Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Н. С. Хрущёв

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 9 февраля 1955 года по 5 февраля 1959 года.

Границы периода обусловлены отстранением от власти Г. М. Маленкова и завершением внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором было официально прервано действие плана VI Пятилетки и введён в действие новый семилетний план.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

Файл:Lancio sputnik.jpg
Ракета-носитель «Спутник» на Байконуре, 1957

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, послужившая основой для до сих пор активно развивающегося семейства ракет-носителей, известного также как «Союз» и являющегося одним из самых надёжных в мире. Создавалась с 1954 года, первый успешный запуск проведён 21 августа 1957 года со специально построенного для этого Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (космодрома «Байконур»). Двухступенчатая ракета имела пакетную схему с одновременным запуском двигателей обеих ступеней, что увеличивало надёжность работы второй ступени. Масса полезной нагрузки (моноблочной, ядерной, отделяемой) составляла 5400 кг, а дальность полёта ракеты — 8 тыс. км.

Вскоре, в 1960 году на вооружение была принята её модификация Р-7А с увеличенной до 9,5 тыс. км дальностью, что было достигнуто снижением полезной нагрузки до 3700 кг.[2] В качестве боевых ракет Р-7 и Р-7А были развёрнуты не на Байконуре, а на специально построенном для этого несколько позже объекте «Ангара» (космодроме «Плесецк»).

Но ещё до этого началось использование ракет-носителей на базе ракеты Р-7. Первой в мире ракетой-носителем стала ракета «Спутник», являвшаяся небольшой модернизацией Р-7, а вскоре на другой её модификации — «Восток» — состоялся первый полёт человека в космос.

В настоящее время один экземпляр ракеты Р-7 сохранился в МГТУ им. Н. Э. Баумана, где используется в качестве натурного образца для изучения студентами ракетной техники[1].

Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства Обороны СССР (космодром «Байконур»)

Будущий космодром «Байконур» строился как полигон для испытания межконтинентальных баллистических ракет Р-7 с начала 1955 года. Официально образован как войсковая часть 2 июня 1955 года, первый запуск на единственной в то время пусковой установке на Площадке № 1 (получившей впоследствии по понятным причинам неофициальное имя «Гагаринский старт») был проведен 15 мая 1957 года.

Открытое имя «Байконур» космодром получил после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году, который провели на незначительно модифицированном варианте той же ракеты Р-7, который назвали «Спутник» уже после успешного запуска. Что интересно, из соображений секретности полигон, расположенный в окрестностях станции Тюратам, получил имя по населённому пункту Байконур, находящемся чуть ли не в противоположенном конце советской Средней Азии.

Позднее на космодроме было реализовано множество крупных проектов, в частности, построены наземные комплексы ракет Протон, Н-1, Зенит и Энергия.

Зенитная ракета В-300 комплекса С-25 в музее

Зенитно-ракетная система С-25 «Беркут»

Стационарная зенитно-ракетная система, предназначенная для использования в составе проекта Системы противовоздушной обороны г. Москвы для защиты города от массированных налётов вражеской авиации разрабатывалась с 1950 года в качестве одного из крупнейших проектов под кураторством Л. П. Берии. В рамках проекта были разработаны, в частности, зенитные ракеты В-300 и радиолокационные станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона Б-200. В рамках испытаний системы проводились натурные стрельбы, в том числе с поражением одновременно 20(!) воздушных целей. Система была официально принята на вооружение 7 мая 1955 года[2].

Крупнейшие корабли и суда

Крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

Последним из вошедших в строй отечественного военно-морского флота крейсеров проекта 68-бис, строившихся ранее крупной серией, стал «Мурманск». Корабль был заложен 28 января 1953 года, спущен на воду 24 апреля 1955 года, введён в строй 22 сентября 1955 года. После этого, в связи, большей частью, с личной позицией Н. С. Хрущёва строительство крупных надводных кораблей было свёрнуто, а значительная часть уже имевшихся была выведена в резерв в связи с большими надеждами на быстро прогрессировавшее в то время ракетное оружие и атомные подводные лодки. В частности, было прекращено и строительство ещё 7 крейсеров проекта 68-бис, находившихся в различных стадиях строительства с готовностью в отдельных случаях более 80 %, также были отменены заказы на строительство ещё двух крейсеров этого проекта.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Крейсерская (большая атомная) подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627

Первая в России и третья в мире атомная подводная лодка, позднее носила имена «Ленинский Комсомол» (с 9 октября 1962 года) и, в связи с переклассификацией из крейсерской в большую подводную лодку, Б-3. Заложена в Северодвинске 24 сентября 1955 года, спущена на воду 9 октября 1957 года, введена в строй отечественного военно-морского флота 17 декабря 1958 года. Была вооружена торпедным оружием.

На конец 2014 года корабль хранится на судоремонтном заводе «Нерпа» в ожидании переоборудования в музей[3].

Позднее по доработанному проекту К-3 строились подводные лодки проекта 627А.

Железные дороги

1955

Линия Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги

Решение о строительстве железной дороги в низовья Аму-Дарьи вдоль реки было принято 10 марта 1947 года. Строительство было выполнено в две очереди:

  • Линия Чарджоу (он же Чарджев, ныне Туркменабад) — Ургенч длиной 400 км введена в строй в 1952 году (по другим данным в марте 1954 года).
  • Линия Ургенч — Кунград длиной 127 км введена в строй 24 июля 1955 года.

Линия Чум — Лабытнанги Печёрской железной дороги

Линия длиной 195 км, являвшаяся частью надолго заброшенного после смерти Сталина мегапроекта Трансполярной магистрали, всё же была введена в строй и передана Министерству путей сообщения примерно к концу 1955 года. Строившаяся, по разным источникам, с 1947—1948 гг. линия связала железную дорогу на Воркуту с рекой Обь, в результате чего был на практике реализован дореволюционный проект «Великого северного пути». Офииально принята в эксплуатацию дорога была, по-видимому в 1959 году.

Линия Кострома — Галич Северной железной дороги

Линия длиной 125 км, решение о строительстве которой было принято 22 ноября 1945 года, строилась долго и тяжело с апреля 1946 года и была в целом достроена только в 1955 году, постоянное пассажирское движение по ней было открыто 15 января 1956 года, окончательно принята в эксплуатацию она была в ноябре 1959 года со всё ещё заметными недоделками. Сметная стоимость проекта составляла 158 млн рублей в ценах тех лет.[4]

1956

Электрификация участка Иркутск — Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги

Участок Транссиба с самым тяжёлым профилем на всей магистрали длиной 134 км был электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1956 году. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали. Позднее, в 1995 году, он был переведён на переменный ток 25 кВ.http://www.parovoz.com/history/electrification/1956-58.php

1957

1958

Линия Тайшет — Лена

Западный участок будущей Байкало-Амурской магистрали длиной 720 км был спроектирован до войны, строился с первой послевоенной пятилетки и был введён в строй в 1958 году. Линия, завершавшаяся на станции Лена на берегу одноимённой реки в городе Усть-Кут позволила существенно улучшить транспортную доступность бассейна этой реки, прежде всего юго-западной Якутии, так как обеспечила заметно более прямую связь с железными дорогами страны. [5][6]

Позднее, к 1965 году, линия была электрифицирована, а ещё позднее, при строительстве БАМа в 1970-х…1980-х гг. на участке были построены вторые пути.

Электрификация участка Иркутск — Черемхово Восточно-Сибирской железной дороги

Участок Транссиба с тяжёлым профилем длиной 123 км был электрифицирован на постоянном токе с напряжением 3 кВ в 1958 году. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали. Позднее, в 1995 году, он был переведён на переменный ток 25 кВ.[7]

Автомобильные дороги

Большая бетонка, 2009

Московское большое кольцо (Большая бетонка)

Дорога с покрытием из бетонных плит, представлявшая собой кольцо вокруг Москвы длиной более 550 км, как и аналогичная Малая бетонка, строилась в рамках проекта Системы ПВО Москвы С-25 для передвижения специальных машин и была завершена в 1957—1958 гг. Первое время дорога считалась ведомственной (военной) и долгое время не появлялась на общедоступных картах и в атласах. Однако, поскольку она никак не охранялась очень скоро она фактически превратилась в общедоступную, в конце концов превратившись в обычную федеральную автодорогу А-108 и получив асфальтовое покрытие.

