Правовые основания воссоединения Крыма с Россией: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Исправлен I раздел)
(Исправил II раздел)
Строка 32: Строка 32:
В этих условиях 17 марта 2014 года '''Верховный Совет Республики Крым''', исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе [[Воссоединение Крыма с Россией|референдума 16 марта]] принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав на правах субъекта федерации. В этом плане примечательно что сама Украина в 1991 году использовала как основание для провозглашение независимости угрозу переворота в СССР в августе 1991 года (см. ниже).
В этих условиях 17 марта 2014 года '''Верховный Совет Республики Крым''', исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе [[Воссоединение Крыма с Россией|референдума 16 марта]] принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав на правах субъекта федерации. В этом плане примечательно что сама Украина в 1991 году использовала как основание для провозглашение независимости угрозу переворота в СССР в августе 1991 года (см. ниже).


== Нерелевантность Конституции Украины к легитимности реализации Крымом своего права на самоопределение ==
== Раздел II. Право на самоопределение Крыма и Конституция Украины ==
{{main|Вопрос о независимости Косово}}
{{main|Вопрос о независимости Косово}}


'''Релевантность''' — оценка степени соответствия и степени практической применимости результата, то есть адекватность.
* '''Во-первых,''' процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются '''международным правом''', а не внутренним законодательством. Как известно, нарушение внутреннего законодательства государства не влечёт за собой нарушения международного права.
Так в '''Меморандуме США от 17 апреля 2009 года'''<ref>[http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15640.pdf Текст документа на английском языке]</ref>, представленном в '''Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово''', отмечается следующее: {{quote|''«Декларации независимости могут и по своей сути часто нарушают внутреннее право,…однако это не означает, что имело место нарушение международного права»''}}


Процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются '''международным правом''', а не внутренним законодательством. Как известно, нарушение внутреннего законодательства государства не влечёт за собой нарушения международного права.
* '''Во-вторых,''' сам '''Международный Суд''' согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости '''Косово''' даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете '''Конституции Сербии''' или '''Конституции СФРЮ'''. В связи с этим интересен следующий вывод Суда: {{quote|''«Суд просили вынести заключение не в отношении того, соответствует ли декларация независимости какой-либо норме внутреннего права, а в отношении того, соответствует ли она нормам международного права. Суд может ответить на этот вопрос посредством анализа международного права, и ему нет нужды вторгаться при этом в систему внутреннего права»''}}
Так в '''Меморандуме США от 17 апреля 2009 года'''<ref>[http://www.icj-cij.org/docket/files/141/15640.pdf Текст документа на английском языке]</ref>, представленном в '''Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово''', отмечается следующее:
То есть получается, что при исследовании соответствия '''Декларации независимости Косово'''[https://en.wikisource.org/wiki/2008_Declaration_of_Independence_of_Kosovo] международному праву даже не поднимался вопрос о действительности декларации в свете '''Конституции Сербии'''[http://mspa7520.ru/konstituciya-respubliki-serbiya] или даже '''Конституции СФРЮ'''[http://constitutions.ru/?p=8819]. Таким образом, вопрос соответствия процесса отделения Крыма нормам Конституции Украины не является правомерным с точки зрения международного права. Следовательно, чтобы провозглашение независимости Крыма и связанный с этим процесс в форме всенародного референдума считался недействительным или неправомерным следует определить наличие специфического запрета на такие действия в международном праве. Как следует из выше упомянутого решения Международного суда ''«общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости»''. Подробнее об этих решениях — [http://dpp.mpil.de/02_2013/02_2013_121_155.pdf здесь].
{{quote|''«Декларации независимости могут и по своей сути часто нарушают внутреннее право,…однако это не означает, что имело место нарушение международного права»''}}


