Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года,[1] введённые в строй с 11 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года.

Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью Ю. В. Андропова.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Космонавтика и ракетная техника

РЛС «Дарьял» в Печоре, 2008

РЛС «Дарьял» в Печоре

Радиолокационная станция (РЛС) одного из самых дорогих в истории проектов согласно иностранным источникам[1] строилась с мая 1975 года и вошла в строй 20 января 1984 года. РЛС предназначалась для использования в составе Системы предупреждения о ракетном нападении и состояла из двух частей — излучающей и приёмной, которые были частично совместимы с РЛС раннего предупреждения более ранних типов и потому могли заменять их по частям.

Состоявшая из двух очень крупных и множества более мелких зданий и огромного количества аппаратуры стационарная РЛС отличалась большой потребляемой и излучаемой мощностью, циклопическими размерами (размер антенны передающей части 40х40, а приёмной 100х100 метров[2]) и высокой стоимостью, которая позднее оценивалась в 20 млрд рублей в ценах 2005 года (то есть порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 года).

Головная РЛС проекта была построена на наиболее опасном в отношении ракетного нападения со стороны Северной Америки северном направлении в Печоре, где следит за космическим пространством практически над всем Северным Ледовитым океаном и его окрестностями.

Авиация

Истребитель Миг-29 ВВС СССР, 1989 г.

Истребитель МиГ-29

Лёгкий фронтовой истребитель четвёртого поколения разрабатывался в рамках общей с Су-27 программы с конца 1960-х годов, а отдельно с 1974 года. Первые серийные самолёты были выпущены в июле 1983 года.

На 2014 год различные модификации истребителя продолжают производиться и стоят на вооружении ВВС десятков стран мира, включая и российские.

Крупнейшие корабли и суда

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Третий корабль, дополнивший серию из двух построенных ранее советских авианесущих крейсеров типа «Киев», предназначенных для базирования вертолётов и самолётов вертикального взлёта и посадки. Строился 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, введён в строй 24 ноября 1982 года.

Ещё один — четвёртый — корабль этого типа был введён в строй позднее.

Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-202, 1999 г.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-202

Второй в серии из крупнейших в истории подводных кораблей — ранее был построен головной корабль проекта — ТК-208 («Дмитрий Донской»). Заложен 22 апреля 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 сентября 1982 года, введен в строй 28 декабря 1983 года.

Строительство подводных крейсеров этого проекта продолжалось и позднее.

Ракетный крейсер «Москва» (бывший «Слава») в 2009 г.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Слава» («Москва»)

Головной корабль проекта 1164 «Атлант», вооружённый большим количеством мощных противокорабельных ракет, заложен 5 ноября 1976 года, спущен на воду 27 июля 1979 года, 30 декабря 1982 года. В 1996 году переименован в крейсер «Москва». Крейсер принимал участие в конфликте 08.08.08.

Позднее строились серийные корабли проекта 1164.

Атомная подводная лодка К-278 («Комсомолец»)

Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») проекта 685 «Плавник»

Опытно-боевая подводная лодка с титановым корпусом была построена прежде всего для исследования возможности эксплуатации боевых подводных лодок на больших глубинах, хотя и активно использовалась в повседневной боевой деятельности флота. Предельная глубина погружения субмарины составляла 1250 м, а рабочая, которая и была достигнута 4 августа 1984 года — 1000 м, что и на 2014 год остаётся мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок. Необходимо отметить, что на этой глубине подводный крейсер становился невидим для большинства гидроакустических средств и неуязвим для большей части противолодочного оружия.

Корабль был заложен 22 апреля 1978 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 мая 1983 года, введён в строй 20 октября 1983 года. В октябре 1988 года подводный крейсер получил название «Комсомолец».

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-206 («Минский комсомолец», «Мурманск») проекта 949 «Гранит»

В это время на заводе «Севмаш» в Северодвинске в дополнение к введённой в строй ранее головной подводной лодке этого проекта был построен атомный подводный крейсер К-206 (с 14 апреля 1987 года получивший почётное наименование «Минский комсомолец», а с с 6 апреля 1993 года — собственное имя «Мурманск»). Корабль был заложен 22 апреля 1979 года, спущен на воду 10 декабря 1982 года и введён в строй 30 ноября 1983 года.

В дальнейшем линия развития атомных подводных лодок с крылатыми ракетами в отечественном флоте была продолжена строительством атомных ракетных крейсеров проекта 949А «Антей».

Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»

В этот период серию из 14 построенных ранее атомных подводных лодок — охотников проекта 671РТМ «Щука» дополнили ещё четыре подводных крейсера:

  • К-298 — Заложен 25 февраля 1981 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 14 июля 1982 года, введён в строй 27 декабря 1982 года.
  • К-242 — Заложен 12 июня 1982 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 апреля 1983 года, введён в строй 25 октября 1983 года. С 23 июня 1982 года — «50 лет Комсомольску-на-Амуре».
  • К-218 — Заложен 07 ноября 1981 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 24 июля 1982 года, введён в строй 28 декабря 1983 года.
  • К-358 — Заложен 23 июля 1982 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 15 июля 1983 года, введён в строй 29 декабря 1983 года. С 30 декабря 1987 — «Мурманский Комсомолец».

Ещё один подводный крейсер (К-315) в 1983 году снят со строительства в связи с прекращением производства кораблей этого типа в Комсомольске-на-Амуре. В Ленинграде же (ныне Санкт-Петербурге) строительство кораблей этого проекта продолжалось и позднее.

Эсминец «Отличный»

Эскадренный миноносец «Отличный» проекта 956 «Сарыч»

Третий в ранее начатой серии океанских кораблей с мощным ракетно-артиллерийским вооружением, эсминец «Отличный» был заложен на Ленинградском заводе имени А. А. Жданова 22 апреля 1978 года, спущен на воду 21 марта 1981 года, введён в строй 30 сентября 1983 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

БПК проекта 1155 «Адмирал Захаров», 1989

Большие противолодочные корабли проекта 1155

В это время в дополнение к двум построенным ранее, были введены в строй ещё два океанских больших противолодочных корабля проекта 1155:

  • «Маршал Василевский» — заложен на заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде 22 апреля 1979 года, спущен на воду 29 декабря 1981 года, введён в строй 8 декабря 1983 года (по другим данным — 12 декабря 1983 года).[3]
  • «Адмирал Захаров» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 16 октября 1981 года, спущен на воду 4 ноября 1982 года, введён в строй 30 декабря 1983 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

Подводные лодки проекта 877

В это время в дополнение к двум подводным лодкам, построенным ранее, было введено в строй ещё три корабля этого проекта, построенных также на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре:

  • Б-227 (с 2008 года «Выборг») — заложен 23 февраля 1982 года, спущен на воду 16 сентября 1982 года, введён в строй 27 декабря 1982 года.
  • Б-229 — заложен 23 февраля 1983 года, спущен на воду 15 июля 1983 года, введён в строй 30 октября 1983 года.
  • Б-404 — заложен 7 мая 1983 года, спущен на воду 24 сентября 1983 года, введён в строй 30 декабря 1983 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Подводная лодка Б-380 «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом»

В этот период на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде) была введена в строй последняя подлодка проекта 641Б, дополнившая серию из 17 подводных лодок этого типа, построенных ранее. Корабль был заложен 15 октября 1981 года, спущен на воду в августе 1982 года и вошёл в строй 30 (по другим данным 25) декабря 1982 года. С 2008 года переименован в «Святой князь Георгий» в честь основателя Нижнего Новгорода.

Железные дороги

Линия Коротчаево (Старый Уренгой) — Новый Уренгой — Пангоды — Старый Надым

В связи со освоением газовых месторождений приполярной части Западной Сибири к 1983 году была реконструирована часть недостроенной и заброшенной сталинской 501-й стройки, также известной как Трансполярная магистраль. Одна часть линии, строившаяся железнодорожниками, длиной 188 км прошла от развилки с магистральной линией Тюмень — Уренгой (Коротчаево) до станции Пангоды и ныне принадлежит РЖД, а оставшаяся часть Пангоды — Надым-Пристань (Старый Надым) длиной 114 км строилась силами газовиков и ныне принадлежит ОАО «Газпром». Линия была постепенно введена во временную эксплуатацию в 1981—1983 годах, а затем в течение десятилетий эксплуатировалась в формально недостроенном состоянии, поскольку её окончательный ввод в строй был задержан проблемами 1990-х.[4][5]

Участок Тында — Дипкун (первая очередь линии Тында — Ургал) Байкало-Амурской железной дороги

Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Тында — Ургал строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 136 км.

Участок Тында — Ларба(первая очередь линии Чара — Тында) Байкало-Амурской железной дороги

Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Чара — Тында строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 131,5 км.

Станция «Тульская» Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метро, 2008

Линии метрополитена

Серпуховская линия Московского метрополитена

В это время в активно развивавшемся как ранее, так и позднее Московском метрополитене 8 ноября 1983 года были введены в строй первые восемь станций Серпуховской (ныне Серпуховско-Тимирязьевской) линии от станции «Серпуховская» до станции «Южная».

