Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Л.И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введенные в строй с 14 октября 1964 года по 9 апреля 1971 года.

Границы периода обусловлены приходом к от власти и окончанием XXIV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план IX пятилетки.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Мамаев курган

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (Мамаев курган), Волгоград

Построенный в 1959-1967 гг мемориальный комплекс на месте одних из самых ожесточённых боёв Сталинградской битвы содержит крупнейшую в мире на тот момент статую - монумент «Родина-мать зовёт!» высотой 85 метров со стальным мечом и 52 без него. К подножию монумента идёт лестница из 200 гранитных ступеней по чилу дней Сталинградской битвы.

Ракета Р-9А у Центрального музея Вооруженных Сил, 2007

Космонавтика и ракетная техника

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А

Эта межконтинентальная баллистическая ракета дальностью 12,5...16 тыс. км, принятая на вооружение в июле 1965 года, хотя и относится к первому поколению баллистических ракет из-за использования жидкого кислорода, являлась большим шагом вперёд, поскольку время её подготовки из-за использования в качестве окислителя переохлаждённого кислорода, хранившегося на стартовой позиции, было сокращено практически на порядок по сравнению с Р-7. Тем не менее, в дальнейшем военные отказались от использования в баллистических ракетах кислорода в пользу более долгохранимых компонентов.

Ракета УР-100

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100

Родоначальник большого семейства различных модификаций, лёгкая межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 была принята на вооружение 21 июля 1967 года. Она стала одной из первых баллистических ракет второго поколения, отличавшихся возможностью долговременного дежурства в заправленном виде и поставлявшихся в войска в специальном контейнере, облегчавшем транспортировку и хранение ракет в пусковой установке.

Позднее УР-100 и её модификации, в том числе третьего поколения (УР-100Н) стали также самыми массовыми межконтинентальными баллистическими ракетами в России и продолжали стоять на вооружении вплоть до 2010-х гг. На их базе позднее была создана ракета-носитель «Рокот», выпускающаяся вплоть до 2014 года из переделанных боевых ракет.

Ракеты Р-36 на параде на Красной Площади

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36

Тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета Р-36 была принята на вооружение 21 июля 1967 года и, таким образом, стала одной из первых во втором поколении российских баллистических ракет. Ракета отличалась большой массой забрасываемой нагрузки, а также характерными для всего второго поколения специальным контейнером и хранением в заправленном виде.

Ракета РТ-2 в музее ОАО «Мотовилихинские заводы», г. Пермь, 2009

В дальнейшем на базе ракеты была создана её глубокая модификация третьего поколения - ракета Р-36М.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2

Первая российская серийная твердотопливная баллистическая ракета была принята на вооружение в 1968 году. Относилась ко второму поколению баллистических ракет. Отличалась значительно улучшенными эксплуатационными характеристиками, но относительно низкими техническими параметрами из-за более низкой эффективности твёрдого топлива.

РТ-2 и принятая в 1972 году на вооружение её модификация РТ-2П стояли на боевом дежурстве до 1994 года.

Крупнейшие корабли и суда

Вертолетоносный крейсер «Ленинград» типа «Москва», 1988 г.

Противолодочные (вертолётоносные) крейсера проекта 1123 типа «Москва»

К началу 1960-х выяснилось, что для охраны соединений кораблей советского флота и борьбы с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами необходимо постоянно держать в воздухе противолодочные вертолёты, причем размещение их по одному-двум на крупных кораблях никак не может обеспечить базирование нужного количества вертолётов. В связи с этим были созданы корабли проекта 1123, передняя часть которых соответствовала обычному противолодочному кораблю с управляемым зенитным и противолодочным ракетным оружием, а всю заднюю часть занимала обширная полётная палуба, предназначенная для базирования 14 противолодочных вертолётов Ка-25. Эти корабли стали первыми авианесущими кораблями спецпостройки в нашей стране и находились в составе советского и российского флота вплоть до середины 1990-х гг.

Всего было построено два корабля серии, оба они вошли в строй в это время:

  • «Москва» — заложен в 1962 г., спущен на воду 14 января 1965 года, введён в строй 25 декабря 1967 года.
  • «Ленинград» — заложен 15 января 1965 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, введён в строй 22 апреля 1969 года.

Третий корабль серии разобран до закладки на стапеле в связи с переходом к строительству более совершенных тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев».

Подводный крейсер К-222 (бывший К-162), 1983

Ракетный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»

Построенная в единственном экземпляре самая быстрая и по сей день подводная лодка в мировой истории развила на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч), что примерно соответствует скорости торпед того времени. При проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль разрабатывался долго и являлся, в некотором роде, наглядной демонстрацией новейших технологий. Основное вооружение подводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом. Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. В целом из-за огромного количества технических новшеств корабль получился эпически дорогим, за что получил неофициальное прозвище «Золотая рыбка».

Корабль был заложен 28 декабря 1963 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 21 декабря 1968 года, введён в строй 31 декабря 1969 года. В 1978 году наименование корабля было изменёно на К-222.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А «Навага»

Подводный крейсер проекта 667А на почтовой марке
Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 667А или 667АУ, 1977

Первые отечественные подводные ракетоносцы второго поколения пришли на смену атомным подводным лодкам проекта 658. Новые субмарины несли уже не три, а 16 ракет жидкостных средней дальности Р-27. В это время были построены первые 20 подводных крейсеров этого типа:

