Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 89: Строка 89:


=== Коммунальный мост через Енисей в Красноярске ===
=== Коммунальный мост через Енисей в Красноярске ===
Автодорожный мост общей длиной 2300 м и шириной 23,4 м на момент открытия осенью 1961 года был самым длинным автомобильным мостом в Азии. Фактически мост состоит из двух мостов 940 и 410 метров, соединённых специальной дамбой на острове Отдыха и снабжённых необходимыми подходами. Мост известен тем, что изображён на 10-рублёвой купюре образца 1997 года.
Автодорожный мост общей длиной 2300 м и шириной 23,4 м на момент открытия осенью 1961 года был самым длинным автомобильным мостом в Азии. Фактически мост состоит из двух мостов 940 и 410 метров, соединённых специальной дамбой на острове Отдыха и снабжённых необходимыми подходами. Мост известен тем, что изображён на 10-рублёвой купюре образца 1997 года.
 
== Тепловая энергетика ==
 
=== ТЭС «Пекин», Китай ===
Электростанция на каменном угле общей мощностью 400 МВт построена Технопромэкспортом в 1960 году. Всего на станции было шесть энергоблоков: три по 100 МВт, один 50 МВт и два по 25 МВт.[http://www.tpe.ru/upload/iblock/d3d/Reference-list-TPE.pdf]


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 22:00, 8 февраля 2014

Н.С. Хрущев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 февраля 1959 года по 13 октября 1964 года.

Границы периода обусловлены окончанием внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором был принят семилетний план развития народного хозяйства до 1966 г. и отстранением Хрущева от власти.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Один из стартовых комплексов «Ангары» на снимке американского спутника-шпиона, 1967

Объект «Ангара» (космодром «Плесецк»)

Первая отечественная база межконтинентальных баллистических ракет — объект «Ангара» (ныне космодром «Плесецк») — строилась с марта 1957 года в болотисто-лесистой местности под Архангельском. Как организационная единица объект начал существовать с 15 июля 1957 года. В период с 1957 по 1963 год на объекте было построено 15 пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет Р‑7/Р‑7А, Р‑16, Р‑16У и Р‑9А.[1] Первой на объекте 22 октября 1963 года была запущена ракета Р‑16У из шахтной пусковой установки.

Однако, из-за наличия на объекте целых четырёх пусковых установок для ракет семейства Р-7 (будущий «Союз») против двух на Байконуре, уже в 1963 году было принято решение о перепрофилировании объекта и к июню 1964 года он вошел в состав организованного на его базе для запуска спутников на приполярные орбиты и испытания ракетной техники 53-го Научно-исследовательского испытательного полигона МО СССР, более известного как космодром «Плесецк».

Крупнейшие корабли и суда

Атомный ледокол «Ленин», 2009

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол и первое в мире судно с атомной силовой установкой. Строился, прежде всего, для обслуживания Северного морского пути. Заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им. А.Марти (он же Новое Адмиралтейство, он же Адмиралтейский завод, ныне Адмиралтейские верфи) в Ленинграде, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Вошел в строй 3 декабря 1959 года.

С 1989 г. — корабль-музей в Мурманске. Позднее на основе опыта его строительства и эксплуатации был построен более мощный атомный ледокол «Арктика».

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Головной крейсер проекта 58 был первым в мире из крупных надводных кораблей вооружен эффективными противокорабельными ракетами (комплексом П-35). Проект ракетных крейсеров, замаскированных во флотских бумагах под эсминцы, судя по всему, обязан своим появлением существовавшему при Н. С. Хрущеве негласному запрету на строительство крупных военных кораблей, к которым относились и крейсера. Поэтому изначально крейсера проекта 58 классифицировались «корабли с реактивным вооружением» или как эсминцы, отчего, по-видимому и получил наименование «Грозный» — изначально не в честь города, а, по традиции, как прилагательное (для сравнения первоначальные названия последуюбщих крейсеров серии, позднее переименованных в процессе строительства звучали как «Стерегущий», «Доблестный» и «Сообразительный»), однако, в результате, его в дальнейшем не пришлось переименовывать, так как имелся и соответствующий город (второй крейсер серии, видимо, по аналогии одно время назывался «Владивосток»). Окончательно проект переклассифицирован как ракетный крейсер 4 ноября 1962 года после проведения показательных учений.