Гидроэнергетика

Андижанская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 140 МВт, активно строившаяся с 1969 года на реке Карадарья в Узбекской ССР, была введена в строй в 1983 году.[6]

Нижнекамская ГЭС — гидроагрегаты № 11…14

В в дополнение к десяти, введённым в строй ранее, этот период с 30 декабря 1982 по 30 декабря 1983 года на гидроэлектростанции были подключены к сети ещё четыре гидроагрегата общей установленной мощностью 312 МВт. Установленная мощность ГЭС при этом достигла 1092 МВт, однако фактическая была заметно ниже из-за нерасчётного уровня воды в водохранилище.

Остальные гидроагрегаты электростанции были введены в строй позднее.

Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства

В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1982…1984 годах в строй в строй вводились по четыре гидроагрегата ежегодно. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[7]

Активное строительство станции продолжилось и позднее.

Днестровская ГЭС — фактический ввод в строй

В этот период 12 декабря 1983 года был введён в строй последний — шестой — гидроагрегат Днестровской ГЭС-1 и она достигла проектной установленной мощности в 702 МВт. И, хотя часть её гидроагрегатов была введена в строй ранее, именно этот момент следует считать датой её фактического ввода в строй, хотя официальный приём ГЭС в постоянную эксплуатацию произошёл уже позднее.

Атомная энергетика

Смоленская АЭС

Первый энергоблок АЭС типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 октября 1975 года и был введён в строй 30 сентября 1983 года.

Позднее на АЭС были построены ещё два аналогичных энергоблока.

Южно-Украинская АЭС

Первый энергоблок расположенной в Николаевской области АЭС был оснащён реактором ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт. Строился с 1 марта 1977 года по 18 октября 1983 года.

Позднее на электростанции были построены дополнительные энергоблоки.

АЭС Пакш, Венгрия

Атомная электростанция в центре Венгрии, первый энергоблок которой, оснащённый реактором типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт, строился с 1 августа 1974 года по 10 августа 1983 года.

Впоследствии на АЭС Пакш были введены в строй ещё несколько реакторов.

Энергоблок № 3 Кольской АЭС

Как и построенные ранее энергоблоки Кольской АЭС, её третий энергоблок был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 апреля 1977 года по 3 декабря 1982 года.

Электростанция продолжала развиваться и позднее.

Тепловая энергетика

Киришская ГРЭС — завершение строительства второй очереди

В это время было завершено строительство второй очереди Киришской ГРЭС, основная часть объектов которой была введена в строй ранее в 1971—1976 годах. В последующие годы продолжалась достройка теплофикационной части станции: 2 июля 1976 года был введены в эксплуатацию котлоагрегат № 5 производительностью по пару 420 т/час и турбоагрегат № 5 мощностью 50 МВт, 27 сентября 1979 года введён в строй турбоагрегат № 6 мощностью 50 МВт, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 2120 МВт, а 29 сентября 1983 года был введён в строй последний 6-й котлоагрегат производительностью по пару 420 т/час.[8]

Электростанция развивалась и позднее.

Ставропольская ГРЭС — завершение строительства

В это время с вводом в строй в 1983 году энергоблока № 8 мощностью 300 МВт — последнего из четырёх энергоблоков второй очереди Ставропольской ГРЭС, было в целом завершено строительство этой электростанции.[9][10]

Сургутская ГРЭС — третья очередь

В это время на Сургутской ГРЭС (ныне Сургутской ГРЭС-1) была введена в строй третья очередь в составе четырёх энергоблоков по 210 МВт каждый, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 3360 МВт.[11][12]

Позднее рядом было начато строительство четвёртой очереди ГРЭС, ныне выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2.

Химическая промышленность

Невинномысское производственное объединение «Азот» — установка по производству кабрамида

В этот период на Невинномысском ПО «Азот» в 1983 году вступила в строй крупнотоннажная установка по производству карбамида.[13]

Объединение продолжало развиваться и позднее.

Кольская сверхглубокая скважина СГ-3, 2007

Наука и образование

Кольская сверхглубокая скважина СГ-3 (третий этап бурения)

Ставшую крупным проектом ещё ранее глубочайшую скважину планеты продолжали углублять в рамках третьего этапа работ формально до декабря 1984 года. Однако фактически этап был завершён в 1983 году, когда бурение скважины было приостановлено на глубине более 12 км с целью подготовки к Международному геологическому конгрессу 1984 года в Москве. Когда 27 сентября 1984 года была предпринята попытка продолжить бурение, после достижения рекордной отметки 12066 м в скважине оборвалось 5 км буровой колонны и последующие многомесячные попытки её достать ни к чему не привели.[14] [15] [16][17]

Позднее бурение скважины было возобновлено с отметки 7 км, и она вновь достигло глубины более 12 км с новым рекордом на последующем четвёртом этапе работ.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.