Сам '''Международный Суд''' согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости '''Косово''' даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете '''Конституции Сербии''' или '''Конституции СФРЮ'''. В связи с этим интересен следующий вывод Суда:
* '''В-третьих,''' в случае оценки правомерности выхода Крыма из состава Украины с т.з. Конституции Украины стоит отметить другой вывод Международного Суда по Косово. Так суд рассмотрел не противоречит ли Декларация о независимости Косово конституционным рамкам и распоряжениям [http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unmik/МООНК|МООНК], действующей как администрация края. Суд рассматривал их потому что считал их за международное право. Хотя эти положения скорее играли роль норм, регулирующих внутреннее устройство и деятельность органов управления.
{{quote|''«Суд просили вынести заключение не в отношении того, соответствует ли декларация независимости какой-либо норме внутреннего права, а в отношении того, соответствует ли она нормам международного права. Суд может ответить на этот вопрос посредством анализа международного права, и ему нет нужды вторгаться при этом в систему внутреннего права»''}}
Примечателен следующий вывод, сделанный '''Международным судом ООН''' после анализа соответствия декларации о независимости Косово Конституционным рамкам МООНК: {{quote|''«…Обретение силы декларацией независимости мыслилось теми, кто её принимал, не внутри правопорядка, который был создан для временного этапа, да оно и не могло произойти внутри него. Наоборот, Суд считает, что авторы декларации не действовали и не намеревались действовать в качестве института, созданного и уполномоченного действовать внутри этого правопорядка, а задались целью принять меру, значимость и последствия которой окажутся вне его…. Поэтому Суд приходит к выводу о том, что, … авторы декларации независимости … действовали не как один из временных институтов самоуправления в пределах Конституционных рамок, а как лица, совместно выступившие в качестве представителей народа Косово вне рамок временной администрации.»''}}
То есть получается, что при исследовании соответствия '''Декларации независимости Косово'''<ref>[https://en.wikisource.org/wiki/2008_Declaration_of_Independence_of_Kosovo Текст документа на английском языке]</ref> международному праву даже не поднимался вопрос о действительности декларации в свете '''Конституции Сербии'''<ref>[http://mspa7520.ru/konstituciya-respubliki-serbiya Текст документа на русском языке]</ref> или даже '''Конституции СФРЮ'''<ref>[http://constitutions.ru/?p=8819 Текст документа на русском языке]</ref>. Таким образом, вопрос соответствия процесса отделения Крыма нормам Конституции Украины не является правомерным с точки зрения международного права. Следовательно, чтобы провозглашение независимости Крыма и связанный с этим процесс в форме всенародного референдума считался недействительным или неправомерным следует определить наличие специфического запрета на такие действия в международном праве. Как следует из выше упомянутого решения Международного суда ''«общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости»''. Подробнее об этих решениях — здесь<ref>[http://dpp.mpil.de/02_2013/02_2013_121_155.pdf Текст документа на русском языке]</ref>
 
В случае оценки правомерности выхода Крыма из состава Украины с т.з. Конституции Украины стоит отметить другой вывод Международного Суда по Косово. Так суд рассмотрел не противоречит ли Декларация о независимости Косово конституционным рамкам и распоряжениям [http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unmik/МООНК|МООНК], действующей как администрация края. Суд рассматривал их потому что считал их за международное право. Хотя эти положения скорее играли роль норм, регулирующих внутреннее устройство и деятельность органов управления.
Небезынтересен следующий вывод, сделанный '''Международным судом ООН''' после анализа соответствия декларации о независимости Косово Конституционным рамкам МООНК:
{{quote|''«…Обретение силы декларацией независимости мыслилось теми, кто её принимал, не внутри правопорядка, который был создан для временного этапа, да оно и не могло произойти внутри него. Наоборот, Суд считает, что авторы декларации не действовали и не намеревались действовать в качестве института, созданного и уполномоченного действовать внутри этого правопорядка, а задались целью принять меру, значимость и последствия которой окажутся вне его…. Поэтому Суд приходит к выводу о том, что, … авторы декларации независимости … действовали не как один из временных институтов самоуправления в пределах Конституционных рамок, а как лица, совместно выступившие в качестве представителей народа Косово вне рамок временной администрации.»''}}
Таким образом, Суд признал, что лица, провозглашавшие независимость Косово, действовали вне рамок временной администрации, а значит, их действия не регулировались Конституционными рамками МООНК.
Таким образом, Суд признал, что лица, провозглашавшие независимость Косово, действовали вне рамок временной администрации, а значит, их действия не регулировались Конституционными рамками МООНК.


Данный вывод '''Международного суда ООН''' применим к провозглашению независимости Крыма '''в полной мере'''. При провозглашении независимости депутаты '''Верховного Совета''' действовали как выразители воли народа Крыма, поскольку сама ''' Декларация о независимости Республики Крым''' была принята под условием согласия народа Крыма, которое было свободно выражено в ходе '''референдума''', который решал вопрос его дальнейшего статуса по нормам демократии. Данный процесс не может регулироваться '''Конституцией Украины'''. Кроме того, '''«новые киевские власти»''' своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до 22 февраля 2014 года. Легитимный '''Президент Украины''' В. Ф. Янукович был отстранён от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения '''Верховной Рады Украины''', принятого вразрез с применимыми положениями '''Конституции''' об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей '''Конституционного Суда Украины''', включая его председателя. Исходя из этого, '''«киевские власти»''' не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о незаконности '''референдума в Крыму''' с точки зрения '''Конституции Украины'''.
* '''И в-четвертых,''' данный вывод '''Международного суда ООН''' применим к провозглашению независимости Крыма '''в полной мере'''. При провозглашении независимости депутаты '''Верховного Совета''' действовали как выразители воли народа Крыма, поскольку сама ''' Декларация о независимости Республики Крым'''[http://www.crimea.gov.ru/news/11_03_2014_1] была принята под условием согласия народа Крыма, которое было свободно выражено в ходе '''референдума''', который решал вопрос его дальнейшего статуса по нормам демократии. Данный процесс не может регулироваться '''Конституцией Украины'''. Кроме того, '''«новые киевские власти»''' своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до 22 февраля 2014 года. Легитимный '''Президент Украины''' В. Ф. Янукович был отстранён от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения '''Верховной Рады Украины''', принятого вразрез с применимыми положениями '''Конституции''' об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей '''Конституционного Суда Украины''', включая его председателя. Исходя из этого, '''«киевские власти»''' не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о незаконности '''референдума в Крыму''' с точки зрения '''Конституции Украины'''.


== У Крыма значительно больше международно-правовых оснований для отделения, чем у Косово ==
== У Крыма значительно больше международно-правовых оснований для отделения, чем у Косово ==

Версия от 13:38, 14 ноября 2015

В этой статье рассматриваются правовые основания воссоединения Крыма с Россией и попутно разбираться основные украинские мифы по поводу оного. Позиция России по Крыму основана на международном праве и в полной мере ему соответствует. В статье представлены основные блоки позиции и их подробное объяснение. Реализация права народа Крыма на самоопределение является законной с точки зрения международного права — особенно на фоне узурпации власти на Украине при поддержке националистов и спонсировании оного извне. Переворот привёл к разгулу национал-радикальных элементов на Украине, которые оказывали воздействие на власть в своих интересах. Это неизбежно привело к игнорированию интересов несогласных с переворотом граждан Украины.

Раздел I. Соотношение принципов территориальной целостности и права на самоопределение

  • Во-первых, право народов на самоопределение закреплено в следующих международных положениях:
  1. Устав Организации Объединённых Наций, статья 1[3];
  2. Пакт о гражданских и политических правах, статья 1[4];
  3. Пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 1[5];
  4. Декларация 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН[6]. Цитата из документа:
«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение»

Также сюда можно отнести и прецеденты осуществления данного права. Помимо уже упомянутой Декларацию 1970 года это Декларация 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам[7], а также многие решения Международного суда и Комитета по правам человека.

  • Во-вторых, наряду с правом на самоопределение важнейшей частью международного права является принцип суверенного равенства, включающий в себя неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости государств. И право и принцип отстаиваются Декларацией 1970 года следующим положением:
«При истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов. Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств-членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учётом изложения этих прав в настоящей Декларации»

Декларация подтверждает территориальную целостность государств при условии соблюдения принципов равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительство, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Данный принцип был подтверждён в Венской Декларации Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 года[8].

  • В-третьих, на практике заявления об исключении принципом территориальной целостности права на реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 году было всего 55 государств-членов Организации Объединённых Наций, в настоящее время их 193. Большинство из этих государств образовалось путём реализации права на самоопределение. Последним примером реализации этого права является отделение Южного Судана в 2011 году. Но, как правило, на практике право на самоопределение стараются реализовать в рамках существующих государств, в частности при помощи достижения автономии. Осуществление же права на самоопределение (согласно решению Верховного Суда Канады по делу «Выход Квебека») может иметь место в случаях:
  1. Борьбы колонии за независимость;
  2. Иностранной оккупации;
  3. «Наиболее опасных ситуаций».

