Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.

Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Медный всадник, 2012
Транспортировка Гром-камня, около 1770

Медный всадник

Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов.

Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.

Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.

Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006
Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме

Катальная горка в Ораниенбауме

Самая большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые такие горки появились в Цврском селе и еще оттуда начали победоносное шествие по миру, венцом их развития в это время стала именно горка в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот, и 502-метровой длины колоннады-галереи до нашего времени не сохранились.

Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего своей сильно пострадавшей в результате ногой отвалившееся колесо, спасла Императрицу от гибели, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.

Крупнейшие корабли и суда

78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.

74-пушечные линейные корабли

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля:

  • «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Победослав» — заложен 26 января 1777 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 июня 1782 года.

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 17 таких кораблей:

  • «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 1 мая 1773 года.
  • «Азия» — заложен 19 августа 1772 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Америка» — заложен 19 августа 1772 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 18 мая 1774 года.
  • «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Давид Солунский» — заложен 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Иавуарий» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Победоносец» — заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года.
  • «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1781 года.
  • «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1782 года.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)

Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга - в то время - мыза (усадьба) Гатчино - изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г.Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро и отделка была завершена только в 1781 году.

Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьезной реконструкции под вкусы нового Императора.

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург

Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам свервысокотехнологичными - в них впервые были выполнены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были завершены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков по вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788...1789 гг, когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.

Фортификационные сооружения

Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века
Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни

Днепровская линия

Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше - по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре - двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.

Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости - Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[1]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.