Малая бетонка, 2004

Московское малое кольцо (Малая бетонка)

Дорога с покрытием из бетонных плит, представлявшая собой кольцо вокруг Москвы длиной около 335 км, как и аналогичная Большая бетонка, строилась в рамках проекта Системы ПВО Москвы С-25 для передвижения специальных машин и была завершена в 1957—1958 гг. Первое время дорога считалась ведомственной (военной) и долгое время не появлялась на общедоступных картах и в атласах. Однако, поскольку она никак не охранялась очень скоро она фактически превратилась в общедоступную, в конце концов, превратившись в обычную федеральную автодорогу А-107.

Позднее, особенно в XXI веке дорога постепенно реконструировалась, а в 2014 году началось строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), значительная часть которой планировалось построить на месте Малой бетонки.

Ленинградская бетонка (Кировская дорога)

Почти кольцевая дорога с твёрдым покрытием, аналогичная подмосковным «бетонкам», но разорванная Финским заливом была построена для нужд обслуживания систем противовоздушной обороны города, судя по времени возведения её элементов[8] и аналогичности конструкции, в те же годы, что и подмосковные аналоги. Дорога, ныне известная как А120 «Магистральная», а её южная часть также как «Санкт-Петербургское южное полукольцо», имеет длину порядка 300 км.

Линии метрополитена

Станция Автово Санкт-Петербургского (Ленинградского) метро

Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина

Создание метрополитена в Санкт-Петербурге сильно осложнено плохими грунтами, на которых стоит город, поэтому попытки спроектировать метрополитен, начатые ещё в XIX веке, долгое время не давали положительных результатов, а потом стало не до того. В результате, первоначально стройка первой очереди Ленинградского метрополитена началась в первой половине 1941 года, однако из-за начавшейся вскоре войны строительство пришлось отложить, а пройдённые стволы и выработки — затопить. Повторно строительство началось 3 сентября 1947 года. Всего в этот период было построено два участка метрополитена:

  • Торжественное открытие первой очереди состоявшей из одной линии с семью станциями состоялось 15 ноября 1955 года. Первая построенная ветка была названа Кировско-Выборгской линией (ныне она также известна просто как «Линия 1» или красная линия). Вскоре, 30 апреля 1956 года в рамках того же проекта первого пускового участка Ленинградского метрополитена между действующими станциями «Владимирская» и «Технологический институт» ввели в строй дополнительную станцию «Пушкинская».
  • Участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина» Кировско-Выборгской линии — Участок единственной на тот момент линии длиной 3,4 км с двумя новыми станциями «Чернышевская» и «Площадь Ленина». Введённый в строй 1 июня 1958 года участок впервые вывел Ленинградское метро на северный берег Невы.

Ленинградский (Санкт-Петербургский) метрополитен продолжал строиться и позднее.

Строительство Московского метрополитена

Станция ВДНХ (на момент открытия ВСХВ) Московского метро, 2010

В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене, где по указанию Хрущёва стали экономить на широко практиковавшихся до того роскошной отделке и глубоком заложении, были завершены следующие крупные проекты:

  • Участок Парк Культуры им. Горького — Спортивная Сокольнической линии — 1 мая 1957 года был введён в строй с двумя новыми станциями.
  • Рижский радиус — участок будущей Калужско-Рижской линии от станции Ботанический Сад (ныне «Проспект Мира») до станции ВСХВ[3] (ныне ВДНХ) с четырьмя новыми станциями был открыт 1 мая 1958 года.
  • Участок Спортивная — Университет Сокольнической линии — участок с двумя новыми станциями был открыт 12 января 1959 года.

Также в это время на базе ранее временно неиспользовавшихся станций от станции «Калининская» (первоначально «Улица Коминтерна», ныне «Александровский Сад») до станции «Киевская» и двух вновь построенных относительно дешёвых наземных станций были открыты первые станции новой Филёвской линии Московского метрополитена. Московский метрополитен развивался и позднее.