Важно понимать , что на практике право на самоопределение в форме отделения трактуется более широко. Например, в декабре 1991 года Европейскиv Союзом была принята Декларация о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе[9], которую вкратце можно обозначить следующими тезисами:

  1. Право народов на самоопределение есть основание для признания новых государств;
  2. Критерии признания не содержат ссылок на наличие экстремальных ситуаций, делающих существование народов в рамках единого государства невозможным, а также на необходимость соблюдения каких-либо норм Конституции;

Поэтому тезис о том, что право на самоопределение в форме отделения существует только в колониальном контексте, также не выдерживает проверку практикой. В 1990-е годы на территории Восточной Европы и СССР образовался целый ряд государств, одним из которых является Украина. Никто не оспаривал право народов Восточной Европы на самоопределение, а страны ЕС подтвердили его применимость в этом контексте в упомянутой декларации о руководящих принципах по признанию новых государств в Восточной Европе и Советском союзе. Это право было закреплено в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года — документе ориентированном, прежде всего, на Европу. Международный Суд в Консультативном заключении по Косово также не сформулировал ограничений, связанных с провозглашением независимости вне колониального контекста.

  • И в-четвертых, если говорить о Крыме, то его положение в феврале 2014 года можно охарактеризовать как опасное из-за невозможности реализации права на самоопределение, а именно:
  1. Государственного переворота при поддержке из вне;
  2. Новая власть не собиралась считаться с альтернативным мнением жителей Юго-Востока и Крыма, как это с неохотой делали ее предшественники;
  3. В первые же дни после переворота по Украине утвердился произвол и анархия руками националистов и криминальных элементов.
  4. Данный произвол (убийства, массовые расправы, пытки, похищения людей, нападения на журналистов и правозащитников, заключение в тюрьму по политическим мотивам и т.д.) имел значительный русофобский и антисемитский подтекст.
  5. Новая власть не могла или не пыталась навести в стране порядок для борьбы с усилившимися преступностью всех мастей и уровней.

В этих условиях 17 марта 2014 года Верховный Совет Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе референдума 16 марта принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав на правах субъекта федерации. В этом плане примечательно что сама Украина в 1991 году использовала как основание для провозглашение независимости угрозу переворота в СССР в августе 1991 года (см. ниже).

Раздел II. Право на самоопределение Крыма и Конституция Украины

Основная статья: Вопрос о независимости Косово

  • Во-первых, процессы образования государства и его вхождения в состав другого государства регламентируются международным правом, а не внутренним законодательством. Как известно, нарушение внутреннего законодательства государства не влечёт за собой нарушения международного права.

Так в Меморандуме США от 17 апреля 2009 года[1], представленном в Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово, отмечается следующее:

«Декларации независимости могут и по своей сути часто нарушают внутреннее право,…однако это не означает, что имело место нарушение международного права»
  • Во-вторых, сам Международный Суд согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости Косово даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете Конституции Сербии или Конституции СФРЮ. В связи с этим интересен следующий вывод Суда:
    «Суд просили вынести заключение не в отношении того, соответствует ли декларация независимости какой-либо норме внутреннего права, а в отношении того, соответствует ли она нормам международного права. Суд может ответить на этот вопрос посредством анализа международного права, и ему нет нужды вторгаться при этом в систему внутреннего права»

То есть получается, что при исследовании соответствия Декларации независимости Косово[10] международному праву даже не поднимался вопрос о действительности декларации в свете Конституции Сербии[11] или даже Конституции СФРЮ[12]. Таким образом, вопрос соответствия процесса отделения Крыма нормам Конституции Украины не является правомерным с точки зрения международного права. Следовательно, чтобы провозглашение независимости Крыма и связанный с этим процесс в форме всенародного референдума считался недействительным или неправомерным следует определить наличие специфического запрета на такие действия в международном праве. Как следует из выше упомянутого решения Международного суда «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости». Подробнее об этих решениях — здесь.

  • В-третьих, в случае оценки правомерности выхода Крыма из состава Украины с т.з. Конституции Украины стоит отметить другой вывод Международного Суда по Косово. Так суд рассмотрел не противоречит ли Декларация о независимости Косово конституционным рамкам и распоряжениям [13], действующей как администрация края. Суд рассматривал их потому что считал их за международное право. Хотя эти положения скорее играли роль норм, регулирующих внутреннее устройство и деятельность органов управления.

