Ольга Мудрая: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 8: Строка 8:


== Имя и прозвище ==
== Имя и прозвище ==
Русское имя '''Ольга''' произошло, вероятно, от скандинавского имени ''Helga'', мужская форма - ''Helge'' или ''Helgi'', что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант - Святослава). По одной из гипотез, ''Helgi'' или ''Helga'' было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь [[Олег Вещий]] и мог носить князь [[Игорь I Старый]]), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга».<ref>[http://www.russiancity.ru/books/b61.htm Пискаревский летописец], Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С. 31.</ref> В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.
Русское имя '''Ольга''' произошло, вероятно, от скандинавского имени ''Helga'', мужская форма — ''Helge'' или ''Helgi'', что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, ''Helgi'' или ''Helga'' было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь [[Олег Вещий]] и мог носить князь [[Игорь I Старый]]), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга».<ref>[http://www.russiancity.ru/books/b61.htm Пискаревский летописец], Полное собрание русских летописей. — Т. 34. — М., 1978. — С. 31.</ref> В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.


Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.  
Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.


Известно древнечешское имя ''Olha'', что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче '''Элга''' в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя '''Елена''', хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
Известно древнечешское имя ''Olha'', что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче '''Элга''' в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя '''Елена''', хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
Прозвище '''Мудрая''' было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра». Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя [[Владимир I Святой|Владимира]] принять именно православное христианство:
{{quote|Сказали же бояре: «Если бы  плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». [http://www.lib.ru/%3E%3C/HISTORY/RUSSIA/povest.txt [ ПВЛ, 987 год]] }}
Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.


== Плюсы и минусы ==
== Плюсы и минусы ==

Версия от 03:04, 17 февраля 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
«Княгиня Ольга (Крещение)». Картина художника Сергея Кириллова, 1993 г.

Ольга Мудрая[1] (также известна как Ольга Святая или просто княгиня Ольга) — первая достоверно известная по имени русская княгиня, первая женщина и первая христианка среди русских правителей (крестилась в 955 или 957 году, в крещении Елена). Жена князя Игоря Рюриковича до его смерти в 945 году и правительница-регент во время детства и юности своего сына Святослава Игоревича — правила за него как минимум до 959 года, когда о ней как о «королеве Ругов» сообщает западноевропейская хроника Продолжателя Регинона (в 957 году о ней как об «архонтиссе Руси» сообщает византийский император Константин Багрянородный в сочинении «О церемониях»).

Ольга уступила власть повзрослевшему Святославу либо около 962 г., когда язычник Святослав изгнал из Киева вызванную матерью из Священной Римской Империи миссию епископа Адальберта, либо самое позднее в 964 г., когда Святослав, согласно летописи, провёл свой первый военный поход. Однако и далее, по всей видимости, Ольга продолжала играть важную роль в управлении Киевом, так как её сын почти постоянно пребывал в военных походах.

В плане военной силы Ольга опиралась на воеводу Свенельда, игравшему одну из важнейших ролей в русской политике уже при князе Игоре Рюриковиче и сохранившему своё положение при Святославе Игоревиче и Ярополке Святославиче.

Имя и прозвище

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга».[2] В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра». Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». [ ПВЛ, 987 год]

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Плюсы и минусы

Достижения и успехи

  • Подавлено восстание древлян (946).
  • Проведена первая на Руси административная и налоговая реформа (947). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы — погосты, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун; введён сбор дани (уроки); установлены размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Упорядочивание дани надолго установило внутренний мир в стране.
  • Новгород, Псков и Ростов построены на современном месте и стали крупными городскими центрами после реформы 947 года.
  • Положено начало каменному строительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
  • Совершён первый официальный зарубежный визит правителя Россиипоездка Ольги в Царьград, столицу Византии (955 или 957), установлены дипломатические отношения с Византией (Римской Империей) и Германией (Священной Римской Империей) (959).[3]
  • Первая женщина и первая христианка среди русских правителей (крестилась в 955 или 957 году).[4]
  • Последним крупным достижением Ольги можно считать успешно выдержанную в Киеве осаду печенегов во время их первого набега на Русь в 968 году, когда одному юному киевлянину удалось пройти сквозь стан врагов и призвать помощь с другого берега Днепра. Это произошло уже во время самостоятельного правления Святослава Игоревича.

Ошибки и неудачи

  • Восстание древлян было подавлено с легендарной жестокостью, описанной в летописи (в этот период Ольга ещё была язычницей и была крайне зависима от преимущественно языческого княжеского войска).
  • Ольга не сумела склонить своего сына Святослава принять христианство, из-за чего сорвались её планы по христианизации Руси (вызванная ею в 959 году миссия епископа Адальберта из Священной Римской Империи вынуждена была отправится восвояси в 962 году; с другой стороны, в итоге это усилило ведущую роль восточного, а не западного христианства на Руси); вскоре после этого Святослав стал править самостоятельно, а после смерти матери, по сведениям спорной Иоакимовской летописи, во время и после войны с Византией воздвиг гонение на христиан и убил своего брата-христианина Улеба (младшего сына Ольги либо сына Игоря от другой жены).[1]

Крупные проекты

Цитаты об Ольге

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. [ПВЛ, 969 год]

Примечания

  1. Мнемоническое имя. Прозвище Мудрая имеет поздний характер, однако основано на летописи. См. раздел #Имя и прозвище.
  2. Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей. — Т. 34. — М., 1978. — С. 31.
  3. В связи с этим есть предположение, что именно при Ольге был проложен либо взят Русью под контроль гипотетический торговый путь «из немец в хазары».
  4. Последним крупным достижением Ольги можно считать успешно выдержанную в Киеве осаду печенегов во время их первого набега на Русь в 968 году, когда одному юному киевлянину удалось пройти сквозь стан врагов и призвать помощь с другого берега Днепра. Это произошло уже во время самостоятельного правления Святослава Игоревича.