Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Л. И. Брежнев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 10 апреля 1971 года по 5 марта 1976 года.

Границы периода обусловлены окончанием XXIV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план IX пятилетки, и окончанием XXV Съезда КПСС, на котором бы одобрен план X пятилетки, а также начавшимися примерно в то же время серьёзными проблемами Л. И. Брежнева со здоровьем.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

«Луноход-3» в музее

Космическая программа «Луноход»

Первая в мире серия роботов для исследования небесных тел проектировалась с осени 1966 года. В результате на Луну попали два аппарата: «Луноход-1», отработавший на её поверхности 11 лунных дней (10,5 земных месяцев с 17 ноября 1970 года до 14 сентября 1971 года), пройдя при этом 10,5 км и «Луноход-2», прошедший по Луне с 15 января 1973 года по 4 июня 1973 года около 42 км.

Лётный экземпляр планетохода «Луноход-3», который позднее, было решено не отправлять на Луну, находится в Музее НПО имени С. А. Лавочкина в г. Химки Московской области. Остальные планетоходы серии остаются на поверхности Луны и с переменным успехом используются для её лазерной локации.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М — фактический ввод в строй

Тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета, частично использовавшая решения ракеты Р-36, но, несмотря на название, в целом являвшаяся радикально новым изделием разрабатывалась со 2 сентября 1969 года. Ракета, также известная как РС-20А, являлась первой в мире тяжёлой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой, использовавшей миномётный пуск, при котором двигатели самой ракеты запускаются уже в воздухе, а из транспортно-пускового контейнера, размещённого в шахтной пусковой установке, её выбрасывает вверх отдельный пороховой заряд. Бросковые испытания для отработки миномётного старта ракеты начались в январе 1970 года, лётные испытания — с 21 февраля 1973 года. Первый полк, вооружённый Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. При этом официально на вооружение комплекс был принят уже позднее в 1978—1979 годах.[1]

Система противоракетной обороны А-35

Первая система противоракетной обороны центральной части страны от ограниченного нападения баллистических ракет была принята на вооружение в объёме первой очереди 10 июня 1971 года, поставлена на боевое дежурство 1 сентября 1971 года. Окончательно введена в строй в 1974 году.

Позднеев 1975…1977 гг. была модернизирована и получила обозначение А-35М, а ещё позже она была заменена на значительно более эффективную систему противоракетной обороны А-135.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С»

Мобильный ракетный комплекс нового поколения с межконтинентальной баллистической ракетой, установленной на автомобильном шасси. В комплексе использовалась специально для него разработанная твердотопливная ракета 15Ж42 (РС-14). Головной организацией по разработке комплекса, начавшейся в 1965 году стал Московский институт теплотехники. Первый запуск ракеты 15Ж42 состоялся 14 марта 1972 года, на вооружение ракетный комплекс был принят 30 декабря 1975 года.

Официально не развёртывался, поскольку по подписанному в июне 1979 года Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2 СССР взял на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать ракетный комплекс «Темп-2С». Тем не менее, по данным США, вплоть до 1985—1986 годов от 50 до 100 ракет участвовало в «Программе длительного хранения», отличавшейся от боевого дежурства только названием.

Авиация

Ту-144 в испытательном полёте, 1969

Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Первый в мире и один из двух вообще существовавших сверхзвуковых пассажирских самолётов. Первый полёт состоялся 31 декабря 1968 года (на два месяца раньше его британского аналога), а первое в мире преодоление звукового барьера пассажирским авиалайнером — 5 июня 1969 года. Удвоенная скорость звука преодолена 25 мая 1970 года. Осуществлял грузовые перевозки с 26 декабря 1975 года и пассажирские с 1 ноября 1977 года.

В дальнейшем от этого пути развития гражданской авиации отказались из-за чрезмерных эксплуатационных расходов и технической сложности сверхзвуковых самолётов.

Крупнейшие корабли и суда

Крупнотоннажные танкеры проекта 1151 типа «Крым»

Единственная построенная в СССР серия танкеров с дейдвейтом[2] более 150 тыс. тонн, которые в то время неофициально относились к супертанкерам (официально — к крупнотоннажным танкерам), строилась на судостроительном заводе «Залив» в г. Керчь Крымской области в широкой кооперацией с другими заводами — в частности, двигательные установки делали в Ленинграде. Эти суда и на 2014 год являются крупнейшими когда либо построенными в нашей стране. Длина каждого судна составляла 295,08 м, ширина — 44,95 м, высота борта — 25,42 м, осадка — 17 м. Водоизмещение судов в полном грузу составляло до 182 тыс. тонн. Поскольку суда такого размера в СССР строились впервые, то 80 % процентов бортового оборудования было разработано и изготовлено специально для этой серии судов. В этот период были введены в строй первые два танкера серии[2][3][4]:

Документальный фильм об авианесущем крейсере «Киев»
  • «Крым» — заложен 20 октября 1971 года, спущен на воду в 1974 году, введён в строй в январе 1975 года.
  • «Кубань» — введён в строй в январе 1976 года.

Позднее по этому проекту были построены ещё четыре танкера.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев», 1985 г.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

Первый в серии советских авианесущих крейсеров, предназначенных для базирования вертолётов и самолётов вертикального взлёта и посадки. Заложен 21 июля 1970 года, спущен на воду 26 декабря 1972 года, введён в строй 28 декабря 1975 года. После вывода из состава флота в 1993 году продан Китаю, где на 2015 год служит туристическим объектом.

Позднее были построены ещё три однотипных корабля.

Атомный ледокол «Арктика»

Атомный ледокол «Арктика»

Головной в серии линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морского пути. Первое в мире судно, достигшее Северного Полюса в надводном плавании. Второй в мира атомный ледокол после введенного в строй в 1959 г. ледокола «Ленин». Заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года, введён в строй 25 апреля 1975 года. С 1982 по 1986 г. назывался «Леонид Брежнев».

Выведен из эксплуатации в 2008 г., в настоящее время находится в отстое. С учётом первого плавания к полюсу общественность предпринимает усилия для сохранения ледокола в качестве корабля-музея.

