Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 12: Строка 12:


===  Собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в Санкт-Петербурге ===
===  Собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в Санкт-Петербурге ===
Главный, с точки зрения расположения, собор Империи строился на месте ранее существовавшего собора с 1818 года, то есть 40(!) лет, по проекту Огюста Монферрана.
Главный, с точки зрения расположения, и самый богато оформленный собор Империи строился на месте ранее существовавшего собора с 1818 года, то есть 40(!) лет, по проекту Огюста Монферрана.


Собор был торжественно освящен 30 мая (11 июня) 1858 года.
Собор был торжественно освящен 30 мая (11 июня) 1858 года.

Версия от 22:26, 28 февраля 2014

Александр II

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19 февраля (3 марта) 1855 г. по 18 февраля (2 марта) 1861 г.

Границы периода обусловлены приходом Императора к власти и подписанием 19 февраля (3 марта) 1861 года Императором Манифеста об отмене крепостного права.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в Санкт-Петербурге

Главный, с точки зрения расположения, и самый богато оформленный собор Империи строился на месте ранее существовавшего собора с 1818 года, то есть 40(!) лет, по проекту Огюста Монферрана.

Собор был торжественно освящен 30 мая (11 июня) 1858 года.

Крупнейшие корабли и суда

Файл:Fregat General-Admiral 1859.jpg
Винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»

Винтовой 70-пушечный фрегат «Генерал-Адмирал»

Строился в Нью-Йорке, но оснащен практически полностью отечественным вооружением, составлявшем обычно около трети цены боевых кораблей. Судя по всему, основным резоном заграничного строительства корабля была не столько техническая необходимость, сколько политическая обстановка — сразу после Крымской войны США являлись фактически единственным значимым дружественным государством России, к тому же имевшим весьма натянутые отношения с главным нашим врагом тех лет — Британской Империей. Стоимость работ в США определялась в 1,018 млн долларов, то есть 1,323 млн рублей. Заложен 9 сентября 1857 года в Нью-Йорке, спущен на воду 9 сентября 1858 года, введен в строй в июне 1859 года.

Парусно-винтовой 84-пушечный линейный корабль «Ретвизан»

Заложен 17 сентября 1851 года в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, вспущен на воду 17 сентября 1855 года. Паровая машина для корабля изготовлена в 1857 г.

Петергофский, ныне Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге (1857 г.), 2012 г.
Железнодорожная станция Новый Петергоф

Железные дороги

Петергофская железная дорога

Изначально пригородная железная дорога, идущая вдоль престижной петергофской дороги, в тяжелых условиях Крымской войны строилась на личные средства барона А. Штиглица, а государство должно было позднее выкупить дорогу. Основной участок дороги от Санкт-Петербурга до Нового Петергофа длиной почти 27 верст (29 км) был введен в строй в июне 1857 года, а в июне 1859 года к нему было добавлено ответвление Лигово - Красное Село длиной 11 верст (12 км).

Позднее, в 1864 году, основную линию дороги продлили еще на 10 верст (11 км) до Ораниенбаума.

Псковский вокзал (открыт в 1859 г.), 2010 г.

Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога (2-я…5-я очереди строительства)

В это время в дополнение к уже построенной части магистрали, продолжался планомерный ввод в строй новых ее участков, который велся с востока на запад:

  • участок Гатчина — Луга длиной 86 верст (91 км) введен в строй в декабре 1857 г.
  • участок Луга — Псков длиной 127 верст (136 км) введен в строй в феврале 1859 г.
  • участок Псков — Остров длиной 49 верст (52 км) введен в строй в январе 1860 г.
  • участок Остров — Вежболово длиной 191 верста (204 км) введен в строй в ноябре 1860 г.

Полностью строительство магистрали было завершено позднее.

Машиностроение

Сборочная мастерская Пароходного завода в Кронштадте
Файл:Строящийся Пароходный завод в Кронштадте.jpg
Строящийся Пароходный завод в Кронштадте

Пароходный завод в Кронштадте

Известное ныне как «Морской завод» предприятие строилось с 11 февраля 1847 года с целью производства пароходов, однако к моменту ввода в строй было уже частично перепрофилировано на судоремонт и в первые годы своего существования занималось переоборудованием парусных кораблей в парусно-винтовые.

К моменту ввода в строй завод имел в своём составе множество мастерских различного профиля: чугунолитейную, меднолитейную, медно-котельную, слесарную, токарную, сборочную, модельную, ремонтно-механическую, а также два дока: Петровский и Николаевский (ныне имени Сургина). Оборудование завода включало: три паровые машины, обширную сеть внутризаводских рельсовых дорог, а также 120 единиц различных станков и оборудования.

Завод был торжественно открыт в присутствии Императора Александра II 4 (16 марта) 1858 года. В дальнейшем продукция завода часто получала золотые медали на всемирных и всероссийских выставках.[1][2]

Южный форт № 2, он же Южная батарея № 2 «Дзичканец» (1855—1856), перестроенная позднее

Фортификационные сооружения

Экстренная реконструкция крепости Кронштадт (окончание работ)

С самого начала Крымской войны англо-французский флот не оставлял безуспешных, к счастью, попыток атаковать Кронштадт. Поэтому начавшаяся с моментом войны экстренная реконструкция крепости продолжалась вплоть до весны 1856 года, хотя достигло размеров крупного проекта еще за предыдущие две зимы при прошлом Императоре.

За зимний период 1855-1856 гг, когда руководство проектированием обороны крепости принял вернувшийся из Севастополя Э.И. Тотлебен, в дно залива вокруг крепости были вбиты десятки тысяч одиночных и кустовых свай (всего 50 тысяч брёвен) с целью создания препятствия нериятельскому флоту. Стоимость этих заграждений оценивалась почти в полмиллиона рублей. Также для защиты свайных и минных заграждений и подступов к основным укреплениям крепости были устроены многочисленные новые батареи, расположенные как на острове, так и, большей частью, и в самом заливе на свайно-ряжевых искусственных островах. Кроме того на острове для снабжения многочисленных новых передовых укреплений всем необходимым была устроена крепостная конная железная дорога.[3][4]

Следующим этапом развития крепости стала достройка форта «Император Павел I», крупнейшего в Кронштадтской крепости.

Современное состояние форта «Император Павел I»
Файл:Fort Pavel I.jpg
Тыльный фасад форта «Император Павел I» (проектный рисунок)

Форт «Император Павел I» Кронштадтской крепости

Крупнейший и сильнейший морской форт Кронштадтской крепости, введённый в строй к началу Крымской войны в объеме первой очереди был полностью достроен в 1859 году. Стены форта на 2/3 состояли из гранита, на вооружении могло состоять до 380 орудий.

Форт был практически полностью уничтожен в 1923 году в результате сопоставимого с результатами применения тактического ядерного оружия взрыва складированных в нём 30 тыс. морских мин, произошедшего из-за всё ещё неудовлетворительного уровня дисциплины на революционном флоте в то время.

Следующая реконструкция Кронштадтской крепости началась в конце 1860-х гг.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.