Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 189: Строка 189:


=== Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве, Севастополь ===
=== Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве, Севастополь ===
Грандиозное фортификационное сооружение промышленного назначения, рассчитанное на противостояние любым обычным и не слишком крупным атомным бомбам было в глубокой тайне построено в пригороде Севастополя в 1957…1961 гг. Объект включал в себя подземный тоннель, в котором могли поместиться до 7 подводных лодок, имевших возможность выходить из него в подводном положении, а также подземный сухой док и ремонтные мастерские и т. д. Оба выхода из комплекса были хорошо замаскированы.[http://newsland.com/news/detail/id/501810/]
Грандиозное фортификационное сооружение промышленного назначения, рассчитанное на противостояние любым обычным и не слишком крупным атомным бомбам было в глубокой тайне построено в пригороде Севастополя в 1957…1961 гг. Объект включал в себя подземный тоннель, в котором могли поместиться до 7 подводных лодок, имевших возможность выходить из него в подводном положении, а также подземный сухой док, ремонтные цеха, арсенал и т. д. Оба выхода из комплекса были хорошо замаскированы.[http://newsland.com/news/detail/id/501810/]


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия от 22:51, 8 мая 2014

Н.С. Хрущев

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 6 февраля 1959 года по 13 октября 1964 года.

Границы периода обусловлены окончанием внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором был принят семилетний план развития народного хозяйства до 1966 г. и отстранением Хрущева от власти.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Космонавтика и ракетная техника

Один из стартовых комплексов «Ангары» на снимке американского спутника-шпиона, 1967

Объект «Ангара» (космодром «Плесецк»)

Первая отечественная база межконтинентальных баллистических ракет — объект «Ангара» (ныне космодром «Плесецк») — строилась с марта 1957 года в болотисто-лесистой местности под Архангельском. Как организационная единица объект начал существовать с 15 июля 1957 года. В период с 1957 по 1963 год на объекте было построено 15 пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет Р‑7/Р‑7А, Р‑16, Р‑16У и Р‑9А.[1] Первой на объекте 22 октября 1963 года была запущена ракета Р‑16У из шахтной пусковой установки.

Однако, из-за наличия на объекте целых четырёх пусковых установок для ракет семейства Р-7 (будущий «Союз») против двух на Байконуре, уже в 1963 году было принято решение о перепрофилировании объекта и к июню 1964 года он вошел в состав организованного на его базе для запуска спутников на приполярные орбиты и испытания ракетной техники 53-го Научно-исследовательского испытательного полигона МО СССР, более известного как космодром «Плесецк».

Крупнейшие корабли и суда

Атомный ледокол «Ленин», 2009

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол и первое в мире судно с атомной силовой установкой. Строился, прежде всего, для обслуживания Северного морского пути. Заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им. А.Марти (он же Новое Адмиралтейство, он же Адмиралтейский завод, ныне Адмиралтейские верфи) в Ленинграде, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Вошел в строй 3 декабря 1959 года.

С 1989 г. — корабль-музей в Мурманске. Позднее на основе опыта его строительства и эксплуатации был построен более мощный атомный ледокол «Арктика».

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Головной крейсер проекта 58 был первым в мире из крупных надводных кораблей вооружен эффективными противокорабельными ракетами (комплексом П-35). Проект ракетных крейсеров, замаскированных во флотских бумагах под эсминцы, судя по всему, обязан своим появлением существовавшему при Н. С. Хрущеве негласному запрету на строительство крупных военных кораблей, к которым относились и крейсера. Поэтому изначально крейсера проекта 58 классифицировались «корабли с реактивным вооружением» или как эсминцы, отчего, по-видимому и получил наименование «Грозный» — изначально не в честь города, а, по традиции, как прилагательное (для сравнения первоначальные названия последуюбщих крейсеров серии, позднее переименованных в процессе строительства звучали как «Стерегущий», «Доблестный» и «Сообразительный»), однако, в результате, его в дальнейшем не пришлось переименовывать, так как имелся и соответствующий город (второй крейсер серии, видимо, по аналогии одно время назывался «Владивосток»). Окончательно проект переклассифицирован как ракетный крейсер 4 ноября 1962 года после проведения показательных учений.

