Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 139: Строка 139:
Проводившееся в рамках глобальной реконструкции Кронштадтской крепости строительство новой главной крепостной ограды из земли и специального высокопрочного кирпича, обходившегося в несколько раз дороже обычного, велось в Кронштадте с 1825 года. Полностью грандиозное строительство из-за большой протяжённости объекта было в основном завершено только в 1837 году, а строительство дополнительных зданий и сооружений продолжалось ещё до 1840 года.[http://www.kronstadt.ru/books/history/shelov_23.htm]
Проводившееся в рамках глобальной реконструкции Кронштадтской крепости строительство новой главной крепостной ограды из земли и специального высокопрочного кирпича, обходившегося в несколько раз дороже обычного, велось в Кронштадте с 1825 года. Полностью грандиозное строительство из-за большой протяжённости объекта было в основном завершено только в 1837 году, а строительство дополнительных зданий и сооружений продолжалось ещё до 1840 года.[http://www.kronstadt.ru/books/history/shelov_23.htm]


В связи с дальнейшим прогрессом в области вооружения и применимости построенных в это время оборонительных казарм для использования в мирной жизни многие укрепления Центральной крепости Кронштадта сохранились до наших дней, но зачастую не в самом лучшем состоянии.
В связи с дальнейшим прогрессом в области вооружения и применимости построенных в это время оборонительных казарм для использования в мирной жизни часть зданий и сооружений Центральной крепости Кронштадта сохранились до наших дней, но зачастую не в самом лучшем состоянии. Лучше других сохранился Северный вал крепости, включая входившие в его комплекс здания и сооружения, ныне охраняемые как памятники истории и архитектуры: оборонительные казармы № 1-5; защитная плотина; полубашни № 1-3 и батареи № 1-7.


[[Файл:Kronstadt from east to west with a Cruiseship 0160.JPG|thumb|150px|Форт «Император<br>Петр I», 2010]]
[[Файл:Kronstadt from east to west with a Cruiseship 0160.JPG|thumb|150px|Форт «Император<br>Петр I», 2010]]

Версия от 23:55, 23 сентября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Николай I

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 1 июня 1843 г.

Границы периода обусловлены изменением правового положения Царства Польского и фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1861-1870, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Двенадцать апостолов» (картина И.К. Айвазовского, 1897 г.)

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусный 120-пушечный линейный корабль «Россия» Балтийского флота

Трехполосный (трехдечный) линейный корабль. Заложен1 февраля 1836 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июля 1839 г. Реально нес 128 пушек.

Линейный корабль «Три Святителя» (литография В.А. Прохорова, до 1855 г.)

Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.

  • «Варшава» — заложен 30 марта 1832 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 6 ноября 1833 г.
  • «Три Святителя» — заложен 29 декабря 1835 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нес 130 пушек.
  • «Двенадцать Апостолов» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 15 июля 1841 г. Реально нес 130 пушек.
Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.

  • «Не тронь меня» — заложен 7 ноября 1830 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 1 мая 1832 г. Реально нес 92 пушки.
  • «Владимир» — заложен 28 июня 1832 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 августа 1833 г. Реально нес 92 пушки.
  • «Лефорт» — заложен 18 ноября 1833 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 июля 1835 г. Реально нес 94 пушки.
  • «Вола» — заложен 23 октября 1835 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 июля 1837 г. Реально нес 92 пушки.Назван в честь взятия рускими войсками одноименного редута (вола - польск. "воля") в пригороде Варшавы в 1831 г. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854-1859 гг.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.

  • «Орёл» — заложен 31 августа 1831 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1833 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Фершампенуаз» — заложен 6 октября 1832 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 сентября 1833 г. Реально нес 82 пушки.
  • «Остроленка» — заложен 21 декабря 1832 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1834 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Лейпциг» — заложен 22 сентября 1834 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 апреля 1836 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Константин» — заложен 16 декабря 1835 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 24 августа 1837 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854…1857 гг.
  • «Ретвизан» — заложен 21 мая 1837 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1839 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Финланд» — заложен 21 июня 1839 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 мая 1840 г. Реально нес 80 пушек.
  • «Выборг» заложен 22 июня 1839 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 июля 1841 г. Реально нес 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1852….1854 гг.
  • «Ингерманланд» — заложен 30 августа 1840 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 24 мая 1842 г. Реально нес 80 пушек. Погиб 30 августа 1842 г. в проливе Скаггерак во время сильного шторма, выскочив на камни из-за ошибки счисления.
Линейный корабль «Султан Махмуд». Литография Подустова с рисунка В.А. Прохорова

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Силистрия» — заложен 24 декабря 1833 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 11 ноября 1835 г. Реально нес 88 пушек.
  • «Султан Махмуд» — заложен 1 февраля 1835 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1836 г. Реально нес 86 пушек. Корабль назван в честь турецкого султана, подписавшего Адрианопольский мирный договор 1829 г.
  • «Три Иерарха» — заложен 19 ноября 1835 г. в Главном адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нес 90 пушек.
  • «Гавриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 19 ноября 1839 г. Реально нес 86 пушек.
  • «Селафаил» — заложен 28 августа 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 10 июля 1840 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Уриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1840 г. Реально нес 96 пушек.
  • «Варна» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 27 июля 1842 г. Реально нес 96 пушек.

Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст»

Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введен в строй в июле 1826 г.[1]

Файл:Царскосельская железная дорога.jpg
Царскосельская ж.д. (раскрашенная литография), 1837

Железные дороги

Царскосельская железная дорога

Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст (27 км). Была спроектирована однопутной с увеличенной шириной колеи 1829 мм и одним разъездом посередине. Строилась с мая 1836 г., введена в строй 30 октября (11 ноября) 1837 г.[2] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[3], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[4].

Второй путь был веден в строй позднее, 5 июня 1876 года. Еще позднее дорога была перешита на отечественную широкую колею к 1904 г. в связи со вхождением в состав Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. и вхождением большей части железной дороги в состав Петербургско-Витебской магистральной железной дороги.

Файл:Мост Московского шоссе в Любани 1830.png
Мост в Любани на шоссе Петербург—Москва, 1830

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское шоссе

Строительство первой в центральной России внегородской дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй первая очередь Шоссе от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Открыто на всём протяжении Московское шоссе было в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мету) [5][6]

Почтовая станция на Динабургском шоссе

Динабургское шоссе

Дорога с гравийным покрытием, каменными мостами и каменными же почтовыми станциями между Санкт-Петербургом и крепостью Динабург (позднее Двинск, ныне Даугавпилс), стоявшей на берегах Западной Двины, строилась с 1830 до примерно 1840 года и являлась, по сути, первой частью Санкт-Петербурго-Варшавского шоссе.[7][8]

Машиностроение

Обводный канал у храма Св. Мирония[2], около 1900

Гидротехническое строительство

Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

Самый крупный канал Санкт-Петербурга, изначально задуманный отчасти в качестве защиты от наводнений и оборонительного сооружения изначально был построен в 1769-1780 гг только на западном участке - между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. В 1805 году были начаты работы по строительству восточной части канала и модернизации западной, однако окончательный этап крупной модернизации канала была проведен с 1816 по 1833 годы.

В это время канал стал фактической границей города, а в дальнейшем служил местом притяжения Санкт-Петербургской промышленности, прежде всего как удобная транспортная магистраль.

Красный корпус Киевского университета

Наука и образование

Киевский Императорский университет святого Владимира

Основанный в 1834 году университет (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) в 1842 году въехал в специально построенное для него красное с чёрным (цветов ленты ордена Святого Владимира) здание (ныне Красный корпус), полностью завершённое в 1843 году.

Проект, по всей видимости, является крупным не только из-за достаточно большого здания, но и из-за высокой стоимости библиотеки, учебных пособий и оборудования, необходимого для университета.

Файл:Novogeorgievsk 1884 1.jpg
Укрепления Новогеоргиевска в 1884 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск (коренная реконструкция)

Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени. Ранее на слиянии Вислы и Нарева сущетсвовала крепость Модлин, построенная еще Наполеоном. Строительство новой грандиозной цитадели после подавления Польского восстания велось генералом Деном с 1832 г. и было завершено в 1841 г. В 1834 г. крепость получила название Новогеоргиевск и, по мнению Тотлебена, стала единственной в стране полностью достроенной и отвечающей своему назначению. Известен случай, когда прусский принц Вильгельм спросил Николая I какова была стоимость строительства Новогеоргиевска, на что тот ответил, что она известна лишь Богу и начальнику инженеров Варшавского округа Ивану Ивановичу Дену, однако оба они хранят молчание.[9]

Капонир бастиона I Александровской цитадели

Позднее крепость неоднократно модернизировалась.

Александровская цитадель

Крупная кирпичная крепость в Варшаве была построена после подавления Польского восстания как для обороны страны, так и для контроля ситуации в Варшаве - Император во время своеего визита в город прямо сказал, нарушившим верность Царю жителям города, что в следующий раз крепость, в случае чего, разнесет город в щебенку, а сам он после этого Варшаву восстанавливать не станет. Строилась ударными темпами с 31 мая 1832 до 4 мая 1834 г., когда праздновалось 18-летие цесаревича Александра, в честь которого и была названа крепость. Стоимость проекта 11 млн рублей (8,5 тонн чистого золота), оплата которых в наказание за восстание была возложена на Банк Польши.

В дальнейшем укрепления цитадели продолжали понемногу совершенстваваться до 1874 г., а еще позднее, при Александре III, вокруг цитадели была построена Варшавская крепость.

