Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Н. С. Хрущёв

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 6 февраля 1959 года по 13 октября 1964 года.

Границы периода обусловлены окончанием внеочередного XXI Съезда КПСС, на котором был принят семилетний план развития народного хозяйства до 1966 г. и отстранением Хрущёва от власти.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Государственный кремлёвский дворец (Кремлёвский дворец съездов) в наши дни

Кремлёвский дворец съездов

Осудив культ личности Сталина, Никита Хрущёв, тем не менее, активно взращивал культ Коммунистической партии. По-видимому, именно в рамках этой политики в кратчайший срок — за 16 месяцев 1960—1961 гг. в Московском кремле был построен грандиозный Кремлёвский дворец съездов, ныне известный как Государственный кремлёвский дворец.

Дворец был построен на месте снесённого по такому случаю старого здания Оружейной палаты, ранее перестроенного под казармы.

Космонавтика и ракетная техника

Один из стартовых комплексов «Ангары» на снимке американского спутника-шпиона, 1967

Объект «Ангара» (космодром «Плесецк»)

Первая отечественная база межконтинентальных баллистических ракет — объект «Ангара» (ныне космодром «Плесецк») — строилась с марта 1957 года в болотисто-лесистой местности под Архангельском. Как организационная единица объект начал существовать с 15 июля 1957 года. В период с 1957 по 1963 год на объекте было построено 15 пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет Р‑7/Р‑7А, Р‑16, Р‑16У и Р‑9А.[1] Первой на объекте 22 октября 1963 года была запущена ракета Р‑16У из шахтной пусковой установки.

Р-12

Однако, из-за наличия на объекте целых четырёх пусковых установок для ракет семейства Р-7 (будущий «Союз») против двух на Байконуре, уже в 1963 году было принято решение о перепрофилировании объекта и к июню 1964 года он вошёл в состав организованного на его базе для запуска спутников на приполярные орбиты и испытания ракетной техники 53-го Научно-исследовательского испытательного полигона МО СССР, более известного как космодром «Плесецк».

Баллистические ракеты средней дальности Р-12 и Р-12У

Прорывные для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[2] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[2] и новой системы управления.[3] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [4] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификация для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».

Первый полёт человека в космос — космический корабль «Восток»

В рамках уже начавшейся к этому времени космической гонки ключевым рубежом стал полёт человека в космос, для чего на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 был создан носитель «Восток», который должен был выводить на орбиту одноимённый космический корабль, отработка которого вместе с медицинскими аспектами полёта также стоила огромных усилий.

Первый полёт человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, стартовав с космодрома Байконур и приземлившись в Поволжье.

Р-14 на параде, 1977
Документальный фильм о пуске ракеты Р-14У с ядерным зарядом

Баллистические ракеты средней дальности Р-14 и Р-14У

Одноступенчатая ракета с увеличенной вдвое по сравнению с Р-12 дальностью разрабатывалась с середины 1950-х годов, а с 1959 года работы резко активизировались в связи с напряжённостью международной обстановки. Лётно-конструкторские испытания ракеты начались 6 июня 1960 года, а 24 апреля 1961 года ракета была принята на вооружение. Также в сентябре 1962 года был проведён успешный пуск ракеты с боевой ядерной головной частью по полигону на Новой Земле. В 1964 году был принят на вооружение ракетный комплекс с ракетой Р-14У, отличавшейся шахтным базированием в стартовом комплексе группового старта 8П765 «Чусовая».

Межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 и Р-16У

Ракета Р-16 радикально отличалась от своей предшественницы Р-7 гораздо более простой эксплуатацией из-за использования высококипящих компонентов топлива, помимо запускавшейся с наземного старта Р-16 был разработан также шахтный её вариант Р-16У. Принятие на вооружение состоялось в 1962 году.[5][6]

Крупнейшие корабли и суда

Атомный ледокол «Ленин», 2009

Атомный ледокол «Ленин»

Первый в мире атомный ледокол и первое в мире судно с атомной силовой установкой. Строился, прежде всего, для обслуживания Северного морского пути. Заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе им. А.Марти (он же Новое Адмиралтейство, он же Адмиралтейский завод, ныне Адмиралтейские верфи) в Ленинграде, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Вошёл в строй 3 декабря 1959 года.

С 1989 г. — корабль-музей в Мурманске. Позднее на основе опыта его строительства и эксплуатации был построен более мощный атомный ледокол «Арктика».

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

Головной крейсер проекта 58 был первым в мире из крупных надводных кораблей вооружён эффективными противокорабельными ракетами (комплексом П-35). Проект ракетных крейсеров, замаскированных во флотских бумагах под эсминцы, судя по всему, обязан своим появлением существовавшему при Н. С. Хрущёве негласному запрету на строительство крупных военных кораблей, к которым относились и крейсера. Поэтому изначально крейсера проекта 58 классифицировались «корабли с реактивным вооружением» или как эсминцы, отчего, по-видимому и получил наименование «Грозный» — изначально не в честь города, а, по традиции, как прилагательное (для сравнения первоначальные названия последующих крейсеров серии, позднее переименованных в процессе строительства звучали как «Стерегущий», «Доблестный» и «Сообразительный»), однако, в результате, его в дальнейшем не пришлось переименовывать, так как имелся и соответствующий город (второй крейсер серии, видимо, по аналогии одно время назывался «Владивосток»). Окончательно проект переклассифицирован как ракетный крейсер 4 ноября 1962 года после проведения показательных учений.

Головной корабль серии крейсер «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года, спущен на воду 26 марта 1961 года и введён в строй 30 декабря 1962 года. В дальнейшем было введено в строй еще три крейсера этого проекта.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 658

Атомная подводная лодка К-19

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами изначально были вооружены тремя ракетами комплекса Р-13. Однако вскоре после вступления в строй 7 из 8 кораблей проекта были модернизированы по проекту 658М с перевооружением на новый ракетный комплекс Р-21, способный стартовать из-под воды, а К-145 — на ещё более мощный ракетный комплекс Р-29 с шестью ракетами. Позднее в связи с подписанием в 1977 году договора ОСВ-1, по котором с этих подводных лодок должно было быть снято ракетное оружие, часть из них были переделаны в подводные лодки связи пр. 658С и 658У. В целом корабли были близки по конструкции к торпедным атомным подводным лодкам проекта 627А. Все восемь кораблей проекта были построены в это время на заводе «Севмаш» в Северодвинске[7]:

  • К-19 (после второй модернизации КС-19) — заложен 17 октября 1958 года, спущен на воду 11 октября 1959 года, введён в строй 12 ноября 1960 года. Был дважды модернизирован: с 14 декабря 1961 года по 15 октября 1963 года по проекту 658М и с 22 ноября 1975 года по 30 ноября 1979 года по проекту 658С.
  • К-33 (К-54) — заложен 9 февраля 1959 года, спущен на воду 6 августа 1960 года, введён в строй 24 декабря 1960 года. Был дважды модернизирован: с 25 октября 1962 года по 29 декабря 1964 года по проекту 658М и с 9 марта 1978 года по 30 июня 1983 года.
  • К-55 — заложен 5 августа 1959 года, спущен на воду 18 сентября 1960 года, введён в строй 27 декабря 1960 года. Был дважды модернизирован: с октября 1964 по декабрь 1966 года по проекту 658М и с октября 1981 года по 25 апреля 1983 года по проекту 658У.
  • К-40 — заложен 6 декабря 1959 года, спущен на воду 18 июня 1961 года, введён в строй 27 декабря 1961 года. Был модернизирован с 25 июня 1966 года по 28 декабря 1967 года по проекту 658М.
  • К-16 — заложен 5 мая 1960 года, спущен на воду 31 июля 1961 года, введён в строй 28 декабря 1961 года. Был модернизирован с 4 октября 1968 года по 28 декабря 1970 года по проекту 658М.
  • К-145 — заложен 21 января 1961 года, спущен на воду 30 мая 1962 года, введён в строй 31 октября 1962 года. Был модернизирован с декабря 1965 года по август 1970 года по проекту 701.
  • К-149 — заложен 12 апреля 1961 года, спущен на воду 20 июля 1962 года, введён в строй 27 октября 1962 года. Был дважды модернизирован: с ноября 1964 года по декабрь 1965 года по проекту 658М и с января 1984 года по апрель 1987 года.
  • К-178 — заложен 11 сентября 1961 года, спущен на воду 1 апреля 1962 года, введён в строй 8 декабря 1962 года. Был дважды модернизирован: с 8 июня 1965 года по декабрь 1967 года по проекту 658М и 3 ноября 1982 года по 31 декабря 1984 года по проекту 658У.

В дальнейшем для размещения баллистических ракет в нашей стране стали строить гораздо более крупные атомные подводные крейсера проекта 667А «Навага».

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645

Вооружённая торпедами экспериментальная атомная подводная лодка, была создана специально для отработки новых материалов и технологий, хотя по внешнему виду была близка к подводным лодкам проектов 627 и 627А. Лодка была оснащена атомной силовой установкой с жидкометаллическим теплоносителем. Заложена 15 июня 1958 года, спущена на воду 1 апреля 1962 года, введена в строй 30 октября 1963 года.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 675

Более совершенные, по сравнению с аналогичными субмаринами проекта 659, подводные лодки несли не только больше крылатых ракет, но и могли быть вооружены, помимо модифицированных ракет П-5, предназначенных для поражения объектов на побережье, также противокорабельными ракетами П-6, что резко увеличило возможности советского флота по борьбе с авианосными соединениями. В этот период были введены в эксплуатацию первые восемь кораблей проекта[8]:

Атомная подводная лодка проекта 675
  • К-166 (с 1978 года К-71) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 30 мая 1961 года, спущен на воду 6 сентября 1962 года, введён в строй 31 октября 1963 года.
  • К-104 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 11 января 1962 года, спущен на воду 16 июня 1963 года, введён в строй 16 декабря 1963 года. В 1981 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-170 (с 1978 года К-86, с 1985 года КС-86) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 16 мая 1962 года, спущен на воду 4 августа 1963 года, введён в строй 26 декабря 1963 года. В 1980 году модернизирован по проекту 675Н.
  • К-175 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 17 марта 1962 года, спущен на воду 30 сентября 1962 года, введён в строй 30 декабря 1963 года. В 1977 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-184 — заложен на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 2 февраля 1963 года, спущен на воду 25 августа 1963 года, введён в строй 31 марта 1964 года. В 1978 году модернизирован по проекту 675МК.
  • К-172 (с 1978 года К-192) — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 8 августа 1962 года, спущен на воду 25 декабря 1963 года, введён в строй 30 июля 1964 года.
  • К-47 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 7 августа 1962 года, спущен на воду 10 февраля 1964 года, введён в строй 31 августа 1964 года. В 1972 году модернизирован по проекту 675К.
  • К-1 — заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 11 января 1963 года, спущен на воду 30 апреля 1964 года, введён в строй 30 сентября 1964 года. В 1985 году модернизирован по проекту 675МКВ.

Ещё 21 корабль этого проекта был построен позднее.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 659

Атомная подводная лодка проекта 659

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами комплекса П-5 строились в Комсомольске-на-Амуре. Все 5 завершённых кораблей этого проекта были введены в строй в этот период:

  • K-45 — заложена 28 декабря 1958 года, спущена на воду 12 мая 1960 года, введена в строй 28 июня 1961 года.
  • К-59 — заложена 9 сентября 1958 года, спущена на воду 5 сентября 1960 года, введена в строй 16 декабря 1961 года.
  • К-66 — заложена 26 марта 1960 года, спущена на воду 30 июля 1961 года, введена в строй 28 декабря 1961 года.
  • К-122 — заложена 21 января 1961 года, спущена на воду 17 сентября 1961 года, введена в строй 6 июля 1962 года.
  • К-151 — заложена 21 апреля 1962 года, спущена на воду 30 сентября 1962 года, введена в строй 28 июля 1963 года.

Ещё одна подводная лодка — К-30 — достроена не была. Все остальные подводные лодки позднее были перестроены в торпедные по проекту 659Т в связи со снятием с вооружения ракетного комплекса П-5, использование которого было возможно только в надводном положении. Дальнейшим развитием этого направления в отечественном флоте стали атомные подводные лодки проекта 675.

Атомные подводные лодки проекта 627А

Вооружённые торпедами атомные подводные лодки, строившейся по улучшенному проекту первой советской атомной подводной лодки К-3 («Ленинский Комсомол»). Все 12 кораблей этого типа были введены в строй в рассматриваемый период:

Атомная подводная лодка К-5 проекта 627А
  • К-5 — заложен 13 августа 1956 года, спущен на воду 01 сентября 1958 года, введён в строй 27 декабря 1959 года.
  • К-8 — заложен 09 сентября 1957 года, спущен на воду 31 мая 1959 года, введён в строй 31 декабря 1959 года.
  • К-14 — заложен 02 сентября 1958 года, спущен на воду 16 августа 1959 года, введён в строй 30 декабря 1959 года.
  • К-52 — заложен 08 июля 1959 года, спущен на воду 28 августа 1960 года, введён в строй 10 декабря 1960 года.
  • К-21 — заложен 02 апреля 1960 года, спущен на воду 18 июня 1961 года, введён в строй 31 октября 1961 года.
  • К-11 — заложен 31 октября 1960 года, спущен на воду 01 сентября 1961 года, введён в строй 30 декабря 1961 года.
  • К-133 — заложен 03 июля 1961 года, спущен на воду 05 июля 1962 года, введён в строй 29 октября 1962 года.
  • К-181 — заложен 15 ноября 1961 года, спущен на воду 07 сентября 1962 года, введён в строй 27 декабря 1962 года.
  • К-115 — заложен 04 апреля 1962 года, спущен на воду 22 октября 1962 года, введён в строй 31 декабря 1962 года.
  • К-159 — заложен 15 августа 1962 года, спущен на воду 06 июня 1963 года, введён в строй 09 октября 1963 года.
  • К-42 — заложен 28 ноября 1962 года, спущен на воду 17 августа 1963 года, введён в строй 30 ноября 1963 года.
  • К-50 — заложен 14 марта 1962 года, спущен на воду 16 декабря 1963 года, введён в строй 18 июля 1964 года.

В дальнейшем вместо кораблей этого типа на отечественных верфях стали строить гораздо более совершенное следующее поколение атомных торпедных подводных лодок — охотники за подводными лодками проекта 671 «Ёрш».

Подводная лодка проекта 651, 1988

Дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами К-156 проекта 651

Головная подводная лодка проекта 651, вооружённая четырьмя крылатыми ракетами П-5 или П-6, была заложена на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе 16 ноября 1960 года, спущена на воду 31 июля 1962 года и введена в строй 10 декабря 1963 года. С 25 июля 1977 года переименована в Б-156.

Позднее были построены ещё 15 подводных лодок этого проекта.

Дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами К-142 проекта 629Б

Опытно-боевая подводная лодка, построенная на основе проекта 629, была с размещением на ней для испытаний двух новых ракет Р-21 с подводным стартом, что открыло в дальнейшем путь к перевооружению многочисленных подводных лодок проектов 629 и 658 на этот ракетный комплекс. К-142 (с 25 июля 1977 года Б-142) была заложена 20 января 1961 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущена на воду 17 сентября 1961 года и введена в строй 28 декабря 1961 года. К 30 сентября 1967 года модернизирован по проекту 629А, с вооружением уже тремя ракетами Р-21.

Дизель-электрические подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 629

Первыми отечественными подводными лодками специальной постройки с баллистическими ракетами стали дизель-электрические субмарины проекта 629. В целом близкие по конструкции к более мелким торпедным подводным лодкам проекта 641, эти субмарины получились значительно более крупными и дорогими из-за размещения у них на борту трёх шахт с баллистическими ракетами Р-13 дальностью 600 км с надводным запуском, в результате чего, по-видимому достигли размеров крупного проекта. Позднее, в конце 1960-х — начале 1970-х, большинство из них было модифицированы по проекту 629А с перевооружением на ракеты Р-21 с подводным запуском. Все 23 корабля этого типа были построены в это время[9]:

Подводная лодка К-129 (бывшая Б-103) вскоре после модернизации по проекту 629А, 1968
  • Б-41 (с 16 июня 1960 года К-79, с 25 июля 1977 года Б-79) — заложен 17 февраля 1958 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 июня 1959 года, введён в строй 25 (по другим данным 30) ноября 1959 года. К 30 декабря 1968 года модернизирован по проекту 629А.
  • Б-42 (с 16 июня 1960 года К-83, с 25 июля 1977 года Б-83, с 3 августа 1979 года БС-83) — заложен 26 апреля 1958 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 июля 1959 года, введён в строй 29 ноября 1959 года. К 30 июня 1979 года модернизирован по проекту 629Р.
  • Б-40 (с 16 июня 1960 года К-72, с 25 июля 1977 года Б-372) — заложен 16 декабря 1957 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 12 апреля 1959 года, введён в строй 31 ноября 1959 года. К 25 декабря 1972 года модернизирован по проекту 629А.
  • Б-121 (с 16 июня 1960 года К-102, с 25 июля 1977 года Б-102) — заложен 5 мая 1958 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 19 сентября 1959 года, введён в строй 25 декабря 1959 года. К 9 декабря 1970 года модернизирован по проекту 605.
  • Б-92 (с 16 июня 1960 года К-96, с 25 июля 1977 года Б-96) — заложен 14 октября 1957 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 16 сентября 1958 года, введён в строй 29 декабря 1959 года. К 19 декабря 1969 года модернизирован по проекту 629А.
  • Б-93 (с 16 июня 1960 года К-126, с 25 июля 1977 года Б-126) — заложен 5 октября 1957 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 16 августа 1958 года, введён в строй 31 декабря 1959 года. К 25 января 1969 года модернизирован по проекту 629А.
  • Б-103 (с 16 июня 1960 года К-129) — заложен 15 марта 1958 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 6 (по другим данным 16) мая 1959 года, введён в строй 31 декабря 1959 года. К 30 мая 1967 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-107 (до 16 июня 1960 года Б-125, с 25 июля 1977 года Б-107, с 3 августа 1978 года БС-107) — заложен 12 (по другим данным 17) ноября 1958 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 апреля 1960 года, введён в строй 17 (по другим данным 14) августа 1960 года. К 30 декабря 1977 года модернизирован по проекту 629Р.
  • К-88 (до 16 июня 1960 года Б-45, с 25 июля 1977 года Б-183) — заложен 20 ноября 1958 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 4 июня 1960 года, введён в строй 15 сентября 1960 года. К 28 декабря 1966 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-136 (до 16 июня 1960 года Б-109, с 25 июля 1977 года Б-136, с 3 августа 1978 года БС-136) — заложен 19 июля 1958 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 10 сентября 1959 года, введён в строй 12 октября 1960 года. К 20 декабря 1969 года модернизирован.
  • К-61 (до 16 июня 1960 года Б-29, с 25 июля 1977 года Б-167, с 3 августа 1978 года БС-167) — заложен 20 мая 1959 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 27 августа 1960 года, введён в строй 26 ноября 1960 года. К 30 декабря 1976 года модернизирован по проекту 629Р.
  • К-113 (до 16 июня 1960 года Б-156, с 25 июля 1977 года Б-113, с 3 августа 1978 года БС-113, с 30 марта 1978 года РЗС-97, с 28 апреля 1992 года ПЗС-65) — заложен 10 июля 1959 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 17 сентября 1960 года, введён в строй 30 ноября 1960 года. В 1970-х модернизирован по проекту 629Н.
  • К-118 (до 16 июня 1960 года Б-149, с 25 июля 1977 года Б-118, с 27 февраля 1987 года РЗС-439) — заложен 22 октября 1959 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 29 сентября 1960 года, введён в строй 10 декабря 1960 года. К 28 декабря 1977 года модернизирован по проекту 601.
  • К-36 (до 16 июня 1960 года Б-26, с 25 июля 1977 года Б-106) — заложен 18 марта 1960 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 мая 1961 года, введён в строй 31 августа 1961 года. К 3 декабря 1967 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-91 (до 16 июня 1960 года Б-48, с 25 июля 1977 года Б-911) — заложен 9 августа 1960 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 27 мая 1961 года, введён в строй 23 сентября 1961 года. К 30 ноября 1967 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-93 (с 25 июля 1977 года Б-93) — заложен 10 октября 1960 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 18 июля 1961 года, введён в строй 16 ноября 1961 года. К 31 декабря 1971 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-110 (с 25 июля 1977 года Б-110, с 3 августа 1978 года БС-110) — заложен 1 декабря 1960 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 25 августа 1961 года, введён в строй 28 ноября 1961 года. К 21 октября 1968 года модернизирован.
  • К-139 (до 16 июня 1960 года Б-113, с 25 июля 1977 года Б-139) — заложен 29 ноября 1958 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 12 мая 1960 года, введён в строй 12 декабря 1961 года. К 30 декабря 1970 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-153 (с 25 июля 1977 года Б-153, с 3 августа 1978 года БС-153) — заложен 7 декабря 1960 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 27 сентября 1961 года, введён в строй 15 декабря 1961 года. К 1978 году модернизирован по проекту 619.
  • К-75 (до 16 июня 1960 года Б-46, с 25 июля 1977 года Б-575) — заложен 11 апреля 1959 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 7 мая 1961 года, введён в строй 16 декабря 1961 года. К 20 декабря 1971 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-99 (до 16 июня 1960 года Б-51, с 25 июля 1977 года Б-99) — заложен 31 (по другим данным 13) октября 1959 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 20 августа 1961 года, введён в строй 27 января 1962 года. К 5 ноября 1967 года модернизирован по проекту 629А.
  • К-163 (до 16 июня 1960 года Б-163) — заложен 26 ноября 1960 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 7 июля 1962 года, введён в строй 19 декабря 1962 года. К 30 декабря 1972 года модернизирован по проекту 629А.
  • № 208 — заложен для ВМФ Китайской Народной Республики в 1960 году на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду в 1961 году, введён в строй в 1962 году.