Головной корабль серии крейсер «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года, спущен на воду 26 марта 1961 года и введен в строй 30 декабря 1962 года. В дальнейшем было введено в строй еще три крейсера этого проекта.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 658

Атомная подводная лодка К-19

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами изначально были вооружены тремя ракетами комплекса Р-13. Однако вскоре после вступления в строй 7 из 8 кораблей проекта были модернизированы по проекту 658М с перевооружением на новый ракетный комлекс Р-21, способный стартовать из-под воды, а К-145 — на еще более мощный ракетный комплекс Р-29 с шестью ракетами. Позднее в связи с подписанием в 1977 году договора ОСВ-1, по котором с этих подводных лодок должно было быть снято ракетное оружие, часть из них были переделаны в подводные лодки связи пр. 658С и 658У. В целом корабли были близки по конструкции к торпедным атомным подводным лодкам проекта 627А.

  • К-19 (после второй модернизации КС-19) — заложен 17 октября 1958 г., спущен на воду 11 октября 1959 г., введен в строй 12 ноября 1960 г. Был дважды модернизирован: с 14 декабря 1961 г. по 15 октября 1963 г. по проекту 658М и с 22 ноября 1975 г. по 30 ноября 1979 г. по проекту 658С.
  • К-33 (К-54) — заложен 9 февраля 1959 г., спущен на воду 6 августа 1960 г., введен в строй 24 декабря 1960 г. Был дважды модернизирован: с 25 октября 1962 г. по 29 декабря 1964 г. по проекту 658М и с 9 марта 1978 г. по 30 июня 1983 г.
  • К-55 — заложен 5 августа 1959 г., спущен на воду 18 сентября 1960 г., введен в строй 27 декабря 1960 г. Был дважды модернизирован: с октября 1964—декабрь 1966 по проекту 658М и с октября 1981 г. по 25 апреля 1983 г. по проекту 658У.
  • К-40 — заложен 6 декабря 1959 г., спущен на воду 18 июня 1961 г., введен в строй 27 декабря 1961 г. Был модернизирован с 25 июня 1966 г. по 28 декабря 1967 г. по проекту 658М.
  • К-16 — заложен 5 мая 1960 г., спущен на воду 31 июля 1961 г., введен в строй 28 декабря 1961 г. Был модернизирован с 4 октября 1968 г. по 28 декабря 1970 г. по проекту 658М.
  • К-145 — заложен 21 января 1961 г., спущен на воду 30 мая 1962 г., введен в строй 31 октября 1962 г. Был модернизирован с декабря 1965 г. по август 1970 г. по проекту 701.
  • К-149 — заложен 12 апреля 1961 г., спущен на воду 20 июля 1962 г., введен в строй 27 октября 1962 г. Был дважды модернизирован: с ноября 1964 г. по декабрь 1965 г. по проекту 658М и с января 1984 г. по апрель 1987 г.
  • К-178 — заложен 11 сентября 1961 г., спущен на воду 1 апреля 1962 г., введен в строй 8 декабря 1962 г. Был дважды модернизирован: с 8 июня 1965 г. по декабрь 1967 г. по проекту 658М и 3 ноября 1982 г. по 31 декабря 1984 г. по проекту 658У.

В дальнейшем для размещения баллистических ракет в нашей стране стали строить гораздо более крупные атомные подводные крейсера проекта 667А «Навага».

Атомные подводные лодки проекта 627А

Вооруженные торпедами атомные подводные лодки, строившейся по улучшенному проекту первой советской атомной подводной лодки К-3 («Ленинский Комсомол»). Все 12 кораблей этого типа были введены в строй в рассматриваемый период:

Атомная подводная лодка К-5 проекта 627А
  • К-5 — заложена 13 августа 1956 года, спущена на воду 01 сентября 1958 года, введена в строй 27 декабря 1959 года.
  • К-8 — заложена 09 сентября 1957 года, спущена на воду 31 мая 1959 года, введена в строй 31 декабря 1959 года.
  • К-14 — заложена 02 сентября 1958 года, спущена на воду 16 августа 1959 года, введена в строй 30 декабря 1959 года.
  • К-52 — заложена 08 июля 1959 года, спущена на воду 28 августа 1960 года, введена в строй 10 декабря 1960 года.
  • К-21 — заложена 02 апреля 1960 года, спущена на воду 18 июня 1961 года, введена в строй 31 октября 1961 года.
  • К-11 — заложена 31 октября 1960 года, спущена на воду 01 сентября 1961 года, введена в строй 30 декабря 1961 года.
  • К-133 — заложена 03 июля 1961 года, спущена на воду 05 июля 1962 года, введена в строй 29 октября 1962 года.
  • К-181 — заложена 15 ноября 1961 года, спущена на воду 07 сентября 1962 года, введена в строй 27 декабря 1962 года.
  • К-115 — заложена 04 апреля 1962 года, спущена на воду 22 октября 1962 года, введена в строй 31 декабря 1962 года.
  • К-159 — заложена 15 августа 1962 года, спущена на воду 06 июня 1963 года, введена в строй 09 октября 1963 года.
  • К-42 — заложена 28 ноября 1962 года, спущена на воду 17 августа 1963 года, введена в строй 30 ноября 1963 года.
  • К-50 — заложена 14 марта 1962 года, спущена на воду 16 декабря 1963 года, введена в строй 18 июля 1964 года.

В дальнейшем вместо кораблей этого типа на отечественных верфях стали строить гораздо более совершенное следующее поколение атомных торпедных подводных лодок — охотники за подводными лодками проекта 671 «Ёрш».

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ

Вооруженная торпедами экспериментальная атомная подводная лодка, была создана специально для отработки новых материалов и технологий, хотя по внешнему виду была близка к подводным лодкам проектов 627 и 627А. Лодка была оснащена атомной силовой установкой с жидкометаллическим теплоносителем. Заложена 15 июня 1958 года, спущена на воду 1 апреля 1962 года, введена в строй 30 октября 1963 года.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 659

Атомная подводная лодка проекта 659

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами комплекса П-5 строились в Комсомольске-на-Амуре. Все 5 завершенных кораблей этого проекта были введены в строй в этот период:

  • K-45 — заложена 28 декабря 1958 года, спущена на воду 12 мая 1960 года, введена в строй 28 июня 1961 года.
  • К-59 — заложена 9 сентября 1958 года, спущена на воду 5 сентября 1960 года, введена в строй 16 декабря 1961 года.
  • К-66 — заложена 26 марта 1960 года, спущена на воду 30 июля 1961 года, введена в строй 28 декабря 1961 года.
  • К-122 — заложена 21 января 1961 года, спущена на воду 17 сентября 1961 года, введена в строй 6 июля 1962 года.
  • К-151 — заложена 21 апреля 1962 года, спущена на воду 30 сентября 1962 года, введена в строй 28 июля 1963 года.

Еще одна подводная ложка — К-30 — достроена не была. Все остальные подводные лодки позднее были перестроены в торпедные по проекту 659Т в связи со снятием с вооружения ракетного комплекса П-5, использование которого было возможно только в надводном положении.

Линии метрополитена

Киевский метрополитен

Метрополитен, первые проекты которого рассматривались еще с 1880-х, начали строить после войны и ввели в строй 6 ноября 1960 года в составе пяти станций одной линии, ныне носящей название Святошинско-Броварской. Метрополитен стал третьим открытым в СССР. Вскоре в 1963 году на этой же линии было введено еще две станции на участке «Вокзальная» — «Завод «Большевик» (ныне «Шулявская»).

Метрополитен расширялся и позднее.

Участок «Вокзальная» — «Завод «Большевик» Киевского метрополитена

Участок, являющийся продолжением единственной на тот момент линии недавно открытого Киевского метрополитена в западном направлении включал две новые станции «Политехнический институт» и «Завод Большевик» (ныне «Шулявская»). Открыт 5 ноября 1963 года.

Коммунальный мост в Красноярске, 2003

Крупнейшие мосты

Коммунальный мост через Енисей в Красноярске

Автодорожный мост общей длиной 2300 м и шириной 23,4 м на момент открытия осенью 1961 года был самым длинным автомобильным мостом в Азии. Фактически мост состоит из двух мостов 940 и 410 метров, соединённых специальной дамбой на острове Отдыха и снабжённых необходимыми подходами. Мост известен тем, что изображён на 10-рублёвой купюре образца 1997 года.

Тепловая энергетика

ТЭС «Пекин», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 400 МВт построена Технопромэкспортом в 1960 году. Всего на станции было шесть энергоблоков: три по 100 МВт, один 50 МВт и два по 25 МВт.[2]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.