «Дерись» — заложен 4 октября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 мая 1772 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
54-пушечные линейные корабли
Лёгкие линейные корабли, использовавшиеся в мелководных районах и для усиления фрегатов в разведывательных и манёвренных силах. В это время было построено таких кораблей:
- «Азия» — заложен 27 февраля 1764 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 13 мая 1768 года. Участвовал в боевых действиях на Средиземном море в ходе Русско-Турецкой войны 1768—1774 гг.
Металлургия
Баташевские заводы
По Указу Императрицы Елизаветы Петровны с целью сохранения лесов из 200-вёрстной окрестности Москвы были выведены все, активно потреблявшие лес заводы, в частности и металлургические предприятия братьев Баташевых, которые начали строить новые железоделательные заводы в окрестностях Выксы с 1757 года. Эти предприятия, известные под общим названием Баташевские заводы (ныне Выксунский металлургический завод) активно развивались, причём особенно активно - начиная с 1762 года. Так, в 1762-1764 годах троекратно возросли объёмы производства на Унженском и Гусевском заводах, а Верхне-Выксунский завод, разрешение на строительство которого было получено в 1765 году, уже в 1766 году произвёл 5 тыс. тонн чугуна, что для того времени являлось очень большим количеством, а к 1770 году на Баташевских заводах начали производство орудий и снарядов, обеспечив основной объём их поставок для российской армии в ходе не прекращавшихся крупных войн того периода.[2]
Здравоохранение и социальная защита
Императорский воспитательный дом в Москве — первая очередь
Благотворительное учреждение, также известное в то время как «дом призренных младенцев» (от церковнославянского слова призира́ть — проявлять милость), то есть дом младенцев, к которым проявили милость. Необходимость в учреждении появилась после реформ XVIII века, несколько увеличивших свободу женщин, что, однако, привело к появлению большого количества младенцев, брошенных не способными их содержать матерями-одиночками. Учреждение создавалось на основе благотворительных пожертвований как Екатерины II, так и многих московских граждан.
С 1764 строилось и в 1767 году вступила в строй первая очередь грандиозного здания Воспитательного дома — крупнейшего (не считая крепостных стен) дореволюционного здания Москвы. В это время было построено западное крыло здания, выполненное в виде квадрата с внутренним двором и из-за этого обычно называемое по аналогии с видом построения пехоты того времени западным каре.
Остальные части Дома достраивались позднее.
Фортификационные сооружения
Крепость святого Дмитрия Ростовского
Крупнейшую на юге страны земляную крепость, к нынешнему времени превратившуюся в город Ростов-на-Дону, начали строить 23 сентября 1761 года. Уже 20 декабря 1760 года в неё был переведён гарнизон из упразднённой крепости святой Анны, ранее оборонявшей это направление, а в 1763 году земляные укрепления и основные постройки крепости были завершены. Крепость была вооружена 238 пушками, а количество её жителей уже в 1768 году достигло 5000.[3] Для того времени крепость была ультрасовременной — для её укреплений, возможно впервые в мире, был применён так называемый тенальный фронт, получивший распространение гораздо позднее, когда 17 лет спустя свои получившие широкую известность сочинения опубликовал служивший одно время военным представителем в России французский инженер-фортификатор Монталамбер.[4]
В 1811 году образовавшееся вокруг поселение стало уездным городом, называвшимся в то время Ростов, а в 1835 году крепость была упразднена с переводом гарнизона в отвоёванную у Турции крепость Анапа. До настоящего времени укрепления крепости практически не сохранились.
Перестройка бастионов Шлиссельбурга в камне
В ходе реконструкции 1755—1765 гг. построенные при Петре I дерево-земляные бастионы крепости Шлиссельбург (бывший Орешек), построенные при Петре I и постоянно страдавшие от размытия Невой, были перестроены в камне, также был добавлен ещё один бастион.[5]
Крепость, с тех пор более серьёзно не укреплявшаяся, долгое время впоследствии служила тюремным комплексом и заметно пострадала во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда она в течение 500 дней использовалась по прямому назначению, служа одним из передовых пунктов обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Тем не менее, значительная часть зданий и сооружений крепости, ныне являющейся музеем, сохранилась и постепенно реставрируется. Каменные бастионы сохранились, однако их брустверы были срыты. Существуют планы реставрации бастионов.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|