Трансполярная магистраль

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Трансполярная магистраль в широком смысле (Великий Северный путь) — один из крупнейших и важнейших перспективных инфраструктурных проектов, способный заметно изменить не только нашу страну, но и мир в целом. Проект предусматривает строительство железнодорожного или совмещённого транспортного коридора вдоль побережья всей Российской Арктики от Архангельской области до мыса Дежнёва на Чукотке, с последующим переходом через Берингов пролив в Северную Америку. Вследствие сферичности Земли, магистраль станет кратчайшим сухопутным путём не только между всей Европой и Америками, но также между Африкой и Америками, что позволяет рассматривать её как часть крупнейшего из возможных на Земле железнодорожных проектов — рассматриваемой с XIX века «Глобальной железнодорожной магистрали», которая в кратчайшем её варианте прошла бы по суше через всю Африку от Кейптауна (ЮАР) до Суэцкого канала, далее через Ближний Восток и Кавказ на территорию России. Здесь её кратчайший путь должен пройти через Поволжье и Приуралье к арктическому побережью Западной Сибири в районе Надыма и далее по Трансполярной магистрали до Северной Америки, а оттуда вдоль Скалистых гор и Анд через Канаду, США, Мексику и Панаму в Южную Америку до Аргентины и Чили. Кроме того, центральная часть магистрали стала бы также кратчайшим путём между Центральной Россией и Дальним Востоком.

История проекта

В дореволюционной России

Первые проработанные варианты западной части проекта появились в России ещё до 1917 года под общим примерным названием «Великий Северный железнодорожный путь», видимо, по аналогии с названием «Великий Сибирский путь», которое тогда носил только что построенный Транссиб.

Следует отметить, что до Первой мировой войны к отечественному побережью Арктики выходила лишь одна железная дорога Вологда - Архангельск, да и та была узкоколейной (1067 мм), что, конечно, оставляло регион практически за бортом экономической жизни страны. Следует отметить, что это было вызвано вполне уважительными обстоятельствами, поскольку, несмотря на рекордные темпы строительства железных дорог при Николае II - в среднем по несколько тысяч километров в год, ещё многие куда более заселённые части огромной страны были недостаточно обеспечены железнодорожным транспортом или необеспечены им вовсе.

Ситуация стала быстро улучшаться с началом войны, когда и черноморские, и балтийские порты оказались блокированы противником. В этих условиях не только была перешита на широкую колею линия на Архангельск, но и построена новая железная дорога на Кольский полуостров и незамерзающий порт Романов (ныне Мурманск).

Наиболее известным в этот период стал проект 1915 года художника и полярного исследователя Александра Борисова, предлагавшего построить железную дорогу по линии Романов (Мурманск) - Котлас - Обь, что должно было обеспечить более прямой выход сибирских товаров на европейские рынки.