  • К-137 («Ленинец») — Заложен 4 ноября 1964 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 11 сентября 1966 года, введён в строй 6 ноября 1967 года. Почётное наименование «Ленинец» присвоено 11 апреля 1970 года и упразднено 3 июня 1992 года. В 1983…1985 гг модернизирован по проекту 667АУ «Налим».[1]
  • К-140 — Заложен 19 сентября 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 августа 1967 года, введён в строй 30 декабря 1967 года. С 1972 по 1979 год прошел модернизацию по проекту 667АМ под ракетный комплекс Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31.
  • К-26 — Заложен 30 декабря 1965 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 декабря 1967 года, введён в строй 3 сентября 1968 года.
  • К-32 — Заложен 25 февраля 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1968 года, введён в строй 26 октября 1968 года.
  • К-216 — Заложен 6 июня 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 6 августа 1968 года, введён в строй 27 декабря 1968 года.
  • К-207 — Заложен 4 ноября 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 20 сентября 1968 года, введён в строй 30 декабря 1968 года.
  • К-210 — Заложен 16 декабря 1966 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 29 декабря 1968 года, введён в строй 6 августа 1969 года.
  • К-249 — Заложен 18 марта 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 30 марта 1969 года, введён в строй 27 сентября 1969 года.
  • К-253 — Заложен 26 июня 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 5 июня 1969 года, введён в строй 28 ноября 1969 года. В 1984…1988 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-395 — Заложен 8 сентября 1967 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 28 июля 1969 года, введён в строй 5 декабря 1969 года. В 1988…1991 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-399 — Заложен 23 февраля 1968 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 23 июня 1969 года, введён в строй 24 декабря 1969 года.
  • К-408 — Заложен 20 января 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 10 сентября 1969 года, введён в строй 25 декабря 1969 года.
  • К-411 («Оренбург») — Заложен 25 мая 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 января 1970 года, введён в строй 31 августа 1970 года. Позднее был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок, имя собственное получил 8 сентября 1998 года.[2]
  • К-418 — Заложен 29 июня 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 14 марта 1970 года, введён в строй 22 сентября 1970 года.
  • К-420 — Заложен 12 октября 1968 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 апреля 1970 года, введён в строй 29 октября 1970 года. В 1980…1985 гг переоборудована в носитель сверхзвуковых стратегических крылатых ракет «Метеорит-М».
  • К-423 — Заложен 13 января 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 7 апреля 1970 года, введён в строй 13 ноября 1970 года. В 1983…1986 гг переоборудован в носитель стратегических дозвуковых крылатых ракет Р-55 по проекту 667АТ «Груша».
  • К-434 — Заложен 23 февраля 1969 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 мая 1970 года, введён в строй 30 ноября 1970 года.
  • К-426 — Заложен 17 апреля 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 28 августа 1970 года, введён в строй 22 декабря 1970 года.
  • К-236 — Заложен 6 ноября 1969 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 4 августа 1970 года, введён в строй 27 декабря 1970 года.
  • К-415 — Заложен 4 июля 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 26 сентября 1970 года, введён в строй 30 декабря 1970 года.

Подводные крейсера этого проекта строились и позднее.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат»

На смену атомным подводным лодкам первого поколения проекта 675, вооружённым ракетами, стартующими в надводном положении, в это время пришли субмарины проекта 670 «Скат», вооружённые твердотопливными противокорабельными ракетами «Аметист», хоть и обладающими меньшей дальностью, но запускаемыми из-под воды. В этот период на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (ныне Нижний Новгород) были введены в строй первые семь атомных подводных лодок этого проекта[3]:

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат» К-43 в аренде у индийского флота под именем S-71 «Chakra», 1988
  • К-43 (с 30 августа 1984 года УТС-550, с 5 января 1988 года S-71 «Chakra», с 1 марта 1989 года снова К-43, с 28 апреля 1992 года Б-43) — заложен 9 мая 1964 года, спущен на воду 2 августа 1966 года, введён в строй 6 (по другим данным 5) ноября 1967 года. К 1984 году модернизирован по проекту 06709. В 1988—1990 гг была в аренде в индийском флоте под именем S-71 «Chakra».
  • К-87 (с 15 января 1978 года К-212, с 28 апреля 1992 года Б-212) — заложен 6 февраля 1965 года, спущен на воду 20 марта 1968 года, введён в строй 28 декабря (по другим данным 27 сентября) 1968 года.
  • К-25 (с 28 апреля 1992 года Б-25) — заложен 2 декабря 1965 года, спущен на воду 31 июля 1968 года, введён в строй 30 декабря 1968 года.
  • К-143 (с 25 июля 1977 года К-121, с 28 апреля 1992 года Б-121) — заложен 25 ноября 1966 года, спущен на воду 29 апреля 1969 года, введён в строй 31 октября 1969 года.
  • К-313 (с 28 апреля 1992 года Б-313) — заложен 14 июля 1966 года, спущен на воду 16 июля 1969 года, введён в строй 16 декабря 1969 года.
  • К-308 (с 28 апреля 1992 года Б-308) — заложен 29 декабря 1967 года, спущен на воду 19 февраля 1970 года, введён в строй 20 сентября 1970 года.
  • К-302 (до февраля 1970 года К-320, с 28 апреля 1992 года Б-302) — заложен 17 января 1969 года, спущен на воду 11 июля 1970 года, введён в строй 1 (по другим данным 4) декабря 1970 года.

