Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 9 (21) ноября 1815 г. по 19 ноября (1 декабря) 1825 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1015-1019, 1019-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1177, 1177-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1281, 1281-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Крупнейшие корабли и суда

110-пушечные линейные корабли Балтийского флота

В это время на Балтике было построено два флагманских линейных корабля этого класса:

  • «Лейпциг» — Заложен 7 августа 1814 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 20 сентября 1816 года.
  • «Твёрдый» — Заложен 7 августа 1817 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 сентября 1819 года.

110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Император Франц»

Флагманский линейный корабль. Заложен 8 мая 1818 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 25 июня 1821 года.

84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

  • «Эмгейтен» («Кронштадт») — Заложен 20 ноября 1820 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1822 года. Во время катастрофического наводнения 7 ноября 1824 года был выброшен на мель в Кронштадте, снят с мели 1 октября 1828 года, проходил капитальный ремонт (тимберовку) в 1829 году, тогда же переименован в «Кронштадт».
  • «Гангут» — Заложен 8 августа 1822 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 сентября 1825 года.

80-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Пантелеймон»

Заложен 9 марта 1801 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 18 ноября 1802 года.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли.

  • «Красный» («Красной») — Заложен 13 июля 1813 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 16 мая 1816 года.
  • «Николай» — Заложен 25 ноября 1811 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1816 года.
  • «Скорый» — Заложен 16 мая 1816 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 8 мая 1818 года.
  • «Норд-Адлер» — Заложен 21 мая 1817 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1820 года. Реально нёс 91 пушку.
  • «Пимен» — Заложен 26 мая 1822 года на верфи в Херсоне, спущен на воду 2 сентября 1823 года.
  • «Пармен» — Заложен 27 апреля 1822 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 18 октября 1823 года.
  • «Иоанн Златоуст» — заложен 30 января 1824 г. на верфи в Херсоне, спущен на воду 7 сентября 1825 г. Реально нёс 83 пушки.

74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй 9 таких кораблей:

  • «Арсис» — Заложен 30 января 1814 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1816 года.
  • «Кацбах» — Заложен 30 января 1814 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1816 года.
  • «Фершампенуаз» — Заложен 16 сентября 1816 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 4 августа 1817 года.
  • «Ретвизан» — Заложен 12 июля 1816 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1818 года.
  • «Три Святителя» — Заложен 8 февраля 1818 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 31 июля 1819 года.
  • «Святой Андрей» — Заложен в 1820 году на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 18 мая 1821 года.
  • «Сисой Великий» — Заложен в 1820 году на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1821 года.
  • «Прохор» — Заложен 28 ноября 1821 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1823 года.
  • «Князь Владимир» — Заложен в 1822 году на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 27 мая 1824 года.
  • «Царь Колнстантин» — Заложен 5 июля 1824 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1825 года.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Первая очередь Московского шоссе (Новгородское шоссе)

Строительство первой в центральной России магистральной дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием между Санкт-Петербургом и Москвой было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй первая очередь Шоссе от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Полностью достроено на всём протяжении Московское шоссе было позднее при Николае I.[1][2]

Машиностроение

Реконструкция Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге

См. раздел Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге, 1810-е, с литографии Барта
Адмиралтейство Санкт-Петербурга в наши дни

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

Не гармонировавшее по своему величию с расположенным неподалёку Зимним дворцом здание Главного адмиралтейства, к которому сходились основные проспекты Санкт-Петербурга, в ходе реконструкции 1806—1823 гг. было почти полностью перестроено. Огромное здание с протяжённостью главного фасада 407 м в основном сохранило прежнее положение на плане, но построенные ещё при Петре I укрепления Адмиралтейства были уничтожены и заменены бульваром, а само здание, впервые перестроенное в камень при Анне Иоанновне, было надстроено и украшено множеством скульптур.

Проект может рассматриваться как отчасти машиностроительный, поскольку одной из основных функций Главного адмиралтейства в это время и до 1844 года было строительство парусных кораблей на верфи, расположенной в его внутреннем дворе.