Аэропорты и аэродромы

Центральный аэродром Военно-воздушный сил «Шереметьевский», Московская область

Строительство первоклассного аэродрома с бетонной полосой длиной 3500 м и шириной 80 м в районе подмосковного населённого пункта Чашниково началось 25 октября 1953 года по Постановлению Совета Министров СССР от 1 сентября 1953 года. Введён в строй аэродром со взлётно-посадочной полосой, рулёжными дорожками, Центральным пунктом управления, подъездными автомобильной и железной дорогами, жилыми домами персонала, складами и другими зданиями и сооружениями был в 1957 году.[9]

Уже вскоре, в 30 июля 1959 года аэродром был передан гражданской авиации и уже с 11 августа 1959 года он вступил в строй в качестве аэропорта Шереметьево, который с 1 июня 1960 года стал международным. Позднее аэропорт неоднократно расширялся и модернизировался.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 400 кВ Бугульма — Златоуст — Челябинск — Свердловск

Очень крупная линия электропередач, изначально построенная под напряжение 400 кВ, однако позднее, в 1964 году была переведена на напряжение 500 кВ без изменения габаритов опор. Участок Бугульма — Златоуст с подстанцией Златоуст был введён в строй в сентябре 1958 года, а участок Златоуст — Челябинск — Свердловск (ныне Екатеринбург) с подстанций «Южная» 500 кВ в городе Свердловске был введена в строй в 1959 году, после чего энергосистема Урала была синхронизирована с Единой энергосистемой европейской части страны.[10]

ВЛ 400 кВ Куйбышев — Москва

Двухцепная высоковольтная линия, соединившая энергосистемы Москвы и Куйбышева, изначально была построена под напряжение 400 кВ, однако позднее, в 1964 году была переведена на напряжение 500 кВ без изменения габаритов опор. Первая цепь линии была введена в строй в 1956 году, а вторая, как указывается в источниках[11], вскоре после этого.

ВЛ 220 кВ Камская ГЭС — Свердловск

Линия с самым высоким на тот момент в СССР напряжением переменного тока и являвшаяся, по сути, частью проекта Камской ГЭС, была сдана в эксплуатацию 3 августа 1955 года.[12]

Каховская ГЭС, 2006

Гидроэнергетика

Каховская ГЭС, Херсонская область

Гидроэлектростанция общей мощностью 351 МВт является нижней ступенью Днепровского каскада гидроэлектростанций. Станция оснащена шестью гидроагрегатами по 58,5 МВт строилась с 1950 по 1956 год. Помимо выработки электроэнергии, ГЭС несёт важные транспортные функции — по гидротехническим сооружениям станции было организовано автомобильное и железнодорожное сообщение через Днепр.

Позднее образованное гидроэлектростанцией Каховское водохранилище стало использоваться в качестве источника воды для крупного оросительного Северо-Крымского канала.

Нарвская ГЭС, 2014

Нарвская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Нарва мощностью 124,8 МВт на границе Ленинградской области и Эстонской ССР строилась с 1950 года, была запущена в эксплуатацию 30 сентября 1955 года и полностью достроена в 1956-м году.[13]

ГЭС «Фыньмань», Китай

Гидроэлектростанция общей мощностью 430 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[14]

Волжская ГЭС, 1958

Волжская ГЭС имени В. И. Ленина — фактическое завершение строительства

Гидроэлектростанция, строившаяся до 10 августа 1958 года как Куйбышевская ГЭС, а в 2004 году переименованная в Жигулёвскую ГЭС, расположенная на реке Волга неподалёку от Самары строилась с 1950 года. Общая мощность ГЭС, гидроагрегаты которой были введены в строй в 1955—1957 гг., составила 2357,5 МВт. Однако полностью станция была принята в эксплуатацию только позднее в мае 1959 года.

Машинный зал Иркутской ГЭС, 2014

Иркутская ГЭС — фактическое завершение строительства

Первая электростанция будущего каскада на реке Ангара мощностью 662,4 МВт строилась с марта 1950 года, когда были начаты подготовительные работы, сменившиеся уже с мая 1951 года непосредственно строительными работами.

Иркутская ГЭС стала первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири, а её водохранилище фактически включило в свой состав озеро Байкал, подняв его уровень на 1 метр. [15]

Первый гидроагрегат станции был введён в строй 28 декабря 1956 года, а к концу 1958 года в строй были введены все восемь гидроагрегатов ГЭС мощностью по 82,8 МВт каждый.

Официально введена в строй гидроэлектростанция была позднее, в конце 1959 года.

ГЭС «Супхун», КНДР

Гидроэлектростанция в Северной Корее общей мощностью 700 МВт построена Технопромэкспортом в 1959 году.[16]

Сталинградская ГЭС — ввод в строй первых гидроагрегатов

Первые гидроагрегаты крупнейшей в Европе гидроэлектростанции, строившейся с 1952 года на Волге неподалёку от Сталинграда, вводились с строй с 23 декабря 1958 года, всего же в декабре 1958 года успели начать эксплуатацию четырёх гидроагрегатов.[17] Полностью электростанция общей мощностью 2,54 ГВт была введена в строй с переименованием в Волжскую ГЭС уже позднее.

Каскад № 1 Мосэнерго

В это время в качестве единого предприятия был введён в строй Каскад № 1 Мосэнерго на реке Волга общей мощностью 440 МВт. Каскад включал два крупных гидроузла с одинаковыми гидроагрегатами мощностью по 55 МВт, строившиеся ещё с довоенных времён:

В 1993 году каскад был переименован в «Каскад Верхневолжских ГЭС».

Рыбинская ГЭС, 2011 г.

Рыбинская ГЭС

В этот период фактически введённая в строй ранее Рыбинская ГЭС мощностью 330 МВт была окончательно достроена и принята в постоянную эксплуатацию с 30 июля 1955 года одновременно с Угличской ГЭС, с которой она образовала Каскад № 1 Мосэнерго (с 1993 года «Каскад Верхневолжских ГЭС»).[18]

Камская ГЭС — фактический ввод в строй

Строительство Камской ГЭС в Перми велось аж с декабря 1934 года, но впоследствии было заморожено с августа 1937 года до 1949 года. Наконец, 18 сентября 1954 был запущен первый гидроагрегат ГЭС, затем 3 августа 1955 года с запуском фактически являвшейся частью проекта ГЭС высоковольтной линии 220 кВ Камская ГЭС — Свердловск электростанция была подключена к сети, а уже в 1956 году был запущен последний, 23-й гидроагрегат ГЭС, расположенной в г. Пермь на реке Кама. Общая мощность электростанции составила 504 МВт, которые были достигнуты 20 июня 1958 года. Однако формально Камская ГЭС была принята в постоянную промышленную эксплуатацию позднее.[19][20]

Горьковская ГЭС — фактический ввод в строй

Строившаяся с мая 1948 гидроэлектростанция на Волге мощностью 400 МВт, ныне известная как Нижегородская ГЭС фактически была введена в строй именно в этот период — её гидроагрегаты вводились в эксплуатацию со 2 ноября 1955 года по 25 декабря 1956 года. Однако формально её принятие в постоянную эксплуатацию произошло уже позже.[21]

Угличская ГЭС, 2011 г.

Угличская ГЭС

Гидроэлектростанция, фактически введённая в строй ещё до войны, из-за сложностей военного времени достраивалась очень медленно, хотя и работала на проектном уровне воды ещё с 1942 года. В результате, ГЭС была окончательно принята в постоянную промышленную эксплуатацию только 30 июля 1955 года одновременно с Рыбинской ГЭС, с которой она образовала Каскад № 1 Мосэнерго (с 1993 года «Каскад Верхневолжских ГЭС»).[22]

Новосибирская ГЭС — гидроагрегаты № 1…5

В это время на строящейся с 1950 года в Новосибирске на реке Обь гидроэлектростанции были введены в строй первые пять гидроагрегатов мощностью по 65 МВт каждый. Гидроагрегат № 1 был запущен 10 ноября 1957 года, гидроагрегат № 2 — 31 декабря 1957 года, а гидроагрегаты № 3…5 — 31 марта, 17 августа и 10 ноября 1958 года соответственно. Полностью же строительство ГЭС было завершено позднее.[23]

Княжегубская ГЭС — фактический ввод в строй

На строившейся с 1951 года гидроэлектростанции мощностью 128 МВт на реке Ковда в Мурманской области в этот период были подключены к сети все её энергоблоки. Первый из них был запущен 21 октября 1955 года, второй — 23 ноября 1955 года, третий — 29 декабря 1955 года, а последний — четвёртый 28 марта 1956 года. Это ознаменовало её фактический ввод в строй, однако полностью строительство станции было завершено позднее.[24]