Железные дороги

1959

Линия Сталинск (Новокузнецк) — Абакан

Линия, соединяющая Кузбасс с железорудными месторождениями Хакасии через хребет Кузнецкий Алатау и являвшаяся частью будущей Южно-Сибирской линии. Дорога строилась с весны 1949 года[10], введена в строй 1 декабря 1959 года.[11] Протяжённость основной линии составляет 388 км[12], а строившейся вместе с ней с 1950 года ветки Аскиз — Абаза, идущей к крупному железорудному месторождению[13], — 71 км[14].

1960

Линия Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги

Решение о строительстве железной дороги в низовья Аму-Дарьи вдоль реки было принято 10 марта 1947 года[15]. Строительство было выполнено в три очереди, хотя в качестве даты окончания строительства указываются в различных источниках 1955, 1957 и 1960 год:

Позднее линия была продолжена на северо-запад до Бейнеу.

1961

Линия Магнитогорск — Белорецк Южно-Уральской железной дороги

Линия длиной 98 км, проходившая в значительной части по горной местности, строилась с 1956 года и была введена в строй в 1961 году.[17]

Позднее линия была продолжена через горы в сторону Уфы до Карламана.

1962

1963

Электрификация участка Владивосток — Уссурийск Дальневосточной железной дороги

Самый дальний участок Транссиба Владивосток — Уссурийск был электрифицирован на переменном токе с напряжением 25 кВ в 1962—1963 годах: в 1962 году был введён в строй 47-километровый участок электрификации от Владивостока до Надеждинской, а в 1963 году — участок от Надеждинской до Уссурийска длиной 81 км. Проект фактически являлся частью вялотекущего проекта электрификации Транссибирской магистрали.[18]

1964

Автомобильные дороги

Московская кольцевая автомобильная дорога — коренная реконструкция

Проектировавшаяся ещё до войны дорога в 1941 году была в авральном режиме за месяц построена в виде грунтовки с включением в неё столь же быстро реконструированных участков существующих дорог для использования в обороне Москвы. Коренная реконструкция МКАД с перестройкой её в современную по тем временам автотрассу началась в конце 1956 года. Первый перестроенный в бетоне с травяной полосой посередине и двумя полосами движения в каждую сторону участок от Ярославского до Симферопольского шоссе длиной 48 км был введён в строй 22 ноября 1960 года. Полностью реконструкция дороги была завершена 5 ноября 1962 года. Также на дороге имелись тридцать три двухуровневые развязки.

В 1990…1991 гг. травяная полоса посередине дороги была заасфальтирована, а в 1995…1997 гг. дорога подверглась новой коренной реконструкции.

Коренная реконструкция дороги Москва — Горький

В 1954—1964 годах была выполнена коренная реконструкция последний раз перестроенной перед войной дороги Москва — Горький (ныне Нижний Новгород). Вместо пропитанного битумом щебня на дороге было уложено цементобетонное покрытие толщиной 20-22 см. Трасса была частично спрямлена, также был улучшен её продольный профиль. На всём протяжении дороги длиной более 400 км были перестроены мосты и водопропускные трубы. Построены транспортные развязки и здания дорожной службы. В качестве новых участков построены обходы городов Ногинска, Владимира и Вязников. Участки при подъезде к Москве и Горькому, отличавшиеся наибольшей интенсивностью движения, были перестроены под четырёхполосное движение с двумя проезжими частями по 7 м, с разделительной полосой 4 м, и обочинами по 2,5 м. На прочих участках ширина проезжей части был оставлена равной 7 м с обочинами по 2,5 м.

Последующее улучшение дороги было проведено уже на рубеже XX и XXI веков.