Ещё четыре подводных лодки этого проекта были построены позднее.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 675

В это время в дополнение к восьми, построенным ранее, подводным лодкам, оснащённым крылатыми ракетами с надводным стартом, был введен в строй ещё 21 корабль этого проекта[4]:

Запуск крылатой ракеты с атомной подводной лодки проекта 675
  • К-28 (с 1977 года К-428) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 6 апреля 1963 года, спущен на воду 30 июня 1964 года, введён в строй 16 декабря 1964 года. В 1977 году модернизирован по проекту 675МУ.
  • К-74 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 июля 1963 года, спущен на воду 30 сентября 1964 года, введён в строй 30 июня 1965 года.
  • К-35 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 6 января 1964 года, спущен на воду 27 января 1965 года, введён в строй 30 июня 1965 года. В 1987 году модернизирован по проекту 675МКВ.
  • К-189 (с 1982 года К-144, с 1992 года Б-144) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 6 апреля 1963 года, спущен на воду 9 мая 1964 года, введён в строй 24 июля 1965 года. В 1982 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-22 (с 1967 года «Красногвардеец», с 1992 года Б-22) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 14 октября 1963 года, спущен на воду 29 ноября 1964 года, введён в строй 7 августа 1965 года. В 1990 году модернизирован по проекту 675МКВ.
  • К-90 (с 1987 года К-111) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 29 февраля 1964 года, спущен на воду 17 апреля 1965 года, введён в строй 25 сентября 1965 года.
  • К-31 (с 1978 года К-431) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 января 1964 года, спущен на воду 8 сентября 1964 года, введён в строй 30 сентября 1965 года.
  • К-116 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 8 июня 1964 года, спущен на воду 19 сентября 1965 года, введён в строй 29 октября 1965 года.
  • К-57 (с 1979 года К-557, с 1992 года Б-557) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 19 октября 1963 года, спущен на воду 26 сентября 1964 года, введён в строй 31 октября 1965 года. В 1979 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-125 (с 1992 года Б-125) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 1 сентября 1964 года, спущен на воду 11 сентября 1965 года, введён в строй 18 декабря 1965 года. В 1974 году модернизирован по проекту 675К.
  • К-48 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 11 апреля 1964 года, спущен на воду 16 июня 1965 года, введён в строй 31 декабря 1965 года. В 1973 году модернизирован по проекту 675К.
  • К-128 (с 1982 года К-62) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 29 октября 1964 года, спущен на воду 30 декабря 1965 года, введён в строй 25 августа 1966 года. В 1981 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-56 (с 1992 года Б-56) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 30 мая 1964 года, спущен на воду 10 августа 1965 года, введён в строй 26 августа 1966 года. В 1986 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-131 (с 1992 года Б-131) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 31 декабря 1964 года, спущен на воду 6 июня 1966 года, введён в строй 30 сентября 1966 года.
  • К-10 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 24 октября 1964 года, спущен на воду 29 сентября 1965 года, введён в строй 15 октября 1966 года.
  • К-135 (с 1978 года К-235) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 27 февраля 1965 года, спущен на воду 27 июня 1966 года, введён в строй 25 ноября 1966 года.
  • К-94 (с 1975 года К-204, с 1992 года Б-204) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 20 марта 1965 года, спущен на воду 20 мая 1966 года, введён в строй 27 декабря 1966 года. В 1976 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-108 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 24 июля 1965 года, спущен на воду 26 августа 1966 года, введён в строй 31 марта 1967 года.
  • К-7 (с 1974 года К-127) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 6 ноября 1965 года, спущен на воду 25 сентября 1966 года, введён в строй 30 сентября 1967 года.
  • К-23 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 23 февраля 1966 года, спущен на воду 18 июня 1967 года, введён в строй 30 декабря 1967 года. В 1984 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-34 (с 1980 года К-134, с 1992 года Б-134) — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 18 июня 1966 года, спущен на воду 23 сентября 1967 года, введён в строй 30 декабря 1968 года. В 1988 году модернизирован по проекту 675МКВ.

После завершения этой серии отечественный флот перешёл к строительству значительно более совершенных атомных подводных лодок следующего — второго — поколения проекта 670 «Скат», отличавшихся возможностью запуска ракет из-под воды.

Атомные торпедные подводные лодки проекта 671 «Ёрш»

Атомная подводная лодка пр. 671 «Ёрш», 1990

Первые отечественные торпедные атомные подводные лодки второго поколения отличались от строившихся ранее субмарин проекта 627А конструктивными особенностями, обеспечивающими значительно меньшую шумность, в частности одновальной двигательной установкой, а также возможностью размещения на лодке мощного гидроакустического комплекса. Подводные крейсера этого проекта, позднее пересклассифицированные в большие подводные лодки, специально предназначались для охоты за другими подводными лодками. В это время на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде были построены семь кораблей этого проекта:

  • К-38 — заложен 12 апреля 1963 года, спущен на воду 28 июля 1966 года, введён в строй 5 ноября 1967 года.
  • К-69 — заложен 31 января 1964 года, спущен на воду 22 декабря 1967 года, введён в строй 6 ноября 1968 года.
  • К-147 — заложен 16 сентября 1964 года, спущен на воду 17 июня 1968 года, введён в строй 25 декабря 1968 года.
  • К-53 — заложен 16 декабря 1964 года, спущен на воду 15.03.1969 года, введён в строй 30 сентября 1969 года.
  • К-306 — заложен 20 марта 1968 года, спущен на воду 04 июня 1969 года, введён в строй 4 декабря 1969 года.
  • К-323 («50 лет СССР») — заложен 5 июля 1968 года, спущен на воду 14 марта 1970 года, введён в строй 29 октября 1970 года. Наименование получил 20 декабря 1972 года. В 1986 году модернизирован по проекту 671К, предусматривавшему вооружение корабля крылатыми ракетами большой дальности «Гранат».
  • К-370 — заложен 19 апреля 1969 года, спущен на воду 26 июня 1970 года, введён в строй 4 декабря 1970 года.

Ещё восемь подводных крейсеров этого проекта были построены позднее.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

Корабли проекта 1134-А проектировались на основе ракетных крейсеров проекта 1134 с достаточно существенными доработками — отчасти изменены были даже обводы и размеры корпуса, а также возросло водоизмещение. Основные же изменения коснулись состава вооружения, противолодочная и противовоздушная составляющая которых были значительно усилены, за счет установки на кораблях вновь разработанных комплексов вооружения. Противокорабельное вооружение при этом осталось прежним, поэтому эти корабли до конца своей службы классифицировались как большие противолодочные из-за явного перекоса вооружения в сторону соответствующих свойств. В это время были введены в строй головной и первый серийный корабли проекта:

  • «Кронштадт» — заложен 30 ноября 1966 года, спущен на воду 10 февраля 1968 года, введён в строй 29 декабря 1969 года.
  • «Адмирал Исаков» — заложен 15 января 1968 года, спущен на воду 22 ноября 1968 года, введён в строй 28 декабря 1970 года.