Примечателен следующий вывод, сделанный Международным судом ООН после анализа соответствия декларации о независимости Косово Конституционным рамкам МООНК:

«…Обретение силы декларацией независимости мыслилось теми, кто её принимал, не внутри правопорядка, который был создан для временного этапа, да оно и не могло произойти внутри него. Наоборот, Суд считает, что авторы декларации не действовали и не намеревались действовать в качестве института, созданного и уполномоченного действовать внутри этого правопорядка, а задались целью принять меру, значимость и последствия которой окажутся вне его…. Поэтому Суд приходит к выводу о том, что, … авторы декларации независимости … действовали не как один из временных институтов самоуправления в пределах Конституционных рамок, а как лица, совместно выступившие в качестве представителей народа Косово вне рамок временной администрации.»

Таким образом, Суд признал, что лица, провозглашавшие независимость Косово, действовали вне рамок временной администрации, а значит, их действия не регулировались Конституционными рамками МООНК.

  • И в-четвертых, данный вывод Международного суда ООН применим к провозглашению независимости Крыма в полной мере. При провозглашении независимости депутаты Верховного Совета действовали как выразители воли народа Крыма, поскольку сама Декларация о независимости Республики Крым[14] была принята под условием согласия народа Крыма, которое было свободно выражено в ходе референдума, который решал вопрос его дальнейшего статуса по нормам демократии. Данный процесс не может регулироваться Конституцией Украины. Кроме того, «новые киевские власти» своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до 22 февраля 2014 года. Легитимный Президент Украины В. Ф. Янукович был отстранён от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с применимыми положениями Конституции об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей Конституционного Суда Украины, включая его председателя. Исходя из этого, «киевские власти» не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о незаконности референдума в Крыму с точки зрения Конституции Украины.

У Крыма значительно больше международно-правовых оснований для отделения, чем у Косово

Мнение крымчан о референдуме.

Целый ряд государств[2], не признающих референдума в Крыму и его вхождения в состав России, отстаивали в Международном Суде законность односторонней Декларации о независимости Косово, принятой вопреки положениям Конституции Сербии.

«В целом [международное право] не запрещает выход или отделение и не гарантирует целостность предшествующего государства от внутренних движений, ведущих к разделению или независимости поддержанной соответствующими народами» - из Меморандума Великобритании в МООНК

Сравнение ситуаций в Крыму и Косово

См. также Вопрос о независимости Косово

  • На момент отделения Косово в Сербии была легитимная и свободно избираемая власть, которая выражала готовность переговоров с руководством края по поводу предоставления оному широких полномочий с особым статусом. Плюс никто не ограничивал право на самоопределение косоваров на момент провозглашения независимости. В отношении Крыма такого сказать нельзя. В течении почти 20 лет происходил процесс понижения статуса в составе Украине, в частности, путём отмены его Конституции. В условиях антиконституционной смены власти в Киеве и последовавшей за ней волны национализма и радикализма существовала угроза того, что народ Крыма полностью лишится своих прав, гарантированных основополагающими документами в области защиты прав человека;
  • Декларация о независимости Косово была принята временными институтами без учёта мнения всего населения края, что привело к попыткам сербского населения Косово провозгласить самостоятельность от Косово. Решение о независимости Крыма было принято на всенародном референдуме в присутствии международных наблюдателей. Результаты говорят сами за себя.
  • Предыстория самоопределения Косово — это во многом многолетняя целенаправленная политика западных стран по поощрению сепаратизма среди албанского населения Косово, сопровождаемая «гуманитарными» бомбардировками Белграда и грубыми нарушениями этими странами международного права. В Крыму Россия не вмешивалась в процесс волеизъявления и приняла бы любой их выбор — как Великобритания приняла выбор шотландцев на референдуме в сентябре 2014 года.

Саботаж Киевом права на самоопределение в 90-е годы

Стоит вспомнить, что осуществление Крымом права на самоопределение Киев саботировал еще в 1990-е годы. Ниже изложена хронология процесса изменение статуса Крыма со статуса независимого государства в составе Украины на статус автономной республики как территориальной единицы государства Украина:

  • 20 января 1991 года. В Крымской области Украинской ССР прошёл референдум, на который был вынесен следующий вопрос «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». При явке в 81,37 % (1,44 млн чел.) положительно проголосовали 93,26 % или 1,34 млн чел. В списки на голосование были внесены 1,77 млн чел. из всего населения Крымской области.
  • 12 февраля 1991 года. На основании результатов референдума в Крымской области было принято постановление Верховного Совета УССР о восстановлении Крымской АССР в составе УССР, который вступил в силу со дня опубликования.
  • 19 июня 1991 года. В Конституцию УССР 1978 года внесено упоминание о восстановлении Крымской автономии.
  • 21 августа 1991 года. Верховный совет УССР принял Акт о провозглашении независимости Украины, мотивируя это угрозой, которую нёс государственный переворот в СССР 19-21 августа. Акт содержал постановление о проведении Всеукраинского референдума.
  • 4 сентября 1991 года. Верховный Совет Крымской АССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Крыма.
  • 1 декабря 1991 года. Проведение Всеукраинского референдума. Участие Крымской АССР в нем нарушало 3 статью Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» (принят в 1990 году), согласно которой в Крымской АССР должен быть проведён отдельный референдум о членстве в СССР или выходящей республике — УССР.
  • 6 мая 1992 года. Принятие Конституции Республики Крым.
  • 20 мая 1994 года. Принятие закона Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» на 1 сессии 1 созыва Верховного Совета Республики Крым.
  • 21 сентября 1994 года. Верховная Рада Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК)
  • 17 марта 1995 года. По решению Президента Украины Леонида Кучмы была отменена Конституция 1992 года, а также ряд законов о выборах президента Республики Крым и закон от 20 мая 1994 года.

Ситуация в Крыму не уникальна и имеет аналогии

Ситуация со статусом Крыма имеет аналогии с другими политико-правовыми прецедентами, что опровергает тезис о её беспрецедентности. В этом контексте особенно интересны ситуации, связанные с предоставлением острову Майотта статуса заморского департамента Франции и статусом Фольклендских островов.

Остров Майотта

Путь к независимости (1972—1976 гг.):

  • 1972 — территория Коморских островов включена в список территорий, на которые распространяется действие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам по решению Специального Комитета по деколонизации.
  • 15 июня 1973 года — подписание соглашения между правительствами Франции и Коморских островов о предоставлении им [островам] независимости. На данный момент они обладали широкой автономией как заморская территория Франции.
  • 24 ноября 1974 года — принятие закона о проведении единого для Коморских островов референдума по вопросу о независимости. Более 95 % проголосовавших высказались за независимость архипелага. Спустя 8 месяцев председатель Государственного Совета Коморских островов Ахмед Абдаллах провозгласил в одностороннем порядке независимую Республику Коморские острова (далее РКО). Результаты голосования по отдельным островам были сильно различны. Если на островах Гранд-Комор, Анжуан и Мохели за независимость проголосовало 99,9 %, то на Майотте большинство населения (63 %) высказались против отделения.
  • 9 июня 1975 года — через 3 дня после провозглашения РКО Франция, учитывая результаты референдума провозгласила сецессию островов Гранд-Комор, Анжуан и Мохели. Острову Майотта было предоставлено конституционное право самостоятельно решить вопрос об отделении.
  • 17 октября 1975 года — голосование за принятие Резолюции № 375 Совета Безопасности по вопросу принятия РКО в ООН. Спустя месяц Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о включении РКО в ООН, подтвердив необходимость уважения единства и территориальной целостности Коморского архипелага, а именно островов Анжуан, Гранд-Комор, Мохели и Майотта.
  • 8 февраля 1976 года — Франция заблокировала резолюцию Совета Безопасности, призванную отменить проведение референдума на острове Майотта по вопросу о самоопределении. 8 февраля на острове Майотта был проведен референдум по вопросу членства Майотты в составе Коморского архипелага. Почти 99 % респондентов проголосовали против оставления в составе архипелага. Спустя 2 месяца прошёл референдум о правовом статусе острова Майотта в составе Французской Республики.
  • 21 октября 1976 года — резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о непризнании референдумов 1976 года, ссылаясь на Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В ответ Франция указала, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер и не содержит юридически обязательных положений.
«Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН» - пункт 6 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам

«Вопрос Коморского острова Майотта» (1976—1994 гг.):

В течении 28 лет (до 1994 года) Генеральная Ассамблея приняла в рамках повестки дня ряд резолюций, осуждающих французское присутствие на острове Майотта.

