Адмиралтейские верфи

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Завод № 194»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Проходная АО «Адмиралтейские верфи»

Акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (официальное сокращённое название АО «Адмиралтейские верфи») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 5 ноября 1704 года как «Адмиралтейский дом», позднее в его состав вошло ещё несколько крупных и важных предприятий Санкт-Петербурга. Является одним из старейших и, вероятно, самым заслуженным по количеству построенных кораблей, в том числе знаменитых, отечественным предприятием.

История наименований предприятия

  • 5 ноября 1704 года — предприятие заложено как Адмиралтейский дом в только начавшем строиться Санкт-Петербурге.
  • Не позднее 12 января 1705 года — предприятие начало производственную деятельность как Санкт-Петербургское адмиралтейство.
  • 1712 год — на современной территории предприятия был организован Галерный двор — судостроительное предприятие по производству малых парусно-гребных судов.
  • 1721 год — Галерный двор получил новое название Галерная верфь.
  • 1724 год — организована Верфь на Галерном островке («Галерный островок») в устье Фонтанки.
  • 1740 год — часть судоремонтных мощностей Галерной верфи перенесена во вновь построенную Галерную гавань (Галерный порт) на Васильевском острове, там же в ограниченных объёмах велись и судостроительные работы.
  • 1789 год — мастер Адмиралтейства Франц (Френсис) Морган построил на Матисовом острове частную литейно-инструментальную мастерскую Моргана (впоследствии Завод Берда).
  • 1792 год — на базе мастерской Морганом создано товарищество с Карлом (Чарльзом) Бердом, преобразовавшее мастерскую в Завод Моргана.
  • 1796 год — в связи со смертью старшего компаньона, завод Моргана фактически целиком перешёл к его зятю с 1794 года Берду и было по факту переименовано в Завод Берда и существенно расширено.
  • 1800 год — в связи с упразднением галерного флота прекратили деятельность верфи в Галерной гавани и на Галерном островке, на месте Галерной верфи создано Новое Адмиралтейство, а Санкт-Петербургское адмиралтейство переименовано в Главное Адмиралтейство.
  • 1830 год — начата работа Верфи «Новая Голландия» на базе расположенных на соответствующем острове адмиралтейских складов леса.
  • 1830 год — прекращена производственная деятельность верфи «Новая Голландия».
  • 1844 год — прекращена производственная деятельность в Главном Адмиралтействе, оборудование передано в Новое Адмиралтейство.
  • 1858 год — в состав Нового Адмиралтейства введена верфь на Галерном островке, где предполагалось строить металлические суда силами частных подрядчиков.
  • 1881 год — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). Одновременно общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.
  • 1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну.
  • 1 января 1908 года — верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены в Адмиралтейский судостроительный завод, часть территории Нового Адмиратейства пр этом отошла Санкт-Петербургскому порту.
  • 1911—1918 гг. — Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода.
  • 1918—1921 гг. — предприятие самостоятельно и не очень успешно перебивается случайными заказами как Адмиралтейский судостроительный завод.
  • 28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
  • 1922 год — Франко-Русский завод переименован в Судостроительный и механический завод Карла Либкнехта.
  • 7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
  • 13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
  • 1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
  • 13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
  • 1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
  • 21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
  • 1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
  • 1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
  • 30 марта 1992 года — объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • 2001 год — предприятие преобразовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • 11 ноября 2008 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Адмиралтейские верфи».
  • 4 декабря 2015 года — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Адмиралтейские верфи»[3].

Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

Исторически завод связан с предприятием Балтийский завод, напротив которого за рекой находится его современная территория, вследствие чего их дважды объединяли, но отсутствие прямого проезда всегда препятствовало эффективному слиянию этих предприятий.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве прежде всего неатомных подводных лодок, а также среднего размера танкерах и специальных судах. Выпускаются также маломерные суда — алюминиевые лодки под брендом «Мастер».

История предприятия

Русское Царство

План Адмиралтейской крепости, XVIII в. Не показан пятый южный бастион перед главными воротами

5 ноября 1704 года — предприятие основано (заложено) в Санкт-Петербурге как Адмиралтейский дом.[4]

12 января 1705 года — первое свидетельство о том, что ещё недостроенное предприятие приступило к судостроительной деятельности[5] как Санкт-Петербургское адмиралтейство.

15 ноября 1705 года — в целом завершено строительство системы земляных укреплений адмиралтейства, которые были вооружены 108 пушками. «При С.-Петербурге на Адмиралтейском дворе милостию Божией всё хранимо и кроме двора крепость строением совсем совершилась и ворота подъёмные и шпиц, и по бастионам по всем пушки поставлены и рогатками обнесены» (из доклада И. Я. Яковлева).[6]

54-пушечный корабль «Полтава», около 1712

29 апреля 1706 года — спущен на воду сошел первый для предприятия 18-пушечный[7] прам[1] «Arcanne», построенный под руководством мастера Выбе Геренса.[8]

май 1706 года — введены в строй яхты «Екатерина» и «Любовь».[9]

Кораблик Адмиралтейства — символ Санкт-Петербурга

1709—1712 годы — на предприятии построен первый отечественный линейный[2] корабль с нормальной осадкой, он же первый крупный корабль, построенный в Санкт-Петербурге — 54-пушечный корабль «Полтава». Ввиду невозможности мелководности устья Невы корабль был переведён через него на камелях (понтонах) и специальных лодках с заострённы носом без парусного и артиллерийского вооружения и дооснащён уже в Кроншлоте (с 1723 года Кронштадт).

Адмиралтейство после первой перестройки, 1716 г.

1710(?) год — завершена первая перестройка комплекса зданий адмиралтейства, изначально построенного в виде времянок, что ознаменовало фактическое завершение строительства предприятия, в том числе был возведён шпиль с корабликом — символом Санкт-Петербурга.

64-пушечный корабль «Ингерманланд» (1715)

1711—1714 годы — на предприятии построены три 60-пушечных линейных корабля типа «Святая Екатерина».

1712 год — на берегу реки Мойки создан Галерный двор, предназначенный для строительства малых парусно гребных судов — скампавей, полугалер и галер, чем ознаменовалось начало судостроения на современных производственных площадках предприятия. В том же году на Скампавейном дворе началось (и, по-видимому, тогда же и завершилось) строительство 50 скампавей. Поскольку скампавеи, галеры и полугалеры не имели между собой чётких различий, то к 1720 году все суда подобного рода стали называть только галерами.

1712—1717 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 68-пушечный линейный корабль «Ревель».

1712—1715 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе при непосредственном участии Императора Петра I построены два 64-пушечных линейных корабля типа «Ингерманланд», ставшие в дальнейшем прототипами крупнейшей серии отечественных линкоров. Сам «Ингерманланд» стал первым отечественным линейным кораблём, полностью отвечавшим мировому уровню кораблестроения для глубокосидящих судов, поскольку имел заметно более высокую скорость. Он стал флагманом Балтийского флота в Северной войне и, позднее, одним из первых музейных кораблей.

1713 год — на Скампавейном дворе началось (и, по-видимому, тогда же и завершилось) строительство ещё 64 скампавей.

1713—1714 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 32-пушечный фрегат «Святой Илья».

1714—1717 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 70-пушечный линейный корабль «Святой Александр».

80-пушечный корабль «Святой Андрей» типа «Норд-Адлер»

1714—1718 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 90-пушечный линейный корабль «Лесное» — первый отечественный корабль по 1 ранга по принятой тогда в ведущих флотах мира классификации.