Остальные 8 кораблей этого проекта вводились в строй позднее.

Ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» пр. 1134

Большие противолодочные корабли (ракетные крейсера) проекта 1134

Корабли, которые по замыслу создателей проекта должны были соединить в себе противолодочную и противовоздушную мощь противолодочных кораблей предыдущих серий с мощным противокорабельным ракетным комлексом крейсеров проекта 58. Изначально, по-видимому из-за нелюбви Н.С. Хрущёва к крейсерам, классифицировались как большие противолодочные корабли, позднее с 1977 г. были переклассифицированы в ракетные крейсера. Являлись первыми отечественными кораблями, на которых постоянно базировался противолодочный вертолёт. Все 4 корабля серии были построены в этот период:

  • «Адмирал Зозуля» — заложен 26 июля 1964 года, спущен на воду 17 октября 1965 года, введён в строй 5 октября 1967 года.
  • «Владивосток» — заложен 24 декабря 1964 года, спущен на воду 1 августа 1966 года, введён в строй 1 августа 1968 года.
  • «Вице-адмирал Дрозд» — заложен 26 октября 1965 года, спущен на воду 18 ноября 1966 года, введён в строй 27 декабря 1968 года.
  • «Севастополь» — заложен 8 июня 1966 года, спущен на воду 28 апреля 1967 года, введён в строй 25 сентября 1969 года.

От дальнейшего строительства изначально планировавшейся серии из 10-ти крейсеров отказались в пользу усовершенствованных больших противолодочных кораблей проекта 1134-А.

Крейсер «Варяг» пр. 58

Ракетные крейсера проекта 58

Ракетные крейсера, переклассифицированные из эсминцев, головным в серии которых был введенный в строй ранее «Грозный». В это время были построены все три серийных крейсера этого проекта:

  • «Адмирал Фокин» — заложен 5 октября 1960 года, спущен на воду 5 ноября 1961 года, введён в строй 28 ноября 1964 года.
  • «Адмирал Головко» — заложен 20 апреля 1961 года, спущен на воду 18 июня 1962 года, введён в строй 30 декабря 1964 года.
  • «Варяг» — заложен 13 октября 1961 года, спущен на воду 7 апреля1963 года, введён в строй 20 июля 1965 года.

Дизель-электрические подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки, вооружённые четырьмя крылатыми ракетами П-5 или П-6 каждая. В этот период в дополнение к ранее введённой в строй головной подводной лодке К-156 были построены ещё 15 подводных крейсеров этого проекта, причём все они, кроме первой серийной К-85, построенной на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), были построены на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород):

Подводная лодка проекта 651
  • К-85 (с 25 июля 1977 года Б-124) - заложен 25 октября 1961 года, спущен на воду 31 января 1964 года, введён в строй 30 декабря 1964 года.
  • К-24 (с 25 июля 1977 года Б-24) - заложен 15 октября 1961 года, спущен на воду 15 декабря 1962 года, введён в строй 31 октября 1965 года. С 1999 г. в музее г. Пенемюнде, Германия.
  • К-68 (с 25 июля 1977 года Б-68, с 19 апреля 1990 года БС-68) - заложен 25 января 1962 года, спущен на воду 30 апреля 1963 года, введён в строй 28 декабря 1965 года. К 1985 году модернизирован по проекту 651Э, по-видимому, единственный из всех дизельных подводных лодок в мировой истории, корабль получил вспомогательную атомную энергоустановку.
  • К-63 (с 25 июля 1977 года Б-63) - заложен 25 апреля 1962 года, спущен на воду 26 июля 1963 года, введён в строй 12 июня 1966 года.
  • К-70 (с 25 июля 1977 года Б-270) - заложен 25 августа 1962 года, спущен на воду 6 февраля 1964 года, введён в строй 31 декабря 1964 года.
  • К-77 (с 25 июля 1977 года Б-77) - заложен 31 января 1963 года, спущен на воду 11 марта 1965 года, введён в строй 31 октября 1965 года.
  • К-58 (с 25 июля 1977 года Б-58) - заложен 15 июля 1963 года, спущен на воду 12 февраля 1966 года, введён в строй 23 сентября 1966 года.
  • К-81 (с 25 июля 1977 года Б-81) - заложен 15 ноября 1963 года, спущен на воду 7 августа 1964 года, введён в строй 14 декабря 1965 года. Около 1970 года модернизирован по проекту 651К.
  • К-73 (с 25 июля 1977 года Б-73) - заложен 1 августа 1964 года, спущен на воду 31 мая 1966 года, введён в строй 15 декабря 1966 года.
  • К-67 (с 25 июля 1977 года Б-67) - заложен 31 января 1965 года, спущен на воду 29 октября 1966 года, введён в строй 30 сентября 1967 года.
  • К-78 (с 25 июля 1977 года Б-478) - заложен 25 июля 1965 года, спущен на воду 30 марта 1967 года, введён в строй 1 ноября 1967 года.
  • К-203 (с 25 июля 1977 года Б-203) - заложен 25 декабря 1965 года, спущен на воду 30 июня 1967 года, введён в строй 2 декабря 1967 года.
  • К-304 (с 25 июля 1977 года Б-304) - заложен 6 августа 1966 года, спущен на воду 24 ноября 1967 года, введён в строй 21 августа 1968 года.
  • К-318 (с 25 июля 1977 года Б-318) - заложен 29 марта 1967 года, спущен на воду 29 марта 1968 года, введён в строй 29 сентября 1968 года.
  • К-120 (с 25 июля 1977 года Б-120) - заложен 25 марта 1967 года, спущен на воду 11 июля 1968 года, введён в строй 26 декабря 1968 года.
Южная часть порта Ильичевск, 2007