Каскад Мингечаурской ГЭС

Комплексный проект, который реализовывался с 1945 года в западной части Азербайджанской ССР, включал помимо двух гидроэлектростанций также строительство оросительных каналов. Крупная Мингечаурская (ныне Мингечевирская) ГЭС была введена в строй ранее, а остальные объекты комплекса, включая контррегулятор Мингечаурской ГЭС — Варваринскую ГЭС мощностью 16,5 МВт, были построены по разным источникам в 1955…1957 гг.[25][26][27]

Шаори-Ткибульский каскад ГЭС

Каскад общей мощностью 120 МВт, расположенный в районе Грузинской ССР с сильно развитыми карстовыми явлениями на реках Шаори и Ткибули, был введён в строй в это время. В состав каскада входит две образующие единый комплекс и одновременно строившиеся гидроэлектростанции:

  • Шаорская ГЭС (Шаори ГЭС) мощностью 40 МВт — первый гидроагрегат запущен в 1955 году.
  • Ткибульская ГЭС (Ткибули ГЭС, Дзеврула ГЭС) мощностью 80 МВт — первый гидроагрегат запущен в 1956 году.

Кайраккумская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Сырдарья в Таджикской ССР мощностью 126 МВт была введена в строй в 1957 году, при этом первые два гидроагрегата были запущены в 1956 году. Плотина гидроэлектростанции в значительной мере выполняет ирригационные функции.[28]

Чирчикская ГЭС

Строившаяся с 1932 года в Узбекской ССР гидроэлектростанция мощностью 86 МВт была частично введена в строй ещё в 1940 году, однако полностью её достройка завершилась только в 1956 году. Позднее ГЭС было присвоено имя Ф. Г. Логинова.[29]

Центральный зал выведенного из эксплуатации реактора ЭИ-2 Сибирской АЭС, 2010

Атомная энергетика

Сибирская АЭС

Первый атомный реактор электростанции мощностью 100 МВт типа ЭИ-2 был введён в строй 24 сентября 1958 г. Электростанция стала второй в стране после Обнинской и первой промышленной, а сам реактор использовался не только как энергетический, но и для наработки делящихся материалов, так как электростанция входила в состав Сибирского химического комбината.

Новые реакторы на электростанции вводились в строй и позднее. Сам реактор ЭИ-2 впоследствии проработал более 30 лет до декабря 1990 года.

Тепловая энергетика

Восстановление ГРЭС-8 Ленэнерго (завершение работ)

В этот период — по разным источникам в 1956 или 1958 годах было завершено начатое в 1944 году восстановление Дубровской ГРЭС-8 имени Кирова (ныне Дубровской ТЭЦ-8). В результате мощность торфяной электростанции превзошла довоенную и достигла 312 МВт.[30][31]

ТЭС «Явожно-II», Польша

Электростанция на каменном угле с несколькими энергоблоками общей мощностью 300 МВт построена Технопромэкспортом в 1955 году.[32][33]

ТЭЦ «Фушунь», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 175 МВт построена Технопромэкспортом в 1958 году.[34][35]

Южноуральская ГРЭС — третья очередь

Третья очередь частично введённой в строй ранее Южноуральской ГРЭС обладавшая, по всей видимости, одним энергоблоком мощностью 200 МВт, была достроена в это время 31 декабря 1956 года.[36]

Полностью достроена электростанция была уже позднее.

Комсомол на целине (почтовая марка), 1958

Сельское хозяйство

Освоение целины — продолжение работ

Основываясь на хороших результатах первого этапа проекта, показанных хорошим урожаем 1954 года, ранее выполненный крупный проект было решено расширить — уже в 1955 году площадь обрабатываемых земель была увеличена почти в два раза.

Тем не менее, последовавший в том же 1955 году сильный неурожай не был полностью скомпенсирован в глазах руководства СССР даже рекордным урожаем 1956 года, особенно после нового неурожая в 1957 году. Поэтому следующий — третий — этап развития проекта последовал только в начале 1960-х в связи с обнадёживающими урожаями 1958 и 1959 годов.