1715—1718 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 70-пушечный линейный корабль «Нептунус».

1715—1719 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 90-пушечный линейный корабль «Гангут».

конец 1715 года — Санкт-Петербургское адмиралтейство вышло на полную производственную мощность, производя одновременно строительство десяти 60…90-пушечных линейных кораблей.

66-пушечный корабль «Пантелеймон-Виктория»

1716—1720 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построены 90-пушечный линейный корабль «Фридрихштадт» и два 66-пушечных линейных корабля типа «Исаак-Виктория».

1716—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построены заложенные почти одновременно первые для отечественного Балтийского флота четыре 80-пушечных линейных корабля, два из которых были однотипными (типа «Норд-Адлер»), а два — строились по индивидуальным проектам.

1718—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина».

1718—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 66-пушечный линейный корабль «Нарва».

1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 64(66)-пушечный линейный корабль «Дербент».

Макет «Потаённого судна» (модели) Никонова в Сестрорецке, 2012

1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе построен 66-пушечный линейный корабль «Пантелеймон-Виктория», на котором впервые в отечественном кораблестроении была применена система диагональных связей для обеспечения продольной прочности.

1719—1721 годы — в Санкт-Петербургском адмиралтействе строится достроенный позднее 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья».

Февраль 1720 — март 1721 годов — на предприятии (по-видимому, на Галерном дворе) построена модель «потаённого судна» (первой построенной отечественной подводной лодки) Ефима Никонова. Именно эта «модель» и стала самой первой отечественной подводной лодкой, дважды успешно погрузившись в Неве у Галерного двора (ныне часть предприятия Адмиралтейские верфи) с изобретателем на борту летом 1721 года. Ныне обычно называется просто «Потаённое судно», поскольку построенная позднее более крупная подводная лодка не была доведена до рабочего состояния.

1721 год — Галерный двор стал называться Галерная верфь.

24 сентября 1721 года — в Санкт-Петербургском адмиралтействе заложен достроенный позднее 54-пушечный линейный корабль «Санкт-Михаил».

Российская Империя

XVIII век

Башня Адмиралтейства после реконструкции в 1730-х гг. (реконструкция).

1721—1724 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 64(66)-пушечный линейный корабль «Дербент»

1721—1724 годы — на предприятии построены три 32-пушечных фрегата типа «Крейсер».

1721—1725 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 66-пушечный линейный корабль «Нарва».

1721—1727 годы — на предприятии достраивается заложенный ранее 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья».

1721—1729 годы — строится серия из четырёх 54-пушечных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил», головной корабль которой был заложен несколько ранее 24 сентября 1724 года.

Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

1723—1727 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» — один из крупнейших и сильнейших в мире в то время кораблей.

1724—1728 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Россия».

1724—1736 годы — на предприятии построены пять 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II», включая головной корабль проекта. Ещё 14 аналогичных кораблей были построены в 1734—1768 годах в Архангельском адмиралтействе.

1729—1732 годы — на предприятии построен 46-пушечный фрегат «Вахмейстер».

1731—1733 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Митау».

Линейный корабль «Евстафий Плакида» типа «Слава России» в бою (Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года, картина И. К. Айвазовского)

1731—1749 годы — предприятием строятся десять 66-пушечных кораблей типа «Слава России» — наиболее массового в то время в Российском Императорском флоте типа линейного корабля. Выпускавшиеся также в Архангельском адмиралтействе линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов, причём Санкт-Петербургское адмиралтейство позднее после 13-летнего перерыва построило ещё одну серию таких кораблей.

1732—1737 годы — на предприятии построен 110-пушечный корабль «Императрица Анна», один из крупнейших в мире в то время.

1732—1738 годы — здание адмиралтейства перестроено в камне, при этом оборудование предприятия также подверглось модернизации.

80-пушечный линкор «Святослав» типа «Святой Павел»[3], а также фрегаты архангельской постройки «Надежда» и «Африка» типа «Гектор»[4] в 1770 г., 1778

1741—1770 годы — на предприятии построены девять из десяти 80-пушечных линейных кораблей типа «Святой Павел», включая головной корабль проекта. Ещё один аналогичный корабль был построен в 1753—1755 годах на Кронштадтской верфи (в только что открытом Петровском доке), вероятно не без участия Санкт-Петербургского адмиралтейства.

1745—1748 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Захарий и Елисавет».

1756—1758 годы — на предприятии построен 100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский».

1762—1779 годы — предприятием строятся вторая для него серия из восьми 66-пушечных кораблей типа «Слава России», ставших к этому времени из основной ударной силы флота относительно лёгкими линейными кораблями. Выпускавшиеся также Архангельским адмиралтейством линкоры этого типа стали самыми массовыми крупными кораблями отечественного флота, поскольку общее их количество в серии составило 58 вымпелов. Следует отметить, что последний корабль серии — «Спиридон», спущенный на воду 24 июня 1779 года простоял практически готовым на стапеле перед спуском около двух лет, поэтому основные строительные работы по серии были завершены ещё в 1777 году.

1763—1764 годы — на предприятии построен 34-пушечный фрегат «Надежда Благополучия».

1769—1772 годы — одновременно строятся два 74-пушечных линейных корабля типа «Исидор».

1770—1785 годы — на предприятии строится серия из четырёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Царь Константин», ещё один корабль этого проекта по несколько противоречивым данным литературы был построен в это время в Архангельском адмиралтействе.

9 октября 1770 года — на предприятии заложен 66-пушечный корабль «Давид Солунский», однако впоследствии из-за выявленной ветхости стапеля он был разобран и перезаложен в 1773 году.

1772—1773 годы — адмиралтейством построен 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

1773—1779 годы — на предприятии перезаложен ранее разобранный на стапеле и достроен 66-пушечный корабль «Давид Солунский».

1782—1798(1790) годы — на предприятии строится серия из девяти 100-пушечных линейных кораблей типа «Чесма», предпоследний корабль которой — «Евсевий» — был спущен на воду в 1790 году, а последний, строившийся в 1790—1798 годах, не был достроен, поскольку его пришлось разобрать на стапеле из-за ветхости.

13 мая 1783 года — на территории складов предприятия случился крупный пожар, в результате чего Императрицей Екатериной II было принято решение о переносе предприятия в Кронштадт. Однако последующая проработка вопроса и смета в огромные по тем временам 9 млн рублей привели к тому, что дело ограничилось реконструкцией адмиралтейства.

1788—1795 годы — адмиралтейством построен 74-пушечный линейный корабль «Елисавета».

1789 год — мастер Адмиралтейства Франц (Френсис) Морган построил на Матисовом острове частную литейно-инструментальную мастерскую (впоследствии Завод Берда, ныне часть Адмиралтейских верфей).

1792 год — на базе мастерской Морганом создано товарищество с Карлом (Чарльзом) Бердом, преобразовавшее мастерскую в Завод Моргана.

июнь 1794 года — Берд женился на дочери и единственной наследнице Ф. Моргана Софии, что в дальнейшем оказало существенное влияние на судьбу их завода.

1795—1798 годы — адмиралтейством был заложен, строился, но затем был разобран на стапеле 74-пушечный линейный корабль без названия, поскольку в то время имена присваивались кораблям, как правило, не при закладке, а при вступлении в строй.

1796 год — в связи со смертью Ф. Моргана Ч. Берд становится фактически единоличным владельцем их завода, соответственно ставшего Заводом Берда. По некоторым данным в этом же году завод был существенно расширен — основное производство переместилось в четыре каменных корпуса, была устроена верфь.[10]

Копия линейного корабля «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)

1799—1800 годы — на предприятии одновременно строятся 130-пушечный корабль «Благодать», 74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны» и 72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»[5] заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.