Современный период (с 1994 года)

  • С 1995 года данный вопрос более не поднимался.
  • В 2009 году по результатам референдума о. Майотта был наделён статусом заморского департамента Франции.
  • 31 марта 2011 года — завершение оформления статуса заморского департамента[15]

Фолклендские острова

Спор по поводу территориальной принадлежности архипелага между Аргентиной и Великобританией, захватившей острова в 1833 году, продолжается до сих пор. В марте 2013 года был проведён британским властями референдум на территории архипелага. Вопрос на референдуме был сформулирован следующим: «Хотите ли вы сохранения действующего статуса Фолклендских островов как заморской территории Великобритании?». Явка составила около 90 % от взрослого населения. Результаты были необычайно красноречивыми — только на 3 бюллетенях был отмечен пункт «Нет».

«Я думаю, самое главное в полученном результате (голосовании), это то, что мы верим в самоопределение, жители Фолклендских островов ясно высказались о своём будущем, и теперь страны по всему миру, я надеюсь, будут уважать этот очень ясный результат» - Дэвид Кэмирон, премьер-министр Великобритании об итогах референдума марта 2013 года

В ответ на непризнание результатов референдума Аргентиной, Премьер-министр Великобритании обвинил Аргентину в колониализме.

Ряд договоров России с Украиной, касающихся Крыма

В качестве главного доказательства оккупации Крыма Россией говорится, что РФ в Крыму нарушила следующие документы:

  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года,[3]
  • Будапештский меморандум 1994 года[4]
  • Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной 1997 года[5]

На самом же деле действия РФ в Крыму проходили в полном соответствии с этими документами. Обвинения Киева в адрес РФ по этому вопросу обусловлены его политически-идеологической точкой зрения (пример), а не с точки зрения международного права.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года

Далее Пакт СБСЕ 1975 года.

  • Как и Декларация 1970 года, закрепляет принципы территориальной целостности и нерушимости границ[6][7] и вместе с этим принципы равноправия государств и права народов на самоопределение (self-determination, далее S-D)[8]
  • Принцип нерушимости границ подразумевается прежде всего запрет посягательств на границы, а также захвата и узурпации части или всей территории любого государства-участника. Вместе с этим S-D в форме отделения является естественным и законным процессом, при котором изменение границ и территории существующих государств является правомерным процессом и не может расцениваться как «захват» или «узурпация».

Образование новых государств на территории СССР, Югославии и других стран Восточной Европы является практическим подтверждением правомерности толкования данного принципа. Европейский Союз и США, которые также являются сторонами Пакта СБСЕ 1975 года, признали новообразованные государства. Таким образом, к этому документу в полной мере применима изложенная выше аргументация о взаимодействии между принципами территориальной целостности и права народов на самоопределение.

Будапештский Меморандум 1994 года о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия

США отказываются вспомнить, что это они лишили Украину ядерного потенциала

Далее Меморандум 1994 года[16].