Ледоколы этого проекта строились и позднее.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М»

Подводный крейсер проекта 667БД «Мурена-М»

Основным отличием субмарин этого проекта от предыдущей серии подводных крейсеров проекта 667Б «Мурена» стало врезание в корпус дополнительного отсека, содержащего ещё 4 ракеты, запускающиеся в отдельном залпе, что доводило их общее число до 16-ти. Кроме того, подводные лодки получили улучшенный ракетный комплекс Д-9Д с ракетой Р-29Д. Все четыре корабля проекта были построены на заводе «Севмаш» в Северодвинске и введены в строй в это время:

  • К-182 («60 лет Великого Октября») — Заложен 10 апреля 1973 года, спущен на воду 12 января 1975 года, введён в строй 30 сентября 1975 года. Почётное наименование «60 лет Великого Октября» получил в ноябре 1977 года.
  • К-92 — Заложен 9 июля 1973 года, спущен на воду 3 мая 1975 года, введён в строй 17 декабря 1975 года.
  • К-193 — Заложен 3 сентября 1973 года, спущен на воду 1 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.
  • К-421 — Заложен 30 ноября 1973 года, спущен на воду 1 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.

В дальнейшем началось строительство более совершенной модификации субмарин этого семейства — подводных крейсеров проекта 667БДР «Кальмар».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667Б «Мурена»

Для дальнейшего увеличения боевой эффективности отечественных атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667АУ «Налим», столкнувшихся с серьёзным усилением противолодочной обороны вероятного противника, новая модификация этих субмарин была вооружена ракетным комплексом Д-9 с 12-ю значительно более крупными межконтинентальными баллистическими ракетами Р-29. В этот период были построены первые 13 кораблей этого проекта:

Подводный крейсер проекта 667Б «Мурена»
  • К-279 — Заложен 30 марта 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 20 декабря 1971 года, введён в строй 27 декабря 1972 года.
  • К-447 («Кисловодск») — Заложен 18 марта 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 31 декабря 1972 года, введён в строй 30 сентября 1973 года. В 1999 году получил название «Кисловодск».
  • К-450 — Заложен 30 июля 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 15 апреля 1973 года, введён в строй 29 декабря 1973 года.
  • К-385 — Заложен 20 октября 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 18 июня 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года.
  • К-457 — Заложен 31 декабря 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 августа 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года.
  • К-465 — Заложен 22 марта 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 2 декабря 1973 года, введён в строй 30 сентября 1974 года.
  • К-460 — Заложен 05 июня 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 7 февраля 1974 года, введён в строй 20 сентября 1974 года.
  • К-472 — Заложен 10 августа 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 26 апреля 1974 года, введён в строй 14 ноября 1974 года.
  • К-475 — Заложен 17 октября 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 июня 1974 года, введён в строй 23 декабря 1974 года.
  • К-171 — Заложен 24 января 1973 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 4 августа 1974 года, введён в строй 29 декабря 1974 года.
  • К-366 — Заложен 06 марта 1973 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 8 июня 1974 года, введён в строй 30 декабря 1974 года.
  • К-417 — Заложен 9 мая 1974 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 6 мая 1975 года, введён в строй 20 декабря 1975 года.
  • К-477 — Заложен 5 декабря 1974 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 13 июля 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.

Корабли этого типа строились в Комсомольске-на-Амуре и позднее, однако уже в этот период появилась более совершенные субмарины этого семейства — подводные крейсера проекта 667БД «Мурена-М».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667АУ «Налим»

Немного усовершенствованная версия более ранних подводных крейсеров проекта 667А «Навага» была вооружена более дальнобойным ракетным комплексом Д-5У с ракетами Р-27У и новым навигационным оборудованием. Все шесть кораблей проекта изначально закладывались по проекту 667А, но достраивались уже по новому проекту и были введены в строй в это время[5]:

  • К-219 — Заложен 28 мая 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 8 октября 1971 года, введён в строй 16 декабря 1971 года.
  • К-228 — Заложен 4 сентября 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 3 мая 1972 года, введён в строй 30 сентября 1972 года.
  • К-446 — Заложен 7 ноября 1971 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 8 августа 1972 года, введён в строй 30 декабря 1972 года.
  • К-451 («60 лет ВЛКСМ») — Заложен 23 февраля 1972 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 апреля 1973 года, введён в строй 7 сентября 1973 года. В 1978 году получил почётное наименование «60 лет ВЛКСМ».
  • К-436 — Заложен 7 ноября 1972 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 25 июля 1973 года, введён в строй 5 декабря 1973 года.
Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 667А или 667АУ, 1977
  • К-430 — Заложен 27 июля 1973 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 28 июля 1974 года, введён в строй 25 декабря 1974 года.

Дальнейшим развитием атомных стратегических подводных крейсеров этого семейства стали подводные лодки проекта 667Б «Мурена».

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667А «Навага»

Строительство подводных лодок проекта 667А «Навага», по которому ранее было построено 20 подводных крейсеров, в этот период было продолжено вводом в строй ещё восьми кораблей:

  • К-403 («Казань») — Заложен 18 августа 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 марта 1971 года, введён в строй 12 августа 1971 года. В 1980…1983 гг. переоборудован в опытную ПЛ для испытаний гидроакустического комплекса по проекту 667АК «Аксон-1» и в 1987…1996 гг. по проекту 09780 «Аксон-2». Получил название «Казань» 30 июля 1997 года.
  • К-389 — Заложен 26 июля 1970 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 27 июня 1971 года, введён в строй 12 августа 1971 года.
  • К-245 — Заложен 16 октября 1969 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 августа 1971 года, введён в строй 25 ноября 1971 года. В 1976…1977 гг. модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-252 — Заложен 25 декабря 1970 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 12 сентября 1971 года, введён в строй 31 декабря 1971 года. К октябрю 1975 года модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-214 — Заложен 19 февраля 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 1 сентября 1971 года, введён в строй 31 декабря 1971 года. В 1979…1980 гг. модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-258 — Заложен 30 марта 1971 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 26 мая 1972 года, введён в строй 30 сентября 1972 года. В 1974…1975 гг. модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-241 — Заложен 24 декабря 1970 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 июня 1972 года, введён в строй 23 октября 1972 года. В 1979…1981 гг. модернизирован по проекту 667АУ «Налим».
  • К-444 — Заложен 8 апреля 1971 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 1 августа 1972 года, введён в строй 23 декабря 1972 года. В 1981…1983 гг. модернизирован по проекту 667АУ «Налим».

Ещё пять подводных лодок этого типа были достроены по усовершенствованному проекту 667АУ «Налим».

Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 705 или 705К

Атомная торпедная подводная лодка К-64 проекта 705

Головная подводная лодка последовавшей позднее, после доработки, серии подводных крейсеров проекта 705К, имевших титановые корпуса и оборудованных реакторами с жидкометаллическим теплоносителем. Лодка создавалась фактически как проект — демонстратор перспективных технологий параллельно с атомными торпедными подводными лодками других, более дешёвых, проектов. Ещё при спуске получила от вражеских радиостанций индивидуальное прозвище «Голубой кит».