Файл:Вид Михайловского дворца К Беггров.jpg
Вид Михайловского дворца (К. Беггров, 1832 г.)
Михайловский дворец в 2012 г.

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец появился в Санкт-Петербурге по воле Павла I, который, по-видимому, под влиянием опыта эпохи дворцовых переворотов, посчитал, что для младшего сына Михаила тоже необходим достойный дворец. В результате, было издано распоряжение откладывать ежегодно средства на постройку дворца вплоть до совершеннолетия великого князя. Вступивший вскоре на трон Александр I в точности исполнил волю отца, и дворец был построен на накопленные средства. Строительство началось в 1819 г. и завершилось 30 августа (11 сентября) 1825 г. Стоимость проекта 7,6 млн рублей[3], по-видимому, ассигнациями, то есть порядка 1,98 млн серебряных рублей в ценах 1823 г.[4] (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).[5][6]

Позднее дворец был выкуплен у наследников князя Императором Николаем II (что собирался, но не успел сделать Александр III) и в здании был организован Русский музей Императора Александра III, ныне Государственный Русский музей.

Казармы Павловского полка, 2010

Казармы лейб-гвардии Павловского полка

В 1817-1821 гг. с использованием построенных несколько ранее строений в самом центре Санкт-Петербурга - на углу Миллионной улицы и Марсова Поля был создан крупный парадно украшенный комплекс казарм лейб-гвардии Павловского полка, сохранившийся до наших дней.

Макарьевская (Нижегородская) ярмарка

Нижегородская ярмарка в 1824 году (рис. 1871 г.)

В 1816 году грандиозный пожар практически полностью уничтожил недавно отстроенную крупнейшую в стране Макарьевскую ярмарку на Волге, причинив, несмотря на неярмарочное время и полное отсутствие на ней людей и товаров, ущерб около 2 млн рублей. Однако, Александр I решил использовать это событие с пользой и, отложив планировавшуюся перестройку Зимнего дворца, выделил 6 млн рублей на строительство гораздо более обширной ярмарки на новом месте. Новую Макарьевскую ярмарку расположили на 90 км выше по течению реки Волги на противоположном от тогдашнего Нижнего Новгорода берегу Оки, где две реки при слиянии образовывают широкий низинный мыс. Руководил начавшимся 15 февраля 1817 года строительством лично глава Комитета строений и гидравлических работ Империи Августин Бетанкур, поставивший себе цель построить там лучший торговый комплекс в Европе (точнее — в мире, поскольку остальная часть мира в то время не без оснований просто не принималась всерьёз).

В рамках проекта в низине было насыпано основание высотой 3,5 метра под капитальные сооружения, построен Спасский собор и 54-метровая колокольня (мечеть и армянская церковь были построены немного позднее), прокопан полукольцевой обводной канал шириной 100 метров, возведён сам гостиный двор и другие торговые сооружения. Собственно гостиный двор при этом включал 60 корпусов с 2530 лавками, в том числе большой каменный главный дом, а также павильоны для торговцев из Азии, построенные в китайском стиле. Вдоль каналов было построено ещё более 40 каменных торговых и складских зданий. Также на территории ярмарки была построена подземная сводчатая канализация, подобная построенной позднее парижской, и наплавной мост через Оку длинной 510 метров, по некоторым сведениям[7], самый длинный наплавной мост того времени.

Введена в строй ярмарка была 15 июля 1822 года и до 25 августа того же года продлился её первый торговый сезон.

Сельское хозяйство

Реконструкция Хреновского конезавода и создание Орловского рысака

В это время основанный при Екатерине II под Воронежем крупнейший конезавод в это время не только был перестроен в камне по проекту архитектора Жилярди, но и добился решительного успеха в выведении первой в мире действительно качественной породы лошадей с резвой рысью — Орловского рысака.

