Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 71: Строка 71:
=== Строительство Петербургского метрополитена ===
=== Строительство Петербургского метрополитена ===
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Петербургского метрополитена|до]], так и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии:
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Петербургского метрополитена|до]], так и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии:
* Садовая - Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 1997 г.
* Садовая — Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 1997 г.
* Чкаловская - Старая Деревня с двумя новыми станциями в 1999 г.
* Чкаловская — Старая Деревня с двумя новыми станциями в 1999 г.
Позднее, с 2009 г., оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская».
Позднее, с 2009 г., оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская».


[[Файл:Maryino-mm.jpg|thumb|150px|right|Станция "Марьино", Москва, 2007]]
[[Файл:Maryino-mm.jpg|thumb|150px|right|Станция «Марьино» Московского метро]]


=== Строительство Московского метрополитена ===
=== Строительство Московского метрополитена ===

Версия от 00:24, 19 июля 2014

Б.Н. Ельцин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей[1], введенные в строй с 8 августа 1996 г. по 30 декабря 1999 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1796-1801, 1801-1815, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве

Воссозданный Храм Христа Спасителя

Крупнейший в России храм вместимостью 10000 человек — памятник героям 1812 г. Cтроился с 1839 по 1883 г. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1994—1997 гг. в основном на пожертвования. При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Суммарная стоимость проекта — более 4 млрд рублей в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]

Космонавтика и ракетная техника

Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»

Создана в 1998 г. за 5 млрд долларов. Российский «Центр им. Хруничева» участвовал в ее развертывании (вложено 87 млн долларов), за что получил 4,8 %. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 г. готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок (25 млн долларов) досталась неким частным инвесторам. При этом у нее появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.

Морской старт

Файл:Morskoi start.jpg
Запуск ракеты «Зенит» с платформы «Морской старт»

Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошел в строй в 1999 г. Изначально создавался консорциумом фирм из США, России, Украины и Норвегии. Стоимость проекта 3,5 млрд долларов. В настоящий момент после банкротства из-за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анжелес, США) на 95 % принадлежит российской РКК «Энергия» через ее дочернюю фирму. [2][3]

Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта)

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 гг., официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 г. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 г. [4]

Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан

Комплекс российских Войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 г. с перерывом на на фактически гражданскую войну в Таджикистане в 1992…1996 гг. Введен в строй в 1999 г.[5]

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.

ТАРКР «Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Четвертый и последний в серии атомных крейсеров проекта 1144 (предыдущий корабль вошел в строй в 1988 г.), крупнейший и сильнейший в мире на 2013 г. неавианесущий надводный корабль в мире. В связи с несопоставимостью размеров и боевой мощи с крейсерами других стран в зарубежной литературе эти корабли обычно классифицируются как линейные крейсера по аналогии с соответствующим классом кораблей, популярным в 1910-е годы. Строился с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд долл. [6] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибсом бассейне, в борьбе с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награжден орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»

Корабль проекта 1155.1 за счет установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на эсинцах типа «Сарыч». В результате корабль получился значительно более универсальным. Заложен в 1990 г., введен в строй в 1999 г.[7]

Эсминец «Ханчжоу» проекта 956 «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[8]. Ранее было построено 14 кораблей этого типа в советское время и 3 в период 1991-1993 гг. В этот период был введен в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложеный в 1988 г. и достроеныый для ВМФ Китая в 1999 г.

Позднее были построены еще 3 корабля: 1 в 2000 г. и 2 в 2005-2006 гг..

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-150 «Томск» проекта 949А «Антей»

По проекту 949А «Антей» в СССР и России с 1982 по 1996 г. строилась серия атомных подводных лодок. Всего в строй было введено 11 кораблей, один достраивается по проекту 09852 и еще несколько не достраивались. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.).[9] После распада СССР вступило в строй 5 подводных лодок этого типа[10], из них 4 в 1992—1995 гг. а последняя, К-150 «Томск», была заложена на заводе «Севмаш» в Северодвинске 27 августа 1991 года, спущена на воду 20 июля 1996 года и вошла в строй 30 декабря 1996 года.

Субмарина проекта 877ЭКМ экспортируется в Китай

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 г.[11] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период были введены в строй:

  • «Yunes» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась с 1992 г., введена в строй в сентябре 1996 г.);
  • S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии (строилась в 1995…1997 гг.);
  • «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1996…1997 гг.);
  • «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1997…1998 гг.).

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Автомобильные дороги

МКАД после реконструкции

Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги

В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длиной 109 км построенного в 1962 году оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти». [12] Начавшаяся в 1994 году реконструкция расширила МКАД к 1998 году с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 г.[13], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд рублей за счет сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги).

С 2011 г. прорабатываются планы новой серьезной реконструкции МКАД.

Автодорога Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк

Дорога длиной 130 км, имеющая по две полосы движения в каждую сторону и разделительную полосу с газоном, а также многоуровневые развязки, была введена встрой 21 октября 1996 года.[14] Стоимость проекта найти не удалось, но объём проведённых работ однозначно показывает, что он был крупным. С 2013 года появились планы реконструкции дороги с целью её превращения в скоростную магистраль.

Линии метрополитена

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 г. велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии:

  • Садовая — Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 1997 г.
  • Чкаловская — Старая Деревня с двумя новыми станциями в 1999 г.

Позднее, с 2009 г., оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская».

Станция «Марьино» Московского метро

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода.

В рассматриваемое время осуществлена достройка первой очереди Люблинской линии, участок Волжская — Марьино с тремя станциями был введен в строй 25 декабря 1996 года, а еще одна станция — «Дубровка» — на которой имелись проблемы со строительством наклонного хода из-за сложных геологических условий была открыта на действующем участке линии между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» 11 декабря 1999 года.[15]

Крупнейшие мосты

Хабаровский мост в процессе реконструкции, 1997 г.