  • Меморандум - от латинского слова memorandum, которое переводится «что должно помнить». В дипломатии используется для обозначения такого типа документов, как «дипломатическая нота, памятная записка, излагающая взгляд правительства на известное дело»[9] или по другому «дипломатическая нота с изложением как настоящего положения дел, так и образа действий, которого думает держаться известное правительство»[10].
  • Данный меморандум не является международным договором и не налагает дополнительных юридических обязательств на государства, кроме тех, что в нем прописаны. Он подтверждает обязательства в соответствии с принципами Пакта СБСЕ 1975 года, а именно: уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, а также воздерживаться от применения силы против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом ООН. Соответствие действий России принципам Пакта СБСЕ 1975 года уже рассматривалось выше.
  • Территориальная целостность Украины была нарушена государственным переворотом 22 февраля 2014 года и последующей репрессивной политики путчистов, прежде всего в отношении национальных меньшинств. Как известно, одновременно с Будапешстким меморандумом было принято совместное заявление руководителей РФ, США, Великобритании и Украниы, в котором, среди прочего, подтверждалось значимость обязательств в рамках ОБСЕ, призванных противодействовать росту ксенофобических форм национализма вплоть до шовинизма. Рост этих тенденций на протяжении существования всего существования Украины (с 1991 года), который ускорился многократно после Евромайдана и привел к отделению Крыма.
  • Меморандум 1994 года не накладывает на Россию обязательства по принуждению Крыма оставаться в составе Украины и подчинению его нелегитимным властям в Киеве. Россия не посягала на суверенитет Украины, чего нельзя сказать о США и Евросоюзе.
  • Посягательство США и ЕС на суверенитет Украины выражалось в следующих действиях:
  1. Угрозы применения санкций в адрес законно избранного президента Украины В.Ф. Януковича при попытках вмешательства правоохранительных органов в действия «мирных» протестующих Евромайдана;
  2. Присутствие на Майдане не только послов США и государств ЕС на Украине, но и других членов западного эстеблишмента;
  3. Выступая гарантами Соглашения от 21 февраля, США и ряд других западных стран проигнорировали факт нарушения со стороны Майдана ряда его пунктов (сдать оружие, распустить незаконные вооруженные формирования и освободить захваченные ими здания);
  4. Как позже признался Обама, США выступили посредниками при смене власти на Украине;
  5. Отстранение Януковича от власти Верховной Радой и назначение Турчинова и.о. президента было признано западными странами полностью законным, несмотря на очевидное несоблюдение конституции.
  6. Другие примеры
  • Примечательна история с санкциями США против Белоруссии в апреле 2013 года (подробнее - здесь. Вопреки пункту 3 данного меморандума («воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Республикой Беларусь прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущество любого рода») США стали вводить против Минска экономические санкции под предлогом нарушений в Белоруссии прав человека. Минск напомнил США про данный пункт Будапештсткого меморандума[11] и получил в ответ следующее:
«Неоднократные утверждения правительства Беларуси о том, что санкции США нарушают Будапештский меморандум о гарантиях безопасности 1994 года, являются необоснованными. Хотя меморандум и не несет прямой юридической силы, мы серьезно подходим к своим политическим обязательствам перед Беларусью и считаем, что введенные США санкции - будь то в связи с ситуацией с правами человека или с озабоченностью вопросами нераспространения - не подрывают наших обязательств и не идут с ними вразрез. Напротив, санкции направлены на то, чтобы обеспечить в Беларуси соблюдение прав человека, а также на борьбу с распространением оружия массового уничтожения и другой незаконной деятельностью, а не на получение каких-либо преимуществ для Соединенных Штатов» - заявление посольства США в Республике Беларусь от 12 апреля 2013 года

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной 1997 года

Далее Договор 1997 года.

  • Договор 1997 года также закрепляет принципы Пакта СБСЕ 1975 года, включая уважение территориальной целостности, нерушимость существующих между ними границ, а также право народов свободно распоряжаться своей судьбой и соблюдение прав человека и основных свобод.
  • Своими действиями власти в Киеве существенно нарушили свои обязательства по уважению права народов свободно распоряжаться своей судьбой, отказывая Крыму в праве на самоопределение, а также по соблюдению прав человека и основных свобод[12], в частности:
«Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.» - статья 11 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнестве между РФ и Украиной 1997 года
  • Нарушение этого и ряда других положений Договора властями в Киеве ставит под сомнения их право ссылаться на обязательства России по этому договору.

Нахождение войск РФ в Крыму в контексте отделения Крыма

Войска РФ в Крыму находились в феврале-марте 2014 года и в период до этого находились в Крыму на законном основании - в соотвествии с Соглашением между РФ и Украиной по вопросам пребывания ВМФ РФ на территории Украины от 21 апреля 2010 года[13]. Также Россия не нарушала и параметры общей численности военнослужащих, прописанных в Соглашении между РФ и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота 1997 года.

Невмешательство военнослужащих РФ в процессы Крымской весны, включая процесс проведения референдума и провозглашение независимости Крыма. Об этом свидетельствуют многочисленные международные наблюдатели. Обратное не было доказано независимыми источниками и организациями.

В международном праве не зафиксирован запрет на присуствие вооруженных сил на территории в момент провозглашения ею независимости. Наиболее яркий тому пример - Республика Косово. В момент провозглашения независимости края на его территории находился контингент военнослужащих из 34 стран в количестве 14 тыс. человек. - в рамках миссии НАТО.

См. также

Примечания

  1. Текст документа на английском языке
  2. Австрия, Великобритания, Дания, США, Франция, ФРГ
  3. Текст документа на русском языке
  4. Текст документа на русском языке
  5. Текст документа на русском языке
  6. Раздел III. Нерушимость границ
  7. Раздел IV. Территориальная целостность государств
  8. Раздел VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
  9. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910
  10. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907
  11. Тексты Меморандумов с Беларуссией[1] и Украиной[2] идентичны (разумеется, кроме самих слов «Украина» и «Белоруссия»)
  12. Статьи 2-3 Договора 1997 года
  13. Харьковские соглашения