Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий 1 участника)
Строка 4: Строка 4:
!|
!|
|-
|-
| [[Файл:Ernst Johann von Biron 111.PNG|181px|thumb|center|Эрнст Бирон]]
| [[Файл:Эрнст Иоганн Бирон.jpg|202px|thumb|center|Эрнст Бирон]]
| [[Файл:Anna Leopoldovna2.jpg|185px|thumb|center|Анна Леопольдовна]]
| [[Файл:Анна Леопольдовна. Худ. Луи Каравак.jpg|205px|thumb|center|Анна Леопольдовна]]
|-
|-
|}
|}
Строка 12: Строка 12:
После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол<ref>После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.</ref>.
После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол<ref>После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.</ref>.


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [[Крупные российские проекты (Олег I, 879-912)|879-912]], [[Крупные российские проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекты (Ольга, 945-962)|945-962]], [[Крупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупные российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-978]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичи, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские проекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российские проекты (Святополк II, 1093-1113)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 1113-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, 1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские проекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные российские проекты (Ростислав I и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]], [[Крупные российские проекты (Константин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Крупные российские проекты (Александр Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Костромской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]], [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Даниловичи и Михайловичи, 1318-1328)|1318-1328]], [[Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)|1328-1340]], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Крупные российские проекты (Иван II, 1353-1359)|1353-1359]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские проекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)|1533-1545]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)|1598-1605]], [[Крупные российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|1605-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [[Крупные российские проекты (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|1700-1711]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|1762-1772]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)|1772-1783]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-1832]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|1832-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]], [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)|1955-1959]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|1964-1971]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)|1982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2018-2024)|2018-2024]], [[Крупные российские проекты (строящиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)|в перспективе]].
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}
 
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]].


== Крупнейшие корабли и суда ==
== Крупнейшие корабли и суда ==


=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Корабли типа «Слава России», шесть из которых [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|были построены ранее]], строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:
Корабли типа «Слава России», шесть из которых [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|были построены ранее]], строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:
* «Генералиссимус Российский» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] 11 июля 1740 года, спущен на воду 12 мая 1741 года, позднее при Елизавете I был переименован в «Счастие».
* «Генералиссимус Российский» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] 11 июля 1740 года, спущен на воду 12 мая 1741 года, позднее при Елизавете I был переименован в «Счастие».
* «Правительница России» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] спущен на воду в 1741 г., позднее при Елизавете I переименован в «Благополучие».
* «Правительница России» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] спущен на воду в 1741 г., позднее при Елизавете I переименован в «Благополучие».
* «Иоанн» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 4 ноября 1740 года, спущен на воду 12 августа 1741 года, позднее при Елизавете I переименован в «Святой Пётр».
* «Иоанн» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 4 ноября 1740 года, спущен на воду 12 августа 1741 года, позднее при Елизавете I переименован в «Святой Пётр».


Впоследствии были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8.C2.BB|ещё 49 кораблей этого типа]].
Впоследствии были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|ещё 49 кораблей этого типа]].


== Гужевые (автомобильные) дороги ==
== Гужевые (автомобильные) дороги ==
[[Файл:Сибирский тракт.jpg|thumb|150px|left|Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков]]
[[Файл:Map Siberian route.svg|thumb|350px|left|Карта Сибирского тракта]]
[[Файл:Map Siberian route.svg|thumb|300px|Карта Сибирского тракта]]


=== Сибирский (Московский) тракт ===
=== Сибирский (Московский) тракт ===
Строка 34: Строка 31:


Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».
Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».
[[Файл:Сибирский тракт.jpg|thumb|300px|right|Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков]]


На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.
На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.


Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#.D0.9A.D1.8F.D1.85.D1.82.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B3.D0.BE.D0.B2.D0.BB.D1.8F_.D1.81_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B5.D0.BC|международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту]]. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%F2%F0%E0%EA%F2][http://irkipedia.ru/content/moskovskiy_glavnyy_sibirskiy_trakt][http://www.vsp.ru/social/2011/03/01/509052]
Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Кяхтинская_торговля_с_Китаем|международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту]]. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9_%F2%F0%E0%EA%F2][http://irkipedia.ru/content/moskovskiy_glavnyy_sibirskiy_trakt][http://www.vsp.ru/social/2011/03/01/509052]


== Наука и образование ==
== Наука и образование ==
[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|350px|left|«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.]]


=== Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки) ===
=== Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки) ===
Первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]]. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.
Первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]]. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.


[[Файл:Sankt Petersburg - Akademie der Wissenschaften (Durchschnitt 1741).jpg|thumb|left|150px|План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.]]
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Великая_северная_экспедиция_(основная_часть_работ_в_Сибири)|ещё при Анне Иоанновне]]. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.
[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|150px|right|«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.]]
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D0.B2.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D1.8F_.28.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82_.D0.B2_.D0.A1.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D0.B8.29|ещё при Анне Иоанновне]]. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.


Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_северная_экспедиция]
Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_северная_экспедиция]
[[Файл:Sankt Petersburg - Akademie der Wissenschaften (Durchschnitt 1741).jpg|thumb|right|300px|План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.]]


