Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Николай I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы нации

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге, 2006
Первоначальный проект арки Главного штаба, 1820

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание, которое являлось частью ансамбля главной в то время Дворцовой площади страны, строилось с 1819 года, когда состоялась его официальная закладка. Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров, состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной с помощью бронзовых скульптур триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.

Здание на 2014 год частично используется по назначению Министерством Обороны России, а восточное крыло является музеем в составе Эрмитажа.

Крупнейшие корабли и суда

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусные 110-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались «120-пушечными» вне зависимости от реального количества орудий на борту.

  • «Император Александр I» — заложен 8 мая 1826 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 13 октября 1827 г.
  • «Император Пётр I» — заложен 5 декабря 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 2 мая 1829 г. Реально нес 118 пушек.
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 5 декабря 1828 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1829 г. Реально нес 118 пушек.

Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота

Трехполосный (трехдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен 23 сентября 1826 г. Реально нес 112 пушек.

Парусные 94-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эмгейтен»

Назван по имени трофейного линейного корабля, взятого в плен у шведов 22 июня 1790 года в Выборгском сражении (предыдущий линейный корабль носивший это имя, спущенный на воду в 1822 г., с 1829 г. был переименован в «Кронштадт»). Заложен 25 ноября 1827 г. в Новом адмираблействе г. Санкт-Петербург, спущен на воду 29 сентября 1828 г.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.

  • «Императрица Александра» — заложен 8 мая 1826 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 октября 1827 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Полтава» — заложен 5 декабря 1828 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 октября 1829 г. Реально нес 90 пушек.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нес 91 пушку.
  • «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нес 108 пушек.
  • «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нес 96 пушек.
Линейный корабль «Азов» в бою (фрагмент картины Айвазовского «Сражение при Наварине»)

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Иезекииль» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Азов» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельске, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нес 80 пушек. Один из самых прославленных кораблей российского флота, сильно отличившийся в Наваринском сражении. Строился при участии его командира — прославленного мореплавателя М. П. Лазарева, в результате получился настолько технически удачным, что его чертежи были изготовлены на бронзе и использовались для строительства — небывалый в те времена случай — серии из 15 одинаковых кораблей. Во время Наваринского сражения на корабле одновременно проходили службу будущие адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и Путятин.
  • «Александр Невский» — заложен 24 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1826 г.
  • «Великий князь Михаил» — заложен 15 ноября 1826 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1827 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Кацбах» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Кульм» — заложен 5 сентября 1827 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нес 90 пушек.
  • «Арсис» — заложен 30 ноября 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 29 сентября 1828 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Лесное» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Нарва» — заложен 24 августа 1828 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Бриен» — заложен 29 ноября 1828 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 сентября 1829 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Красный»[2] — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Бородино» — заложен 16 августа 1829 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Березина»[3] — заложен 21 ноября 1829 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нес 86 пушек.

66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил»

Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (66-пушечных фрегатов в руссом флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй по-видимому только в 1826 году.

Файл:Санные гонки на Петербургском шоссе.jpg
Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское (Петербургское) шоссе

[1][2]

Машиностроение

Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге

В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.[3]

Наука и образование

Файл:Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде .png
Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде

Санкт-Петербургский практический технологический институт

Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» — ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) — основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.[4]

Проект, видимо, является крупным как в силу достаточно большого объёма строительства, так и в силу весьма высоких цен на необходимые промышленное оборудование, литературу и учебные пособия.

Фортификационные сооружения

Файл:Кладка стен Динабург.jpg
Виды кладок гранитной облицовки стен укреплений крепости Динабург, 1845

Крепость Динабург (продолжение строительства)

В это время во вступившей в строй ранее крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом[4], а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия.[5] Кроме того в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5 154 метра с гранитной облицовкой.

Крепость продолжали строить и позднее.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Распространенное в интернете и источниках наименование «Красной» по-видимому, ошибочное и получилось из обратного перевода с латиницы, где нет буквы "ы", так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времен войны 1812 г. у города Красный. Правда кривость написания может происходить еще из тех времен, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меяться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трех Иерархов».
  3. Распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина. Такого рода путаница, впрочем характерна для документов тех лет — названия склонялись как писавшему нравилось.
  4. В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени. В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется».