Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 98: Строка 98:


=== Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований ===
=== Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований ===
Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа и самый тяжелый ускоритель всех времён был ввведен в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момнт) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Синхрофазотрон был построен в городе Дубна у самой северной границы Московской области. Уникальная установка расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров. Незадолго до запуска ускорителя на базе находившихся здесь академических учереждений и другого небольшого ускорителя был создан международный Объединённый институт ядерных исследований, соглашение об учреждении которого было подписано представителями одиннадцати стран 26 марта 1956 года, а регистрация в ООН прошла 1 февраля 1957 года. Этому институту и был передан в пользование синхрофазотрон.
Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа и самым большим и самым тяжёлым магнитом всех времён был введен в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момент) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Синхрофазотрон был построен в городе Дубна у самой северной границы Московской области. Уникальная установка расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров. Незадолго до запуска ускорителя на базе находившихся здесь академических учреждений и другого небольшого ускорителя был создан международный Объединённый институт ядерных исследований, соглашение об учреждении которого было подписано представителями одиннадцати стран 26 марта 1956 года, а регистрация в ООН прошла 1 февраля 1957 года. Этому институту и был передан в пользование синхрофазотрон.


Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхротрона частично использовать в строящемся [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#.D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.BB.D0.B0.D0.B9.D0.B4.D0.B5.D1.80_NICA|коллайдере NICA]], бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а еще одно ускорительное кольцо - прямо в зале ускорителя.
Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхротрона частично использовать в строящемся [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#.D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.BB.D0.B0.D0.B9.D0.B4.D0.B5.D1.80_NICA|коллайдере NICA]], бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а еще одно ускорительное кольцо - прямо в зале ускорителя.

Версия от 23:38, 30 марта 2014

Н.С. Хрущев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 9 февраля 1955 года по 5 февраля 1959 года.

Границы периода обусловлены отстранением от власти Г.М. Маленкова и завершением внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором было официально прервано действие плана VI Пятилетки и введен в действие новый семилетний план.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Файл:Lancio sputnik.jpg
Ракета-носитель «Спутник» на Байконуре, 1957

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Первая в мире межконтитентальная баллистическая ракета, послужившая основой для до сих пор активно развивающегося семейства ракет-носителей, известного также как «Союз» и являющегося одним из самых надёжных в мире. Создавалась с 1954 года, первый успешный запуск проведен 21 августа 1957 года со специально построенного для этого Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (космодрома «Байконур»). Двухступенчатая ракета имела пакетную схему с одновременным запуском двигателей обеих ступеней, что увеличивало надёжность работы второй ступени. Масса полезной нагрузки (моноблочной, ядерной, отделяемой) составляла 5400 кг, а дальность полёта ракеты — 8 тыс. км.

Вскоре, в 1960 году на вооружение была принята её модификация Р-7А с увеличенной до 9,5 тыс. км дальностью, что было достигнуто снижением полезной нагрузки до 3700 кг.[2] В качестве боевых ракет Р-7 и Р-7А были развёрнуты не на Байконуре, а на специально построенном для этого несколько позже объекте «Ангара» (космодроме «Плесецк»).

Но еще до этого началось использование ракет-носителей на базе ракеты Р-7. Первой в мире ракетой-носителем стала ракета «Спутник», являвшаяся небольшой модернизацией Р-7, а вскоре на другой её модификации — «Восток» — состоялся первый полёт человека в космос.

В настоящее время один экземпляр ракеты Р-7 сохранился в МГТУ им. Н. Э. Баумана, где используется в качестве натурного образца для изучения студентами ракетной техники[1].

Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР (космодром «Байконур»)

Будущий космодром «Байконур» строился как полигон для испытания межконтинентальных баллистических ракет Р-7 с начала 1955 года. Официально образован как войсковая часть 2 июня 1955 года, первый запуск на единстуенной в то время пусковой установке на Площадке № 1 (получившей впоследствии по понятным причинам неофициальное имя «Гагаринский старт») был проведен 15 мая 1957 года.

Открытое имя «Байконур» космодром получил после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году, который провели на незначительно модифицированном варианте той же ракеты Р-7, который назвали «Спутник» уже после успешного запуска. Что интересно, из соображений секретности полигон, расположенный в окрестностях станции Тюратам, получил имя по населённому пункту Байконур, находящемся чуть ли не в противоположеном конце советской Средней Азии.

Зенитная ракета В-300 комплекса С-25 в музее

Зенитно-ракетная система С-25 «Беркут»

Стационарная зенитно-ракетная система, предназначенная для защиты и её окрестностей Москвы от массированных налётов вражеской авиации разрабатывалась с 1950 года в качестве одного из крупнейших проектов под кураторством Л.П. Берия и была официально принята на вооружение 7 мая 1955 года и готова к использованию в июне 1956 года[2]. В рамках проекта, помимо разработки и производства ракет, радаров, стартовых позиций и военных городков, были построены две специальные крупные кольцевые дороги вокруг Москвы - первая и вторая бетонки, не обозначенные в то время на гражданских картах.

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

Последним из вошедших в строй крейсеров проекта 68-бис, строившихся ранее крупной серией, стал «Мурманск». Заложен 28 января 1953 года, спущен на воду 24 апреля 1955 года, введен в строй 22 сентября 1955 года. После этого, в связи, болььшей частью, с личной позицией Н. С. Хрущева строительство крупных надводных кораблей было свернуто, а значительная часть уже имевшихся была выведена в резерв в связи с большими надеждами на быстро прогрессировавшее в то время ракетное оружие и атомные подводные лодки. В частности, было прекращено и строительство еще 7 крейсеров проекта 68-бис, находившихся в различных стадиях строительства с готовностью в отдельных случаях более 80 % и заказы на строительство еще двух крейсеров этого проекта.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Крейсерская (большая атомная) подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627

Первая в Россиии третья в мира атомная подводная лодка, позднее носила имена «Ленинский Комсомол» (с 9 октября 1962 года) и, в связи с переклассификацией из крейсерской в большую подводную лодку, Б-3. Заложена в Северодвинске 24 сентября 1955 года, спущена на воду 9 октября 1957 года, введена в строй 17 декабря 1958 года. Была вооружена торпедным оружием.