[[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги]].
[[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги]].
Строка 62: Строка 61:
{{примечания}}
{{примечания}}
<br>
<br>
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}



Текущая версия от 13:30, 30 января 2024

Эрнст Бирон
Анна Леопольдовна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 18 (29) октября 1740 г. по 24 ноября (5 декабря) 1741 г.

После смерти Анны I по её завещанию (но вопреки завещанию Екатерины I, что в дальнейшем сыграло роковую роль) трон наследовал младенец Иоанн VI Антонович, регентом при котором был назначен Эрнст Иоганн Бирон. Бирон начал весьма добросовестно исполнять свои обязанности, однако менее чем через месяц 9 (20) ноября 1740 г. он был со второй попытки свергнут заговорщиками во главе с фельдмаршалом Минихом и регентом стала мать малолетнего Императора Анна Леопольдовна. Но ещё через год с небольшим и её свергла Елизавета I (дочь Петра I), предъявив свои права на престол[2].

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Крупнейшие корабли и суда

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли типа «Слава России», шесть из которых были построены ранее, строились самой крупной серией парусных линейных кораблей в истории отечественного флота, насчитывавшей 58 единиц. В это время для Балтийского флота были построены три таких корабля:

Впоследствии были построены ещё 49 кораблей этого типа.

Гужевые (автомобильные) дороги

Карта Сибирского тракта

Сибирский (Московский) тракт

Проект известен также как «Московский тракт», «Московско-Иркутский тракт», «Московско-Сибирский тракт», «Великий тракт», «Большой тракт», «Большой сибирский тракт» и «Осьмая государственная дорога». Фактически у местного населения часто носил два имени сразу, называясь в восточном направлении Сибирским, а в западном — Московским. С учётом ранее существовавших участков и входивших в это время в него водных путей общая длина тракта, связывавшего Москву с Пекином, составляла около 9000 км, что было мировым рекордом.

Первый царский указ о строительстве дороги, соединяющей Москву с Сибирью, вышел вскоре после окончания войны с Китаем и подписания Нерчинского мира в 12 (22) ноября 1689 г. Однако из-за событий в европейской части страны это решение более 40 лет оставалось на бумаге. Наконец, после подписания в 1727 г. Кяхтинского торгового договора с Китаем 16 марта 1733 года вышел указ Сената «О проведении самого длинного тракта в мире».

Сибирский тракт в Уральских горах на рубеже XIX и XX веков

На первом этапе работ, к 1741 г., была построена непрерывная грунтовая дорога от Москвы до Иркутска, на которой через каждые 13…32 км были устроены почтовые станции, на которых располагались пункты отдыха путешествующих и запасные лошади, что резко ускорило доставку почты, сократив сроки передачи сообщений на целые месяцы.

Сибирский тракт был построен, в том числе в интересах международной торговли России с Китаем и странами Азии, которая шла через город Кяхту. По Сибирскому тракту караванами из Китая в Россию и Европу везли чай, благодаря чему дорога получила в современной историографии название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём).[1][2][3]

Наука и образование

«Русские открытия» — английская карта 1754 г. с маршрутом Беринга и Чирикова.

Великая северная экспедиция (продолжение работ — открытие северо-западной Америки)

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или по крайней мере одной из крупнейших в истории географии.

Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков, экспедиция состояла из девяти отдельных отрядов, включая отряд первых русских академиков и начала активно работать ещё при Анне Иоанновне. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах. В 1741 году командир Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев добрался до мыса Большой Баранов к востоку от Колымы — крайней восточной точки на побережье Ледовитого океана, обследованной экспедицией. Степан Крашенинников завершил своё ставшее впоследствии знаменитым обследование Камчатки.

Главные организаторы экспедиции, Витус Беринг и Алексей Чириков, после зимовки в только что основанном Петропавловске-Камчатском отправились 4 июня 1741 года в плавание к берегам Америки на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел». В пути корабли разделились. «Святой Пётр» под командованием Беринга достиг южного побережья Аляски 17 июля, и произвёл высадку в районе острова Кадьяк у западного побережья Америки. На обратном пути экспедиция не раз подходила к открытым ею Алеутским островам и зазимовала на будущем острове Беринга из группы Командорских островов (также впервые открытых), где Беринг умер во время зимовки. Чириков ещё ранее Беринга, 15 июля, достиг берегов Америки, кроме того, побывал и на отдельных Алеутских островах, и 11 октября того же года вернулся в Петропавловский острог. [4]

План Кунсткамеры — первого здания Российской академии наук, 1741 год.

Полностью же экспедиция была завершена в царствование Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны её результаты и подведены итоги.

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [5] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [6]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

Связь и телекоммуникации

Организация почтовых станций вдоль Сибирского тракта

См. Сибирский (Московский) тракт.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. После свержения с престола Иван VI провёл остаток своих дней под охраной в отдалённых крепостях, пока не был убит при попытке мятежников его освободить в 1764 г.