Морские порты

Ильичевск

Строившийся с 1957 года неподалёку от перегруженного Одесского порта морской торговый порт Ильичевск на Сухом лимане к этому времени настолько развился, что 3 июня 1967 года из-за увеличения грузооборота он отнесен к портам высшей категории. Учитывая стоимость строительства аналогичных портов, проект однозначно относится к крупным.[5]

Железные дороги

Манский тоннель (старый) на ж.д. линии Тайшет — Абакан, 2004

Линия Тайшет — Абакан

Первая в стране электрифицированная непосредственно во время строительства однопутная железнодорожная линия с веткой Уяр — Саянская, являвшаяся продолжением линии Новокузнецк — Абакан, также известная как «Трасса Мужества»[2] строилась с 1959 года и была введена в строй в 1965 году. Дорога длиной 713 км (647 км основного хода) частично проходит по гористой местности с девятью тоннелями общей протяжённостью 10 км, причём крупнейшие из них — Манский и Крольский превышают по длине 2 км каждый.[6]

Электрификация линии Тайшет — Лена

Электрификация западного участка будущей Байкало-Амурской магистрали на переменном токе напряжением 25 кВ была завершена в 1965 году.[7]

Сортировочная станция Орехово-Зуево Московской ж.д.

Огромных размеров сортировочная станция, строившаяся в рамках проекта реконструкции Большого Московского кольца для переноса на него транзитного движения, была завершена в 1970 году.[8]

Линии метрополитена

Участок Днепр - Комсомольская Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена

Наземный участок единственной линии недавно открытого Киевского метрополитена был продлён на левый берег Днепра по специально построенному метромосту и далее продолжен в наземном варианте. Первые три станции от "Днепра" до "Дарницы" были открыты 5 ноября 1965 года, а ещё одна - "Комсомольская" (ныне "Черниговская") - 4 октября 1968 года.

Строительство Киевского метрополитена продолжалось и позднее.

Станция Текстильщики Таганско-Краснопресненской линии Московского метро, 2009

Строительство Московского метрополитена

Станция Китай-Город (бывшая Площадь Ногина) Московского метро, 2009

В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:

  • Участок Сокол — Речной вокзал Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкой) линии — участок в составе трёх новых станций был введён в строй 30 декабря 1964 года.
  • Участок Пионерская — Молодёжная Филёвской линии — участок с двумя новыми станциями первоначально был введён в строй 5 июля 1965 года без промежуточной наземной станции «Кунцевская», которую открыли несколько позднее 31 августа 1965 года. При этом конечная станция «Молодёжная» была выполнена подземной. Гораздо позднее часть линии, начиная с «Кунцевской» была передана Арбатско-Покровской линии, а сама станция подверглась при этом глобальной перестройке в пересадочную.
  • Участок Сокольники — Преображенская Площадь Сокольнической линии — участок со всего одной новой станицей «Преображенская Площадь», однако достаточно длинным подземным перегоном был введён в строй 31 декабря 1965 года.
  • Ждановская линия — первый участок будущей Таганско-Краснопресненской (Ждановско-Краснопресненкой линии) с семью новыми станциями от станции «Таганская» до станции «Ждановская» (ныне «Выхино») был введён в строй 31 декабря 1966 года, а 3 января 1971 года она была продлена на один перегон до станции «Площадь Ногина» (ныне «Китай-Город»).
  • Участок Автозаводская — Каховская Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкой) линии — участок с четырьмя новыми станциями был открыт 11 августа 1969 года. Гораздо позднее последний его перегон от «Каширской» до «Каховской» был передан Каховской линии.
  • Участок Октябрьская — Площадь Ногина (ныне Китай-Город) Калужской линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 3 января 1971 года. При этом в состав проекта также фактически вошло и упомянутое ранее продление Ждановской линии до станции «Площадь Ногина», так как эта станция изначально строилась с двумя залами и кросс-платформенной пересадкой, причём она была открыта в один день сразу для двух линий.

Московский метрополитен развивался и позднее.

Саратовский мост, 2005

Крупнейшие мосты

Саратовский мост

Автодорожный мост через Волгу в Саратове общей длиной 2825,8 м был завершён в 1965 году и на момент открытия являлся самым длинным мостом в Европе.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Высоковольтная линия постоянного тока Волгоград-Донбасс

Биполярная линия постоянного тока, использовавшая самое высокое в мире на тот момент напряжение ±400 кВ, то есть 800 кВ между проводами, соединила Волжскую ГЭС имени XXII съезда КПСС с подстанцией Михайловская, расположенной неподалёку от г. Первомайск Луганской области. Длина линии составила 475 км. Рекорд напряжения линия удерживала вплоть до 1977 года.[9]

Братская ГЭС, 1989

Гидроэнергетика

Братская ГЭС

Строительство крупнейшей в мире с 1966 года, когда был запущен последний её гидроагрегат, и до 1971 года гидроэлектростанции общей мощностью 4500 МВт, первые гидроагрегаты которой были введены в строй ранее, полностью завершилось приёмом ГЭС в постоянную эксплуатацию 8 сентября 1967 года. Несколько позже Братской ГЭС было присвоено имя 50-летия Великого Октября. На момент ввода в строй Братское водохранилище, образованное плотиной Братской ГЭС, являлось самым большим искусственным водоёмом в мире.

Гидроэлектростанция, расположенная в среднем течении реки Ангара в Иркутской области также выполняет важную транспортную функцию, поскольку по её гребню проходят автодорога и пути западного участка Байкало-Амурской магистрали.