XIX век

1800—1802 годы — на предприятии[6] по индивидуальным проектам построены заложенные в один день 100-пушечный линейный корабль «Гавриил», 80-пушечный линейный корабль «Рафаил» и 80-пушечный линейный корабль «Уриил».

1800—1803 годы — в Новом адмиралтействе построен 74-пушечный линейный корабль «Селафаил» — головной в серии из 23-х кораблей этого типа, все серийные линкоры которой строились уже Архангельским адмиралтейством.

1800—1805 годы — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Малый» — первый в серии из шести учебных фрегатов этого типа, строившихся в Главном и Охтенском адмиралтействах Санкт-Петербурга вплоть до середины 1830-х годов.

1802—1805 годы — в Главном адмиралтействе[7] построены 66-пушечный линейный корабль «Скорый», на счёт ранга которого, указанного в источниках, впрочем, имеются сомнения, так как он был заметно крупнее прочих 66-пушечников, а также заложенный в тот же день и спущенный месяцем раньше 74-пушечный линейный корабль «Твёрдый», который до 1803 года строившийся как 90-пушечный.

1805—1808 годы — в Главном адмиралтействе построен 120-пушечный линейный корабль «Храбрый».

1806—1807 годы — в Главном адмиралтействе построен 44-пушечный фрегат «Амфитрида» — головной в серии из семи фрегатов, строившихся также в Архангельском адмиралтействе и Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге в 1810-е годы (литография)
Адмиралтейство Санкт-Петербурга в наши дни

1806—1823 годы — здание Главного Адмиралтейства, не гармонировавшее с величественным Зимним дворцом почти полностью перестроено, лишившись своих укреплений и приняв практически современный вид.

?—1808 годы — в Новом адмиралтействе построен 88-пушечный линейный корабль «Смелый», а также неизвестно точно в каком адмиралтействе построен 48-пушечный фрегат «Венера», уже в 1810 году переделанный в двухдечный 56-пушечный фрегат. Оба корабля были спущены на воду 15 июля 1808 года.

1808—1809 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Свеаборг».

15 января 1809—1811 годы — строятся заложенные одновременно первые два 74-пушечных линейных корабля типа «Трёх Святителей», один из которых строился в Главном, а другой — в Новом адмиралтействах, а также заложенные в тот же день два 74-пушечных линейных кораблей типа «Память Евстафия». Судя по местам работы судостроителей, эти корабли строились аналогично: один в Главном и один — в Новом адмиралтействах.

1810 год — Завод Берда получает престижный статус «поставщика Его Императорского Величества».

1811 год — в Главном адмиралтействе построены ещё два 44-пушечных фрегата типа «Амфитрида».

1811—1814 годы — строится вторая серия из четырёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Трёх Святителей», один из которых был построен в Главном адмиралтействе, а три — в Новом адмиралтействе. Позднее был построен ещё один корабль этого типа.

Строительство кораблей в Петербургском Адмиралтействе, литография XIX в.

1814—1819 годы — в Главном адмиралтействе построены два 110-пушечных линейных корабля типа «Лейпциг».

Пароход «Елизавета»

1815 год — на заводе Берда построен первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф») «Елизавета».

3 ноября 1815 года — пароходы, выпущенные заводом Берда, начали регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

1816—1817 годы — в Главном адмиралтействе построен последний в серии 74-пушечный линейный корабль «Фершампенуаз» типа «Трёх Святителей».

9 июня 1817 года — заводчик Берд получил привилегию на исключительное право на использование паровых судов в России на 10 лет.

1820—1822 годы — на предприятии[8] по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Эмгейтен».

1822—1825 годы — в Главном адмиралтействе по индивидуальному проекту построен84-пушечный линейный корабль «Гангут», впоследствии переделанный в парусно-винтовой и прослуживший 46 лет.

1824—1825 год — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Россия» типа «Малый».

1826—1829 годы — в Главном адмиралтействе построены три 110-пушечных линейных корабля типа «Император Александр I».

84-пушечный корабль «Лефорт» типа «Императрица Александра» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

1826—1844 годы — в Новом адмиралтействе построена серия из восьми 84-пушечных линейных кораблей типа «Императрица Александра», реально несших до 96 орудий.

1827—1828 годы — в Главном адмиралтействе строится 74-пушечный линейный корабль «Арсис» типа «Иезекиль».

1827—1833 годы — в Главном адмиралтействе построены семь, а в Новом адмиралтействе — три 44-пушечных фрегатов типа «Спешный», реально несших от 52 до 63 орудий, выпускавшихся большой серией также в Архангельском адмиралтействе и Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге.

1829—1830 годы — в Новом адмиралтействе строится 74-пушечный линейный корабль «Смоленск» типа «Иезекиль».

1834 год — в Главном адмиралтействе построен 24-пушечный учебный фрегат «Постоянство» типа «Малый».

1838—1841 годы — в Главном адмиралтействе построены ещё два 44-пушечных фрегата типа «Спешный».

1844 год — завершена производственная деятельность предприятия в Главном адмиралтействе, которое с этого момента выполняло только офисные функции в интересах отечественного военно-морского флота.

1845—1847 годы — в Новом адмиралтействе по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Красной», который отличался от прочих 84-пушечников относительно скромными габаритами и в части менее авторитетных источников относится к 74-пушечным кораблям.

1848—1851 годы — в Новом адмиралтействе по индивидуальному проекту построен 84-пушечный линейный корабль «Прохор», впоследствии использовавшийся для испытаний ракетного оружия.

1851—1854 годы — в Новом адмиралтействе построен 84-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Орёл» — первый отечественный парусно-винтовой линейный корабль специальной постройки, изначально заложенный как парусный типа «Прохор», но с июля 1852 года строившийся уже как парусно-винтовой. С началом Крымской войны был срочно введён в строй как парусный и получил машину уже при постановке в док в 1855—1856 годах.

1851—1855 годы — в Новом адмиралтействе построен 84-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Ретвизан», позднее достраивавшийся в Кронштадте и введённый в строй в 1858 году.

1855—1860 годы — в Новом адмиралтействе построен 110-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Император Николай I», позднее достраивавшийся в Кронштадте и введённый в строй в 1861 году.

Монитор «Смерч»
Броненосная батарея «Не тронь меня»

1863—1864 годы — на верфи Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построена двухбашенная броненосная лодка (монитор) «Смерч», четвёртой в Европе получившая башни практически современного типа, вращавшиеся на подшипниках, а не поднимавшиеся при повороте и опускавшиеся перед выстрелом, как практиковалось в более ранних проектах.

1863—1865 годы — на верфях Нового адмиралтейства и Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены по две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган»: в Новом адмиралтействе — «Ураган» и «Тифон», а на Галерном островке — «Единорог» и «Стрелец». В этот же период на верфи Галерного островка английским заводчиком Ч. Митчелом, которому по контракту были предоставлены стапель и всё необходимое, был построен первый крупный броненосный корабль российского производства — броненосная батарея «Не тронь меня».

Монитор «Русалка»

1865—1869 годы — на Галерном островке по английскому проекту, но, в отличие от предыдущих русских мониторов, уже полностью из отечественных материалов были построены обе броненосные лодки (мониторы) типа «Руслака» — «Русалка» и «Чародейка». Монитор «Русалка» впоследствии печально прославился, пропав без вести с концами[9] в мирное время во время относительно короткого перехода, после чего мода на такого рода названия в российском флоте практически полностью прекратилась.

