Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Н.С. Хрущев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 9 февраля 1955 года по 5 февраля 1959 года.

Границы периода обусловлены отстранением от власти Г.М. Маленкова и завершением внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором было официально прервано действие плана VI Пятилетки и введен в действие новый семилетний план.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Файл:Lancio sputnik.jpg
Ракета-носитель «Спутник» на Байконуре, 1957

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Первая в мире межконтитентальная баллистическая ракета, послужившая основой для до сих пор активно развивающегося семейства ракет-носителей, известного также как «Союз» и являющегося одним из самых надёжных в мире. Создавалась с 1954 года, первый успешный запуск проведен 21 августа 1957 года со специально построенного для этого Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (космодрома «Байконур»). Двухступенчатая ракета имела пакетную схему с одновременным запуском двигателей обеих ступеней, что увеличивало надёжность работы второй ступени. Масса полезной нагрузки (моноблочной, ядерной, отделяемой) составляла 5400 кг, а дальность полёта ракеты — 8 тыс. км.

Вскоре, в 1960 году на вооружение была принята её модификация Р-7А с увеличенной до 9,5 тыс. км дальностью, что было достигнуто снижением полезной нагрузки до 3700 кг.[2] В качестве боевых ракет Р-7 и Р-7А были развёрнуты не на Байконуре, а на специально построенном для этого несколько позже объекте «Ангара» (космодроме «Плесецк»).

Но еще до этого началось использование ракет-носителей на базе ракеты Р-7. Первой в мире ракетой-носителем стала ракета «Спутник», являвшаяся небольшой модернизацией Р-7, а вскоре на другой её модификации — «Восток» — состоялся первый полёт человека в космос.

В настоящее время один экземпляр ракеты Р-7 сохранился в МГТУ им. Н. Э. Баумана, где используется в качестве натурного образца для изучения студентами ракетной техники[1].

Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР (космодром «Байконур»)

Будущий космодром «Байконур» строился как полигон для испытания межконтинентальных баллистических ракет Р-7 с начала 1955 года. Официально образован как войсковая часть 2 июня 1955 года, первый запуск на единстуенной в то время пусковой установке на Площадке № 1 (получившей впоследствии по понятным причинам неофициальное имя «Гагаринский старт») был проведен 15 мая 1957 года.

Открытое имя «Байконур» космодром получил после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году, который провели на незначительно модифицированном варианте той же ракеты Р-7, который назвали «Спутник» уже после успешного запуска. Что интересно, из соображений секретности полигон, расположенный в окрестностях станции Тюратам, получил имя по населённому пункту Байконур, находящемся чуть ли не в противоположеном конце советской Средней Азии.

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

Последним из вошедших в строй крейсеров проекта 68-бис, строившихся ранее крупной серией, стал «Мурманск». Заложен 28 января 1953 года, спущен на воду 24 апреля 1955 года, введен в строй 22 сентября 1955 года. После этого, в связи, болььшей частью, с личной позицией Н. С. Хрущева строительство крупных надводных кораблей было свернуто, а значительная часть уже имевшихся была выведена в резерв в связи с большими надеждами на быстро прогрессировавшее в то время ракетное оружие и атомные подводные лодки. В частности, было прекращено и строительство еще 7 крейсеров проекта 68-бис, находившихся в различных стадиях строительства с готовностью в отдельных случаях более 80 % и заказы на строительство еще двух крейсеров этого проекта.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Крейсерская (большая атомная) подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627

Первая в Россиии третья в мира атомная подводная лодка, позднее носила имена «Ленинский Комсомол» (с 9 октября 1962 года) и, в связи с переклассификацией из крейсерской в большую подводную лодку, Б-3. Заложена в Северодвинске 24 сентября 1955 года, спущена на воду 9 октября 1957 года, введена в строй 17 декабря 1958 года. Была вооружена торпедным оружием.

На конец 2013 г. корабль хранится на судоремонтном заводе «Нерпа» в ожидании переоборудования в музей[2].

Позднее по доработанному проекту К-3 строились подводные лодки проекта 627А.

Линии метрополитена

Станция Автово Санкт-Петербургского (Ленинградского) метро

Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина

Создание метрополитена в Санкт-Петербурге сильно осложнено плохими грунтами, на которых стоит город, поэтому попытки спроектировать метрополитен, начатые еще в XIX веке, долгое время не давали положительных результатов, а потом стало не до того. В результате, первоначально стройка первой очереди Ленинградского метроиполитена началась в первой половине 1941 года, однако из-за начавшейся вскоре войны строительство пришлось отложить, а пройденные стволы и выработки — затопить.

Повторно строительство началось 3 сентября 1947 года, а торжественное открытие первой очереди состоявшей из одной линии с семью станциями состоялось 15 ноября 1955 года. Вскоре, 30 апреля 1956 года между действующими станциями «Владимирская» и «Технологический институт» ввели в строй дополнительную станцию «Пушкинская». А в 1958 году на единственной линии метро был введён в строй участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».

В дальнейшем в метрополитене началось строительство второй линии, первая же построенная ветка была названа Кировско-Выборгской линией (ныне это просто «Линия 1» или красная линия).

Участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина» Ленинградского метрополитена

Участок единственной на тот момент линии недавно открытого Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) метрополитена длиной 3,4 км с двумя новыми станциями «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Введеный в строй 1 июня 1958 года участок впервые вывел Ленинградское метро на северный берег Невы.

Наука и образование

Объединённый институт ядерных исследований, г. Дубна Московской области

Экскурсия над магнитом Синхрофазотрона

Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований

Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа и самый тяжелый ускоритель всех времён был ввведен в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момнт) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Уникальная установка расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров.

Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхротрона частично использовать в строящемся коллайдере NICA, бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а еще одно ускорительное кольцо - прямо в зале ускорителя.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Параметры ракет Р-7 и Р-7А, имеющиеся в интернете, противоречат друг другу. Иногда, как на Википедии на начало 2014 г., даже в рамках одной статьи. В данном случае параметры взяты из вполне заслуживающего доверия издания: Ракетный щит Отечества: Г. А. Сухина, В. И. Ивкин, М. Г. Дюрягин. Под общ. ред. В. Н. Яковлева. — М.: ЦИПК РВСН, 1999, 254 с.