Красноярская ГЭС, 2013

Красноярская ГЭС — фактический ввод в строй

Крупнейшая по общей мощности — 6000 МВт — на тот момент в стране гидроэлектростанция на Енисее строилась с 1956 года. Первые два гидроагрегата электростанции были запущены 3 и 4 ноября 1967 года соответственно, к 100-летию дня рождения Ленина были смонтированы десять из двенадцати гидроагрегатов электростанции мощностью по 500 МВт каждый, а водохранилище достигло проектной отметки 13 сентября 1970 года. Оставшиеся два гидроагрегата были смонтированы в 1971 году, однако официально строительство было завершено уже позднее — в 1972 году.

Киевская ГЭС, 2013

Киевская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Днепр общей мощностью 408,5 МВт, 20 гидроагрегатов которой были введены в строй в 1964-1968 гг.

Позднее в 2,5 км от станции на берегу её водохранилища была построена Киевская ГАЭС.

Камская ГЭС, 2011

Камская ГЭС

Строившаяся с перерывами аж с 1934 года гидроэлектростанция мощностью 504 МВт, расположенная в г. Пермь на реке Кама, фактически введённая в строй ранее, формально была принята в постоянную промышленную эксплуатацию 31 декабря 1964 года.[10]

Саратовская ГЭС имени Ленинского комсомола - фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция на реке Волга, носившая изначально название Балаковской ГЭС, строилась с 1956...1957 гг в городе Балаково Саратовской области. Общая мощность электростанции составляла 1360 МВт.

Фактически всё оборудование станции было введено в строй в этот период с 1967 по 1970 годы[11], однако полностью она была завершена уже позднее.

Водохранилище Верхнетуломской ГЭС, 2009

Верхнетуломская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Тулома в Мурманской области мощностью 228 МВт (позднее увеличенной до 268 МВт[12]) строилась с 1961 года. Первый её гидроагрегат был введён в строй в 1964 году, второй и третий - в 1965 году, а последний - четвёртый - уже в 1966 году, хотя в целом станция была введена в промышленную эксплуатацию 27 октября 1965 года.[13]

Воткинская ГЭС

Электростанция на реке Кама в г Чайковский Пермской области (ныне Пермского края) мощностью 1000 МВт, фактически введённая в строй ранее, была принята в промышленную эксплуатацию в июле 1966 года.[14]

Плявиньская ГЭС, 2006

Плявиньская ГЭС имени В. И. Ленина

Крупнейшая гидроэлектростанция Прибалтики строилась на Западной Двине в Латвии с 1961 по 1966 год. Общая мощность станции с десятью гидроагрегатами в это время составляла 825 МВт.[15]

Днепродзержинская ГЭС, 2008

Днепродзержинская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 352 МВт, строившаяся с 1956 года на реке Днепр в Днепропетровской области и фактически введённая в строй ранее, в этот период, по-видимому, в 1966 году была введена в постоянную промышленную эксплуатацию.

Вилюйская ГЭС-I

Первая очередь Вилюйской ГЭС, расположенной на западе Якутской АССР строилась с 1960 года. Все четыре её гидроагрегата общей мощностью 308 МВт были введены в строй в 1967…1968 гг, однако полностью первая очередь станции была сдана в промышленную эксплуатацию 24 сентября 1970 года. Позднее у противоположного конца той же плотины после некоторого увеличения её высоты была построена Вилюйская ГЭС-II, являющаяся фактически второй очередью этой ГЭС.[16]

Плотина Ладжанурской ГЭС, 2009

Ладжанурская ГЭС 

Гидроэлектростанция в Грузинской ССР мощностью 111,6 МВт, также известная под грузинским названием Ладжанури ГЭС и фактически введённая в строй ранее, была, по-видимому, окончательно принята в постоянную промышленную эксплуатацию в это время в 1966 году.

Серебрянская ГЭС-I — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция мощностью 201 МВт на реке Воронья в Мурманской области строилась с лета 1967 года. Первый гидроагрегат станции был введён в строй 25 ноября 1970 года, а последний - в декабре того же года, что ознаменовало фактический ввод в строй этой электростанции[17]. Формально же она была принята в постоянную промышленную эксплуатацию уже позднее, в 1977 году.[18]

Усть-Хантайская ГЭС — гидроагрегаты № 3 и № 2

Электростанция у посёлка Снежногорск, расположенного относительно недалеко от Норильска, строилась с 17 мая 1963 года на реке Хантайка в Красноярском крае. В этот период — 20 ноября 1970 года и 25 декабря 1970 года — на ГЭС были введены в строй первые два гидроагрегата мощностью по 63 МВт каждый — № 3 и № 2 соответственно, а полностью строительство ГЭС завершилось позднее.

Каскад Кубанских ГЭС

Каскад из пяти гидроэлектростанций, включавший одну крупную, строился с 1957 г в составе проекта Большого Ставропольского канала. В каскад вошли следующие вновь построенные в 1967…1971 гг гидроэлектростанции с частично унифицированным оборудованием[19]:

  • Кубанская ГЭС-1 мощностью 37 МВт.
  • Кубанская ГЭС-2 мощностью 184 МВт.
  • Кубанская ГЭС-3 мощностью 87 МВт.
  • Кубанская ГЭС-4 мощностью 78 МВт.
  • Кубанская ГАЭС мощностью 159/19,2 МВт в турбинном и насосном режимах соответственно.

Также в состав каскада были включены несколько небольших ГЭС, построенных ранее.

Кубанская ГЭС-2

Крупнейшая гидроэлектростанция Каскада Кубанских ГЭС строилась с 1963 года. Первый её гидроагрегат был введён в строй 1967 году, второй — в 1968 году, полностью введена в строй в 1971 году.

