Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 61: Строка 61:


== Машиностроение ==
== Машиностроение ==
=== Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) - коренная реконструкция ===
В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Соломбальская верфь (Архангельское адмиралтейство) подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь расширена. В частности, на ней  это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.
Верфь продолжала развиваться и позднее.


=== Галерная верфь в Гребном порту ===
=== Галерная верфь в Гребном порту ===

Версия от 20:00, 10 апреля 2016

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы Нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Только что перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг. дворец в 1752…1756 гг. снова подвергся серьёзной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Большой дворец Петергофа

Большой Петергофский дворец

Первоначально главный дворец построенного в 1714…1725 гг. Петергофа был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечные линейные корабли

Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:

  • «Святой Дмитрий Ростовский» — заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.

80-пушечные линейные корабли

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:

  • «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
  • «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено девять таких кораблей:

  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.

54-пушечные линейные корабли

В это время было построено два лёгких линкора этого типа:

  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.

Крупнейшие морские порты

Галерная гавань, план XIX в.

Реконструкция Галерной гавани

При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м) и обнесённого укреплениями при Анне Иоанновне.

В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.

В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[1][2]

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) - коренная реконструкция

В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Соломбальская верфь (Архангельское адмиралтейство) подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь расширена. В частности, на ней это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.

Верфь продолжала развиваться и позднее.

Галерная верфь в Гребном порту

См. Реконструкция Галерной гавани.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Большой дворец в Петергофе

См. раздел Символы Нации.

Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009

Фортификационные сооружения

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на Юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

До нашего времени сохранились земляные валы крепости.

Сооружения второй очереди Анненских укреплений
План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева

Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге

В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению только что построенных Анненских укреплений. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть, сдана в эксплуатацию.[6]

Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, а также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.

Ссылки