Корабль был заложен 2 июня 1968 года, спущен на воду 22 апреля 1969 года, введён в строй 31 декабря 1971 года.[6]

Атомная подводная лодка проекта 670М «Чайка» на перископной глубине, 1986

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 670М «Чайка»

Атомные подводные лодки этого типа обладали по сравнению с предшественницами проекта 670 «Скат» заметно увеличенными размерами и значительно улучшенным оборудованием. Особенно важным было увеличение сразу в полтора раза дальности пуска крылатых ракет, что было достигнуто заменой твёрдотопливных ракет П-79 «Аметист» на новые жидкостные П-120 «Малахит», турбореактивным двигателям которых не требовалось везти с собой окислитель, так как они пользовались кислородом из воздуха. В этот период на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) были построены первые два корабля этого проекта:

  • К-452 (с 1989 года «Беркут», с 3 июня 1992 года Б-452, с 22 декабря 1997 года «Новгород Великий») — заложен 30 декабря 1972 года, спущен на воду в июле 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года. К 1997 году модернизирован по проекту 06704 с перевооружением на ракетный комплекс «Оникс».
  • К-458 (с 3 июня 1992 года Б-458) — заложен 12 февраля 1974 года, спущен на воду 30 июня 1975 года, введён в строй 29 декабря 1975 года.

Позднее были построены ещё четыре корабля этого проекта.

Атомная подводная лодка проекта 670 «Скат», 1990

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат»

В этот период в дополнение к семи, введённым в эксплуатацию ранее, на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) были построены ещё четыре атомные подводные лодки с крылатыми ракетами второго поколения проекта 670 «Скат»[7]:

  • К-320 (до февраля 1970 года К-302, с 28 апреля 1992 года Б-320) — заложен 30 апреля 1968 года, спущен на воду 27 марта 1971 года, введён в строй 15 сентября 1971 года.
  • К-325 (с 28 апреля 1992 года Б-325) — заложен 6 сентября 1969 года, спущен на воду 4 июня 1971 года, введён в строй 5 (по другим данным 4) ноября 1971 года.
  • К-429 (с 5 марта 1987 года УТС-130) — заложен 26 января 1971 года, спущен на воду 22 апреля 1972 года, введён в строй 15 сентября 1972 года.
  • К-201 (с 28 апреля 1992 года Б-201) — заложен 16 ноября 1971 года, спущен на воду 7 сентября 1972 года, введён в строй 26 ноября (по другим данным 22 декабря) 1972 года.

В дальнейшем развитие отечественного флота в этом направлении продолжилось строительством атомных подводных лодок проекта 670М «Чайка», вооружённых более совершенным ракетным комплексом.

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»

Подводный крейсер проекта 671РТ «Сёмга»

Модернизированная версия строившихся ранее подводных лодок проекта 671 «Ёрш» отличалась значительно уменьшенной шумностью, а также наличием 650 мм торпедных аппаратов и противолодочных ракетоторпед «Вьюга», запускаемых из торпедных аппаратов обоих калибров. В этот период было введено в строй три корабля этого проекта:

  • К-387 — Заложен 02 апреля 1971 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде), спущен на воду 02 сентября 1972 года, достраивался в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, введён в строй 30 декабря 1972 года.
  • К-371 — Заложен 12 мая 1973 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде), спущен на воду 30 июля 1974 года, введён в строй 29 декабря 1974 года.
  • К-495 — Заложен 28 сентября 1974 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 26 августа 1975 года, введён в строй 30 декабря 1975 года.

Ещё четыре корабля этого проекта были построены позднее.

Атомные торпедные подводные лодки проекта 671 «Ёрш»

Атомные подводные лодки этого проекта несли преимущественно противолодочные функции. В этот период в дополнение к семи построенным ранее подводным лодкам этого проекта было введено в строй ещё восемь кораблей:

  • К-438 — Заложен 13 июня 1969 года, спущен на воду 23 марта 1971 года, введён в строй 15 ноября 1971 года.
  • К-367 — Заложен 14 апреля 1970 года, спущен на воду 02 июля 1971 года, введён в строй 05 декабря 1971 года.
  • К-314 — Заложен 05 сентября 1970 года, спущен на воду 28 марта 1972 года, введён в строй 06 ноября 1972 года.
  • К-398 — Заложен 22 апреля 1971 года, спущен на воду 2 августа 1972 года, введён в строй 15 декабря 1972 года.
  • К-454 — Заложен 16 августа 1972 года, спущен на воду 5 мая 1973 года, введён в строй 30 сентября 1973 года.
  • К-462 — Заложен 3 июля 1972 года, спущен на воду 01 сентября 1973 года, введён в строй 30 декабря 1973 года.
  • К-469 — Заложен 5 сентября 1973 года, спущен на воду 10 июня 1974 года, введён в строй 4 сентября 1974 года.
  • К-481 — Заложен 27 сентября 1973 года, спущен на воду 8 сентября 1974 года, введён в строй 27 декабря 1974 года.

В дальнейшем вместо подводных лодок этого проекта строились более совершенные подводные крейсера проекта 671РТ.

Большой противолодочный корабль «Керчь», 2012 г.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б

Серия противолодочных кораблей создавалась на базе проекта 1134-А с заменой котлотурбинной энергетической установки на газотурбинную, внедрением новых систем вооружения и стандартов проектирования, а также увеличением размера корабля. В этот период были введены в строй первые четыре корабля этого проекта:

  • «Николаев» — заложен 25 июня 1968 года, спущен на воду 19 декабря 1969 года, введён в строй 31 декабря 1971 года.
  • «Очаков» — заложен 19 декабря 1969 года, спущен на воду 30 апреля 1971 года, введён в строй 4 ноября 1973 года.
  • «Керчь» — заложен 20 апреля 1971 года, спущен на воду 21 июля 1972 года, введён в строй 25 декабря 1974 года.
  • «Азов» — заложен 21 июля 1972 года, спущен на воду 14 сентября 1972 года, введён в строй 25 декабря 1975 года.

