Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эллинг Ленинградского судостроительного завода «Пелла» на «старой» производственной площадке, 2006
«Старая» производственная площадка Ленинградского судостроительного завода «Пелла», 2014

Акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (официальное сокращённое наименование АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла») — судостроительное предприятие в г. Отрадное Ленинградской области, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1930-х годах как завод по производству автоприцепов Наркомата лесной промышленности.[1] Восстановленный после Великой Отечественной войны завод с 1950 года был перепрофилирован на судостроение, впоследствии получив и новое название «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

История наименований предприятия:

  • 1930-е годы — послевоенные годы — Завод автоприцепов(?) Наркомата лесной промышленности (во время Великой Отечественной войны завод был нарушен, а после — восстановлен)
  • Послевоенные годы — 1957 год — Ленинградский механический завод № 4
  • 1957—1965 годы — «Ленинградский судомеханическийй завод.
  • 1965—1992 годы — «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
  • 1992—1996 годы — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».
  • 21 июня 1996 года — настоящее время — Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве буксиров, поставляемых, в том числе, и на экспорт в Дальнее зарубежье. Также производит различные катера, гидрографические суда и малые ракетные корабли.

На 2021 год предприятие характеризуется сложной структурой с наличием нескольких дочерних компаний:

  • ООО «Пелла-Маш» — машиностроительное (станкостроительное) производство, прежде всего в интересах судостроения, производящее:
    • трубогибочные станки;
    • машины термической резки;
    • спуско-подьемные устройства для спасательных шлюпок;
    • оборудования для спуска судов;
    • корпуса алюминиевых судов;
    • окрасочное оборудование безвоздушного распыления.
  • ЗАО «Пелла-Фьорд» — специализируется на стеклопластиковом малом судостроении, в частности производит:
    • прогулочные лодки и каноэ и тому подобные суда;
    • катера;
    • спасательные шлюпки открытого и закрытого типа;
    • с 2019 года — судовая система зашивки из трехслойных панелей, легкие судовые двери внутреннего контура, судовая металлическая и композитная мебель.
    • изделия из стеклопластика по заявкам заказчика.
  • ООО «Рекорд-Строй» — предприятие, специализирующееся на отделке и, в том числе, покраске судов.
  • ООО «Интро-Пелла» — предприятие занимающееся собственно судостроением.
  • Pella Sietas GmbH, Германия — предприятие, занятое судостроением на территории Германии, где «Пелла» купила средних размеров верфь, старейшую в стране (работала с 1635 года) для расширения сбыта продукции в Евросоюзе.
  • ООО «Промэнерго» — предприятие, занимающееся энергетикой.

История предприятия

Предыстория создания завода

862 год — берега Невы вошли в состав вновь созданного Древнерусского государства и в месте расположения завода впоследствии были известны как Ивановская волость.

XVII век — в ходе Смутного времени Ивановская волость была почти на сто лет уступлена Швеции. В это время на шведских картах уже появляется Пелла (Pallila, с финского — «мягкая, рыхлая земля»).

1702—1703 годы — Невские берега отбиты у Швеции Петром I в ходе Северной войны.

Середина XVIII века — дачей на месте завода владеет князь Лука Иванович Долгоруков.

Октябрь 1761 года — сенатор Иван Иванович Неплюев купил дачу на месте Пеллы у княгини Натальи Федосеевны Долгоруковой, вдовы князя Луки Ивановича. Им там был устроен дом с поместьем, получившим известность как «мыза Ивановская». Там им был построен большой, но, по свидетельству Императрицы Екатерины Великой, не особо украшенный дом.

7 ноября 1784 года — Императрица Екатерина II выкупила мызу Ивановскую у наследников Ивана Неплюева. Как указано в некоторых источниках, изначально для строительства дворца своему внуку Александру (будущему Императору Александру I. Имение получило название по местности «Пелла». Это название, по-видимому, очень нравилось Императрице, поскольку совпадало с названием столицы древней Македонии (ныне город Салоники) — родного города Александра Македонского.

1785 год — поскольку Императрице очень понравилось место, то уже для неё самой началось строительство крупнейшего в стране дворцово-паркового комплекса «Пелла», который должен был быть достроен всего за несколько лет.

Ноябрь 1789 года — в связи с большими бюджетными расходами во время очередной русско-турецкой войны строительство дворца в Пелле временно приостановлено. К этому моменту были полностью построены 9 из 23 крупных зданий комплекса и часть переходных галерей, в том числе все наиболее важные здания комплекса. Позднее, до 1794 года, проводились относительно небольшие работы по достройке дворца.

Декабрь 1796 года — вступивший на престол Император Павел I, сильно недолюбливавший всё, что было связано с его матерью, принял решение о разборке недостроенного дворцового комплекса Пелла на стройматериалы.

Май 1797 — начало 1801 года — шесть из девяти готовых зданий дворца разобраны на стройматериалы, использованные большей частью при строительстве Михайловского замка. До наших дней сохранились только здания почтовой станции и каретно-конюшенный корпус, по-видимому, предопределивший на долгое время дальнейшее использование территории.

начало XIX века — на месте бывшего​ дворца построены деревянные казармы военного городка конной артиллерии и образцовый казачьих частей.

1868 год — казармы сгорели при пожаре, но в течение одного-двух лет были восстановлены.

Советская Россия

1930-е годы — на территории бывшей почтовой станции дворца Пелла создан Завод автоприцепов Народного комиссариата лесной промышленности СССР.

1941—1944 годы — в районе завода идут тяжелые бои, поскольку по Неве проходит линия обороны осажденного Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В результате, предприятие, включая и исторические дворцовые постройки стало полуразрушенным.

