Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Poster27 cropped.jpg
И.В. Сталин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.

Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Турбонасосный агрегат ракеты Р-1

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1

После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в миренемецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1 ушли значительное время и средства.

Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.

Ракета Р-2 (монумент на въезде в г. Королёв)

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2

Обладающая более, чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалсь почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т.д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты олжны были быть были заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-К «Комсомолец» (бывший «Валерий Чкалов»)

Крейсера (легкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)

Разработка проекта новых легких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времен.

Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по измененному проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:

  • «Чапаев» — заложен 8 октября 1939 г., спущен на воду 28 апреля 1941 г., введен в строй 16 мая 1950 г.
  • «Валерий Чкалов» (после 1958 г. «Комсомолец») — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 25 октября 1947 г., введен в строй 19 ноября 1950 г.
  • «Железняков» — заложен 31 октября 1939 г., спущен на воду 25 июня 1941 г., введен в строй 19 апреля 1950 г.
  • «Фрунзе» — заложен 29 августа 1939 г., спущен на воду 30 декабря 1940 г., введен в строй 19 декабря 1950 г.
  • «Куйбышев» — заложен 31 августа 1939 г., спущен на воду 31 января 1940 г., введен в строй 20 апреля 1950 г.
Крейсер проекта 68-бис «Александр Невский»

Крейсера проекта 68-бис

Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:

  • «Свердлов» — заложен 15 октября 1949 года, спущен на воду 5 июля 1950 года, введен в строй 15 мая 1952 года.
  • «Дзержинский» — заложен 21 декабря 1948 года, спущен на воду 31 августа 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года, в 1957—1958 г. переоборудован в ракетный крейсер по проекту 70-Э.
  • «Орджоникидзе» — заложен 19 октября 1949 года, спущен на воду 17 сентября 1950 года, введен в строй 18 августа 1952 года.
  • «Жданов» — заложен 11 февраля 1950 г., спущен на воду 27 декабря 1950 года, введен в строй 25 января 1953. В 1965—1971 гг. переоборудован в крейсер управления по проекту 68У.
  • «Александр Невский» — заложен 30 мая 1950 года, спущен на воду 7 июня 1951 года, введен в строй 31 декабря 1952 года.

Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.

Боеприпасы и средства поражения

РДС-1 (советская ядерная бомба)

Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 тн и мощностью 22 килотонны (т.е. 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.

Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при ее создании, очевидно пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]

Позднее в этот же период были созданы несколько более совершенных конструкций, а уже летом 1953 года испытана первая в мире реально транспортабельная и первая советская темоядерная бомба.

Железные дороги

Цимлянская ГЭС, 2009

Гидроэнергетика

Цимлянская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Дон мощностью 204 МВт являлась, по сути, частью проекта и одной из ступеней Волго-Донского судоходного канала. Электростанция строилась с 1949 года и была введена в эксплуатацию в июле 1952 года.

Тепловая энергетика

Кузнецкая ТЭЦ

Электростанция, находившаяся до 1954 года в составе Кузнецкого алюминиевого завода, была введена в строй в 1944 году — в рамках первой очереди на ней работал один котлоагрегат и один турбогенератор мощностью 24 МВт. Однако размера крупного проекта угольная ТЭЦ достигла именно в это время, поскольку до 1952 (по другим данным 1954 года были введены в строй еще три очереди оборудования с 16 котлоагрегатами и 11 турбогенераторами общей мощностью 241 МВт.[2][3]

Восстановление ГРЭС-8 Ленэнерго (начало работ)

Серьезно пострадавшую во время войны[4] очень крупную торфяную Дубровскую ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровскую ТЭЦ-8) стали восстанавливать с июня 1944 года. Первые котел и турбина были запущены в 1946 году, но полностью реконструкция станции, превзошедшей, в итоге, довоенную мощность, была завершена позднее.[5][6]

Новосибирская ТЭЦ-3

Строившаяся с 1939 и введённая в строй в сентябре 1942 года ТЭЦ достигла размеров крупного проекта именно в этот период, когда в 19448 году ее мощность достигла 100 МВт. К 1953 году мощность теплоэектроцентрали составила 181,5 МВт. ТЭЦ расширялась и позднее.[7]

Химическая промышленность

Комбинат «Маяк», закрытый г. Озёрск Челябинской обл.

Первый в стране комбинат по наработке и производству оружейного плутония в не упоминавшемся в открытой печати г. Озёрске (он же в открытой переписке Челябинск-40 и Челябинск-65). Основное сооружение комбината — первый в Европе атомный реактор с охлаждением «А-1» строился с августа 1946 года и был запущен 18 июня 1948 года[8].

Жилой дом на котельнической набережной на панораме Москвы (С.Л.Кожин, 2004)

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Жилой дом на Котельнической набережной, г. Москва

Сталинская жилая высотка, строившаяся с перерывом на войну в 1938…1940 и 1948…1952 гг стала самым высоким в то время зданием в Европе, превзойдя на 15 метров достроенный ещё в 1890-м году Ульмский собор в Германии. Здание имеет в центральной части 32 этажа, 6 из которых — технические и достигает высоты 176 м.

Также здание являлось самым высоким отдельно стоящим сооружением в России, превзойдя Шуховскую башню, и, до 1964 года, самым высоким жилым зданием в мире. Большая часть его рекордов, из тех, которые не относились именно к жилым зданиям, была побита уже в 1953 году с вводом в строй Главного здания МГУ.

Здание Министерства иностранных дел СССР, г. Москва

Здание строилось с 1948 по 1953 год, однако было практически завершено уже в 1951 году, что и отмечено в декоре его фасада. Изначально здание не имело шпиля, однако он был добавлен по личному распоряжению Сталина. Высота здания составляет 172 метра, общая площадь 65 тыс. кв. м. Также здание характеризуется довольно таки богатой внутренней отделкой.

Шлюзы Волго-Донского канала, 2009)

Гидротехническое строительство

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Канал через высокую гряду, разделяющую Дон и Волгу в районе Сталинграда (ныне Волгограда) строился с февраля 1948 года. Из-за очень пересечённой по меркам строительства каналов местности проект получился очень дорогим - на строительстве, несмотря на широкое применение механизации, были задействованы сотни тысяч рабочих. Движение судов по каналу началось 1 июня 1952 года, а несколько позже - 27 июля 1952 года - каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Частью проекта являлось также строительство крупной Цимлянской ГЭС.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.