В дальнейшем были построены еще три больших противолодочных корабля этого проекта.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-А

В дополнение к двум, введенным в строй ранее, этот период было построено шесть больших противолодочных кораблей этой серии:

  • «Адмирал Нахимов» — заложен 15 января 1968 года, спущен на воду 15 апреля 1969 года, введён в строй 29 ноября 1971 года. Ранее то же название носили лёгкий крейсер проекта 68-бис, введённый в строй в 1953 году, и другие корабли, а позднее его после переименования получил тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144.
  • «Адмирал Макаров» — заложен 23 февраля 1969 года, спущен на воду 22 ноября 1970 года, введён в строй 25 октября 1972 года. Ранее имя погибшего в 1904 году адмирала носили трофейный лёгкий крейсер (бывший немецкий «Нюрнберг»), служивший в 1946—1959 годах и броненосный крейсер, служивший в 1908—1922 годах.
  • «Маршал Ворошилов» — заложен 20 марта 1970 года, спущен на воду 8 октября 1970 года, введён в строй 15 сентября 1973 года.
  • «Адмирал Октябрьский» — заложен 2 июня 1969 года, спущен на воду 21 мая 1971 года, введён в строй 28 декабря 1973 года.
  • «Адмирал Исаченков» — заложен 30 октября 1970 года, спущен на воду 28 марта 1972 года, введён в строй 5 ноября 1974 года.
  • «Маршал Тимошенко» — заложен 2 ноября 1972 года, спущен на воду 21 октября 1973 года, введён в строй 25 ноября 1975 года.

Ещё два корабля этого проекта были введены в строй позднее.

Дизель-электрическая спасательная подводная лодка БС-486 проекта 940 «Ленок»

Головная подводная лодка проекта 940, предназначенная для ведения подводных спасательных работ была оснащена двумя спасательными подводными аппаратами и другим необходимым водолазным оборудованием, из-за чего субмарины этого проекта стали, по-видимому, крупнейшими неатомными подводными лодками отечественного флота. Заложена 22 февраля 1974 года на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущена на воду 7 сентября 1975 года, введена в строй 21 января 1976 года.

Ещё одна спасательная подводная лодка этого проекта была построена позднее.

Подводная лодка проекта 641Б Б-498 или Б-380 «Горьковский комсомолец» у борта плавучей мастерской, 1986

Подводные лодки проекта 641Б «Сом»

Дизельные торпедные подводные лодки третьего послевоенного поколения проекта 641Б представляли собой глубокую модернизацию более ранних подводных лодок проекта 641. При этом размеры и стоимость подводных лодок значительно возросли и, по-видимому, достигли размеров крупного проекта. В это время на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) были построены первые четыре корабля проекта:

  • Б-443 — заложен 17 сентября 1971 года, спущен на воду 2 сентября 1972 года, введён в строй 30 декабря 1972 года (по другим данным в мае 1973 года).
  • Б-474 — заложен 27 марта 1973 года, спущен на воду 15 июля 1974 года, введён в строй 31 декабря 1974 года.
  • Б-437 (с 9 июня 1980 года «Магнитогорский комсомолец») — заложен 4 декабря 1973 года, спущен на воду 23 октября 1974 года, введён в строй 30 сентября 1975 года.
  • Б-498 — заложен 23 октября 1974 года, спущен на воду 30 июля 1975 года, введён в строй 31 декабря 1975 года.

Ещё 14 кораблей этого проекта было построено позднее.

Железные дороги

Линия Кунград — Бейнеу Среднеазиатской железной дороги

Линия длиной 408 км, являвшаяся продолжением линии Чарджоу — Кунград и обеспечившая новое соединение железных дорог юга страны с её центром, была введена в строй в 1972 году.

Линия Тюмень — Тобольск Свердловской железной дороги

Линия длиной 222 км, строительство которой началось летом 1966 года, была открыта для рабочего движения 29 марта 1969 года, а позднее была окончательно введена в строй в 1972 году.[8] Дорога являлась первой очередью дороги Тюмень — Нижневартовск, а позднее стала первой частью магистрали Тюмень — Коротчаево (Новый Уренгой), являющейся западносибирским подходом к Трансполярной магистрали.

Линия Хребтовая — Усть-Илимская Восточно-Сибирской железной дороги

Железнодорожная линия длиной почти 214 км соединила 4 ноября 1973 года город Усть-Илимск, возникший рядом со строящейся крупной Усть-Илимской ГЭС, с построенным к тому моменту западным участком Байкало-Амурской магистрали. Собственно строительство дороги началось в январе 1966 года, а технологический проезд по ней был открыт 27 декабря 1970 года.[9] Позднее дорога использовалась не только для доставки стройматериалов и пассажиров, но и для обслуживания предприятий лесной промышленности, открытых в Усть-Илимске.

Электрификация линии Петровский Завод — Карымская Забайкальской железной дороги

Проект электрификации значительного отрезка двупутной магистрали на переменном токе с напряжением 25 кВ, по сути являвшийся часть мегапроекта электрификации Транссибирской магистрали, был выполнен в три этапа[10]:

  • Участок Петровский Завод — Декабристы длиной 5 км, примыкавший к ранее электрифицированной части Транссиба на Восточно-Сибирской железной дороге, введён в строй в 1972 году.
  • Участок Чита — Карымская длиной 99 км введён в строй в 1973 году.
  • Участок Декабристы — Чита длиной 406,5 км введён в строй в 1974 году.

Линии метрополитена

Файл:Metro sportyvnaua.jpg
Станция Спортивная Харьковского метро

Харьковский метрополитен

Первая очередь шестого в СССР метрополитена была введена в строй 23 августа 1975 года сразу с восемью станциями Свердловско-Заводской (ныне Холодногорско-Заводской) линии на участке Улица-Свердлова (ныне Холодная гора) — Московский проспект.

Новоафонская пещерная железная дорога, 2014

Харьковский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Новоафонская пещерная железная дорога

По существу однопутная узкоколейная (900 мм) линия мини-метро из трёх станций была построена внутри Иверской горы для доступа туристов к залам Новоафонской пещеры на территории Абхазской АССР. Линия длиной 1,3 км введена в строй 4 июля 1975 года.[11] Проект, по всей видимости, является крупным в силу удалённости места производства работ, а также сложности и опасности устройства горных выработок в зоне активного карстообразования.

Участок Мешади Азизбеков — Нефтчиляр Бакинского метрополитена

В это время в развивавшемся и ранее, и позднее Бакинском метрополитене 6 ноября 1972 года был открыт участок из трёх станций «Мешади Азизбеков» (ныне «Кероглу») — «Аврора» (ныне «Кара Караев») — «Нефтчиляр» на первой линии Бакинского метрополитена.

Участок 300 Арагвели — Самгори Ахметели-Варкетилской линии Тбилисского метрополитена

Участок недавно построенного Тбилисского метрополитена с двумя новыми станциями был введён в строй 5 мая 1971 года.

Тбилисский метрополитен продолжал развиваться и позднее.