Металлургия

Череповецкий металлургический завод — первые очереди

Строившийся с 1947 года Череповецкий металлургический завод — ныне Череповецкий металлургический комбинат был введён в строй в 24 августа 1955 года с запуском доменной печи № 1. Несколько ранее были введены в строй цех металлоконструкций в 1951 году и теплоэлектроцентраль в мае 1954 года. Позднее в феврале 1956 года была запущена коксовая батарея, в 1958 году началось производство стального литья, а в январе 1959 года начал работу блюминг.[37]

Полностью же строительство полного металлургического цикла на заводе было завершено позднее.

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл.

Строго засекреченное в то время грандиозное предприятие[4] строилось с 1951 года в Томской области вместе с городом Северск (изначально «Почтовым ящиком № 5», позднее в открытой переписке «Томском-7»). Комбинат был предназначен для промышленного производства делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе.

Именно этот период можно считать моментом ввода комбината в строй, поскольку 6 августа 1955 г. на нём была получена первая партия урана оружейной концентрации. Также 20 ноября 1955 г. был осуществлён физический пуск атомного реактора И-1.] Помимо прочих крупных объектов в состав комбината входила запущенная в этот период Сибирская АЭС с атомным реактором ЭИ-2.[38][39]

Активное развитие предприятия с вводом в строй новых крупных производств продолжалось и позднее.

Горно-химический комбинат, закрытый г. Железногорск Красноярского края

Уникальное предприятие по наработке в реакторах и производству оружейного плутония строилось с 1950 г. на берегах Енисея большей частью в подземных выработках для защиты от возможного воздушного нападения. В открытой печати не обозначенный на картах г. Железногорск Красноярского края, строившийся вместе с комбинатом, никак не упоминался — на картах его не было, а в открытой переписке он обозначался как Красноярск-26.

Первая очередь комбината фактически вступила в строй с вводом в эксплуатацию первого на комбинате атомного реактора «АД», который был введён в строй в 1958 году.[40][41][42] Позднее на комбинате были построены ещё два реактора и введён в строй радиохимический завод.

Дворец культуры и науки в Варшаве, 2008

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Дворец культуры и науки имени И. В. Сталина, г. Варшава, Польская народная республика

Единственная, но зато огромная сталинская высотка в Варшаве строилась как подарок советского народа — на советские деньги и советскими специалистами, частью из советских же материалов. Строительство началось в 1952 году, и было завершено 22 июля 1955 года.

Здание имеет 42 этажа, общую площадь 123 084 м², высоту без шпиля 167,68 м, а вместе со шпилем — 230,68 метров. Позднее из названия было убрано упоминание о Сталине, а сам дворец, помимо прочих функций, и поныне является самым высоким зданием в Польше и используется в качестве телебашни.

Интересно, что ранее высочайшим зданием Варшавы было также чисто русское здание — колокольня Александро-Невского собора, снесённого поляками в 1924-1926 гг.

Гостиница «Украина», г. Москва

Самая высокая с 1955 по 1976 год гостиница в мире строилась с 1953 по 1957 год и получила своё название уже при Хрущёве. Здание имеет 34 этажа и высоту 206 м, из которых 76 м приходится на шпиль.

С 1955 года по настоящий момент (2014 год) является самой высокой гостиницей в Европе, России и Москве, отобрав эти титулы у построенной чуть раньше московской гостиницы «Ленинградская». В настоящее время гостиница носит название «Рэдиссон Ройал».

Гидротехнические сооружения

Каракумский канал имени В. И. Ленина — первая очередь

Строившаяся с 1954 года первая — судоходная — очередь Каракумского оросительно-обводнительно-судоходного канала от Амударьи до Мургаба длиной 400 км была введена в строй 30 января 1959 года.[43]

Канал активно строился и позднее.