ЭБР «Пётр Великий»

1869—1877 годы — на верфи на Галерном острове построен монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута». После переоборудования участвовал в Первой мировой войне, а также являлся важным сдерживающим фактором против нападения Британской Империи во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

ЭБР «Император Александр II»

22 мая 1881 года — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов[11] и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). В том же году общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.

1883—1891 годы — в Новом Адмиралтействе построен эскадренный броненосец «Император Александр II».

Корвет «Витязь»

1883—1886 годы — на Франко-русском заводе на Галерном островке построены два парусно-винтовых корвета типа «Витязь» («Рында»), позднее переклассифицированных в крейсера 1 ранга. Уже во время постройки оба корабля решено было оснастить броневой палубой. Впоследствии крейсер «Витязь» стал одним из самых прославленных в мире гидрографических судов.

1886—1891 годы — в Франко-русском заводе на Галерном островке по несколько улучшенному проекту построен эскадренный броненосец «Император Николай I» типа «Император Александр II». Корабль участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 гг.

ЭБР «Наварин»

1888—1894 годы — в Новом Адмиралтействе построен эскадренный броненосец «Гангут».

1889—1896 годы — на верфи Галерного островка (до 1891 года верфь Общества Франко-Русских заводов) построен эскадренный броненосец «Наварин». Корабль, внешне отличавшийся четырьмя трубами, размещёнными в два ряда квадратом, участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 гг.

1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну как самостоятельная Верфь на Галерном островке.

Броненосцы типа «Полтава» в Порт-Артуре

1891—1896 годы — в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге построен эскадренный броненосец «Сисой Великий». Корабль участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 гг.

Все три ББО типа «Адмирал Ушаков», 1905

1892—1900 годы — Новое Адмиралтейство и верфь на Галерном островке построили три эскадренных броненосца типа «Полтава» (головной — в Новом Адмиралтействе, остальные два — на Галерном островке). Все три корабля участвовали в Русско-японской войне 1904—1905 гг., а «Полтава» (поднятая японцами и выкупленная у них под именем «Чесма») ещё и в Первой мировой.

1895—1899 годы — в Новом Адмиралтействе построены броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» типа «Адмирал Ушаков»[10]. Ещё один аналогичный корабль в это же время построил Балтийский завод. Корабли участвовали в Русско-японской войне 1904—1905.

Крейсер «Аврора», 2013

1897—1903 годы — верфь на Галерном островке и Новое Адмиралтейство построили три бронепалубных крейсера 1 ранга типа «Диана» («Диана» и «Паллада» — на Галерном островке, а «Аврора» — в Новом Адмиралтействе). Корабли специально предназначались для действий на Тихом океане и были названы в память фрегатов, отличившихся на Дальнем Востоке в Крымскую войну. Все три корабля участвовали в Русско-японской войне 1904—1905 гг., а «Аврора» также в Первой мировой и Великой Отечественной войне. Последний крейсер серии — «Аврора» стал одним из самых знаменитых отечественных кораблей благодаря участию в Октябрьской революции 1917 года, в результате чего он стал фактически главным её символом. Впоследствии корабль был награждён орденами Красного знамени и Октябрьской революции. Сохранившийся с некоторыми переделками корабль хранится на плаву в Санкт-Петербурге, являясь также одним из символов города.

ЭБР «Бородино»

XX век

1900—1901 годы — на верфи Галерного островка в деревянном эллинге № 2 был заложен и строился бронепалубный крейсер 1-го ранга «Витязь» типа «Богатырь». Находившийся в ранней стадии строительства крейсер был уничтожен вместе с эллингом 1 июня 1901 года в результате пожара, один человек погиб, эллинг № 1 со строившимся эскадренным броненосцем «Орёл» удалось отстоять. По итогам происшествия были значительно усилены требования по противопожарной безопасности на предприятиях отрасли.

Крейсер «Олег», 1913

1900—1904 годы — в Новом Адмиралтействе и на верфи на Галерном островке одновременно построили по одному эскадренному броненосцу типа «Бородино»: «Бородино» и «Орёл» соответственно. Оба корабля участвовали в Русско-японской войне 1904—1905 гг. Ещё три корабля серии были построены на Балтийском заводе.

1902—1904 годы — в Новом Адмиралтействе построен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Олег» типа «Богатырь». Крейсер участвовал в Русско-Японской, Первой мировой и Гражданской войнах.

Линкор «Андрей Первозванный»

1905—1912 годы — на верфи Галерного островка построен линейный корабль (эскадренный броненосец) «Андрей Первозванный» одноимённого типа. Корабль участвовал в Первой мировой войне. Второй корабль серии был построен на Балтийском заводе.

1905—1911 годы — в Новом Адмиралтействе построены броненосные крейсера «Паллада» и «Баян» (Баян-2) типа «Адмирал Макаров». Крейсера участвовали в Первой мировой войне. Головной корабль серии был построен во Франции в качестве части платы за срочно потребовавшийся проект.

1 января 1908 года — верфи Нового Адмиралтейства и Галерного островка объединены в Адмиралтейский судостроительный завод.[12] Примерно в это же время признанные более перспективными для строительства новых крупных кораблей судостроительные мощности на Галерном островке реконструированы с устройством стапелей под строительство линкоров-дредноутов.

Спуск на воду линкора «Потава», 1911
Линкор «Гангут», 1915

1909—1914 годы — на заводе практически одновременно построены линейные корабли «Полтава» и «Гангут» типа «Севастополь» — два из четырёх первых отечественных линкоров-дредноутов. Корабли участвовали в Первой мировой войне (1914—1917), во время Гражданской войны «Полтава» был из-за падения дисциплины практически уничтожен пожаром, а «Гангут», получивший название «Октябрьская Революция» впоследствии участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах и был награждён орденом Красного Знамени.

1910 год — Морское ведомство получило полный контроль над Франко-Русским заводом, производившим двигательные установки для кораблей Адмиралтейского завода, консолидировав более 50 % его акций. Была начата подготовка к полному слиянию Франко-Русского и Адмиралтейского заводов, но завершена она не была из-за последствий революций 1917 года.

1911 год — Адмиралтейский завод объединён с Балтийским заводом под единой дирекцией как Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода. При этом фактически полностью слиты во едино были только проектные подразделения, образовавшие базировавшееся на Балтийском заводе «Объединенное проекционное бюро», а производственные подразделения работали хоть и под единым управлением, но фактически как два отдельных предприятия.[13] В это же время стапели бывшей верфи Галерного островка реконструированы для строительства следующего поколения линкоров (сверхдредноутов).

Строящиеся ЛКР типа «Измаил» на стапелях предприятия, 1914

1912—1917 годы — на Адмиралтейском заводе строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Бородино» и «Наварин»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

1914—1915(?) годы — на Адмиралтейском заводе по кооперации со строящимся заводом «Ноблесснер» в Ревеле (ныне Таллин) изготовлены корпуса четырёх подводных лодок типа «Барс», в том числе прославившейся позднее в годы Гражданской войны потоплением английского эсминца «Пантеры».

Советская Россия

28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.

7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».

1923 год — недостроенные линейные крейсера (быстроходные линейные корабли — сверхдредноуты) «Бородино» и «Наварин» типа «Измаил» проданы на металл в Германию.

13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А. Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).

1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».

13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».