Станция «Берестейская» (бывшая «Октябрьская») Киевского метро, 2010

Участок Завод «Большевик» — Святошино Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена

Удлинявшаяся и ранее первая линия киевской подземки 5 ноября 1971 года пополнилась ещё тремя новыми станциями на участке Завод «Большевик» (ныне Шулявская) — Святошино (ныне Святошин), выполненными в подземном варианте мелкого заложения.

Киевский метрополитен развивался и позднее.

Станция Лесная Петербургского метро

Строительство Ленинградского метрополитена

В этот период в развивавшемся и ранее, и позднее Ленинградском (ныне Петербургском) метрополитене были построены следующие крупные проекты:

  • Участок Московская — Купчино Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) 25 декабря 1972 года.
  • Участок Площадь Ленина — Лесная Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) — участок с двумя новыми станциями был открыт 22 апреля 1975 года.
  • Участок Лесная — Академическая Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) — участок с тремя новыми станциями был открыт 31 декабря 1975 года. Он проходил в особо неблагоприятных геологических условиях, что, наряду со спешкой со сдачей участка к XXV партийному съезду, привело к техногенной катастрофе в процессе строительства — «размыву», когда около километра тоннелей было затоплено прорвавшимся в них плывуном, а на поверхности произошли разрушения находящихся над этим местом зданий. Перегон удалось достроить с использованием замораживания грунта жидким азотом, который свозили со всего Советского Союза. При этом получившиеся тоннели хоть и были построены особо прочными, но проработали только до 3 декабря 1995 года, когда их пришлось окончательно закрыть и начать строить новые в обход опасного участка. Новые тоннели были открыты 26 июня 2004 года.
Станция «Сухаревская» (до 1990 г. — «Колхозная») Калужско-Рижской линии Московского метро, 2011

Строительство Московского метрополитена

В Московском метрополитене, который активно развивался как до, так и после этого периода, в это время были введены в строй следующие крупные участки:

  • Участок Площадь Ногина — Проспект Мира. Участок с двумя новыми станциями объединил Калужскую и Рижскую радиальные линии в единую Калужско-Рижскую линию 5 января 1972 года.
  • Краснопресненская линия. Ныне является участком Баррикадная — Октябрьское Поле Таганско-Краснопресненской линии. Пять станций линии были введены в строй 30 декабря 1972 года.
  • Участок Новые Черёмушки — Беляево Калужско-Рижской линии. Две станции участка — Калужская и Беляево — были введены в строй 12 августа 1974 года. Одновременно с этим был закрыт полуторакилометровый участок к временной станции Калужская.
  • Участок Площадь Ногина — Баррикадная. Участок с двумя новыми станциями объединил Ждановскую и Краснопресненскую линии в единую Ждановско-Краснопресненской линию 17 декабря 1975 года.
  • Участок Октябрьское поле — Планерная Ждановско-Краснопресненской (ныне Таганско-Краснопресненской) линии. Четыре станции введены в строй 30 декабря 1975 года.

Крупнейшие мосты

Мост через Амур в Комсомольске-на-Амуре (первая очередь)

Совмещённый мост длиной 1435 метров, строившийся с 1969 года вместо существовавшей ранее паромной переправы был введён в строй 26 сентября 1975 года для проезда поездов. Мост был построен на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, являвшейся частью будущей Байкало-Амурской магистрали.

Полностью достроен мост был и обеспечил проезд автотранспорта уже позднее в 1981 году.

Аэропорты и аэродромы

Вторая взлётно-посадочная полоса международного аэропорта Шереметьево, Московская область

В это время в рамках завершившейся уже позднее реконструкции аэродрома московского международного аэропорта Шереметьево была построена вторая крупная полоса аэропорта (ВПП-2). Строительство ВПП-2 и центральной рулёжной дорожки велось с октября 1972 года по 1974 год, а ещё четыре соединительных рулёжных дорожки были введены в строй в 1975 году.

Трубопроводы

Нефтепровод Самотлор — Тюмень — Альметьевск

Крупнейший в мире нефтепровод, построенный в рамках проекта освоения Самотлорского нефтяного месторождения, был введён в строй в 1973 году.[12]

Гидроэнергетика

Красноярская ГЭС, 2006

Красноярская ГЭС

Крупнейшая на тот момент гидроэлектростанция страны общей мощностью 6000 МВт, хотя и была фактически введена в строй несколько ранее — только последние два гидроагрегата из двенадцати были смонтированы в 1971 году, а остальные десять были введены в строй в 1967-…1970 гг., однако официально строительство было завершено только 26 июля 1972 года.

Позднее на станции был построен единственный в стране на 2014 год судоподъёмник.

Первый гидроагрегат Зейской ГЭС

Первый гидроагрегат строившейся с 1964 года крупной гидроэлектростанции на реке Зея в Амурской области был введён в строй 27 ноября 1975 года. Мощность этого гидроагрегата при последующей доведении уровня воды до проектного уровня составляла в то время 215 МВт, а впоследствии была увеличена до 225 МВт.

Полностью электростанция была введена в строй позднее.[13][14]

Саратовская ГЭС, 2011

Саратовская ГЭС имени Ленинского комсомола

Крупная гидроэлектростанция на реке Волга общей мощностью 1360 МВт строилась со второй половины 1950-х гг. в городе Балаково Саратовской области изначально под названием Балаковской ГЭС. Фактически всё оборудование станции было введено в строй ещё ранее, однако акт о приёмке ГЭС в постоянную эксплуатацию, ознаменовавший устранение всех недоделок, был подписан только в этот период 26 ноября 1971 года.[15]

Усть-Илимская ГЭС — первые гидроагрегаты

В этот период, начиная с 1974 года, были введены в строй не менее пяти гидроагрегатов строившейся с 1963 года крупной Усть-Илимской ГЭС мощностью по 240 МВт каждый. Станция расположена на реке Ангара в Иркутской области и является третьей в Ангарском каскаде. В это же время к возникшему рядом со строящейся ГЭС городу Усть-Илимску была проложена железная дорога.

Полностью строительство станции было завершено позднее.

Вилюйская ГЭС, 2007

Вилюйская ГЭС-II — фактический ввод в строй

Вторая очередь Вилюйской ГЭС в Якутской АССР строилась на противоположном берегу реки от введённой в строй ранее Вилюйской ГЭС-I с увеличением высоты плотины на 10 метров. По-видимому, ГЭС была фактически введена в строй, по крайней мере, в основном в этот период — в разных источниках окончание ввода в строй гидроагрегатов относят к 1975[16], 1976[17] и 1978[18] гг. Полностью же строительство, по-видимому, формально не завершено сдачей объекта в постоянную эксплуатацию и на 2014 год.[19]

Киевская ГАЭС

Гидроаккумулирующая станция, предназначенная для компенсации реактивной мощности и пиковых нагрузок энергосистемы, была построена в 2,5 км от введённой в строй ранее Киевской ГЭС. Мощность станции составила 235,5 МВт в генераторном режиме и 135 МВт в насосном. Гидроагрегаты станции вводились в строй с 1970 по 1972 годы.