Наука и образование

Экскурсия над магнитом Синхрофазотрона

Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований

Крупнейший в мире на тот момент ускоритель заряженных частиц, крупнейший в мире ускоритель этого типа с самым большим и самым тяжёлым магнитом всех времён был введён в строй 15 марта 1957 года и вышел на проектную (и рекордную на тот момент) энергию протонов в 10 ГэВ уже 16 марта 1957 года. Синхрофазотрон был построен в городе Дубна у самой северной границы Московской области. Уникальная установка, расположенная в отдельном круглом здании имела кольцевой магнит массой 36 тыс. тонн и диаметром почти 60 метров. Незадолго до запуска ускорителя на базе находившихся здесь академических учреждений и другого небольшого ускорителя был создан международный Объединённый институт ядерных исследований, соглашение, об учреждении которого было подписано представителями одиннадцати стран 26 марта 1956 года, а регистрация в ООН прошла 1 февраля 1957 года. Этому институту и был передан в пользование синхрофазотрон.

Ускоритель эксплуатировался до 2002 года, позднее было принято решение оборудование и здание синхрофазотрона частично использовать в строящемся коллайдере NICA, бустерное кольцо которого будет расположено внутри магнита синхрофазотрона, а ещё одно ускорительное кольцо — прямо в зале ускорителя.

Дворец спорта центрального стадиона имени В. И. Ленина (ныне комплекса «Лужники»)

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Центральный стадион имени В. И. Ленина

Крупнейший по тем временам спортивный комплекс, ныне известный как Олимпийский комплекс «Лужники», изначально был построен в рекордно короткие сроки в 1955…1956 году за 450 дней с привлечением организаций чуть ли не со всей страны.

Позднее комплекс неоднократно подвергался серьёзным реконструкциям, первая и наиболее глубокая из которых состоялась в рамках подготовки к Олимпиаде-80.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Всесоюзная перепись населения 1959 года

Первая послевоенная всесоюзная перепись населения проходила по состоянию на 15 января 1959 года. По результатам переписи общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек.[44]

Из-за большого количества людей, занятых в проведении мероприятия, стоимость таких переписей традиционно далеко превосходит порог стоимости крупного проекта.

Освоение целины — второй этап

См. раздел «Сельское хозяйство».

Фортификационные сооружения

Система противовоздушной обороны Москвы С-25

Грандиозная по сложности и стоимости работ система противовоздушной обороны (ПВО) Москвы, также известная как «Золотое кольцо ПВО», рассчитанная на отражение массированного налёта вражеских стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием, создавалась с августа 1950 года. Разработанная на базе одноимённого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут» система была очень сложной и дорогой, но обладала фантастическими по тем временам возможностями, обеспечивая одновременное наблюдение за двадцатью целями и наведение на них до двадцати ракет. В рамках проекта также были построены два окруживших Москву кольца вооружённых этим комплексом зенитно-ракетных полков в количестве 22 во внутреннем кольце и 34 во внешнем, сведённых в четыре корпуса, которые образовывали 1-ю армию ПВО. Общая длина построенных при этом подъездных путей превысила 2 тыс. км, в том числе в рамках проекта были построены крупные автодороги с твёрдым покрытием — Московское малое кольцо (Малая бетонка) и Московское большое кольцо (Большая бетонка).

Система С-25 являлась стационарной и использовалась только при обороне одного объекта — города Москвы, фактически образуя вокруг неё для воздушного противника самую настоящую крепость. И, поскольку основные затраты при создании системы пошли по-видимому, именно на обустройство стационарных ракетных комплексов и их инфраструктуры проект и отнесён прежде всего к фортификационным сооружениям.

Фактический ввод системы в строй состоялся с принятием её на вооружение 7 мая 1955 года и была готова к использованию в июне 1956 года.[45] Тем не менее, часть объектов системы достраивалась и позднее, как минимум до 1957—1958 гг., когда были введены в строй обе «бетонки».

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Параметры ракет Р-7 и Р-7А, имеющиеся в интернете, противоречат друг другу. Иногда, как на Википедии на начало 2014 г., даже в рамках одной статьи. В данном случае параметры взяты из вполне заслуживающего доверия издания: Ракетный щит Отечества: Г. А. Сухина, В. И. Ивкин, М. Г. Дюрягин. Под общ. ред. В. Н. Яковлева. — М.: ЦИПК РВСН, 1999, 254 с.
  3. ВСХВ — «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» — это действовавшее в то время название выставочного центра и станции метро, ныне известных как ВДНХ.
  4. На картах советского времени на месте комбината и города Северск значилась тайга и избушки лесников.