Мамаканская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 100,2 МВт, расположенная на реке Мамакан в глухой тайге далеко на севере Иркутской области, строилась для снабжения электроэнергией золотодобывающих предприятий в окрестностях города Бодайбо. Все четыре её гидроагрегата были введены в строй ранее в 1961…1962 гг, однако официально она была принята в постоянную промышленную эксплуатацию в октябре 1966 года.

Каскад Ковдинских ГЭС

В этот период 17 марта 1965 года была принята в промышленную эксплуатацию Иовская ГЭС, завершив тем самым длившееся с 1958 года строительство каскада из двух гидроэлектростанций на реке Ковда в Мурманской области. Обе гидроэлектростанции каскада — Кумская мощностью 80 МВт и Иовская мощностью 96 МВт фактически были выведены на полную мощность ранее в 1963 году, но официальная приёмка на Иовской ГЭС тогда ещё не состоялась.[20]

Татевская ГЭС

Строившаяся с 1961 года на реке Воротан в Армянской ССР гидроэлектростанция мощностью 157,2 МВт была введена в строй по разным источникам в 1966 или 1970 годах, что по-видимому, отражает даты ввода в строй её первого гидроагрегата и окончательную приёмку в промышленную эксплуатацию.[21][22][23]

Бухтарминская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 675 МВт (позднее увеличенной при реконструкции до 738 МВт) строилась на реке Иртыш у г. Серебрянск Восточно-Казахстанской области строилась с 1953 года. Хотя семь из девяти её гидроагрегатов были введены в строй ранее, именно в этот период электростанция фактически вступила в строй, когда 27 ноября 1966 был введён в эскплуатацию её последний гидроагрегат. А 20 октября 1968 года ГЭС была сдана в постоянную эксплуатацию.[24]

ГЭС «Наглу», Афганистан

Крупнейшая в Афганистане гидроэлектростанция мощностью 100 МВт была построена «Технопромэкпортом» на условиях «под ключ» в 1967 году, при этом собственно ввод в строй, по-видимому состоялся ещё в 1965 году.[25][26]

Чарвакская ГЭС — частичный ввод в строй

По некоторым источникам, по крайней мере, первый гидроагрегат мощностью 150 МВт введённой в строй позднее в 1972 году гидроэлектростанции на реке Чирчик в Ташкентской области был запущен в 1970 году.

Атомная энергетика

1-й и 2-й энергоблоки Нововоронежской АЭС

Нововоронежская АЭС

Нововоронежская АЭС, расположенная у г. Нововоронеж Воронежской области, с самого начала своего строительства развивалась как опытно-промышленная электростанция, на которой строились головные водо-водяные энергетические атомные реакторы (реакторы типа ВВЭР). Первые два энергоблока, составлявшие первую очередь электростанции, были построены в это время:

  • 1-й энергоблок с реактором ВВЭР-210 мощностью 210 МВт — строился с 1 июля 1957 года до 31 декабря 1964 года.
  • 2-й энергоблок с реактором ВВЭР-365 мощностью 365 МВт — строился с 1 июня 1964 года до 14 апреля 1970 года.

Электростанция активно развивалась и позднее, а сами первый и второй энергоблоки были выведены из эксплуатации в связи с выработкой ресурса в 1988 и 1990 гг соответственно.

АЭС Райнсберг, 1990

АЭС Райнсберг, Германская Демократическая Республика

Первая в ГДР АЭС имела один энергоблок с реактором типа ВВЭР-210 мощностью 70 МВт. Строилась с 1 января 1960 года по 11 октября 1966 года.

Электростанция так и проработала с одним энергоблоком вплоть до политического закрытия «из-за различий в стандартах безопасности» всех восточногерманских АЭС после объединения Германии, когда и была выведена из эксплуатации 1 июня 1990 года.

2-й энергоблок Белоярской АЭС имени И. В. Курчатова

Второй энергоблок Белоярской АЭС с реактором АМБ-200 мощностью 160 МВт строился с 1 января 1962 года до 1 декабря 1969 года.[27]

Электростанция развивалась и позднее, а её второй энергоблок был после исчерпания его ресурса выведен из эксплуатации 15 апреля 1990 года.

Вторая очередь Сибирской АЭС

В то время на развивавшейся и ранее Сибирской АЭС был введен в строй 4-й реактор, а также в целом завершена вторая и последняя очередь её строительства. Реакторы АЭС были предназначены не только для выработки тепла и электроэнергии, но и для производства делящихся материалов, поскольку станция располагалась в закрытом городе Северск и являлась частью Сибирского химического комбината. Из открытых истояников[28][29] известно, что первый турбогенератор второй очереди АЭС был запущен 25 июня 1965 г., а пуск четвёртого реактора АДЭ-5 был осуществлён 12 июля 1965 г.

Впоследствии вторая очередь Сибирской АЭС эксплуатировалась более 50 лет, до тех пор, пока в 2008 году её реакторы не выведены из эксплуатации, после чего электростанция была закрыта.

Тепловая энергетика

Конаковская ГРЭС, 2007

Конаковская ГРЭС имени 50-летия СССР

Крупная тепловая электростанция на газе с восемью энергоблоками общей мощностью 2,5 ГВт была построена на берегу Иваньковского водохранилища в г. Конаково Калининской (ныне Тверской) области. Первый энергоблок введен в строй в 1965 году, полностью станция достроена в 1969 году.

Особенностью внешнего вида станции является использование двух её труб в качестве опор линий электропередач.

Разданская ТЭЦ, Армянская ССР

Разданская ТЭЦ, размещённая на высоте 1730 м над уровнем моря строилась с 1963 года. Первые два теплофикационных агрегата электростанции типа ПТ-50-130/7 были введены в экслплуатацию в 1966...1967 гг., следующие два теплофикационных турбоагрегата типа Т-100-130 были введены в эксплуатацию в ноябре и декабре 1969 г. В 1969 году мощность Разданской ТЭЦ достигла 300 МВт по электроэнергии и 560 Гкал/час (650 МВт) по отпуску тепла для отопления.