Строительство Нурекской ГЭС, 1970

Нурекская ГЭС — первые гидроагрегаты

В это время на строившейся с 1961 года на реке Вахш в Таджикской ССР крупнейшей в Средней Азии гидроэлектростанции были введены в строй часть гидрогенераторов. Первые два из них мощностью по 300 МВт каждый были подключены к сети в 1972 году. Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.[20][21]

Чиркейская ГЭС — гидроагрегаты № 1…3

На строящейся с 1963 года на реке Сулак в Дагестанской АССР гидроэлектростанции в 1974…1975 гг были введены в строй первые три гидрогенератора общей мощностью 750 МВт. Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.[22]

Усть-Хантайская ГЭС

Гидроэлектростанция реке Хантайка в Красноярском крае у посёлка Снежногорск, расположенного относительно недалеко от Норильска, строилась с 17 мая 1963 года. Хотя два её гидроагрегата были введены в строй ранее, именно в это время на ГЭС в 1971…1972 гг. были введены оставшиеся пять гидроагрегатов и с вводом последнего — седьмого — из них станция достигла проектной мощности 441 МВт, а полностью строительство было завершено с приёмом ГЭС в постоянную эксплуатацию 25 сентября 1975 года.

Плотина Чарвакской ГЭС, 2008

Чарвакская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 600 МВт строилась на реке Чирчик в Ташкентской области Узбекской ССР с 1963 года. Введён в строй гидроузел Чирвакской ГЭС был в 1972 году, хотя часть её гидроагрегатов, по некоторым источникам, была введена в строй ранее.[23]

Серебрянская ГЭС-II — фактический ввод в строй

Строившаяся с февраля 1967 года на реке Воронья в Мурманской области гидроэлектростанция мощностью 156 МВт в 1972 году дала первый ток, а в 1972…1973 году была фактически введена в строй. Однако, формально она была принята в постоянную промышленную эксплуатацию уже позднее в 1977 году.[24][25]

Рижская ГЭС имени 50-летия СССР — фактический ввод в строй

На строившейся с 1966 года гидроэлектростанции мощностью 402 МВт в Латвийской ССР на реке Западная Двина в 1974…1975 гг. были смонтированы и запущены все шесть гидроагрегатов, а уже в 1976 году она достигла проектной мощности, фактически вступив в строй. Полностью же её строительство было завершено позднее.[26][27]

Токтогульская ГЭС — частичный ввод в строй

На крупной гидроэлектростанции мощностью 1200 МВт строившейся с 1962 года на реке Нарын в Киргизской ССР в 1975 году были введены в строй по временной схеме первые два (а по другим сведениям — все четыре) её гидроагрегата, в результате чего она была частично введена в строй, однако её выход на полную мощность состоялся уже позднее.[28][29][30]

Каневская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Днепр в Украинской ССР мощностью 444 МВт строилась с 1964 года. Все 24 гидроагрегата электростанции были введены в строй с 1972 по 1975 год.[31]

Перепадные ГЭС, Абхазская АССР

Каскад из четырёх гидроэлектростанций на реке Эрисцкали общей мощностью 340 МВт был введён в строй в 1971…1972 гг. и фактически являлся частью проекта введённой в строй позднее Ингурской ГЭС, через которую в реку Эрисцкали перебрасывалась значительная часть стока реки Ингури. В состав каскада входила крупная Перепадная ГЭС-1, которая сама по себе являлась крупным проектом.

Перепадная ГЭС-1, Абхазская АССР

Первая ступень каскада Перепадных ГЭС была введена в эксплуатацию в 1971 году. Мощность электростанции составляет 220 МВт.

Капчагайская ГЭС — фактический ввод в строй

В этот период гидроэлектростанция на реке Или в Алматинской области Казахской ССР, часть гидроагрегатов которой была введена в строй ранее, была фактически введена в строй с запуском её последнего — четвёртого — гидроагрегата, состоявшимся 22 декабря 1971 года. В то время гидроэлектростанция установленной мощностью 434 МВт работала на пониженном напоре, который в дальнейшем решено было сохранить по экологическим соображениям. Полностью электростанция была введена в строй позднее.

Ленинградская АЭС (первая очередь), 2008

Атомная энергетика

Ленинградская АЭС

Первая очередь АЭС, расположенной в г. Сосновый Бор под Ленинградом (ныне Санкт-Петербургом) включала два энергоблока с новейшими по тем временам реакторами типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт каждый:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 марта 1970 года по 1 ноября 1974 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 июня 1970 года по 11 февраля 1976 года.

Позднее была построена вторая очередь Ленинградской АЭС.

Машинный зал 1 и 2 блоков Кольской АЭС, 2009

Кольская АЭС, Мурманская область

В этот период были построены первые два энергоблока Кольской АЭС, каждый из которых был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт[32]:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 мая 1970 года по 28 декабря 1973 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 мая 1970 года по 21 февраля 1975 года.

Электростанция развивалась и позднее.

3-й и 4-й энергоблоки Нововоронежской АЭС

Вторая очередь Нововоронежской АЭС

В это время на Нововоронежской АЭС была построена вторая очередь из двух энергоблоков, каждый из которых был оснащён реактором типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Оба энергоблока были головными, то есть первыми энергоблоками с реакторами этого типа:

  • 3-й энергоблок — строился с 1 июля 1967 года по 29 июня 1972 года.
  • 4-й энергоблок — строился с 1 июля 1967 года по 24 марта 1973 года.

Позднее на электростанции был построен ещё один реактор.

АЭС Грайфсвальд, Германская Демократическая Республика

Первая очередь восточногерманской АЭС состояла из двух энергоблоков на основе реакторов советского производства ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 марта 1970 года по 12 июля 1974 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 марта 1970 года по 16 апреля 1975 года.

Электростанция развивалась и позднее. Оба энергоблока первой очереди АЭС Грайфсвальд проработали вплоть до политического закрытия «из-за различий в стандартах безопасности» всех восточногерманских АЭС после объединения Германии, когда и были выведены из эксплуатации 14 февраля 1990 года.