Реконструкция Амурского (Хабаровского) моста (первая очередь)

К началу 1990-х гг. пролетные строения одного из крупнейших мостов страны, построенного еще при Николае II в 1916 г. оказались в предаварийном состоянии. Однако, этот однопутный железнодорожный мост, вместе с построенным при Сталине тоннелем под Амуром продолжал обеспечивать весь грузовой и пассажирский поток Транссибирской магистрали. Поэтому на первом этапе реконструкции опоры моста были уширены за счет наращивания ледорезной части и на них были помещены новые пролеты моста с однопутным железнодорожным движением внутри ферменной конструкции и двухполосным автомобильным движением по верху ферм. Также возводились подъездные автомобильные эстакады. В результате мост стал частью федеральной автомагистрали «Амур». Строительство началось в 1992 г. и было завершено в 1999 г. Стоимость проекта 500 млн долларов в ценах тех лет.[16]

Вторая очередь реконструкции была осуществлена в 1999-2009 гг.

Газопроводы

Ямал — Европа

Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[17][18]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[19]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал)

Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал[20] строилась в советское время для обеспечения транзита мощности из Сибири и Казахстана на Урал и более эффективного регулирования суточных колебаний в системе. Последняя линия транзита Барнаул — Итат длиной 444,5 км введена в строй в 1998 г. на напряжении 500 кВ. Согласно отраслевым нормативам[21], где этот уникальный объект выделен отдельной строкой, каждый километр такой линии обошелся в 11 млн рублей в ценах 2000 г., что составляет около 31 млрд рублей в ценах 2012 г. за всю линию.

Гидроэнергетика

Ирганайская ГЭС — гидроагрегат № 1

Строившаяся с 29 апреля 1977 года в Дагестане гидроэлектростанция к концу 1990-х испытывала трудности с финансированием, в связи с чем было решено сначала запустить её в эксплуатацию при пониженном уровне воды в водохранилище. 22 декабря 1998 года был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат ГЭС установленной мощностью 200 МВт, фактически работавший с мощностью 107 МВт. Полностью электростанция была достроена позднее.

Псковская ГРЭС.JPG

Атомная энергетика

6-й энергоблок Запорожской АЭС, Украина

Очередной энергоблок с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт сделал Запорожскую АЭС крупнейшей в Европе. Энергоблок строился с 1 июня 1986 года и был введён в строй 16 сентября 1996 года.

АЭС Моховице, Словакия

В это время был достроен первый энергоблок АЭС Моховице в Словакии. Энергоблок, оснащённый советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт, строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 гг и был введён в строй 29 октября 1998 г.[22]

Электростанция развивалась и позднее.

Тепловая энергетика

Псковская ГРЭС

Строилась с 1979-го по 1996 год. Введена в строй в 1993 — конце 1996 года[23] с двумя энергоблоками по 215 МВт. Третий энергоблок начали строить в 1997 году и тогда же отложили на неопреджелённый срок.[24]

ТЭС «Иминь», Китай

Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 500 МВт построена ОАО «ВО «Технопромэкспорт» в 1999 году.[25]

Машиностроение

Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область

Автомобильный завод, построенный в 1997-1998 гг. в г. Таганроге компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 г. (к 2013 г. общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов).[26][27]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Файл:Manege square Saint George monument exterior.jpg
Георгий-Победоносец на Манежной площади

Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва

К концу 1980-х Манежная площадь представляла собой болльшое заасфальтированное пространство в самом центре города использовавшееся, в основном, только в дни парадов и демонстраций для накопления их участников, сменившиеся в начале 1990-х огромными митингами. В 1994…1997 гг. к празднованию 850-летия Москвы была проведена коренная реконструкция площади — под нею был построен трехэтажный торговый центр «Охотный ряд», соединенный с одноименной станцией метро, а также подземный Музей археологии Москвы и пешеходные переходы. На поверхности выполнено художественное оформление площади с фонтанами и газзонами. Между площадью и Александровским садом устроена имитация убранной в коллектор реки Неглинной (воду в отрезке «реки» насосы качают по кругу). Стоимость только непосредственно строительства торгового центра без переноса коммуникаций и художественного оформления площади составила 350 млн долларов в ценах тех лет[28].

В результате строительства стал невозможен проезд тяжелой военной техники на Красную площадь, что породило легенду о том, что Ельцин таким образом защищается от возможного военного переворота[29]. Это сделало невозможным проведение полноценных парадов на Красной площади, что таки вызывает подозрения о подоплеке проекта. Однако, с приходом Путина установки небольшого числа простейших подкреплений оказалось достаточно, чтобы по площади снова смогли ездить и танки, и подвижные грунтовые комплексы межконтинентальных баллистических ракет и прочая тяжелая техника — разве что корабли на воздушной подушке еще не посетили Красную площадь, но им это, видимо, и не грозит из-за огромных облаков пыли, поднимаемых при движении этим видом военной техники.

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Система спутниковой связи «Иридиум»

См. раздел Космонавтика и ракетная техника.

Спорт

Стадион «Лужники»

Реконструкция стадиона «Лужники» 1996—1997 гг., г. Москва

Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны, в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами была проведена к празднованию 850-летия Москвы. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта — 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд рублей в ценах 2012 г.). [30]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

850-летие Москвы

850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. [31]. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, крупная реконструкция стадиона «Лужники», создан парк 850-летия Москвы[32]. Из новых крупных объектов был введен подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади у Кремля.

Примечания

  1. В ценах 2012 года