Позднее была построена вторая очередь электростанции.[30]

Литовская ГРЭС им. В. И. Ленина

Первая очередь Литовской ГРЭС на мазуте и природном газе строилась с 1960 года (символическую закладку провели 18 июля 1961 года), а на полную мощность её энергоблоки общей мощностью 1200 МВт (4 по 150 МВт и 2 по 300 МВт) были выведены в 1968 году.[31][32]

Позднее была введена в строй вторая очередь Литовской ГРЭС.

Капчагайская ГЭС — частичный ввод в строй

В этот период на строившейся с 1965 года на реке Или в Алматинской области Казахской ССР гидроэлектростанции был введён по крайней мере один гидроагрегат установленной мощностью 108,5 МВт, запущенный 22 декабря 1970 года. Полностью электростанция была введена в строй позднее.

Чардаринская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 100 МВт, ныне также известная как Шардаринская ГЭС, строилась с начала 1960-х и была введена в строй на реке Сырдарья Южно-Казахстанской области 15 октября 1967 года.[33]

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл. (завершение строительства)

Активно развивавшийся и ранее химический комбинат по производству делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе в этот период продолжали достраивать. На находящемся в отсутствовавшем на советских картах городе Северске предприятии в это время были введены в строй следующие объекты[34][35]:

С 2014 года на комбинате строится Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 по проекту «Прорыв».

Машиностроительная промышленность

Волжский автомобильный завод, г. Тольятти Куйбышевской области

Крупный автомобильный завод строился в Куйбышевской (ныне Самарской) области вместе с городом Тольятти с 21 января 1967 года. Первую продукцию — легковые автомобили марки «Жигули» — завод выдал 19 апреля 1970 года. Полностью же первая очередь завода просизводственной мощностью 220 тыс. автомобилей в год была введена в строй 24 марта 1971 года.

Позднее были введены в строй вторая и третья очереди автозавода, еще в три раза увеличившие его производственную мощность.

Гидротехнические сооружения

Большой Ставропольский канал

Первая очередь обводнительного канала длиной 159 километров, включала также Каскад Кубанских ГЭС, а также водохранилища, насосные станции и множество других сооружений. Строился канал с 1957 года, был фактически введён в строй в 1967 году, а полностью строительство, по-видимому, закончилось в 1971 году.

Канал продолжали достраивать и позднее.

Останкинская телебашня, 2012

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Останкинская телебашня

Телебашня — самое на тот момент и вплоть до 1976 года высокое свободно стоящее сооружение в мире была построена в Москве в 1963…1967 годах одновременно с телевизионным техническим центром «Останкино», который она и должна была обслуживать. Высота телебашни со шпилем составила 540,1 метра, что более чем в два раза превысило высоту предыдущего самого высокого сооружения страны — Главного здания МГУ. В дальнейшем высоту башни предполагалось ещё несколько увеличить, но позднее от этих планов отказались.

На 2014 год телебашня остаётся самым высоким отдельно стоящим сооружением в Европе.

Система спутникового телевидения «Орбита»

Система ретрансляции телевизионного сигнала «Орбита» использовала спутники связи «Молния-1» для трансляции программ Центрального телевидения в отдалённых районах страны. В 1967 году были открыты первые 20 приёмных станций, количество которых вскоре довели до 69. Введена в строй система была с открытием первой очереди нового телецентра в Останкино, из которого и велись трансляции, 2 ноября 1967 года.

Позднее эта система была заменена более совершенной системой спутникового телевидения «Экран».

Телевизионный технический центр «Останкино» (здание АСК-1), 2009

Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября

Телецентр — ныне Телевизионный технический центр «Останкино» — крупнейший в мире на то время и, по крайней мере, до 1975 года, объединил ранее существовавший небольшой телецентр на Шаболовке и новый огромный телецентр в Останкино с основным зданием общей площадью 154 тыс. м² построенном в 1964… 1970 гг (ныне Аппаратно-студийный комплекс № 1 или АСК-1).[36] Останкинский телецентр строился в едином комплексе с высочайшей в мире на тот момент Останкинской телебашней и системой спутникового телевидения «Орбита», которая передавала сигнал именно из него. Также с вводом комплекса в строй связан запуск в стране цветного телевидения, произошедший 1 октября 1967 года.

Позднее, к Олимпиаде-80 на Останкинском телецентре было построено ещё одно крупное здание — Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК), ныне Аппаратно-студийный комплекс № 3 (АСК-3) Телевизионного технического центра «Останкино».[37]

Автоматизированная система управления Ракетных войск стратегического назначения

В 1969 году была принята на вооружение первая Автоматизированная система управления Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), позволившая радикально повысить эффективность боевого управления войсками. По сравнению с ранее существовавшими средствами время доведения приказов сократилось в 6-12 раз, а время сбора донесений о получении и выполнении приказов - в 12-15 раз.[3]

По всей видимости, в рамках этого же проекта был введён в строй созданный в 1966 году Центральный командный пункт РВСН.[38]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всесоюзная перепись населения 1970 года

Очередная всесоюзная перепись населения проходила с 8 часов утра 15 января по 22 января 1970 года. Счёт населения производился по состоянию на 00 часов 00 минут 15 января 1970 года по местному времени. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 241,7 млн человек.[39]

Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Дорогу называют «Трассой Мужества» в связи с подвигом погибшей при трассировании дороги осенью 1942 года экспедиции, начальник которой, осознавая безнадёжность положения, принял меры к сохранению полученных ею результатов.
  3. Ракетный шит Отечества / Г.А. Сухина, В.И. Ивкин, М.Г. Дюрягин / Под общей редакцией В.Н. Яковлева. - М.: ЦИПК РВС, 1999. 254 с., С. 93-94.