1932 год — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены две подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1932—1933 годы — на заводе им. А. Марти построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V-бис, четыре из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке, пятая — на Судомеханический завод (№ 368) в Хабаровске, шестая и седьмая — на Судостроительный завод имени 61 коммунара (№ 200) в Николаеве. Только одна из этих подводных лодок — «Линь» (Щ-305) — была спущена на воду на самом заводе им. А. Марти.

1933—1934 годы — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены три подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис2, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

1934—1936 годы — на заводе им. А. Марти построены десять подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X, шесть из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке. В это же время на заводе Судомех были построены 5 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис.

1935 — 1936 годы — на заводе Судомех (позднее завод № 196) построены две сверхмалые подводные лодки АПСС (аэроподводный самодвижущийся снаряд), представлявшие собой отечественную попытку сделать управляемые торпеды, не получившую в то время развития из-за недостаточного уровня развития техники, а также сверхмалые субмарины АПЛ (аэроподводная лодка) и её усовершенствованный вариант «Пигмей». Все эти аппараты предполагалось сделать перевозимыми самолётами, но до принятия на вооружение дело по разным причинам не дошло.

1936 — 1940 годы — на заводе Судомех (позднее завод № 196) построено 14 подводных лодок типа М («Малютка») серии XII (проект 40), одна из которых была достроена как опытная для исследования энергоустановки единым двигателем.

1936—1941(1938) годы — на заводе им. А. Марти (позднее Завод № 194) построены три подводные лодки типа «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец») серии IX-бис, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. Среди них была С-56 — впоследствии гвардейская краснознамённая, с 1975 года — корабль-музей во Владивостоке.

Подводная лодка «К-21», 2011

декабрь 1936—1943 годы — на заводах Судомех (позднее завод № 196) и заводе им. А. Марти (позднее Завод № 194) построены соответственно три и шесть подводных лодок типа «К» («Крейсерская») серии XIV — самых мощных подводных лодок отечественного флота того времени, две из которых — «К-21» и «К-52» — впоследствии стали краснознамёнными, а одна — «К-22» — гвардейской. Краснознамённая подводная лодка «К-21» сохранилась до наших дней в качестве корабля-музея в городе Североморске.

1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).

1938—1941 годы — на Заводе № 194 построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X-бис, четыре из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1939—1941 годы — на Заводе № 196 строились три подводные лодки типа «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец») серии IX-бис, отправленные в июле-августе 1941 года сначала на Завод № 112 в Горьком для ожидания решения наркома, а затем, в октябре 1941 года — в Астрахань на завод № 638 им. Сталина для окончательной сборки, где и были впоследствии достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2.

1939—1941 годы — на Заводе № 196 построена и была отправлена в Баку, где доводилась до ума до 1945 года, первая принятая на вооружение отечественная подводная лодка с единым двигателем — М-401 проекта 95.

1940 год — на Заводе № 196 проведена модернизация подводной лодки М-90 серии XII с временной установкой комплекта средств для подлёдного плавания, показавшего на испытаниях в целом положительные результаты.

1940 — 22 июля 1941 года — на заводе № 196 строились 10 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проекта 96). Четыре из них были спущены на воду и в июле-октябре 1941 года переведены в Астрахань для достройки на заводе № 638 им. Сталина, три других были законсервированы и достроены уже после войны, а ещё три, к работам на которых к тому времени едва приступили, были сняты со строительства.

1940 — 25 июля 1941 года — на заводе № 194 29 июня 1940 года были перезаложены, строились и были спущены на воду 31 мая 1941 года предположительно доставленные по частям в 1940 с завода № 112 четыре подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии X-бис — Щ-411 и Щ-412. Постройка подводных лодок была прервана 25 июля 1941 года. Позднее две из них были достроены.

24 апреля 1942 года — законсервированная строящаяся на заводе № 194 подводная лодка Щ-411 была потоплена на Неве артиллерийским огнём противника, но уже вскоре была поднята спасательной службой флота.

1944—1945 годы — на заводе № 194 достроены две ранее законсервированные на плаву подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии X-бис — Щ-411 и Щ-412, ещё две недостроенные подводные лодки — Щ-409 и Щ-410 — по-видимому из-за устаревания проекта было решено не достраивать, а использовать в качестве источника комплектующих для первых двух лодок.

1945—1953 годы — на заводе № 196 построены 52(!) подводных лодки типа М («Малютка») серии XV (проекта 96). Три из них были законсервированы на заводе ещё в 1941 году и достроены в это время, ещё четыре были переданы для достройки с Завода № 402 в Молотовске и 5 — с Завода № 112 в Горьком, остальные 40 были целиком построены на заводе в это время высокопроизводительным поточно-позиционным методом.

1949 год — на заводе № 196 проведена работа по модернизации подводной лодки Р-1 проекта «РЕДО» (модификация субмарин типа М серии XII) по индивидуальному проекту с переименованием в М-92 для испытания новой энергетической установки с единым двигателем.

1950—1953 годы — на заводе № 196 построена малая подводная лодка с единым двигателем М-254 проекта 615. Торпедный и центральный отсеки подводной лодки позднее были установлены в качестве учебного пособия в ВВМУПП им. Ленинского комсомола.

1951—1955 годы — на заводе № 196 построены восемь торпедных дизель-электрических подводных лодок проекта 611 , на первой из которых часть завершающих работ были выполнены заводом № 680 в Таллине.

1951—1958 годы — на заводе № 196 построена подводная лодка с парогазовым двигателем С-99 проекта 617.

1953—1958 годы — на заводе № 196 построены 23 малых подводных лодки с единым двигателем проекта А615. Две из них — М-261 и М-296 — впоследствии были установлены в качестве памятников в Краснодаре и Одессе соответственно.

1954—1957 годы — на заводе № 194 построены шесть малых подводных лодки с единым двигателем проекта А615, ещё одна подводная лодка этого проекта — М-361 — достраивалась и позднее в 1958—1959 годах по улучшенному проекту 637, но в 1960 году была снята со строительства и передана в ВВМУПП им. Ленинского комсомола и установлена на суше в г. Пушкин (часть Санкт-Петербурга) в качестве лаборатории-тренажёра.

1956—1959 годы — построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». За 30 лет службы прошел более 500 тыс. миль, из них 350 тысяч во льдах толщиной более 2 м, провел более 3500 судов Северным морским путем

1957—1971 годы — на Заводе № 196 (позднее Ново-Адмиралтейском заводе) построены все 58 больших дизель-электрических подводных лодки проекта 641, причем производство его экспортных модификаций (ещё 17 подводных лодок, см. ниже) продолжалось до 1983 года. Сразу несколько подводных лодок этого проекта стали кораблями-музеями: Б-21 (Б-821, «Брянский комсомолец») — в Зеебрюгге, Бельгия под именем U-480; Б-39 в Сан-Диего (Калифорния), США; Б-49 в Рочестере, Великобритания (под именем U-475 «Black Widow» с 2004 года в отстое и недоступна для публики); Б-413 в Калининграде; Б-427 в Лонг Бич (Калифорния), США; Б-440 в Вытегре Вологодской области. Также одной из них была ставшая широко известной в 2014 году Б-435 — единственная к моменту начала Украинского кризиса подводная лодка военно-морских сил Украины, носившая название U01 «Запорiжжя», экипаж которой перешёл в состав Российского военно-морского флота.

21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».