Головной корабль серии крейсер «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года, спущен на воду 26 марта 1961 года и введен в строй 30 декабря 1962 года. В дальнейшем было введено в строй еще три крейсера этого проекта.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 658

Атомная подводная лодка К-19

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами изначально были вооружены тремя ракетами комплекса Р-13. Однако вскоре после вступления в строй 7 из 8 кораблей проекта были модернизированы по проекту 658М с перевооружением на новый ракетный комлекс Р-21, способный стартовать из-под воды, а К-145 — на еще более мощный ракетный комплекс Р-29 с шестью ракетами. Позднее в связи с подписанием в 1977 году договора ОСВ-1, по котором с этих подводных лодок должно было быть снято ракетное оружие, часть из них были переделаны в подводные лодки связи пр. 658С и 658У. В целом корабли были близки по конструкции к торпедным атомным подводным лодкам проекта 627А.

  • К-19 (после второй модернизации КС-19) — заложен 17 октября 1958 г., спущен на воду 11 октября 1959 г., введен в строй 12 ноября 1960 г. Был дважды модернизирован: с 14 декабря 1961 г. по 15 октября 1963 г. по проекту 658М и с 22 ноября 1975 г. по 30 ноября 1979 г. по проекту 658С.
  • К-33 (К-54) — заложен 9 февраля 1959 г., спущен на воду 6 августа 1960 г., введен в строй 24 декабря 1960 г. Был дважды модернизирован: с 25 октября 1962 г. по 29 декабря 1964 г. по проекту 658М и с 9 марта 1978 г. по 30 июня 1983 г.
  • К-55 — заложен 5 августа 1959 г., спущен на воду 18 сентября 1960 г., введен в строй 27 декабря 1960 г. Был дважды модернизирован: с октября 1964—декабрь 1966 по проекту 658М и с октября 1981 г. по 25 апреля 1983 г. по проекту 658У.
  • К-40 — заложен 6 декабря 1959 г., спущен на воду 18 июня 1961 г., введен в строй 27 декабря 1961 г. Был модернизирован с 25 июня 1966 г. по 28 декабря 1967 г. по проекту 658М.
  • К-16 — заложен 5 мая 1960 г., спущен на воду 31 июля 1961 г., введен в строй 28 декабря 1961 г. Был модернизирован с 4 октября 1968 г. по 28 декабря 1970 г. по проекту 658М.
  • К-145 — заложен 21 января 1961 г., спущен на воду 30 мая 1962 г., введен в строй 31 октября 1962 г. Был модернизирован с декабря 1965 г. по август 1970 г. по проекту 701.
  • К-149 — заложен 12 апреля 1961 г., спущен на воду 20 июля 1962 г., введен в строй 27 октября 1962 г. Был дважды модернизирован: с ноября 1964 г. по декабрь 1965 г. по проекту 658М и с января 1984 г. по апрель 1987 г.
  • К-178 — заложен 11 сентября 1961 г., спущен на воду 1 апреля 1962 г., введен в строй 8 декабря 1962 г. Был дважды модернизирован: с 8 июня 1965 г. по декабрь 1967 г. по проекту 658М и 3 ноября 1982 г. по 31 декабря 1984 г. по проекту 658У.

В дальнейшем для размещения баллистических ракет в нашей стране стали строить гораздо более крупные атомные подводные крейсера проекта 667А «Навага».

Атомные подводные лодки проекта 627А

Вооруженные торпедами атомные подводные лодки, строившейся по улучшенному проекту первой советской атомной подводной лодки К-3 («Ленинский Комсомол»). Все 12 кораблей этого типа были введены в строй в рассматриваемый период:

Атомная подводная лодка К-5 проекта 627А
  • К-5 — заложена 13 августа 1956 года, спущена на воду 01 сентября 1958 года, введена в строй 27 декабря 1959 года.
  • К-8 — заложена 09 сентября 1957 года, спущена на воду 31 мая 1959 года, введена в строй 31 декабря 1959 года.
  • К-14 — заложена 02 сентября 1958 года, спущена на воду 16 августа 1959 года, введена в строй 30 декабря 1959 года.
  • К-52 — заложена 08 июля 1959 года, спущена на воду 28 августа 1960 года, введена в строй 10 декабря 1960 года.
  • К-21 — заложена 02 апреля 1960 года, спущена на воду 18 июня 1961 года, введена в строй 31 октября 1961 года.
  • К-11 — заложена 31 октября 1960 года, спущена на воду 01 сентября 1961 года, введена в строй 30 декабря 1961 года.
  • К-133 — заложена 03 июля 1961 года, спущена на воду 05 июля 1962 года, введена в строй 29 октября 1962 года.
  • К-181 — заложена 15 ноября 1961 года, спущена на воду 07 сентября 1962 года, введена в строй 27 декабря 1962 года.
  • К-115 — заложена 04 апреля 1962 года, спущена на воду 22 октября 1962 года, введена в строй 31 декабря 1962 года.
  • К-159 — заложена 15 августа 1962 года, спущена на воду 06 июня 1963 года, введена в строй 09 октября 1963 года.
  • К-42 — заложена 28 ноября 1962 года, спущена на воду 17 августа 1963 года, введена в строй 30 ноября 1963 года.
  • К-50 — заложена 14 марта 1962 года, спущена на воду 16 декабря 1963 года, введена в строй 18 июля 1964 года.

В дальнейшем вместо кораблей этого типа на отечественных верфях стали строить гораздо более совершенное следующее поколение атомных торпедных подводных лодок — охотники за подводными лодками проекта 671 «Ёрш».

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ

Вооруженная торпедами экспериментальная атомная подводная лодка, была создана специально для отработки новых материалов и технологий, хотя по внешнему виду была близка к подводным лодкам проектов 627 и 627А. Лодка была оснащена атомной силовой установкой с жидкометаллическим теплоносителем. Заложена 15 июня 1958 года, спущена на воду 1 апреля 1962 года, введена в строй 30 октября 1963 года.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 659

Атомная подводная лодка проекта 659

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами комплекса П-5 строились в Комсомольске-на-Амуре. Все 5 завершенных кораблей этого проекта были введены в строй в этот период:

  • K-45 — заложена 28 декабря 1958 года, спущена на воду 12 мая 1960 года, введена в строй 28 июня 1961 года.
  • К-59 — заложена 9 сентября 1958 года, спущена на воду 5 сентября 1960 года, введена в строй 16 декабря 1961 года.
  • К-66 — заложена 26 марта 1960 года, спущена на воду 30 июля 1961 года, введена в строй 28 декабря 1961 года.
  • К-122 — заложена 21 января 1961 года, спущена на воду 17 сентября 1961 года, введена в строй 6 июля 1962 года.
  • К-151 — заложена 21 апреля 1962 года, спущена на воду 30 сентября 1962 года, введена в строй 28 июля 1963 года.

Еще одна подводная ложка — К-30 — достроена не была. Все остальные подводные лодки позднее были перестроены в торпедные по проекту 659Т в связи со снятием с вооружения ракетного комплекса П-5, использование которого было возможно только в надводном положении.

Линии метрополитена

Киевский метрополитен

Метрополитен, первые проекты которого рассматривались еще с 1880-х, начали строить после войны и ввели в строй 6 ноября 1960 года в составе пяти станций одной линии, ныне носящей название Святошинско-Броварской. Метрополитен стал третьим открытым в СССР. Вскоре в 1963 году на этой же линии было введено еще две станции на участке «Вокзальная» — «Завод «Большевик» (ныне «Шулявская»).

Метрополитен расширялся и позднее.

Участок «Вокзальная» — «Завод «Большевик» Киевского метрополитена

Участок, являющийся продолжением единственной на тот момент линии недавно открытого Киевского метрополитена в западном направлении включал две новые станции «Политехнический институт» и «Завод Большевик» (ныне «Шулявская»). Открыт 5 ноября 1963 года.

Автомобильные дороги

Московская кольцевая автомобильная дорога - коренная реконструкция

Проектировавшаяся ещё до войны дорога в 1941 году была в авральном режиме за месяц построена в виде грунтовки с включением в неё столь же быстро реконструированных участков существующих дорог для использования в обороне Москвы. Коренная реконструкция МКАД с перестройкой её в современную по тем временам автотрассу началась в конце 1956 года. Первый перестроенный в бетоне с травяной полосой посередине и двумя полосами движения в каждую сторону участок от Ярославского до Симферопольского шоссе длиной 48 км был введён в строй 22 ноября 1960 года. Полностью реконструкция дороги была завершена 5 ноября 1962 года. Также на дороге имелись тридцать три двухуровневые развязки.