Конец 1940-х годов — предприятие восстановлено и переименовано в Ленинградский механический завод N 4.

1950 год — завод перепрофилирован на судостроительном производство. Вскоре после этого его основной продукцией стали маломерные суда, в том числе буксиры, быстроходные катера и лоцманские боты. При этом до 2012 года из-за расположенных рядом порогов Невы максимальный размер строившиеся судов ограничивался осадков не более 4 метров и, из-за инфраструктуры ограничений, длиной не более 50 метров.

1957 год — предприятие переименовано в Ленинградский судомеханический завод.

1960-е годы — предприятие начинает производство судов из стеклопластика.

1965 год — завод переподчинен в качестве опытного производства передается ЦНИИ технологии судостроения и переименован в Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

1970-е годы — завод начинает работу и в области производства станков и прочего технологического оборудования для судостроительной отрасли. В частности, он производит трубогибочные станки, машины термической резки металла, и оборудование для окраски.

Российская Федерация

1992 год — в результате приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

1993 год — станкостроительное производство завода выделено в дочернюю фирму «Пелла-Маш».

21 июня 1996 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

2003 год — настоящее время (2019) — на предприятии строятся крупной серией (на 2019 год составляющей 49 единиц) рейдовые буксиры проекта 90600.

2004 год — настоящее время (2018) — на предприятии строятся крупной серией (на 2016 год составлявшей 31 судно) рейдовые буксиры проекта 16609.

2011 год — настоящее время (2017) — на предприятии строятся эскортные буксиры проекта ПЕ-65.

16 июля 2012 года — конец 2014(?) года — предприятие построило новую производственную площадку (верфь) ниже по течению Невы в поселке Саперный (г. Санкт-Петербург). Это первая серьезная верфь, построенная в России после развала СССР в 1991 году и первая частная верфь, построенная в стране с 1917 года. Поскольку она расположена ниже порогов, предприятие получило возможность строить до 10 морских судов уже не малого, а среднего размера в год. На новой верфи могут производиться суда длиной до 100 м, шириной до 22 м и осадкой до 8 м. Это немедленно сказалось на номенклатуре и количестве строящихся судов и теперь уже кораблей, особенно по заказам российского военно-морского флота.

2012 — 2015 годы — на заводе для отечественного военно-морского флота построена серия из четырёх многофункциональных судов портового обслуживания (малых морских танкеров) проекта 03180 (СКПО-1000).

Патрульный катер П-280 проекта 03160 «Раптор», 2016

2013 — 2021 годы — на заводе для Военно-морского флота России производятся патрульные катера проекта 03160 «Раптор», разработанные на заводе на базе катеров проекта СВ90.

2014 — 2017 годы — на «новой» производственной площадке завода построены четыре многоцелевых буксира-спасателя проекта ПС-45 (проект 02980). Это весьма крупные для буксиров суда водоизмещением 1216 тонн.

2014 — 2016 годы — на заводе построено не имевшее на тот момент отечественных аналогов рыбопромысловое судно ярусного лова «Вестлайнер» проекта PL-475.

2014 — настоящее время (2021) — на заводе для российского военно-морского флота серией из двух единиц строятся опытовые суда проекта 11982.

Апрель 2014 года — для расширения сбыта в Евросоюзе предприятие выкупило старейшую верфь Германии Sietas, работавшую с 1635 года, даже более крупную, чем сама Пелла, но находящуюся в сложной финансовой ситуации. На базе верфи было организовано дочернее предприятие Пеллы «Pella Sietas GmbH».

Спуск на воду малого ракетного корабля «Буря» проекта 22800 «Каракурт»

2015 — настоящее время (2023) — на предприятии (в том числе один корпус частично на арендованном заводе «Море»[1]) строится серия из шести малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», при этом строительство последних четырёх кораблей в какой-то момент было практически поставлено на паузу на поздней стадии. В результате этого при продаже «новой» производственной площадки предприятия в 2021 году корпуса кораблей были отбуксированы к его «старой» производственной площадке для достройки.

2015 — 2018 годы — на заводе строится серия из трёх буксиров-кантовщиков проекта проекта 04690 (RAscal 2000).

2016 — настоящее время (2021) — предприятием (с достройкой с 2019 года на мощностях Канонерского судоремонтного завода[2]) строится океанографическое исследовательское судно «Академик Агеев» проекта 16450 «Гараж-Гюйс».[3]

2017 — 2021 годы — предприятие строило четыре рыболовецких траулера проекта 03095, впоследствии оставленные для достройки на выделенной в отдельное предприятие «новой» производственной площадке[4]

2017 — 2021 годы — предприятие строило два рыболовецких траулера проекта 1701, впоследствии оставленные для достройки на выделенной в отдельное предприятие «новой» производственной площадке[5][6]

2018 — настоящее время (2022) — заводом строится серия из четырёх судов для добычи краба проекта 03070.[7][8]

Октябрь 2020 года — базе дочернего предприятия «Pella Sietas» в Германии по заказу ФГУП «Росморпорт» заложен ледокол проекта 21900М2, при этом предприятие согласились на цену, не устроившую других производителей[9].

29 июля 2021 года — вследствие потерь, связанных с локдауном во время пандемии коронавируса дочерняя компания «Pella Sietas» в Германии подала на банкротство.

Август 2021 года — «новая» производственная площадка предприятия в посёлке Сапёрном продана рыбопромышленному холдингу «Норебо» и стала отдельным предприятием ООО «Пелла-Стапель»[10]

Декабрь 2021 года(?) — предприятие переименовано в Акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

См. также

Ссылки

Примечания

  1. На официальном сайте предприятия указано Министерство лесной промышленности, но в эти годы оно существовало именно как Народный комиссариат