1963(?)—1966 годы — на предприятии построены семь крупнейших в то время в советском флоте танкеров дейдвейтом 50600 тонн на паровых турбинах проекта 1552 типа «София». Параллельно в более крупных объёмах производство аналогичных танкеров шло на Балтийском заводе.[14]

Подводный крейсер проекта 671 «Ёрш»

1963—1971 годы — на Заводе № 196 (позднее Ново-Адмиралтейском заводе) построены 15 атомных подводных крейсеров проекта 671 «Ёрш».

1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».

1966—1969 годы — на Ново-Адмиралтейском заводе построены четыре больших дизель-электрических подводных лодки проекта И641 для военно-морских сил Индии. Одна из них — S20 «Kursura» — впоследствии стала кораблём-музеем в городе Вишакхапатнам.

1968—1972 годы — на Ново-Адмиралтейском заводе (позднее Ленинградском адмиралтейском объединении) построены 2 подводных обитаемых аппарата «Север-2» проекта 1825.

Подводный крейсер проекта 705 или 705К «Лира»

1968—1981 годы — на Ново-Адмиралтейском заводе была построена сверхсовременные на тот момент четыре атомных подводных крейсера проекта 705 «Лира» с титановым корпусом и жидкометаллическим реактором. На головной подлодке серии получившей ещё при спуске от вражеских радиостанций индивидуальное прозвище «Голубой кит», при испытаниях выявились проблемы с энергоустановкой, потребовавшей проведения некоторых доработок, что задержало строительство серии для корректировки проекта.

1970—1989 годы — на Ново-Адмиралтейском(?) заводе (позднее Ленинградском адмиралтейском объединении) построены 4 подводных аппарата «Поиск-2» проекта 18320 (1832).

1971—1980 годы — на Ново-Адмиралтейском заводе (позднее Ленинградском адмиралтейском объединении) построены 32 подводных аппарата «Тритон-1М» проекта 907 (09070).

1971—1983 годы — на Ново-Адмиралтейском заводе (позднее Ленинградском адмиралтейском объединении) для иностранных заказчиков построено 13 больших дизель-электрических подводных лодок проекта И641К. Четыре из них были переданы флоту Индии, шесть — Ливии и три — Кубы.

1971—1985 годы — на Ново-Адмиралтейском(?) заводе (позднее Ленинградском адмиралтейском объединении) построены 13 подводных аппаратов «Тритон-2» проекта 908 (09080).

1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.

1972—1973 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построены два буксируемых подводных аппарата проекта «Атлант-2».

1972—1974 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построены шесть буксируемых подводных аппаратов проекта «Тетис».

Подводный крейсер проекта 671РТ «Сёмга»

1972—1975 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построены два подводных аппарата проекта 1602 «ТИНРО-2».

1973—1976 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построена подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-76-01 «Бентос» проекта 1603 «Бентос-300».

1974—1978 годы — на предприятии построены три атомных подводных крейсера проекта 671РТ «Сёмга» и достроен ещё один аналогичный, в основном собранный на заводе Красное Сормово в Горьком, где параллельно строились такие же подводные крейсера.

1975—1983 годы — на объединении построен глубоководный подводный аппарат АГА-7 (АС-7) проекта 906 «Поиск-6».

Подводный крейсер проекта 671РТМ или 671РТМК «Щука»

1976—1984 годы — на предприятии построены семь атомных подводных крейсеров проекта 671РТМ «Щука».

1977—1979 годы — на предприятии построена специальная подводная лодка для глубоководных водолазных работ БС-555 проекта 1840.

Корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов»

1977—1989 годы — построены два крупных и сложных корабля измерительного комплекса — «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов».

1977—1991 годы — на предприятии по данным открытых источников[15] построена атомная подводная лодка специального назначения АС-13 проекта 1910 «Кашалот» и заложено ещё две аналогичных подводных лодки введенные в строй позднее.

1981—1983 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построена подводная лаборатория буксируемая ПЛБ-83-02 «Бентос-2» проекта 1603 «Бентос-300».

1981—1991 годы — на предприятии по данным открытых источников[16] построена атомная подводная лодка специального назначения АС-23 проекта 1851 «Нельма» и заложено ещё две или три аналогичных подводных лодки, две из которых были введены в строй позднее.

1982—1987 годы — построены два спасательных судна — «Алатау» и «Карабах» («Алтай»).

1983—1986 годы — построено судно снабжения «Александр Брыкин».

1983—1990 годы — на заводе построены шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Индии.

1984—1990 годы — на предприятии построены две малые специальные подводные лодки проекта 865 «Пиранья». Ещё одна заложенная аналогичная подводная лодка не достраивалась и была разобрана на стапеле.

1984—1991 годы — на предприятии построены пять атомных подводных крейсеров проекта 671РТМК «Щука» и заложен ещё один аналогичный, введённый в строй позднее.

1985—1987 годы — на предприятии построена опытная подводная лодка для изучения технологий скоростного движения под водой СС-533 проекта 01710.

1989—1990 годы — на объединении для Министерства рыбного хозяйства построены четыре буксируемых подводных аппаратов проекта «Тетис-Н».

1991 год — началось строительство серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана. Первый корабль серии — «Tareg» — был введён в строй в последний день существования СССР и в тот же день был заложен второй — «Noor».

Современная Россия

1991—1995 годы — на предприятии по данным открытых источников[17] были достроены две заложенные ранее атомные подводные лодки специального назначения проекта 1910 «Кашалот».

1991—1995 годы — на предприятии по данным открытых источников[18] были достроены две заложенные ранее атомные подводные лодки специального назначения проекта 1851 «Нельма».

1991—1996 годы — завершено строительство заложенной ранее атомной подводной лодки Б-448 (до 03 июня 1992 года атомного подводного крейсера К-448) проекта 671РТМК «Щука».

1991—1996 годы — завершение строительства серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана, введены в строй подводные лодки «Noor» и «Yunes».

30 марта 1992 года — Ленинградское адмиралтейское объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».

1992—2011 годы — для ВМФ России со значительными перерывами построены два глубоководных обитаемых аппарата АС-37 «Русь» проекта 16810 (позднее модернизирован по проекту 16811) и «Консул» проекта 16811. В 2011 году в Атлантическом океане «Консул» достиг глубины 6270 м.[19][20]

1995—1997 годы — построена подводная лодка S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

Субмарина проекта 877ЭКМ экспортируется в Китай

1996—1998 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (улучшенной версии проекта 877ЭКМ «Палтус») для военно-морского флота Китая.

1997—2001 годы — на заводе построены и переданы заказчику «Лукойл-Арктик-танкер» пять танкеров ледового класса: «Астрахань», «Магас», «Калининград», «Саратов», «Усинск»

2002—2008 годы — на заводе построены и переданы заказчику 8 танкеров серии «мосты»: «Троицкий мост», «Тучков мост», «Башенный мост», «Торговый мост», «Театральный мост», «Таврический мост», «Тверской мост», «Транссибирский мост»

2007—2010 годы — построено и передано заказчику «Совкомфлот» два танкера: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров»

Подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» пр. 667

1997—2010 годы — на заводе построена спущенная на воду в 2004 году дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» — головная подводная лодка проекта 677 «Лада». Вследствие неких выявившихся конструктивных недостатков принципиально новая подводная лодка была принята только в опытную эксплуатацию в 2010 году, что позднее задержало строительство и серийных подводных лодок этого проекта. Полноценно в состав флота подводная лодка вошла только в 2021 году[21].

1998—2000 годы — построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

2002—2006 годы — на заводе построены пять подводные лодок проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.

