Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Борис I Годунов

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 7 (17) января 1598 года по 13 (23) апреля 1605 года. Начало периода обусловлены смертью царя Фёдора Иоанновича, за которого Борис Годунов фактически правил и ранее, при том что вдовствующая царица Ирина (Годунова) уже на девятый день после смерти Федора Иоанновича ушла в монастырь, оставаясь ещё непродолжительное время главой государства чисто номинально.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1772-1783, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

thumb|150px|left|Колокольня Ивана Великого, 2004

Колокольня Ивана Великого

Хотя храм, находящийся в основании колокольни, был построен в Память о скончавшемся Иване III Великом ещё в 1505 году, затем к ней в 1532—1543 гг была пристроена звонница пока, наконец, в 1600 году, как считают некоторые историки, чтобы занять работой голодающих, Борис Годунов не приказал надстроить верхний ярус собственно колокольни, после чего собственно колокольня приобрела вид, близкий к современному, хотя звонница при ней получила в 1635-36 гг дополнительную пристройку и позднее ещё дважды перестраивалась — в третьей четверти XVII и в начале XIX века, после того, как пристройка была взорвана по приказу Наполеона отступающими французскими войсками в 1812 году.

Гужевые дороги

Государева (Бабиновская) дорога

С 1595 года на замену действовавшей с середины 1580-х Чердынской дороги в Сибирь строилась гораздо более короткая Государева дорога общей длиной 260 вёрст по маршруту Соликамск — Верхотурье, получившая в народе название по фамилии начальника строительства Артемия Бабинова. Дорога соединяла бассейны рек Кама и Обь, позволяя двигаться далее по воде летом или по льду зимой. В рамках проекта, помимо собственно грунтовой дороги с искусственными сооружениями был построен город-крепость Верхотурье с таможней, а также укреплённые посты Растеский караул (ныне не существует), Павдинский караул (ныне посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа Сведловской области) Лялинский караул (ныне село Караульское Ново-Лялинского городского округа Сведловской области), Кошайский караул (ныне село Кошай Сосьвинского городского округа Сведловской области).

Фортификационные сооружения

Файл:Георг Келлер. Вид Смоленска 1610.JPG
Смоленск в 1610 г. Офорт Георга Келлера.
Стены и башни Смоленской крепости, 2011

Крепость Смоленск

Одна из крупнейших и мощнейших крепостей Европы была построена в 1595—1602 гг. в Смоленске, при этом строительство стратегически важного объекта не прерывалось даже во время великого голода 1601-1603 гг. Мощные кирпичные стены со рвами, валами и даже пртивоминными подземными галереями («слухами») протянулись в общей сложности на 6,5 км, было построено также 38 башен.

Позднее в Смутное время крепость была захвачена польско-литовскими войсками после настолько длительной (20(!) месяцев) и тяжёлой осады, что захватом Смоленска с помощью предателя им фактически и пришлось ограничиться, а польский гарнизон Московского кремля, в результате так и не получив подкрепления был вынужден сдаться войскам Минина и Пожарского.

Крепость, ныне также известная под не совсем точным названием Смоленский кремль, частично сохранилась до нашего времени.

Остатки валов и рвов Царёва-Борисова, 2013

Крепость Царёв-Борисов

Город-крепость основанный на далёком в те времена юге прямо посреди Дикого Поля, по-видимому, задумывался как крепость, которая, помимо прочего, могла разделить степь, затруднив сбор кочевников для совместных набегов, а заодно и контролировать Изюмский шлях - одно из излюбленных направлений набегов - чуть ли не от самого его начала. Город был основан около 1599 года и являлся не небольшим укреплённым поселением, а хоть и деревянной, но крупной и мощной крепостью. Достаточно сказать, что согласно описи крепость имела девять башен, три из которых были с воротами.

В этот период на содержание этого передового форпоста тратились значительные средства, однако позднее в Смутное время крепость, участвовавшая в бунтах, осталась почти без снабжения и была сожжена татарами. Впоследствии крепость была восстановлена, но затем снова заброшена. До настоящего времени сохранились остатки рвов и валов, расположенные в Изюмском районе Харьковской области.

Томск и окрестности в конце XVII века

Томский острог

Город Томск на крайнем юго-востоке был основан по просьбе местного татарского населения, искавшего защиты у Российского государства от набегов кочевников по указу Бориса Годунова, пославшего 25 марта 1604 года сильный отряд для его строительства. Острог, судя по сохранившимся изображениям, был построен достаточно крупный и впоследствии на протяжении XVII века неоднократно успешно отражал нападения врагов. В дальнейшем город надолго стал одним из важнейших в Сибири, поскольку именно он оказался на самой восточной точке среди по-настоящему судоходных рек бассейна реки Обь и стал важным перевалочным пунктом в пути далее на восток Сибири.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Мангазея

Первый российский город (острог), расположенный в Сибири за Полярным кругом, было построен в крайне отдалённой и малодоступной и по сей день местности на северо-востоке Западной Сибири на 300 км выше устья реки Таз. Первая экспедиция, посланная для основания острога, победив в бою крупный отряд разбойников достигла места строительства в 1600 году, основав острог и церковь. В следующем году более крупная экспедиция привезла дополнительные припасы и помогла завершить строительство острога и основать посад. В 1603 году в город доставили священника и церковную утварь, также примерно в это время в нём был открыт гостиный двор.

Крепость и её окрестности продолжали развиваться и позднее.

Примечания