В 1990...1991 гг травяная полоса посередине дороги была заасфальтирована, а в 1995...1997 гг дорога подверглась новой коренной реконструкции.

Коммунальный мост в Красноярске, 2003

Крупнейшие мосты

Коммунальный мост через Енисей в Красноярске

Автодорожный мост общей длиной 2300 м и шириной 23,4 м на момент открытия осенью 1961 года был самым длинным автомобильным мостом в Азии. Фактически мост состоит из двух мостов 940 и 410 метров, соединённых специальной дамбой на острове Отдыха и снабжённых необходимыми подходами.

Мост известен тем, что изображён на 10-рублёвой купюре образца 1997 года.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 500кВ Сталинград — Москва

Магистральная линия электропередач, имевшая самое высокое на тот момент напряжение в стране, по сути являлась частью проекта Волжской (Сталинградской) ГЭС, часть энергии которой и передавала в центральный промышленный район страны. Первая (восточная) цепь этой линии была введена в строй в декабре 1959 года, а вторая (восточная - в 1961 году.[2]

Строительство Братской ГЭС, 1961

Гидроэнергетика

Братская ГЭС — гидрогенераторы № 15…18

Строительство крупнейшей в мире на тот момент гидроэлектростанции на реке Ангара в Иркутской области началось в 1954 году, а в 1961…1963 гг были введены в строй четыре гидроагрегата первой очереди (№ 15…18), работавшие при пониженном напоре воды. Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.

Из-за работы на нерасчётном напоре рабочие колёса гидроагрегатов первой очереди (№ 13…18), подверглись усиленному износу и в 2000-х были заменены новыми, позволившими за счёт улучшенных характеристик увеличить мощность каждого из агрегатов до 255 МВт.[3]

Иркутская ГЭС, 2011

Иркутская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Ангара, все восемь гидроагрегатов которой были введены в строй ранее, официально была принята в постоянную эксплуатацию только 24 октября 1959 года.

Гидроэлектростанция стала первой ГЭС Ангарского каскада и уже в это время снабжала электроэнергией строительство второй его электростанции — Братской ГЭС.

Жигулёвская (до 2004 — Волжская) ГЭС, 2005

Волжская ГЭС имени В. И. Ленина

Гидроэлектростанция на реке Волга неподалёку от Самары (тогда Куйбышева) общей мощностью 2357,5 МВт, строилась с 1950 года. В период строительства называлась также Куйбышевской ГЭС, а с 2004 года известна как Жигулёвская ГЭС.

Фактически гидроагрегаты ГЭС были введены в строй ранее, однако полностью станция была принята в эксплуатацию позднее в мае 1959 года.[4]

Волжская ГЭС, 2005

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС

Крупнейшая в Европе с момента своего строительства и на 2014 год гидроэлектростанция, в период строительства называвшаяся Сталинградской ГЭС, часть гидроагрегатов которой были введены в строй ранее, была полностью достроена 9 сентября 1961 года.[5] На тот момент ГЭС на реке Волга, расположенная неподалёку от Сталинграда, примерно тогда же переименованного в Волгоград, имела мощность 2,54 ГВт, позднее возросшую при модернизациях до 2592,5 МВт.

Фактически частью проекта строительства ГЭС стало создание высоковольтной линии 500кВ Сталинград — Москва, которая позднее была дополнена высоковольтной линией постоянного тока ±400кВ Волгоград — Донбасс.

Нижегородская (до 1991 — Горьковская) ГЭС, 2010

Горьковская ГЭС

Фактически введённая в строй ранее Горьковская (ныне Нижегородская ГЭС) на реке Волга к началу этого периода формально всё ещё находилась в процессе строительства и была модернизирована к 21 декабря 1959 года с увеличением мощности с 400 до 520 МВт. Официально электростанция была принята в постоянную эксплуатацию 29 ноября 1961 года. Также в [6]

Павловская ГЭС, 2010

Павловская ГЭС, Башкирская АССР

Гидроэлектростанция общей мощностью 166,4 МВт строилась на реке Уфе с 1950 по 1960 год.

Позднее в XXI веке оборудование ГЭС прошло модернизацию, в результате чего её мощность достигла 201,5 МВт.

Воткинская ГЭС — фактический ввод в строй

В это время в 1961…1963 гг были введены в строй все десять гидроагрегатов строившейся с 1957 года Воткинской ГЭС на реке Кама, а также наполнено до проектной отметки её водохранилище. Однако официально принята в эксплуатацию электростанция общей мощностью 1000 МВт была позднее.[7]

Атомная энергетика

Белоярская АЭС имени И. В. Курчатова

Вторая промышленная АЭС в стране и единственная на 2014 год в России АЭС с энергоблоками разных типов была введена в строй именно в это время. Электростанция, построенная в городе Заречный Свердловской области, изначально имела один реактор типа АМБ-100 мощностью 108 МВт, который строился с 1 июня 1958 года по 26 апреля 1964 года.

Электростанция продолжала развиваться и позднее, а её первый реактор после выработки ресурса был выведен из эксплуатации 15 января 1983 года.

2-й и 3-й реакторы Сибирской АЭС

В этот период на введённой в строй ранее с одним реактором АЭС, являвшейся частью Сибирского химического комбината, было построено ещё два реактора, предназначенных как для выработки электроэнергии и тепла, так и для наработки делящихся материалов[8][9]:

  • Реактор «АДЭ-3» - физически запущен 8 июля 1961 года. Позднее проработал до 1992 г.
  • Реактор «АДЭ-4» - физически запущен 17 февраля 1964 года. Позднее проработал до 2008 г.

При этом первый из этих реакторов относился к первой очереди станции, которая и была полностью введена в строй в это время, а второй был первым из двух реакторов второй очереди станции, которая была завершена позднее.

Тепловая энергетика

ТЭС «Пекин», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 400 МВт построена Технопромэкспортом в 1960 году. Всего на станции было шесть энергоблоков: три по 100 МВт, один 50 МВт и два по 25 МВт.[10]

Северская ТЭЦ, Томская обл.

Теплоэлектроцентраль закрытого города Северск являлась по сути частью Сибирского химического комбината. Её 15 турбоагрегатов и 18 котлов, работающих на кузнецком каменном угле поэтапно вводились в строй в 1953-1961 гг.[11] Общая электрическая мощность станции составляла около 400 МВт, а тепловая - около 1000 Гкал.[12]

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл. (развитие предприятия)

Вступивший в строй ранее химический комбинат по производству делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе в этот период активно развивался. На находящемся в отсутствовавшем на советских картах городе Северске предприятии в это время были введены в строй следующие объекты[13][14]:

  • Филиал Томского политехнического института в г. Северске - июнь 1959 г.
  • Два реактора Сибирской АЭС, являвшейся частью комбината - 8 июля 1961 г. и 17 февраля 1964 г. соответственно.
  • На Химико-металлургическом заводе получен первый комплект готовой продукции, 5 августа 1961 г.
  • Введена в эксплуатацию первая очередь Радиохимического завода.
  • Было завершено строительство Северской ТЭЦ.

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Горно-химический комбинат, закрытый г. Железногорск Красноярского края (окончание строительства)

Введённый в строй ранее грандиозный подземный комплекс по производству оружейного плутония в Железногорске (Красноярске-26) в это время был дополнен ещё двумя атомными реакторами — «АДЭ-1» и «АДЭ-2», которые были введены в строй в 1961 и 1964 гг соответственно. При этом последний из них с 1966 года стал применяться для отопления города.[15] Также 28 декабря 1963 года на комбинате введён в строй подземный радиохимический завод, приступивший к полноценной эксплуатации с 20 апреля 1964 года.[16][17][18]

Машиностроение

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве, Севастополь

Грандиозное фортификационное сооружение промышленного назначения, рассчитанное на противостояние любым обычным и не слишком крупным атомным бомбам было в глубокой тайне построено в пригороде Севастополя в 1957…1961 гг. Объект включал в себя подземный тоннель, в котором могли поместиться до 7 подводных лодок, имевших возможность выходить из него в подводном положении, а также подземный сухой док, ремонтные цеха, арсенал и т. д. Оба выхода из комплекса были хорошо замаскированы.[19]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.