2006—2007 годы — построены два ледокольных противопожарных буксира

2005—2011 годы — на заводе начато строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», однако в связи с проблемами, выявившимися при приёмке головной подводной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» их достройка была приостановлена для доработки проекта.

«Академик Трёшников»

2006—2010 годы — на заводе построены две подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.

2009—2012 годы — построено и передано заказчику научно-экспедиционное судно ледового класса «Академик Трёшников».

2013 — настоящее время (2024 год) — на заводе по скорректированному проекту проводится строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».

Подводная лодка Б-261 «Новороссийск» пр. 636.3

2010—2016 годы — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Черноморского флота.

2010—2017 годы — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама.

Ледокол «Илья Муромец», 2018

2015—2017 годы — для ВМФ России построен вспомогательный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 водоизмещение 6000 тонн.

2015(?)—2018 годы — на предприятии строится серия из двух подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.

2016 — настоящее время (2024 год) — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Тихоокеанского флота.

1 сентября 2017 года — 2020 год — на заводе был достроен крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» типа ЛК-25 мощностью 25 МВт, переведённый для достройки с другого берега реки, где его начинал строить Балтийский завод.

2017 — настоящее время (2024 год) — на предприятии строится серия из двух многофункциональных патрульных кораблей ледокольного типа проекта 23550.

2018 — настоящее время (2024 год) — заводом строится серия из 10 больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192.

2019–2022 годы — заводом построена первая в своём роде дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный Полюс» проекта 00903.[22]

2023 — настоящее время (2024 год) — на предприятии строится научно-экспедиционное судно «Иван Фролов».[23]