Коренная реконструкция дороги Владимир — Иваново

В 1958—1961 годах дорога длиной около 100 км была практически полностью перестроена. Булыжную мостовую шириной 4,5 метра заменили асфальтобетонным покрытием шириной 7 метров. Также на всём протяжении дороги деревянные мосты были заменены железобетонными.[19]

Станция Днепр Киевского метро
Станция Университет Киевского метро

Линии метрополитена

Киевский метрополитен

Метрополитен, первые проекты которого рассматривались ещё с 1880-х, начали строить после войны и ввели в строй 6 ноября 1960 года. Метрополитен стал третьим, открытым в СССР. Всего же в этот период было введено в строй два крупных проекта:

  • Пусковой комплекс Киевского метрополитена — участок Вокзальная — Днепр в составе пяти станций одной линии, ныне носящей название Святошинско-Броварской, открыт 6 ноября 1960 года. Гораздо позже, 6 ноября 1987 года, на этом участке была открыта ещё одна станция — «Ленинская» (ныне «Театральная»).
  • Участок Вокзальная — Завод «Большевик» Святошинско-Броварской линии — Участок, являющийся продолжением единственной на тот момент линии в западном направлении включал две новые станции «Политехнический институт» и «Завод Большевик» (ныне «Шулявская»). Открыт 5 ноября 1963 года.

Метрополитен расширялся и позднее.

Станция Электросила Петербургского метро

Московско-Петроградская линия Ленинградского метрополитена

Вторая линия недавно открытого Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) метрополитена, в настоящее время более известная как «Линия 2» была открыта в это время в виде двух пусковых участков:

  • Участок Парк Победы — Технологический институт — первый пусковой участок линии с пятью станциями имел протяжённость 6,5 км и был открыт 29 апреля 1961 года.
  • Участок Технологический институт — Петроградская — второй пусковой участок линии с четырьмя станциями имел протяжённость 5,9 км и был открыт 1 июля 1963 года.

Ленинградский метрополитен активно развивался и позднее.

Станция Фили Филёвской линии Московского метро

Строительство Московского метрополитена

Станция Профсоюзная Калужско-Рижской линии Московского метро, 2009

В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене, где по указаниям Хрущёва перешли к строительству в массе своей типовых станций, отличающихся только отделкой, были завершены следующие крупные проекты:

  • Филёвская линия — линия, открытая ранее на базе ранее временно неиспользовавшихся станций от станции «Калининская» (первоначально «Улица Коминтерна», ныне «Александровский Сад») до станции «Киевская» и двух вновь построенных станций в это время была удлинена со стороны «Кутузовской» ещё четырьмя новыми наземными станциями и, таким образом, однозначно достигла размеров крупного проекта. Станция «Фили» была открыта 7 ноября 1959 года, а ещё три станции до «Пионерской» включительно — 13 октября 1961 года.
  • Калужский радиус — второй участок будущей Калужско-Рижской линии с пятью новыми станциями от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черёмушки» (без почти достроенной, но открытой гораздо позднее на этом участке «Шаболовской») был введён в строй 13 октября 1962 года. Немного позднее, 15 апреля 1964 года в электродепо «Калужское» была открыта временная надземная станция «Калужская».
  • Участок «Измайловская» — «Щёлковская» Арбатско-Покровской линии — участок с тремя новыми станциями вводился в строй в два этапа. Сначала 21 октября 1961 года был открыт участок от станции «Измайловская» (ранее «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», позднее «Измайловский парк», ныне «Партизанская») до новой подземной станции «Первомайская» с промежуточной наземной станцией «Измайловский парк» (ныне «Измайловская»). При этом временная станция «Первомайская» в электродепо «Измайлово» была закрыта. А немного позднее, 22 июля 1963 года, была открыта станция метро «Щёлковская».
  • Участок «Университет» — «Юго-Западная» Сокольнической линии — участок с двумя новыми подземными станциями был открыт 30 декабря 1963 года.

Московский метрополитен развивался и позднее.

Коммунальный мост в Красноярске, 2003

Крупнейшие мосты

Коммунальный мост через Енисей в Красноярске

Автодорожный мост общей длиной 2300 м и шириной 23,4 м на момент открытия осенью 1961 года был самым длинным автомобильным мостом в Азии. Фактически мост состоит из двух мостов 940 и 410 метров, соединённых специальной дамбой на острове Отдыха и снабжённых необходимыми подходами.

Мост известен тем, что изображён на 10-рублёвой купюре образца 1997 года.

Аэропорты и аэродромы

Здание аэровокзала и более поздняя диспетчерская вышка «Шереметьево-1», 2010
Неформальный символ «Шереметьево-1» — здание, известное как «рюмка», 2005

Аэровокзальный комплекс аэропорта Шереметьево (Шереметьево-1), Московская область

Международный аэропорт Шереметьево, созданный в 1959 году на основе бывшего Центрального аэродрома Военно-воздушных сил «Шереметьевский» изначально не имел специальных зданий для обслуживания пассажиров, приготовления питания и т. п., поэтому первое время его работы пассажиров обслуживали в небольшом здании Центрального пункта управления аэродрома.

Первый относительно небольшой аэровокзальный комплекс, представлявший собой двухэтажное кирпичное здание с площадью застройки 1820 м² и хорошей отделкой, был открыт 2 июня 1960 года. Позднее, с вводом в строй в 1964 году аэровокзального комплекса, известного как Шереметьево-1 или Терминал B, терминал 1960 года стали использовать для обслуживания внутренних авиалиний, а новый, более крупный — международных.

Открытый 3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 (Терминал B) являлся очень крупным комплексом зданий. Строительный объём терминала, рассчитанного на обслуживание 880 пассажиров в час, превысил 100 тыс. м³. При этом сами здания комплекса были выполнены по самым передовым в то время тенденциям архитектуры.[20]

Аэропорт и позднее неоднократно расширялся и модернизировался.

Аэропорт Домодедово, Московская область — фактический ввод в строй

Аэропорт с полосой длиной 3500 м, предназначенный для дальне- и, отчасти, среднемагистральных внутренних рейсов строился под Москвой с середины 1950-х гг изначально как «Москва II» и начал эксплуатироваться ещё до полного завершения строительства с 25 марта 1964 года.[21]

Официально открыт аэропорт был уже позднее.

Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово), Камчатская область

Главный аэропорт Камчатки, одновременно являющийся военным аэродромом, с развитием реактивной авиации к этому периоду был радикально модернизирован. В 1957 году была введена в эксплуатацию крупная по тем временам взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием, что позволило с 1958 года начать прямые рейсы в Москву[22], а в 1959 году одновременно строились вскоре завершённые рулёжная дорожка, перрон, здание аэровокзала, гостиница, котельная, коммерческий склад и дом для персонала.[23]

Позднее аэропорт неоднократно подвергался существенным реконструкциям.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 500кВ Сталинград — Москва

Магистральная линия электропередач, имевшая самое высокое на тот момент напряжение в стране, по сути являлась частью проекта Волжской (Сталинградской) ГЭС, часть энергии которой и передавала в центральный промышленный район страны. Первая (восточная) цепь этой линии была введена в строй в декабре 1959 года, а вторая (восточная — в 1961 году.[24]

Строительство Братской ГЭС, 1961

Гидроэнергетика

Братская ГЭС — гидрогенераторы № 15…18

Строительство крупнейшей в мире на тот момент гидроэлектростанции на реке Ангара в Иркутской области началось в 1954 году, а в 1961…1963 гг. были введены в строй четыре гидроагрегата первой очереди (№ 15…18), работавшие при пониженном напоре воды. Полностью строительство ГЭС было завершено позднее.

Из-за работы на нерасчётном напоре рабочие колёса гидроагрегатов первой очереди (№ 13…18), подверглись усиленному износу и в 2000-х были заменены новыми, позволившими за счёт улучшенных характеристик увеличить мощность каждого из агрегатов до 255 МВт.[25]

Иркутская ГЭС, 2011

Иркутская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Ангара, все восемь гидроагрегатов которой были введены в строй ранее, официально была принята в постоянную эксплуатацию только 24 октября 1959 года.

Гидроэлектростанция стала первой ГЭС Ангарского каскада и уже в это время снабжала электроэнергией строительство второй его электростанции — Братской ГЭС.

Иркутская ГЭС стала первой крупной гидроэлектростанцией в Сибири, а её водохранилище фактически включило в свой состав озеро Байкал, подняв его уровень на 1 метр. [26]

Жигулёвская (до 2004 — Волжская) ГЭС, 2005

Волжская ГЭС имени В. И. Ленина

Гидроэлектростанция на реке Волга неподалёку от Самары (тогда Куйбышева) общей мощностью 2357,5 МВт, строилась с 1950 года. В период строительства называлась также Куйбышевской ГЭС, а с 2004 года известна как Жигулёвская ГЭС.

Фактически гидроагрегаты ГЭС были введены в строй ранее, однако полностью станция была принята в эксплуатацию позднее в мае 1959 года.[27]

Волжская ГЭС, 2005

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС

Крупнейшая в Европе с момента своего строительства и на 2014 год гидроэлектростанция, в период строительства называвшаяся Сталинградской ГЭС, часть гидроагрегатов которой были введены в строй ранее, была полностью достроена 9 сентября 1961 года.[28] На тот момент ГЭС на реке Волга, расположенная неподалёку от Сталинграда, примерно тогда же переименованного в Волгоград, имела мощность 2,54 ГВт, позднее возросшую при модернизациях до 2592,5 МВт.

Фактически частью проекта строительства ГЭС стало создание высоковольтной линии 500кВ Сталинград — Москва, которая позднее была дополнена высоковольтной линией постоянного тока ±400кВ Волгоград — Донбасс.

Нижегородская (до 1991 — Горьковская) ГЭС, 2010

Горьковская ГЭС

Фактически введённая в строй ранее Горьковская (ныне Нижегородская ГЭС) на реке Волга к началу этого периода формально всё ещё находилась в процессе строительства и была модернизирована к 21 декабря 1959 года с увеличением мощности с 400 до 520 МВт. Официально электростанция была принята в постоянную эксплуатацию 29 ноября 1961 года. Также в [29]

Павловская ГЭС, 2010

Павловская ГЭС, Башкирская АССР

Гидроэлектростанция общей мощностью 166,4 МВт строилась на реке Уфе с 1950 по 1960 год.

Позднее в XXI веке оборудование ГЭС прошло модернизацию, в результате чего её мощность достигла 201,5 МВт.

Воткинская ГЭС — фактический ввод в строй

В это время в 1961…1963 гг. были введены в строй все десять гидроагрегатов строившейся с 1957 года Воткинской ГЭС на реке Кама, а также наполнено до проектной отметки её водохранилище. Однако официально принята в эксплуатацию электростанция общей мощностью 1000 МВт была позднее.[30]

Новосибирская ГЭС, 2012

Новосибирская ГЭС

Единственная гидроэлектростанция на реке Обь строилась в Новосибирске с 1950 года, часть гидроагрегатов которой были подключены к сети ранее, фактически была введена в строй 31 марта 1959 года, когда были запущены последние два — шестой и седьмой — гидроагрегаты, после чего её мощность достигла проектного значения в 455 МВт. Полностью ГЭС была завершена с приёмом в постоянную промышленную эксплуатацию 12 августа 1961 года.[31]

Кременчугская ГЭС — электрораспределительные устройства, 2011

Кременчугская ГЭС

В этот период начиная с 5 декабря 1959 года до конца 1960 года были введены в строй все двенадцать гидроагрегатов Кременчугской ГЭС, строившейся с 1954 года на реке Днепр в Украинской ССР. Общая мощность станции составила 625 МВт.

Княжегубская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 128 МВт на реке Ковда в Меурманской области фактически введённая в строй ранее в этот период в июле 1959 года была полностью завершена и передана в постоянную эксплуатацию. Позднее в результате модернизации мощность ГЭС была увеличена до 152 МВт.[32]

Мамаканская ГЭС — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция мощностью 100,2 МВт, расположенная в глухой тайге недалеко от города Бодайбо на севере Иркутской области строилась с осени 1957 года. Первый гидроагрегат был запущен 22 декабря 1961 года, а до конца 1962 года вступили в строй и остальные три гидроагрегата и она фактически вступила в строй. В 1963 году строительство станции было в целом завершено, однако полностью завершён проект был только позднее.

Каскад Ковдинских ГЭС — фактический ввод в строй

В 1960…1963 гг были введены в строй все гидроагрегаты на обеих гидроэлектростанциях строившегося с 1958 года каскада на реке Ковда в Мурманской области. Кроме того первая гидроэлектростанция каскада — Кумская ГЭС мощностью 80 МВт была в 1963 году принята в промышленную эксплуатацию. Полностью же каскад был завершён позднее с приёмкой в постоянную эксплуатацию Иовской ГЭС мощностью 96 МВт.[33]

Днепродзержинская ГЭС — фактический ввод в строй

На строившейся с 1956 года на реке Днепр в Днепропетровской области гидроэлектростанции в этот период в 1963…1964 гг. были введены в строй все восемь гидроагрегатов общей мощностью 352 МВт. Однако окончательно в эксплуатацию электростанция была введена, по-видимому, уже позднее.[34]

Храм ГЭС-2

Гидроэлектростанция на юге Грузинской ССР мощностью 110 МВт, позднее увеличенной до 120 МВт, строилась с мая 1954 года по март 1963 года. В русскоязычной литературе ГЭС также известна под грузинским названием Храми ГЭС-2.[35]

Ладжанурская ГЭС — фактический ввод в строй

Гидроэлектростанция в Грузинской ССР мощностью 111,6 МВт, также известная под грузинским названием Ладжанури ГЭС, строилась с 1957 года и была, по-видимому, фактически введена в строй в это время — первый гидроагрегат был запущен в 1960 году, а полностью она была достроена уже позднее.