АЭС Козлодуй, Болгария

Расположенная на берегу Дуная у самой северной границы Болгарии АЭС была изначально построена с двумя энергоблоками, оснащёнными реакторами типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт каждый:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 апреля 1970 года по 28 октября 1974 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 апреля 1970 года по 10 ноября 1975 года.

Электростанция развивалась и позднее, а её первые два энергоблока были выведены из эксплуатации 31 декабря 2002 года.

Шевченковская АЭС, Казахская ССР

Специфическая АЭС, расположенная на берегу Каспийского моря в экстремально засушливой Мангышлакской (ныне Мангистауской) области, по сути дела являлась единственной в мире атомной опреснительной установкой, снабжавшей пресной водой город Шевченко (ныне Актау). АЭС имела один атомный реактор на быстрых нейтронах типа БН-350 мощностью 350 МВт. Строилась собственно ядерная часть АЭС с 1964 по 1973 год. Реактор на опреснительном комплексе проработал до 2007 года, после чего был выведен из эксплуатации.

Билибинская АЭС, Чукотский автономный округ

Расположенная на крайнем севере атомная электростанция (а фактически — атомная теплоэлектроцентраль). Несмотря на совсем небольшую мощность реакторов этой АЭС, проект однозначно является крупным с учётом проблем доставки и монтажа оборудования в одном из самых труднодоступных мест планеты. В это время не ней были введены в строй первые три её реактора — все они были типа ЭГП-6 мощностью по 12 МВт каждый[33]:

  • 1-й энергоблок — строился с 1 января 1970 года по 1 апреля 1974 года.
  • 2-й энергоблок — строился с 1 января 1970 года по 1 февраля 1975 года.
  • 3-й энергоблок — строился с 1 января 1970 года по 1 февраля 1976 года.

Ещё один аналогичный энергоблок на этой АЭС был достроен позднее.

Тепловая энергетика

Костромская ГРЭС — вторая очередь

В это время в дополнение к введённой в строй ранее первой очереди на Костромской ГРЭС в г. Волгореченск Костромской области была построена вторая очередь, состоявшая из четырёх моноблоков мощностью по 300 МВт каждый (общей мощностью 1200 МВт). Энергоблоки второй очереди вводились в строй с ноября 1971 года по июнь 1973 года, после чего общая электрическая мощность станции достигла 2,4 ГВт.[34]

Станция продолжала развиваться и позднее.

Реконструкция Новосибирской ТЭЦ-3

В период 1971…1973 гг. на построенной при Сталине ТЭЦ были введены в строй 7 новых турбоагрегатов общей мощностью 392 МВт.[35]

Разданская ГРЭС (вторая очередь Разданской ТЭЦ), Армянская ССР

Конденсационная тепловая электростанция строилась неподалёку от уже действовавшей Разданской ТЭЦ, фактически как её вторая очередь — ряд их технологических хозяйств были общими, а впоследствии электростанции были объединены в одну под названием Разданской ГРЭС. Четыре новых энергоблока построенных в 1969…1974 гг. имели общую мощность 810 МВт, а в целом мощность ГРЭС после их ввода в строй достигла 1110 МВт.

ТЭЦ-22 Мосэнерго — третья очередь

В этот период расширявшаяся и ранее ТЭЦ дополнилась третьей очередью, после чего стала одной из крупнейших ТЭЦ в стране и в мире. В составе третьей очереди ТЭЦ-22, открытой 30 декабря 1973 года? были введены в строй три энергоблока со сверхкритическими параметрами пара мощностью по 250 МВт каждый (общей мощностью 750 МВт) и шесть пиковых водогрейных котлов. [36][37] Общая электрическая мощность ТЭЦ, работающей на угле и газе, в результате превысила 1300 МВт.

ТЭЦ-21 Мосэнерго — третья очередь

В этот период расширявшаяся и ранее ТЭЦ дополнилась третьей очередью. В составе третьей очереди ТЭЦ-21 были введены в строй два энергоблока мощностью по 250 МВт каждый (общей мощностью 500 МВт) и шесть пиковых водогрейных котлов. Строительство началось в июне 1972 года, а включены в сеть новые энергоблоки № 7 и № 8 соответственно были 31 декабря 1974 года и 15 декабря 1975 года. Также в 1967-1977 годах на теплоэлектроцентрали введены в строй, по-видимому, в основном в этот период 14 водогрейных котлов ПТВМ-100 и ПТВМ-180.[38][39]

Теплоэлектроцентраль развивалась и позднее.

Запорожская ГРЭС, г. Энергодар Запорожской области

Первая очередь Запорожской ГРЭС была введена в строй в 1972 году. Станция в это время включала в себя четыре пылеугольных энергоблока общей мощностью 1200 МВт[40].

Уже вскоре была построена вдвое более мощная вторая очередь электростанции.

Вторая очередь Литовской ГРЭС им. В. И. Ленина

В рамках второй очереди строительства на Литовской ГРЭС были введены в строй два новых энергоблока по 300 МВт, после чего общая мощность электростанции достигла 1800 МВт.[41]

Рязанская ГРЭС (на переднем плане — блоки первой очереди), 2009

Рязанская ГРЭС

Первая очередь одной из крупнейших тепловых электростанций в стране и Европе, расположенной в г. Новомичуринск Пронского района Рязанской области строилась с 1968 года. Четыре её энергоблока мощностью по 300 МВт каждый (общей мощностью 1200 МВт) были предназначены для работы на буром угле Подмосковного бассейна и были поэтапно введены в строй в 1973…1974 гг. Электростанция отличается грандиозными дымовыми трубами высотой 320 метров.[42][43]

Позднее была построена вторая очередь электростанции.

Углегорская ГРЭС, Донецкая область — первая очередь

Угольная электростанция строилась по утверждённому в сентябре 1967 года плану. Первая очередь станции строилась с 1968 года, в декабре 1972 года был введён в строй первый энергоблок мощностью 300 МВт. Окончательно же первая очередь станции достигла проектной мощности 1200 МВт в 1973 году.[44]

Позднее была построена вдвое более мощная вторая очередь станции первый энергоблок которой (энергоблок № 5) мощностью 800 МВт был запущен ещё в этот период в декабре 1975 года, но принят в постоянную эксплуатацию, по-видимому, уже позднее.

Сургутская ГРЭС — первая очередь

Первая очередь Сургутской ГРЭС, ныне известной как Сургутская ГРЭС-1, были приняты в эксплуатацию в это время. Пускорезервная ТЭЦ Сургутской ГРЭС мощностью 12 МВт введена в строй 22 декабря 1971 года. Пуск станции состоялся в феврале 1972 года с вводом в строй энергоблока № 1, который был включён в сеть 31 декабря 1972 года. В 1975 году строительство первой очереди ГРЭС из шести энергоблоков по 210 МВт было завершено.[45][46]

Вскоре была построена и вторая очередь Сургутской ГРЭС.