Строительство зданий завода, общая площадь кровель которых составила 4,5 га, а толщина стен до 90 см велось с 1810 по 1818 годы. Также 1818 год можно считать моментом завершения создания на заводе породы Орловский рысак.

Карта пути Первой русской антарктической экспедиции

Наука и образование

Первая русская антарктическая экспедиция

Кругосветная экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, проводившаяся на шлюпах «Восток» и «Мирный» с 16 июля 1819 года по 24 июня 1821 года добилась, в результате, грандиозного успеха, открыв последние неизвестные материк и часть света — Антарктиду. Стоимость экспедиции однозначно была очень высокой, поскольку выделенные для её проведения, специально подготовленные корабли практически полностью выработали свой ресурс, а команды получили значительно увеличенные вознаграждения.

Открытие экспедиции стало неожиданностью для общества того времени, поскольку английский мореплаватель Джеймс Кук, не сумевший ранее подобраться к Антарктиде, убедил мир, что если она и существует, то только у самого полюса, где плавание совершенно невозможно. Полученный результат сохраняет актуальность и сегодня, поскольку подтверждает права России на существенную долю при ожидающемся разделе Антарктики.

Спортивные и туристические объекты

Московский манеж, 2008
Конструкция Манежа

Экзерцигауз (Манеж) в Москве

Огромное здание Московского манежа, а точнее, как его называли в то время, Экзерцигауза, с крупнейшим по тем временам 45-меровым безопорным пролётом ферм перекрытия было построено ударными темпами по проекту А. А. Бетанкура в 1817 году к пятилетию окончания Отечественной войны 1812 года. Позднее довольно заметные перестройки с целью совершенствования перекрытия и улучшение художественного оформления продолжались вплоть до смерти Александра I.

Проект однозначно является крупным во многом потому, что для сооружения изначально 30-ти, а и ещё 15-ти уникальных потолочных ферм гигантские лиственницы пришлось свозить буквально со всей Империи. По опыту строительства 100…120-пушечных кораблей того времени, также требовавших редких стройматериалов, сам по себе такой лес и его доставка обходились в гигантские суммы.

Динабургская (ныне Даугавпилсская) крепость в наши дни

Фортификационные сооружения

Крепость Динабург — первая очередь восстановления и достройки

Крепость, едва вступившая в строй к началу Отечественной войны 1812 года в её ходе героически сражалась, но затем, ввиду неподготовленности к длительной обороне из-за незавершённого строительства, она была разрушена отступающими русскими войсками. Восстановление и достройка крепости по несколько изменённым планам начались уже вскоре после изгнания остатков Великой армии Наполеона из России, но до 1814 года шли относительно медленно, так как в строительстве участвовали «всего» 2100 человек, основные же работы развернулись после войны. Поэтому вооружение крепости артиллерией, ознаменовавшее её фактическое вступление в строй произошло в 1818 году, так как к этому времени были построены главный вал цитадели, предмостное укрепление, а также минимально необходимые жилые, офисные, хозяйственные здания, которые строились только из камня. Тогда же, в сентябре 1818 года, крепость посетил Император, утвердивший планы дальнейшего строительства.[8]

Крепость продолжала строиться и позднее.

Крепость Бобруйск (коренная реконструкция)

Укрепления крепости Бобруйск в наши дни

Крепость, срочно построенная к войне 1812 года в виде в основном дерево-земляного укрепления, в ходе войны полностью подтвердила свою важность и нужность. В связи с этим ее достройка началась фактически сразу после изгнания из страны наполеоновских войск. Строились дополнительные укрепления и каменные здания внутри крепости. В 1818 году на стоящей невдалеке от крепости за речкой Бобруйкой господствующей высоте началось строительство крупного каменного отдельно стоящего укрепления, названного в качестве политического жеста в честь прусского короля «Фридрих-Вильгельм». В самой крепости в это время также велось каменное строительство бастионного фронта и других зданий и сооружений. Строительство укрепления «Фридрих-Вильгельм», также как и всех основных укреплений крепости со множеством каменных сооружений было завершено к 24 сентября 1825 года, когда в церемонии его освящения, то есть ввода в строй, принял участие лично Император.[9] В целом к этому моменту недостроенными оставались лишь несколько небольших отдельно стоящих укреплений.