«Ингерманланд» (1715)
Линкор «Полтава» (1712) на монете, 1996

Знаменитые корабли, суда и достопримечательности, построенные на предприятии и при его активном участии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 54-пушечный корабль «Полтава» (построен в 1709—1712 годах) — первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербурге. Его строительством на отдельных этапах руководил лично Царь Пётр I. Корабль активно участвовал в Северной войне 1700—1721 годов. Прошёл тимберовку (капитальный ремонт с заменой обшивки) на предприятии в 1718—1719 годах. После 1723 года в море не выходил и был разобран за ветхостью после 1732 года. В Центральном военно-морском музее сохранились элементы его резного декора.
  • 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» (построен в 1712—1715 годах в Санкт-Петербургском адмиралтействе) — первый отечественный линейный корабль с большой осадкой, достигший уровня мирового кораблестроения, а также первый отечественный линейный корабль среднего размера с более чем 60 пушками. Впоследствии послужил прообразом самых массовых серий отечественных парусных линейных кораблей. Построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе при непосредственном участии Петра I в 1712—1715 годах корабль стал флагманом Балтийского флота вплоть до окончания Северной войны в 1721 году. Позднее стал одним из первых музейных кораблей, сохранявшихся по указу Петра I «для памяти», но в 1736 году был разобран ввиду крайней ветхости.
Макет «Потаённого судна» Никонова, 2012
  • Модель «потаённого судна» Ефима Никонова (построена в феврале 1720 — марте 1721 годов, по-видимому, на Галерном дворе) — модель «потаённого судна» Ефима Никонова (первой построенной отечественной подводной лодки) и стала самой первой отечественной подводной лодкой, дважды успешно погрузившись в Неве у Галерного двора (ныне часть предприятия Адмиралтейские верфи) с изобретателем на борту летом 1721 года. Ныне обычно называется просто «Потаённое судно», поскольку построенная позднее более крупная подводная лодка не была доведена до рабочего состояния.
Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
  • 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» (построен в 1723—1727 годах) — один из самых крупных боевых кораблей своего времени и первый в отечественном флоте корабль (линкор) I ранга по классификации XVIII века. Строился при непосредственном участии в проектировании и строительстве Императора Петра I. Участвовал в осаде Данцига в 1734 году. 23 августа 1736 года остался без значительной части такелажа в результате попадания в грот-мачту двух молний, после чего в море не выходил. С 1744 года корабль-музей, хранившийся в специальном плавучем доке в память о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.
Копия линкора «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)
  • 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» (построен в 1732—1737 годах) — один из крупнейших боевых кораблей своего времени, реально нёсший до 130 пушек. Столь большие корабли отсутствовали даже во многих ведущих флотах, включая, например, английский, а в остальных их наличествовало не более одного. Из-за недостаточного внимания к боевой подготовке при отражении нападения Швеции в 1741—1743 годах служил плавучей батареей в Кронштадте, поскольку из-за недостатка опытных матросов и офицеров командование решило не рисковать предельно технически сложным на тот момент кораблём и распределило имеющиеся кадры на более лёгкие линкоры. В 1752 году разобран по ветхости.
Пароход «Елизавета»
  • 130-пушечный корабль «Благодать» (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы.
  • Стимбот (пароход) «Елизавета» (построен в 1815 году на заводе Берда) — первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф»). Изначально имел кирпичную трубу, впоследствии заменённую на металлическую, использовавшуюся заодно как мачта для паруса.
  • Пароходофрегат «Богатырь» (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушкой.
Эскадренный броненосец «Пётр Великий»
  • Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» (построен в 1869—1877 годах) — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута». Прослужил впоследствии с переделками более 80 лет. Во время Русско-японской войны находился в процессе переоборудования в учебный корабль, в качестве которого и прослужил до Первой мировой войны, когда принял в ней участие в качестве плавбазы подводных лодок. Принимал участие в Ледовом походе 1918 года. Разобран на металл в 1959 году.
Минный катер «Чесма»[11]
  • Минный катер «Чесма» (построен в 1876(?) году на заводе Берда) — один из двух минных катеров, участвовавших в первой в мире успешной торпедной атаке в ночь с 13 на 14 января 1878 года, в результате которой была потоплена турецкая мореходная канонерская лодка (вооружённый пароход) «Ихтибах». Базировался на пароходе «Великий Князь Константин», служившем для доставки катеров к месту атаки, и участвовал во всех его ночных рейдах в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
  • Парусно-винтовой корвет (бронепалубный крейсер 1 ранга) «Витязь» (построен в 1883—1886 годах на Франко-русском заводе) — боевой корабль, ставший благодаря активной океанографической деятельности во время походов на Дальний Восток, первый из которых проводился под командованием тогда ещё капитана 1 ранга С. О. Макарова, одним из самых прославленных океанографических судов в мире. Он единственный из отечественных кораблей приведён в списке 10 самых прославленных экспедиционных судов на фасаде Океанографического музея в Монако. Во время второго своего похода на Дальний Восток в 1893 году крейсер попал на камни во время картографических работ у восточных берегов Корейского полуострова, где и был разбит волнами после длительных попыток его спасти.
Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге, 2013 г.
  • Крейсер 1 ранга (бронепалубный крейсер, лёгкий крейсер) «Аврора» типа «Диана» (построен в 1896—1903 годах в Новом адмиралтействе) — широко прославившийся как символ Октябрьской революции 1917 года крейсер участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 годов, где в составе 2-й Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении. Также принимал участие в Первой мировой войне, Ледовом походе, Гражданской войне и Великой Отечественной войне. В последней были сильно повреждён, но выведен из состава флота был только в 1948 году, а с 1957 года стал кораблём-музеем. Является единственным в мире сохранившимся кораблём этого класса той эпохи.
Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)
  • Краснознамённый линейный корабль «Октябрьская Революция» (до 1925 года «Гангут») (построен в 1911—1914 годах) — один из четырёх первых отечественных линкоров-дредноутов типа «Севастороль». В Первую мировую войну из-за выявленных недостатков бронирования к боевым действиям привлекался ограниченно, но в Финскую и Великую Отечественную войну, имея на борту большое количество орудий крупного калибра, сумел оказать значительную помощь армии, особенно при обороне Ленинграда. Перед Второй мировой войной был модернизирован в основном в плане усиления зенитного вооружения и средств управления. С 1954 года — учебный, списан на металл в 1956 году. Якоря и зенитные орудия корабля установлены на якорной площади Кронштадта.
Подводная лодка «Пантера» после 1935 г.
  • Подводная лодка «Пантера» (ПЛ № 5, «Комиссар», Б-2, ПЗС-1) типа «Барс» (построена на предприятии и заводе «Ноблесснер» в Ревеле (ныне Таллин) в 1913—1916 годах) — участвовала в Первой мировой войне, в ходе которой возможно уничтожила один транспорт. Участвовала в Ледовом походе 1918 года, участвовала в боевых действиях на Ладожском озере. 31 августа 1919 года прославилась, потопив английский эскадренный миноносец «Витториа», что стало первой победой подводников Советской России. В 1934—1935 годах прошла глубокую модернизацию. Находилась в дозоре в период напряжённости перед Советско-финской войной, но саму войну простояла в ремонте. Участвовала в Великой Отечественной войне, где выполнила 1 боевой поход и сбила бомбардировщик. С 1943 года использовалась как плавучая зарядовая станция. В 1955 году списана и разрезана на металл. Носовой торпедный аппарат корабля при этом сохраняется в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
  • Гвардейская подводная лодка М-171 (М-87) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196) — с 21 июня 1939 года в составе Северного флота. Участвовала в Финской войне и Великой Отечественной войне. Гвардейская с 3 апреля 1942 года, удерживала переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ как лучшая подводная лодка страны с августа 1942 года до конца войны. Выполнила в Великой Отечественной войне 29 боевых походов, достоверно потопила два транспорта водоизмещением 5 и 3,2 тыс. тонн соответственно. После войны возвращена на Балтийское море, с 1950 года учебная, списана в 1960 году.
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка М-172 (М-88) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196) — с 21 июня 1939 года в составе Северного флота. Участвовала в Финской войне и Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 3 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявление при этом доблести и мужества. Достоверно потопила 1 февраля 1943 года германский сторожевой корабль «V-6115» («Ostwind»). Гвардейская с 25 июля 1943 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 20 боевых походов, в последнем из которых в октябре 1943 года пропала без вести.
  • Гвардейская подводная лодка М-174 (М-91) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 196) — с 16 июня 1939 года в составе Северного флота. Участвовала в Финской войне и Великой Отечественной войне. Достоверно потопила 21 декабря 1941 германский транспорт «Emshörn» (4301 брт). Гвардейская с 3 апреля 1942 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 17 боевых походов, в последнем из которых в октябре 1943 года пропала без вести.
Подводная лодка К-21 в Североморске, 2011
  • Краснознамённая подводная лодка К-21 (построена в 1937—1940 годах на Заводе № 196) — подводная лодка, перешедшая с началом Великой Отечественной войны на Северный флот, знаменитая, помимо подтверждённых потопления транспорта, боевого корабля и нескольких рыболовецких судов, также неудачной атакой на германский линкор «Тирпиц». В 1949 году переименована в Б-4, в 1956 году переформирована сначала в передвижную зарядную станцию ПЗС-51, а затем — в учебно-тренировочную станцию УТС-5. В 1981 году поставлена в плавучий док для музеефикации и с 1983 года превращена в музейный корабль в городе Североморске.
  • Гвардейская подводная лодка К-22 (построена в 1938—1940 годах на Заводе № 196) — подводная лодка, перешедшая с началом Великой Отечественной войны на Северный флот, потопила артиллерией и минами, по разным данным, шесть или семь транспортов противника, в том числе уничтожила севший на мель транспорт «Мимона», перевозивший зимнее обмундирование, что сорвало сроки немецкого наступления в Заполярье. Пришла на помощь потерявшей ход и дрейфующей под парусом во вражеских водах подводной лодке Щ-421. Гвардейская с 3 апреля 1942 года. Погибла в боевом походе в феврале 1943 года по неизвестной причине.
Подводная лодка C-56, 2005
Атомный ледокол «Ленин»
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56 IX-бис серии типа С («Средняя») (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 194 и Заводе № 202 во Владивостоке) — была по секциям отправлена во Владивосток для окончательной сборки. В 1942 году через Панамский канал перешла на Северный флот. За боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени 31 марта 1944 года. С 23 февраля 1945 года — гвардейская. Самая результативная отечественная подводная лодка Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных торпедным оружие целей, хоть и, в массе своей относительно небольших — субмарина потопила сторожевой корабль, тральщик и два транспорта, один из которых имел водоизмещение более 5 тыс. тонн. Ещё один столь же крупный транспорт был ею только повреждён из-за не срабатывания взрывателя торпеды. Всего совершила 8 походов, 13 атак и выпустила 30 торпед. Противник истратил на охоту за ней около 3 тыс. глубинных бомб, при этом подводную лодку 19 (!) раз официально объявляли погибшей. После войны вернулась по Севморпути на Тихоокеанский флот, первой из отечественных подводных лодок выполнив кругосветное плавание. С 14 марта 1955 года преобразована в плавучую зарядную станцию. С 1964 года — учебно-тренировочная подводная лодка. С 9 мая 1975 года установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной во Владивостоке, с 25 июля 1982 года входит в состав Мемориала славы Тихоокеанского флота.
  • Атомный ледокол «Ленин» (построен в 1956—1959 годах на Судостроительном заводе им. А. Марти) — первый в мире что атомный ледокол и первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой. Выведен из состава флота в 1989 году, в настоящее время находится в качестве корабля-музея в Мурманске.
Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону», 2015
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный Полюс»
  • Научно-экспедиционное судно ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный Полюс» проекта 00903 (построена в 2018—2022 годах) — первое в своём роде судно, предназначенное для длительных (более года) исследований Северного Ледовитого океана непосредственно во льдах. Призвано заменить ранее действовавшие долговременные дрейфующие полярные станции на льдинах, которые в связи с постепенным потеплением в Арктике и резким уменьшением количества и качества многолетних льдов к моменту создания судна стали значительно менее безопасными, чем были в XX веке.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Плоскодонная плавучая артиллерийская батарея практически в форме ящика.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. Это следует из состава экспедиции, и изучения чертежей входивших в её состав линкоров типа «Слава России»[1] и «Святой Павел»[2], к последнему типу относился только «Святослав» постройки Санкт-Петербургского адмиралтейства.
  4. Это можно установить по составу эскадр Первой архипелагской экспедиции — два фрегата входили только в состав второй эскадры, что подтверждает и наличие рядом её флагмана «Святослава».
  5. Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.
  6. Не удалось обнаружить в каких именно адмиралтействах.
  7. На счёт «Твёрдого» нет полной уверенности, что он был построен именно в Главном адмиралтействе.
  8. Не удалось обнаружить в каком именно адмиралтействе.
  9. Сведения о достоверном обнаружении затонувшего корабля появились в открытой печати лишь в 2003 году через 110(!) лет после его гибели.
  10. Чехарда со сроками строительства кораблей этого типа привела, в результате, к тому, что серию обозначают и как тип «Адмирал Ушаков» по фактически первому кораблю, и как тип «Адмирал Сенявин» — по тому, который должен был быть первым в серии.
  11. На фоне парохода «Великий Князь Константин».