Нефтяные и газовые месторождения

Самотлорское нефтяное месторождение

Крупнейшее в России и шестое по размеру в мире нефтяное месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области было открыто в 1965 году, первая промышленная скважина была подключена к нефтесборной сети в 1969 году, а полномасштабная добыча нефти была развёрнута к 1974 году.[47] К 1972 году для освоения месторождения был построен город Нижневартовск с открытым в 1971 году аэропортом. Также была построена железная дорога до Сургута, которая открылась в 1975…1976 гг и крупнейший в мире нефтепровод Самотлор - Тюмень - Альметьевск, открытый в 1973 году. См. фоторепортаж: Самотлор в 2015 году.

Металлургия

Листопрокатный цех № 3 Ашинского металлургического завода

Цех по производству производству ленты из электротехнической стали, ленты из прецизионных сплавов, а также стальной ленты для масок кинескопов цветных телевизоров с 20-валковым станом «720», агрегатом непрерывного светлого отжига и различным отделочным оборудованием на Ашинском металлургическом заводе был введён в строй в 1974 году.[48][49]

Завод продолжал развиваться и позднее.

Машиностроение

Керченский судостроительный завод «Залив», г. Керчь Крымской обл.

Завод строился с 1965 года на базе ранее существовавшего с 1938 года Камыш-Бурунского судоремонтного завода, который подвергся глобальной реконструкции со строительством новых судостроительных мощностей, позволяющих строить суда водоизмещением более 180 тыс. тонн.

По-видимому, моментом ввода в строй завода следует считать окончание строительства в 1971 году огромного сухого дока, стоимость строительства которого, скорее всего, само по себе было сопоставимо со стоимостью крупных проектов. Сухой док был достроен в 1971 году. Точную дату его ввода в строй найти не удалось, однако, по-видимому, за таковую можно принять начало в нём фактических работ — закладку 20 октября 1971 года в нём первого советского крупнотоннажного танкера «Крым».[50][51]

Судостроительный завод «Океан» (коренная реконструкция), г. Николаев

Основанный в 1951 году в Николаеве судостроительный завод, первая технологическая линия которого была запущена в 1955 году, до этого времени был средних размеров предприятием, выпускавший среднетоннажные суда водоизмещением примерно от 2 до 6,5 тыс. тонн. Однако в 1972 году на предприятии были введены в строй один из крупнейших в Европе сухих доков (354х60х17,2 м) и производственная линия для строительства крупнотоннажных судов водоизмещением до 130 тыс. тонн.[52]

Грандиозная стоимость оборудования для столь крупнотоннажного судостроения (речь идёт о десятках миллиардов рублей в ценах 2012 года) однозначно вывела завод в разряд крупных проектов.

Волжский автомобильный завод, г. Тольятти Куйбышевской области (завершение строительства)

В это время в дополнение к ранее введённой в строй первой очереди завода были достроены ещё две его очереди.

Файл:Северо-Крымский канал.JPG
Северо-Крымский канал у Джанкоя, 2008

Гидротехническое строительство

Северо-Крымский канал имени комсомола Украины

Канал общей длиной 402,6 км, призванный снабжать водой засушливые области юга Херсонской области и северной части Крыма из Каховского водохранилища. Строился с 1961 года, при этом русло канала, по-видимому, было в целом готово а 1971 году, однако полностью первая очередь канала была завершена в конце 1975 года, с вводом в строй Станционного водохранилища.[53]

Позднее в 1977—1986 гг. была построена сравнительно небольшая вторая очередь канала.

Третья очередь Каракумского канала имени В. И. Ленина

Завершение строительства частично введённой в строй ранее (260 км канала из 300) третьей очереди крупнейшего среднеазиатского канала затянулось и было завершено, по-видимому, только в период 1973…1975 гг., так как на 1973 год завершавшее его Копетдагское водохранилище всё ещё не было достроено.

Позднее была построена последняя, четвёртая очередь канала.

Телескоп БТА
Элементы зеркала радиотелескопа РАТАН-600

Наука и образование

Специальная астрофизическая обсерватория Академии наук СССР

Созданная в 1966 году в Карачаево-Черкесской Автономной области Ставропольского края обсерватория являлась, по сути, центром коллективного пользования, обеспечивавшим доступ астрономов со всей страны к строившимся здесь астрономическим инструментам, в том числе двум крупнейшим в мире телескопам, с вводом в строй которых в это время обсерватория явно достигла размера крупного проекта. Основными инструментами обсерватории стали:

  • БТА (Большой Телескоп Альт-азимутальный) — крупнейший в мире с момента своего ввода в строй в 1975 году до 1993 года оптический телескоп . Телескоп, имеющий изготовленное в Ленинграде монолитное главное зеркало диаметром 6,05 метров (крупнейшее в мире до 1998 года). Телескоп и поныне является крупнейшим оптическим телескопом Евразии.
  • РАТАН-600 (РАдиоТелескоп Академии Наук) — крупнейший в мире и по настоящее время радиотелескоп с кольцевым зеркалом диаметром 600 метров, состоящим из 895 подвижных элементов размером 11,4 х 2 метра. В то время — крупнейший и лучший из всех типов радиотелескопов, работавших в сантиметровом и дециметровом диапазоне волн. Введён в строй в 1974 году.

В 2010-х телескопы обсерватории продолжают активно работать и модернизироваться.См. фоторепортаж.

Файл:Medeu-1980 year.jpg
Высокогорный спортивный комплекс Медео, 1980

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Высокогорный спортивный комплекс Медео

Крупнейший в мире и по сей день (на 2014 год) высокогорный комплекс для зимних видов спорта — отличается самой большой площадью искусственного ледового поля — 10,5 тыс. кв. м. При этом высокогорные условия — высота 1691 метр над уровнем моря, хорошее качество воды для заливки льда и многомегаваттной производительности система наморозки льда способствуют тому, что комплекс обладает очень «быстрым» льдом, где было установлено множество рекордов.

Комплекс был построен в 1972 году в горах недалеко от Алма-Аты (бывший Верный, ныне Алматы) — в то время столицы Казахской ССР — на месте ранее существовавшего с 1951 года катка с естественным льдом. Помимо собственно спортивных объектов в проект также входило строительство соответствующей транспортной инфраструктуры, в частности, горной дороги к комплексу.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.