Холмские ворота Цитадели Брестской крепости, 2006
Крепость Брест-Литовск в середине XIX века

Крепость Брест-Литовск

Одна из грандиозных крепостей на западной границе, также известная как Брестская крепость[3], строилась при впадении реки Мухавец (а заодно и Пинского канала, соединявшего бассейны Вислы и Днепра) в Западный Буг. Для строительства крепости сам город Брест был фактически перенесён на новое место, а укрепления находившегося там ранее Брестского замка были большей частью снесены из-за устаревания и недостаточных размеров. Проект крепости был утверждён в 1830 году, земляные работы начались в 1833 году, город был перенесён на новое место в 1835 году. Собственно строительство началось с закладки первого камня в основание крепости 1 июня 1836 года, а уже к 26 апреля 1842 года основные строительные работы были завершены, и крепость была освящена, тем самым официально вступив в строй.

В состав крепости входили четыре укрепления, располагавшихся на полу- и полностью искусственных островах. В центре была построена Цитадель с храмом и кольцевой оборонительной казармой длиной 1,8 км из особо прочного кирпича, а её со всех сторон прикрывали Кобринское (Северное), Тереспольское (Западное) и Волынское (Южное) укрепления, каждое из которых, по-видимому, само по себе тянуло на крупный проект, поскольку представляло собой мощную крепость с эшелонированной обороной.

Позднее крепость неоднократно модернизировалась, однако в основном именно укрепления этого времени впоследствии покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны, превратив крепость в один из национальных символов России.

Крепость Кронштадт (коренная реконструкция)

Кронштадтская крепость, сильно пострадавшая от наводнения 1824 г. в это время подверглась коренной реконструкции. Грандиозное строительство, как и боевая подготовка, велось фактически под непосредственным надзором Императора Николая I, который лично проектировал ее укрепления и посещал крепость в этот период в среднем 8 раз в год, часто без предупреждения.

В крепости было выполнено множество строительных работ, при этом проекты строительства некоторых отдельных объектов крепости сами по себе являлись крупными[10]:

  • Перестройка Центральной крепости в камне 1825…1837 гг.
  • Реконструкция форта «Император Петр I» (бывшего «Цитадель»), перестройка началась в 1823—1824 гг., завершен 1834 г.

Перестройка Центральной крепости Кронштадта в камне

Проводившееся в рамках глобальной реконструкции Кронштадтской крепости строительство новой главной крепостной ограды из земли и специального высокопрочного кирпича, обходившегося в несколько раз дороже обычного, велось в Кронштадте с 1825 года. Полностью грандиозное строительство из-за большой протяжённости объекта было в основном завершено только в 1837 году, а строительство дополнительных зданий и сооружений продолжалось ещё до 1840 года.[11]

В связи с дальнейшим прогрессом в области вооружения и применимости построенных в это время оборонительных казарм для использования в мирной жизни часть зданий и сооружений Центральной крепости Кронштадта сохранились до наших дней, но зачастую не в самом лучшем состоянии. Лучше других сохранился Северный вал крепости, включая входившие в его комплекс здания и сооружения, ныне охраняемые как памятники истории и архитектуры: оборонительные казармы № 1-5; защитная плотина; полубашни № 1-3 и батареи № 1-7.

Форт «Император
Петр I», 2010

Форт «Император Петр I» (реконструкция форта «Цитадель»)

Дерево-земляной морской форт «Цитадель», существенно пострадавший от наводнения 1824 года, в рамках реконструкции Кронштадтской крепости было решено перестроить в камне. Работы начались в 1827 году и продолжались 7 лет, пока в 1834 году форт не вступил в строй. Одновременно с этим указом Императора Николая I от 7 сентября 1834 года форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Форт более существенно не модернизировался, так как через несколько десятилетий почти утратил оборонное значение, однако в целом неплохо сохранился до наших дней.

Динабургская (ныне Даугавпилсская) крепость в наши дни

Крепость Динабург

Константиновская батарея в Севастополе, 2004

Коренная реконструкция морской крепости Севастополь (начало работ)

После реконструкции 1805-1811 гг укрепления Севастополя долгое время не подвергались серьёзным перестройкам - небольшая их модернизация была проведена лишь во время очередной Русско-Турецкой войны в 1828-1829 гг. Глобальная же реконструкция Севастопольской крепости началась 1 августа 1834 года. Основное внимание на этом этапе работ уделялось укреплению обороны с моря, что не удивительно, учитывая, что Империя имела самую сильную в мире армию, а вот флот не был столь могучим.

К 1843 году были введены в строй крупные Александровская и Константиновская казематированные береговые батареи (форты), на остальных объектах работы продолжались и позднее. [12]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Реформа управления государственными крестьянами (реформа Киселёва) и создание Министерства государственных имуществ

[13]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Храм не сохранился - взорван в 1934 году.
  3. НАзвание Брест-Литовск применялось, видимо, в противоположность известному в то время в России французскому портовому городу Брест.