Бухтарминская ГЭС — первые семь гидроагрегатов

В этот период на строившейся с 1953 года на реке Иртыш у г. Серебрянск Восточно-Казахстанской области гидроэлектростанции общей мощностью 675 МВт в 1960..1964 гг. были введены в строй первые семь гидроагрегатов мощностью 75 МВт каждый. Полностью достроена электростанция была позднее.[36]

Головная ГЭС, Таджикская ССР

Гидроэлектростанция на реке Вахш, одноименная одной из ГЭС Северного Кавказа, строилась с 1956 года, первый её гидроагрегат был введён в строй в 1962 году, а полностью электростанция мощностью 240 МВт была сдана в эксплуатацию в 1963 году.[37][38]

Уч-Курганская ГЭС

Известная также как Учкурганская гидроэлектростанция мощностью 180 МВт стала первой из серии крупных ГЭС, построенных на реке Нарын в Киргизской ССР. Все четыре гидроагрегата станции были запущены в период с 30 декабря 1961 года по 5 ноября 1962 года.

Атомная энергетика

Белоярская АЭС имени И. В. Курчатова

Вторая промышленная АЭС в стране и единственная на 2014 год в России АЭС с энергоблоками разных типов была введена в строй именно в это время. Электростанция, построенная в городе Заречный Свердловской области, изначально имела один реактор типа АМБ-100 мощностью 108 МВт, который строился с 1 июня 1958 года по 26 апреля 1964 года.

Электростанция продолжала развиваться и позднее, а её первый реактор после выработки ресурса был выведен из эксплуатации 15 января 1983 года.

2-й и 3-й реакторы Сибирской АЭС

В этот период на введённой в строй ранее с одним реактором АЭС, являвшейся частью Сибирского химического комбината, было построено ещё два реактора, предназначенных как для выработки электроэнергии и тепла, так и для наработки делящихся материалов[39][40]:

  • Реактор «АДЭ-3» — физически запущен 8 июля 1961 года. Позднее проработал до 1992 г.
  • Реактор «АДЭ-4» — физически запущен 17 февраля 1964 года. Позднее проработал до 2008 г.

При этом первый из этих реакторов относился к первой очереди станции, которая и была полностью введена в строй в это время, а второй был первым из двух реакторов второй очереди станции, которая была завершена позднее.

Тепловая энергетика

Северская ТЭЦ, Томская обл.

Теплоэлектроцентраль закрытого города Северск являлась, по сути, частью Сибирского химического комбината. Её 15 турбоагрегатов и 18 котлов, работающих на кузнецком каменном угле поэтапно вводились в строй в 1953—1961 гг.[41] Общая электрическая мощность станции составляла около 400 МВт, а тепловая — около 1000 Гкал.[42]

Градирни[3] ТЭЦ-16 Мосэнерго, 2010

ТЭЦ-16 Мосэнерго

Крупная теплоэлектроцентраль на северо-западе Москвы строилась с 1940 года, однако во время эвакуации смонтированный металлический каркас главного корпуса был разобран. Решение о продолжении строительства ТЭЦ было принято 7 июля 1945 года. Станция введена в эксплуатацию с запуском первого энергоблока мощностью 100 МВт в 1955 году, однако вышла на проектную мощность 300 МВт ТЭЦ-16 только с вводом в строй третьего энергоблока в 1963 году.

В дальнейшем теплоэлектроцентраль неоднократно модернизировалась, в результате чего к 2010-м увеличила мощность до 360 МВт, однако следующий крупный проект её расширения был проведён только в 2011-2014 гг. со строительством четвёртого энергоблока мощностью 420 МВт.

ТЭС «Пекин», Китай

Электростанция на каменном угле общей мощностью 400 МВт построена Технопромэкспортом в 1960 году. Всего на станции было шесть энергоблоков: три по 100 МВт, один 50 МВт и два по 25 МВт.[43]

ТЭЦ-22 Мосэнерго — первая очередь

В это время была введена в строй первая очередь одной из крупнейших ТЭЦ в России и в мире. Теплоэлектроцентраль строилась с 1956 года, ввод в эксплуатацию её первой турбины состоялся 28 декабря 1960 года[44], а полностью первая очередь с шестью энергетическими колами и шестью турбинами ПТ-60 и ПТ-65 общей мощностью 380 МВт[45] была введена в строй в 1963 году[46].

Вскоре была введена в строй и вторая очередь ТЭЦ-22.

Южноуральская ГРЭС, 2010

Южноуральская ГРЭС — завершение строительства

Завершающие четвёртая и, видимо, пятая очереди частично введённой в строй ранее Южноуральской ГРЭС обладавшие, по всей видимости, одним энергоблоком мощностью 200 МВт каждая, была достроены в это время, в частности, четвёртая очередь была принята в эксплуатацию 31 декабря 1961 года и тогда же, в 1961 году угольная электростанция достигла проектной мощности в 1000 МВт.[47]

В 2014 году для замены устаревшего оборудования электростанции неподалёку от неё ввели в строй Южноуральскую ГРЭС-2.

Сельское хозяйство

Освоение целины — завершение работ

Последний развития проекта массового освоения целинных и залежных земель, первые два этапа которого были реализованы ранее, последовал только в начале 1960-х в связи с обнадёживающими урожаями 1958 и 1959 годов. В 1960 году было дополнительно распахано 1648000 гектаров (16480 кв. км) целины только в Казахской ССР. Кроме того, для улучшения управления проектом пять областей Северного Казахстана были объединены в Целинный край со столицей в Целинограде — бывшем Акмолинске (ныне г. Астана).

В дальнейшем усилия руководства СССР по подъёму сельского хозяйства сместились в область обеспечения агропромышленного комплекса удобрениями, поскольку практически все пригодные для распашки земли уже были введены в оборот.