На конец 2013 г. корабль хранится на судоремонтном заводе «Нерпа» в ожидании переоборудования в музей[3].

Позднее по доработанному проекту К-3 строились подводные лодки проекта 627А.

Линии метрополитена

Станция Автово Санкт-Петербургского (Ленинградского) метро

Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина

Создание метрополитена в Санкт-Петербурге сильно осложнено плохими грунтами, на которых стоит город, поэтому попытки спроектировать метрополитен, начатые еще в XIX веке, долгое время не давали положительных результатов, а потом стало не до того. В результате, первоначально стройка первой очереди Ленинградского метроиполитена началась в первой половине 1941 года, однако из-за начавшейся вскоре войны строительство пришлось отложить, а пройденные стволы и выработки — затопить.

Повторно строительство началось 3 сентября 1947 года, а торжественное открытие первой очереди состоявшей из одной линии с семью станциями состоялось 15 ноября 1955 года. Вскоре, 30 апреля 1956 года между действующими станциями «Владимирская» и «Технологический институт» ввели в строй дополнительную станцию «Пушкинская». А в 1958 году на единственной линии метро был введён в строй участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».

В дальнейшем в метрополитене началось строительство второй линии, первая же построенная ветка была названа Кировско-Выборгской линией (ныне это просто «Линия 1» или красная линия).

Участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина» Ленинградского метрополитена

Участок единственной на тот момент линии недавно открытого Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) метрополитена длиной 3,4 км с двумя новыми станциями «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Введеный в строй 1 июня 1958 года участок впервые вывел Ленинградское метро на северный берег Невы.

Гидроэнергетика

ГЭС «Фыньмань», Китай

Гидроэлектростанция общей мощностью 430 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[4]

ГЭС «Супхун», КНДР

Гидроэлектростанция в Северной Корее общей мощностью 700 МВт построена Технопромэкспортом в 1959 году.[5]

Центральный зал выведенного из эксплуатации реактора ЭИ-2 Сибирской АЭС, 2010

Атомная энергетика

Сибирская АЭС

Первый атомный реактор электростанции мощностью 100 МВт типа ЭИ-2 был введён в строй 24 сентября 1958 г. Электростанция стала второй в стране после Обнинской и первой промышленной, а сам реактор использовался не только как энергетический, но и для наработки делящихся материалов, так как электростанция входила в состав Сибирского химического комбината.

Новые реакторы на электростанции вводились в строй и позднее. Сам реактор ЭИ-2 впоследствии проработал более 30 лет до декабря 1990 года.

Тепловая энергетика

Восстановление ГРЭС-8 Ленэнерго (завершение работ)

В этот период - по разным источникам в 1956 или 1958 годах было завершено начатое в 1944 году восстановление Дубровской ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровской ТЭЦ-8). В результате мощность торфяной электростанции превзошла довоенную и достигла 312 МВт.[6][7]

ТЭС «Явожно-II», Польша

Электростанция на каменном угле с несколькими энергоблоками общей мощностью 300 МВт построена Технопромэкспортом в 1955 году.[8][9]

ТЭЦ «Фушунь», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 175 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[10][11]

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл.

Строго засекреченное в то время грандиозное предприятие [3] строилось с 1951 года в Томской области вместе с городом Северск (изначально «Почтовым ящиком № 5»). Комбинат был предназначен для промышленного производства делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе.

Именно этот период можно считать моментом ввода комбината в строй, поскольку 6 августа 1955 г. на нём была получена первая партия урана оружейной концентрации. Также 20 ноября 1955 г. был осуществлён физический пуск атомного реактора И-1.] Помимо прочих крупных объектов в состав комбината входила запущенная в этот период Сибирская АЭС с атомным реактором ЭИ-2.[12][13]

Активное развитие предприятия с вводом в строй новых крупных производств продолжалось и позднее.

Наука и образование

Экскурсия над магнитом Синхрофазотрона

Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований

Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа и самым большим и самым тяжёлым магнитом всех времён был введен в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момент) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Синхрофазотрон был построен в городе Дубна у самой северной границы Московской области. Уникальная установка расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров. Незадолго до запуска ускорителя на базе находившихся здесь академических учреждений и другого небольшого ускорителя был создан международный Объединённый институт ядерных исследований, соглашение об учреждении которого было подписано представителями одиннадцати стран 26 марта 1956 года, а регистрация в ООН прошла 1 февраля 1957 года. Этому институту и был передан в пользование синхрофазотрон.

Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхротрона частично использовать в строящемся коллайдере NICA, бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а еще одно ускорительное кольцо - прямо в зале ускорителя.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всесоюзная перепись населения 1959 года

Первая послевоенная всесоюзная перепись населения проходила по состоянию на 15 января 1959 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек.[14]

Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Параметры ракет Р-7 и Р-7А, имеющиеся в интернете, противоречат друг другу. Иногда, как на Википедии на начало 2014 г., даже в рамках одной статьи. В данном случае параметры взяты из вполне заслуживающего доверия издания: Ракетный щит Отечества: Г. А. Сухина, В. И. Ивкин, М. Г. Дюрягин. Под общ. ред. В. Н. Яковлева. — М.: ЦИПК РВСН, 1999, 254 с.
  3. На картах советского времени на месте комбината и города Северск значилась тайга и избушки лесников