Крепость развивалась и позднее, когда вокруг неё была возведена цепь фортов.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Восстановление города Москвы

 
Leftquotes.pngЯ покинул Москву, приказав взорвать КремльRightquotes.png
Наполеон Бонапарт, 10 октября 1812 года
Московский жилой дом времён восстановления после пожара 1812 года
Москва 1812 года — красным выделены выгоревшие районы

В ходе катастрофических пожаров и разграбления французами в 1812 году город очень серьёзно пострадал — по оценкам 1911 года сгорело 6 496 из 9 151 жилых домов, 8251 хозяйственных построек и 122 из 329 храмов без учёта разграбленных. Кроме того, французскими войсками были частично взорваны и сожжены постройки Московского кремля — в частности, была уничтожена звонница колокольни Ивана Великого, Водовзводная башня, а многие другие башни от полного разрушения спасло только чудо в виде не ожидавшейся французами прочности — дав трещины, они устояли. На самом деле пожары за время оккупации возникали неоднократно, по-видимому, в основном по вине мародёрствующих и не умеющих обращаться с русскими печками французов и распространялись из-за отсутствия жителей. Были свидетельства и явных поджогов:

Кудринский вдовий дом сгорел 3-го сентября во вторник, не от соседственных дворов, но от явного зажигательства французов, которые видя, что в том доме русских раненых было около 3000 человек стреляли в оный горючими веществами и сколько смотритель Мирицкий ни просил варваров сих о пощаде дома; до 700 раненых наших в оном сгорело.

В то же время несколько подожжённых российскими властями при самом вступлении в Москву Наполеона, от которых более ничего не занялось, дали повод оккупационным властям обвинить во всех проблемах московского губернатора и местное население, среди которого по-быстрому нахватали и казнили «виновных» в пожаре.

Для научно- и художественно-обоснованного восстановления Москвы после катастрофического пожара 1812 года императорским указом 04 февраля 1813 года была создана специальная Комиссия о строении Москвы, которая руководила проектом восстановления старой столицы, руководя московскими землемерами и архитекторами. На первый этап работ, продлившийся до включавший фактически в основном постройку добротных домов для погорельцев, в её ведение был выдан беспроцентный кредит на пять миллионов рублей, а также несколько московских кирпичных заводов. А в 1816 году комиссия получила дополнительно более 1,5 млн рублей на нивелирование и благоустройство городских улиц.[10]

Хотя проект в целом был практически завершён ещё в 1810-х, хорошо показавшая себя комиссия продолжала работать до 1843 года, когда вошла в состав Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а ныне её контрольные функции выполняет Мосгосстройнадзор.

Наводнение 1824 года на картине Ф. Алексеева, 1824

Устранение последствий катастрофического наводнения 1824 года в Санкт-Петербурге и Кронштадте

Во время крупнейшего и самого разрушительного за всю историю Санкт-Петербурга наводнения, произошедшего 7 (19) ноября 1824 года погибли и пропали без вести, будучи унесёнными стихией, сотни людей. При этом только в самом Санкт-Петербурге было уничтожено 462 и повреждено 3681 домов, было разбито или выброшено на берег множество кораблей и судов всех классов, а также понтонных мостов. Погибли также 3600 голов скота и было уничтожено большое количество другого имущества.

Несмотря на то, что ряд потерь, в частности, разрушения сооружений порта в Кронштадте, потери крупных кораблей военного флота и крупных общественных зданий потребовал длительного восполнения, основные работы по снабжению тысяч обездоленных людей всем необходимым, уборке улиц и восстановлению жилых домов, мостов и заборов по свидетельствам очевидцев[11] были завершены буквально в течение трёх месяцев.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.