Металлургия

Череповецкий металлургический завод — завершение строительства производства полного цикла

Завод, частично введённый в строй ранее и ныне известный как Череповецкий металлургический комбинат, в ноябре 1959 года с запуском крупнейшего в Европе листопрокатного стана стал металлургическим предприятием полного цикла.[48]

Развитие предприятия продолжалось и позднее.

Развитие Ашинского металлургического завода

В это время продолжилось активное развитие Ашинского металлургического завода. Ранее в 1955 году была введена в строй мартеновская печь №4, а в мае 1959 года начал работу листопрокатный цех №2 для выпуска горячекатаного и холоднокатаного листа из коррозионностойких, жаропрочных и жаростойких марок сталей и сплавов специального назначения. Причём, по всей видимости, оба проекта фактически являлись частью освоения заводом производства специальных сталей и сплавов.[49][50]

Завод продолжал активно развиваться и позднее.

Химическая промышленность

Сибирский химический комбинат, закрытый г. Северск Томской обл. (развитие предприятия)

Вступивший в строй ранее химический комбинат по производству делящихся материалов и компонентов ядерного оружия на их основе в этот период активно развивался. На находящемся в отсутствовавшем на советских картах городе Северске предприятии в это время были введены в строй следующие объекты[51][52]:

  • Филиал Томского политехнического института в г. Северске — июнь 1959 г.
  • Два реактора Сибирской АЭС, являвшейся частью комбината — 8 июля 1961 г. и 17 февраля 1964 г. соответственно.
  • На Химико-металлургическом заводе получен первый комплект готовой продукции, 5 августа 1961 г.
  • Введена в эксплуатацию первая очередь Радиохимического завода.
  • Было завершено строительство Северской ТЭЦ.

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Горно-химический комбинат, закрытый г. Железногорск Красноярского края (окончание строительства)

Введённый в строй ранее грандиозный подземный комплекс по производству оружейного плутония в Железногорске (Красноярске-26) в это время был дополнен ещё двумя атомными реакторами — «АДЭ-1» и «АДЭ-2», которые были введены в строй в 1961 и 1964 гг. соответственно. При этом последний из них с 1966 года стал применяться для отопления города.[53] Также 28 декабря 1963 года на комбинате введён в строй подземный радиохимический завод, приступивший к полноценной эксплуатации с 20 апреля 1964 года.[54][55][56]

Машиностроение

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС), Севастополь

Грандиозное фортификационное сооружение промышленного назначения — Объект 825 ГТС или К-825, рассчитанное на противостояние любым обычным и не слишком крупным атомным бомбам было в глубокой тайне построено в пригороде Севастополя в 1957…1961 гг. Объект включал в себя подземный тоннель, в котором могли поместиться до 7 подводных лодок, имевших возможность выходить из него в подводном положении, а также подземный сухой док, ремонтные цеха, арсенал и т. д.[57]

Гидротехнические сооружения

Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина (реконструкция Мариинской водной системы) — фактический ввод в строй

В 1940 году началась, но была вскоре прервана из-за начавшейся Великой Отечественной войны масштабная реконструкция Мариинского водного пути между Волгой и Балтийским морем. Возобновились масштабные строительные работы на каналах системы в 1960 году, а введена во временную эксплуатацию обновлённая система каналов, ставшая глубоководной, была 5 июня 1964 года. Учитывая большую протяжённость системы и огромный объём прежде всего земляных работ, составивших 81 млн куб. м, проект безусловно является очень крупным. Полностью введён в строй водный путь был несколько позднее.

Вторая очередь и часть сооружений третьей очереди Каракумского канала имени В. И. Ленина

В этот период в дополнение к построенной ранее первой очереди крупнейшего оросительно-обводнительно-судоходного канала в 1960 году были введены в строй его вторая очередь от Мургаба до Теджена длиной 140 км с крупным Хауз-Ханским водохранилищем и часть сооружений третьей очереди, в частности участок канала Теджен — Ашхабад длиной 260 км.

Канал активно строился и позднее.

Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность

Центр микроэлектроники в Зеленограде — начало работы

Будущее крупнейшее объединение по производству микроэлектроники — с 1976 года НПО «Научный центр» — было основано в 1962 году в строящемся городе-спутнике Москвы Зеленограде, который ради этого был перепрофилирован с текстильной промышленности на микроэлектронику. Уже к 1964 году в состав объединения входил целый ряд вновь образованных научных и производственных организаций, однако фактически работа тогда только начиналась и в это время был разработан и запущен в серию единственный, но очень удачный — успешно продававшийся на экспорт — радиоприёмник «Микро».

Полностью проект был реализован уже позднее.

Фортификационные сооружения

Объект «С» (Анадырь-1, Магадан-11)

База хранения ядерного оружия в специально построенном посёлке Гудым, что недалеко от города Анадырь в Чукотском автономном округе, включала подземное сооружение километровой длины и ныне известна только потому, что была оставлена военными в 2002 году. Основные сооружения базы были готовы в 1958 году, но на боевое дежурство она заступила уже позднее — в 1961 году.[58]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Позиции российских ракетчиков под пальмами на Кубе, разведывательный снимок ВВС США, 1962

Операция «Анадырь»

В ходе грандиозных масштабов операции на союзную Советской России Кубу, которой угрожало скорое вторжение США, были переброшены 50 тыс. советских военных с новейшими и мощнейшими по тем временам видами вооружений, включавшими ядерные ракеты средней дальности Р-12 и Р-14, а также тактическое ядерное оружие. Операция осуществлялась в условиях строжайшей секретности - личному составу воинских подразделений, привлекавшихся к операции выдали лыжи, валенки и армейские овчинные тулупы, а капитаны кораблей узнавали пункт назначения уже в открытом океане. Только на транспорт в ходе операции было потрачено 20 млн долларов[59].

Интересен факт, что предыдущий раз российские вооружённые силы проводили похожую операцию для защиты самих США.

Операция позволила в процессе разразившегося Карибского кризиса дипломатическим путём гарантировать неприкосновенность Кубы и остановить процесс размещения американских ядерных ракет всё ближе к границам СССР, при этом войска были возвращены с острова на Родину.

Освоение целины — заключительный этап

См. раздел «Сельское хозяйство».

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.
  3. Градирни ТЭЦ-16 — специальные сооружения для охлаждения воды при непосредственном контакте с атмосферным воздухом, в котором за счёт поднимающегося водяного пара создаётся естественная тяга, для чего они делаются очень больших размеров. В более современных ТЭЦ градирни обычно делают сухими с искусственной тягой — в этом случае они куда меньше по размеру и не парят, но, вообще говоря, менее экономичны.